МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Реферат на тему:
Социальное страхование
Выполнила:
Студентка 5 курса
Группы 501-Ф
Бень Екатерина
Симферополь 2009
1. Право граждан на обеспечение по общеобязательному государственному социальному страхованию
Согласно статье 46 Конституции Украины граждане имеют право на социальную защиту, что включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независимым от них обстоятельствам, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом (часть первая статьи 46). Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и иных источников социального обеспечения созданием сети государственных, коммунальных, частных учреждений для ухода за нетрудоспособными (часть вторая статьи 46).
При этом согласно ст. 46 Конституции Украины пенсии, иные виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом.
В самом общем виде социальное обеспечение (страхование) можно обозначить как содержание за счет общества особой категории граждан, в особых случаях и особыми способами. Социальным данный вид страхования (обеспечения) называется потому, что он представляет собой обязанность всего общества, реализуемую государством.
Государство содействует гражданам в удовлетворении той или иной потребности различными способами, которые представляют собой виды пособий по социальному страхованию (обеспечению). К таким видам относятся: пенсии, различного рода пособия (по временной нетрудоспособности; по беременности и родам и т.п.); льготы (например, льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг для некоторых категорий граждан, льготы на получение пенсии по возрасту и т.д.); социальное обслуживание (в виде совершения действий бытового характера в пользу нуждающихся); натуральное обеспечение (транспортные средства, продукты питания, одежда и т.п.).
Определение обязательных гарантий социальной защиты не исключает возможности внедрения законом иных дополнительных гарантий в этой сфере (например, социальное пособие различных видов).
Одной из организационно-правовых форм социальной защиты граждан является общеобязательное государственное социальное страхование.
Как определено Основами законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании от 14 января 1998 года № 16/98-ВР, общеобязательное государственное социальное страхование – это система прав, обязанностей и гарантий, предусматривающая предоставление социальной защиты, которая включает материальное обеспечение граждан в случае болезни, полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независимым от них обстоятельствам, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом, за счет денежных фондов, формируемых путем уплаты страховых взносов владельцем или уполномоченным им органом, гражданами, а также бюджетных и иных источников, предусмотренных законом (статья 1).
Отношения, возникающие по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования, регулируются законами, принятыми согласно Основам.
Лица, которые подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию, получают свидетельство об общеобязательном государственном социальном страховании, которое является единым для всех видов страхования и документом строгой отчетности. Порядок выдачи и образец свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании утверждается Кабинетом Министров Украины.
2. Функции страхования
Функции страхования и его содержание как экономической категории органически связаны. В качестве функций экономической категории страхования можно выделить следующие:
1. Формирование специализированного страхового фонда денежных средств.
2. Возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан.
3. Предупреждение страхового случая и минимизация ущерба.
Первая функция – это формирование специализированного страхового фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании. Этот фонд формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Государство, исходя из экономической и социальной обстановки, регулирует развитие страхового дела в стране.
Функция формирования специализированного страхового фонда реализуется в системе запасных и резервных фондов, обеспечивающих стабильность страхования, гарантию выплат и возмещений. Если в коммерческих банках аккумулирование средств населения с целью, например, денежных накоплений, имеет только сберегательное начало, то страхование через функцию формирования специализированного страхового фонда несет сберегательно-рисковое начало. В моральном плане каждый участник страхового процесса, например при страховании жизни, уверен в получении материального обеспечения на случай несчастного события и при завершении срока действия договора. При имущественном страховании через функцию формирования специализированного страхового фонда не только решается проблема возмещения стоимости пострадавшего имущества в пределах страховых сумм и условий, оговоренных договором страхования, но и создаются условия для материального возмещения части или полной стоимости пострадавшего имущества.
Через функцию формирования специализированного страхового фонда решается проблема инвестиций временно свободных средств в банковские и другие коммерческие структуры, вложения денежных средств в недвижимость, приобретения ценных бумаг и т.д. С развитием рынка в страховании неизменно будет совершенствоваться и расширяться механизм использования временно свободных средств. Значение функции страхования как формирования специальных страховых фондов будет возрастать.
Вторая функция страхования – возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридические лица, которые являются участниками формирования страхового фонда. Возмещение ущерба через указанную функцию осуществляется физическим или юридическим лицам в рамках имеющихся договоров имущественного страхования. Порядок возмещения ущерба определяется страховыми компаниями, исходя из условий договоров страхования и регулируется государством (лицензирование страховой деятельности). Посредством этой функции получает реализацию объективного характера экономической необходимости страховой защиты.
Третья функция страхования – предупреждение страхового случая и минимизация ущерба – предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий. Сюда же относится страховое воздействие на страхователя, закрепленное в условиях заключенного договора страхования и ориентированное на его бережное отношение к застрахованному имуществу. Меры страховщика по предупреждению страхового случая и минимизации ущерба носят название превенции. В целях реализации этой функции страховщик образует особый денежный фонд предупредительных мероприятий.
В интересах страховщика израсходовать какие-то денежные средства на предупреждение ущерба (например, финансирование противопожарных мероприятий: приобретение огнетушителей, размещение специальных датчиков контроля над тепловым излучением и т.д.), которые помогут сохранить застрахованное имущество в первоначальном состоянии. Расходы страховщика на предупредительные мероприятия целесообразны, так как позволяют добиться существенной экономии денежных средств на выплату страхового возмещения, предотвращая пожар или какой-либо другой страховой случай. Источником формирования фонда превентивных мероприятий служат отчисления от страховых платежей.
3
. Виды материального обеспечения и социальных услуг по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности. Страховые случаи, условия предоставления пособия по временной нетрудоспособности и продолжительность его выплаты, размер пособия по временной нетрудоспособности
Пособие по временной нетрудоспособности относится к одному из видов пособий по государственному социальному страхованию, которые выплачиваются из средств Фонда социального страхования Украины (п. 44 Инструкции о порядке поступления, учета и использования средств Фонда социального страхования Украины, утвержденной постановлением правления Фонда социального страхования Украины от 28.12.94 г. № 44).
Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Президиумом ВЦСПС 12.11.84 г. с дополнениями и изменениями по состоянию на 10.11.91 г., статьями законов Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» и «О правовой и социальной защите военнослужащих и членов их семей», «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», Положением о порядке назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденным Министерством труда, Министерством образования, Министерством социальной защиты населения, Министерством финансов Украины и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 19.03.93 г. № 10.
Пособия по временной нетрудоспособности выдаются рабочим, служащим, членам колхозов, другим гражданам, на которых распространяется государственное социальное страхование в следующих случаях:
1. при заболевании (травме), связанной с утратой трудоспособности;
2. при санаторно-курортном лечении;
3. при болезни члена семьи, в случае необходимости ухода за ним;
4. при карантине;
5. при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием;
6. при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия;
7. при уходе за ребенком в возрасте до 3-х лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет в случае болезни матери;
8. при уходе за больным ребенком в возрасте до 14 лет.
Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке больничный листок (листок нетрудоспособности). Другие документы не могут служить основанием для выплаты пособия. В случае утери больничного листка пособие может быть выдано по дубликату.
Пособие по временной нетрудоспособности при заболевании (травме) выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до установления врачебно-трудовой экспертной комиссией (ВТЭК) инвалидности, даже если в это время работник был уволен. При наступлении временной нетрудоспособности в период спора о правильности увольнения пособие выдается в случае восстановления на работе. При этом пособие выдается со дня вынесения решения о восстановлении на работе.
При бытовой травме пособие выдается, начиная с шестого дня нетрудоспособности. Если травма явилась результатом стихийного бедствия (землетрясения, наводнения, пожара и т.п.) либо анатомического дефекта пострадавшего, пособие выдается за весь период нетрудоспособности по общим правилам.
При наступлении временной нетрудоспособности вследствие заболевания (травмы) во время пребывания в ежегодном (в основном или дополнительном) отпуске пособие выдается за все дни освобождения от работы, удостоверенные больничным листком. При наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы пособие не выдается. Если нетрудоспособность продолжается и после окончания отпуска без сохранения зарплаты, то пособие выдается со дня, когда работник должен был приступить к работе.
Пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере:
1) 100% заработка:
· в случае трудового увечья или профессионального заболевания;
· работникам, имеющим непрерывный трудовой стаж 8 и более лет, а при исчислении пособия в связи с уходом за больным ребенком и в возрасте до 14 лет – имеющим общий трудовой стаж 8 и более лет;
· работникам, имеющим на своем иждивении трех и более детей в возрасте до 16 лет (учащихся – до 18 лет) (независимо от стажа работы);
· женам военнослужащих (независимо от стажа работы);
· в связи с уходом за больным ребенком в возрасте до 14 лет женщинам-военнослужащим (независимо от стажа работы);
· работникам из числа детей-сирот, которые остались без опеки, родителей, не достигли 18 лет и имеют трудовой стаж до 5 лет;
· работающим участникам и инвалидам войны и лицам, приравненным к ним;
· работникам, отнесенным к I, II, III, IV категориям в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», а также которые временно работали с момента аварии до 01.07.86 г. не менее 14 календарных дней или не менее трех месяцев на протяжении 1986, 1987 гг. в зоне безусловного (обязательного) отселения, при условии, что они были направлены в эту зону по распоряжению министерств, ведомств, исполкомов, областных Советов народных депутатов (независимо от стажа работы);
· одному из родителей (или лицу, которое их заменяет) больных детей в возрасте до 14 лет, признанных потерпевшими в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», независимо от непрерывного стажа работы за весь период болезни, включая санаторно-курортное лечение, если ребенку необходим уход родителей в соответствии с выводами врачебной консультационной комиссии;
2) в размере 80% заработка:
· работникам, имеющим непрерывный трудовой стаж от 5 до 8 лет, а при исчислении пособия в связи с уходом за больным ребенком в возрасте до 14 лет – имеющим общий трудовой стаж от 5 до 8 лет;
3) в размере 60% заработка:
· работникам, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет (по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет – общий трудовой стаж до 5 лет).
Пособие по уходу за больным членом семьи выдается не более чем на 3 календарных дня. Продление срока выдачи пособия сверх 3-х календарных дней производится лишь в исключительных случаях, в зависимости от тяжести заболевания члена семьи и бытовой обстановки, и не более чем до 7-и календарных дней в общей сложности. Работнику, находящемуся в очередном или дополнительном отпуске или в отпуске без сохранения заработной платы, пособие по уходу за больным членом семьи не выдается.
Пособия назначаются по месту работы работника (где находится его трудовая книжка) комиссией по социальному страхованию или уполномоченным на это профкомом членом комиссии (профкома).
Право граждан на материальное обеспечение в случае временной потери трудоспособности как составная права на социальную защиту гарантируется общим государственным социальным страхованием в порядке, установленном Законом Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением” от 18 января 2001 года № 2240-III, часть вторая статьи 35 которого предусматривает, что условия предоставления пособия по временной нетрудоспособности в результате заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, определяются Законом, нормы которого оспариваются.
Законом предусматривается выплата застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в результате заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности начиная с шестого дня нетрудоспособности за весь период до восстановления трудоспособности или до установления в соответствующем порядке инвалидности (часть первая статьи 2); первые пять дней временной нетрудоспособности в результате заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, оплачиваются собственником или уполномоченным им органом за счет средств предприятия, учреждения, организации по месту работы в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины (часть вторая статьи 2).
С установлением указанной нормы размер страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, уменьшен для работодателей с 4 до 2,9 процента суммы фактических затрат на оплату труда нанимаемых работников.
Анализ законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании, в частности постановлений Кабинета Министров Украины от 6 мая 2001 года № 439, от 26 сентября 2001 года № 1266 о порядке оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности в результате заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, и порядок начисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, свидетельствует, что оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств предприятия, учреждения, организации проводится в пределах правоотношений, регулируемых Законом Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением”. Это порождает соответствующие правовые последствия в сфере защиты прав застрахованных лиц.
Закрепленные в статье 2 Закона нормы относительно выплаты застрахованным лицам помощи по временной нетрудоспособности Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности начиная с шестого дня нетрудоспособности и относительно оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности работодателями имеют императивный характер. Различные источники покрытия этих расходов не влияют на право застрахованных лиц на материальное обеспечение по временной нетрудоспособности.
Конституционное право граждан на социальную защиту в случае временной потери трудоспособности и государственные гарантии реализации ими этого права (части первая и вторая статьи 46 Конституции) не нарушаются.
Использованная литература
1. Основы государства и права Украины / Под ред. И.Н. Пахомова. – Х.: Одиссей, 2000.
2. Основи правознавства: Навч. посіб. / За ред. С.В. Ківалова
3. Трудове право України: Підручник / За ред. Д.О. Карпенко – Київ, 1999.
4. Конституция Украины // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1996. – № 30. – Ст. 141.
5. Кодекс законiв про працю України з постатейними матерiалами // Бюлетень законодавства i юридичної практики України. – К.: Юрiнком, 1997. – №№11-12.
6. Научно-практический комментарий к законодательству Украины о труде. В 2-х т. – Симферополь: Тавріда, 1998.