Инфологическая модель базы данных дистанционного образования

Федеральноеагентство по образованию
ГОУ СПО «Астраханскийгосударственный политехнический колледж»
Курсоваяработа
подисциплине: Базы данных
на тему:
Инфологическаямодель базы данных
дистанционногообразования
 
Выполнил: студент гр.АС-372
Хасенов К.К.
Проверил:
АСТРАХАНЬ2005

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Системный анализ предметной области. 5
1.1. Краткая характеристика предметной области. 5
1.2. Описание предметной области. 9
2. Инфологическое моделирование. 14
2.1.Модель «сущность-связь». 14
2.2. Связи между сущностями инфологической модели. 16
Заключение. 21
Список литературы… 22
Введение
Целью данной курсовойработы является построение и реализация базы данных дистанционного образования.
Основными задачами,поставленными в ходе работы, являлись:
—   сбор, анализ исортирование документов с целью описания предметной области;
—   отбор необходимыхдокументов для создания базы данных;
—   выявлениесущностей инфологической модели и моделирование связей между ними.
В настоящее времяпрактически во всех сферах человеческой деятельности используются базы данных.В том числе решение перечисленных задач позволит достигнуть цели, поставленнойв курсовой работе, а именно, реализовать базу данных для обеспечения учетадеятельности отдела закупок, что позволит следить за работой отдел, вести учетклиентов, заказчиков, поставщиков, видов товара более точно, с меньшимивременными затратами, регулярным обновлением данных. Данная база данных можетприменяться в различных школах.
В общем смысле термин«база данных» (БД) можно применить к любой совокупности связанной информации,объединенной вместе по определенному признаку, т.е. к набору структурированныхданных (организованных определенным образом). При этом большинство БДиспользует табличный способ представления, где данные располагаются по строкам(которые называются записями) и столбцам (которые называются полями), всезаписи должны состоять из одинаковых полей и все данные одного поля должныиметь один тип.
В настоящее времясуществует множество систем управления базами данных (СУБД) и других программ,выполняющих похожие функции, преобладающей является реляционная базаданных.В компьютерном варианте в реляционной БД информация хранится, как правило, внескольких таблицах-файлах, связанных между собой посредством одного илинескольких совпадающих в этих таблицах полей (в некоторых компьютерных системахвсе таблицы одной базы помещаются в один файл). Каждая строка в таблицереляционной БД должна быть уникальна (т.е. не должно быть одинаковыхстрок-записей). Такие уникальные столбцы (или уникальные группы столбцов),используемые, чтобы идентифицировать каждую строку и хранить все строкиотдельно, называются первичными ключами таблицы.
Для проектирования БДодной из концепционных является модель «сущность-связь». С помощью сущностимоделируется класс однотипных объектов. Сущность имеет имя, уникальное впределах моделируемой системы. Так как сущность соответствует некоторому классуоднотипных объектов, то предполагается, что в системе существует множествоэкземпляров данной сущности. Объект, которому соответствует понятие сущности,имеет свой набор атрибутов – характеристик, определяющих свойстваданного представителя класса. При этом набор атрибутов должен быть таким, чтобыможно было различать конкретные экземпляры сущности.
Отношение «один-ко-многим»можно назвать основным типом отношений, использующимся при проектированиисовременных БД. Поскольку оно позволяет представлять иерархические структурыданных.
Отношения один-ко-многиммогут быть жесткими и нежесткими. Для жестких отношений должно выполнятьтребование, что каждой записи в родительской таблице должна соответствоватьхотя бы одна запись в дочерней таблице.
Таким образом, выборреляционной БД открывает широкие возможности для пользователя, позволяя легкосоздать БД, удовлетворяющую требованиям организаций самого разногопользовательского профиля, выполняющих разные по значимости задачи ииспользующих неравнозначные объемы информации в своей деятельности.
1.Системный анализ предметной области 1.1.Краткая характеристика предметной области
Деканат дистанционногообразования АГПК, именуемый в дальнейшем «ДО АГПК», являетсяструктурным учебным и научно-методическим подразделением Астраханскогогосударственного политехнического колледжа (АГПК).
ДО АГПК создан по приказуректора АГПК для осуществления и дальнейшего развития технологий дистанционногообучения в Астраханской области и Прикаспийском регионе.
ДО АГПК осуществляет своюдеятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданскимкодексом Российской Федерации, Федеральными законами «Обобразовании», «О среднем профессиональном образовании».
ДО АГПК функционирует напринципах хозрасчета и самофинансирования, с самостоятельным расчетным счетомдля хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных операций,необходимых для организации учебного процесса, развитияматериально-технической, информационной и учебно-методической базы ДО, имеет собственныештампы и бланки.
ДО АГПК разрабатывает иреализует программы дистанционной подготовки специалистов со средним и среднимпрофессиональным образованием, переподготовки, повышения квалификации кадров,оценку уровня знаний и аттестацию специалистов со средним профессиональнымобразованием, подготовку учащихся средних учебных заведений в соответствии слицензией АГПК на образовательную деятельность, государственной аккредитацией,планами и договорами на подготовку специалистов.
ДО АГПК располагается поадресу: 414041, г. Астрахань, ул. Куликова, 42.
Реорганизация и ликвидацияДО АГПК может быть произведена в порядке, установленном Уставом АГПК.
Ликвидация осуществляетсяликвидационной комиссией, которая, в соответствии с действующимзаконодательством, устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации.
ДО АГПК, в целяхреализации технической, социальной, экономической и налоговой политики несетответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных,по личному составу и др.); обеспечивает передачу на хранение документов вархив, в соответствии перечнем документов, хранит и использует в установленномпорядке документы по личному составу.
Прием слушателей наобразовательные программы осуществляется в соответствии с порядком приема,определяемым действующими нормативно-правовыми актами.
Права и обязанностистудентов и слушателей ДО АГПК определяются действующим законодательством всфере образования РФ и государств, на территории которых осуществляетсяобразовательная деятельность.
Целями деятельности ДОАГПК является:
— формирование, развитиеи реализация принципов и технологий дистанционного образования, обеспечивающихрациональную передачу знаний и навыков;
— содействие формированиюнового мировоззрения и образа жизни, основанных на приоритете общечеловеческихценностей и глобальном принципе устойчивого развития общества, а такжеформированию и укреплению элементов и структур социальной рыночной экономики;
— ведение научной,учебно-методической, научно-исследовательской и практической деятельности посозданию, развитию и внедрению эффективных образовательно-профессиональныхпрограмм и технологий и, прежде всего, системы дистанционного образования;
— формирование содержанияи организации образования, начального, среднего специального, дополнительного, профессиональногообразования на основе дистанционной формы обучения;
ДО АГПК решает следующиезадачи и выполняет следующие функции:
— организация ипроведение образовательного процесса в сфере образования, начального, среднегопрофессионального, дополнительного, профессионального образования по направлениям(специальностям), в формах и на уровнях, соответствующих лицензиям на правоведения образовательной деятельности ДО АГПК, формирует контингент студентов ислушателей для дистанционного образования;
— организация иосуществление программ переподготовки, повышения квалификации и получениядополнительных образовательных услуг в информационных, телекоммуникационных,гуманитарных, инженерных, правовых и иных областях в рамках единогообразовательного пространства;
— координациянаучно-методической деятельности участников дистанционного обучения поразработке новых курсов дистанционного образования, в том числе по новымспециальностям, организация подготовки тьюторов, другого персонала в системедистанционного образования, координация разработки учебных планов и рабочихпрограмм для системы дистанционного образования на основе государственныхобразовательных программ;
— руководство покомплексному методическому обеспечению учебных дисциплин в рамках АГПК как набазе собственных разработок, так и в рамках взаимодействия и сотрудничества сдругими образовательными учреждениями на договорной основе;
— маркетинг на рынкеобразовательных услуг, изучение конъюнктуры рынка и определение егопотребностей в услугах ДО АГПК осуществление рекламной деятельности в областиобразовательных услуг.
Прием слушателей надистанционную форму образования осуществляется в соответствии с действующимзаконодательством Российской Федерации в области образования.
Источниками формированиясредств ДО АГПК являются:
— денежные и материальныесредства, выделенные в распоряжение ДО АГПК, в том числе в виде кредита;
— доходы от учебной,научной, методической и иной деятельности;
— доходов от реализациитоваров, работ, услуг, литературы и другой издательской продукции, учебныхвидео/аудио материалов;
— средств, получаемых отвыполнения договоров по уставным целям;
— доходов отпредпринимательской деятельности;
— дивидендов (доходов,процентов), получаемых по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
— спонсорской помощи,грантов и премий;
— других источников,использование которых не противоречит законодательству.
Полученные доходы ДО АГПКрасходует на реализацию своей деятельности в соответствии с настоящимположением и утвержденной сметой для расширения услуг дистанционного образования.
Дистанционная системаобучения рассчитана на людей, которые не могут регулярно находиться в учебномзаведении, и вынуждены обучаться самостоятельно. Для этого по возможности,создаются все условия для обучения. В том числе:
·       по значительнойчасти дисциплин студенты обеспечиваются специально разработанными пособиями илизаменяющими их книгами;
·       проживающие вудаленных районах могут приезжать для консультаций и сдачи зачетов илиэкзаменов без привязки к расписанию. Есть возможность использования электронныхсредств связи.
·       блочноепостроение учебного процесса. Каждый студент получает перечень дисциплин суказанием их объема и формой отчетности. Темп обучения (количество изучаемыхдисциплин) регулируется самим студентом. Опыт студентов показывает реальнуювозможность ускоренного обучения. При необходимости (производственные, семейныеобстоятельства или иное) обучение может быть приостановлено.
·       отсутствиесессий. Нет необходимости присутствия в вузе в жестко установленные сроки.Сдача зачетов или экзаменов производится после завершения изучения дисциплины.
·       гибкая системаоплаты, позволяющая вносить плату за обучение за отдельные дисциплины. 1.2.Описание предметной области
В общем случае существуютдва похода к выбору состава и структуры предметной области:
·         Функциональныйподход – онреализует принцип движения «от задач» и применяется тогда, когда заранееизвестны функции некоторой группы лиц и комплексов задач, для обслуживанияинформационных потребностей которых создается рассматриваемая СУБД. В этомслучае мы можем четко выделить минимальный необходимый набор объектовпредметной области, которые должны быть описаны.
·         Предметныйподход – когдаинформационные потребности будущих пользователей БД жестко не фиксируются. Онимогут быть многоаспектными и весьма динамичными. Мы не может точно выделитьминимальный набор объектов предметной области, которые необходимо описывать. Вописание предметной области в этом случае включаются такие объекты ивзаимосвязи, которые наиболее характерны и наиболее существенны для нее. БД,конструируемая при этом, называется предметной, то есть она может бытьиспользована при решении множества разнообразных, заранее не определенных задач.Конструирование предметной БД в некотором смысле кажется гораздо более заманчивым,однако трудность всеобщего охвата предметной области с невозможностью конкретизациипотребностей пользователей может привести к избыточно сложной схеме БД, котораядля конкретных задач будет неэффективной.
Чаще всего на практике рекомендуется использовать некоторыйкомпромиссный вариант, который, с одной стороны, ориентирован на конкретныезадачи или функциональные потребности пользователей, а с другой стороны,учитывает возможность наращивания новых приложений.
Системный анализ должензаканчиваться подробным описанием информации об объектах предметной области,которая требуется для решения конкретных задач и которая должна храниться в БД,формулировкой конкретных задач, которые будут решаться с использованием даннойБД с кратким описанием алгоритмов их решения, описанием выходных документов,которые должны генерироваться в системе, описанием входных документов, которыеслужат основанием для заполнения данными БД.
Рассмотрим проектированиеБД на примере исследуемой предметной области.
Учебный план
Вам выдается учебный планв виде перечня дисциплин в соответствии с Государственным образовательнымстандартом 2005 года, которые Вы должны изучить для получения диплома. Учебныйплан включает в себя 4 цикла дисциплин: гуманитарный, естественнонаучный,общепрофессиональный и дисциплины специальности. Логическая последовательностьизучения Вами дисциплин будет определяться расписанием. Дополнительнуюинформацию об организации обучения по дисциплине Вы можете получить уруководителя Вашего направления или у ведущих преподавателей.
Дисциплины по выбору
В каждом из разделовпредусмотрены дисциплины по выбору. Во время обучения Вам будут предлагатьблоки дисциплин, входящих в учебный план, из которых Вы можете выбратьсамостоятельно дисциплины для углубления знаний по содержанию тех или иныхблоков. Сумма количества часов выбранных дисциплин должна соответствоватьколичеству часов дисциплин по выбору соответствующего блока в учебном плане.
Дополнительнаяинформация. Принеобходимости получения справок о посещении занятий, бронирования мест вобщежитии просим Вас сообщать заблаговременно.
Для того чтобы Вы быливключены в группу для изучения дисциплины, необходимо придерживаться следующейпоследовательности действий:
1. Оплачиваете обучениепо дисциплине.
2. Оформляетедополнительное соглашение в ДО АГПК
3. Получение учебнойлитературы
4. Изучаете дисциплины поустановленному расписанию
5. Сдаете зачет/экзаменпо дисциплине в срок, установленный расписанием, при себе необходимо иметьзачетную книжку.
Сдача зачета/экзаменапо дисциплине является действительной только при одновременном проставленииоценки в зачетной книжке и общей экзаменационной ведомости.
Обучение в группеначинается после получения учебной литературы.
В группу назначаетсяпреподаватель, который будет проводить с Вами занятия по расписанию иконсультировать по отдельным темам дисциплины. Время изучения одной дисциплины(или блока дисциплины) обычно составляет от 1,5 до 3 месяцев в зависимости отобъема дисциплины.
Посещение занятий
Посещение занятий порасписанию существенно облегчает изучение дисциплин. Если Вы не имеетевозможности посетить занятия по тем или иным причинам, необходимо заранеепредупредить персонал ДО и ведущего преподавателя об этом. В этом случаеобъем самостоятельной работы по изучению дисциплин возрастает, и основнымучебным материалом являются имеющиеся у Вас учебные пособия, с ведущимпреподавателем определяете способ получения индивидуальных консультаций. Вданном случае срок сдачи зачета или экзамена может быть перенесен наболее позднее время. Этот срок обязательно согласовывается с персоналомДО и ведущим преподавателем.
Сдача экзамена(зачета), курсовой работы. Срок (дата) сдачи экзамена (зачета), курсовой работы (проекта)определяется расписанием. В день сдачи экзамена (зачета) у Вас должна бытьзачетная книжка. Оценка проставляется преподавателем одновременно в общуюведомость и в Вашу зачетную книжку.
Помните, что в общейведомости Ваша фамилия будет только в том случае, если Вы вовремя внесли оплатуза дисциплину и оформили в ДО дополнительное соглашение.
Сдача экзамена(зачета), курсовой работы. Перед сдачей экзамена (зачета) необходимо получить направление.Направление выдается по представлении зачетной книжки. Срок действиянаправления – 3 дня. Срок действия направления продлевается только висключительных случаях по уважительной причине.
На экзамене (зачете) уВас должны быть направление и зачетная книжка, в которые преподавателемпроставляются оценки. Направление обязательно возвращается в ДО в этот же день.
Защита курсовой работы. Тема и содержание курсовой работы(проекта) определяются ведущим преподавателем. Порядок защиты курсовой работы — по оформлению направления (аналогичен сдаче экзамена/зачета). Оценкапроставляется в направлении и зачетной книжке.
При невозможности сдачизачета, экзамена, курсовой работы в срок по уважительным причинам необходимо своевременноизвестить персонал ДО подачей письменного заявления с указанием причины.Заявление не требуется, если экзамен, зачет или курсовая работа сданы в течениеодного месяца после установленного срока. По истечении 1 месяца при сдачеэкзамена, зачета или курсовой работы и отсутствии заблаговременно поданногозаявления сдача экзамена (зачета или курсовой работы) оплачивается всоответствии с действующим приказом об оплате этих видов работы преподавателя.При получении неудовлетворительной оценки допускается пересдача зачета,экзамена, курсовой работы повторно. Третья пересдача экзамена, зачета иликурсовой работы (проект) в соответствии с Уставом АГПК принимается комиссией,назначаемой кафедрой по согласованию с ДО. Неудовлетворительная оценка в этомслучае означает необходимость повторного изучения дисциплины и новой оплатыучебного процесса.
Оплата обученияпроизводится на основании договора. Вы можете вносить плату в объеме стоимостиотдельных дисциплин или сумму за несколько дисциплин. При поступлении Выоплачиваете минимальную сумму, определенную приказом об оплате образовательныхуслуг дистанционного образования. При оплате необходимо учитывать, чтостоимость обучения после 10 сентября может индексироваться. При предоплатеобучение производится по ценам на момент внесения оплаты (Вы обучаетесь пофиксированным ценам и их текущее изменение не отражается на стоимости Вашегообучения).
Для внесения оплатынеобходимо выписать счет-фактуру в коммерческом отделе АГПК. При внесенииналичной суммы в отделение банка Вы регистрируете соответствующие платежныедокументы, подтверждающие факт оплаты, в ДО.
Стоимость каждойдисциплины определяется ее количеством часов в учебном плане и указана вприказе об оплате каждого нового учебного года.
2.Инфологическое моделирование 2.1.Модель«сущность-связь»
Как любая модель, модель«сущность-связь» имеет несколько базовых понятий, которые образуют исходныекирпичики, из которых строятся уже более сложные объекты по заранееопределенным правилам.
Эта модель в наибольшейстепени согласуется с концепцией объектно-ориентированного проектирования,которая в настоящий момент, несомненно, является базовой для разработки сложныхпрограммных систем, поэтому многие понятия вам могут показаться знакомыми, иесли это действительно так, то тем проще вам будет освоить технологиюпроектирования баз данных, основанную на ER-модели.
Сущность, с помощью которой моделируетсякласс однотипных объектов. Сущность имеет имя, уникальное в пределахмоделируемой системы. Так как сущность соответствует некоторому классуоднотипных объектов, то предполагается, что в системе существует множество экземпляровданной сущности. Объект, которому соответствует понятие сущности, имеет свойнабор атрибутов – характеристик, определяющих свойства данногопредставителя класса. При этом набор атрибутов должен быть таким, чтобы можнобыло различать конкретные экземпляры сущности.
Рассмотрим сущности «Кафедра»(рис.1), «Студент» (рис.2), «Преподаватель» (рис.3), «Предмет учебного плана»(рис.4), «Группа» (рис.5).
/>

Рис. 1. Определениесущности «Кафедра» в модели ER

/>

Рис. 2. Определениесущности «Студент» в модели ER/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Рис. 3. Определениесущности «Преподаватель» в модели ER
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Рис. 4. Определениесущности «Дисциплина» в модели ER
/>
 

Рис.5. Определениесущности «Группа» в модели ER2.2.Связи между сущностями инфологической модели
Между сущностями могутбыть установлены связи – бинарные ассоциации, показывающие, какимобразом сущности соотносятся или взаимодействуют между собой. Связь можетсуществовать между двумя разными сущностями или между сущностью и ей же самой (рекурсивнаясвязь). Она показывает, как связаны экземпляры сущностей между собой. Еслисвязь устанавливается между двумя сущностями, то она определяет взаимосвязьмежду экземплярами одной и другой сущности. Связь «один-ко-многим» (1: М), одинсо стороны «Преподаватель» и многие со стороны «Студент» представлена на рис. 6.

                   1         М                                                    М    1
Студент  
Дисциплина  
Преподаватель   />/>/>/>1 
Рис.6. Связь«один-ко-многим» (1: М), один со стороны «Преподаватель» и многие со стороны«Студент»
В разных нотацияхмощность связи изображается по-разному. Между двумя сущностями может бытьзадано сколько угодно связей с разными смысловыми нагрузками. Связь любого изэтих типов может быть обязательной, если в данной связи долженучаствовать каждый экземпляр сущности, необязательной – если не каждый экземплярсущности должен участвовать в данной связи. При этом связь может быть обязательнойс одной стороны и необязательной с другой стороны. Обязательностьсвязи тоже по-разному обозначается в разных нотациях. Мы снова используемнотацию POWER DESIGNER. Здесь необязательность связиобозначается пустым кружочком на конце связи, а обязательность перпендикулярнойлинией, перечеркивающей связь. И эта нотация имеет простую интерпретацию.Кружочек означает, что ни один экземпляр не может участвовать в этой связи. Аперпендикуляр интерпретируется как то, что, по крайней мере, один экземплярсущности участвует в этой связи.
Кроме того, в ER-модели допускается принципкатегоризации сущностей. Это значит, что, как в объектно-ориентированных языкахпрограммирования, вводится понятие подтипа сущности, то есть сущность можетбыть представлена в виде двух или более своих подтипов – сущностей,каждая из которых может иметь общие атрибуты и отношения и/или атрибуты иотношения, которые определяются однажды на верхнем уровне и наследуются нанижнем уровне. Все подтипы одной сущности рассматриваются как взаимоисключающие,и при разделении сущности на подтипы она должна быть представлена в видеполного набора взаимоисключающих подтипов. Если на уровне анализа не удаетсявыявить полный перечень подтипов, то вводится специальный подтип, называемыйусловно «Прочие», который в дальнейшем может быть уточнен. В реальных системахбывает достаточно ввести подтипизацию на двух-трех уровнях.
Сущность имеет имя,уникальное в пределах модели. При этом имя сущности – это имя типа, а неконкретного экземпляра.
Сущности подразделяютсяна сильные и слабые. Сущность является слабой, если ее существование зависит отдругой сущности – сильной по отношению к ней.
Сущность может бытьрасщеплена на два или более взаимоисключающих подтипов, каждый изкоторых включает общие атрибуты и/или связи. Эти общие атрибуты и/или связиявно определяются один раз на более высоком уровне. В подтипах могутопределяться собственные атрибуты и/или связи. В принципе выделение подтиповможет продолжаться на более низких уровнях, но в большинстве случаевоказывается достаточно двух-трех уровней.
Сущность, на основекоторой определяются подтипы, называется супертипом. Подтипы должныобразовывать полное множество, то есть любой экземпляр супертипа долженотноситься к некоторому подтипу. Иногда для полноты множества надо определятьдополнительный подтип, например, «Прочие».
Представим предметнуюобласть «Учебный процесс» как взаимодействие следующих сущностей: каждый«Студент» сдает экзамен или зачет по некоторому «Предмету» согласно учебномуплану. В учебном процессе участвует «Преподаватель», который осуществляетчтение учебного курса и контроль знаний «Студента». В учебном процессе такжеучаствует «Кафедра», которая организовывает работу «Преподавателя». Обучение«Студента» ведется в «Группе» совместно с его одногруппниками.
Следует отметить, что длякаждой сущности устанавливается свой код – ключевой атрибут, однозначнохарактеризующий сущность. Например, обычный номер студента в группе не можетвыполнять роль ключа, поскольку для каждой группы эти номера могут повторяться.Для преподавателя атрибут Табельный номер нежелательно брать в качествеключевого, поскольку все-таки возможно изменение табельного номера.
Для реализациидополнительных функций базы может потребоваться введение дополнительныхатрибутов, например, номера зачетной книжки и домашнего телефона студента,домашнего адреса и домашнего телефона преподавателя, должности преподавателя,рабочей программы, даты сдачи экзамена (зачета) и т.д.
Будем считать дляпростоты все связи обязательными. Между выделенными сущностями можно выделить,например, следующие связи:
1. «Студенты» объединеныв «Группы» (связь М:1).
2. Работу«Преподавателей» организуют «Кафедры» (связь М:1).
3. «Преподаватели»преподают «Предметы учебного плана» (связь 1: М).
5. «Студенты» сдают«Предметы учебного плана» (связь М: М).
Покажем теперь эти связимежду всеми сущностями графически с использованием нотации POWER DESIGNER.
Связь между сущностями «Студент»и «Группа» представлена на рис. 7. Будем считать для простоты, что все студентыобязательно объединены в группы.
Группа   />
Студент   М                                                           1/> /> /> /> /> /> />

Рис. 7. Моделирование связимежду сущностями «Студент» и «Группа»
Аналогичным образомвыглядит связь «Преподаватель» и «Кафедра».Для простоты предлагается считать,что каждый преподаватель обязательно работает на какой-нибудь кафедре (рис.8).

М                                                           1
/>

Рис. 8. Моделированиесвязи между сущностями «Преподаватель» и «Кафедра»
На рис. 9 показана версияполной ER-модели для базы данных «Учебныйпроцесс».
Группа   />
Студент                           М                                                         1/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

                1 
/>

/>
Дисциплина                                           М
/>/>                                                                М/> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Кафедра  
Преподаватель                      1             М                                                                        1/> /> /> /> /> /> />

Рис.9.Моделирование связей между сущностями предметной области «Учебный процесс»
Заключение
Процесс проектирования БДна основе принципов нормализации представляет собой последовательностьпереходов от неформального словесного описания информационной структурыпредметной области к формализованному описанию объектов предметной области втерминах некоторой модели.
Инфологическая модельприменяется на втором этапе проектирования БД, то есть после словесногоописания предметной области. Процесс проектирования длительный и требуетобсуждений с заказчиком и со специалистами в предметной области. Наконец, приразработке серьезных корпоративных информационных систем проект базы данныхявляется тем фундаментом, на котором строится вся система в целом, и вопрос о возможномкредитовании часто решается экспертами банка на основании именно грамотно сделанногоинфологического проекта БД. Следовательно, инфологическая модель должнавключать такое формализованное описание предметной области, которое легко будет«читаться» не только специалистами по базам данных. И это описание должно бытьнастолько емким, чтобы можно было оценить глубину и корректность проработкипроекта БД, и конечно, оно не должно быть привязано к конкретной СУБД. ВыборСУБД – это отдельная задача, для корректного ее решения необходимо иметьпроект, который не привязан ни к какой конкретной СУБД.
Инфологическоепроектирование прежде всего связано с попыткой представления семантикипредметной области в модели БД. Реляционная модель данных в силу своей простотыи лаконичности не позволяет отобразить семантику, то есть смысл предметнойобласти.
Списоклитературы
1.        Бекаревич Ю.Б., Пушкина Н.В. Самоучитель Microsoft Access 2002. – СПб.: БХВ-СПб., 2003.– 720 с.
2.        Виноградова И.А., Грибова Е.А., Зубков В.Г. Практикум на ЭВМ. MS Access:Учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения. – М.:ГИНФО, 2000. – 124 с.
3.      Голицина О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Базы данных: Учебное пособие. –М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 352 с.
4.      Информатика. Базовый курс. /Под ред. С.В.Симоновича. – СПб.: Питер,1999. – 640 с.
5.        Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация. – СПб.: Питер,2002. – 304 с.
6.        Петров В.Н. Информационные системы. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.
7.        Тихомиров Ю.В. MS SQL Server2000: разработка приложений. – СПб.: БХВ-Петербург, 2000. – 368 с.