Министерство образованияи науки РФ
Федеральное агентство пообразованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочныйфинансово-экономический институт
Кафедра историиэкономики, политики и культуры
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по истории экономики:
ТЕМА
«Социально-экономическоеразвитие Китая»
Владимир – 2008.
Планработы
1. Общая характеристикаосновных отраслей экономики страны после второй мировой войны
2. Проблемы и итоги«большого скачка» и «культурной революции»
3. Современный этапсоциально-экономического развития Китая
Список использованнойлитературы
1. Общаяхарактеристика основных отраслей экономики страны после второй мировой войны
Восстановлениеэкономики в послевоенный период КНР начала с крайне низкого уровня развития. Посравнению с 1937 в 1949 г. производство сельского хозяйства упало более чем на20-25%, в том числе хлопка – на 48%, промышленное производство сократилось на50-56%, в том числе тяжелая промышленность – на 70%, а легкая на 30%.
Комплексныйподход к экономической стратегии предусматривал учет сложной демографическойситуации. Особенностями социально-экономического положения КНР являются высокийприрост населения, его большая численность и сравнительно небольшаяобрабатываемая площадь.
Сложнойпроблемой являлось аграрное перенаселение в деревне.
Природныеусловия для сельского хозяйства определяются прежде всего особенностями рельефаи климата. Очень значительны и почвенные различия. В основных земледельческихрайонах наибольшее хозяйственное значение имеют аллювиальные почвы и черноземына Северо-Китайской и Маньчжурской низменностях, почвы на лёссе в Северном иСеверо-Западном Китае, красноземы и латериты – на юге (особенно в КрасномБассейне). Районы с наиболее благоприятным сочетанием земельных ресурсов,обеспеченности теплом и влагой и плодородных почв составляют немногим более 1/5территории Китая.
В 1949 г.доход на душу населения в Китае составлял $54 (66 юаней).
ПромышленностьКНР давала в 1949 г. около 17% ВВП. Продукция машиностроительной промышленностив 1936 г. составляла только 2,2% промышленного производства страны.
В ноябре 1948г. на всей территории в освобожденных уже районах в единый Народный банкКитая были слиты Северный китайский банк, Банк Бэйхай и Северо-Западныйкрестьянский банк. С 1 декабря 1949 г. Народный банк Китая стал выпускатьвалюту народной республики — «женьминьби» (народные деньги) и обменивать их нагоминдановские купоны «цзиныоаньцюань».
Летом 1949 г.было запрещено хождение на территории страны золота, серебра и иностраннойвалюты. Спекуляция подвергалась жесткому преследованию. Частные банки былипоставлены под контроль Центрального банка.
Уже к октябрю1949 г. китайские власти столкнулись с гипертрофированной инфляцией: цены наосновные товары в крупных городах повышались на 20-30% в день.
20 ноября1949 г. можно назвать началом кампании шоковой терапии по-китайски, котораяпроводилась под жестким контролем правительства по заранее разработанномуплану.
Государственныеторговые компании в одночасье подняли цены до уровня черного рынка. Врезультате этого к 24 ноября цены в Шанхае, Ханькоу, Тьенцзине, Сиане поднялисьв 3,7 раза. Дождавшись достижения пикового уровня цен, 25 ноября торговыекомпании начали выбрасывать на рынок крупные партии товаров, запасы которыхбыли созданы заблаговременно. В результате уже 26 ноября цены начали снижаться,а еще через 10 дней упали на 30-40%.
Второй ударпо инфляции был нанесен на финансовом рынке. Денежные спекулянты, совершавшиесделки с женьминьби, полагая, что новая национальная валюта будет так жедешеветь, как и прежние гоминдановские цзиньюаньцюань, брали в банках деньги вдолг под большие проценты (100% в месяц). Однако когда уровень цен началснижаться, спекулянты начали торопливо сбывать свои товары, дабы расплатиться сдолгами. Этот увеличивающий выброс товаров еще больше сбивал цены. Началсяпроцесс массового разорения. Одновременно государственные торговые компаниискупали в больших количествах товары частного сектора для созданиястратегических запасов и будущего регулирования цен.
Рекордныйрост цен в ноябре 1949 г. и был той «шоковой терапией», в результате чего синфляцией удалось в основном совладать.
Это неозначает, что отныне с инфляционными процессами было покончено. Во-первых, вначале 1950 г. Китай подвергся нападению гоминдановских войск с Тайваня.Во-вторых, летом 1950 г. началась война в Корее. В-третьих, в декабре 1950 г.американское правительство наложило арест на все вклады КНР в США и объявило обэмбарго (а 2/3 внешней торговли приходились на Запад). Все это оказало большоевлияние на раскручивание инфляционных процессов в Китае.
С самогоначала новое китайское руководство взяло курс на создание советскойэкономической модели. Приоритетное развитие получил государственный сектор. Еслив 1945 г. государственная промышленность произвела 27% объема промышленногопроизводства, то в 1952 г. — уже 42%, возрастая на 57% в год.
Одновременноосуществлялась массированная поддержка кооперативного движения, как в деревне,так и в городе.
В 1950-1952гг. была осуществлена аграрная реформа, во время которой была осуществленаполная конфискация помещичьей собственности.
Завосстановительный период сельское хозяйство возрастало на 14,1% в год, апромышленность — на 40,7% в год, что позволило достигнуть довоенного уровня(1937 г.) экономического развития. В1952 г. ВВП Китая составил 67,9 млрд.юаней, или 119 юаней на душу населения. Увеличилось потребление населения.
В марте 1949г. КПК взяла курс на превращение аграрного Китая в индустриальную державу. Вобласти политики была поставлена задача двигаться от «новой демократии» ксоциализму.
В конце 1952г. КПК определила направление на переходный период, т. е. переход откапитализма к социализму (трансформация частной собственности всоциалистическую).
Основныезадачи перовогопятилетнего плана (1953-1957 гг.) сводились к следующему:
1.Сконцентрировать усилия на строительстве 156 крупнейших объектов спомощью СССР, а также 694 крупных и средних предприятий, которые должны статьосновой социалистической индустриализации.
2.Ускорить создание сельскохозяйственных и ремесленных кооперативов.
3.Перевести национальную капиталистическую промышленностьна рельсыгосударственного капитализма.
Большоевнимание уделялось развитию национального образования. При этом системаобразования строилась преимущественно по советскому образцу.
В периодпервой пятилетки Китаю удалось в основном создать систему планового управленияэкономикой по типу советской модели. В 1952 г. по аналогии с советскимГоспланом и Госкомстатом были создана Государственная плановая комиссия иГосударственное статистическое бюро.
Составлениепятилетнего плана началось в 1951 г., но было завершено лишь в самый разгарпятилетки (в феврале 1955 г.) по причине нехватки опыта и слабой статистическойбазы.
42,74 млрд.юаней инвестиций распределялись следующим образом: 58,2 — в промышленность, 7,6— в аграрный сектор, 19,2 — в транспорт и связь, 3 — в торговлю и банковскоедело, 7,2% — в культуру, образование и медицину.
Темпыэкономического роста постоянно пересматривались.
1953 г. вцелом положил хорошее начало для выполнения первого пятилетнего плана, однаконеблагоприятная ситуация сложилась в сельском хозяйстве. В 1954 г. в Китаепроизошло самое грандиозное наводнение за 100 лет, пришлось перейти к системепродовольственных карточек (которая сохранялась до конца 1980-х гг.).
В 1953 г.началось социалистическое преобразование экономики. В феврале 1953 г. ЦК КПКпринял резолюцию о кооперативах и товариществах взаимной поддержки. За годколичество кооперативов возросло в 3,8 раза (до 15 тыс.), а за 1953-1957 гг.достигло 634 тыс.
В июне 1955г. Мао Цзэдун выступил с докладом «О кооперативном преобразовании в сельскомхозяйстве». В нем говорилось о том, что к 1960 г. все крестьяне должны статькооператорами. После этого выступления темпы кооперативного движениямногократно возросли: с конца июля до октября количество сельскохозяйственныхкооперативов удвоилось. Аналогичная кампания проводилась и в мануфактурномсекторе.
Социалистическиепреобразования охватили всю экономику. В октябре 1955 г. Мао Цзэдун объявил онеобходимости всеобщей социалистической трансформации. В 1956 г. эта кампанияначалась в Пекине и быстро охватила всю страну. Уже к концу 1956 г. 99% частныхпредприятий превратились в государственные.
Трансформациякапиталистической экономики в социалистическую вскрыла ряд серьезных проблем. Во-первых,поспешность преобразований породила хаос и нарушила принцип добровольности.Во-вторых, трансформация осуществлялась без учета местных условий иинтересов и настроений крестьян. В-третьих, кооперативы, как правило,создавались крупными, а потому малоуправляемыми. В-четвертых, системаматериальных стимулов и ответственности оказалась серьезно нарушенной. Враспределении царил эгалитаризм, что существенно подрывало заинтересованность втруде. В-пятых, подрывалась свобода производственного выбора:кооперативам навязывалось производство одних культур и запрещалось выращиватьдругие. Подобные мероприятия осуществлялись в сфере мануфактуры, а также вторговле.
1956 г. вцелом оказался успешным для экономического развития страны. В 1955 г. былсобран богатый урожай, а 27 отраслей промышленности (производства чугуна и стали,цемента, автомобилей, хлопчатобумажных тканей и т. п.) досрочно выполнилипятилетний план. Все это привело к своеобразному «головокружению от успехов».Началось распыление инвестиций по многочисленным объектам, темпы ростазаработной платы рабочих и служащих намного превзошли производительность труда,возник товарный дефицит. В 1956 г. образовался и дефицит государственногобюджета.
Государственныепредприятия отныне функционировали в системе прямого регулирования ипланирования.
Сельскохозяйственныеи мануфактурные кооператоры, а также остатки частных предприятий косвеннорегулировались через систему цен, займов, контрактов и налогов. Для сельскихкооперативов были установлены директивные планы через государственные закупкиаграрных культур.
С 1954 г. промышленныепредприятия начали управляться из единого центра. Государство спускалопредприятиям планы по 12 показателям: объем продукции в ценовом выражении,объемы основных видов продукции, внедрение новой продукции, основныетехнологические и экономические ограничения, план по снижению себестоимости,общее количество занятых, количество занятых на конец года, объем взаимныхрасчетов, уровень средней заработной платы, уровень производительности труда иприбыли.
К концупятилетки количество плановых показателей предприятиям было снижено с 12 до 4(объемы выработки основных продуктов, количество занятых, общая заработнаяплата и прибыль).
Уже с 1950 г.финансовая система стала высокоцентрализованной. Государственные инвестициисоставляли 90, а частные — лишь 10%.
Высокоцентрализованнойстала система торговли и материального снабжения. Все средства производствабыли распределены на группы по степени важности. В первую группу входилиматериалы, которые распределялись исключительно государством: сталь, медь, алюминий,цинк, олово, древесина, цемент, уголь, автомобили, металлорежущие станки и т.п. Прочие материалы распределялись департаментами регионального уровня. В сферуцентрального планирования вошли сферы труда, торговли и ценообразования.
С 1952 г.Министерство внешней торговли начало контролировать весь объем экспорта иимпорта. При этом план импорта составлялся Государственной плановой комиссией,а план экспорта — Министерством внешней торговли после соответствующихконсультаций с различными ведомствами.
Уже к концупервой пятилетки китайские экономисты начали обращать внимание на недостаткиновой экономической модели, и, прежде всего, на ее негибкость.
За годыпервой пятилетки промышленное производство возрастало ежегодно на 18%, асельское хозяйство — на 4,8% в год, в результате чего ВВП страны в 1957 г.достиг 106,8 млрд. юаней, или 168 юаней на душу населения. За годы первойпятилетки ВВП вырос в 1,57 раза, увеличиваясь в среднем на 7,78% в год.
2.Проблемы и итоги «большого скачка» и «культурной революции»
Несомненныедостижения воодушевили китайское руководство. В апреле 1956 г. Мао Цзэдунсделал доклад «О десяти главных отношениях», в котором фактически впервыеофициальной критике подвергалась советская экономическая модель развития.
В конце 1957г. началась кампания «большого скачка» (1956 – 1985) под лозунгом: «Вэкономическом развитии 1 день должен равняться 20 годам». По замыслу авторовэтой кампании, одно лишь производство стали за два года должно было возрасти с5 до 120 млн. т (1960 г.), а к 1980 г. — до 800 млн. т.
Окончательноновая генеральная идея была выдвинута в 1958 г. под лозунгом: «Напрягая всесилы, стремясь вперед, строить социализм по принципу «Больше, быстрее, лучше,экономнее».
Весной—летом1958 г. по всей стране стали создаваться коммуны. Первоначально коммунапредставляла собой очень большое сельскохозяйственное предприятие — до 5 тыс.хозяйств (а иногда и до 20 тыс.).Постепенно коммуна взяла на себявсе экономические функции, а также организацию культуры, образования,здравоохранения, поддержания общественного порядка и т. п.
Был взят курсна децентрализацию управления экономикой. В июне 1958 г.
страна была разделена на «7 кооперативных районов»: Северо-Восточный, Северный, Восточный, Южный, Центральный, Юго-Западный и Северо-Западный.Каждый регион в кратчайшие сроки должен был создать крупную промышленность.Было принято решение, что 80% регулирования экономики будет осуществляться наместном уровне. По всей стране началась массовая кампания ускореннойиндустриализации.
Рыночныеотношения были полностью разрушены. Весной 1958 г. началось укрупнениекооперативов. В массовом количестве создавались рабочие столовые, детсады,«дома счастья» для стариков.
13-30 августа1958 г. в Бэйдайхэ, курорте провинции Хэбэй, состоялась расширенная конференцияПолитбюро и ЦК КПК, на которой были приняты план развития на 1959 г. и 2документа: о производстве 10,7 млн. т стали и о создании на селе народныхкоммун. В соответствии с этими решениями в 1958 г. Китай должен был произвести300-350 млн. т зерна. В 1959 г. производство зерна должно было составить400-500 млн. т.
Коммуныосуществляли все виды аграрной деятельности, а также промышленное производство,торговлю, образование и военное дело.
Кампания«большого скачка» привела к разбалансировке хозяйственного механизма страны.Уже в 1960 г. страна столкнулась с жестоким кризисом и голодом. Мощныеэкономические диспропорции привели к падению производства. Если в 1960 г. ВВПстраны составил 145,70 млрд. юаней, то в 1962 г. — 114,93 млрд. юаней.
«Большойскачок» породил серьезные проблемы. Во-первых, это диспропорция междунакоплением и потреблением; во-вторых, диспропорция междупромышленностью и сельским хозяйством; в-третьих, диспропорции внутрииндустриального сектора; в-четвертых, дисбаланс между доходами ирасходами. Уровень жизни населения резко упал. Потребление снизилось. Резкообострился товарный дефицит.
В результатевплоть до 1966 г. Китай был вынужден заняться «упорядочением экономики».Программа «упорядочения» экономики сводилась к следующим положениям:
1)стимулирование сельскохозяйственного производства и легкой промышленности;
2)сокращение объема капиталовложений до оптимального уровня;
3)сокращение городского населения;
4)модернизация техники;
5)регулирование рынка и восстановление его жизнедеятельности;
6)регулирование внешней торговли;
7)совершенствование культуры, науки, изобретательства;
8)восстановление земельных угодий и рачительному их использованию;
9)оптимизация планирования экономики в пользу развития сельского хозяйства,легкой промышленности.
В результатеэтих мероприятий впервые в практике социалистического строительства легкаяпромышленность начала развиваться быстрее тяжелой. Данные мероприятия оказалисвое положительное воздействие на экономику. За период с 1958 по 1965 г. ВВПстраны вырос с 102,8 до 171,61 млрд. юаней. К концу этого периода ВВП Китаясоставил 171,61 млрд. юаней, или 168 юаней на человека.
«Большойскачок» нанес сокрушительный удар по балансу государственного бюджета: в1958-1961 гг. возник устойчивый дефицит, который удалось преодолеть лишь в 1962г.
Несмотря навсе шатания за 1958-1965 гг., в стране были достигнуты некоторые важныерезультаты. В промышленности создано 531 крупное и среднее предприятие,построен Дацинский комбинат в провинции Хэйлунцзян. В результате странапрактически полностью обеспечила себя нефтью.
Создан рядновых отраслей: судостроение, авиастроение, локомотивостроение. Китай сталпроизводить собственные грузовики «Цзэфань» («Освобождение»), «Хуанхэ»,«Юэцзинь» («Большой скачок»), а также автомобиль «Хунцы» («Красное знамя»),
Китайпревратился в экспортера текстильных станков, которые начали поставляться вболее чем 30 стран мира.
Быстрымитемпами развивались электроника и атомная энергетика. Построено 7200 кмжелезных дорог. Протяженность автодорог возросла в 2,6 раза.
Установилисьморские линии с Юго-Восточной Азией, Европой и Африкой. Протяженность авиалинийувеличилась на 50%. Были построены несколько аэропортов: в Пекине, в Шанхае, вГуанчжоу и Чэнду.
Открылось 30институтов и университетов.
«Культурнаяреволюция» (1966 – 1976) представляла собой чисто политическое явление. Вместес тем она оказала колоссальное влияние на экономическое развитие. Более того, вгоды культурной революции экономикой страны, по сути, управляла армия.
1966 г. былобъявлен первым годом третьей пятилетки (1966— 1970 гг.). Экономика развиваласьсбалансировано и динамично.
По сравнениюс первым полугодием 1965 г. за первую половину 1966 г. объем промышленногопроизводства вырос на 20,3%, производство стали — на 20,7, угля — на 12,6,нефти — на 28,4, электроэнергии — на 20, химических удобрений — на 41,8%.
Еще в 1964 г.при составлении третьего пятилетнего плана была выдвинута стратегия следующейприоритетности отраслевого развития: 1) сельское хозяйство; 2) легкаяпромышленность; 3) тяжелая промышленность. Тем не менее, большое вниманиеуделялось укреплению обороноспособности страны.
Задачитретьей пятилетки сводились к следующим направлениям: ежегодное увеличениепромышленного и сельскохозяйственного производства на 9%; к 1970 г. добычазерна должна была достигнуть 220-240 млн. т, хлопка — 2,2-2,4 млн. т, стали —16 млн. т, электроэнергии —110 млрд. кВт/ч.
В январе 1966г. был обнародован план по регулированию прироста населения: было объявлено, чток 1970 г. население страны не должно превысить 800 млн. чел.
Особый размахкультурной революции пришелся на 1967 и 1968 гг. Производство стали упало в 3раза, добыча электроэнергии снизилась на 40%. Катастрофически ухудшиласьтрудовая дисциплина: лишь 50-60% рабочих работали на предприятиях.
Произошлапрактически полная потеря управления экономикой. Это сказалось на основныхмакроэкономических показателях.
Длястабилизации положения в стране Мао Цзэдун послал в разные районы страныкрупные армейские подразделения. В апреле 1969 г. наследником Мао былофициально назначен министр обороны Линь Бяо.
В марте 1970г. был составлен план экономического развития на год, который предусматривалстабилизацию аграрной политики. Принимались меры против увеличения коммун ипроизводственных бригад и против односторонней зерновой специализации сельскогохозяйства.
По всейстране начали засыпать озера и пруды для увеличения производства зерна.Ликвидировались последние приусадебные участки.
Основныеинвестиции были направлены в центральные и западные регионы страны (до 55%) длясоздания так называемой третьей линии обороны.
Несмотря напровал 3-й пятилетки, в 1971 г. были объявлены основные направления четвертогопятилетнего плана (1971-1975 гг.).
В январе 1974г. началась очередная политическая кампания по критике Линь Бяо и Конфуция. Повсей стране вновь прокатилась волна чисток и репрессий.
В результатеи 4-я пятилетка была полностью провалена.
В январе 1975г. Дэн Сяопин взял в свои руки управление экономическим развитием. В марте 1975г. начал составляться план развития народного хозяйства на 10 лет (1976-1985гг.). Сначала Мао Цзэдун поддерживал Дэна, но вскоре поддержал кампанию «левых»под лозунгом: «Критиковать Дэна, бороться с правыми».
1976 г. былособенно тяжелым для Китая. В этот год скончались такие ведущие деятели страны,как Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай. Дэн Сяопин был арестован.
3.Современный этап социально-экономического развития Китая
Ноябрьский3-й пленум 11-го созыва 1978 г. явился своеобразным водоразделом между плановоймоделью развития советского образца и современной экономической реформой.
Первоначальнореформа не имела какого-либо четкого теоретического обоснования.
Тем не менее,уже в 1978 г. КНР занимала 1-е место в мире по производству тканей; 2-е — позерновым, чаю и ряду масличных культур; 3-е — по хлопку, бобовым, мясу, углю,химическим удобрениям; 5-е — по стали, 7-е — по электроэнергии, 8-е — по нефти.
Китайскаяэкономика отличалась крайне низкой производительностью труда.
Региональноеразвитие страны характеризовалось ярко выраженной неравномерностью.
Сравнительнонизким уровнем характеризовалось развитие науки, образования, культуры. В этихважнейших областях Китай отставал от мирового передового уровня самое скромноена 30 лет.
Первыйэтап реформы (1978-1984 гг.) обычно называют этапом реформирования аграрнойэкономики. С одной стороны, успехи были несомненными и впечатляющими: так,производство зерна увеличилось с 304,77 млн. т в 1978 г. до 407,31 млн. т в1984 г.
Главнойособенностью начала реформ можно назвать осторожность, постепенность и настойчивость.
Лозунгом 1980г. было объявлено сочетание плана и рынка. В 1981 г. выдвинут новыйлозунг: «Плановая экономика — главное, а рыночная — второстепенное».
В 1983 г.экономика условно была разделена на 4 сферы. В первую область директивного,прямого регулирования входили крупные промышленные предприятия и обороннаяпромышленность (примерно 30% валового промышленного производства). Втораяобласть (частичного директивного планирования) охватывала примерно 10%промышленного производства. Третья область (30%) (охватывающая средние ичастично мелкие предприятия) подлежала так называемому направляющемупланированию. Наконец, остальные 20% экономики регулировались исключительнорынком.
За первыйпериод реформы объем ВВП вырос с 320,19 млрд. юаней (1977 г.) до 717,10 млрд.(1984 г.), а ВВП на душу населения с 339 до 692 юаней.
В октябре1984 г. 3-й пленум ЦК КПК 12-го созыва принял постановление о реформеэкономической системы в городах, чем объявлялся ее второй этап.
Второйэтап реформы (1984-1992 гг.) можно назвать ускорением демонтажа плановойсистемы советского образца и постепенным переходом к рыночной экономике.
1985 и 1986гг. были объявлены «периодом урегулирования» диспропорций.
XIII съездКПК (октябрь—ноябрь 1987 г.) объявил о курсе: «Построение социализма скитайской спецификой». На нем была провозглашена задача доведения к 2050 г.среднедушевого ВВП на душу населения до уровня среднеразвитых стран мира.Лозунг 1981 г. («Плановая экономика — главное, а рыночная — второстепенное»)был заменен в 1987 г. на новый: «Государство регулирует рынок, а рынокориентирует предприятие».
К концувторого этапа экономической реформы экономическая структура страны продолжалаоставаться весьма отсталой.
Период1984-1988 гг. отмечен первым официальным закреплением в документах КПК (впостановлении ЦК КПК о реформе хозяйственной системы, октябрь 1984 г.) курса на«развитие многообразных форм экономики и способов хозяйствования» приглавенстве общественной собственности на средства производства. На селенаблюдается бурное развитие волостных и поселковых предприятий, индивидуальногоуклада, в аграрном секторе появляются «новые хозяйственные объединения».Государственная промышленность и строительство абсорбируют различные формыустановления подрядных отношений предприятий с государством. Активно внедряетсяаренда государственных и коллективных предприятий. С 1987 г. политическиразрешено функционирование частных предприятий с 8 наемными работниками иболее.
С началомреформы государственный бюджет страны стал перманентно дефицитным. Сточки зрения правоверной Неоклассической школы — это полная катастрофа.
Однако кроменеоклассической экономической школы есть еще и кейнсианская, которая специальнозанимается проблемами вывода развивающихся стран из стагнации к стабильномуросту. Так вот эта школа рекомендует развивающимся странам для ускоренияэкономического роста опираться на помощь государственного бюджета. А послетого, как этот рост будет достигнут и бизнес начнет процветать — вот толькотогда и нужно начинать беспокоиться о сбалансированности государственногобюджета. Именно по этому пути прошли все развитые страны Запада, Япония и ЮжнаяКорея. И Китай — не исключение.
Третийэтап экономическойреформы (1992-1997 гг.). В октябре 1992 г. состоялся XIV съезд КПК,который отметил глобальные сдвиги на международной арене: крах международногокоммунистического движения и распад СССР. Китайское руководство выразилорешимость отвергнуть «теорию домино», принять вызов, было решено форсироватьтемпы роста ВВП с 6% в год до 8-9%. Лозунг: «Государство регулирует рынок, арынок ориентирует предприятие», выдвинутый в 1987 г. на XIII съезде КПК, былпреобразован курс на создание рыночной экономики.
Основнымизадачами экономической стратегии были объявлены: а) оптимизация управленияпредприятиями; б) ускорение прогресса рыночных отношений; в) всестороннееуглубление реформы; г) ускорение темпов экономического роста.
Начиная с1992 г. взрывной эффект был достигнут в деле привлечения иностранныхинвестиций. На новый уровень вышли акционирование и развитие на этой основерынка акций в Китае. Массовый характер приобрели преобразование мелкихгосударственных и коллективных предприятий в частные и отказ псевдоколлективныххозяйств от «красных шапок», т. е. от формально коллективного статуса.
Свершившимсяфактом стало формирование в Китае многоукладной экономики, связанное спостепенным, но в целом весьма существенным ослаблением прежнего доминирующегоположения в городской промышленности и коллективного сектора в сельскомхозяйстве, с развитием, как в городе, так и в деревне внушительноймногоукладной индивидуальной и частной экономики, с появлением 300 тыс.предприятий с участием иностранных инвестиций, с акционированием некоторойчасти самих государственных и коллективных предприятий.
Важноотметить отсутствие резких скачков в «деэтатизации» (разгосударствлении)ведущего сектора экономики страны — промышленности. Сдвиг в пользунегосударственных укладов достигнут относительно постепенно, за счет их болеебыстрого развития.
За данныйпериод ВВП вырос с 2161,78 млрд. юаней (1991 г.) до 7446,26 млрд. (1997 г.), аВВП надушу населения — с 1879 до 6053 юаней.
Четвертыйэтап экономической реформы (1998-2002 гг.). На XV съезде КПК (сентябрь 1997 г.) былиподведены итоги формирования «строительства социализма с китайской спецификой».Манифестом, провозгласившим открытие нового пути и создание новой теориистроительства социализма с китайской спецификой, XV съезд КПК, оглядывая путь,пройденный за 20 лет реформы, называет выступление Дэн Сяопина 1978 г.:«Раскрепощать сознание, придерживаться реалистического подхода к делу,сплачиваться и смотреть вперед».
Стержнемэкономической политики Китая с 1998 г. стало стимулирование общественногоспроса «по всем азимутам», т. е. потребительскому, инвестиционному иэкспортному.
Заметно мягчестановится кредитно-денежная политика.
В расширениипотребительского спроса акцент делается на дальнейшем развитии пищевойпромышленности, телекоммуникаций, информационной техники и технологии,диверсификации потребления в деревне. Еще одним приоритетом потребительскогоспроса в ближайшие годы в Китае рассчитывают сделать жилье.
На XV съездеКПК в 1997 г. было принято решение по реформированию государственныхпредприятий.
«Правилаизменения хозяйствования промышленных предприятий общественной собственности»(1992 г.), а затем решение о создании «системы совместных предприятий» былипризваны стимулировать вхождение предприятий государственного сектора врыночную экономику.
В 1994 г.начали осуществляться программы реформирования финансово-налоговой,банковско-финансовой, валютной, ценовой систем и создание «системы современныхпредприятий».
Основнымкурсом реформирования государственной промышленности стала «система современныхпредприятий», в которой главное внимание уделено крупным заводам и фабрикам,поставляющим основную массу продукции. Для них разрабатываются меры поликвидации долгов, увеличению инвестирования, улучшению системы руководства иуправления. Создание «системы современных предприятий» предусматриваетперсонифицированную имущественную ответственность, обладателями которой,видимо, станут акционеры, выступающие в роли инвесторов.
Углублениереформы потребовало необходимого разграничения имущественных прав междусобственниками, инвесторами и хозяйствующими субъектами.
Итак, в Китаепредстоит наиболее трудная часть реформы — перевод государственного секторапромышленности на рельсы рыночной экономики. В государственном секторе напромышленных предприятиях заняты около трети рабочих и служащих, каждый шестой— скрытый безработный. Попытки закрытия нерентабельных предприятий оченьболезненны, поскольку в старых промышленных районах и некоторых городах почти80% населения занято на государственных предприятиях.
В социальнойсфере в 1990-е гг. стали давать о себе знать проблемы имущественного исоциального расслоения бедности и богатства, низких доходов, занятости,безработицы и нарастающие трудности физического выживания десятков миллионовлюдей. Названные проблемы стали обостряться в связи с ускорением проведениянового цикла реформ, начатых в 1993-1994 гг.
Курс наповышение эффективности производства сопровождается освобождением отизбыточного персонала предприятий, составляющих 25-33% всех работающих.Правительство было вынуждено принимать меры по установлению минимума заработнойплаты.
Нынешняяситуация в экономике Китая дает простор для самых разных интерпретаций,прогнозов и оценок. Однако вполне определенно можно утверждать, что продвижениеКитая по пути рыночных преобразований остается сложным и противоречивымпроцессом.
Пятый этапреформы (с 2002 г.). В ноябре 2002 г. в Пекине состоялся XVI съезд КПК, который по сутиявился началом нового этапа развития китайской реформы.
Цзян Цзэминьвыдвинул следующие темы для обсуждения: дальнейшее следование идеям тов. ДэнСяопина; претворение в жизнь идеологии «3 представителей»; формированиесреднезажиточного общества в Китае; проведение модернизации социалистическогостроительства ускоренными темпами; приложение максимальных усилий для созданияв Китае нового типа социализма, социализма с китайской спецификой. В настоящеевремя происходит формирование многополюсного мира, все более быстрыми темпамипротекает процесс экономической глобализации, в эпоху быстрогонаучно-технического прогресса конкуренция между странами мира становится всеболее напряженной.
Прогнозыразвития на 10-ю китайскую пятилетку (2001-2005 гг.)
Десятаяпятилетка станет для экономики Китая периодом хотя и несколько замедлившегося,но стабильного экономического роста. В сфере финансов возможно возникновениеновых противоречий, снижение темпов роста реальных доходов населения.
В ходе 10-йпятилетки ежегодные темпы экономического роста страны составят около 7-8%.Целью первых 10 лет XXI в. для Китая является очередное удвоение ВВП. Основныезадачи сводятся к дальнейшей модернизации экономики, росту производительноститруда, ускоренному развитию третичного сектора экономики: сферы финансов,информации и т. п.
Ускоритсяпроцесс реформирования государственных предприятий (это одно из приоритетныхнаправлений реформы). Доля государственного сектора в народном хозяйстве страныбудет сокращаться.
Существенновозрастет роль негосударственного сектора экономики. Повысится уровень егоконкурентоспособности.
Ускоритсяпроцесс урбанизации. Правительство продолжит осуществлять политику ограничениямиграции из сельской местности, а также из города в город.
Китай будетосуществлять последовательную и осмотрительную интеграцию экономики страны вмировую экономику.
Завершитсямножество грандиозных проектов, таких как стабилизация русла реки Хуанхэ,проект «Магистраль Юг—Север», строительство цинцзанской железной дороги и рядасверхскоростных железнодорожных магистралей.
Китай будетпродолжать осуществлять постепенную и осмотрительную политическую реформу, некопируя при этом западную модель. В центре внимания в 10-ю пятилеткупо-прежнему остается реализация экономической реформы. Позиция партии всоциальной жизни страны еще более возрастет. Члены партии должны постояннопомнить о том, что основная цель проведения в стране реформ — создание условийдля обогащения народа.
В марте 2001г. китайский парламент утвердил основные направления экономического исоциального развития на 2001-2005 гг. (10-ю пятилетку).
Китайскиеэкономисты считают, что пика темпов экономического развития экономика достиглав период 8-й пятилетки (1991-1995 гг.), когда ежегодные темпы прироста ВВПдостигли 12%. В 9-ю пятилетку началось снижение темпов прироста ВВП (8,5%ежегодно). В 10-ю пятилетку планируется, что ежегодные темпы прироста ВВПсоставят 7,8% ежегодно (что, впрочем, гарантирует удвоение экономики примерноза 9 лет). То есть примерно в 2010-2012 гг. китайская экономика удвоит свой ВВПпо сравнению с 2001 г.
Китайобладает самым многочисленным населением в мире. При этом наблюдается снижениетемпов прироста населения. Так, в 1970-е гг. годовой прирост населениясоставлял примерно 20%, в 1980-е гг. — 16, а к концу 1990-х гг. упал до 10,1%.
Китайскиедемографы ожидают, что население страны будет абсолютно увеличиваться вплоть до2030-2040 гг., достигнув примерно 1600 млн. человек и только после этого врезультате урбанизации и повышения качества жизни численность населениястабилизируется, а затем начнет сокращаться. В результате естественногоприроста населения увеличивается и количество рабочей силы.
Цельюразвития является сбалансированное региональное развитие. На пороге XXI в.китайские эксперты разработали три возможных варианта регионального развития:1) увеличение разрыва регионального развития; 2) сокращение разрыварегионального развития; 3) стабилизация разрыва регионального развития.Оптимальным был признан третий вариант: восточные регионы должны передать свойдинамизм западным без торможения своего развития. В течение некоторого времениразрыв между уровнем развития востока и запада страны будет продолжатьвозрастать. Однако со временем эта тенденция должна быть приостановлена иобращена вспять.
В своейполитике регионального развития Китай стремится выработать особый подход ккаждому из регионов. При формировании региональной стратегии следуетруководствоваться не только спецификой природных, ресурсных и общеэкономическихфакторов, но также социальных. Менее развитые регионы отличаются низким уровнеминдустриализации, науки и техники, культуры, образования, качества рабочейсилы, слабым развитием рыночных отношений. Как правило, это регионы с богатымиприродными ресурсами, но плохими погодными условиями.
В 1995 г.было опубликовано «Постановление ЦК и Госсовета о необходимости быстрогоразвития науки и техники», в котором формулировалась настоятельнаянеобходимость форсированной модернизации экономики. Была подчеркнута особаяроль в судьбе страны науки и техники, образования, воспитания квалифицированныхкадров, создания модернизированных отраслей экономики, не уступающих лучшиммировым аналогам.
Впостановлении были определены цели и задачи в сфере сельского хозяйства ипромышленности, различных областях развития новейших технологий. Наука иобразование стали занимать ведущее место в политике, проводимой правительствомКитая с самого начала возникновения КНР.
В 1997 г. наXV съезде КПК стратегия модернизации страны обобщена и конкретизирована поключевым направлениям развития экономики.
В июне 1996г. китайская делегация участвовала в конференции ООН в Нью-Йорке, где былсделан «Доклад о долгосрочном развитии Китая».
В сентябре1997 г. генеральный секретарь КПК Цзян Цзэминь на XV съезде КПК в своем докладееще раз подчеркнул важность выработки адекватной стратегии долгосрочногоразвития страны.
«ПрограммаXXI в.» Китая состоит из 4 частей и 20 глав, в которых рассматривается 78проектов.
Основныепроблемы экономическогоразвития Китая следующие:
— Есть ещесферы экономики, где реформирование осуществляется медленными темпами. Этоотносится к государственным предприятиям. С другой стороны, современноепроизводство сталкивается с многочисленными трудностями, так как коммерческиепредприятия еще недостаточно окрепли и недостаточно многочисленны.
— Высокиетемпы роста при низкой экономической эффективности и низком качествепроизводимой продукции. ВВП на душу населения остается сравнительно невысоким.Структура производства характеризуется отсталостью. Структура распределения —недостаточно рациональна, а научно-технический прогресс оказывает сравнительнонебольшое воздействие на экономический рост.
— Внутреннийрынок динамично расширяется. Но при этом существует жестокая конкуренция состороны иностранных производителей. Китайские товары по своему качеству частоуступают иностранным. Некоторым национальным отраслям грозит опасность бытьуничтоженными иностранным капиталом. В подобной ситуации вступление в мировуюэкономику очень непросто. При стремительном развитии экспорта и низкойэффективности отечественного производства китайская продукция остаетсянедостаточно конкурентоспособной.
— Разрывмежду восточными и западными регионами страны возрастает.
— Несмотря наувеличение масштабов экономики, безработица увеличивается, сокращаетсяколичество рабочих мест на государственных предприятиях, ускоряется миграциясельского населения в города, что порождает множество социальных проблем. Этообостряет проблему нестабильности общества. Увеличивается разрыв в доходахнаселения. Медленно растут доходы крестьян, что пагубно влияет на развитиесельского хозяйства и стабильности в деревне.
— Сохраняетсяотносительно низкая покупательная способность населения, что тормозит темпыэкономического роста. Не решены многие старые экологические проблемы, к которымпостоянно добавляются все новые.
— Рыноккитайской рабочей силы велик, но его качественные характеристики все ещеоставляют желать лучшего. Неразвитыми остаются рынки: валютно-финансовый,недвижимости и квалифицированных кадров. Уровень образования весьма далек отидеала.
Особенностиэкономической стратегии характеризуются следующими чертами:
1)Всеобъемлющийхарактер. Необходимо учесть все особенности конкретной ситуации, в которойстратегия будет осуществляться. Всеобъемлющий характер проявляется на различныхуровнях экономики и в различных сферах и масштабах: начиная с масштабов страныи заканчивая отдельным регионом, отраслью и отдельным предприятием.
2)Долгосрочность.Любаястратегия долгосрочного развития не должна исходить из сиюминутных интересов.Экономическая стратегия должна осуществляться на основе плана на 10-15,30-50 идаже большее количество лет.
3)Поэтапность.В процессе осуществления любой стратегии экономического развития необходимонамечать этапы, которые бы позволили вычленить наиболее актуальные текущиезадачи и методы их достижения.
Китайзаимствовал экономическую стратегию развития у СССР. Особенностями этойстратегии было: 1) возникновение централизованной плановой экономики игосударственного регулирования; 2) слишком большое внимание уделялось темпамэкономического роста при игнорировании повышения эффективности; 3) людские,материальные и финансовые ресурсы использовались для осуществлениякрупномасштабных и амбициозных проектов при игнорировании потребностейгармоничного экономического, технологического и социального развития. Даннаястратегия характеризовалась высокими темпами роста, низкой эффективностью,высокой нормой накоплений, но с низким уровнем потребления. Благодаря этойстратегии Китай сумел поддерживать высокие темпы роста, сформироватьнезависимую национальную индустрию, сохранить политическую и экономическуюнезависимость.
Списокиспользованной литературы
1. Историямировой экономики: учебник. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ,1999.
2. Китайскаяэкономика в XXI в. Селищев А.С., Селищев Н.А. – СПб.: Питер, 2004.
3. Китай/ колл. Авт. – М.: Междунар. отношения, 1992.
4. КНРна путях реформы (теория и практика экономической реформы). – М.: Наука, 1989.
5. Историямировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг./ Под ред. Марковой А.Н.– М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995.
6. Китай:традиции и современность. – М.: Наука, 1976.
7. Китай– наш великий сосед. Барахта Б.П. – М.: Знание, 1989.
8. Экономическаяи социальная география зарубежных стран: учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по геогр. Спец. / Горнунг М.Б., Максаковский В.П., Машбиц Я.Г. и др. –М.: Просвещение, 1980.
9. Мироваяэкономика: учебник. Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002.
10. Реформа хозяйственнойсистемы в КНР. – М.: Экономика, 1989.
11. Экономическая историясоциалистических стран: уч. Пособие / Под ред. Жамина В.А. – М.: экономика,1985.