Личностные особенности девочек–подростков из социально неблагополучных семей.

Институт социальной педагогики и специальнойпсихологии международного университета семьи и ребёнка
им. Р. Валленберга
Курсовая работа
 
“Личностные особенности девочек – подростков изсоциально неблагополучных семей”

Студентки
VI курса
Гр. 90/с
Поелиной О. А.
СПб 2002 год.
Оглавление
 
 
 
Первая теоретическая часть
1.  Введение                                                                                                 2
2.  Концептуальные подходы к проблеме:“Личностные особенности подростков”                                                                                      4
3.  Основные характерные чертыподросткового возраста                      5
4.  Образ “я”                                                                                                6
5.  Структура “я” и самооценка                                                                           7
6.  Тревожность                                                                                           7
7.  Агрессивность и враждебность                                                             8
Вторая практическая часть
1.  Введение                                                                                                 2
2.  Информационные карточки                                                                   11
3.  Сводные таблицы по методикам                                                           12
4.  Интегрированные таблицы пометодикам                                            15
5.  Заключение                                                                                             19
6.  Список используемой литературы                                                                 20
7.  Оглавление                                                                                                       21
Введение
         Психологическаяжизнь подростка привлекала внимание всегда. Многолетние изучения подростковдало основание утверждать, что есть некоторые общие, закономерно повторяющиесяособенности психического развития  в подростковом периоде. Напряжение,противоречие между социальной и биологической зрелостью, между потребностьюбыть взрослым  и возможностью удовлетворить эту потребность, противоречиемежду потребностью занять достойное положение в группе сверстников и способомеё удовлетворения и т.п.
         Нобыло установлено и то, что подростком, живущим в то или иное время, вопределённой среде, присущи особо специфические характеристики развития.
1.Введение.
         Всвязи с ухудшением обстановки в нашей стране, увеличилось количествонеблагополучных семей, в которых, в первую очередь, страдают дети. В связи сэтим я работала с группой подростков 12-15 лет из неблагополучных семей,исследовав их личностные особенности, а именно, уровень тревожности и уровеньагрессивности и враждебности.
         Цельпрактики: Получение практических навыков самостоятельной организациипсиходиагностического исследования личностной сферы подростков изнеблагополучных семей.
         Гипотеза:Уровень тревожности у подростков из неблагополучных семей (алкогольно-зависимыеродители) высокий. Агрессивность и враждебность так же будут повышенными.
         Задачи:Изучение личностной сферы подростков. Измерение уровня тревожности,агрессивности и враждебности у подростков. Выявление подростков группы риска.
         Предмет:Личностная тревожность; тревожность, проявляющаяся на физиологическом уровне (ввиде соматики). Агрессивность, враждебность.
         Объект:Подростки 12-15 лет из неблагополучных семей, в которых алкогольно-зависимыеродители, находящиеся в социально-реабилитационном центре “Аист” и обучающиесяв школе при ДТС “Пушкинский” (детский туберкулёзный санаторий) 403, 650.
2.      Различные концептуальные подходы к освещениюпроблемы.
         Личностныеособенности подросткового возраста изучали многие зарубежные и русскиепсихологи. На данную проблему существует множество точек зрения, рассмотримлишь некоторые:
Е.Доуан             Для среднего подростка совершенно не характерны ни
Дж.Адельсон     личностные кризисы, ни крах “я” — концепции, ни тенденции
от ранее приобретенных ценностей и привязанностей –утверждают Е. Доуан и Дж. Андельсон. Критикуя сторонников “кризисногоразвития”, они упрекают их в том, что “большинство выводов основаны на изучениидвух нетипичных подростковых групп: несовершеннолетних правонарушителей иинтеллектуально развитых подростков – выходцев из состоятельных семей”.
Л. С. Выготский  Обобщая результатымногочисленных исследований отечественных и зарубежных авторов, писал: “Никогдавлияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, какименно в переходном возрасте”
Л. И. Божович     Этот вывод нашелсвоё подтверждение в последующих работах, в частности, в исследованиях Л. И.Божович, Н. И. Крыловой и Н. Н. Толстых, проведённых соответственно в 50-е,60-е и 80-е годы и посвященных одной проблеме – изучению границ подростковоговозраста. Если в 50-е годы переломный момент в представлениях подростков обудущем приходился на 15 лет, а в 60-е годы уже на 16-17 лет, то в 80-е годы –на 13 лет. Такая подвижность возрастных границ объясняется изменениемсоциальной ситуации развития и подтверждает мысль Выготского об исторической исоциальной обусловленности развития личности.
Ст. Холл              Этот период какпереходный от детства к взрослости. Он впервые описал кризисный характерразвития ребёнка в этом возрасте, сформулировав его негативные аспекты.Характерной чертой подросткового возраста является амбивалентность ипарадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданнойсмене весёлости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью,эгоизма – альтруизмом, общительности – замкнутостью, любознательности –умственным равнодушием и т.д. Главное же задача подростка – это формированиесамосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основныхпсихологических приобретений в этом возрасте.
Э. Шпронгер       Разработалкультурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал 3 возможныхтипа развития личности подростка. Для 1-го типа развития характерно резкое,бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как 2-е рождение, итогомкоторого — является становление нового “я”. Развитие ребёнка по 2-му типупредполагает плавные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубокихпотрясений и сдвигов в собственной личности. 3-ий тип развития предполагаетактивный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельногопреодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счёт развитых уподростка самоконтроля и самодисциплины. Главными психологическиминовообразованиями этого возраста Э. Шпронгер считал открытие “я” возникновениерефлексии, осознание подростком своей индивидуальности.
3.Характерные черты подросткового возраста.
         Главноесодержание подросткового возраста составляет его переход от детства квзрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройки,возникают и формируются психологические новообразования. Этот процесспреобразования и определяет все основные особенности личности детейподросткового возраста, а сл-но и специфику работы с ними.
         Взависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которыесуществуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различноесодержание и разную длительность. В настоящие время, в условиях нашей страныэтот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадаяв целом с обучением детей в средних классах школы.
         Чащевсего трудности подросткового возраста связаны с половым созреванием какпричиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходебурного роста и физиологической перестройки организма у подростков можетвозникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие из нихпорой начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций и т.п.
         Врезультате в этом возрасте мы встречаемся с самым большим количеством такназываемых “трудных” детей. Но даже совершенно здоровых подростковхарактеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянныеколебания самооценки, смена физического состояния и самочувствия, ранимость,неадекватность реакций.
         Л.С. Выготский ключевой проблемой этого периода называл проблему интересовподростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант)интересов и развития новых. К ним он относил “эгоцентрическую доминанту”(интерес подростка к собственной личности), “доминанту дали” (доминированиешироких интересов, устремлённых в будущее, над сегодняшними текущимиинтересами), “доминанту усилия” (тяга к сопротивлению, преодолению, волевымусилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве),“доминанту романтики” (стремление к неизвестному, рискованному, героическому).Появление новых интересов приводит к преобразованию старой и возникновениюновой системы мотивов, что меняет социальную ситуацию развития подростка. Сменасоциальной ситуации развития ведёт к смене ведущей деятельности, результатомкоторой становится новые психологические новообразования подростковоговозраста, к которому относят и самосознание личности.
4.Образ “я”
         Помнению А. Е. Личко характерной чертой поведения подростков является реакцияэмансипации, т.е. выраженное стремление освободится из под опёки и контроля состороны родителей и взрослых. Подросток стремится не столько противостоятьвзрослым, сколько стать равным им, что конечно, трудно при сохраняющейсяэкономической и социальной зависимости.
         Привлекательностьпочувствовать себя взрослым объясняется тем что взрослые в глазах подросткаобладают максимумом самостоятельности, а потому и поступают так как хотят.Следовательно, взрослым в глазах подростка, означает делать то, что разрешаетсявзрослым, но запрещается детям.
         Нарядус реакцией эмансипации А. Е. Личко выделяет в качестве специфическиподростковой реакцию группирования со сверстниками,  которая представляет собойоборотную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностямподростка.
         Другойприём приобретения чувства ограниченности своего “я” состоит в идентификации,т.е. слияние себя с группой сверстников. Взрослые в глазах подростка выглядяткак “Они”, а “Мы” это множество таких как “я”. Заметим что характерной чертойподросткового поведения является реакция группирования, вхождение в разныемалые группы и как следствие появление различных по своему содержаниюподрастково–молодежных субкультур. Важным способом обеспечения устойчивостиобраза “я” является поиск подростком одобрение себя и своего поведения состороны окружающих людей. Не случайно так часто можно встретится с совершеннопротивоположенным поведением одного и того же подростка в разных компаниях(группах) – в одной он делает одно и получает за это признание и одобрениегруппы, в другой – прямо противоположенное в обмен на всё тоже признание иодобрение.
         Двапоследних феномена (реакция группирования и потребность одобрения) порождаеттак называемую ситуативную личность, когда подросток становится неопределённойличностью на неопределённое время. В этой связи становятся понятными фактыдивиантного, а то и противоправного, поведения внешне вполне благополучныхподростков из “хороших” семей. Пытаясь получить одобрение сверстников изреферентной, т.е. значимой для них группы, они вынуждены действовать не столькопо своему собственному разумению, сколько подчиняясь требованиям группы. Прималейшем сопротивление им в лучшем случае грозит исключение из состава группы,а значит и потеря значимых для подростка связей со сверстниками.
         Цельтакого поведения состоит в основном в уточнении и закреплении границ своего“я”, от множества “я” окружающих людей. Однако внутренняя структура этого “я”остается всё ещё плохо разработанной и потому слабо осознаваемой самимподростком. Поэтому следующий этап в развитии самосознания состоит в расширениии уточнении содержания этого “я”, т.е. в осознании подростком той системыотношений, которая и составляет сущность самосознания личности.
5.Структура “я” и самооценка
         Вначале подросткового возраста (11-12 лет) в содержании “я” заметны существенныеизменения. Во первых отмечается бурный рост негативных самооценок: 34%мальчиков и 26% девочек дают себе полностью негативные характеристики. Наряду средким ростом числа негативных самооценок, изменяется главный критерий. На 1-оеместо выходят нравственно-психологические особенности личности, проявляющиеся вотношениях с окружающими, прежде всего со сверстниками. 2-ое место начинаетзанимать качество мужественности подростка и интеллектуальные качества.Суждение о себе младших подростков в сравнении с младшими школьникамиотличается больше самостоятельности и аргументированности.
         Т.о.  содержание “я” становится многозначным и более содержательным. Впоследующие 13-14 лет число отрицательных самооценок превышает числоположительных (52% и 41%) и практически отсутствует неопределённые самооценочные суждения.
         Заметноеснижение отрицательных самооценок наблюдается у 15-ти летнего подростка (52 –37%). Одновременно с этим происходит резкое увеличение числа амбивалентных(неопределённых) самооценочных суждений (с 7% в 13-14 лет, до 24% в 15 лет).При этом увеличивается число целостных психологических самоописаний: 6% у 13-тилетних и до 38% у 15-ти летних, что свидетельствует о переходе на качественноновый уровень развития самосознания.
         Еслидо 12-13 лет самооценка подростка ни что иное, как оценки окружающих его людей,не его собственные, то в этом возрасте у него происходит смена ориентаций с оценкиокружающих на самооценку.
         Наиболееярко это проявляется в 15 лет, что отражается резким увеличением амбивалентныхсамооценок. При сравнении структуры “я” средних и старших подростков, не трудноувидеть существенные отличия.
         12летние подростки в 1-ую очередь выделяют умения, способности и др. развитияинтеллекта. 2 и 3-е место по значимости  занимают самооценка  и ролевыехарактеристики, а замыкает этот перечень отношения с окружающими людьми.
         У13-14 летних подростков – 1-ое место самооценочные характеристики, последующиеместо  — умения, ролевые характеристики и отношения со сверстниками.
         Существенноизменяется структура “я” у 15 летних подростков, причем эти идут “по линиибольшей субъективности, психологичности соноописаний”. Ведущее место по-прежнемупринадлежит самооценке а вот на 2-ое выходят собственные чувства, переживания,мотивы. Следующее место принадлежит ценностям, убеждениям, идеалам, а так жежизненным планам (кем быть, каким быть). Что касается умений, отношений сосверстниками, ролевых характеристик, то в этом возрасте они перестают иметьособое значение для понимания самого себя.
6.Т.о., высказанное предположение, чтовозраст 12-14 лет является критическим в плане становления самосознанияличности, находит дополнительное подтверждение. Свидетельством тому данныеИ.В.Дубровиной о динамики школьной, самооценочной и межличностной тревожности вдиапазоне от 13 до 16 лет.
         Еслив 13 лет этот пик в школьной тревожности подростков, то в 14 лет – это пик всамооценочной и межличностной тревожности, которая сходит на нет в 15 лет, ивновь возрастает в 16 лет.
         Т.о.по мере взросления отмечается рост тревожности в той сфере, которая оказываетсянаиболее значимой для личности: для младшего и среднего подростка – это общениес товарищами, сверстниками: для старшего подростка – это развитие личностнойрефлексии, как ведущего механизма самосознания личности.
7.Агрессивность
         Психологическийпортрет подростка был бы явно не полным, если в нём будет отсутствовать такаяважная деталь как агрессия. Агрессивное поведение подростков становитсяисточником душевных страданий не только родителей,
Нои самих подростков, которые нередко сами становятся его жертвами со сторонысверстников. Оно вызывает глубокую озабоченность у педагогов и работников правоохранительныхучреждений. Практически оно затрагивает всех, кто, так или иначе, соприкасаетсяс подростками. Поэтому так важно понять причины такого поведения илидетерминанты агрессии и условия ёё становления.
         “Агрессивноеповедение – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление илипричинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения” — Пишут Р. Бэрон и Д. Ричардсон, подчеркивая при этом не эмоциональный илимотивационный аспект, а именно поведенческий аспект проявления агрессии.
         Агрессия(от латинского “agressio” — нападение, приступ) – это мотивированноедеструктивное поведение, противоречащие нормам и правилам сосуществования людейв обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым),приносящее физический ущерб людям (Отрицательные переживания, состояниянапряженности, страха, подавленности и т.д.)
         Агрессивность– это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. (Реан А. А.1999г  с 218)
         А.Босс разделил понятия агрессия и враждебность и определил последнюю как:“…Реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий.)
         Этонедоверие, осторожность по отношению к людям, основанное на убеждении, чтоокружающие намерены причинить вред. Мир кажется жестоким.
         Можновыделить 3 основных фактора становления агрессивных форм поведения.
1.  Семья как фактор агрессивногоповедения.
Свои первые знания о моделях агрессивного поведениядети приобретают в семье. Семья может одновременно демонстрировать моделиагрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Именно в семье ребёнокпроходит свой первый этап социализации и именно там он может усвоить первыйурок агрессивного поведения. Этому способствуют: Характер семейныхвзаимоотношений, постоянные ссоры, скандалы, драки, между родителями. Вовторых, это стиль семейного руководства: частые и неоправданно жестокиенаказания, отсутствие контроля и присмотра за детьми.
2.  Следующим значимым факторомстановления агрессивных форм поведения являются взаимоотношения со сверстниками:Агрессивное поведение связано с положением ребёнка в кругу своих сверстников,отвержение ребёнка другими детьми, низкий социальный статус в группесверстников так же провоцирует его к применению агрессивных форм поведения.
3.  Третьим фактором усвоения ребёнкоммоделей агрессивного поведения являются средства массовой информации и, преждевсего кино и телевидение.
         Агрессивноеповедение, возникая в критической (фрустрирующей) ситуации выполняет защитнуюфункцию, иногда функцию разрешения (выхода) ситуации. Наиболее частоагрессивное поведение наблюдается у детей в критические возрастные периоды.Одним из таких периодов является подростковый возраст.
         Рассмотримболее подробно личностные особенности подростков – девочек (12 – 15 лет) напрактике.
Информационная карточка №1
 
1.  Название методики: Исследованиетревожности (опросник Спилберга)
2.  Авто методики: Ч. Д. Спилберг и Ю.Л. Хонин
3.  Назначение методики:Дифференцированно измеряет тревожность и как личностное свойство, и каксостояние у подростков.
4.  Литературный источник: “Практикумпо общей экспериментальной и прикладной психологии” 2-е издание, под редакциейА. А. Крылова, С. А. Моничева, Питер 2000 год.
Информационная карточка №2
 
1.  Название методики: Диагностикасостояния агрессии у подростков.
2.  Авто методики: А. Басс и А. Дарки
3.  Назначение методики: Методиканаправлена на диагностику состояния агрессии у подростков, как мотивационной,так и инструментальной. Так же дифференцирующие проявления агрессии ивраждебности.
4.  Литературный источник: “Настольнаякнига практического психолога в образовании” Е. И. Рогов, Москва 1996 год.
Информационная карточка №3
 
1.  Название методики: “Личностнаяшкола проявлений тревоги”
2.  Авто методики: Д. Тейлор. Адоптированопросник Т. А. Немчиным
3.  Назначение методики: Опросникпредназначен для измерения уровня тревожности у подростков.
4.  Литературный источник: “Лучшиепсихологические тесты” перевод с английского Е.А. Дружинина Харьков 1994 год.
Сводная таблица по методике:
“Диагностика состояния агрессии у подростков Баса –Дарки”

Код
Возр.
Врожд
Агр. 1 ТС 12 14 33 2 ОЛ 15 15 24 3 БЖ 14 8 30 4 ОЮ 14 17 27 5 ВВ 13 11 14 6 НК 15 14 28 7 КУ 15 13 25 8 КА 12 8 21 9 ЗЛ 15 9 18 10 АЖ 11 11 20
     В данной группе девочек – подростков 12 – 15 летполучились следующие результаты:
Уровень враждебности у подростков №3, №8, №9 являетсянормой.
У остальных девочек враждебность высокая (максимальнодопустимых бал 20).
Уровень агрессивности у девочки – подростка №5 –низкий. У девочек под №2, №7, №8, №9, №10 агрессивность в норме.
У остальных номеров 1, 3, 4, 6 уровень агрессивностиповышен. (Максимально допустимый бал 43).
Средний бал по враждебности данной группы девочек –подростков составил 12 баллов – это высокая враждебность.
Средний балл по агрессивности по данной группе девочек– подростков составил 24 балла, уровень агрессивности в норме.
Сводная таблица по методике:
“Личностная школа проявлений тревоги Д. Тейлора”

Код
Возр.
Балл 1 ТС 12 31 2 ОЛ 15 30 3 БЖ 14 20 4 ОЮ 14 20 5 ВВ 13 24 6 НК 15 28 7 КУ 15 33 8 КА 12 24 9 ЗЛ 15 26 10 АЖ 12 27
     По данной группе девочек подростков получилисьследующие результаты: Девочки под №3, №4, №5, №8 – имеют средний уровеньтревожности (с тенденцией к высокому).
У остальных девочек уровень тревожности высокий.(Максимально допустимый балл в этой методике 50)
Средний балл по данной группе составил – 26,3 балла,это высокий уровень тревоги.
Сводная таблица по методике:
“Опросник Ч. Д. Спилберга”

Код
Возр.
Агр. 1 ТС 12 48 2 ОЛ 15 51 3 БЖ 14 46 4 ОЮ 14 54 5 ВВ 13 54 6 НК 15 56 7 КУ 15 55 8 КА 12 47 9 ЗЛ 15 55 10 АЖ 12 47
По данной группе девочек подростков получилисьследующие результаты:
Все девочки – подростки показали высокий уровеньтревожности (Максимально допустимый балл 80)
Средний балл по личностной тревожности в данной группеподростков составил – 51,3 балла, это высокий показатель тревожности.
Интегративная таблица по методике
“Диагностика состояния агрессии у подростков Баса –Дарки”
Враждебность
Агрессивность

Балл
%
Уровень
Балл
%
Уровень 1 14 70 III 33 76,7 III 2 15 75 III 24 55,8 II 3 8 40 I 30 69,7 III 4 17 85 III 27 62,7 III 5 11 55 II 14 32,5 I 6 14 70 III 28 65,1 III 7 13 65 II 25 58,1 II 8 8 40 I 21 48,8 I 9 9 45 I 18 41,8 I 10 11 55 II 20 46,5 I
Враждебность
     =2,9
Агрессивность
     =5,5
Враждебность
 
IНизкий Ур.                     II Средний Ур.                      III ВысокийУр.
Агрессивность
 
IНизкий Ур.                     II Средний Ур.                      III ВысокийУр.
Интегративная таблица по методике
“Личностная школа проявлений Д. Тейлор”

Балл
%
Уровень 1 31 62 III 2 30 60 III 3 20 40 I 4 20 40 I 5 24 48 I 6 28 56 II 7 33 66 III 8 24 48 I 9 26 52 II 10 27 54 II
     = 4,1
IНизкий Ур.                     II Средний Ур.                      III ВысокийУр.
 
Интегративная таблица по методике
“Исследование личностной тревожности Ч. Д. Спилберг”

Балл
%
Уровень 1 48 60 I 2 51 63,7 II 3 46 57,5 I 4 54 67,5 III 5 54 67,5 III 6 56 70 III 7 55 68,7 III 8 47 58,7 I 9 55 68,7 III 10 47 58,7 I
     =3,7
IНизкий Ур.                     II Средний Ур.                      III ВысокийУр.
Интегративная таблица по всем методикам

Т
ЛТ
В
А 1 III I III III 2 III II III II 3 I I I III 4 I III III III 5 I III II I 6 II III III III 7 III III II II 8 I I I I 9 II III I I 10 II I II I
Заключение
 
     Изучая личностные особенности девочек –подростков 12 – 15 лет из социально неблагополучных семей (родители которыхалкоголезависимые), проведя ряд методик для изменения уровня тревожности,агрессивности и враждебности были получены результаты подтверждающие, что помере взросления отличается рост тревожности в той сфере, которая оказываетсянаиболее значимой для личности: для младшего и среднего подростка – это общениес товарищами, сверстниками; для старшего подростка – это развитие личностнойрефлексии, как ведущего механизма  самосознания личности. Агрессивность ивраждебность так же возрастают, что в очередной раз доказывает, проведённаяметодика Босса – Дарки. Описанные особенности личности, препятствующиеустановления контакта и нормальному общению, способствующему развитию личности,и выступающие таким образом, причиной социальной дезадаптации, сами по себеимеют определённые основания. Любое нарушение социальных отношений имеет корнив нарушениях семейных отношений; воспитание в семье деформирующие личность,негативное отношение матери к ребёнку, постоянное агрессивное поведениеродителей, проявление не любви к ребёнку, унижение, оскорбления ребёнка состороны родителей и т.д. Таким образом, придерживаясь высказывания Л. С.Выготского что: “Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретаеттакого большого значения, как именно в переходном возрасте”. И что подвижностьвозрастных границ объясняется изменением социальной ситуации развития семьи истраны в целом, для коррекции личности необходимо не только формировать навыкиобщения и гармонизировать отношения со сверстниками, но в первую очередь,устранить те негативные социальные отношения, которые предшествовали имеющимсяв настоящий момент конфликтам подростка с социальным окружением, а именногармонизацию отношений в семье, что большей частью потребует работы сродителями, их установками на ребёнка.
Список используемой литературы
 
1.  Аверин В. А. “Психология детей иподростков 2-е издание, СПб 1998г”
2.  Выготский Л. С. Ук. Соч.     14 с13
3.  Доуан Е., Адельсон Дж. “РазвитиеЯ – концепции и воспитание” Москва “прогресс” 1986 год.
4.  Дубровина И. В. “Рабочая книга школьногопсихолога” Москва “просвещение” 1991 год.
5.  Дружинина Е.А. “Лучшиепсихологические тесты” Харьков 1994 год.
6.  Крылов А.А., Моничев С.А.“Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии” 2-е издание СПб2000 год.
7.  Личко Е. К.  “Психопатии иакцентуации характера у подростков” Москва 1983 год.
8.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. “Тренингэффективного взаимодействия с детьми” СПб 2001 год.
9.  Обухова Ук. Соч.
10.           Рогов Е.И. “Настольная книгапрактического психолога в образовании” Москва 1996 год.
11.           Регуш Л.А. “Наш проблемныйподросток: понять, и договорится” СПб 2001 год.
12.           Шпонгер Э. “Психология юношескоговозраста, педология юности” М. – Л. 1931 год.