Имидж страны с точки зрения коммуникации

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие процессакоммуникации, коммуникативные модели
§ 1. Понятие процесса коммуникации
§ 2. Коммуникативные модели
ГЛАВА 2. Специфика понятия имиджастраны
§ 1. Определение имиджа страны
§2. Пути формирования имиджа страны
ГЛАВА 3. Имидж страны как коммуникативное явление
§1. Коммуникативные функции имиджа государства
§ 2. Реализация коммуникативных моделей в имидже страны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
Имидж страны – это эмоционально окрашенный образ страны, целенаправленно формируемый в общественном сознании средствами рекламы, пропаганды и т.д. В основе имиджа страны лежат национальные образы-символы, связанные с географическими, цивилизационными, историко-культурными, этнорелигиозными особенностями. Имидж страны, в отличие от «репутации страны» или от «этнических стереотипов», имеет в большей степени «виртуальный» характер, он более легко поддается целенаправленному «форматированию» через СМИ и другие каналы массовой коммуникации.
Актуальность проблем, связанных с формированием, трансформацией, стабилизацией и дестабилизацией международного имиджа государства вызвала к ним закономерный интерес ученых. Рассмотрению проблем международного имиджа государств посвящены труды Г. Г. Почепцова, Э. А. Галумова, Ю. Б. Кашлева, Д. Бурстина, А. А. Чернова, В. Г. Соколенко, К. А. Хачатурова, Л. С. Рубана, И. Н. Панарина, В. Г. Сеидова, А. В. Яковенко, А. А. Ранних и др.
Объектом исследования внашей работе является процесс массовой коммуникации и формирование имиджастраны в этом процессе. Предмет нашего исследования – имидж страны каккоммуникативное явление.
Цель работы нашей работы: выявление общих проблем формирования международного имиджа страны в процессе массовой коммуникации.
Цель определяет задачи исследования: рассмотреть сущность процесса коммуникации, его модели; выявить особенности понятия «имидж страны»; проанализировать пути формирования имиджа страны.
Источниковой базой для нашего исследования послужили политологов, занимающихся изучением проблемы имиджа страны, а также труды ученых по теории коммуникации.
Одно из новейших изданий на эту тему – работа профессора Дипломатической академии МИД РФ, кандидата экономических наук Э.А. Галумова «Международный имидж России: стратегия формирования». При всей пользе этого обобщающего труда многое в нем нам кажется отнюдь не бесспорным. Представляются не слишком оправданными попытки расширительно толковать термин «имидж страны», а также выработать некий единый имидж, который были бы обязаны пропагандировать все российские СМИ.
Проблема СМИ как одногоиз средств формирования образа государства в сознании его граждан затрагиваютмногие исследователи. Цуладзе и Почепцов считают, что современные средствамассовой коммуникации – газеты, журналы, радио, телевидение, а в последние годыи международная сеть Интернет – являются на сегодняшний день самым мощнымканалом политической коммуникации, а, следовательно, в той или иной степени, иманипуляции. Почепцов совместно с Райгородским еще отмечает, что арсеналприемов, используемых современными СМИ в процессе создания общественногомнения, достаточно велик: замалчивание одних фактов и выпячивание других,публикация ложных сообщений, пробуждение в аудитории определенных эмоций спомощью визуальных средств или словесных образов, апелляция к системе ценностейопределенного общества и т.д.
Таким образом, гипотезойнашей работы является положение о том, что имидж страны – специфическое явлениемассовой коммуникации, которое можно рассматривать с точки зрения различныхкоммуникативных моделей и основную роль в формировании положительного илиотрицательного имиджа страны играют СМИ.

ГЛАВА 1. Понятие процесса коммуникации, коммуникативные модели
§ 1. Понятие процесса коммуникации
Коммуникациюможно рассматривать как форму деятельности, осуществляемую людьми, котораяпроявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании ивзаимопонимании партнеров. Она характеризует общение как двухстроннююдеятельность людей, предполагающую взаимосвязь между ними, сопереживание иобмен эмоциями. Коммуникация может решать разные задачи: обмен информацией,выражение отношения людей друг к другу, взаимное влияние, сострадание ивзаимное понимание. Такая многофункциональность общения позволяет выделитьследующие аспекты коммуникации:[1]
•информационный, при котором общение рассматривается как вид личностнойкоммуникации, осуществляющей обмен информацией между коммуникантами;
•интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов впроцессе их кооперации;
•гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурногопознания;
•аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обменаценностями;
•нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативногорегулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закреплениястереотипов поведения;
•семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система икак посредник в функционировании различных знаковых систем;
•практический, где процесс общения рассматривается в качестве обменарезультатами деятельности, способностями, умениями и навыками.
Вступая вобщение, то есть, взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуютконкретные цели. К основным целям коммуникации обычно относятся:
• обмен ипередача информации;
•формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;
•формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
• обмендеятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;
• изменениемотивации поведения;
• обменэмоциями.
Содержательныйхарактер взаимодействия людей определяется предметом их общения. На основеэтого критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое,профессиональное, научное, политическое, информационное, межкультурное и т.д.Соответственно способы взаимодействия зависят непосредственно от целей, которыепреследуются при общении, от особенностей его организации, эмоциональногонастроя партнеров, уровня их культуры.
§ 2. Коммуникативные модели
Анекдотреализуется в процессе межличностной коммуникации, то есть при общении двух илинескольких людей в неформальной обстановке. В основе межличностной коммуникациилежат различные мотивы, цели и задачи ее участников. В качестве детерминантыэтого вида коммуникации могут выступать передача или получение какой-либоинформации, побуждение партнера к совершению действий, намерение изменить еговзгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку и т.д. В зависимости отэтих факторов принято выделять несколько моделей межличностной коммуникации.[2]
1. Наиболееширокое распространение получила линейная модель, рассматривающая коммуникациюкак действие, в рамках которого отправитель кодирует идеи и чувства вопределенный вид сообщения и затем отправляет его получателю, используякакой-либо канал (речь, письменное сообщение и т.п.). Если сообщение достиглополучателя, преодолев разного рода «шумы», или помехи, то коммуникациясчитается успешной. Данная модель привлекает внимание к некоторым важныммоментам в процессе коммуникации. Это — влияние канала, по которому полученосообщение, на реакцию получателя. Так, признание в любви при встрече с глазу наглаз будет воспринято совсем иначе, чем прочитанное в письме или услышанное потелефону. Также линейная модель обращает внимание на «шум», помехи, искажающиесообщение. К ним относятся как физические (людное, шумное помещение), так ипсихологические (они связаны с физическим или эмоциональным состояниемчеловека, мешающим ему адекватно воспринимать сообщение) помехи. Но у этоймодели есть недостаток — она рассматривает коммуникацию как однонаправленныйпроцесс, идущий от отправителя к получателю. Поэтому модель годится дляописания письменной коммуникации, воздействия средств массовой информации, гдеполучатель сообщения рассматривается как объект воздействия.
2. Другоймоделью межличностной коммуникации является трансакционная модель. Онапредставляет коммуникацию как процесс одновременного отправления и получениясообщений коммуникаторами. Ведь в каждый конкретный момент времени мы способныполучать и декодировать сообщение другого человека, реагировать на него, и в тоже самое время другой человек получает наше сообщение и отвечает на него. Такимобразом, акт коммуникации невозможно отделить от событий, которые ему предшествуюти следуют за ним. Эта модель обращает наше внимание на то обстоятельство, чтокоммуникация — это процесс, в котором люди формируют отношения, постоянновзаимодействуя друг с другом. Данная модель намного лучше описывает процессыкоммуникации, чем линейная.
3. Существуеттакже интерактивная, или круговая модель, межличностной коммуникации. Онапредставляет собой не просто процесс передачи сообщения от отправителя кполучателю, в ходе которого первый кодирует, а второй декодирует информацию.Важным элементом этой модели является обратная связь. Это — реакция получателяна сообщение, которая выражается в ответном сообщении, направляемомотправителю. Введение обратной связи наглядно демонстрирует кругообразныйхарактер коммуникации: отправитель и получатель сообщения последовательноменяются местами.
Круговаямодель, подобно линейной, изображает коммуникацию как ряд дискретных актов,имеющих начало и конец, причем ключевой фигурой в них является отправительсообщения, так как от него зависит реакция получателя информации. Именнопоэтому они считаются устаревшими по сравнению с трансакционной моделью. Но дляописания процессов межкультурной коммуникации и понимания ее специфики большеподходит именно круговая модель.
Рассмотримэту модель подробнее. Она состоит из следующих элементов: отправитель(источник) — кодирование — сообщение — канал — декодирование — получатель —обратная связь. В этом процессе создаются различные помехи, «шумы»,препятствующие эффективной коммуникации. Эффективность коммуникации характеризуетсятем, что переданная информация должна быть понята в соответствии с еепервоначальным значением. Поэтому коммуникация — это не только передача, но ипонимание информации.
• Отправитель(источник) — создатель сообщений, им может быть как человек, так и организация(хотя в любой организации сообщения составляют люди).
• Кодирование— превращение сообщения в символическую форму.
• Сообщение —информация, идея, ради которой осуществляется коммуникация. Оно состоит изсимволов, может быть устным, письменным или визуальным.
• Канал —путь физической передачи сообщения, средство, с помощью которого передаетсясообщение. Он может быть межличностным и массовым.
•Декодирование — расшифровка сообщения, которая в результате различных помехможет быть более или менее адекватной.
• Получатель— объект, которому передается сообщение. Им так же может быть как отдельныйчеловек, так и организация.
• Обратнаясвязь — принятое сообщение вызывает у получателя какую-то реакцию, так как врезультате коммуникации у него произошли изменения в знаниях, установках,поведении.
Согласно этоймодели процесс межличностной коммуникация начинается с того, что отправитель,которым является человек, обладающий только ему свойственным жизненным опытом,устойчивой картиной мира, моделью его восприятия, в какой-то конкретнойситуации составляет сообщение, преследуя определенные цели. Его сообщение можетбыть как вербальным, так и невербальным. Отправитель должен стремиться к тому,чтобы его послание было как можно более понятным, четким и убедительным.Подготовленное сообщение кодируется, то есть превращается в символическуюформу. После этого оно по выбранному каналу передается получателю. Могут бытьиспользованы речь, письмо, а также доступные сегодня средства связи, среди которыхвсе большую роль играют электронные средства передачи информации. Получатель —это также человек со своими личностными характеристиками, безусловно, отличнымиот качеств отправителя. Поэтому, когда получатель принимает сообщение идекодирует его, расшифровка послания происходит не полностью, а с частичнымиискажениями. Затем получатель реагирует на сообщение на когнитивном,эмоциональном или поведенческом уровне и обеспечивает обратную связь. Она тожеявляется сообщением, которое проходит те же этапы, пока не придет котправителю.[3]
На этапахкодирования, передачи и декодирования информации возможны помехи. Прикодировании помехи возникают из-за ограниченного количества символов,неточности в самом послании. Во время передачи сообщения помехи носят восновном технический характер (плохая слышимость, видимость и т.п.). Придекодировании получатель сообщения в силу иного жизненного опыта, социальногоположения и других причин может приписать символам, использованным в сообщении,иное значение, чем отправитель, и в силу этого понять послание не так, какхотел отправитель. Поэтому эффективность коммуникации тесно связана суменьшением помех. Можно свести к минимуму технические помехи при передачесообщения, нужно стремиться к максимальному упрощению языка послания. Ноунифицировать процессы восприятия информации, носящие индивидуальный характер,полностью невозможно. Поэтому эффективность коммуникации никогда не будетабсолютной.

ГЛАВА2. Специфика понятия «имидж страны»
§1. Определение имиджа страны
коммуникацияимидж страна государство
Слово «image» было заимствовано русским языкомиз английского и перевести его можно как «образ, изображение, маска, типаж,репутация, амплуа» и т.д. Это понятие чаще всего применяют по отношению кчеловеку, когда хотят совокупно описать особенности его речи, манеры одеваться,поведения, умения держать себя в обществе.[4]Но в теории международной коммуникации принято говорить также об имидже той илииной страны.
Имидж в современном понимании является неким совокупным эмоциональным восприятием о каком-либо объекте разговора или суждения, в результате действий объекта, которые совершает сам объект и действий другой стороны по отношению к объекту. Имидж аккумулирует большинство точек зрения об объекте и представляет объект в сжатом виде, но дающим некое представление о нем.
Имидж страны, равно как имидж политика, политической партии, региона, бизнес-структуры относится к той категории стратегических ресурсов, который позволяет выстраивать все остальные активы. Иными словами, будучи нематериальным активом, имидж создает целый механизм причинно-следственных связей, который, в свою очередь, формирует набор иных материальных ресурсов и возможностей для его обладателя (носителя).[5] Действительно, если вы обладаете хорошей репутацией — вам с удовольствием дадут в долг, окажут содействие в решении вопроса, сделают рекомендацию, согласятся сотрудничать в реализации стратегических проектов. Следовательно, вполне разумно предположить, что имидж – это результат каких-либо действий, содержание которых объективно определяется комплексом «стартовых» условий, обеспечивающих возможность реализации тех или иных шагов; что пестрота традиций, нравов, обычаев, культурных особенностей жителей страны, относящихся ко всем типам цивилизаций, соответствующие социально-экономические процессы во вновь формирующемся сообществе людей, геополитическое положение страны и многие другие факторы и являются характеристиками «стартовых» условий.
Сегодня о других государствах мы можем судить по тому, что мы читали в детстве о той или иной стране, по деятельности государства на международной арене, по высказываниям отечественных влиятельных и авторитетных личностей, высказываниям политических и общественных лидеров государства и др. Международный имидж государства является совокупностью взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы, сформировавшихся в результате процесса развития государственности, эффективность взаимодействий звеньев которой определяет тенденции политических, экономических, социальных, общественных и других процессов в стране. Это именно та деталь, которая определяет, какую репутацию приобретает или приобретет государство в сознании мировой общественности в результате взаимодействий тех или иных ее субъектов, взаимодействующих с остальным миром.
Если исходить из традиционного понятия «имидж», то имидж страны – это эмоционально окрашенный образ страны, целенаправленно формируемый в общественном сознании средствами рекламы, пропаганды и т.д. В основе имиджа страны лежат национальные образы-символы, связанные с географическими, цивилизационными, историко-культурными, этнорелигиозными особенностями.[6]
Имидж государства складывается из очень многих, совершенно разноплановых составляющих. Объектом имиджа может быть как отдельный человек – политический или общественный деятель, так и сама страна.
Объектами имиджа могут быть и отдельные сферы жизнедеятельности государства – власть, экономика, армия, внешняя и внутренняя политики и проч.
Имидж государства свидетельствует о его экономической силе, мощи, богатстве, уровне развития культуры. Имидж является совокупным показателем авторитета государства и успешности действий на международной арене, оценкой мнения зарубежной общественности о стране.
Необходимость формирования международного имиджа любого государства неоспорима. Правильная направленность формирования международного имиджа сегодня выполняет несколько значимых функций.[7]
1. Престиж государства повышает воспитательно-патриотическую роль имиджа страны для ее граждан, в частности молодого поколения. Высокий или низкий международный имидж государства помогает сформировать совершенно различные восприятия собственной страны.
2. Высокий имидж страны позволяет надежнее фиксировать политические и экономические успехи государства на международной арене.
Международный имидж государства отличается сильной эмоциональной составляющей. Имидж должен выступать неким посредником между государством и целевой аудиторией. То есть, можно говорить о том, что международный имидж государства осуществляет связь общественного мира и реального государства.
§2.Пути формирования имиджа страны
Процесс формирования международного имиджа государства зависит от множества факторов – успешности проведения внешней политики государства, особенностей проведения внутренней политики государства, эффективности экономики, особенностей ментальности общества, и проч.
Перечень всех факторов настолько обширен, что не поддается перечислению. По временному принципу факторы можно разделить на статичные, динамичные и ожидаемые.[8]
Статичные во времени факторы это те факторы, которые остались в прошлом либо не меняются с течением времени. К ним относим историческое прошлое страны ее природные и геополитические ресурсы, а также культурный потенциал.
Динамичные во времени факторы, оказывающие влияние на формирование международного имиджа государства, включают в себя социально-психологические настроения в обществе, структура, характер и принципы деятельности общественно-политических организаций в государстве.
Ожидаемые во времени факторы, влияющие на формирование международного имиджа государства, сочетают в себе оба вида факторов, приведенных выше.
В качестве одного из средств формирования образа государства в сознанииего граждан выступают СМИ.[9]Более того, современные средства массовой коммуникации – газеты, журналы,радио, телевидение, а в последние годы и международная сеть Интернет – являютсяна сегодняшний день самым мощным каналом политической коммуникации, а,следовательно, в той или иной степени, и манипуляции. Они оказываются важнейшимфактором, влияющим на внутреннюю и внешнюю политику, а также на общественноесамосознание индивидов, поскольку регулярно и оперативно предоставляют наиболеезначимую информацию широкой аудитории. Иными словами, роль средств массовойинформации в процессе формирования коллективной идентичности гражданопределенного государства неоспорима.
Арсенал приемов, используемых современными СМИ в процессе созданияобщественного мнения, достаточно велик: замалчивание одних фактов и выпячиваниедругих, публикация ложных сообщений, пробуждение в аудитории определенныхэмоций с помощью визуальных средств или словесных образов, апелляция к системеценностей определенного общества и т.д. Кроме того, к эффективным приемамвоздействия относятся использование совпадения интересов, внешнее сходствособытия с внушением, увязка новых стереотипов со старыми, прием подменыстереотипов, выпячивание чувств отдельных групп, стимулирование столкновений ит.д.
Но необходимо, как нам кажется, учитывать еще одну особенность подачиматериала в современных средствах массовой информации – фон, на которомрассматриваются те или иные явления жизни общества. Это связано с такимифундаментальными свойствами человеческого восприятия, как селективность иконтекстная обусловленность. Во-первых, в процессе коммуникации субъектывосприятия должны осознавать, что имеют дело не с фактами как таковыми, а синтерпретацией этих фактов. А во-вторых, одно и то же событие в различныхисторических или культурных ситуациях может быть интерпретировано совершеннопо-разному.
Итак, СМИ являются на сегодняшний день самым мощным каналом политическойкоммуникации, а также важнейшим фактором, влияющим на общественноесамосознание. При этом, используя целый арсенал средств воздействия, СМИ влияютна результат концептуализации информации об окружающей действительности, темсамым, предопределяя картину мира адресата, а также эволюцию ценностныхориентаций в соответствующем обществе.

ГЛАВА3. Имидж страны как коммуникативное явление
 
§1. Коммуникативные функции имиджа государства
Двадцатьпервый век, по мнению многих исследователей, станет веком коммуникаций. Коммуникацияобъективно будет играть большую роль в жизни мирового сообщества: она должнастать связующим звеном в регулировании информационных потоков, проводникаминовых технологий, координаторами деятельности множества людей и структур. Ипроблема коммуникации в таком понимании существует уже сегодня и проецируетсяна формирование имиджа государства в том числе. Есть различные горизонтальные,вертикальные структуры власти, есть потребность в установлении прямой иобратной связи между властью и народом; есть множество общественных,политических, коммерческих институтов и организаций, интересы которых во многомпересекаются.[10]Это касается и укрепления имиджа страны.
Уже сегодняделаются попытки объединить специалистов в области коммуникаций,политиков-профессионалов, журналистов — тех, кто реально влияет на формированиеимиджа страны в мире. Объединить с одной целью — противопоставить стихийнымпроцессам осмысленную программу конкретных действий. А это значит, что проблемаимиджа страны как коммуникативного явления сейчас как никогда актуальна и вмире и в России в частности.
Интенсивное внедрение и переплетение современных компьютерных, теле- и радиовещательных, телефонных технологий и коммуникационных служб, быстрое распространение локальных и глобальных коммуникационных сетей создает принципиально новое качество информационного обмена, в том числе и международного, а также создает принципиально новые инструменты воздействия на массовое сознание, усиливая значение культурно-информационных аспектов глобализации. В современном глобальном информационном обществе, где процесс обмена, получения и донесения информации вышел на качественно новый уровень, нельзя недооценивать важную роль международного имиджа государства.
Интенсивное развитие новых цифровых технологий ведет к принципиально новому качеству трансграничного обмена информацией.[11] Причем при передаче данных все меньшее значение имеет географическое удаление друг от друга коммуникационных устройств и размеры пересылаемой информации. Новейшие коммуникационные технологии начинают оказывать все большее влияние на отношения, как между частными лицами, так и между государствами на международном уровне, становятся движущей силой социальных и экономических изменений на глобальном уровне.
Таким образом, мы можем выделить следующие коммуникативные функции имиджа государства:
1. идентификационная – позволяет считывать информацию об объекте за короткий период времени, то есть имидж облегчает восприятие информации о позитивных или негативных сторонах государства, жизни в стране, что позволяет, в свою очередь, получить основную информацию, а не анализировать весь ее объем.
2. идеализационная — обеспечивает положительное или отрицательное информационное поле вокруг объекта, проецируя на объект те или иные характеристики, то есть положительный или отрицательный имидж страны сразу же дает нам преставление о ней, о том, что можно ожидать в дальнейшем.
3. противопоставляющая — базируется на имиджах третьих государств, отражая контраст с объектом имиджа в положительную или отрицательную сторону, то есть имидж страны определяется на противопоставлении, например, уровня жизни в разных странах.
4. дифференцирующая — имидж обозначает государство в сложившейся ситуации, демонстрирует его отличительные качества.
 
§2. Реализация коммуникативных моделей в имидже страны
Как любое явление коммуникативного характера имидж страны реализуется в определенных коммуникативных моделях. Рассмотрим подробнее.
Первая модель, которую мы отмечали, линейная, рассматривающая коммуникацию как действие, в рамках которого отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид сообщения и затем отправляет его получателю, используя какой-либо канал. Данная модель является успешно реализованной, если сообщение отправлено и дошло до получателя. Но линейная модель не применима к реализации для имиджа страны, по нашему мнению, так как он призван сформировать у целевой аудитории определенный эмоциональный образ государства, то есть на сообщение обязательно должна быть ответная реакция. Поэтому более целесообразными для применения и реализации нам представляются трансакционная и интерактивная модели. Но трансакционная предполагает одновременный обмен информацией, одновременную отправку и получение сообщения, а для формирования имиджа страны должно пройти все же какое-то время между отправкой и получением сообщения, а также ответной реакцией на него. Поэтому самой продуктивной для рассмотрения, на наш взгляд, представляется интерактивная или круговая модель.
Формирование имиджа государства происходит при широком использовании всевозможных коммуникаций – обмене различных видов информации, сообщений, сведений. В процессе реализации интерактивной коммуникационной модели выделяются несколько элементов: отправитель, сообщение, канал передачи, получатель или целевая аудитория.
Отправитель имеет возможность оперировать несколькими видами передачи сообщения целевой аудитории. Это могут быть средства массовой информации, литература, искусство, система образования и воспитания, общение представителей государства с целевой аудиторией, дипломатическая деятельность.
Следуяпринципам данной модели, процесс коммуникация начинается с того, чтоотправитель, которым является человек, обладающий устойчивой картиной мира,например, политик, дипломат, глава государства, журналист, пишущий намеждународные темы, в какой-то конкретной ситуации составляет сообщение,преследуя цель – сформировать у целевой аудитории определенный образгосударства, дать представление о ключевых моментах его внешней и внутреннейполитики. Его сообщение может быть как вербальным, так и невербальным.Отправитель должен стремиться к тому, чтобы его послание было как можно болеепонятным, четким и убедительным. Подготовленное сообщение кодируется, то естьпревращается в символическую форму.
В процессе формирования международного имиджа государства символы, формирующие ассоциативный ряд с государством, играют немаловажную роль.[12]
Символы-идеи отражают и ограничивают политическое пространство, политические мотивы носителей. К символам-идеям можно отнести политические программы, заявления, лозунги и проч.
Ритуал играет немаловажную роль в формировании единой социальной энергии, направленной в единое русло. Государственные ритуалы позволяют каждому члену ассоциировать себя с государством, оказывая психологическое воздействие во время исполнения ритуального действия.
Символ-предмет является статичным, материальным воплощением имиджа государства. К примеру, изображение двуглавого орла на гербе России символизирует устремленность на Запад и Восток.
Символы-персоны, герои отождествляют временной или исторический период в развитии государства, являясь социальными лидерами общества. Как правило, исторические периоды, связанные с определенными героями впоследствии получают названия по их именам – «Сталинизм», «эпоха Брежнева» и проч.
После этого сообщениепо выбранному каналу передается получателю, это могут быть различные СМИ, атакже напрямую обращения главы государства к гражданам своей страны и кмировому сообществу, и различные электронные средства передачи информации.Получатель — это целевая аудитория, которой хотели донести сообщение, получательреагирует на сообщение и обеспечивает обратную связь. Она тоже являетсясообщением, которое проходит те же этапы, пока не придет к отправителю.
На этапахкодирования, передачи и декодирования информации возможны помехи. Прикодировании помехи возникают из-за ограниченного количества символов,неточности в самом послании. При декодировании получатель сообщения в силуиного жизненного опыта, социального положения и других причин может приписать символам,использованным в сообщении, иное значение, чем отправитель, и в силу этогопонять послание не так, как хотел отправитель. Этим часто пользуются СМИ длятого, чтобы затемнить информацию, внести неточности в нее, а иногда и исказитьфакты, с целью достижения определенного эмоционального воздействия на целевуюаудиторию.
Эффективностькоммуникации тесно связана с уменьшением помех. Можно свести к минимумутехнические помехи при передаче сообщения, нужно стремиться к максимальномуупрощению языка послания. Но унифицировать процессы восприятия информации,носящие индивидуальный характер, полностью невозможно. Поэтому эффективностькоммуникации никогда не будет абсолютной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, которое началось в конце XX века и продолжается до сих пор, перенесло человечество на качественно новый уровень обмена информацией.
В условиях открытости большого объема информации международный имидж государства играет важную роль формирования положительного или отрицательного восприятия государства собственными гражданами и мировым сообществом без необходимости анализа всего объема информации. В масштабах глобального информационного общества, характеризуемого практически неограниченными возможностями информационного обмена, уровень международного имиджа будет играть большую роль при формировании мировоззрения граждан государства, оценки собственного и других государств. Особенностями формирования международного имиджа государства в условиях глобального информационного общества являются большая информированность мирового общества о других странах, неограниченный доступ граждан к информации разного характера, касающейся собственной страны и других государств.
Сегодня значительно расширился ряд коммуникационных составляющих, помогающих формированию международного имиджа государства, появились новые факторы, влияющие на этот процесс.
В условиях становления глобального информационного общества уже невозможно построение международного имиджа государства в одностороннем порядке, как это могло быть до развития информационных технологий. Фактор свободного получения информации практически любого характера предполагает более взвешенную политику современных государств в процессе формирования своего имиджа.
 

ЛИТЕРАТУРА
 
1. Бурстин Д. Имидж. М., 1993.
2. Галумов Э.А. Международный имидж России. М., 2003.
3. Гордеева О. И. Политический имиджв избирательной кампании //Технологии и организация выборных кампаний.Зарубежный и отечественный опыт. — М., 1993.
4.Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации:Учебник для вузов. / Под ред. А.П. Садохина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
5. Карцева Е. Три лица имиджа, или Кое-что об искусстве внушения // Иностранная литература. 1971. — №9.
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
7. Лаптенок А. Искусство информации. Выборы: работа с общественностью. Минск, 1995.
8. Лукницкий С. П. Средства массовойинформации в системе социального управления современной России: Автореф. дис. /Рос. акад. гос. службы. М., 1998.
9. Поцелуев С.П. Символическая политика как инсценирование иэстетизация // Полис 1999. – №5.
10. ПочепцовГ.Г. Психологические войны – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2002.
11. Современные международные отношения. / Под ред. Торкунова А.В. М., Росспэн, 2001.
12. Степанова Л., Грибакина Н. Политический символ как способ политической коммуникации // Прикладная психология. 2000. №1.
13. Федотов А.П. Глобалистика: Начала науки о современном мире: курс лекций. М. 2002.
14. Цуладзе А. Формирование имиджа политика в России – М.: Книжный мир «Университет», 1999.
15. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества. М., 2003.