Государство и право от Древней Руси до конца ХХ века

Оглавление:
Введение
Основная часть:
Глава 1. Государство и право отДревней Руси до 17 в.:
1.1.Государство и право Древней Руси
1.2. Русское государство в 15-17 вв
Глава 2. Государство и право России спериода абсолютизма до 1917 г.:
2.1. Становление абсолютной монархиив России
2.2. Период реформ и контрреформ (вторая половина  в.)
2.3. Государство и право России в период первой мировой      войны(1914-1917)
Глава 3. Государство и право 20 в.:
3.1. Создание Советского государства и права
3.2. Советское государство и право в 1930-1941 гг
3.3. Советское государство и право в период Великой отечественнойвойны (1941-1945)
3.4. Советское государство и право в послевоенные годы         (1945-начало50-х гг.)
3.5. Советское государство после 50-х гг
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Актуальность темы исследования
 
Историяотечественного государства и права есть закономерная смена типов и формгосударства, а также правовых систем на территории нашей Родины.
Какисторическая наука история государства и права — часть истории человечества,тесно связанная с историей народного хозяйства, культуры и других отраслейчеловеческой деятельности, но в то же время сохраняющая относительнуюсамостоятельность и обладающая четко выраженным объектом исследования. Однакопрежде всего история государства и права является наукой юридической, одной изфундаментальных правовых дисциплин. В таком качестве она охватывает развитиевсех элементов государства: государственный механизм, форму государственногоединства (соотношение государства в целом с его частями) и пр.
Историягосударства и права изучает политические и правовые институты вплоть досегодняшнего дня и здесь органически стыкуется с действующим правом. Она,следовательно, занимается правом не только ушедшим, но и живущим, растущими егоотраслями и институтами. Историю государства и права интересуют конкретныеполитические и правовые явления, но прежде всего она исследует фактическийматериал для установления межотраслевых закономерностей, для показа общих поступательныхтенденций развития государства и права.
Историянашей Родины знает все типы государства и права — от рабовладельческого досоциалистического. Правда, не каждый ее народ прошел все эти ступени.Рабовладельческие государства существовали только в Причерноморье, Закавказье иСредней Азии. Славяне, прибалтийские народы, казахи и другие миновалирабовладельческую формацию и пришли сразу к феодализму.
Длянашей истории характерен плавный, постепенный переход от рабовладельческого кфеодальному и от феодального к буржуазному государству и праву, хотя дело необходилось и без скачков. С 19 в. Россия сделала несколько шагов по путипревращения феодальной монархии в буржуазную. Даже Февральская революция непокончила со всеми пережитками феодализма. Только Октябрьская революция резкоизменила судьбу нашей страны, установила принципиально новый общественный игосударственный строй.
Вдореволюционной литературе применялась различная периодизация историироссийского права, да и государства. Часто использовались в качестве критериевнекоторые внешние признаки, например изменение столицы государства (киевский,московский, петербургский периоды). Иногда за основу брали изменение формыправления (княжеский, царский, императорский периоды). Наиболее популярный предреволюционныйучебник М.Ф. Владимирского-Буданова соединяет эти критерии, подразделяя историюрусского права на земский (9 — 13 вв.), московский (14 — 17 вв.), периодимперии.
В 20в. мы сталкиваемся и с другим явлением в историографии. Возникновение Советскогогосударства, противопоставившего себя всему буржуазному миру, породило ответнуюреакцию, в том числе и идеологическую. Западные историки написали немало трудово нашей стране, причем зачастую с позиций огульной враждебности. При этомискажению подвергались не только события нашего времени, но и порой весьмаотдаленного, вплоть до истории Древнерусского государства. Не следует, конечно,думать, что все зарубежные авторы настроены сугубо враждебно к нашемугосударству. Среди них есть немало добросовестных, объективных исследователей,труды которых способствуют выявлению исторической истины.
Целии задачи курсовой работы. Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении истории отечественногогосударства и права.
Для достиженияпоставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
1.    рассмотреть государство и право отДревней Руси до 17 в.;
2.    рассмотреть государство и правоРоссии с периода абсолютизма до 1917 г.;
3.    рассмотреть государство и право 20 в.
Объектисследования – историяотечественного государства и права.
Предметомисследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением истории отечественного государства иправа.

Основнаячасть
 
Глава 1.Государство и право от Древней Руси до 17 в.
 
1.1. Государствои право Древней Руси
 
Возникновениегосударства — закономерный этап развития общества. Главные причины cформировавшиедревнерусское государство способствовали образованию ранней государственности:
·         распад родовойобщины;
·         образованиеплеменных союзов;
·         появлениесоседской общины;
·         появление частнойсобственности на землю.
         Формаобщественных отношений славян в 7–8 вв. — военная демократия. Ее признаки:
         а)участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении
важнейшихобщественных проблем;
         б)особая роль народного собрания как высшего органа власти;
         в)всеобщее вооружение населения (народное ополчение).
Образованиегосударственности у восточных славян совпадает (и было им обусловлено) с разложениемродоплеменных, кровнородственных отношений, которые сменялись территориальными,политическими и военными связями.
В 882 г. два крупных политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединяются подвластью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца 9 до начала 11 в.это государство включало территории и других славянских племен — древлян,северян, радимичей, угличей, тиверцев, вятичей. В центре новогогосударственного образования оказывается племя полян. Древнерусское государствостало своеобразной федерацией племен (по форме раннефеодальная монархия). Егофункции: законотворчество; охрана правопорядка и защита собственности; взиманиеналогов; оборона границ; установление взаимоотношений с другими странами.
В 9–11вв. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл«варяжский элемент».
Ксередине 12 в. все территории «полугосударств», составляющих Киевскоегосударство, сливаются воедино. Название «Русская земля», прежде относящееся толькок южной Руси, распространяется на всю территорию государства, объединившегоболее 20 народов и племен.
Феодальнаяпоземельная собственность складывается с 9 в. в двух основных формах: княжескийдомен и вотчинное землевладение.
Государственныйстрой Киевской Руси определяется как раннефеодальная монархия, возглавляемаяВеликим киевским князем, который в своей деятельности опирается на дружину исовет старейшин. Управление на местах осуществляют его наместники в городах иволостели в сельской местности.
Древнейшимисточником права является обычай.Обычай, санкционированныйгосударственной властью, становится нормой права. Он может существовать как вустной, так и в письменной форме.
Наиболееранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси сВизантией (911, 944 и 971 гг.). Тексты содержат нормы византийского и русскогоправа, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовномуправу. В них имеются ссылки на «закон русский», являвшийся, по-видимому, сводомустных норм обычного права[1].
Кчислу древнейших источников права относятся также церковные уставы князейВладимира Святославича и Ярослава Владимировича (10–11 вв.), содержащие нормыбрачно-семейных отношений, перечень преступлений против церкви, нравственностии семьи, юрисдикция церковных органов и судов.
К 13в. образуется конфедерация феодальных государств: Ростово-Суздальское,Смоленское, Рязанское, Муромское, Галицко-Волынское, Переяславское,Черниговское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Тмутараканское, Киевское,Новгородская земля.
Складываютсядве формы правления: монархия и республика (Новгород, Псков). Функции государствапо сравнению с Киевской Русью в основном остались прежними.
Источникамиправа в Северо-Западном регионе Руси были: Русская Правда, вечевое законодательство,договоры города с князьями, судебная практика, иностранное законодательство. Врезультате кодификации 10 в. появились Новгородская и Псковская судные грамоты.

1.2. Русское государство в 15-17 вв.
 
В 16в. Русь присоединяет к себе Казанское, Астраханское ханства, башкирские земли,Западную Сибирь, области Донского и Яицкого казацких войск. В 17 в. былаприсоединена вся Сибирь, произошло воссоединение с Украиной. Делались попыткивыйти к Балтийскому (Ливонская война) и Черному морям. Развивается торговля сЗападом и Востоком. В 17 в. Россия боролась с интервенцией Литвы, Польши,Швеции и крестьянскими войнами. Происходило дальнейшее юридическое оформлениесословий.
Всередине 16 в. предпринимается первая попытка юридически уровнять вотчину споместьем[2].
Прикреплениекрестьян к земле началось значительно раньше. Первым юридическим актом в этомнаправлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило «Юрьева дня» (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого»).
В 1547 г. при Иване 4 Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великогокнязя Московского, передаваемый по наследству. В своей деятельности он опиралсяна Боярскую Думу, постоянно действовавшую при царе.
Особоеместо в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиесяс середины 16 в. до середины 17 в. Их созыв объявлялся царской грамотой. Всостав собора входили Боярская Дума, «Освященный собор» (церковные иерархи) ивыборные от дворянства и посадов.
В 17в. происходит реорганизация местного управления.
Вданный период государство приобретает унитарную форму устройства:
·         форма правления —монархия;
·         политическийрежим — тоталитарный с элементами представительной власти.
Важноеместо заняла финансовая реформа: уже в 30-е гг. 16 в. вся денежная система быласосредоточена в руках государства.
Вконце 16 в. была произведена опись земельных угодий и определено число окладныхединиц («сох»). Вводились прямые («кормленый откуп», «пятина» с движимогоимущества, ямские, пищальные деньги) и косвенные (таможенный, соляной,кабацкий) налоги и сборы. Была установлена единая торговая пошлина — 5 % к ценетовара.
Основнымиисточниками общерусского права в 15–17 вв. были великое княжеское (царское)законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты и указы), «приговоры»Боярской Думы, постановления Земских Соборов, отраслевые распоряжения приказов.
Впервом общероссийском («великокняжеском») Судебнике 1497 г. нашли применение нормы Русской Правды, обычного права, судебной практики и литовскогозаконодательства. Главной целью Судебника было распространение юрисдикциивеликого князя на всю территорию централизованного государства, ликвидация правовыхсуверенитетов отдельных земель, уделов и областей.
К 15в. сложилась система органов церковного управления — епископаты, епархии,приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество.

Глава 2.Государство и право России с периода абсолютизма до 1917г.
 
2.1.Становление абсолютной монархии в России
 
Кконцу 17 в. в России складывается абсолютная монархия.
Длянее характерно сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в рукаходной личности, наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократическогоаппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительскихорганов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму[3].
Идеологияабсолютизма определяется как «патриархальная». Глава государства (царь,император) — это «отец нации», «отец народа», который любит и хорошо знает,чего хотят его дети. Он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Дляполитической идеологии абсолютизма характерно стремление к четкой классификациисоциальных групп и индивидов: личность растворяется в таких понятиях, как«солдат», «заключенный», «чиновник» и т. п. Государство с помощью правовых нормстарается регламентировать деятельность каждого подданного. Поэтому для абсолютизмахарактерен еще один признак — обилие писаных юридических актов, принимаемых покаждому поводу.
Формагосударственного устройства — единое, централизованное (унитарное) государство, административно-территориальныеединицы которого не имеют статуса суверенных. Форма правления — абсолютнаямонархия, политический режим — недемократический, тоталитарный. Функциигосударства: охрана правопорядка и защита собственности; законотворчество иконтроль за исполнением законов; сбор налогов и их распределение; международноесотрудничество; защита страны от внешних врагов.
Правовойстатус дворянства существенно изменяется с принятием «Указа о единонаследии» 1714 г.
Логическимпродолжением Указа о единонаследии стал «Табель
орангах» (1722 г.).
Уравниваетсявоенная и гражданская служба.
Вэтот период ликвидируются старые сословно-представительские институты ипроисходит максимальная концентрация власти.
В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодом преподносит Петру I титул императора. Россия становитсяимперией. В 1711 г. был образован Сенат — чрезвычайный орган во времянахождения Петра I в военном походе.
Основнымисточником права в период становления абсолютной монархии остается СоборноеУложение 1649 г. Высшей судебной инстанцией был монарх. Сенат являлся высшейапелляционной инстанцией, и его решения были окончательными. Судебнымифункциями (по делам своих чиновников) наделялись приказы и коллегии.
Новымичертами организационной судебной системы в первой четверти 18 в. стали: коллегиальноеустройство судов и попытки (правда, неудачные) отделить судебную организацию отадминистративной, совмещение гражданской и военной юстиции. Абсолютистскоегосударство первой четверти 18 в. называют полицейским. Уже в 1733 г. в 23 городах существовали полицмейстерские конторы во главе с полицмейстером. Полиция имелавооруженные формирования.

2.2.Период реформ и контрреформ (вторая половина 19 в.)
 
Экономика России неуклонно и закономерно развиваласьпо пути становления капиталистических отношений. К середине 19 в. кризисфеодальных отношений стал очевидным. Посессионная промышленность окончательнопоказала свою экономическую несостоятельность, в силу чего по инициативе самихзаводчиков была перестроена на новый лад. Владельцы посессионных предприятийполучили право увольнять крепостных, которые затем переводились в разрядыгосударственных крестьян или городских жителей. Их же после увольнения охотнобрали на предприятия по вольному найму.
Вотчиннаяпромышленность, основанная на труде крепостных крестьян, также приходила вупадок.
В тоже время активно развивалась капиталистическая промышленность — купеческая икрестьянская. Однако феодализм мешал ее свободному росту, затруднял привлечениенаемных работников, сужал рынок сбыта.
Росткапиталистической промышленности в стране требовал все больше и большесвободных рабочих рук. Этому существенно мешала барщинная система хозяйства.Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков требовалиотмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду[4].
В 30- 50-е гг. 19 в. в России произошел промышленный переворот.
Всеболее невыгодным становился труд крепостных и для помещиков.
Странапереживает кризис крепостнического хозяйства.
Стихийныемассовые выступления и восстания крестьян становятся столь мощными и опаснымидля царизма, что царь и многие его приближенные понимают необходимость принятьсрочные меры для спасения самодержавия.
Отменакрепостного права произошла не мгновенно. Проведению крестьянской реформыпредшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных актов оботмене крепостного права.
Отменакрепостного права и проведение ряда буржуазных реформ внесли существенныеизменения в общественный строй. Был открыт широкий путь развитию капитализма вРоссии. Однако и после реформы сохранились многочисленные пережитки феодализма,особенно в сельском хозяйстве[5].
Однимиз способов ведения помещичьего хозяйства некоторое время было экономическоезакабаление крестьянства. Используя крестьянское малоземелье, помещикипредоставляли крестьянам землю за отработку. По существу, продолжалисьфеодальные отношения, только на добровольных началах.
Вдеревне неуклонно развивались капиталистические отношения. Появился сельскийпролетариат — батрачество. Несмотря на препятствия, создаваемые общиннымстроем, шло расслоение крестьянства. Сельская буржуазия — кулаки — наряду спомещиками эксплуатировали бедняков. В силу этого шла борьба между помещиками икулаками за влияние в деревне.
Ноглавная линия борьбы в деревне проходила между помещиками и крестьянами.Крестьянство в целом вело борьбу с помещиками за возвращение крестьянскойземли, отрезанной в пользу помещиков при проведении крестьянской реформы. Всечаще ставился вопрос о передаче крестьянам всей помещичьей земли.
Впореформенный период в России строятся новые заводы и фабрики.
Россиябыстро преодолевает свою промышленную отсталость.
Российскаяпромышленность набирала такие мощные темпы развития, что к концу 19 в. возниклипредпосылки вступления страны в более высокую стадию.
Важнымпоследствием развития капитализма в России явилось формирование двух новыхклассов — буржуазии и пролетариата, которые выходят на политическую арену,активно включаясь в борьбу за свои классовые интересы.
Вовторой половине 19 в. пролетариат ведет активную борьбу за свои права. Вкачестве одного из средств защиты своих интересов он использует стачечнуюборьбу.
В90-е гг. возникают социал-демократические рабочие организации. Активнодействуют профессиональные революционеры, отстаивающие интересы пролетариата.Широко развертывается революционная пропаганда марксизма. Назревают условия длясоздания в России политической партии рабочего класса. В 1898 г. созывается 1-й съезд Российской социал-демократической рабочей партии.
В70-е гг. появляется народническое движение. К концу века создаются условия дляобразования крестьянской политической партии.
Кконцу 19 в. создаются также предпосылки для возникновения буржуазных политическихпартий, однако они образуются позже.
Измененияв государственном механизме, происшедшие в эпоху реформ, явились шагом по путипревращения феодальной монархии в буржуазную. Это отразилось, хотя и в разнойстепени, на различных системах государственных органов и органовсамоуправления.
Органывласти и управления. Развитие Российского государства во второй половине 19 в.проходит как бы в два основных этапа. Вначале проводятся буржуазные реформы в60 — 70-е гг. В 80-е гг. устанавливается жестокий полицейский режим,предпринимаются попытки отказаться от основных положений буржуазных реформ.
Ослабеваетзначение Государственного совета, члены которого назначались пожизненно и велисебя иногда относительно независимо, что не нравилось Александру 3. При решениибольшинства государственных вопросов он опирался на Комитет министров, которыйи становится в это время основным совещательным органом.
Высшимсудебным органом страны продолжал оставаться Сенат. Он постепенно превращался всвоеобразную богадельню. В него назначались потерявшие способность к работе вдругих сферах государственного управления высшие и средние чиновники. В Сенатеони, получая солидные денежные вознаграждения, практически ничего не делали.
ПослеКрестьянской реформы 1861 г. усилилась роль Министерства финансов.
ПосколькуРоссия вступила на путь капиталистического развития, то требовалось усилениедеятельности правительственных органов по руководству промышленностью иторговлей. Возникла необходимость поощрять развитие частного капитала. Этадеятельность называлась попечительством. В аппарате Министерства финансовобразовался департамент торговли и мануфактур. Он руководил казеннойпромышленностью, т.е. предприятиями, которые принадлежали государству и личноцарю. Кроме того, этот департамент оказывал финансовую помощь частнойпромышленности.
Закономерностиэкономического развития заставляли самодержавие принимать меры, направленные настроительство в стране железных дорог. В 50 — 60-х гг. царизм испытывал серьезныезатруднения в финансовых средствах для проведения этой работы. Ему приходилосьопираться на частный капитал, поощряя деятельность буржуазии по участию вжелезнодорожном строительстве. В связи с этим в 1865 г. образовалось Министерство путей сообщения, которое и координировало деятельность построительству железных дорог. В дальнейшем царизм стал вести строительство и засчет государственных средств.
Вфеврале 1880 г. создается Верховная распорядительная комиссия по охранегосударственного порядка и общественного спокойствия во главе с генераломЛорис-Меликовым. Он был за твердую диктатуру в борьбе с революционнымдвижением, но считал, что чересчур крутые меры могут повредить царизму.Верховной комиссии временно подчинялись III отделение и корпус жандармов.Комиссия вела расследование по делам о политических преступлениях в Петербургеи окрестностях. Кроме того, она осуществляла надзор за такими делами в целом постране. Ее главная задача состояла в объединении всех карательных органов дляборьбы с революционным движением[6].
6августа 1880 г. при МВД создается Департамент полиции — важнейшая частьминистерства. Руководство им возлагалось на товарища (заместителя) министра. Вконтакте с ним действовал Отдельный корпус жандармов, который вошел в МВД.Шефом жандармов стал министр внутренних дел.
Земскаяреформа. Она была проведена на основе Положения о губернских и уездных земскихучреждениях 1864 г. По закону роль распорядительных органов выполнялигубернские и уездные земские собрания, члены которых избирались по тремизбирательным группам, называемым куриями. Прежде всего избирались уездныеземские собрания.
Городскаяреформа. Развитие капиталистических отношений после отмены крепостного праваобусловило проведение и городской реформы. Буржуазия вела борьбу за созданиебессословных органов городского самоуправления исходя из того, что она получиттам достаточно прочные позиции. Царь 16 июня 1870 г. утвердил Городовое положение, согласно которому создавались органы городского самоуправления,избиравшиеся населением (независимо от сословной принадлежности) сроком начетыре года. Хотя избирательное право и не основывалось на сословности, ноимущественный ценз имел для выборов в городские органы самоуправления решающеезначение. Богатых буржуа такое правило вполне устраивало.
Распорядительныморганом городского самоуправления являлась Городская дума, исполнительным — Городская управа, которую возглавлял городской голова, он же был председателемГородской думы.
Судебнаяреформа. По мнению исследователей, реформой, в которой наиболее полноотразились буржуазные принципы, явилась судебная. Если в 18 в. делались лишьпопытки отделить суд от администрации, то теперь эта идея была осуществленадостаточно полно.
Реформабыла проведена изданием четырех важнейших законов: Учреждения судебныхустановлений, Уставов гражданского и уголовного судопроизводства и Устава онаказаниях, налагаемых мировыми судьями. По этим законам судьи объявлялисьнесменяемыми, частично вводилась выборность.
Новшествомявлялось введение относительно независимой адвокатуры. Особенно велика былароль адвокатов в уголовном процессе. Многие из них смело и результативновыступали на политических судебных процессах.
Вовторой половине 19 в. на содержание права России значительное влияние оказалибуржуазные реформы. Феодальное право тормозило развитие капитализма, но в неговсе больше проникают буржуазные институты и все большее влияние на негооказывают буржуазные правовые принципы. Многие нормы в системе права, помимоволи царя и реакционной дворянской верхушки, способствовали развитию иукреплению буржуазных отношений, подрывая экономические и политические позициидворян-помещиков.
Внедрах феодального права начинают складываться и развиваться основы буржуазногоправа.
Основныеисточники права в это время не изменились. Как и прежде, действовало Полноесобрание законов Российской империи — публикуются второе и третье Собрания,появился 16 том Свода законов Российской империи.

2.3. Государство и право России в период первой мировой войны(1914-1917)
 
Впериод Первой мировой войны существенных изменений в правовом положениисоциальных групп не произошло.
Обладаяэкономическим господством, буржуазия по-прежнему не имела той политическойвласти, которой так добивалась.
Вусловиях усиления политического и социального угнетения значительные измененияпроизошли в положении рабочего класса.
Вовремя войны царское правительство издало ряд правовых актов, направленных наприспособление деятельности отдельных органов к военным условиям и усиливающихвмешательство государства в экономику страны. Ряд изменений свидетельствует обочередном шаге России по пути превращения из феодальной монархии в буржуазную.
Войнавызвала необходимость внесения изменений в действующее законодательство ипринятия новых правовых актов. Ряд изменений был внесен в административное,финансовое, трудовое законодательство, гражданское, уголовное право.
Впервый же день войны царским указом вводилось Временное положение о военнойцензуре.
Ввоенное время были внесены некоторые изменения в регулирование права частнойсобственности. Вводилась гужевая и автомобильная повинности[7].
Впериод войны царизм, проводивший политику содействия буржуазии и защиты ееинтересов, ликвидировал ту незначительную нормативную регламентациюфабрично-заводского труда, которая являлась, хотя и формальным, ограничениемэксплуатации. В 1915 г. Советом министров было издано Положение о ликвидацииограничений использования детского и женского труда и привлечения детей насверхурочные работы, а через некоторое время был опубликован перечень работ, накоторые могли привлекаться женщины, а также дети, не достигшие 15 лет, вкаменноугольной промышленности.
Закономот 14 ноября 1914 г. были внесены изменения и дополнения в Воинский устав онаказаниях 1869 г. По этому Закону военнослужащие, виновные в поставке иотпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов,подвергались уголовному наказанию. Умышленное совершение таких деяний в военноевремя каралось строгими мерами, вплоть до лишения всех прав состояния и ссылкина каторжные работы на срок от 15 до 20 лет или без срока.
Войнавнесла определенные изменения в государственный механизм и право Российскойимперии, однако эти изменения не были принципиальными и даже сколько-нибудьсущественными. Вновь созданные государственные и полугосударственные органылишь дополняли сложный бюрократический аппарат, часто работавший на холостомходу. Вместе с тем в годы войны возросло влияние буржуазии на государственноеуправление, развивался процесс сращивания государства и монополий. Буржуазиярвалась к власти. Но в годы войны обострились и всякого рода противоречия,характерные для тогдашней России, — противоречия между трудом и капиталом,борьба крестьян за землю, национальные конфликты. В стране назрелареволюционная ситуация.

Глава 3.Государство и право 20 в.
 
3.1.Создание Советского государства и права
 
Октябрьская революция произвела коренные изменения всоциальном строе России. Генеральная их линия означала переход от прежнейобщественно-экономической формации к новой — социалистической.
Врезультате экономических преобразований, произведенных революцией, сложиласьмногоукладность советской экономики.
Коренныеэкономические и политические изменения неизбежно требовали и кардинальнойперестройки классовой структуры общества.
Революцияизменила в корне и положение трудящихся масс.
Октябрьскаяреволюция не только сломала старую социальную структуру, но и внеслапринципиальные изменения в нее, нашедшие отражение в праве.
Верховныморганом Советского государства, обладающим всей полнотой власти, сталВсероссийский съезд Советов.
Высшиморганом власти и общего управления стал Совет Народных Комиссаров (СНК) воглаве с В.И. Лениным — Советское правительство, подотчетное в своейдеятельности Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК.
Сломстарых и создание новых местных органов власти и управления проходили по мерераспространения революции по территории страны.
Октябрьскаяреволюция уничтожила ту форму государственного единства, которая существовала вРоссийской империи и не была сколько-нибудь серьезно преобразована буржуазнымВременным правительством. Уже в первые месяцы после Октября возникают двеисторические тенденции: изменение территорий России в сторону некоторого ееуменьшения и формирование советской федерации. То и другое опиралось напровозглашенное революцией право наций на самоопределение.
Решающимфактором, определившим верховенство высших органов Российской СоветскойРеспублики над всей территорией дооктябрьской России, явилась воля трудящихсяосновных районов страны к установлению Советской власти.
ПровозглашениеСоветской властью права наций на самоопределение создавало возможностьизменения не только территории России, но и формы ее государственного единства[8].
Октябрьскаяреволюция положила начало слому старого административно-территориальногоустройства.
Впослереволюционном развитии административно-территориального устройства Россииможно отметить две взаимосвязанные тенденции: с одной стороны, стремлениеприспособить старую систему к новым условиям путем частичной, локальнойперекройки границ губерний, уездов, волостей и т.п., с другой — попытки найтиновые формы административного устройства территории государства.
Итогипреобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированыв Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституция обобщила, хотя и весьма небольшой, опыт государственного строительства. В ней былиспользован нормативный материал, накопившийся с октября 1917 г.
Средипервых актов Советской власти, имевших конституционное значение, особое местозанимает ленинская Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа,принятая 3 Всероссийским съездом Советов.
Декларациярешила основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основынового общественного строя: национализацию земли, переход к национализациипромышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщуюобязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человекачеловеком.
ВДекларации были зафиксированы основы государственного строя: «Россияобъявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам». Декларациязакрепляла также лишение эксплуататоров политической власти: «3 Всероссийскийсъезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов полагает, чтотеперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами,эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти».
По-новомурешая вопрос о форме государственного единства Советской России, Декларацияпровозгласила, что Российская Республика учреждается на основе свободного союзасвободных наций как федерация советских национальных республик, однако неустанавливала при этом конкретных форм федерации.
Впослевоенные годы завершается процесс становления Российской Федерации. К концу 1922 г. свою автономию получают все крупные и компактно проживающие народыРоссии. Создаются Дагестанская, Горская, Якутская автономные республики,восстанавливается на новой основе Крымская АССР, возникают Черкесская,Ойротская, Коми, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Монголо-Бурятская,Чеченская автономные области.
Образованиеновых и развитие ранее созданных автономных единиц требует установления,уточнения и совершенствования их границ. Национально-территориальный принциппри определении границ автономных образований, который проводился уже во времягражданской войны, теперь осуществляется с некоторыми поправками. Если преждеобращалось главное внимание на то, чтобы выделить территории, наиболеекомпактно заселенные той или иной народностью, то теперь большее значениепридается экономической целостности автономных республик и областей. Проводитсятак называемое округление, т.е. к прежнему национальному ядру присоединяютсятерритории, хотя и менее густо заселенные коренным населением, но зато вкупесоставляющие экономическое целое с этим ядром.
Упорядочиваетсяправовое положение автономных единиц и выравнивается структура государственногомеханизма автономных республик и автономных областей. Правоотношения РСФСР с ееавтономными частями теперь приобретают более четкое и определенное содержание.
В 1922 г. в состав РСФСР вошел Дальний Восток. В ноябре, когда здесь были окончательно разгромленыинтервенты и белогвардейцы, Народное собрание ДВР провозгласило власть Советови обратилось с просьбой в высшие органы Советской России включить территориюреспублики в состав РСФСР.
Развитиефедеративных отношений между независимыми советскими республиками, созданиеЗСФСР, становление Российской Федерации подготовили образование Союза СоветскихСоциалистических Республик, завершившее определенный этап развитиянационально-государственного строительства в стране.
СозданиеСоветского Союза завершилось принятием Конституции.
В20-е гг. упростилась правовая система нашей страны.
В1922 — 1923 гг. в Российской Федерации было принято семь кодексов: Уголовный,Гражданский, Земельный, Уголовно-процессуальный, Кодекс законов о труде,Гражданский процессуальный, Лесной. В 1924 г. был принят Исправительно-трудовой кодекс. В эти же и последующие годы еще больше кодексов было принято наУкраине. Среди них были и такие, которых не было в РСФСР: Кодекс законов онародном просвещении, Ветеринарный кодекс.

3.2. Советское государство и право в 1930-1941 гг.
 
В30-е гг. существенные изменения происходят в механизме Советского государства.Они были неразрывно связаны с развитием как общественного устройства, так иорганизации государственного единства.
ВКонституции СССР 1936 г. было закреплено руководящее положение Коммунистическойпартии, ставшей монополистом в системе государственного управления.
Советскоегосударство, как и прежде, строится на основе принципа демократическогоцентрализма. Однако все больше усиливается централизация государственногоуправления. Это касается не только организации государственного единства, окоторой уже говорилось, но и всей структуры органов государства[9].
Советскийгосударственный механизм, как и прежде, строился на основе сочетанияколлегиальности и единоначалия.
Хотяв системе государственного управления по-прежнему сохранялось сочетаниеотраслевого и территориального начал, следует отметить явное усилениеотраслевого принципа. Шло стремительное образование все новых и новых отраслевыхорганов и разукрупнение прежних.
Всвязи с этим растет численность работников государственного аппарата.
КонституцияСССР 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней — Советы депутатовтрудящихся.
Конституция 1936 г. существенно изменила структуру и статус органов власти и управления,упростив и сделав более четкими. Она отказалась от громоздкой системы съездовСоветов на всех уровнях. Укрепилось единство системы Советов.
Высшиморганом власти Союза по Конституции 1936 г. стал Верховный Совет СССР.
Вкачестве органов отраслевого управления Конституция, как и прежде,предусматривала народные комиссариаты. Было сохранено и деление наркоматов натри категории: общесоюзные, союзно-республиканские (которые раньше называлисьобъединенными) и республиканские.
Изменениямв государственном строе соответствовало и развитие правовой системы.
КонституцияСССР 1936 г. приблизила государственный строй к системе парламентского типа,хотя, конечно, и не довела эту идею до конца. Законодательные органы болеечетко отделялись от исполнительных, хотя двойственное положение ПрезидиумаВерховного Совета практически нарушало законодательную монополию ВерховногоСовета. Законодательство проводило идею четкого отделения суда отисполнительной власти. Однако на практике создавались административные органы,наделенные, как уже отмечалось, судебными полномочиями.
Источникиправа. Укрепление законодательных органов, их авторитета подняло престиж исамого закона. Если раньше даже термин «закон» применялся редко,заменяясь словами «постановление», «декрет», то теперь онпрочно входит в правовую терминологию. Вместе с тем появляется новый типправового акта — Указ Президиума Верховного Совета, имеющий, как ужеотмечалось, особую правовую природу.
Наразвитии права отражается и централизаторская тенденция, возникшая еще впредыдущий период. Все большая сфера общественных отношений регулируетсяобщесоюзным законодательством, вытесняющим республиканские законы. Республикипрямо применяют общесоюзные законы либо вносят в свое законодательствоизменения или дополнения, полностью повторяющие общесоюзные нормы.
Конституция 1936 г. предусмотрела известную централизацию в деле кодификации.Предполагалось создание общесоюзных уголовного, гражданского, процессуальныхкодексов, которые, однако, так и не были подготовлены. Наиболее крупной и, посуществу, единственной кодификационной работой стало создание новыхконституций.
Характернойчертой законодательства данного периода явилось усиление его жесткости, поройдаже жестокости. Это касалось не только таких отраслей права, как уголовное иуголовно-процессуальное, но и трудового, колхозного, семейного права.
Конституционноеправо. Коренные изменения в общественном строе потребовали соответствующегоотражения прежде всего в конституционном законодательстве.
Конституция 1936 г. стала основополагающим законодательным актом, но многие из ееположений требовали конкретизации в законодательстве Союза, союзных иавтономных республик.
Финансовоеправо. Проведение коллективизации, индустриализации, культурной революции,строительство Красной Армии требовали колоссальных расходов.
Важныммероприятием, обеспечивающим мобилизацию средств, явилась налоговая реформа1930 — 1931 гг. Прежде всего, большое количество разнообразных налогов исборов, взимаемых с предприятий, было заменено всего двумя обязательнымиплатежами в бюджет: налогом с оборота для всех социалистических предприятий иотчислением от прибыли государственных.
Трудовоеправо. Индустриализация страны требовала все большего числа кадров. Начиналощущаться дефицит рабочей силы.
КонституцияСССР 1936 г. провозгласила более демократичный, чем раньше, порядокформирования и деятельности государственных органов.

3.3. Советское государство и право в период Великой отечественнойвойны (1941-1945)
 
ВеликаяОтечественная война стала событием, подвергшим жестокой проверке весьобщественный и государственный строй нашей страны. Это испытание Советский Союзвыдержал с честью.
Внешниефункции Советского государства были направлены на непосредственное отражениеагрессии, создание антигитлеровской коалиции, организацию помощи народам,борющимся за свое освобождение от фашистской кабалы. Внутренние функции былисосредоточены на экономическом и моральном обеспечении успешного веденияосвободительной войны до победного конца[10].
Советскийгосударственный аппарат проявил способность слаженно работать и в трудныхусловиях страшной войны. Вместе с тем не удалось уйти от создания чрезвычайныхорганов власти и управления. В ходе войны совершенствовались и наши вооруженныесилы.
Ворганизации государственного единства, с одной стороны, были расширены правасоюзных республик в очень важных и ответственных сферах, с другой стороны, былисовершенно необоснованно ликвидированы некоторые автономии, что нанеслогромадный вред развитию национальных отношений.
Советскоеправо не претерпело коренных изменений. Большая часть правовых новелл былавызвана военной обстановкой, и они отмерли после войны. Наибольшие изменения,сохранившиеся и в послевоенный период, касались лишь семейного права и отчастифинансового. Советский Союз, победив в жесточайшей войне, обеспечил своедальнейшее существование и развитие и принес мир всему человечеству.

3.4. Советское государство и право в послевоенные годы (1945-начало50-х гг.)
 
СоветскийСоюз, вынесший на себе основную тяжесть войны против нацистской Германии ипонесший наибольшие людские и материальные потери, вышел из войны, тем не менее,политически окрепшим. В послевоенной расстановке сил он возглавил группугосударств, пошедших по социалистическому пути, вместе с которыми образовалсоциалистический лагерь. На другом полюсе выросла новая сверхдержава — Соединенные Штаты Америки, мало пострадавшие от войны, но развернувшие своехозяйство за счет военного производства. Уже скоро между вчерашними союзникамивозникло противостояние, перешедшее вскоре в холодную войну. Началась гонкавооружений.
Вэтих условиях Советский Союз восстановил свою промышленность и пошел дальше всфере индустриального производства, добившись немалых успехов как в развитиимирной экономики, так и в вооружении. Но в сельском хозяйстве наши успехи былизначительно скромнее, что порождало дефицит продовольствия и сырья. Хотяблагосостояние народа, конечно, заметно улучшилось, однако оно было все ещедалеко от желаемого и планируемого уровня.
Вгосударственном строе происходят небольшие изменения. Они связаны, в основном,с переходом от войны к миру, а также попытками усовершенствоватьгосударственный механизм.
Стольже мало заметны изменения в праве. Они касаются преимущественно отдельныхотраслей, правовых институтов и норм. При этом беззакония, имевшие место довойны, отмечаются и теперь, хотя их размах стал значительно меньше.

3.5. Советское государство после 50-х гг.
 
Развитиеобщества в данный период происходит в большой мере под влиянием субъективногофактора. Смерть Сталина и приход к власти Н.С. Хрущева привели к заметнойлиберализации общественных отношений. Экономика находится в сбалансированномположении, однако чем дальше, тем больше нарастают напряжения. Несмотря напредпринимаемые меры, по-прежнему не удается поднять сельское хозяйство. Вконце периода наша страна впервые после голода 1921 г. начинает ввозить зерно. Тем не менее в результате сокращения расходов на вооруженные силы ипереключение некоторой части средств с тяжелой промышленности в сферупроизводства предметов народного потребления удается начать массовое жилищноестроительство, наполнить товарами, отечественными и импортными, полкимагазинов.
Сточки зрения развития государства данный период характеризуется обилием реформ,как разумных, так и надуманных. Общей тенденцией является стремлениедецентрализовать управление государством, что приводит к расширению правсоюзных республик и местных органов власти и управления.
Развитиеправа характеризуется новой широкой кодификацией законодательства. Издаютсяобщесоюзные Основы различных отраслей права, а также соответствующие им кодексыв союзных республиках.
Важнейшимсобытием является восстановление законности в деятельности органовгосударственной безопасности. Началась массовая реабилитация людей,необоснованно репрессированных в сталинские годы. Создаются условия,гарантирующие невозможность повторения беззаконий.
РазвитиеСоветского государства середины 60-х — середины 80-х гг. открылоськонтрреформами 1964 — 1965 гг., а завершилось новым и существенным поворотом,который произойдет в 1985 г. В связи с этим вряд ли правомерно отодвигатьграницы данного периода к самому началу 60-х гг., как делают некоторые авторы,следуя старой историко-партийной традиции, связывая периодизацию с очередным 22съездом КПСС.
Такженеправомерно объединять исследуемый в этой главе период развития с последующим,ибо 1985 г., как мы позже увидим, стоит не только на границе периодов, но и награни эпох, замыкая эпоху социализма и открывая переходный от социализма ккапитализму период, период реставрации капитализма в нашей стране[11].
Рассмотренныйпериод оказался, как и прежние, сложным и противоречивым. Продолжалась холоднаявойна, грозившая каждый день перерасти в атомное безумие. Советское государствопринимало меры к ослаблению международной напряженности, и они давали эффект,но устранить угрозу не могли. Опасность порождала гонку вооружений. Она былаобременительна для обеих сторон, но для нас больше. Создавалась масса новоговооружения, в том числе ядерного, далеко выходящая за пределы разумного.Человечество изготовило атомных бомб и ракет столько, сколько было достаточнодля трехкратного уничтожения жизни на Земле. Чрезмерные расходы на вооружениесоздавали трудности в советской экономике. Сказывались и внутренниепротиворечия социализма. Социалистическая система по своей природе былачересчур гуманной, она позволяла не только хорошим работникам, но ибездельникам жить спокойно. Производительность труда при социализме оказаласьзначительно ниже, чем при капитализме, и этот разрыв продолжал увеличиваться.Задачи, поставленные еще в 30-х гг., — «догнать и перегнать передовыекапиталистические страны» — оказались на деле трудновыполнимыми.
Развитиегосударства характеризуется контрреформами. И в организации государственногоединства, и в государственном механизме происходят изменения, направленные нато, чтобы отменить хрущевские реформы. Однако в дальнейшем, в 70-е гг., особыхпреобразований в государстве не происходит, если не считать тех, которыевытекали из принятия новой Конституции.
Чтокасается права, то по содержанию оно также мало изменилось, однако в формеправа происходят заметные преобразования, они характеризуются апогеемкодификации, создаются в массовом порядке Основы конкретных отраслей права,кодексы в республиках и Союзе. Жизнь требовала изменений, реформ,совершенствования социалистической системы государства и права, но историяпошла по другому пути.
Всередине 80-х гг. под влиянием определенных объективных и, главным образом,субъективных факторов развитие социализма в нашей стране прекращается. Обществовступает на путь реставрации капитализма. Первоначально этот процессруководство Коммунистической партии и государства прикрывает легким флером «совершенствованиясоциализма», однако уже в начале 90-х гг. всякие покровы сбрасываются, игенеральная цель создания строя, основанного на частной собственности,становится вполне определенной.
Реставрациякапитализма идет в большой мере по линии приватизации государственного иобщественного достояния.
Происходитрезкая социальная дифференциация. Маленькая группа населения превращается вбогачей, зато на противоположном полюсе растут безработица, нищета,бездомность. Ухудшаются жизненные условия основной массы — до 90% — населения.
Развитиекапитализма приводит к естественному изменению типа государства. Упраздняетсясистема Советов. Реализуется идея разделения властей. Впрочем, в республиках,ставших суверенными после разрушения Союза, она проводится по-разному. ВРоссии, Казахстане, Туркмении устанавливается форма президентской республики сгромадными правами главы государства, делающими его подобным абсолютномумонарху. В некоторых других республиках сохраняется более или менеедемократический строй.
РазрушениеСоюза ССР влечет за собой цепную реакцию расшатывания формы государственногоединства России, Грузии, Азербайджана, Молдавии. Дело доходит до внутреннихвойн в этих республиках, а также до межреспубликанских трений и столкновениймежду другими бывшими членами Союза по территориальным и иным вопросам.
Трансформируетсяи право. В конституционном законодательстве проводятся некоторые плодотворныереформы. Воссоздается многопартийная система, становятся более или менеереальными провозглашавшиеся и ранее демократические свободы. Однако на сменупрежним административным ограничениям приходят ограничения материальные.
Вгражданском праве закрепляются отношения частной собственности на средствапроизводства. В семейном праве появляется институт брачного контракта. Трудовоеправо вынуждено реагировать на новые условия, складывающиеся в промышленности,- безработицу и пр. Трудные задачи приходится решать уголовному, а такжеуголовно-процессуальному праву. В стране стремительно растет преступность.Следственные изоляторы и тюрьмы переполнены таким числом заключенных, какого небыло с 1937 г.
Разрушениеэкономики и отечественной государственности неизбежно приводит к падениюавторитета страны на международной арене. Советский Союз, а тем более егоправопреемники уже не в состоянии проводить независимую международную политику.

Заключение
 
         Итак, мы рассмотрели государство иправо от Древней Руси до 17 в., государство и право России с периодаабсолютизма до 1917 г., а также государство и право 20 в.
Наразвитие государства и права оказали большое влияние не только экономика, но инациональные и религиозные отношения. Исконная полиэтничность Руси, неуклонноерасширение территории Российского государства не могли не отразиться наполитическом строе и тем более на правовой системе. Введение христианства вЗакавказье, мусульманства на Кавказе и в Средней Азии, а особенно христианствана Руси стали значительными вехами на пути развития государства и права в нашейстране. Российское государство и право на протяжении веков сложилось какмногоконфессиональное при господствующем положении православной религии.
Государствои право в нашей стране возникло двумя основными способами. На Кавказье и вСредней Азии этот процесс происходил в основном в классической форме — путемобразования рабовладельческого государства и права. Однако на большей частитерритории нашей страны государственность и право возникли другим путем. Здесьсовершился исторический скачок через формацию, и государство и право сложилисьсразу как феодальные институты. Наличие или отсутствие рабовладельческого этапав истории государства и права нельзя считать ни достоинством, ни недостатком,это лишь проявление объективных закономерностей.
Историягосударства и права нашей многонациональной страны есть историягосударственности и права многих народов, стоявших на разных ступенях развития.Исторические судьбы сложились так, что все они объединились вокруг русскогонарода, на долю которого выпала высокая миссия создать великое государство.Создание громадного государства, раскинувшегося на одной шестой земного шара,само по себе является великой заслугой русского народа. Оно обеспечиловзаимообогащение культур, создало лучшие условия для их мирной жизни, обеспечилостабильность существования.
ИсторияРусского государства и права занимает центральное место в истории государства иправа народов нашей Родины. Государственность русского народа вышла из общейколыбели трех славянских народов. В основе ее лежит история Древнерусскогогосударства. Русский народ, подобно другим народам Европы и Азии, миновалрабовладельческую формацию. Но феодализм здесь просуществовал более тысячи лет.Соответственно феодальный тип государства и права занимает почти всюдооктябрьскую эпоху развития государства и права в России.
Дляистории нашей страны, ее внутреннего развития был более свойствен путьэволюционного движения, хотя она сотрясалась не раз и такими взрывами, какразинщина и пугачевщина. Однако только в XX веке происходят одна за другоймощные революции, коренным образом преобразующие облик как нашей страны, так ивсего мира.
Напротяжении веков и тысячелетий менялись государства и правовые системы натерритории нашей страны. Под влиянием внутренних и внешних факторов они возникалии погибали. Не раз в тяжком положении оказывалась и Русь. Но после страшныхиспытаний она вновь поднималась, и отстаивая свое право на существование, инеся освобождение другим народам. В наше время страна переживает опять острыйкризис.

Список использованной литературы:
 
1.    Бархатова Е.Ю. История отечественногогосударства и права в вопросах и ответах. – М., 2004. – С. 239.
2.    Гомола А.И., Панцерная С.Г. Историягосударства и права России. – М., 2007. – С. 192.
3.    Кириллова Т.К. История отечественногогосударства и права. – М., 2004. – С. 160.
4.    Ключевский В.О. Избранные лекции«Курса русской истории». – М., 2002. – С. 672.
5.    Ключевский В.О. Краткий курс порусской истории. – М., 2000. – С. 800.
6.    Ключевский В.О. Русская история.Полный курс лекций. В трех книгах. – М., 1997. – С. 1792.
7.    Кутьина Г., Мулукаев Р., Новицкая Т.История отечественного государства и права. Часть 2. – М., 2003. – С. 544.
8.    Тихонов А.И. История отечественногогосударства и права. – М., 2003. – С. 120.
9.    Фортунатов В.В. Историяотечественного государства и права (документы, таблицы, словарь). Учебноепособие. – М., 2000. – С. 144.
10. Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. Историяотечественного государства и права. – М., 2003. – С. 480.
11. Чистяков О.И. История отечественного государства иправа. Часть 1: Учебник. – М., 2001. – С. 430.
12. Чистяков О.И. История отечественного государства иправа. Часть 2: Учебник. – М., 2004. – С. 544.
13. Чистяков О.И. Хрестоматия по истории отечественногогосударства и права. 1917-1991. – М., 2005. – С. 592.