Стратегическое управление в социальной работе

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Реорганизация системуправления социальными организациями
2. Стратегическое и оперативное управление. Зарубежный опыт
3.Отечественный опыт социального развития
Заключение
Библиографическийсписок

ВВЕДЕНИЕ
 
Стратегияпредставляет собой набор правил, которыми руководствуется организация припринятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии идостижение хозяйственных целей организации.
Сутьстратегического управления заключается в том, что в организации существуетчетко организованное комплексное планирование, обеспечивающее выработкудолгосрочной стратегии достижения организационных целей и созданиеуправленческих механизмов реализации этой стратегии через системусоответствующих планов, проектов и программ.
Встратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив развитияорганизации, задачей которого является выяснение основных тенденций,опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которыеспособны изменить сложившееся положение.
Коммерческиеи некоммерческие организации демонстрируют большое разнообразие поведенческихстилей стратегического управления, но все они являются производными от двухтипичных противоположных стилей – приростного и предпринимательского.
Приростныйстиль поведения организации характеризуется постановкой целей «отдостигнутого», направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведениякак внутри организации, так и в ее взаимоотношенияхс внешнимгического управленияр, буклетов и т.п.аций,участие в выставках и социальных марафонах, оектов и программ.вои специализир.Организации, придерживающиеся этого стиля поведения, стремятся избежатьизменений ограничить их и минимизировать. Поиск альтернативных решений ведетсяпоследовательно, принимается первое удовлетворительное решение.
/>Данная работа имеет целью ознакомление и описание стратегическогоменеджмента в развитиимуниципальных органов социальной защиты населения.

1. РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМУПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Предпринимательскийстиль поведения характеризуется стремлением к изменениям,предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поискуправленческих решений, разрабатываются многочисленные альтернативы и из нихвыбирается оптимальная. Предпринимательская организация стремится к непрерывнойцепи изменений, поскольку в них видит свою будущую эффективность и успех.
Коммерческиеи некоммерческие организации гораздо реже прибегают к предпринимательскомустилю поведения, чем к приростному. Некоммерческие организации используютпредпринимательский стиль только на ранних стадиях своего развития, когда ониопределяют круг своих задач, формируют организационную структуру, т.е. в тотпериод, когда они конституируют свою социальную значимость. На следующем этапеони, как правило, переходят к приростному поведению. Предпринимательскогоповедения чаще придерживаются частные коммерческие организации, эффективностьдеятельности которых прямо связана с рыночными изменениями. Частныекоммерческие организации постоянно ведут предпринимательский поиск возможностейроста за счет осуществляемых организационных и структурных изменений.
Опытреорганизации систем управления социальными организациями показывает, чтопереход от одного стиля поведения к другому связан с глубокими изменениями,требует много времени и средств, психологически чрезвычайно труден для людей,так как требует перераспределения власти. В свою очередь, перераспределениевласти в организации связано с необходимостью перестройки ее организационнойструктуры, изменением должностных функций, перераспределением прав иответственности принимать решения между разными уровнями управленческойиерархии. Попытки соединить оба стиля поведения в одной организации ведет квозникновению напряженности внутри нее и к конфликтным ситуациям. Очевидно, чтов каждом конкретном случае необходимо решать задачу, какому типу поведенияследует отдать предпочтение.
Стратегическоепланирование является системным подходом к организационному поведению, исовременное его толкование представляет приростное поведение какконсервативное, а предпринимательское как агрессивное, ориентированное на рост.Вместе с тем, приростный стиль поведения является более органичным иестественным для крупных организаций.
Например,если крупная социальная организация, придерживающаяся приростного поведения,успешно функционировала на протяжении ряда лет, то с большой степеньювероятности можно предположить, что и на будущее ее руководство предпочтет тотже стиль организационного поведения. На изменения руководители могут пойти лишьв том случае, если организация столкнется с непреодолимыми проблемами вокружающей среде, и эти проблемы вынудят их искать новые возможностиподдержания эффективности фирмы. Потенциал организации и стратегическиевозможности во многом определяются качеством ее персонала.
2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Системауправления социальной организацией включает два взаимодополняющих видауправленческой деятельности – стратегическое управление, связанное с развитиембудущего потенциала организации, и оперативное управление, реализующее существующийпотенциал в прибыль. Стратегическое управление требует предпринимательскогоорганизационного поведения, а оперативное управление функционирует на базеприростного поведения. В последнее время организации в большей степенииспытывают нужду в одновременном использовании обоих типов поведения, для чегоим необходимо создавать такую структуру своей архитектоники, которая быпозволила успешно развивать и предпринимательский и приростный типыорганизационного поведения.
Системастратегического управления состоит из двух взаимодополняющих подсистем: анализаи планирования стратегии организации, а также управления стратегическимипроблемами в реальном масштабе времени. Управление стратегическимивозможностями организации, при всей ее актуальности для наших условий, следуетрассматривать как переходную форму стратегического управления.
Стратегическоеуправление проявляется не только на локальном уровне конкретной организации, нои в более широком значении – на одном из уровней управления системой социальнойзащиты РФ – федеральном, регионально и местном.
В последние десятилетиябольшая часть стран активно развивают потенциал местного самоуправления.Социальное развитие местного самоуправления является цементирующим ядромполитического рейтинга любой территории, лакмусовой бумажкой авторитета властиу народа. Сторонники анархизма утверждают, что развитие местного самоуправлениянеобходимо для ликвидации государства; так называемые демократы исходят изнеобходимости защиты человека от произвола чиновников; кибернетикирассматривают местное самоуправление как средство для обеспечения оптимальногосоотношения централизации и децентрализации в управлении большими системами(округами, регионами, страной в целом).
Статья 1 Устава СоветаЕвропы гласит: «Цель Совета Европы – достичьбольшего единства между его членами, способствуя их социальному прогрессу. Этацель будет достигаться … обсуждением вопросов, представляющих общий интерес,соглашениями и общими действиями в социальной сфере». Но социальный прогресссам по себе не возникает. Он является результатом взаимодействия экономических,экологических и социальных процессов, протекающих на разных уровнях (дом,квартал, городской район, город, область, республика, страна, группы стран,мировое сообщество).
В нашей стране существующаясистема местного самоуправления неоднократно подвергалась изменениям вплоть довведения прямого административного правления. Исследование различных еевариантов, включая дореформенную сельскую общину, реформы Петра I, земскуюдеятельность конца XIX – начала XX вв.,практику советской власти, свидетельствует, что в прошлом опыте много ценныхсоциально-политических и правовых механизмов, использование которых можетпомочь улучшить жизнь сегодня.
Без использованияпотенциала местного самоуправления невозможно должным образом наладитьфункционирование социальной сферы в том или ином муниципальном образовании.
Заслуживает внимания вэтом плане опыт социального развития муниципалитетов Швеции, где четкийориентир стратегического развития территорий (общин, коммун), идеологиясоциальной политики («никто не должен быть нищим») позволяют реализоватьглавные социальные и экономические функции местного самоуправления:удовлетворять потребности населения в услугах, приближать к жителям аппаратуправления, стимулировать экономическую (в т. ч. инвестиционную)активность всех слоев населения, повышать заинтересованность сотрудниковаппарата органов местного самоуправления в увеличении собственного вклада всоциально-экономическое развитие своей территории.
Эффективностьсоциального управления (социального развития) в Швеции определяетсястабилизацией негативных тенденций социального здоровья общества, егопостепенным улучшением, удовлетворением повседневных потребностей жителейкоммуны.
Единыесоциально-аналитические центры (социальные агентства) по месту жительствапозволяют определить количественную и качественную характеристику развитиямуниципалитета.
Разграничениеполномочий различных уровней власти – отмуниципального до национального, – подкрепленноезаконодательством, положительно сказывается на социальном климате семей,коммун, округов, страны в целом. В стране существуют, например, детскиеучреждения альтернативные по типу собственности (частные, коллективные,кооперативные – на паях родителей, церковные),рассчитанные на свободное посещение, вызов няни на дом, на час, несколькочасов, дней, с пропорциональной оплатой. Развитость социальной инфраструктуры впредоставлении различных социальных услуг (женщинам, детям, семьям, инвалидам)отражает действительную заботу власти о народе.
3.ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
 
В Тюмени и в Тольяттиинтенсивное развитие территориальных органов местного самоуправления (ТОСов),перенос акцента социального прогресса к месту проживания граждан позволилиобеспечить реальную доступность социальных услуг всем нуждающимся. РаботникиТОСов, будучи муниципальными служащими, имеют права и несут определеннуюответственность перед муниципальным образованием. Отмечено, что чем вышеобразовательный уровень и социальный статус обитателей территориальных единиц,тем выше уровень их участия в делах своего ТОСа, своей территории (Приложение А).
Активно развиваются ТОСи на Дальнем Востоке. Так, в г. Биробиджане (ЕАО) на общественных началах и подруководством чиновников городской Администрации создан отдел ТОС. При этом вГородской Думе г. Биробиджана работает комиссия по ТОС, включающая трехдепутатов. Муниципальные служащие при поддержке мэра города, депутатовразвивают партнерство с ТОС, решая актуальные проблемы местного населения (ПриложениеБ).
В Благовещенске воктябре 1996 г. Городской Думой было принято Положение «Отлично территориальномобщественном самоуправлении в городе Благовещенске», в котором были определеныполномочия, принципы и формы организации, права и гарантии органов ТОС. Длястимулирования деятельности Советов ТОС принято решение «Об установлении льготпо оплате жилья и коммунальных услуг старшим домов».
Для более плодотворнойи оперативной работы в Советах ТОС были созданы и действуют различные комиссии– по благоустройству и санитарному состоянию, охране общественного порядка иправил общежития, по контролю застроек прилегающих территорий и т.д. (ПриложениеВ).
Исследованияпоказывают, что территориальные органы местного самоуправления в Благовещенскепока выполняют в основном роль статистов в организации выборных кампаний идублируют функции жилищных служб при разрешении бытовых проблем граждан.Низовое звено местного самоуправления не имеет стимулов для повышения своейактивности.
Затянувшееся кризисноесостояние, неясность перспектив социального развития, усталость населения,состояние аномии, т.е. распад прежней системы морально-нравственных ценностей иотсутствие новой все – это приводит к тому, что в социальном внимании нуждаетсявсе больше граждан.
Потеря нравственныхориентиров и отсутствие соответствующего законодательства привели к «эпидемииодиночества» пожилых людей при здравствующих детях. Стационарные социальныеучреждения переполнены.
Анализ функций местногосамоуправления в области социальной защиты населения показывает, чтогосударственные функции по начислению пенсий, детских пособий, предоставлениюльгот не подкреплены должным финансированием, ежегодно из местного бюджета навыполнение этих государственных функций расходуется до 42 млн. рублей.
Программасоциально-экономического развития Благовещенска в большей части представляетперечисление отраслевых мероприятий, без надлежащего анализа, расчета средств изатрат, определения социальной и экономической эффективности.
Массовое распространениефактов социального неблагополучия (бедности, сиротства, безнадзорности, насилияи др.) снижает социальный статус семьи и ослабляет социальную структуруобщества, усиливает социальную напряженность и нестабильность в государстве.
Поэтому муниципальная игосударственная власть, наряду с развитием гражданских инициатив, должнасовершенствовать работу с населением по преодолению социальных недугов, внедряяновые технологии работы с семьей и детьми группы «социального риска».
Сегодня в Благовещенскенайден определенный антивирус от таких недугов семьи как бедность, социальноесиротство, безнадзорность и т.п. в виде социальной поддержки и социальнойпомощи семье и детям, комплексного решения социальных проблем семьи и детей намуниципальном и локальном (по месту жительства, работы и учебы) уровнях.
Органам местногосамоуправления Благовещенска удалось с 1998 по 2003 гг. разработать иреализовать комплексную модель развития социальных служб на территориимуниципального образования. Создание социальных служб в городе включаетактивное вторжение в социальную среду для ранней профилактики и предупреждениясоциальных недугов, оказание социальных, социально-медицинских, психологическихи юридических услуг, социальной помощи и поддержки по разрешению проблем.
Развитие такой системысоциальных служб означает новый подход к организационным механизмам построениясоциальной инфраструктуры. Основополагающим становится принцип структурированиясоциальных служб не институциональный, а территориальный (в микрорайоне,максимально приближенный к населению, сфере взаимоотношения и общения людейразного возраста, профессий, поколений, взрослых и детей). Семья, дом,семейно-соседская общность рассматривается в качестве среды, где осуществляетсясоциальная защита, социальная помощь и поддержка.
Методомкартографирования сотрудники муниципального Центра социальной помощи семье идетям, созданного в 2000 г., определили основные районы, где живут семьи«социального риска», малообеспеченные, неполные, многодетные, имеющиедетей-инвалидов, выявлены основные места концентрации несовершеннолетних,склонных к правонарушениям.
Муниципальный центрсоциальной помощи семье и детям разработал серию картосхем, отражающихтерриториально-пространственные аспекты практики социальной работы с различнымитипами семей. По своему функциональному назначению эти картосхемы выполняютсправочно-информационные и оперативные функции. На картосхемах обозначеныучреждения социальной сферы (культуры, образования, здравоохранения и др.),предоставляющие образовательные, медицинские и иные услуги. Отображено такжепространственное расположение на территории города «семей риска», гдесуществует нравственная, физическая, экономическая, психологическая угрозажизни детей и другим членам семьи. По этим картосхемам выявлены наиболеенеблагополучные территории (районы) города. В этих районах открытосоциально-консультативные пункты (агентства) по месту жительства.
Создание таких пунктов(агентств) в границах ООС положило начало созданию активной многофункциональнойсистемы социального обслуживания семьи и детей «группы риска» по местужительства.
В основу создания такойтерриториальной системы социальной поддержки положен межведомственный принципвзаимодействия по разрешению социальных проблем семьи и детей, раннее выявлениеи упреждение социальных недугов, а также тесное взаимодействие с органамиобщественной самодеятельности и другими некоммерческими организациями по местужительства. Социально-консультативные пункты (агентства) территориальноприближены к населению, что позволяет реально обеспечить доступность социальныхуслуг всем нуждающимся; они являются структурными подразделениями муниципальногоцентра социальной помощи семье и детям. Для восполнения семейного общения,организации досуга, занятости, организации общественной деятельности присоциально-консультативных пунктах созданы и действуют клубы по интересам:первичные ветеранские и женские организации, детско-подростковые клубы,спортивные секции.
Специалистысоциально-консультативных пунктов (агентств) оказывают в микрорайонах семье идетям «групп социального риска» адресную социальную поддержку (обувью, одеждой,деньгами), услуги юриста, психолога, нарколога, помогают родителям устроитьсяна работу, организуют летний отдых детей и подростков, а также трудоустройствонесовершеннолетних детей «группы риска».
При муниципальномцентре социальной помощи семье и детям создана служба уличных социальныхработников, осуществляющих патронирование семей, выявляющих места концентрациинесовершеннолетних.
Управление социальной защитынаселения заключило договоры о социальном сотрудничестве не только с органамиобщественной самодеятельности граждан и другими некоммерческими организациями,но и с отделом ЗАГС по обмену информацией.
Чтобы получатьоперативную информацию с территорий города, в
Благовещенске регулярно проводится бессрочная акция «Социальная почта». Дляосуществления обратной связи отделов и управлений администрации с населениемпостановлением мэра создан общественно-методический Совет. Только за 2004 г.сюда поступило более 3 тыс. писем, по которым были приняты соответствующиерешения.
Чтобы сократитьмасштабы бедности, социального сиротства, безнадзорности, сохранить достойныйуровень жизни семьи и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вБлаговещенске эффективно функционирует дифференцированная система социальногообслуживания – социальные гостиницы, столовые и парикмахерские, бани,прачечные, фотоуслуги, ремонт обуви и другие услуги, оказываемые нуждающимся надоговорной и благотворительной основе.
Принята комплекснаяпрограмма «Семья» на 2001-2005 гг. Основная ее цель – укрепление межотраслевогопринципа взаимодействия всех государственных, муниципальных и общественныхинститутов по разрешению социальных проблем семьи и детей. Ежегодно принимаютсяпрограммы «Адресная социальная поддержка населения города Благовещенска»,«Здоровый ребенок», «Образование и здоровье», «Профилактика безнадзорности,беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.
Чтобы решить проблемусоциального иждивенчества, Управление социальной защиты населения администрацииБлаговещенска приняло в 2002-2004 гг. попытку развить институт самопомощи неблагополучныхсемей детей в разрешении их проблем. При муниципальном центре социальной помощисемье и детям действуют «Школа социального успеха», «Домашний парикмахер»,«Няня на дому» и др. Уже 68 семей сняты с учета как семьи «социального риска».
Таким образом, наиболееважная задача системы социальной защиты на всех уровнях власти – вернутьсемье ее статус, помочь адаптироваться к новым социально-экономическим условиямбез потерь и личностных потрясений.
Однако в действующей внастоящее время социально-экономической программе развития города и областипрактически не просматривается модель развития территории, органов местногосамоуправления. Ее необходимо разработать.
Для этого можнопредложить изменить нынешнюю ситуацию по следующим стратегическим направлениямсоциального развития.
1. Разработканаучно-технической концепции исследования развития муниципального образования иопределение ориентира действий социального развития. Принятие законодательных идругих нормативно-правовых актов Амурской области («О социальном заказе»,«О социальных нормативах», «Об организации социальной работы»,«О статусе работника социальной службы» и др.).
2. Анализ социальныхфункций органов местного самоуправления по разграничению полномочий в сфересоциальной защиты населения, не подкрепленных финансами.
3. Изменениедействующей социальной инфраструктуры с определением социальной и экономическойэффективности.
4. Развитие социальногостроительства (специализированные жилые дома для одиноких престарелых граждан всчет передачи их приватизированного жилья в муниципальную собственность подоговору, социальные гостиницы и социальное жилье для малоимущих семей).
5. Использованиеразличных форм (коллективной, кооперативной, частной) собственности в системесодержания и воспитания дошкольников, развитие некоммерческого сектора попредоставлению социальных услуг. Опора на активное участие в организации работыобщественных семейных организаций (женсоветов, ассоциаций многодетных,родителей детей-инвалидов и др.).
6. Создание и развитиеинституциональных структур социального развития (социально-медицинскойреабилитации женщин, помощи семье и детям-инвалидам, несовершеннолетним,бездомным), социально-консультативных пунктов по месту жительства. Образованиецелевых благотворительных и внебюджетных фондов социального развития, особеннотерриториальных общественных фондов. При этом растет число занятых членовместного сообщества и главное — помощь оказывается не напрямую, акосвенно, т. е. снижается иждивенческий настрой у желающих получитьсоциальную поддержку.
7. Разработка программи проектов, реализация мероприятий социальной помощи инвалидам: приспособлениедля них объектов социальной и производственной инфраструктуры, созданиеобразовательных учреждений, где инвалиды могли бы получить профессию. Развитиемолодежного и семейного волонтерского движения, разработка программ,необходимых для этого маркетинговых исследований.
8. Чтобы обеспечитьстратегическую направленность развития, на территории городского муниципальногообразования следует создать единый информационный социально-аналитический центр(социальное агентство) с банком данных развития социальной сферы муниципальногообразования. Это позволит не только координировать работу отраслевых ведомствсоциальной сферы, но и картографировать территории муниципального образования,обозначить участки с неблагополучным социальным климатом. Это позволит такжеувеличить собираемость местных налогов, а главное – сосредоточить усилияна помощи наиболее нуждающимся в ней, постепенно снижать уровень бедности,безработицы, сиротства, бездомности, инвалидности, одинокой старости ит. п., улучшать социальное здоровье всего населения города.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельностьпо стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции,которая обеспечит длительную жизнеспособность организации в изменяющихсяусловиях. В то же время в коммерческой организации руководитель, занимающийсястратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал прибыльности. Егозадачи – в том, чтобы выявить необходимость и провести стратегические измененияорганизации; создать организационную архитектонику, способствующуюстратегическим изменениям;
Системауправления социальной организацией включает два взаимодополняющих видауправленческой деятельности – стратегическое управление, связанное с развитиембудущего потенциала организации, и оперативное управление, реализующеесуществующий потенциал в прибыль.
В Благовещенске воктябре 1996 г. Городской Думой было принято Положение «Отлично территориальномобщественном самоуправлении в городе Благовещенске», в котором были определеныполномочия, принципы и формы организации, права и гарантии органов ТОС. Длястимулирования деятельности Советов ТОС принято решение «Об установлении льготпо оплате жилья и коммунальных услуг старшим домов».
Наиболее важная задачасистемы социальной защиты на всех уровнях власти – вернуть семье ее статус,помочь адаптироваться к новым социально-экономическим условиям без потерь иличностных потрясений.
Таким образом,выработка стратегии социального развития муниципального образования позволиторганам местного самоуправления более интенсивно развивать специальные службы,обеспечивать занятость населения, реальную доступность социальных услуг каждомунуждающемуся, определит адресный подход при оказании социальной поддержкижителям муниципального образования, снизит социальную напряженность на еготерритории

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1 Козлов А.А. Практикум социальногоработника /А.А. Козлов, Т.П. Иванова. – Ростовн/Д.: Феникс, 2001. – 320 с.
2Слепенков И.М. Основы теории социального управления /И.М. Слепенков. – М.:Высшая школа, 1990. – 304 с.
3 Литвак Б.П. Великие управленцы:мастер-класс /Б.П. Литвак. М.: Экономика, 2003. – 528 с.
4 Румянцева З.П. Менеджмент организации/ З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 254 с.
5 Савинов А.Н. Организация работыорганов социальной защиты /А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. – М.: Мастерство: Высшаяшкола, 2001. – 192 с.
6 Ушакова Т.Н. Лидерство.Психологические проблемы в бизнесе /Т.Н. Ушакова. – Дубна: Издательский центр«Феникс», 1997. – 176 с.