Социальный проект как технология социальной работы

Лекция
На тему Социальный проект как технология социальной работы
Донецк 2009

Развитиепроектирования тесно связано с периодизацией факторами научно-техническогопроцесса (НТП). Характерное для него превращение науки в непосредственнуюпроизводительную и жизнестроительную силу, с точки зрения О. Генисаретского, вомногом происходит именно благодаря проектированию. Способность воплощатьнаучные знания в машины, сооружения, технологические структуры и процессыделает его характеристическим типом научно-технической деятельности. В болеешироком смысле проектирование — это не только универсальный научно-технический,но и социокультурный тип деятельности.
Однакосмысл технологии, распространяющийся на связанное с ней проектирование, — не вмассовости как таковой, а в воспроизводимости результатов технологизируемойдеятельности, в возможности многократного повторения ее в разное время, в разныхместах и разными исполнителями. В настоящее время выяснилось, что существуетмного факторов социально-психологического и культурологического характера,делающих такую воспроизводимость (а значит, и проектирование) возможной приданном уровне развития и образа жизни общества. Проектирование универсально вэкстенсивном смысле, поскольку путем разработки и внедрения проектов решаютсяпроблемы в самых разных областях жизни (в промышленном производстве истроительстве, в сферах обслуживания, быта и досуга, в политике и культуре и т.д.); универсально оно и в интенсивном смысле — в той мере, в какой егоразличные элементы, такие как объект проектирования его темы, проблемы и методыдеятельности, процессы и структуры осознаются и организуются в рамках одних и техже средств рефлексии (логических,семиотических, психотехнических и т. п.).
Разнообразиеобластей приложения при единстве подхода — один из системотехнических критериевсоциальной эффективности проектирования.
В. Луковприводит следующие примеры того, что является или может быть предметомсоциального проектирования:
•   отрасльпроизводства, отрасль управления;
•   системавоздействия (идеология,система воспитания с соответствующими инструментами внедрения);
•   новый каналкоммуникации (например,Интернет);
•   запрограммированноеповедение, реакция (таковыдействия рекламы, маркетинговых мероприятий);
•   мода (характерно высказывание кутюрьеДжанни Версаче: «Я никогда не ошибаюсь — я создаю ошибки»);
•   имидж (разработка имиджа лидера,организации, товара и т. д. с целью закрепления положительной реакции людей); втехнология социальной работы.
Социальныенововведения могут сопровождать национальные и международные проекты,направленные на глобальные изменения (решение мировой продовольственнойпроблемы, установление нового мирового экономического порядка, реализация идеинового мирового информационного порядка и т. д.).
Наконец,отметим и такой предмет социального проектирования, как законопроект или другойнормативный правовой акт. Законопроект может формироваться как социальныйпроект. Такая деятельность требует специального рассмотрения, у нее своивозможности и свои ограничения, определяемые правовой формой. В этой книге мыне рассматриваем способы законотворческой работы.
Назначениелюбого социального проекта — изменение социальной среды, осуществлениеинновации. Инновация не просто обновление (а именно таково значение этоголатинского слова), это сознательная деятельность по конструированию нового иего внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта.
Социальноепроектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Этиизменения задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе говоря, социальноепроектирование представляет собой разновидность инновационной деятельности. Вкрупных социальных проектах многое сходно с социальными реформами — и они такжеподвержены опасности пересмотра, отмены или ревизии в силу обстоятельств,которые связаны с особенностями функционирования высших уровней власти. Но естьи такие проекты, которые затрагивают интересы небольших групп людей приближенык обыденным проблемам и менее зависят от общеполитической обстановки. В тысячахпроектов в конечном счете пробивает себе дорогу историческая необходимость, иони таковы, каковыми их создает данная эпоха — но не сама по себе, а черездеятельность инициатора проекта и тех, кто становится участниками егоосуществления. Таким образом, личность автора проекта, проектная культура ипроектная методология его команды придают индивидуальные черты каждому проектуна всем протяжении его реализации — от появления замысла до проявленияотдаленных последствий.
Промежутоквремени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации составляетжизненный цикл проекта. Втехнологии управления проектами это — исходное понятие для исследованияфинансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений.
Жизненныйцикл проекта состоит из этапов. Они выделяются по-разному (но исходя из общейзадачи — установить контрольные точки работы по проекту). Применительно ксоциальным проектам мы примем, вслед за В. Луковым, в качестве основныхследующие этапы:
Разработкаконцепции проекта.
Оценкажизнеспособности проекта.
Планированиепроекта.
Составлениебюджета.
Защитапроекта.
Предварительныйконтроль.
Этап реализациипроекта.
Коррекцияпроекта по итогам мониторинга.
Завершениеработ и ликвидация проекта.
Значительнаячасть работы, как видим, проводится до фазы реализации проекта. И формапредставления итогов по многим фазам — тексты.
Технологиюподготовки проекта как текста описать вполне возможно при всем разнообразиипроектов по их содержанию, потому, что здесь решаются сходные задачи —осознание сути проекта самими авторами и представление проекта потенциальнымучастникам его осуществления (инвесторам, спонсорам, органам государственнойвласти, общественным объединениям и т. д.). Кроме того, основные элементытехнологии совпадают, даже если различаются масштабы проектов и их конкретноеназначение.
Психологическимоснованием рождения замысла проекта является процесс творчества (или — каксвойство личности, группы — креативность). Специально изучавший креативность А.Маслоу подчеркивал, что «обучение творчеству, или вернее обучение черезтворчество, может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей ктворческим профессиям или производству продуктов искусства, сколько длясоздания хорошего человека». Социальное проектирование — поле творческойдеятельности, где личность, человеческие сообщества находят замечательныеусловия для самоактуализации.
Креативностьпринято разделять на первичную и вторичную. «Первичная креативность, или этапвдохновенного творчества, обязательно должна быть отделена от вторичной — отпроцесса детализации творческого продукта и придания ему конкретной предметнойформы. Эта вторая стадия включает в себя не только и не столько творчество,сколько тяжелую рутинную работу, успех ее в значительной степени зависит от.самодисциплины художника…», — отмечал А. Маслоу. Вполне определенно увидетьтакое различие первичной и вторичной креативности можно на различных стадияхработы над проектом. Рождение замысла проекта связано с проявлениями первичнойкреативности.
Вначалевесь проект укладывается в какое-то побуждение, смутное желание, некоестремление к переменам, к созданию чего-то своего, нового. Мы, конечно,представляем, в какой области собираемся действовать, но у нас нет ясности втом, что предстоит делать конкретно. Если нам не удается удержать возникшеепобуждение в сознании, проект может и не родиться, желание иссякнет.
Поэтомупервое, что надо сделать, — постараться зафиксировать замысел. Но как этосделать, если замысел неясен? Для этого есть несколько способов.
Самыйпростой — взять лист бумаги и записать замысел в той форме, в какой он возник,ничего не подправляя и оставляя обработку на дальнейшее.
 
Планированиепроекта
Следующийэтап работы над проектом составляет его планирование, задача которого — установитьперечень и порядок мероприятий по реализации проекта. Здесь концепциясоединяется с организационными действиями: отбираются мероприятия всоответствии с задачами, вводится в достижение результата этапность,увязываются работы с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственныеисполнители, определяются объемы финансирования, фиксируются контрольные стадиии конечный результат.
Припланировании социального проекта мы предлагаем ориентироваться на правиларесурсов, времени, места
/>

Правилоресурсов
Ресурсы,которые можно не использовать без большого ущерба для достижения цели, неследует использовать.
То, чторесурсы, которые мы можем привлечь для реализации проекта, ограничены, —исходное положение социального проектирования. Очевидно, что при недостаткересурсов мы будет с этим считаться в планировании мероприятий. Но нередко какой-тоиз видов ресурсов имеется в избытке и легко доступен. Возникает искушениевоспользоваться этим обстоятельством.
Рациональноепланирование должно противостоять такому искушению, поскольку привлечениеизлишних ресурсов деформирует проект и отвлекает усилия от других участковдеятельности. Избыток ресурсов может быть оценен на концептуальном уровне, чтоможет повлечь за собой уточнение или даже изменение целей проекта. Но если мыутвердились в целях-ценностях проекта и перешли к планированию, нам надоотказаться от лишнего, даже если это и легко доступные ресурсы.
 
Правиловремени
Если проектвыходит за пределы среднесрочного планирования, его целесообразно разделить нанесколько последовательно осуществляемых проектов.
Мы ужеговорили, что в долгосрочных проектах приходится проводить существеннуюкоррекцию проекта на отдаленных по времени этапах. Снизить роль такихкорректирующих действий можно, придавая каждому более или менее длительному’этапу реализации проекта относительно самостоятельный характер. Рубежныйконтроль в таком случае приобретает черты заключительного контроля для каждогоиз выделенных подпроектов.
 
Правиломеста
 
Еслипроект не может быть осуществлен по единому стандарту и подходам на большойтерритории, то лучше его разделить на локальные проекты, определяя своистандарты и подходы для каждой группы однородных территорий.
Крупныепроекты нередко имеют разные возможности для реализации в зависимости оттерритории. Это создает проблемы усреднения показателей, которые в этом случаене могут выполнять роль контрольных. Тогда правильнее сформулировать задачипроекта раздельно для” однородных территорий, что позволит эффективнееиспользовать имеющиеся ресурсы.
 
Правилопоследствий
 
Посколькувсякий проект имеет позитивные и негативные последствия, надо стремиться куменьшению до минимума негативных и развертывания до максимума позитивныхпоследствий его осуществления.
Пониманиетого, что негативные последствия социального нововведения неизбежны, важно дляориентации проектных разработок. Продумывание превентивных мероприятий попредупреждению таких последствий составляет одну из задач планирования. Приэтом наиболее эффективны те превентивные мероприятия, которые опираются навнутренние свойства самого проекта, а не на дополнительные, внешние для негоисточники и средства. Очевидно, что проект, порождающий некомпенсируемыенегативные последствия для людей, лучше не осуществлять.
Известныйроссийский методолог социального проектирования В.Л. Глазычев пишет, чтоключевое правило проектирования составляет собственно проектное мышление, проектныеконструкции, проектные формы креативного мышления./>