Специфика современных религиозных воззрений, проблема жизни и смерти

Федеральное агентство по образованию РФ.  Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.
 Реферат на тему:
 Специфика современных религиозныхвоззрений,
проблема жизни и смертиВыполнил студент 1курса Кафедры:менеджмент организации АзаренкоАлександр Александрович  273 группы Проверил: ИвановАндрей Валерьевич
Саратов 2008г.

Содержание
Введение
1 Проблемы жизни и смерти в духовном осмыслениичеловека
1.1 Жизнь – в философском аспекте времен инародов
1.2 Понятие смерти с точки зрения философии
2 Взгляды мировых религий на вопросы жизни и смерти
2.1 Христианское понимание жизни и смерти
2.2 Ислам о вопросах жизни и смерти
2.3 Отношение к жизни и смерти в буддизме
3 Танатология – учение о смерти
3.1 Проблема эвтаназии в современном мире
Заключение
Библиография

Введение
Жизнь и смерть, – вечные темы духовной культуры человека.Поэтому актуальность выбранной темы не преходяща, она извечна со временсуществования человечества. О них пророки и основоположники религий, философы иморалисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослыйчеловек, который рано или поздно не задумывался бы о смысле своегосуществования, предстоящей смерти и достижения бессмертия. Эти мысли приходят вголову детям и всем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии,письма и дневники. Только раннее детство и старческий маразм избавляют человекаот необходимости решения этих проблем. А.П. Чехов в одном из писем написал:«Зафилософствуй – умозаключение закружится», имея ввиду тот или иной способрешения проблемы жизни и смерти. Однако, подлинное философствование невозможнобез обращения к этим вечным темам. Во всех философских системах так или иначерешается этот вопрос, а А.Шопенгауэр считал, что «смерть – подлинный гений,вдохновитель или Мусагет философии», отчего Сократ и определил ее как «подготовкук смерти».
Цель же данных размышлений для каждого индивидуальна. Вданной работе лишь сделана попытка обобщить и в тоже время рассмотреть данныетемы с точки зрения мировых религий и с позиции времен и народов разных эпох.Эта тема неисчерпаема и говорить о ней можно бесконечно.
Данная работа основана на материалах из учебника «Философия»под редакцией В.П.Кохановского, «Философия» В.А.Канке и другие материалы.
В первой главе работы проблемы жизни и смерти рассматриваютсяв духовном осмыслении человека, мнение философов разных эпох и народов. Вовторой главе эти проблемы рассматриваются с точки зрения мировых религий:христианства, ислама и буддизма. В третьей главе рассматриваются причинывозникновения танатологии как учении о смерти, появления биоэтики каккомплексной дисциплины, являющейся своеобразной реакцией общества на угрозужизни на Земле, вследствие обострения глобальных проблем человечества. Инаконец, становящейся наиболее острой в современном мире – проблема эвтаназии –«счастливой смерти» с точки зрения морали, этики и гуманизма.
Что такое смерть? Конец жизненного пути или началовозрождения. Что стоит за смертью? Что она в себе заключает? И что есть жизнь,и что есть смерть? Ответов на эти вопросы нет…

1 Проблемы жизни исмерти в духовном осмыслении человека
Смерть и потенциальное бессмертие самая сильная приманка дляфилософствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны так или иначесоизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о смерти и в этом егоотличие от животного, которое смертно, но не знает об этом.
По сути дела, речь идет о триаде: жизнь – смерть –бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеипротиворечивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялосьсмерти и обретению бессмертия в иной жизни, а сама человеческая жизньтрактовалась как миг, отпущенный человеку для того, чтобы он мог достойноподготовиться к смерти и бессмертию.
1.1 Жизнь – в философском аспекте времен инародов
За небольшим исключением у всех времен и народоввысказывания о жизни носили негативный характер. Жизнь – страдание (Будда,Шопенгауэр и др.); жизнь – сон (Веды, Платон, Лабрюйер, Паскаль); жизнь –бездна зла (древнеегипетский текст «Разговор человека со своим духом). «Ивозненавидел я жизнь, ибо противным мне стали дела, которые делаются подсолнцем, ибо все – суета и томление духа» (Экклезиаст); «Человеческая жизньжалка» (Сенека); «Жизнь – борьба и странствие по чужбине» (Марк Аврелий); «всепепел, призрак, тень и дым» (Иоанн Дамасский); «Жизнь однозвучна, зрелищеуныло» (Петрарка); «Жизнь – это повесть глупца, рассказанная идиотом, полнаяшума и ярости, но лишенная смысла» (Шекспир); «Жизнь человеческая не что иное,как постоянная иллюзия» (Паскаль); «Вся жизнь – лишь цена обманчивых надежд»(Дидро); «Моя жизнь – вечная ночь… что такое жизнь, как не безумие?»(Кьеркегор); «Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду» (Ницше). Обэтом же говоря пословицы и поговорки разных народов – «Жизнь – копейка».Ортега-и-Гассет определили человека не как тело и как дух, а как специфическуючеловеческую драму. Действительно, в этом смысле жизнь каждого человекадраматична и трагична: как бы удачно не складывалась жизнь, как бы она не быладлительна – конец ее неизбежен. «Кто находится между живыми, тому есть ещенадежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Экклезиаст).Столетие спустя, после Экклезиаста, греческий мудрец Эпикур пытался решить этотвопрос вопросов так: «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакогоотношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смертьприсутствует, тогда мы не существуем».
1.2 Понятие смерти с точки зренияфилософии
Известно, что животные чуют приближение смерти,особенно домашние, и их предсмертное поведение чаще всего напоминаютмучительные поиски уединения и успокоения. Смерть вообще – расплата заусложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны и амебав этом смысле счастливое существо. Когда организм становится многоклеточным, внего как бы встраивается механизм самоуничтожения на определенном этаперазвития, связанный с геномом.
Размышляя о смерти, начинаешь понимать, чтосмерть, пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные ичистые, любимые и нелюбимые. Хотя и в древности, и в наши дни делаются попыткиубедить мир, что есть люди, побывавшие «там» и вернувшиеся назад, но здравыйрассудок отказывается этому верить. Требуется вера, необходимо чудо, какоесовершил евангельский Христос, «смертию смерть поправ». Замечено, что мудростьчеловека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Как сказалаМахатма Ганди: «Мы не знаем, что лучше – жить или умереть. Поэтому нам неследует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать перед мыслью о смерти. Мыдолжны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант.» А еще задолгодо этого в «Бхагавадгите» сказано: «Воистину, смерть предназначена длярожденного, а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном – не скорби!»
Вместе с тем, немало великих людей осознавали этупроблему в трагических тонах. Выдающийся отечественный биолог И.И.Мечников,размышляя о возможности «воспитания инстинкта естественной смерти», писал оЛ.Н.Толстом: «Когда Толстой, терзаемый невозможностью решить эту задачу ипреследуемый страхом смерти, спросил себя, не может ли семейная любовьуспокоить его душу, он тот час увидел, что это – напрасная надежда. К чему,спрашивал он себя, воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком жекритическом состоянии, как их отец? Зачем жить? Зачем мне любить их, растить иблюсти их. Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия. Любя их, яне могу скрыть от них истины, — всякий шаг их ведет к познанию этой истины. Аистина – смерть».
Уж более тридцати веков мудрецы, пророки ифилософы разных стран и народов пытаются найти водораздел между жизнью, смертьюи бессмертием. Чаще всего полагают, что все дело в осознании факта предстоящейсмерти: мы знаем, что умрем и лихорадочно ищем путь к бессмертию. Все остальноеживое тихо и мирно завершает свой путь, успев воспроизвести новую жизнь илипослужить удобрением почвы для другой жизни. Человек же обречен на пожизненныемучительные раздумья о смысле жизни или о ее бессмысленности, изводит этимсебя, а часто других, и вынужден топить эти проклятые вопросы в вине инаркотиках. Отчасти это верно, но возникает вопрос: как быть с фактом смертиноворожденного ребенка, который еще не успел ничего понять, или умственноотсталого человека, который не в состоянии ничего понять? Считать ли началомжизни момент зачатия (который невозможно точно определить в большинствеслучаев) или момент рождения? Безвестная и никого не трогающая смертьмаленького существа, кроме его матери, от голода где-нибудь в Африке и пышныепохороны всемирно известных лидеров – перед лицом вечности не имеют различия. Вэтом смысле глубоко прав английский поэт Д.Донн, сказавший, что «смерть каждогочеловека умаляет все человечество, и поэтому никогда не спрашивай, по комузвонит колокол, он звонит по тебе».
Очевидно, что специфика жизни, смерти ибессмертия человека прямо связаны с разумом и его проявлениями, с успехами идостижениями человека в течении его жизни, с оценкой его современниками ипотомками. Смерть многих гениев в молодом возрасте, бесспорно трагична, но приэтом нет оснований считать, что их последующая жизнь, если бы она состоялась,дала бы миру нечто еще более гениальное. Здесь действует какая-то не вполнеясная, но эмпирически очевидная закономерность, выражаемая христианскимтезисом: «Бог прибирает в первую очередь лучших».
В этом смысле жизнь и смерть не охватываютсякатегориями рационального познания, не укладывается в рамки жестокойдетерминистической модели мира и человека. Рассуждать об этих понятиях можнохладнокровно до определенного предела. Он обусловлен личной заинтересованностьюкаждого человека и его способностью к интуитивному постижению предельныхоснований человеческого бытия. В этом отношении каждый подобен пловцу,прыгавшему в волны среди открытого моря. Надеяться надо только на себя,несмотря на человеческую солидарность, веру в Бога, высший Разум и т.д.Уникальность человека, неповторимость личности проявляется здесь в высочайшейстепени.
2 Взгляды мировых религий на вопросы жизни и смерти2.1 Христианское понимание жизни и смерти
Христианское понимание жизни, смерти и бессмертияисходит из ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня рождения»(Экклезиаст) и новозаветной проповеди Христа: «… я имею ключи от ада и смерти».Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертиеличности как целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь к немуоткрыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это сфера тайныи чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил истихий, и становится как личность лицом к лицу с Богом, который тоже естьличность. Целью жизни человека является обожение, движение к жизни вечной. Безосознания этого, земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту,мыльный пузырь. В сущности, она есть приготовление к вечной жизни, которая неза горами для каждого. Поэтому и сказано в Евангелии: «Будьте готовы: ибо, вкоторый час не думаете, придет Сын Человеческий». Чтобы жизнь не превратилась,по словам М.Ю.Лермонтова, «в пустую и глупую шутку», необходимо всегда помнитьо смертном часе. Это не трагедия, а переход в иной мир, где уже обитают мириадыдуш, добрых и злых, и где каждая новая входит на радость или муки. По образномувыражению одного из православных иерархов: «Умирающий человек – заходящеесветило, заря которого уже блещет над другим миром». Смерть разрушает не тело,а тленность его и поэтому она не конец, а начало жизни вечной.
Евангелист Лука так определил суть христианскогоподхода к жизни и смерти: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у негосме живы». Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек непринадлежит сам себе, его жизнь и смерть «в воле Божьей».

2.2 Ислам о вопросах жизни и смерти
На вопрос человека: «Разве, когда я умру, я будуизведен живым?», Аллах дает ответ: «Разве не вспомнит человек, что мы сотворилиего раньше, а был он ничем?». В отличие от христианства, земная жизнь а исламерасценивается высоко. Ислам исходит из факта сотворенности человека по волевсемогущего Аллаха, который прежде всего милосерден. Тем не менее, в последнийдень все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом дляокончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой, поскольку вэтом случае человек будет оценивать свои действия и поступки с точки зренияличностного интереса в смысле вечной перспективы.
Разрушение всей Вселенной в день справедливого судапредполагает творение нового совершенного мира. О каждом человеке будетпредставлена «запись» деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесенсоответствующий приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенствазаконов морали и разума над физическими закономерностями. Морально чистыйчеловек не может находиться в униженном положении, как это имеет место вреальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство.
Описание рая и ада в Коране полны яркихподробностей, дабы праведники могли полностью удовлетвориться, а грешникиполучить по заслугам. Спрашивать Аллаха о смертном часе нельзя, так как знаниеоб этом только у него, а «что тебе надо знать, — может быть, час уже близок».
2.3 Отношение к жизни и смерти в буддизме
Отношение к смерти и бессмертию в буддизмезначительно отличается от христианского и мусульманского. Сам Буддаотказывается отвечать на вопросы: бессмертен ли познавший истину или смертенон?, а также: может ли познавший быть смертным или бессмертным одновременно? Всущности, признается лишь один вид «дивного бессмертия» – нирвана, каквоплощение ртансендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющегоатрибутов.
Поскольку личность понимается как сумма драхм,находящихся в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует нелепость,бессмысленность цепи природных рождений. «Драхммапада» утверждает, что«рождение вновь и вновь – горестно». Выходом является путь обретения нирваны,прорыв цепи бесконечных перерождений и достижения просветления, блаженного«острова», находящегося в глубине сердца человека, где «ничем не владеют» и«ничего не жаждут». Известный символ нирваны – угашение вечно трепещущего огняжизни – хорошо выражает сущность буддийского понимания смерти и бессмертия. Какговорил Будда: «Один день жизни человека, видевшего бессмертную стезю, лучшестолетнего существования человека, не видевшего высшей жизни».
Спокойное и умиротворенное отношение к жизни,смерти и бессмертию, стремление к просветлению и освобождению от зла характернои для других восточных религий и культов. В этой связи меняется отношение ксамоубийству: оно считается не столь греховным, сколько бессмысленным, ибо неосвобождает человека от круга рождений и смертей (сансара), а только приводит крождению в более близком воплощении. Нужно преодолеть такую привязанность ксвоей личности, ибо, по словам Будды, «природа личности есть непрерывнаясмерть». Один из самых мудрых поэтов ХХ в. У.Уитмен выразил так эту идею – нужножить «спокойно улыбаясь Смерти». Избавление при жизни от источников страдания,«омраченных действий и скверн» (эгоизма, злобы, гордости, ложных взглядов ит.д.) и власти своего «я» – лучший путь обретения бессмертия.

3 Танатология – учение о смерти
Современная танатология представляет собой одну из«горячих» точек естественнонаучного и гуманитарного знания. Интерес к проблемесмерти обусловлен несколькими причинами:
· во-первых, это ситуация глобального цивилизованного кризиса,который в принципе, может привести к самоуничтожению человечества.
· во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни исмерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.
 Почти полтора миллиарда жителей планеты живут вполной нищете и еще один миллиард приближается к этой отметке, полторамиллиарда землян лишены какой либо медицинской помощи, миллиард людей не умеютчитать и писать, в мире 700 миллионов безработных, 200 миллионов детейвынуждены работать с младенческого возраста, чтобы не умереть с голода. Миллионылюдей во всех уголках земного шара страдают от расизма, ксенофобии,агрессивного национализма. Это приводит к выраженному обесцениваниючеловеческой жизни, к презрению жизни как своей, так и другого человека.Вакханалия терроризма, рост числа немотивированных убийств и насилия, а такжесамоубийств – это симптомы глобальной патологии человечества ХХ-ХI вв. И сейчас, в XXI веке этапроблема стоит особенно остро, так как произошла переоценка ценностей. В то жевремя на рубеже 60-х гг. в странах Запада появилась биоэтика – комплекснаядисциплина, находящаяся на стыке философии, этики, медицины и ряда дисциплин.Она явилась своеобразной реакцией на новые проблемы жизни и смерти, пересадокорганов и тканей, генной инженерии, экстракорпорального оплодотворения и т.д.
Это совпало с ростом интереса к правам человека, втом числе и по отношению к собственному телесному и духовному бытию и реакцииобщества на угрозу жизни на Земле, вследствие обострения глобальных проблемчеловечества. В настоящее время биоэтика охватывает такие сферы, как этическиепроблемы эвтаназии, декортикации, аборта, суицида, пересадок органов, включаямозг, новые технологии деторождения (включая суррогатную беременность), геннойинженерии, половой самоидентификации человека, отношения к психическомуздоровью и т.д. Эти проблемы решаются на основе существующихнормально-этических подходов в рамках мировых и национальных религий,гуманистической этики свободомыслия, а также различных правовых систем.
3.1 Проблема эвтаназии в современном мире
Особое внимание в последние годы привлекает эвтаназия –«счастливая смерть» как новое явление в жизни общества, требующее глубокогофилософского осмысления. Сам термин появился еще со времен Ф.Бэкона, которыйпредложил так назвать легкую смерть, с целью прекращения страданий принеизлечимых болезнях. Очевидно, что в основе этого явления лежит понятие правачеловека не только на жизнь, но и на смерть, что относится к феноменусамоубийства.
Различают следующие виды эвтаназии: активная, добровольная;активная, недобровольная; пассивная, добровольная; пассивная, недобровольная.
Решая вопрос о законности и моральной обоснованностиэвтаназии, медикам приходится решать дилемму, известную еще со временГиппократа: с одной стороны, врач не должен быть убийцей, даже по просьбепациента, а с другой стороны, он должен облегчить участь страждущего. Всовременном мире эвтаназия законодательно разрешена в Нидерландах, а в другихстранах, в том числе и России, она запрещена. Однако, проблема существует и вряде стран (США и др.), изобретены даже устройства для безболезненной смерти,которые сам больной может привести в действие. В истории философской мысли былоне мало высказываний относительно права человека принять такое решение. ТакМонтень считал, что когда в жизни человека больше зла, чем блага, значит,настал час, когда он может уйти. В ряде стран Запада становится традицией«поминки при жизни», когда неизлечимо больной человек, чувствуя приближениесмерти, просит собрать родных и друзей. Уже несколько десятилетий функционируют«хасписы» – больницы для безнадежных больных, где можно умереть«по-человечески». Этот опыт описан в книге Р. и В.Зорза «Жить до конца», гдеобосновывается философия умирания в счастливом состоянии.
У человека есть нечто вроде инстинкта смерти (о чем писалФрейд), то каждый имеет естественное право не только на жизнь, каким онродился, но и умереть в человеческих условиях. Одно из особенностей в нашевремя является то, что гуманизм и гуманные отношения между людьми являютсяосновой и залогом выживания для человечества. Если раньше любые социальные иприродные катаклизмы оставляли надежду на то, что большинство людей выживет ивосстановит разрушенное, то сейчас витальность можно считать понятием,производным от гуманизма.

Заключение
Что же такое смерть? Это риторический вопрос. Ответа на негонет. У многих народов, когда говорят об умершем человеке, говорят, что он «влучшем мире». Но, почему же мы так боимся смерти? Почему смерть дорогих иблизких на людей повергает нас в глубокое горе и потрясение? Вероятно, наспугает неизвестность, это знание недоступности для человечества. Человечествокак будто идет на ощупь, в слепую, в неизвестность. Попытка понять, что такоесмерть, ставит в тупик многие понятия и законы. Ведь, если жизнь – это мука ит.д., а смерть – избавление от мук, переход в лучший мир, то, чем обоснованнарадость рождения ребенка, если следуя логике, мать обрекает его на муки?! И вчем суть жизни в соответствии с фактом смерти? Значит, жизнь для чего-тодается, вероятно, жизнь – это одно из звеньев цепи и следующее звено – смерть,но звено не последнее? Эти извечные вопросы волновали, и будут волноватьчеловечество, накладывая свой отпечаток на быт и культуру народов. Тайна смертипредопределила нравственные законы бытия, отраженные во всех мировыхконфессиях, дала жизнь великим научным трудам, бессмертным произведениямлитературы и искусства. Смерть остается неразгаданным и самым неоспоримымфактом. Неизвестность вселяет страх и заставляет лихорадочно искать путь кбессмертию. Перед лицом смерти люди, в полном смысле слова, равны друг другу,как и любому живому существу, что стирает неравенство, на котором основаназемная жизнь. Поэтому спокойное восприятие мысли об отсутствие вечной жизнимоего «я» и понимание неизбежности слияния с «равнодушной» природой, являетсяодним из путей безрелигиозного подхода к проблеме бессмертия. Правда, в этомслучае возникает проблема Абсолюта, на которого можно опереть свои нравственныерешения. А.П.Чехов писал: «Нужно веровать в Бога, А если веры нет, то незанимать ее место шумихой, а искать, искать одиноко, один на один со своеюсовестью».

Библиография
1. Алексеев П.В.,Панин А.В. Философия: М., 1998
2. Губин В.Д.,Сидорина Т.Ю. Философия, Мифология: Русское слово, 2001
3. Канке В.А.Философия: исторический и систематический курс – Мифология: Логос, 2001
4. Кохановский В.П.Философия: учебное пособие для студентов – Москва: Феникс, 1998
5. Шопенгауэр А.Избранные произведения. М., 1999
6. Настольная книга атеиста. Издательствополитической литературы.
 Москва, 1975 г.