–PAGE_BREAK–
Сборочные процессы характеризуются высоким удельным весом ручных работ и, за редким исключением, применением несложного технологического оборудования. Специфика сборочных процессов позволяет широко использовать средства механизации и существенно затрудняет автоматизацию сборочных операций. Специализация рабочих и уровень их квалификации часто определяется спецификой сборки и регулирования выпуска определенного вида продукции. Поэтому освоение новых видов продукции связано с приобретением определенных навыков и опыта.
Одной из особенностей сборочных цехов является то, что на этапе сборки стоимость незавершенного производства приближается к предельной величине — себестоимости готовой продукции. Поэтому сокращение длительности цикла сборки обеспечивает не только ускорение оборачиваемости оборотных средств, но и наиболее эффективное использование производственных площадей. Трудоемкость сборочных работ, а следовательно, и длительность цикла сборки существенно зависят от уровня технологичности конструкции по таким показателям, как блочность конструкции, коэффициенты стандартизации и унификации, взаимозаменяемости конструкции и др. Требуемая точность сопряжения деталей может быть обеспечена за счет высокой точности изготовления деталей, применения деталей-компенсаторов, специального подбора деталей или индивидуальной пригонки сопрягаемых деталей.
Каждый из этих методов используется при определенном объеме производства, характеризуется соответствующими показателями эффективности и оказывает влияние на особенности планирования и организации производства. Следует стремиться к снижению доли слесарно-сборочных и пригоночно-доделочных работ.
При выборе формы организации сборочных работ решающим фактором является тип производства. Основными разновидностями форм организации сборочных работ являются индивидуальная (бригадная) сборка и поточная сборка. В первом случае сборка изделия осуществляется на стационарном рабочем месте одним сборщиком или бригадой. Поточная сборка отличается глубокой дифференциацией сборочного процесса и узкой специализацией рабочих мест. На практике нередко используется сочетание этих форм в пределах одного цеха и даже участка. Степень дифференциации производственного процесса в этом случае может быть различной. Обычно узловая сборка отделяется от генеральной (общей). При узловой и генеральной сборке могут использоваться как элементы поточного производства, так и методы индивидуальной сборки.
Основные формы организации сборочного процесса в наибольшей степени отвечают соответствующему типу производства. Технология сборки в цехах единичного и мелкосерийного производства предусматривает объем доделочных и пригоночных работ. В цехе используется металлорежущее оборудование и транспорт универсального назначения, создаются участки или рабочие места для слесарной обработки деталей. В этих условиях чаще используется индивидуальная (бригадная) сборка, отличающаяся небольшой длительностью цикла сборки и относительно низким уровнем эффективности.
В цехах среднесерийного производства доделочные и пригоночные работы или ликвидируются, или же сводятся к минимуму. Процесс сборки дифференцируется, поэтому возможна специализация рабочих мест. При сборке узлов и изделия используются поточные методы или их элементы, повышается степень оснащенности технологических процессов и применение автоматизированного оборудования. Значительно снижается при этом удельный вес сборочных работ в общей трудоемкости и сокращается длительность цикла сборки.
В цехах крупносерийного ч массового производства сборка ведется на основе взаимозаменяемости деталей Технологические процессы максимально дифференцируются, широко применяется прогрессивная технология, средства механизации и автоматизации, организуется поточная сборка, оснащенная высокопроизводительным оборудованием и транспортными средствами.
При разработке проектов сборочных цехов учитываются особенности, связанные с характером изготовляемой продукции- конструктивные (габариты, вес, сложность, материал, точность, взаимозаменяемость и др.); технологические (число операции, метод обработки, разряд работ, характеристики технологического оборудования, оснастки и др.) и организационные (программа выпуска, способ сочетания операций, показатель организованности процессов сборки и др.).
Основными направлениями совершенствования работы сборочных цехов являются:
• повышение уровня специализации и концентрации сборочных работ;
• применение бригадной формы организации труда;
• сокращение пригоночных работ за счет применения селективной сборки, основанной на предварительной сортировке (селекции) деталей на размерные группы и последующем соединении деталей определенной размерной группы;
• повышение блочности конструкции изделия и взаимозаменяемости деталей (это в большей мере относится к конструкторам),
• повышение уровня механизации и автоматизации сборочного процесса;
• анализ и соблюдение принципов рационализации структур и процессов;
• анализ и применение современных методов менеджмента и др.
16
Основные группы норм, устанавливаемые на предприятиях.
Основными задачами нормирования труда является установление меры затрат труда, конкретным выражением которых являются:
а) нормы времени;
б) нормы выработки;
в) нормы обслуживания;
г) нормы численности.
Техническое нормирование труда — это процесс установления норм затрат рабочего времени в конкретных организационно-технических условиях.
Норма времени — время, отведенное на производство единицы продукции или выполнение определенной работы (в часах, минутах, секундах).
Норма выработки — количество продукции, которое должно быть произведено рабочим в единицу времени.
Норма обслуживания — это количество единиц оборудования, производственных площадей и т.п., установленное для обслуживания одним или группой рабочих.
Норма времени обслуживания — это необходимое и достаточное время на обслуживание единицы оборудования в течение определенного календарного периода (одной смены, месяца).
Норма численности — это количество работников, установленное для обслуживания объекта или выполнения определенного объема работ.
Нормы затрат труда могут устанавливаться на операцию, изделие, работу, комплекс работ. Они различаются по периоду и сфере действия, по методу установления, степени укрупнения, по способу построения и т.д.
Классификация норм затрат труда приведена на рис. 9.8.
20
Общая структура промышленного предприятия.
Производственная структура предприятия — это совокупность производственных единиц предприятия (цехов, служб), входящих в его состав и формы связей между ними. Производственная структура зависит от вида выпускаемой продукции и его номенклатуры, типа производства и форм его специализации, от особенностей технологических процессов. Причем последние являются важнейшим фактором, определяющим производственную структуру предприятия. Производственная структура — это, по существу, форма
Характеристики типов производств по организации производственного процесса. В ней различают подразделения производств:
— основного,
— вспомогательного,
— обслуживающего.
В цехах (подразделениях) основного производства предметы труда превращаются в готовую продукцию. Цехи (подразделения) вспомогательного производства обеспечивают условия для функционирования основного производства (инструменты, энергия, ремонт оборудования). Подразделения обслуживающего производства обеспечивают основное и вспомогательное производства транспортом, складами (хранение), техническим контролем и т.д.
Таким образом, в составе предприятия выделяются основные, вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства производственного назначения.
В свою очередь цехи основного производства (в машиностроении, приборостроении) подразделяются:
— на заготовительные;
— обрабатывающие;
— сборочные.
Заготовительные цехи осуществляют предварительное формообразование деталей изделия (литье, горячая штамповка, резка заготовок и т.д.)
В обрабатывающих цехах производится обработка деталей механическая, термическая, химико-термическая, гальваническая, сварка, лакокрасочные покрытия и т.д.
В сборочных цехах производят сборку сборочных единиц и изделий, их регулировку, наладку, испытания.
На основе производственной структуры разрабатывается генеральный план предприятия, т.е. пространственное расположение всех цехов и служб, а также путей и коммуникаций на территории завода. При этом должна быть обеспечена прямоточность материальных потоков. Цехи должны быть расположены в последовательности выполнения производственного процесса.
Цех — это основная структурная производственная единица предприятия, административно обособленная и специализирующаяся на выпуске определенной детали или изделий либо на выполнении технологически однородных или одинакового назначения работ. Цехи делятся на участки, представляющие собой объединенную по определенным признакам группу рабочих мест. Производственная структура цеха показана на рис.
Цехи и участки создаются по принципу специализации:
— технологической;
— предметной;
— предметно-замкнутой;
— смешанной.
Технологическая специализация основана на единстве применяемых технологических процессов. При этом обеспечивается высокая загрузка оборудования, но затрудняется оперативно- производственное планирование, удлиняется производственный цикл из-за увеличений транспортных операций. Технологическая специализация применяется в основном в единичном и мелкосерийном производствах.
Предметная специализация основана на сосредоточении деятельности цехов (участков) на выпуске однородной продукции. Это позволяет концентрировать производство детали или изделия в рамках цеха (участка), что создает предпосылки для организации прямоточного производства, упрощает планирование и учет, сокращает производственный цикл. Предметная специализация характерна для крупносерийного и массового производств.
Если в пределах цеха или участка осуществляется законченный цикл изготовления детали или изделия, это подразделение называется предметно-замкнутым.
Цехи (участки), организованные по предметно-замкнутому принципу специализации, обладают значительными экономическими преимуществами, так как при этом сокращается длительность производственного цикла в результате полного или частичного устранения встречных или возвратных перемещений, снижаются потери времени на переналадку оборудования, упрощается система планирования и оперативного управления ходом производства.
21
энергетическая
Основное назначение энергетического хозяйства предприятия — бесперебойное снабжение производства всеми видами энергии при соблюдении техники безопасности, выполнении требований к качеству и экономичности энергоресурсов. Основными видами энергии являются: электрическая энергия; тепловая и химическая энергия твердого, жидкого и газообразного топлива; тепловая энергия пара и горячей воды; механическая энергия. К эиергоресурсам относятся: электрический ток, натуральное топливо, пар разных параметров, сжатый воздух разного давления, природный и сжиженный газ, горячая вода и конденсат, вода под напором. Разнообразные виды ресурсов на предприятии используются в качестве двигательной силы, в технологических процессах, для отопления, освещения, вентиляции, хозяйственно-бытовых нужд и т. д.
Выбор наиболее экономичных энергоресурсов должен осуществляться на основе комплексного решения вопросов энергетики, технологии, организации производства и экономики путем сравнительного анализа удельных расходов (норм расхода) технологическою топлива и энергии, единовременных затрат на разработку и внедрение мероприятий по снижению норм. Потребляемые предприятием энергоресурсы могут приобретаться со стороны как покупные и вырабатываться собственными силами. На предприятии могут производиться: электроэнергия — на заводской электрической станции, пар и горячая вода — в котельных, генераторный газ — на газогенераторной станции.
Энергоснабжению предприятия имеет специфические особенности, состоящие из необходимости немедленного использовании произведенной энергии и неравномерной потребности в ней в течение суток и времени года. Поэтому бесперебойное снабжение энергией должно обеспечиваться за счет создания резервов мощностей энергетического оборудования. В связи с этим наиболее совершенной и экономичной системой энергоснабжения предприятия является централизованная. В этом случае предприятие получает электрическую энергию от центральной (единой) электрической системы (через заводскую понижающую подстанцию), пар — по тепловой сети районной энергетической системы или заводской теплоэлектроцентрали, газ — из сети дальнего газоснабжения природным газом, от комбината электрохимического использования топлива и т. д.
Большие потери давления в воздушных сетях при значительной их протяженности не позволяют осуществлять централизованное обеспечение предприятия сжатым воздухом даже внутри предприятия. Обычно для снабжения сжатым воздухом используются стационарные или передвижные компрессорные станции, расположенные вблизи цехов-потребителей.
Основой рациональной организации энергетического хозяйства на предприятии является правильное планирование производства и потребления энергоресурсов с применением балансовых методов. Они дают возможность рассчитывать потребность предприятия в различных видах топлива и энергии исходя из объема производства и прогрессивных норм, а также определять наиболее рациональные источники покрытия этой потребности. Энергетические балансы входят в группу материальных балансов. Они подразделяются: по назначению — на стратегические и тактические плановые, а также отчетные; по степени охвата — на сводные (по предприятию, цеху), частные (по агрегатам, видам энергоресурсов, виду обработки).
Структура энергетического хозяйства, например, крупного машиностроительного предприятия включает:
•энергетические цехи (электросиловой, теплосиловой, газовый, электромеханический, слаботочный);
• преобразовательные и генерирующие установки (компрессорная, котельная, генераторная станция и др.);
• цеховые и общезаводские энергопередающие сети;
• потребители энергии (оборудование, станки, печи и др ).
Энергетическое хозяйство крупных предприятий находится в ведении главного энергетика, мелких предприятий — в ведении, главного механика. В состав отдела главного энергетика входят бюро (группы) энергоиспользования, энергооборудования, электрическая и тепловая лаборатории. Обеспечение бесперебойного питания крупного завода необходимыми энергоресурсами возлагается на дежурных инженеров, руководящих эксплуатацией всего энергетического хозяйства в течение смены. Персонал энергетических цехов подразделяется на сменный, ведущий текущую эксплуатацию оборудования, и ремонтно-монтажный.
Технико-экономические показатели энергохозяйства подразделяются на две группы:
1) по экономичности производства энергии: удельный расход топлива на производство электроэнергии и тепла; коэффициенты полезного действия генерирования электрической и тепловой энергии; удельный расход электрической энергии на 1000 м3 сжатого воздуха и т. д.; себестоимость единицы вида энергии;
2) по эффективности использования энергии: удельный расход энергии по ее видам, видам работ; структура энергобаланса цехов и предприятия в целом; показатели энерговооруженности труда.
Основными направлениями совершенствования энергетического хозяйства и повышения эффективности его функционирования являются:
• приобретение ресурсосберегающего оборудования,
• использование наиболее экономичных видов энергоресурсов;
• совершенствование схем энергопотребления;
• совершенствование технологических процессов;
• автоматизация производственных процессов, учета и контроля использования ресурсов;
• совершенствование конструкции энергооборудования;
• применение расчетно-аналитических методов нормирования ресурсов;
• упрощение структуры энергетического хозяйства предприятия;
• стимулирование улучшения использования ресурсов и др.
22
Виды производственных процессов.
В зависимости от роли производственного процесса в работе всего предприятия выделяют:
Основные процессы — такие процессы производства при выполнении которых осуществляется превращение основного сырья, материалов и полуфабрикатов в готовую продукцию.
Вспомогательные процессы — в результате которых изготавливается продукция, используемая для обслуживания основного производства. К ним относятся:
производство для собственных нужд различных видов энергии;
изготовление инструментов и приспособлений;
ремонт оборудования и поддержание его в рабочем состоянии;
ремонт зданий и сооружений;
снабжение основных участков и цехов материалами, полуфабрикатами, инструментами и приспособлениями.
Процессы обслуживания — обеспечивают нормальный ход производства. К ним относят:
технический (лабораторный) контроль качества;
складские операции;
заводской, межцеховой и внутрицеховой транспорт.
23
Инструментальное хозяйство
Инструментальное хозяйство предприятия представляет собой совокупность отделов и цехов, занятых проектированием, приобретением, изготовлением, ремонтом и восстановлением технологической оснастки, а также ее учетом, хранением и выдачей в цехи и на рабочие места. Например, крупное машиностроительное предприятие использует широкую номенклатуру технологической оснастки: режущий и мерительный инструменты, штампы, модели, станочные и слесарные приспособления, пресс-формы, универсально-сборные приспособления, вспомогательный инструмент и др.
Целью функционирования инструментального хозяйства предприятия является организация бесперебойного обеспечения цехов и рабочих мест высококачественной технологической оснасткой в нужном количестве и ассортименте при минимальных затратах на ее проектирование, приобретение (или изготовление), хранение, эксплуатацию, ремонт, восстановление и утилизацию. Предприятия, например машиностроительные, используют широкую номенклатуру технологической оснастки. На среднем машиностроительном заводе число наименований оснастки достигает 40 тыс. При переходе на новую модель грузового автомобиля проектируют до 20 тыс. наименований оснастки, в себестоимости машиностроительной продукции затраты на технологическую оснастку достигают 15%. В общих затратах на технологическую подготовку производства затраты на оснастку доходят до 60% Проектирование и изготовление технологической оснастки имеет значительную трудоемкость. Эти факты красноречиво свидетельствуют о важности развития инструментального обеспечения производства.
Значительная номенклатура технологической оснастки предопределяет сложность организации работ по стадиям ее жизненного цикла и функциям управления. Организация работ по инструментальному обеспечению производства включает:
• технологический контроль конструкторской документации на предмет технологичности конструкции, межвидовой и внутривидовой унификации изделий, их составных частей и конструктивных элементов (линейные размеры, радиусы, диаметры, фаски, резьбы, пазы, материалы, покрытия и т. д.);
• упрощение кинематической схемы изделий;
•развитие предметной и технологической специализации и кооперирования производства;
• типизация технологических процессов;
•унификация технологической оснастки и конструктивных элементов;
• расчет потребности в различных видах инструментов и оснастки;
• расчет запасов инструмента (эксплуатационный фонд, находящийся на центральном инструментальном складе);
• проектирование помещений, технических средств и организационных проектов для хранения и доставки оснастки до рабочих мест;
• проектирование и изготовление специальной оснастки;
• проведение маркетинговых исследований и заключение договоров на приобретение технологической оснастки со стороны, организация ее доставки на предприятие;
• входной контроль качества покупной технологической оснастки и качества материалов для изготовления универсальной и специальной оснастки;
• организация хранения оснастки;
• организация доставки оснастки до рабочих мест;
•организация эксплуатации оснастки;
•организация учета и контроля использования оснастки;
•организация ремонта и восстановления оснастки;
•анализ эффективности использования оснастки;
•разработка и экономическое обоснование организационно-технических мероприятий по улучшению использования технологической оснастки;
•стимулирование улучшения использования оснастки;
• налаживание связей с поставщиками технологической оснастки с целью дальнейшего повышения ее качества.
В связи с многообразием решаемых задач организационная структура инструментального хозяйства предприятия довольно сложна.
24
Моделирование производственного процесса.
продолжение
–PAGE_BREAK–
Моделирование: исследование объектов познания с помощью различных моделей.
Модель — это копия, физическое или абстрактное отражение основных свойств, характеристик и параметров исследуемого объекта, процесса или системы.
Цель моделирования производственных процессов — обеспечить рациональную организацию, чёткое планирование, корректное управление предприятием.
Проблемы, которые не поддаются прямому решению вследствие их сложности, часто решаются косвенным путём — посредством имитационного моделирования. Как правило, модель строится таким образом, что она характеризует не все, а лишь некоторые, наиболее существенные стороны исследуемого процесса. Обычно модели проще соответствующих им ситуаций реального мира. Но они должна адекватно отражать те стороны действительности, которые важны для достижения целей моделирования.
Выбор наиболее приемлемого способа моделирования зависит в основном от характера исследуемой проблемы и от ресурсов имеющихся в распоряжении исследователя.
Типовая схема построения и работы с информационной моделью
1. Постановка задачи
На этом этапе определяют «вход» и «выход» системы, входные управляемые и неуправляемые параметры, ограничения, критерии выбора решения и область его применения. Затем находят значения входных параметров, соответствующие реальным и удовлетворяющие всем ограничениям.
2. Построение математической модели процесса или операции — описание всех параметров процесса и результатов операций математическими средствами.
3. Анализ модели и получение решения — как правило, сводится к решению системы уравнений и получения значений параметров.
4. Проверка соответствия модели явлению и анализ качества решения. Это этап необходим потому, что на этапах постановки задачи и построения модели неизбежно приходится абстрагироваться от каких-либо параметров и свойств изучаемого объекта, системы — а это может привести к «потере» параметров, имеющих важное значение для полноты соответствия модели и, в конце концов, к искажению результатов. Оценка значимости параметров производится, как правило, экспертами компетентными в данной предметной области.
5. Корректировка модели и решения — производится по мере изменения свойств моделируемого объекта и условий окружающей среды, мира. В соответствии с этим и решения, определённые с помощью моделей будут изменяться.
25
Складское и транспортное хозяйство
Транспортное и складское хозяйство предприятия создаются для доставки, складирования и перемещения до потребителя различных грузов в соответствии с условиями договоров, в установленные сроки и по оптимальным маршрутам. Основными критериями функционирования транспортного и складского хозяйства являются качественное и своевременное предоставление услуг по минимально возможной цене. Транспортное хозяйство является артерией предприятия, связующей материальные потоки. Ритмичность и качество предоставляемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом. Транспортные операции являются важной составной частью производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регулирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (например, при помощи конвейера). Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузооборота способствуют сокращению длительности производственных циклов изготовления продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению себестоимости продукции, росту производительности труда.
На предприятиях используют различные виды транспортных средств (классификация):
• по сфере обслуживания — средства межцехового и внутрицехового транспорта;
• в зависимости от режима работы — транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т. д.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и др.);
• по направлениям движения — транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т. д.) и смешанного перемещения (краны и др.);
• по уровню автоматизации — автоматические, механизированные, ручные;
• по виду перемещаемых грузов — транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.
Организация транспортного хозяйства предприятия включает выполнение следующих работ:
1) стратегическое планирование обновления транспортных средств;
2) анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов);
3) анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;
4) выбор и обоснование использования транспортных средств,
5) расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;
6) составление балансов грузооборота (по горизонтали указываются отправители грузов, по вертикали — их получатели),
7) проектирование схем грузопотоков,
8) оперативно-календарное планирование транспортных операции;
9) диспетчирование работы транспорта предприятия;
10) учет, контроль и мотивация повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства
Основными направлениями повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства являются:
• углубление предметной и функциональной специализации производства, развитие кооперирования,
• повышение уровня автоматизации производства и управления,
• сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств,
• совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения их эффективности;
• анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорциональности и непрерывности производственных процессов, разработка и внедрение соответствующих мероприятий
Складское хозяйство предприятия выполняет функции по хранению, учету и контролю движения материально-технических ресурсов, поступающих на предприятие, и готовой продукции. Эти функции складское хозяйство должно выполнять качественно, в установленные сроки и с минимальными затратами. В зависимости от объема работ склады могут быть общезаводскими и цеховыми. Общезаводские склады, например машиностроительных заводов, в свою очередь, подразделяются:
• на материальные (склады основных и вспомогательных материалов, топлива, лесоматериалов),
• полуфабрикатов и заготовок для хранения материалов, прошедших соответствующую обработку в одних цехах и предназначенных для обработки в других. Это склады черновых заготовок, выпускаемых заготовительными цехами, склады готовых деталей, выпускаемых обрабатывающими цехами и идущих в сборку,
• производственные, обслуживающие производственный процесс;
• готовой продукции, принимающие от цехов готовую продукцию, производящие упаковку и отправку ее потребителю,
• отходов и вторичного сырья,
• хозяйственные, предназначенные для хранения тары, спецодежды, хозяйственных материалов, рабочего инвентаря и т.п.
Расположение складов зависит от характера материальных ценностей и их значения. Так, материальные и производственные склады необходимо размещать ближе к цехам-потребителям с тем, чтобы обеспечить наименьший путь прохождения грузов Склады готовой продукции размещают ближе к сборочным цехам. К цеховым производственным складам применительно к машиностроительному производству относят материальные, промежуточные, склады готовых деталей, комплектовочные и специальные.
Организация складского хозяйства включает следующие работы
1) анализ производственной структуры предприятия на предмет прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов; 2) определение номенклатуры и типа складских помещений;3) разработка схем размещения новых складских помещений, их проектирование, строительство;4) разработка оперативно-календарных планов работы складских помещении,5) организация учета и контроля движения материальных потоков через склады;6) организация выдачи и доставки грузов потребителям,7) анализ эффективности работы складского хозяйства, разработка и внедрение предложений по улучшению его работы
Направления повышения эффективности работы складского хозяйства примерно те же, что и для транспортного хозяйства
26
Составные элементы производственных процессов.
Производственный процесс принято расчленять на следующие составные элементы:
Трудовой процесс — движения
— действия
— приемы
Технологический процесс — переходы
— операции
— комплексы
Под отдельным трудовым движением принято понимать всякое однократное перемещение рабочего органа исполнителя из одного положения в другое (Пример: нажатие кнопки, удар молотком, поворот ручки крана машиниста и т.д.). Трудовые движения являются первоначальной основой любого труда. Различают следующие типы трудовых движений рук:
— пальцевые
— кистевые
— локтевые
— плечевые
— маховые.
В зависимости от характера работы трудовые движения применяются в различных сочетаниях.
Трудовое действие — это комплекс трудовых движений, объединённых одной целью и выполняемых без перерыва одним или несколькими рабочими органами человека (Пример: взять инструмент, включить станок, набор позиций контроллера).
Трудовой приём — совокупность нескольких трудовых действий, объединённых единой целью (Пример: закрепить деталь в тисках, промерить деталь, привести в движение локомотив).
Переход — комплекс трудовых приемов, имеющих законченное целевое назначение, над определенным предметом труда при неизменных технических средствах. (Пример: операция по обточке валика состоит из следующих переходов: подрезка торца, обточка поверхности, отделение валика от заготовки). Следовательно, каждый переход состоит из технологически и организационно связанных между собой трудовых приёмов.
Совокупность трудовых приемов и переходов, составляющих часть производственного процесса и непрерывно осуществляемых одним или несколькими рабочим и на одном рабочем месте при неизменных технических средствах называется рабочей операцией.
27
ремонтное
Задача ремонтной службы предприятия — обеспечение постоянной работоспособности оборудования и его модернизация, изготовление запасных частей, необходимых для ремонта, повышение культуры эксплуатации действующего оборудования, повышение качества ремонта и снижение затрат на его выполнение.
Ремонтную службу предприятия возглавляет отдел главного механика предприятия (ОГМ).
Функции ремонтной службы предприятия:
— разработка нормативов по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования;
— планирование ППР (планово-предупредительных ремонтов);
— планирование потребности в запасных частях;
– организация планово-предупредительного обслуживания, изготовления или закупки и хранения запчастей;
– оперативное планирование и диспетчирование сложных ремонтных работ;
– организация работ по монтажу, демонтажу и утилизации оборудования;
– организация работ по приготовлению и утилизации смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ);
– разработка проектно-технологической документации на проведение ремонтных работ и модернизации оборудования;
– контроль качества ремонтов;
– надзор за правилами эксплуатации оборудования и грузоподъемных механизмов.
Система ППР — это комплекс планируемых организационно-технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту оборудования. Мероприятия носят предупредительный характер, т.е. после отработки каждой единицей оборудования определенного количества времени производятся его профилактические осмотры и плановые ремонты: малые, средние, капитальные.
Чередование и периодичность ремонтов определяется назначением оборудования, его конструктивными и ремонтными особенностями, а также условиями эксплуатации. ППР оборудования предусматривает выполнение следующих работ:
— межремонтное обслуживание;
— периодические осмотры;
— периодические плановые ремонты: малые, средние, капитальные.
Межремонтное обслуживание — это повседневный уход и надзор за оборудованием, проведение регулировок и ремонтных работ в период его эксплуатации без нарушения процесса производства. Оно выполняется во время перерывов в работе оборудования (в нерабочие смены, на стыке смен и т.д.) дежурным персоналом ремонтной службы цеха.
Периодические осмотры — осмотры, промывки, испытания на точность и прочие профилактические операции, проводимые по плану через определенное количество отработанных оборудованием часов.
Периодические плановые ремонты делят на малый, средний и капитальный ремонты.
Малый ремонт — детальный осмотр, смена и замена износившихся частей, выявление деталей, требующих замены при ближайшем плановом ремонте (среднем, капитальном) и составление дефектной ведомости для него (ремонта), проверка на точность, испытание оборудования.
Средний ремонт — детальный осмотр, разборка отдельных узлов, смена износившихся деталей, проверка на точность перед разборкой и после ремонта.
Капитальный ремонт – полная разборка оборудования и узлов, детальный осмотр, промывка, протирка, замена и восстановление деталей, проверка на технологическую точность обработки, восстановление мощности, производительности по стандартам и ТУ.
ППР осуществляется по плану-графику, разработанному на основе нормативов ППР:
— продолжительности ремонтного цикла;
— продолжительности межремонтных и межосмотровых циклов;
— продолжительности ремонтов;
— категорий ремонтной сложности (КРС);
— трудоемкости и материалоемкости ремонтных работ.
Ремонтный цикл — это период работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта, или период работы между двумя капитальными ремонтами. Структура ремонтного цикла — это порядок чередования ремонтов и осмотров, зависящих от типа оборудования, степени его загрузки, возраста, конструктивных особенностей и условий эксплуатации.
Категория ремонтной сложности (КРС) присваивается каждой единице оборудования. В качестве ремонтной единицы принята 1/11 трудоемкости капитального ремонта токарно-винторезного станка 16К20, относящегося к одиннадцатой группе сложности.
Для единицы ремонтной сложности рассчитаны нормативы в часах для ремонтов по видам работ:
— слесарные;
— станочные;
— прочие (окрасочные, сварочные и др.).
28
Основные типы моделей производственных процессов.
1. Физическая модель — модели внешнего подобия, увеличенные или уменьшенные без чрезмерного абстрагирования с учётом основных причинно-следственных связей между изучаемыми факторами.
Пример: модель цеха в уменьшенном виде, с помощью которой решается проблема оптимизации или рационализации материальных потоков на исследуемом производстве.
2. Информационные модели
— схематическая модель — даёт схематическое, графическое или абстрактное отражение реального положения вещей. Исследуемые объекты или события заменяются на модели символами и линиями. К этому виду моделей относятся всевозможные графики, гистограммы, карты, схемы, алгоритмы.
Эффект от намеченной реальной реорганизации объекта управления легко может быть определён путём соответствующей перегруппировки символов на схеме системы управления предприятием. Аналогичное экспериментирование непосредственно на объекте не всегда возможно и часто экономически нецелесообразно.
— математическая модель — наиболее абстрактная форма представления процессов или явлений в виде формул и уравнений.
Математическая модель сравнительно проста, с её помощью виден достоверный результат взаимодействия переменных, если она достаточна точна. М.М. относительно устойчива — какие бы ошибки при использовании математических модулей не возникали, причины их появления можно выявить, как правило, на всем пути построения модели, включая этап формулирования допущений и предпосылок, на которых она базируется.
— словесная (вербальная) модель — представляет собой словесное описание будущего действия, предполагаемого развития ситуаций, событий.
Одним из наиболее распространённых видов словесных моделей являются сценарии.
Сценарий — логически обоснованное и правдоподобное описание будущих событий с установлением примерного времени их осуществления и причин, в результате которых данные события могут произойти. Он составляется с целью уточнения условий, при которых будет решаться проблема. При написании сценария пытаются установить, как исходя из заданной ситуации шаг за шагом начнёт складываться будущее состояние системы. Сценарий является эффективным инструментом поиска в случаях, когда не удаётся использовать методы и модели других типов.
Табличная модель
Это модель процесса, дающая наглядное представление о его структуре и несущая в себе информацию о количественных оценках затрат каких-либо ресурсов на отдельные операции и на весь производственный процесс в целом.
Обозначения: — номер операции;
— объём операций;
— оценка трудоёмкости операции;
— оценка контингента исполнителей;
— длительность операции;
— оценки полного производственного процесса.
Объём операции
1
A
2
B
…
…
…
…
…
n
N
A+B+…N
продолжение
–PAGE_BREAK–
К достоинствам данной модели можно отнести хорошее отражение состава операций производственного процесса.
Наряду с этим табличной модели присущи следующие недостатки:
не выделяются события;
не содержит информацию о методе организации процесса во времени;
её трудно использовать на ЭВМ для оптимизации процесса.
На производстве в виде табличной модели строятся технологические карты.
Линейная модель
С целью устранения недостатков, присущих табличной модели, была разработана линейная модель (ленточный график, график Гантта).
Линейной моделью называют экономико-математическую модель, которая наглядно отображает объём производственного процесса, организацию производственного процесса во времени содержит информацию обо всех необходимых ресурсах как в целом на процесс, так и на отдельную операцию.
Особенности модели
Наглядно изображает состав операций производственного процесса. Даёт достаточную информацию о методах сочетания операций во времени, о затратах различных ресурсов, позволяет легко определить длительность всего производственного процесса.
Модель не выделяет событий производственного процесса, недостаточно наглядно выделяет так называемый «критический путь» — т.е. те операции, которые определяют продолжительность всего производственного процесса.
Линейная модель не позволяет выразить производственный процесс в аналитической форме. (плохо/не применима на ЭВМ — ???)
На производстве в виде линейной модели строятся технологические графики.
30
Последовательность разработки производственного процесса и построения сетевой модели.
Последовательность построения сетевой модели
Последовательность построения сетевой модели рассмотрим на примере.
Требуется составить сетевую модель ремонта агрегата А.
1. Составить конструктивную схему агрегата А (рис. 1.19):
Рис. 1.19.
2. Составить перечень неисправностей с которыми агрегат пришел на ремонт (табл. 1.1).
Таблица 1.1.
Наименование ремонтируемой единицы
Неисправность
Метод исправления
Агрегат А
не работает, …
разобрать …
Узел F
поломка детали а, …
разобрать …
Деталь с
износ свыше нормы, …
Заменить или отремонтировать …
…
…
…
3. Составить перечень операций, которые должны быть включены в сетевую модель (табл. 1.2).
Таблица 1.2.
Объем операции
Формулировка операции
Норма времени,
час.
1. Шплинты выбить, гайки отвернуть и т.д.
Агрегат А разобрать
0,25
2. Вывернуть болты, …
Узел F разобрать
0,15
3. …
Узел F собрать
0,20
4. Наплавить, обточить, отшлифовать и т.д.
Деталь с отремонтиро-вать
1,1
5. …
…
…
4. На основе таблицы составить полную сетевую модель производственного процесса. Для этого необходимо определить операции с которых начинается данный производственный процесс и изобразить ее дугой графа, написав над ней формулировки операций (рис. 1.20).
5. Проанализировать перечень операций, чтобы проверить нет ли операций, которые можно выполнить раньше изображенной, параллельно или вслед за данной операцией. Последовательно проведя такой анализ изобразить все события и операции производственного процесса (составить черновой вариант). Вычеркнуть лишние связи.
6. Провести полную проверку.
7. Составить расчетную сетевую модель без формулировок событий (рис. 1.21).
8. Провести нумерацию вершин сетевой модели и определить ранг событий.
9. Составить таблицу элементов расчетной сетевой модели, на которой отражаются формулировки операций, коды операций, состав путей по вершинам и дугам.
10. Произвести расчет сетевой модели по всем ресурсам.
11. Выполнить оптимизацию сетевой модели по заданному ресурсу.
–PAGE_BREAK–