Федеральноеагентство по образованию
НОУ «Институтэкономики, управления и права»
Альметьевскийфилиал
Кафедрапедагогики и психологии
Курсоваяработа по теории и методике воспитания
Нравственныеориентиры современных школьников: пути и проблемы их формирования и коррекции
Работу выполнил:
студент 971 группы
Курамшина Дина
Научный руководитель
Доцент кан. пед. наук
Иванов И. И.
Альметьевск2010
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическое исследование нравственных ориентиров современных школьников: пути проблемы ихформирования и коррекции
1.1 Психологическое представление онравственных ориентирах
1.2 Проблемы нравственных ориентиров: ихформирования и коррекции
Глава II. Эмпирическое исследование нравственных ориентиров
2.1 Эмпирическая база исследования ихарактеристика выборки
2.2 Описание методики
2.3 Обсуждение результатов
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность проблемывоспитания младших школьников связана, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше обществонуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей,обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современноммире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразныхисточников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера,которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувстваребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себеобразование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибовоспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведениичеловека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности ккаждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляетглавную задачу воспитания». (9, с.431).
В-четвертых, вооружениенравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшегошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и даютпредставления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступкадля окружающих людей.
Перед общеобразовательнойшколой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способногосамостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность всоответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано сформированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функцияначальной школы в системе непрерывного образования определяется не толькопреемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностьюэтой ступени становления и развития личности ребенка.
Основной функциейявляется формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативныхспособностей учащихся к активно — деятельностному взаимодействию с окружающиммиром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формированиеличностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими инравственными нормами.
В научном обоснованииобновления содержания образования начальной ступени положена современная идеяразвивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъектаучебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить вдиалог с элементами разных культур в соответствии со своимииндивидуально-возрастными особенностями.
Исследуемая нами проблеманашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева,Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущностьосновных понятий теории нравственного воспитания и ориентира, указываютсяспособы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственноговоспитания.
Ряд исследователейосвещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственномувоспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
Проблемой нашегоисследования является создание педагогических условий для нравственноговоспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения даннойпроблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов иметодика их преподавания, но и умение направить свою деятельность нанравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
Такие педагоги какН.М.Болдырев, И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, Л.И.Божович и многие другиеисследовали нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах. Однако,решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебнойдеятельности не достаточно исследовано. В связи с этим, целью нашегоисследования является теоретическое обоснование возможности нравственноговоспитания в процессе учебной деятельности, и разработка методики нравственноговоспитания в процессе формирования учебной деятельности.
Объект исследования — учебная деятельность школьников.
Предмет исследования — нравственные ориентиры школьников в учебной деятельности.
Приступая к исследованию,мы выдвигаем следующую гипотезу: нравственное ориентирование школьников будетосуществлено в учебной деятельности в том случае, если:
а) учащиеся действуютцеленаправленно при выполнении учебных заданий;
б) их действияприобретают осознанный характер;
в) используютприобретенный опыт для решения учебных задач.
В соответствии спроблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующиезадачи:
1. Дать анализ состоянияпроблемы нравственного воспитания школьников в теоретической литературе.
2. Выявить условиянравственного воспитания в учебной деятельности школьников.
3. Описать опытнравственного воспитания и ориентирования младших школьников.
Новизна исследования ипрактическая значимость заключаются в том, что педагогические условияобеспечивают эффективность учебной деятельности школьников, способствуютраскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников, а именно,ответственность, доброжелательность, самостоятельность.
Базой исследованияявляется школа № 11 г. Альметьевск.
Структура курсовой работы. Курсоваяработа состоит из введения, первой главы, посвященной теоретическомуисследованию нравственных ориентиров современных школьников, второй главы,посвященной эмпирическому изучению нравственных ориентиров, заключения, спискалитературы (18 источников) и приложения.
Глава I. Теоретическое исследованиенравственных ориентиров современных школьников: пути проблемы их формирования икоррекции
1.1 Психологическоепредставление о нравственных ориентирах
В кратком словаре пофилософии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль(латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так жесамо человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности),чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людейдруг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).»
В.И. Даль толковал словомораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Онсчитал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный,душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся кодной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющийобщее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, кнравственному — добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный,согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгомчестного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой,безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступокнравственный, доброй нравственности, доблести».
С годами пониманиенравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — этовнутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этическиенормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Мыслители разныхвеков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции втрудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекраснымназывают человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красотеговорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого,мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелямичеловека».
А Ницше считал: «Бытьморальным, нравственным, этичным — значит оказывать повиновение издревлеустановленному закону или обычаю». «Мораль — это важничанье человека передПРИРОДОЙ». В научной литературе указывается, что мораль появилась на зареразвития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудоваядеятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей поотношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Моральвыступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральныминормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В своюочередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самымформирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, котороетакже имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждениесо стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения иобычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различныхзаповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мыможем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, какпоступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
Еще В.А. Сухомлинскийговорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка,учить «умению чувствовать человека».
Василий Андреевичговорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломайдеревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, вочень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру-учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу(очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, низлу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Сухомлинский считал, что«незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннемотрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость инесправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности,очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Школа является основнымзвеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обученияребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников,считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: детиовладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различныхситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условияхсовременной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме иусложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастаетроль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловленанаучными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственныезнания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания поконкретным учебным предметам.
Н.И. Болдырев отмечает,что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что егонельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формированиеморального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей(играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают вразличных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми.Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом,предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемовпедагогических действий.
Рассматривая системунравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различаютнесколько аспектов:
Во-первых, осуществлениесогласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива врешении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действийвсех учащихся.
Во-вторых, использованиеприемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
В-третьих, под системойнравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияниевоспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, системунравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развитиятех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
В формировании личностимладшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимаетвопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этомвозрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учитсяоценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.
На определение ролипланирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детеймладшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как Л.А.Матвеева, Л.А. Регуш и многих других. В своих исследованиях они обращаются кформированию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственногоповедения.
Процесс воспитания вшколе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которогоформирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельномучастии в деятельности.
«Практически любаядеятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий, в том числеи учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательнымивозможностями». Последний автор представляет учебную деятельность младшего школьникаведущей. В этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника,определяет появление многих новообразований. В ней развиваются не толькоумственные способности, но и нравственная сфера личности.
В результатерегламентированного характера процесса, обязательного систематическоговыполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственныезнания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения, указываетИ.Ф. Харламов.
Учебная деятельность,являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний вопределенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами,способами решения различных умственных и нравственных задач. Учителюпринадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовкеих к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примеромнравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственностишкольников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.
Специфическойособенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что ондлителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Существеннымпризнаком процесса нравственного воспитания является его концентрическоепостроение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня изаканчивается более высоким. Для достижения целей используются всеусложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастныхособенностей учащихся.
Процесс нравственноговоспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него своикоррективы, направленные на его совершенствование. Все факторы, обусловливающиенравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяетна три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Вовзаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьниксоциализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.
На нравственноеформирование личности оказывают воздействие многие социальные условия ибиологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические,как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного родаотношений.
Одна из задач воспитания- правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируютсянравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целейи мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норми ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий егонравственного развития.
Развитие моральногосознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержаниявоздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людейчерез переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, еговзглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействиеприобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективноеотношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятиярешения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленностьшкольного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, носмысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия междутребованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.
Необходимое звено впроцессе нравственного воспитания — моральное просвещение, цель которого — сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества,которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и нормпрямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствуетформированию моральных оценок и поступков.
1.2 Проблемынравственных ориентиров: их формирования и коррекции
Формированиесоциально-нравственной ориентации учащихся должно стать целостным процессомпроживания своих отношений с миром – практически-преобразовательных,познавательных, чувственно-эмоциональных. Основными задачами формированиясоциально-нравственной ориентации при этом являются:
1) формирование умения конструктивно взаимодействоватьс другими людьми в сфере социального бытия (реализация данной задачидостигалась посредством организации самоуправленческой деятельности учащегосякак свободной самоорганизующейся системы);
2) сознание учащимся пространственной и временнойцелостности человечества через соотнесенность с абсолютными характеристикамичеловеческого бытия, воплощающими сущностные силы человека как родовогосущества – свобода, творчество, любовь, нравственность, духовность и т.п.;
3) эмоционально-чувственное проживание подростком целостного(в единстве мысли, действия и чувства) жизненного процесса в смоделированном импространстве на принципах общечеловеческой нравственности и нормахконкретно-исторического общества.
Реальной цельюсоциально-нравственной ориентации является формирование социально-активной,нравственной личности. В этом смысле она совпадает со всеобщей целью процессаобразования – получение образа человека как родового существа с раскрытымисущностными силами. Идеальной целью формирования ориентации на социальнозначимые ценности с приоритетом общечеловеческих может быть образование такогосоциального устройства, которое гармонизировало бы отношения людей друг сдругом и с природой, построенные на принципах общечеловеческой нравственности.Условием осуществления целостности духовной и практической жизни человека иобщества выступает гармония внутреннего мира человека, выражающаяся в единствечувства, мысли, воли и действия. Достижение этой гармонии возможно черезэмоциональное, рациональное, практическое и метафизическое (мистическое,интуитивное, иррациональное) освоение мира.
Социально-нравственнаяориентация и есть действенный способ духовно-практического освоения человекоммира, практическая активность человека по свободному сознательному выбору иреализации социально значимых и безусловных нравственных ценностей,обусловленная эмоциональным принятием мира, рациональным осмыслением егозаконов, принципов, интуитивным постижением его абсолютных, предельныхоснований и смыслов.
Различные направленияличности и общества можно показать на схеме, которая воспроизводит реальноеобщеориентирующее пространство человеческих ценностей и качеств личности.
Эта схема может бытьназвана полем ценностных ориентаций, где ось ОХ отражает инструментальныеценности современного общества, определяя его цель, а также цели человека каксоциального существа и средства их достижения. Ось ОY воплощает несводимость человека к плоскости социальногобытия и представляет собой метафизические ценности, смысловую «вертикаль»человеческого существования, его нравственное содержание, составляющеекачественную специфику «человечности». Если ось ОХ содержит средства достижениясоциально значимых целей, то ось ОY определяет нравственную оправданность, допустимость этих средств вдеятельности человека. Таким образом, оси ОХ и ОY предполагают ориентацию в реальных социальных условияхдеятельности через обращенность к общечеловеческому содержанию жизни.
Каждая ось имеет по дваполюса: положительный полюс оси ОХ демострирует прагматическую направленностьличности (на социально одобряемые, престижные ценности), отрицательный полюсоси ОХ – деструктивную направленность (разрушение в человеке сущностных силсолидарности, деятельности); положительный полюс оси ОY – гуманистическую направленность личности (наобщечеловеческие нравственные ценности, квинтэссенцию человеческой сущности),отрицательный полюс оси ОY –эгоистическую направленность (на сохранение безусловного значения ценностииндивидуального Я, противопоставленного всему миру).
1-й сектор ценностныхориентаций выявляет социально-пассивный тип личности, называемый психологами«человеком-винтиком». 2-й сектор – это сфера проявления асоциальной личности,не ведающей ни духа солидарности, социальности, ни любви, – своего рода«человека-животного». Сектор 3-й представляет потребительско-престижнуюориентацию и тип личности, который можно обозначить как «общественное животное».Сектор 4-й – это сфера совпадения социально-значимых и общечеловеческихнравственных ценностей, сфера реализации человеком своих сущностных сил.
Схема 1
/>
Целью процессасоциализации выступает формирование людей 3 и 4 типов, координаты личностныхценностей которых совпадают с требованиями социальной среды. Причем, в силубольшей привлекательности «приземленных» ценностей материального порядкабольшинство составляют люди 3-го типа. Между тем, целью социально-нравственнойориентации является формирование устойчивого способа взаимодействия личностис окружающим миром, основанного на адекватности координатценностно-нормативной системы, конкретного общества и общечеловеческих идеалови ценностей, принявших форму личностных убеждений и принципов.
Таким образом, сектор 4-й– и есть социально-нравственное пространство осуществления человеческойсущности, в которой социально-ориентирующая деятельность преломляется черезобщечеловеческие и нравственные ценности. Только так возможно достижениецелостности существования человека как социально-нравственного существа, т.е.существа, всегда принадлежащего конкретному обществу и человечеству в целом.
Критерии, уровни развитиясоциально-нравственной ориентации подростков
№
Критерии
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень 1 Ценностно-мотивационный Предполагает наличие сознательного отношения личности к формированию важных для нее личностных качеств, готовность действовать определенным образом; осознание ценности имеющихся знаний и умений и умелую реализацию их с учетом ведущих мотивов На данном уровне школьники осознают необходимость формирования определенных личностных качеств, но не всегда готовы действовать для достижения поставленных целей. Учащихся отличает не только низкий уровень осознанности выбора моральных норм, качеств личности, отсутствие конкретных жизненных перспектив, но и нежелание действовать в этом направлении. 2 Интеллектуально-познавательный Учащихся отличает наличие стройной системы моральных и социальных знаний; умение объективно оценивать собственные возможности, способности и стремления; существование стойкой установки на формирование у себя конкретных качеств, жизненно необходимых и социально важных. Знание учащимися конкретных норм и категорий морали носит несколько разрозненный характер. Школьники не всегда объективны в оценке личных потенций. Социально-нравственные ориентиры находятся на этапе формирования. Учащиеся обладают низким объемом моральных и социальных знаний, не умеют дифференцировать различные оценки моральных категорий; для них характерно отсутствие четких жизненных целеустановок. 3
Деятельностно-практический
(или поведенческий) Выражается в соответствии поведения учащихся приобретенным знаниям, в умении соотносить свои устремления с нормами поведения, в чем и проявляется устойчивость выбора. Учащиеся могут и стремятся свои внутренние потребности и потенции реализовать в практической деятельности, но не всегда последовательно осуществляют данный процесс. Учащиеся не участвуют в общественно-полезной и личностно ценной деятельности, не умеют соотносить свои личностные установки с общечеловеческими нормами поведения.
Активизацияпознавательной деятельности в рамках личностно-ориентированного подходапредполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Самопознаниеможно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия,запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученныхзнаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всехпоследовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. Стимулирует,активизирует познание прежде всего учитель. Действия его заключаются в том,чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этаповпознания (реже – один или несколько).
Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности.
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Важнейшие приемы и методы, владеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах говориться лишь в общем плане. Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.
Глава II. Эмпирическое исследованиенравственных ориентиров
2.1 Эмпирическаябаза исследования и характеристика выборки
Наше исследованиепроводилось на базе учебного заведения, школы №11, 2 класс в коллективе 12человек и 3 класс в коллективе 15 (см. таблицу №1)
Таблица №1Класс количество средний возраст класса количество девушек средний возраст девушек количество юношей средний возраст юношей 2 12 8,7 6 8,2 6 8,5 3 15 9,9 10 9,4 5 9,5
2.2 Описаниеметодики
Учебная деятельностьзначима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем школьном возрасте, таккак в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, аот уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальномзвене, но и в старших классах, поскольку учебная деятельность является ведущей,в процессе которого формируются основные новообразования, психическое развитиеребенка идет интенсивно. Для выявления состояния уровня сформированностинравственного воспитания в учебной деятельности мы использовали диагностическиеопросы учащихся. Базой нашего исследования была школа №11 г. Альметьевск.
Задания предлагались во вторыхи в третьих классах. Один из вторых и третьих классов является контрольным,другой экспериментальным. Детям предлагались вопросы нравственного характера.Цель заключалась в выявлении уровня нравственного воспитания. В качествеисходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников,были выбраны такие моральные нормы, как «ответственность» и«доброжелательность», которые очень актуальны на современном этапежизни общества. Анализ теоретической литературы позволил выделить основныесодержательные характеристики этих норм. При определении ответственностиуказывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективнойнеобходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальныхусловий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своейдеятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересамидругих людей. Нравственная норма «доброжелательность»характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми.Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть вдругом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшемуи в его способности, готовность придти на помощь советом и делом. На указанныепризнаки моральных норм мы ориентировались при определении особенностейнравственного опыта испытуемых. Задачи исследования определили выбор методик.При этом мы исходили из того, что нравственный опыт представляет перед собойединство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальныйкомпонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм,выраженных в эстетических понятиях и абстрактно — логических построениях.Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников.Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний,отношений и способов поведения. При исследовании нравственного опыта младшихшкольников мы использовали ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетномурассказу, метод незаконченных рассказов. Беседа. При использовании беседы посюжетному рассказу, испытуемому предлагалось прослушать рассказ, содержащийнравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора.После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые былисоставлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемыхпроявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственнойнорме. Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных рассказов,ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, илинарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемогопросили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен былзакончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их. Приопределении особенностей нравственного опыта младших школьников использовалисьследующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений испособов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степеньустойчивости. Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такиепроявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способовповедения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения илинесоблюдения моральной нормы. О нравственном отношении узнавали по оценочнымсуждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а такжепо особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам. На первом этапеисследования учащимся 2 и 3 классов были предложены задания ответить навопросы:
Скажи, как ты думаешь,что такое ответственность?
Как обычно ведет себяответственный человек?
Как обычно ведет себябезответственный человек?
Скажи, как ты думаешь,что такое доброжелательность?
Как обычно ведет себядоброжелательный человек?
Как обычно ведет себянедоброжелательный человек?
2.3 Обсуждениерезультатов
Анализ ответов ивысказываний испытуемых 2 класса показывает, что нравственные знаниянеоднозначны для своей выборки. В контрольных и экспериментальных классахнеобходимо прежде всего выделить испытуемых, ответы и высказывания которых,свидетельствуют о том, что эти школьники (в сравнении с другими) неправильнопонимают содержание моральных норм. Показателем того, что испытуемые имеютотносительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то,что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть. В ситуацииморального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способыповедения, не соответствующие нравственной норме. Основываясь на вышесказанном,мы выделяем этих школьников в группу с низким уровнем нравственного опыта. В 3классе они составляют 43%, в контрольном — 40%. Далее, из оставшейся выборкивыделяются испытуемые, у которых знания, отношения и способы поведенияотличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнемнравственного опыта. Знания о нравственных переживаниях у них обычносоответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков впереживаниях, хотя в целом, нравственные знания у этих учащихся по степенисоответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта. Нопри этом обобщенность их знаний довольно низка. Знания о способах поведения уиспытуемых также достаточно развиты. У учащихся рассматриваемых групп этипоказатели выше 2,8 и 3,6. Нравственные знания у этих учеников находятся науровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются отзнаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта. В результате проведенногоанализа, мы выделяем данных испытуемых в группу со средним уровнемнравственного опыта. Она составляет 50% от выборки 2 экспериментальных классови 53% контрольных. Оставшиеся испытуемые образовали самую немногочисленнуюгруппу с высоким уровнем нравственного опыта — 7% — во 2 экспериментальномклассе и столько же в 3 контрольном. Все проявления нравственных знаний у этихшкольников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах ивысказываниях представлялось 3-4 существенных признака ответственности идоброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержаниянравственных норм. Для нравственных отношений испытуемых этой группы характернавысокая степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждениядостаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственногосодержания норм.
На основе сказанного мывыделяем этих учащихся в отдельную группу с высоким уровнем нравственногоопыта. При анализе нравственного опыта учащихся 3 классе не было обнаруженокаких-либо отличительных качественных характеристик. Вся выборка вэкспериментальных и контрольных классах разделяется на три группы — с низким,средним и высоким уровнем нравственного опыта. Однако в 3 классе процентноеразделение испытуемых по группам несколько иное. Школьников с низким уровнемнравственного опыта оказалось 34% в экспериментальных классах и 32.5% вконтрольных классах; со средним уровнем — 55% в экспериментальных и 54% вконтрольных; и с высоким уровнем соответственно 11% и 13%. Такое количественноераспределение испытуемых в 3 классе, уменьшение группы с низким уровнемнравственного опыта и увеличение со средним и высоким, очевидно, можнообъяснить возрастными особенностями нравственного развития.
Наше исследованиепроводилась на базе школы №11, в качестве испытуемых мы выбрали 2 класс вколлективе 12 человек и 3 класс в составе 15 человек.
Анализ ответов ивысказываний испытуемых 2 класса показывает, что нравственные знаниянеоднозначны для своей выборки. В контрольных и экспериментальных классахнеобходимо прежде всего выделить испытуемых, ответы и высказывания которых,свидетельствуют о том, что эти школьники (в сравнении с другими) неправильнопонимают содержание моральных норм. Показателем того, что испытуемые имеютотносительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то,что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть. Основываясь навышесказанном, мы выделяем этих школьников в группу с низким уровнемнравственного опыта. В 3 классе они составляют 43%, в контрольном — 40%. Далее,из оставшейся выборки выделяются испытуемые, у которых знания, отношения испособы поведения отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низкимуровнем нравственного опыта. Знания о нравственных переживаниях у них обычносоответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков впереживаниях, хотя в целом, нравственные знания у этих учащихся по степенисоответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта. Нопри этом обобщенность их знаний довольно низка. Знания о способах поведения уиспытуемых также достаточно развиты. У учащихся рассматриваемых групп этипоказатели выше 2,8 и 3,6. Нравственные знания у этих учеников находятся на уровнепредставлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знанийучащихся с низким уровнем нравственного опыта. В результате проведенногоанализа, мы выделяем данных испытуемых в группу со средним уровнемнравственного опыта. Она составляет 50% от выборки 2 экспериментальных классови 53% контрольных. Оставшиеся испытуемые образовали самую немногочисленнуюгруппу с высоким уровнем нравственного опыта — 7% — во 2 экспериментальномклассе и столько же в 3 контрольном. На основе сказанного мы выделяем этихучащихся в отдельную группу с высоким уровнем нравственного опыта. При анализенравственного опыта учащихся 3 классе не было обнаружено каких-либоотличительных качественных характеристик. Вся выборка в экспериментальных иконтрольных классах разделяется на три группы — с низким, средним и высокимуровнем нравственного опыта. Однако в 3 классе процентное разделение испытуемыхпо группам несколько иное. Школьников с низким уровнем нравственного опытаоказалось 34% в экспериментальных классах и 32.5% в контрольных классах; сосредним уровнем — 55% в экспериментальных и 54% в контрольных; и с высокимуровнем соответственно 11% и 13%. Такое количественное распределение испытуемыхв 3 классе, уменьшение группы с низким уровнем нравственного опыта и увеличениесо средним и высоким, очевидно, можно объяснить возрастными особенностяминравственного развития.
Заключение
Формированиесоциально-нравственной ориентации учащихся должно стать целостным процессомпроживания своих отношений с миром – практически-преобразовательных,познавательных, чувственно-эмоциональных.
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Важнейшие приемы и методы, владеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах говориться лишь в общем плане. Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.
Анализ ответов ивысказываний испытуемых 2 класса показывает, что нравственные знаниянеоднозначны для своей выборки. В контрольных и экспериментальных классахнеобходимо прежде всего выделить испытуемых, ответы и высказывания которых,свидетельствуют о том, что эти школьники (в сравнении с другими) неправильнопонимают содержание моральных норм. Показателем того, что испытуемые имеютотносительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то,что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть. Основываясь навышесказанном, мы выделяем этих школьников в группу с низким уровнемнравственного опыта. В 3 классе они составляют 43%, в контрольном — 40%. Далее,из оставшейся выборки выделяются испытуемые, у которых знания, отношения испособы поведения отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низкимуровнем нравственного опыта. Знания о нравственных переживаниях у них обычносоответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков впереживаниях, хотя в целом, нравственные знания у этих учащихся по степенисоответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта. Нопри этом обобщенность их знаний довольно низка. Знания о способах поведения уиспытуемых также достаточно развиты. У учащихся рассматриваемых групп этипоказатели выше 2,8 и 3,6. Нравственные знания у этих учеников находятся науровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются отзнаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта. В результате проведенногоанализа, мы выделяем данных испытуемых в группу со средним уровнемнравственного опыта. Она составляет 50% от выборки 2 экспериментальных классови 53% контрольных. Оставшиеся испытуемые образовали самую немногочисленнуюгруппу с высоким уровнем нравственного опыта — 7% — во 2 экспериментальномклассе и столько же в 3 контрольном. На основе сказанного мы выделяем этихучащихся в отдельную группу с высоким уровнем нравственного опыта. При анализенравственного опыта учащихся 3 классе не было обнаружено каких-либоотличительных качественных характеристик. Вся выборка в экспериментальных иконтрольных классах разделяется на три группы — с низким, средним и высокимуровнем нравственного опыта. Однако в 3 классе процентное разделение испытуемыхпо группам несколько иное. Школьников с низким уровнем нравственного опытаоказалось 34% в экспериментальных классах и 32.5% в контрольных классах; сосредним уровнем — 55% в экспериментальных и 54% в контрольных; и с высокимуровнем соответственно 11% и 13%. Такое количественное распределение испытуемыхв 3 классе, уменьшение группы с низким уровнем нравственного опыта и увеличениесо средним и высоким, очевидно, можно объяснить возрастными особенностяминравственного развития.
Список использованнойлитературы
1. Бондаревская Е.В.Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. –Ростов н/Д, 1994.
2. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 1998, № 9-10.
3. Каджаспирова Г.М.Педагогика – М.: Гардарики, 2007, -528с.
4. Кокушин В.С.Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д:Издательский центр «МарТ», 2002. – 320 с.
5. Лихачев Б.Т.Педагогика: курс лекций – М.: Прометей; Юрайт, 1998, 464 с.
6. Мудрик А.В.Воспитание. // Рос. пед. энциклопедия. – Т. 1. – М., 1993.
7. Подласный И.П.Педагогика – М.: Владос, 2005, -574 с.
8. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.
9. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, 450 с.
10. Скалеренко А.Б.Общая педагогика – М.: Юнити-Дана, 2006, -479 с.
11. Харламов И.Ф.Педагогика – М.: Гардарики, 2000, -519 с.