Частная школа и новые методы образования

Университет Российской Академии Образования Контрольная работа по курсу История педагогики студентки о з отделенияфакультета психологии VI семестр Гнатовой Т.Б. Тема Частная школа и новые методы образования Преподаватель д.п.н. Богуславский М.В. Москва, 1997 год.Частная школа и новые методы образования В своей работе мне быхотелось проанализировать некоторые преимущества
и недостатки различных, в томчисле и новых методов образования на примере частных школ, где в силуопределенных причин такие методы применяются более активно. Одной из такихпричин является, например, реклама своей школы как использующей ту или иную модную методику обучения. В то же время нельзя не признать, чтокачество подготовки в частных школах выше. Прежде всего, рассмотрим причины,которые заставляют людей искать различные нетрадиционные пути как
длясамообразования, так и дляобучения своих детей. Первый вопрос – а для чего мы, собственно говоря, учимся?Если задуматься над этим, казалось бы, простым вопросом, неизбежно придетсяобратиться к некоторым историческим фактам. Небольшое философскоеотступление. Как известно, существуют как бы два подхода к восприятию иобъяснению окружающего нас мира. Первый пытается использовать для этогоминимальное число предпосылок и вывести
на их основе все остальные факты.Другой подход не пытается провести четкой структуризации и систематизацииимеющихся знаний и опыта, а лишь показывает явные следствие и причину, непытаясь проследить всю сопутствующую им логическую цепочку. Первый подход,назовем его гуманитарным, признает факт познаваемости природы. Второй подход,назовем его технократическим, при всехего кажущихся недостатках, выгоден простотой объяснения некоторых весьмасложных по своей природе понятий и позволяет быстро добиваться требуемогорезультата. Примером использования такого подхода является повсеместноеиспользование сложных бытовых приборов, транспорта, средств коммуникациилюдьми, которые абсолютно не интересуются, а как это все, собственно, работает.Исходя из вышесказанногоясно, что ответ на вопрос о цели обучения не может быть однозначным. С однойстороны, обучение необходимо для того, чтобы научить человека рассуждать,логически мыслить, делать выводы, исходя из ограниченного набора исходныхданных, а с другой стороны, иногда и довольно
часто нужно простоавтоматически проделать некоторые как бы ритуальные действия длябыстрого достижения требуемого результата, не особенно вдаваясь в смыслсделанного. Однако, поскольку эти две цели обучения в основе содержатсовершенно противоположные философские концепции, их очень трудно совместить ведином подходе. Неизбежным окажется преобладание либо гуманитарного, либотехнократического подхода при этом не следует, конечно, относить ктехнократическим такие науки, как математика и физика,
хотя они традиционносчитаются негуманитарными – это только проблемы терминологии .Очевидно, чтотехнократический подход гораздо проще в реализации – ведь легче заставитьученика заучить, что 5х7 35, чем объяснять ему, почему 5х7 7х5. Поэтому многиестолетия обучение велось методом зубрежки, когда студентов заставляли наизустьзаучивать массу разнообразных фактов, текстов на мертвых языкахтипа латыни и так далее. И только наиболее способные и любознательные ученикипытались связать эти факты воедино,
упорядочить их, найти между нимивзаимосвязи.Понимание этой проблемыпомогает осознать те различия, которые существуют между такими нациями, какрусские и американцы. С самого основания новой земли на далекомматерике там ценились практичность и сноровка, а любые рассуждения о природевещей и абстрактных понятиях вызывали только скептицизм. Только во второйполовине нашего века американцы вдруг осознали, что, значительно опережаядругие страны в области развития современных технологий, отстают в общем уровнеинтеллектуального развития. Чрезмерно малое внимание к объяснению своих знанийпривело к тому, что многие специалисты, закончившие престижные университеты,были неспособны к чему-либо кроме того, что они освоили во время учебы.К сожалению, слепоекопирование американского опыта в надежде достичь таких же успехов без полногопонимания всех плюсов и минусов и у нас в последнее время стало приводитьсовершенно не к тем результатам, которых
изначально искренне хотелось добитьсямногим нашим педагогам. В то же время отрадно то, что большинство из них,воспитанных на скорее гуманитарных принципах, свойственных нашей нации иуходящих корнями в историю, культуру русского народа, быстро осознали это истали гораздо больше внимания уделять именно личности человека, которого ониучат, используя при этом самые последние достижения психологии. Действительно,ведь человек по природе любознателен, и удовлетворение информационного
голода унормальной личности стоит в одном ряду с потребностью в пище и стремлением кразмножению. Поэтому действительно талантливый Учитель стремится именнопробудить и закрепить эту тягу к знаниям, показывает своим ученикам, как можнополучать удовлетворение от самого процесса познания. Однако учитель, которыйпоставит перед собой такую задачу, неизбежно столкнется с массой трудностей,особенно если он работает в обыкновенной школе хотя настоящий талант сможетувлечь детей и в таких условиях,
но вот какой ценой . Поэтому в частнойшколе, где, как везде в условиях рыночного подхода, все дляклиента , таким людям выразиться проще – ведь если детям нравится в школе,то и их родители охотнее тратят свои деньги, видя, что это не напрасно. Кстати,поскольку частные школы, как правило, платные, то и родители у учениковдостаточно обеспеченные люди, а все мы знаем, что многие из так называемых новых русских не отличаются особым интеллектом, подобнопервопроходцам Америки, но в то же время они осознают важность полученияхорошего образования для своих детей. И в заключение хотелось быподелиться своими впечатлениями от новой формы обучения – с помощью компьютера.Конечно, нельзя все сводить к нему и количество часов, проведенных заэкраном, не может служить критерием качества обучения, как это пытаютсяпредставить в некоторых частных школах. Но несомненно одно – компьютер отличныйпомощник для организации индивидуального обучения.
Ведь как только педагогперестает видеть в ученике просто сосуд, который нужно наполнить знаниями иумениями, ему приходится искать индивидуальный подход к каждому, подстраиватьсяпод его интересы, темп усвоения материала, личные особенности психики. Например,в некоторых школах каждый ученик может выбрать для себя не просто интересующийего курс, но даже отдельные предметы. Компьютер же, как известно, выполняет тупрограмму, которая в него заложена, и предоставляет огромный
выбор тем дляизучения. Современные методы представления информации в компьютерах включают всебя не просто текст, но и картинки, видео, звуковые фрагменты. Это позволяетзадействовать практически все органы чувств, используемых для восприятия информации, при этом происходит еедублирование по различным каналам восприятия, что резко повышает скорость икачество усвоения материала. Компьютерный учебник нельзя уже сравнивать скнигой, как это было всего несколько лет назад – сейчас
многие обучающиепрограммы невозможно отличить от игр, и для того, чтобы победить в такой игре,понадобятся знания, которые ребенку трудно принять как необходимые ему именносейчас – ведь всем нам свойственно откладывать на потом решениемногих проблем. А такой элемент современных компьютерных документов, какгипертекстовая ссылка позволяет при необходимости обратиться в любое местодокумента за дополнительной информацией, и в то же время при повторном изучениине перегружает исходный текст документа. Кстати, по принципу гипертекстаустроена всемирная информационная сеть Internet, с помощью которой уже сейчас проводится так называемое дистанционное обучение – когда профессора крупнейших университетоввыступают с лекциями и отвечают на вопросы не привычной студенческой аудитории,а перед теми, кто в данный момент подключен к их узлу сети. Несмотря на тишинуи видимое отсутствие слушателей последних может быть не меньше, чем зрителей утелеэкрана,
но в отличие от книги или телепередачи сохраняется обратная связьмежду преподавателем и учениками. Это – реальность сегодняшнего дня. Интересно,что нас и наших детей ждет в недалеком третьем тысячелетии. Литература Образование идеалы и ценности историко-теоретический аспект Под ред. З.И. Равкина М. ИТПиО РАО, 1995 С. 361.