Музыкально-дидактические игры для дошкольников

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4
РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА
На тему: Музыкально — дидактические игры для дошкольников
Выполнила: студентка гр.301 СД
Отделения заочной формыобучения
Яценко Тамара Викторовна
Проверил
Омск — 2007 г.

Содержание
Введение
Глава 1. Руководстводидактическими играми
Глава 2. Методикаруководства начальными видами музыкальной деятельностью детей
2.1 Задания наразличение длительности звука
2.2 Задания наразличение силы звука
Глава 3. Память, однаиз составляющих в дидактических играх
Глава 4. Развивающиеигры
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Дидактическаяигра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленькихдетей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр наоснове сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, виграх «Ладушки», «Сорока-белобока», в играх с пальчиками мать привлекаетвнимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.
Вдидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные дляигровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия,правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловленыособой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольноговозраста.
Наличиедидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность еёсодержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямойпостановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и игроваязадача самого ребёнка. Важное значение дидактической игры состоит в том, чтоона развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.
Однимиз элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачейобучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способигровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношениямежду ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способностьориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживатьнепосредственные желания, проявлять эмоцианально-волевое усилие. В результатеэтого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их сдействиями других играющих.
Правилаигры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающееправила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятсяс игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения;организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей вигре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.
Воспитательдолжен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применятьлишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждениюприводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает уних интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобыизбежать выполнения правил.
Бывает,что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное.Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправитьнарушение.
Правилаигры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясьна них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей,взаимоотношения в игре.
Результатдидактической игры — показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитиеумственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любымпутём.
Игровыезадачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя быодной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательноевоздействие.

Глава1. Руководство дидактическими играми
Успешноеруководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор ипродумывания их программного содержания, чёткое определение задач, определениеместа и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другимииграми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрениепознавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение имиразных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательныеотношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Маленькиедети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметьвозможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющиечасти (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они могутмногократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепеннопереводить игру детей на более высокую ступень.
Например,дидактическая задача «научить детей различать кольца по величине»реализуется через игровое задание «собери башенку правильно». У детейвозникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себеодновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбираяколечко за колечком и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образецигрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает вниманиедетей на то, что башенка становится красивой, ровной, что собрана онаправильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие — проверить правильность собирания башенки- предлагает детям самим это сделать.
Развитиеинтереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у болеестарших детей (от 4-х до 6-ти лет) достигается тем, что воспитатель ставитперед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия.Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большеймере направлена на достижения результата, а не на сам процесс. Но и для старшихдошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялосьсоответствующее эмоцианальное настроение, непренуждённость, чтобы онипереживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решенияпоставленных задач.
Длядетей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формойобучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышейпривлекают многие предметы и явления окружающей действительности, происходитинтенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересовдетей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетание дидактических игрс целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии сопределённой программой знаний, умений, навыков. На занятиях более успешно, чемв игре, формируются и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать,смотреть и видеть, слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.
Следуетучитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетаниенаглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровымипособиями, предметами, картинками и т.д. К наглядности относятся: 1) предметы,которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2) картинки,изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение,основные ризнаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ пояснениесловами игровых действий и выполнения игровых правил.
Руководяиграми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия надошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно дляних направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радостьигры. Иногда педагог рассказывает о каком- либо событии, создаётсоответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может ине включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая еёсамодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнениемправил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая ипробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, акосвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы ит.п.
Развитиеигры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей илименьшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональнымипереживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания,новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, болеезамедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается и дети увлекаются, темп еёубыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её сновазамедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужногоубыстрения темпа игры. Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей,неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил.Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темпигры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делаетсямного мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как быотдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоватьсяими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразиеснижает эмоциональный подъём.
Вдидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения иобогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами,предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени — большоеискусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счёт сокращения своихобъяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условиемуспешного развития игры и выполнения решаемых задач.
Заканчиваяигру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостнуюперспективу. Обычно он говорит: «В следующий раз будем играть ещёлучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». Воспитательразрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые — полезные иувлекательные.
Дидактическаяигра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режимена занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формамиобучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе.Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью ихявляется привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Играможет чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельнуюдеятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности,подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.

Глава 2. Методика руководстваначальными видами музыкальной деятельности детей
Музыка— искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни.Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновениюпервоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки кформированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.
Чтобыразвитие детей в этом направлении совершалось успешно, необходимо организоватьработу по музыкальному воспитанию с учетом особенностей музыки и возрастныхвозможностей детей.
Содержаниеммузыкального воспитания детей от рождения до четырех лет является вовлечение ихв разные виды музыкальной деятельности, формирование у них внимания, интереса кмузыке, подготовка их к приобретению некоторых исполнительских навыков.
Ужена первом году жизни педагог организует общение детей с музыкой, накапливая уних опыт слушания простейших мелодий (спетых или исполненных на детскихмузыкальных инструментах), побуждает реагировать на них голосом или движением,создает предпосылки для активной музыкальной деятельности ребенка напоследующих этапах развития.
Одновременноначинают проявляться основные музыкальные способности: эмоциональнаяотзывчивость на музыку, музыкальный слух, чувство ритма.
Особоважным звеном в развитии всех видов художественной деятельности детей являетсяформирование музыкально-сенсорных способностей. Н. А. Ветлугина отмечает, чтомузыкальное переживание по существу всегда сенсорно, так как музыка — ипростейшие созвучия, и сложные образы — прежде всего воспринимается чувственно.Поэтому сенсорные процессы отражают целостное восприятие произведения,дифференцирование выразительных средств, а также проявления, связанные свосприятием отдельных свойств музыкальных звуков, которое особенно важно длядетей раннего и младшего дошкольного возраста. В основе развития их музыкально-сенсорныхспособностей лежит вслушивание, различение, воспроизведение четырех основныхсвойств звука: высоты, длительности, тембра, силы.
Разработанряд заданий дидактического характера (в игровой форме), выполняя которые надовслушиваться, сравнивать и различать музыкальные звуки, воспроизводить их впевческих интонациях, ритмических движениях, игре на некоторых музыкальныхинструментах. Наиболее простые из этих заданий могут выполнять дети уже враннем возрасте. Упражнения, развивающие музыкально-сенсорные способности,группируются в зависимости от поставленной дидактической задачи.
Заданияна различение высоты звука. В качестве первого задания на различение звуков,разных по высоте, для детей второго года жизни применяются озвученные игрушки:петушки — большой и маленький, кошка и котенок, медведь большой и маленький,куклы и т. д. В конце второго и в течение третьего года жизни это заданиевыполняется с использованием детских музыкальных инструментов. Дети слушают иразличают высокое и низкое звучание большого и маленького барабанов, бубнов(разных по цвету), колокольчиков. Применяется также и металлофон. Детям даютпослушать звуки До1 и До2, одновременно показывая картинки с изображениембольшой и маленькой птицы или соответствующих игрушек. При повторном воспроизведенииэтих звуков дети узнают, «какая птичка поет», указывая на картинку или игрушку.Трех-четырехлетние могут не только различать, но и сами воспроизводитьконтрастные звуки. Так, в музыкально-дидактической игре «Чей домик?» Е.Тиличеевой ребенок подражает мяуканью кошки или котенка низкими или высокимизвуками.
2.1Задания на различение длительности звука
Они,так же как и предыдущие, строятся на основе восприятия и воспроизведения детьмизвуков разной длительности, связанных с каким-либо образным действием.Например, долгие удары по бубну могут означать игровой образ — «медведь идет»,короткие — «зайчики прыгают». Дети второго года жизни только слушают, какпедагог действует с игрушками, одновременно отстукивая разный ритм по бубну,барабану. На третьем году их можно упражнять и в самостоятельном отстукиванииконтрастного равномерного ритма, связанного с игровым образом: «кошка идет»,«кошка бежит».
Начетвертом году жизни ребенку дается более сложное задание вмузыкально-дидактической игре «Кукла шагает и бегает» Е. Тиличеевой, в которой,слушая музыку, он должен определить, что делает кукла, и выполнить с нейсоответствующие движения.
Заданияна различение звуков по тембру. Детей второго года жизни можно упражнять вразличении тембровой окраски звуков, так как в их слуховом опыте уже имеютсяпредставления, связанные со звучанием различных инструментов (дудочка,металлофон, духовая гармоника). Эти задания вначале проводятся с использованиемигрушек (котенок, петушок, корова и др.), которые дети различают и угадывают поих голосам. Дети постарше подобные задания выполняют с музыкальнымиинструментами. Вначале они узнают более контрастные (дудочка — барабан,металлофон — бубен), затем — более схожие (бубен — барабан, духовая гармоника —дудочка, металлофон — треугольник и т. д.). Если ребенок узнал по слуху, какойинструмент звучал, педагог предлагает ему поиграть на нем.

2.2Задания на различение силы звука
Детислушают, как педагог ударяет — тихо или громко — по пластинке металлофона(«падают капли дождя», «идет сильный дождь»), показывают руки при громкоймузыке, прячут их при тихой, хлопают в ладоши тихо или громко, в соответствиисо звучанием.
Всеперечисленные выше задания обеспечивают последовательное формированиемузыкально-сенсорных способностей — необходимого звена в художественномразвитии ребенка. Следует обратить внимание на то, что все задания строятсятаким образом, чтобы дети правильно воспринимали выразительное значение свойствмузыкального звука. Это позволяет в дальнейшем подойти к пониманию особенностейцельного музыкального образа. Возникновение и становление отдельных видовмузыкальной деятельности начинается уже в раннем детстве.
Анализнаучных исследований показывает, что предпосылки музыкального развитиявозникают в первые месяцы жизни ребенка; он, воспринимая звуки определеннойвысоты, проявляет эмоциональный отклик заметно оживляется: улыбается,сосредоточенно слушает простейшие песенки, попевки. Без эмоционального откликасо стороны ребенка его музыкальное воспитание невозможно.
Музыкальноевосприятие ребенка проходит в своем развитии ряд ступеней. Музыка и радость всознании малыша тесно переплетаются. На первом году жизни пение взрослого илизвучание музыкального инструмента вызывает общее радостное состояние, более илименее выраженное, к концу первого года ребенок может по-разному реагировать наплясовую или колыбельную мелодию. С каждым днем границы восприятия окружающегомира расширяются, и под влиянием музыкальной мелодии у ребенка уже рождаютсяопределенные чувства и образы: марш вызывает ощущение бодрости; пляска —веселье; песня — сочувствие какому-либо персонажу.
Приознакомлении детей с песней, пьесой педагог прежде всего стремится вызвать уних эмоциональный отклик, соответствующий настроению произведения. Этому способствуютвыразительное исполнение и применение наглядных средств. Как показываетпрактика, в первые годы жизни наиболее эффективно использование с этой цельюигрушек. Обычно педагог перед исполнением песни дает детям посмотреть игрушку,отмечая ее характерные особенности, созвучные музыкальному образу (птичкалетает, чирикает, зайчик легко прыгает, автомобиль быстро едет и т. п.). Затемпроизведение исполняется 2—3 раза. Педагог, беседуя о содержании песни,выразительными интонациями своей речи стремится закрепить возникшую у детейэмоциональную настроенность. На последующих занятиях игрушку можно непоказывать, если дети эмоционально реагируют, слушая знакомое произведение.
Другаяособенность восприятия музыки — дифференцированность. Полноценным оно будет втом случае, если воспринимается не только общее настроение произведения, но иразвитие музыкального образа. Если на первом году жизни в результатеознакомления ребенка с различными мелодиями только накапливается его слуховойопыт и развивается сосредоточенное внимание к музыке, то на втором годуразвивается навык узнавания знакомых песен. У более старших детей восприятиедетализируется, и они могут выделить яркое, своеобразное вступление,заключение, смену контрастных частей и т. д. На втором году жизни детей педагогуже привлекает их внимание к наиболее ярким особенностям музыкальногопроизведения, вызывая у них интерес к изобразительным средствам. Так, форшлагив верхнем регистре напоминают чириканье птиц, арпеджированные аккорды,исполняемые стаккато,—лай собаки, глиссандо ассоциируется с санками, летящими сгоры. Дети, запомнив эти особенности, при повторном исполнении ждут ихпоявления, запоминая таким образом и всю песню или пьесу. Навык узнаванияразвивается довольно рано. Малыши узнают и различают вначале 2—3 произведения,затем круг их расширяется.
Предпосылкамик пению являются первоначальные голосовые проявления ребенка, связанные смузыкой. Теплота и задушевность исполнения взрослым песен и мелодий вызывают унего ответную реакцию гуление, подстраивание к услышанным звукам. Однако этипроявления носят случайный характер. Постепенно подражание пению педагогастановится произвольным. На втором и третьем году жизни дети начинают подпеватьвзрослому повторяющиеся фразы, а затем целиком несложные песенки и попевки.Овладение первоначальными вокально-хоровыми навыками помогает становлению удетей младшего дошкольного возраста певческого звучания.
Преждевсего следует активизировать детские певческие проявления. Важно, чтобы ребенокотвечал на пение педагога, воспроизводя вначале отдельные звуки. И только когдаон научится петь целые фразы, можно перейти к формированию певческих навыков.
Дети,подражая взрослому, обучаются протяжному, естественному пению, внятному иотчетливому произношению каждого слова. Более пристальное внимание следуетуделять правильной передаче мелодии. Для этого педагог поет с детьми безинструментального сопровождения: вызывает петь индивидуально, проигрываетмелодию песни на фортепиано, триоле, приучая прислушиваться и подстраиватьсяголосом к правильному исполнению.
Игровыеприемы и применение игрушек помогают вызвать у каждого ребенка живой интерес кпредстоящим действиям. Например, предлагая детям угадать, про кого они будутпеть песню, педагог показывает несколько игрушек, в том числе и ту, о которойпоется в песне. Или, предлагая узнать мелодию, исполняет ее на разныхмузыкальных инструментах.
Сдетьми этого возраста следует работать и над слаженным звучанием. Некоторыемалыши поют, отставая или опережая друг друга. Поэтому воспитатель, исполняя сними песню, должен привлечь их внимание к тому, что надо петь дружно.
Развитиеритмических движений также предполагает связь с музыкой они отражаютособенности музыкального произведения. Предпосылкой этой деятельности должнастать элементарная ритмичность в действиях ребенка, связанных с музыкой(отдельные движения, совместные действия взрослого и малыша на первом годужизни). Затем, в два-три года, дети активнее осваивают простейшие связи музыкии движения. Они могут почувствовать и передать в движении равномерный ритм,характер марша или пляски, начало и окончание пьесы, смену двух ее частей.Постепенно, двигаясь под музыку, во время игр, плясок, упражнений (для нихподбирается специальный репертуар), дети овладевают музыкально-ритмическиминавыками.
Вупражнениях осваиваются отдельные элементы: ритмичные хлопки, плясовыедвижения. Игры и пляски строятся на сопоставлении двух частей произведенияконтрастного музыкального звучания. Например, звучит спокойная музыка — детигуляют по комнате, звучит веселая — останавливаются и хлопают в ладоши. Детскаядвигательная активность развивается постепенно. Вначале движения малыша ещемало согласованы с музыкой, плохо координированы. В процессе постоянныхупражнений у него появляется большая уверенность, более точные действия подмузыку, самостоятельность в своих проявлениях. Связь движений с характеромпроизведения на первых занятиях весьма приблизительна, однако отметить еенужно. Воспитатель говорит ребенку, что двигаться можно только тогда, когдазвучит музыка.
Постепеннодети подводятся к ощущению формы музыкального произведения, они могутпочувствовать смену двух контрастных частей его и сначала по показу педагога, азатем самостоятельно изменять движения в соответствии с музыкой.
Малышивторого года жизни часто нуждаются в показе. Затем некоторые из них начинаютдействовать совместно с педагогом, а наиболее активные по его указанию исамостоятельно. Остальные двигаются за ними. Трехлетние могут узнавать музыку кигре, пляске, упражнению. После прослушивания пьесы их можно спросить, что надоделать. Дети отвечают: плясать, ходить, прыгать и т. д. Это позволяет имдействовать осознанно, уверенно.
Пляскии игры для младших дошкольников не отличаются большим разнообразием действий.Поэтому постепенное последовательное разучивание здесь не требуется.Воспитатель, показывая, сразу вводит детей в действие. Например, знакомя спляской «Гуляем и пляшем» М. Раухвергера, он говорит: «Послушайте, какая музыкахорошая! Пойдемте погуляем, походим по комнате». Исполняется первая частьмузыки, во время которой малыши свободно ходят вместе с воспитателем покомнате. При исполнении второй части весело пляшут.
Пляскис пением, когда действия продиктованы текстом, также не требуютпредварительного показа. Достаточно повторить каждый куплет 2—3 раза, чтобыдети хорошо усвоили движения.
Эмоциональныйподъем, желание играть, плясать вызывает любимая игрушка. Например, малышивесело пляшут, а потом, при появлении игрушечной собачки, убегают на своиместа. А если в гости к детям приходит мишка, каждый по очереди с ним танцует.

Глава3. Память, одна из составляющих в дидактических играх
Памятьпредставляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает,запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этихуровней могут вызвать затруднения в обучении. При проведении занятий с ребенкомнеобходимо учитывать не только физиологический аспект функционирования процессапамяти, но и психологический.
1. Существуетпамять произвольная и непроизвольная. При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваютсяв памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. Мы сами собойзапоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас. При произвольномзапоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить.Конечно, невозможно так организовать занятия, чтобы все запоминалось само собой(как говорится, «без труда — не вытащишь и рыбку из пруда»). Но чем интереснеедля ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал.
2. Память можно также разделить на непосредственную и опосредованную.При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходитбез участия мышления, т.е. без осмысления материла, без установления логическойструктуры и использования ассоциативных приемов запоминания. В обычной жизни этоназывается «зазубрил». При опосредствованном логикой, мышлением запоминании,материал необходимо предварительно осмыслить.
В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание.Именно поэтому специалисты рекомендуют обучать детей иностранному языку еще до школы.Ведь обучение иностранному языку на 70% состоит из изучения словесной грамматики(и только 30% — структурной), где надо просто зубрить, а не понимать. Однако надоотметить, что логическое запоминание гораздо эффективнее, и поэтому необходимо специальнообучать ребенка мнемотехникам.
3. Существует также несколько видов памяти, выделяемых по временисохранения информации: кратковременная память, позволяющая удерживать полученнуюинформацию в течение короткого времени, около 20 секунд; долговременная память,предназначенная для хранения информации в течение длительного времени; оперативнаяпамять, удерживающая информацию в течение определенного, заранее заданного срока,необходимого для выполнения какого-либо действия или операции. Недостатки каждогоиз видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом.
4. Также память классифицируют по типу запоминаемой информации:зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица и т.д.
5. Память субъективна и подвержена искажениям, т.к. воспоминаниявидоизменяются после каждого их извлечения.
Приведенные выше положения лежат в основе упражнений, рекомендуемыхнами для занятий с детьми, имеющими низкий уровень развития памяти.
Для записи информации в память необходимо уметь осуществлять ееперевод в образную форму. Именно поэтому мы в самом начале приводим пример упражненийна развитие способности к воссозданию мысленных образов. Поскольку абстрактный образзапомнить сложнее, то первоочередной задачей является возможность научить детейпреобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление(визуализация) какой-либо идеи состоит в мысленном создании картины — иллюстрации.Это занимает меньше 15 секунд, но гарантирует великолепное извлечение информациив будущем.
Вторая группа упражнений направлена на формирование у детей осознанноговосприятия. Они помогут вам научить ребенка концентрировать внимание на запоминаемомобъекте.
Упражнения первой и второй группы способствуют записи информации,что необходимо для пользования кратковременной памятью. При этом данные памяти,идущие от восприятия, в соответствии с решаемой задачей дополняются данными, хранящимисяв долговременной памяти.
В то же время, чтобы воспоминания кратковременной памяти перешлина длительное хранение, т.е. в долговременную память, они должны подвергнуться специальнойобработке — структурированию и упорядочиванию. Подобный процесс передачи невозможен(о чем уже говорилось выше) без участия в нем мыслительных операций. Первичная обработкапо систематизации и классификации запоминаемых объектов происходит с помощью операцийустановления сходства и различий, при обязательном участии эмоциональной сферы.Это обеспечивает деление информации на категории (для удобства хранения) и снабжаетее опознавательными сенсорными знаками, облегчающими извлечение из памяти.
В связи с этим работа по тренировке долговременной памяти должнаначинаться с необходимости развития у детей умения сравнивать запоминаемые предметы,находить в них черты сходства и отличия. На развитие этой способности (установлениясходства и различий, анализа деталей предмета и синтеза) и направлены упражнениятретьей группы. Они помогут детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию.
Для извлечения же информации необходимо «ушко», или«ниточка», за которую ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментомявляются ассоциации. Ассоциация — это психический процесс, в результате которогоодни представления и понятия вызывают появление в уме других. Например, вспомнилипро праздник Новый Год — и сразу в сознании всплыли представления о елке, салате«Оливье», шампанском, Снегурочке с Дедом Морозом…
Обычно ассоциации устанавливаются скорее интуитивно, чем логично,хотя сама подобная работа невозможна без умения находить сходства или различия.Именно поэтому упражнения предыдущей группы должны быть проработаны особенно тщательно.Тренировке же умения устанавливать связи (ассоциации) между элементами материалапосвящены упражнения четвертой группы. Здесь же приводятся задания на развитие ассоциативногомышления, умения подбирать конкретные зрительные образы к абстрактным понятиям,а также описывается мнемотехнический прием «нелогичные ассоциации» длязапоминания не связанных между собой слов.
 

Глава 4 Развивающие игры 1. Разминка (для начала занятия)
(1) Головами покиваем
Носиками помотаем
И зубами постучим
(2) И немножко помолчим
(3) Плечиками мы покрутим
(4) И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
(5) И немножко отдохнём
(6) Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьём
(7) И с начала всё начнём…
Группа расположена полукругом.
1 (и далее) -действиясоответствуют тексту песни.
2 — прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).
3 — поставив пальцы на плечи, вращаем плечами.
4 (и далее) – по тексту
5 — наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)
6 (и далее) – по тексту
7 — прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.
В остальных случаях действия соответствуют тексту.Игры с музыкальными инструментами 
2. Музыкальные игрушки Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь – слушай колокольчик
Бам-бам-бам-бам – барабанчик
Бам-бам-бам-бам
барабанчик
Бам – слушай барабанчик
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлоп – хлопаем в ладоши!
Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количествудетей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на нихиграть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствиис текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении). 3. Погремушка
 
Погремушка-погремушка,
музыкальная игрушка
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки
Отдохнут от шума ушки
На соседей погляди
И тихонько посиди
На соседей погляди
И тихонько посиди
Для игры вам понадобятся погремушки. Рекомендуем использоватьодинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте,что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайтенегромко «шуршащие», а не гремящие.
Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмичновстряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучалив тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.Пальчиковые и жестовыеигры 4. Рыбки
 
(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,
(2)Лежало большое бревно на песке,
(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»
(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»
(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – какон открывает пасть.
Предложите детям «поиграть в рыбок».
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
1 — Выполняем волнообразные движения в воздухе.
2 — Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок(бревно)
3 — Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее»движение.
4 — Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
5 — Ладони кладём под щёчку (рыбка спит).
6 — Быстро качаем ладонями (дрожь).
7 — Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
8 – Прячем руки за спину, педагог старается их поймать. 5. Мой зонтик
 
(1)Вот это — мой зонтик ,
Я в дождь хожу с ним
(2)Пусть дождь барабанит –
Останусь сухим.
(3)А вот моя книжка,
Могу почитать,
(4)Могу вам картиночки
В ней показать.
(5)Вот это — мой мяч,
Очень ловкий, смешной
(6)Его я бросаю
Над головой.
(7)А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мяукает он
Для меня одного!
Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь впесенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когдамы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать смячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимыедля игры.
1 — Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)
2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)
3 — Раскрываем ладони «книжечкой» (сомкнуты мизинцы)
4 — Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)
5 — Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки
6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки
7 — Левую руку сгибаем в локте, кулак сжимаем, прижимаем рукук туловищу. Правая рука гладит левую – котёнка. Побуждаем детей мяукать. 6. Паучок
 
(1)Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(2)Дождик с неба вдруг полил,
(3)Паучков на землю смыл.
(4)Солнце стало пригревать,
(5)Паучок ползёт опять,
(6)А за ним ползут все детки,
(7)Чтобы погулять на ветке.
Одна из ручек (или рука взрослого) — веточка. Её вытягиваем вперёд,пальцы растопырены.
Вторая ручка — паучок, который гуляет «по ветке».
1 — «Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу.
2 — Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
3 — Хлопаем ладонями по коленям.
4 — Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены,качаем руками (солнышко светит)
5 — Действия как в первом куплете
6 – «Паучки» ползают по голове.Игровой массаж 7. Ходит ёжик
 
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
И колючками своими колется, колется.
А я ёжику – ежу, ту тропинку покажу,
Где катают мышки маленькие шишки.
Для этой игры вам понадобятся массажные колючие мячики и шишки.Взрослые помогают малышу катать между ладошками и по туловищу сначала мячики, азатем – шишки. 8. Мячик
 
Круглый мячик без запинки
Скачет, скачет по тропинке
Часто, часто, низко, низко
От земли к руке так близко
Скок и скок и скок и скок
Не скачи под потолок
Скок и скок и стук и стук
Не уйдёшь от наших рук.
Для этой игры вам понадобятся мягкие маленькие мячики (в количествена группу). Перед игрой поиграйте с детьми в этот мячик – покатайте его другу-другу,покажите, как мячик умеет прыгать. Скажите, что мячик так хорошо прыгает, что можетпрыгнуть на ручку, ножку, носик, ладошку (покажите). Напевая песенку, педагог показываеткак (куда) прыгает мячик. Родители (или сам ребёнок) повторяют действия педагога.Игры с подражательнымидвижениями 9. Медвежата
 
(1)Три медвежонка* прыгали в саду
И один сказал: «Я упаду!»
(2)И, конечно, он упал вниз головой
(3)Медвежонка увели домой
*Два медвежонка, Вот медвежонок…
1 — подпрыгиваем на месте (ноги на ширине плеч).
2 — наклоняемся, голову опускаем вниз.
3 — переваливаемся с ноги на ногу, стоя на месте. Показываем домик(сложив руки над головой). 10. Лягушата
(1)Четверо лягушат вместе на пне сидят
Вместе на пне сидят, вкусных червяков едят
(2)Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
(3)Вдруг — в лужу один нырнул, в тёплой водезаснул
(4)А трое лягушат вкусных червячков едят
(5)Ням-ням…
(6)Вдруг — в лужу один нырнул, в тёплой водезаснул
(7)А двое лягушат вкусных червячков едят
(8)Ням-ням…
(9)Вдруг — в лужу один нырнул, в тёплой водезаснул
(10)Последний всё сидит и на червячков глядит
Перед игрой покажите детям картинки с лягушками. Напомните: гдеживут лягушки, что едят, чем ловят мух и комаров, как разговаривают. Объясните,что длинным язычком будут ручки — будем выбрасывать их перед собой, и хватать комаров,мух и червячков, как это делает лягушка.
1,4,7,10 – Сидим по кругу на коленях у родителей. Пальцы растопырены(лапки), раскачиваемся из стороны в сторону.
2, 5, 8 — С силой выбрасываем руки то вперёд, то над головой,выполняя «хватательные» движения (кулачки сжимаем — разжимаем) 3, 6, 9 — наклоняемсявниз, ложась туловищем на колени, руки кладём под щёку, глаза закрываем (спим).Игры с предметами 11. Мишку на руки возьми
 
(1)Мишку на руки возьми, и повыше подними,
(2)Маме лапочкой одной помаши над головой.
(3)Мишку на пол посади и один гулять иди,
(4)По всей комнате пройдись, а потом к немувернись.
Мишка все сидел и ждал, никуда не убежал,
(5)На руки его возьми, крепко-крепко обними.
(6)Мишке хочется поспать, мишку надо укачать,
«Баю — бай, баю — бай, поскорее засыпай!».
Для игры понадобятся одинаковые игрушки – медвежата по количествудетей в группе. Помогаем детям выполнить движения в соответствии с текстом песни:
1 – поднимаем мишку над головой
2 – придерживая мишку за лапку, машем маме
3 – сажаем мишку на пол и идём по комнате
4 – возвращаемся к мишке
5 – обнимаем мишку
6 – убаюкиваем мишку 12. Весёлый мячик
(1)По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём
Мячик — мячик, мой дружок
Звонкий, звонкий, звонкий бок
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём
(2)Мяч бросаю и ловлю
Я с мячом играть люблю
Мячик, мамочка, не прячь
Мне бросай обратно мяч
Мяч бросаю и ловлю
Я с мячом играть люблю
1 – ребёнок стоит перед взрослым (или сидит у него на коленях).Напевая песенку, помогаем ритмично «бить ладошкой» по мячику.
2 – играем в мячик (бросаем другу-другу).Хороводные игры 13. Каблучок
(1)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём
(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(3)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём
(4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай — ножек нежалей
(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай — ножек нежалей
(7)Гляньте — пальчики у нас, тоже все пустилисьв пляс
(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(9)Гляньте — пальчики у нас, тоже все пустилисьв пляс
(10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…
Встаём в хоровод.
1 — идём по кругу хороводным шагом.
2, 5, 8 — поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляемножки на каблук.
3, 10 – ведём хоровод
4, 6- подпрыгиваем на месте.
7, 9 — выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.Показ игрушек, инсценировки,пение 14. На лошадке
Едем — едем на лошадке,
Но, но, но!
Рады-рады все ребятки,
Но, но, но!
Рады-рады прокатиться,
Но, но, но!
Звонко цокают копытца:
Но, но, но!
Перед песенкой покажите малышам игрушку – лошадку. Рассмотритевнимательно, какая у лошадки грива, какие копыта, хвост. «Прорепетируйте» слог дляподпевания: «но». Скажите малышам: «Сейчас мы поедем кататься на лошадке», раздайтеим деревянные ложки.
Родители, напевая песенку, подбрасывают малышей на коленях (едемна лошадке) и помогают ритмично стучать ложками (цокают копытца). На припев «но-но-но»,родители помогают малышам троекратно ударить ложками по ножкам, побуждают «подогнать»лошадку.  15. В машине
 
Сидим с шофёром рядом –
Би, би, би.
Помочь шофёру надо!
Би, би, би.
Машинам всем и людям –
Би, би, би,
Бибикать громко будем –
Би, би, би.
Покажите детям машинку, скажите, как она бибикает, побуждайтедетей бибикать «как машинки».
Предложите детям «поиграть в машинки»: возьмите руль – бубен иликольцо от пирамиды. Напевая песенку — крутим «руль». На возглас «Би-би» — нажимаемна сигнал (ритмично стучим по центру бубна/кольца пирамиды).Катание на фитбольныхмячах 16. Автобус
(1)Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
(2)И из окошечка глядим
Всё глядим!
(3)Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
(4)Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
(5)Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
(6)А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
(7)И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
(8)Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!
1 – покачиваемся на мяче
2 — смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясьв одну и в другую стороны
3 – «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони
4 — пожимаем плечами.
5 — выполняем круговые движения руками впереди от себя
6 — качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение«дворников»).
7 — «крутим руль» и бибикаем.
8- подпрыгиваем на мячах 17. В лодке
 
В лодке мы с тобой плывём, нас волна качает
Дует слабый ветерок, лодку подгоняет
А куда мы приплывём — только речка знает
Дует — дует ветерок, лодку подгоняет
Родители, положив ребёнка на фитбольный мяч, медленно покачиваютего вперёд и назад и из стороны в сторону.
Заключения
В дидактическихиграх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности,внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий,преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии,формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детейразнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственныхи практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимодобиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельныхзнаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированиюего способностей.
Дидактическаяигра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности.Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе,регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Списокиспользованной литературы.
1. Дошкольная педагогика.Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. 1986 год.
2. Психология и педагогикаигры дошкольника (Материалы симпозиума)/ Под ред. А. В. Запорожца А. П. Усовой.М., 1966 год
3. Эльконин Д.Б. Детскаяпсихология М., 1960 год
4. Запорожец А.В. Некоторыепсихологические проблемы детской игры. — Дошкольное воспитание. 1965 год.