М.И.Рожков
Методвоспитания (от греческого «методос» – путь) — это способ реализациицелей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами,обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательногопроцесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействияна сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитаниякачеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманиювоспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход.Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов иучащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качествличности воспитанников.
Достижениецелей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализациисовокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватнопоставленной цели и уровню воспитанности детей. Каждый метод реализуется различнов зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональнойдеятельности.
Задачасовершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своихсил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения,дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса.
Методови особенно различных версий (модификаций) в педагогической литературеуказывается так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям иреальным обстоятельствам помогали лишь их упорядочение, классификация.Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку системаметодов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое,существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствуетих осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь наклассификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но илучше понимает назначение, характерные признаки различных методов имодификаций.
Любаянаучная классификация начиналась с определения общих оснований и выделенияпризнаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Покаким признакам могут быть выстроены в систему методы воспитания? Такихпризнаков, учитывая, что метод воспитания — явление многомерное, много.
Отдельнуюклассификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так ипоступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известныдесятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практическихзадач, а другие – представляют лишь теоретический интерес. В большинстве системметодов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняетсятот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна,а несколько важных и общих сторон метода.
Можноусловно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.
Методыпрямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченнуюреакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.
Методыкосвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации, такуюорганизацию деятельности, в которые включается ребенок, при этом формируетсясоответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определеннойпозиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.
Похарактеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение,упражнение, поощрение и наказание (Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев идр.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себянаправленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны метода. Кэтой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания,которая трактует характер методов более обобщенно (Т.А.Ильина,И.Т.Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организациидеятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И.С.Марьенконазваны такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные,проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования,торможения, руководства, самовоспитания.
Внастоящее время наиболее распространенной является классификация методоввоспитания И.Г.Щукиной на основе направленности — интегративной характеристики,включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороныметодов воспитания. Она выделяет три группы методов: методы формированиясознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа,увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организациидеятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение,педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающиеситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Понашему мнению, в педагогической литературе произошла подмена понятий. Методаминазывают часто формы воспитания (рассказ, беседа) или совокупность методов(формирование общественного мнения).
Методовна самом деле значительно меньше, чем то количество, что сегодня перечисляетсяв литературе. Воспитание можно уподобить сочинению музыки. Различные мелодии,даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. При этом хорошая иплохая музыка также получается при сочетании этих же нот. Все зависит от профессионализмаи таланта композитора.
Вследза М.И.Махмутовым, который определил методы обучения как «бинарные»,мы считаем, что по аналогии можно определить также и методы воспитания. Еслибинарные методы обучения предполагают выделение парных методов «обучения-учения»,то бинарные методы воспитания также предполагают выделение соответствующих парметодов «воспитания-самовоспитания». Каждое действие педагога,направленное на воспитание ученика, призвано вызвать действие ученика,направленное на самовоспитание.
Основнаязадача педагога — помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическаяпедагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всехсущностных человеческих сфер ребенка.
Мысчитаем, что каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитанияотличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека ониоказывают доминирующее воздействие.
Вдальнейшем мы используем описание сущностных сфер, предложенное в книгеО.С.Гребенюка «Педагогика индивидуальности» (Калининград, 1995).
Интеллектуальнаясфера характеризуется мышлением человека, качествами ума, познавательнымипроцессами, мыслительными операциями, его сознанием и самопознанием, смысловойоценкой своих субъективных возможностей, выступает в качестве основанияцелесообразных действий и поступков.
Впроцессе контакта с педагогом происходит понимание воспитанником тех норм иправил поведения, которые он должен сформировать у себя. Трудно воспитать,выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания егозначения. Для формирования взглядов, понятий, установок используются методыубеждения и самоубеждения.
Убеждениепредполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции,оценки происходящего. При этом на сознание учащихся влияют не столько понятия исуждения, сколько их доказательность. Учащиеся, оценивая полученную информацию,или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.
Убеждаясьв правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество,социальные отношения. Внешние воздействия со стороны педагога превращаются вовнутренний процесс, что приводит к сформированности мировоззрения.
Убеждениекак метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, вчастности сегодня используются отрывки из различных литературных произведений,исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаютсяхрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся.Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.
Дляреализации метода убеждения педагогу важно знать мнение детей по обсуждаемомувопросу, а также факты и явления, которые их волнуют. Применяя метод убеждения,педагог должен быть уверен, что у детей достаточно знаний для логическихрассуждений о предмете убеждения.
Самоубеждение– это метод самовоспитания учащихся, который предполагает, что дети осознанно,самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют усебя комплекс взглядов на эту проблему. В основе этого формирования –логические доказательства, схему которых составил сам ребенок.
Мотивационнаясфера включает всю совокупность потребностей, мотивов и целей человека, которыеформируются и развиваются в течение всей его жизни.
Стимулирование– метод, в основе которого лежит формирование у учащихся побужденийдеятельности, т.е. определенных мотиваций.
Впедагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты методастимулирования, как поощрение и наказание.
Поощрениемназывают выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляетположительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждениепозитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различныхвариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав,награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательнойдозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод можетпринести вред воспитанию.
Поощрениедолжно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием егостремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставлялоучащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, какправило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрениянеобходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.
Наказание– это компонент педагогического стимулирования, применение которого должнопредупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувствовины перед собой и другими людьми.
Известныследующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение илиограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения.Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественныхпоследствий, наказания-экспромты, традиционные наказания.
Наказаниедолжно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должноунижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога внаказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтомунельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности всправедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.
Нельзядать каких-либо общих рецептов в решении вопроса о наказании, так как каждый поступоквсегда индивидуален. В зависимости от того, кем он совершен, при какихобстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может бытьочень различным.
Поощрениеи наказание формируют у учащихся умение правильно оценивать свое поведение.Самооценка способствует самостимулированию поступков детей. В процессесамооценки они определяют необходимость изменений своего поведения. При этомвозможно использование учащимися таких средств самовоспитания, каксамопоощрение, самонаказание (самоограничение).
Эмоциональнаясфера предполагает формирование у ребенка необходимых навыков в управлениисвоими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами (гнев,беспокойство, обида, зависть, эмпатия, стыд, гордость, страх, жалость, любовь идр.), пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.
Методом,оказывающим доминирующее влияние на эмоциональную сферу ребенка, являетсявнушение.
Какправило, метод убеждения, применяемый педагогом, постоянно сочетается с методомвнушения.
Внушение– это эмоционально окрашенное воздействие на ребенка с целью создания у негоопределенного состояние или побуждения к определенным действиям. По образномувыражению В.М.Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознаниечеловека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа –критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум иволю человека. Внушение опирается на имеющиеся у ребенка потребности,стремления. Этот метод в педагогической практике используется достаточношироко. Применение метода внушения способствует формированию чувств,эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаютсябезразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс медленно иредко достигает намеченной цели.
Прииспользовании метода внушения большое значение имеет личность внушающего: еговера, компетентность, привлекательность, авторитетность. Учитывая, что самсоциальный статус учителя является достаточно авторитетным для учеников, во многихситуациях каждое его высказывание ученики воспринимают как истину. Это вомногом зависит от эмоциональности педагога, наличия у него способности вызватьэмоциональное переживание учеников.
Внушениеможет осуществляться как речевыми средствами (слово, интонация, пауза), так инеречевыми (мимика, пантомимика, жесты, окружающая обстановка и т.п.).Эффективной реализации метода способствует использование художественныхобразов, музыки.
Ребенок,особенно маленький, далеко не всегда может понять и осознать смысл правил инорм поведения. В этих случаях метод внушения оказывается просто незаменимым.Воспитатель создает эмоционально-значимую ситуацию воздействия на чувстваребенка. Он внушает ребенку, как красив человек, когда он выполняет правилаповедения. Дети по своей природе очень внушаемы, поэтому процесс внушения частопродолжается процессом самовнушения. Ребенок, попадая в аналогичную ситуацию,пытается сам себе внушить тот или иной способ поведения, как бы задавая себевопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации учитель или родители?»
Волеваясфера характеризуется осознанной постановкой человеком цели, сверхзадачи.Человеку с развитой волей присущи целеустремленность, преодоление внешних ивнутренних препятствий, преодоление мышечного и нервного напряжения,самообладание, инициатива.
Дляразвития волевой сферы учителю необходимо предусмотреть: развитие у детейинициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, уменияпреодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владетьсобой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельногоповедения; обучение знаниям, как действовать, как планировать деятельность, какее осуществлять и вести контроль без посторонней помощи и т.д. Доминирующеевлияние на формирование волевой сферы может оказать использование методатребования.
Требование– это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личныхотношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельностьвоспитанника и проявление у него определенных качеств.
Поформе предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямоготребования характерны императивность, определенность, конкретность, точность,понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований.Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гаммаоттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.
Косвенноетребование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается отпрямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование,сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремлениявоспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требованиявыделяются такие.
Требование-совет.Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности,полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят,когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища,авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
Требованиев игровом оформлении (требование-игра). Опытные педагоги используют присущеедетям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игрыдоставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования.Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования,предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства.
Средикосвенных требований выделяется и требование доверием. Когда междувоспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения, довериепроявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон.
Вряде случаев эффективным оказывается требование-просьба. В хорошоорганизованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемыхсредств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношениймежду педагогами и воспитанниками. Сама просьба — форма проявлениясотрудничества, взаимного доверия и уважения.
Кэтой форме требования близка следующая – требование-намек, которое успешноприменяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаевпочти всегда превосходит по эффективности прямое требование.
Существуети требование-одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует каксильный стимул. В практике мастеров педагогического труда одобрение принимаетразличные, но всегда целесообразные формы.
Требованиявызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакциювоспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямыеприказания большей частью негативны, так как почти всегда вызываютотрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиямотносятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственнуюмораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.
Поспособу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование.Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанниканужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг кдругу, «организованные» воспитателем, – опосредованные требования.Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий — последующие требования к товарищам.
Приучение– это разновидность педагогического требования. Его применяют тогда, когданеобходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество.Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызываетнедовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системывоспитания, например, армейская, где этот метод сочетается с наказанием.
Использованиеприучения в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, чтонекоторое насилие, неизбежно присутствующее в нем, направлено на благо самогочеловека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано.Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, противоречащегоправам человека и напоминающим дрессировку, и требует по возможности смягченияэтого метода и использования его в комплексе с другими, прежде всего игровыми.
Требованиесущественно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием егореализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий:доведение их до автоматизма. Результат упражнений — устойчивые качестваличности – навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежитважная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки,отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своемразвитии. Использование упражнения признается успешным, когда воспитанникпроявляет устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях.
Чтобысформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можнораньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки (К.Д.Ушинский). Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит своижелания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует своидействия, правильно их оценивает с позиций интересов других людей. Выдержка,навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества,которые основываются на сформированных воспитанием привычках.
Сферасаморегуляции характеризуется прежде всего свободой выбора целей и средств ихдостижения, осознанностью их выбора; совестливостью, самокритичностью,разносторонностью и осмысленностью действий; умением соотносить свое поведениес действиями других людей; добропорядочностью, оптимистичностью и др.
Дляразвития и совершенствования сферы саморегуляции необходимо предусмотреть формированиеу детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыкованализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения исостояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе идругим людям.
Доминирующеевоздействие на формирование сферы саморегуляции может оказать метод коррекцииповедения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребеноквнесет изменения в свои отношения с товарищами, педагогами, изменитнаправленность своего поступка.
Такаякоррекция осуществляется педагогом по-разному и прежде всего на основесопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствийпоступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого методаможно рассматривать пример. Его воздействие основывается на известнойзакономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без трудазапечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ниперекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие, поэтому пример– наиболее короткий путь к коррекции поведения учащихся.
Нокоррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиесянормы, ребенок сам изменяет поведение и регулирует свои поступки, что можноназвать саморегулированием.
Предметно-практическаясфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видахдеятельности и общении. Здесь нужно исходить из необходимости развития у детейкачеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное,и как неповторимую индивидуальность.
Методорганизации деятельности и поведения воспитанников в специально созданныхусловиях сокращенно называют методом воспитывающих ситуаций.
Выделимнесколько важных моментов, обязательных для успешного применения воспитывающихситуаций. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми еепротиворечиями и сложностями. Какими должны быть воспитывающие ситуации? Преждевсего это те, в процессе которых ребенок сам решает какую-либо проблему. Это можетбыть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности,проблема выбора социальной роли и др.
Воспитательумышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуациядолжна быть естественной. Ситуации могут быть самые разные в процессе включенияребенка в деятельность, общение, игру.
Этоможет быть проиллюстрировано на примере организации так называемых ситуаций«непринужденной принудительности» (термин Т.Е.Конниковой). Смысл их втом, что школьникам предъявляется «нравственный образец», примерправильного поведения, и создаются условия, побуждающие их к аналогичномуповедению. На первый взгляд механизмы ситуации «непринужденнойпринудительности» просты: привлечь внимание воспитанников к поведению тогоили иного их сверстника или показать личный пример определенного поведения ипоощрять малейшие положительные сдвиги. Однако простота эта кажущаяся, ибоповедение, привлекательное с точки зрения воспитателя, может оказаться не такимуж привлекательным с точки зрения отдельных воспитанников, а поощрение такогоповедения может вызвать прямой их протест, что надо предугадать, побуждая детейк тому или иному типу поведения, сделать рекомендуемое поведениепривлекательным.
Когдаситуации создают проблему для ребенка, возникает возможность социальной пробы(испытания) как средства самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферыжизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в этисферы у детей формируется определенная социальная позиция и социальнаяответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения всоциальную среду.
Соревнованиеявляется модификацией метода воспитывающих ситуаций и способствует формированиюкачеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественныепотребности ребенка к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования ребенокдостигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новыйсоциальный статус.
Соревнованиеможет быть организовано педагогом и может возникнуть стихийно. И в том и вдругом случае воспитатель осуществляет регулятивные действия. В первом случаепедагог сам или совместно с учащимися определяет цели и задачи соревнования,составляет программу, разрабатывает критерии оценок, создает условия дляпроведения соревнования, награждения победителей. Критерии оценок должны бытьпростыми и понятными для всех участников.
Цельсоревнования для ребенка – быть первым. В соревновании бывают победители ипроигравшие. Эмоциональное переживание победы и поражения учеником может статьэлементом социального закаливания.
Соревнованиепобуждает не только актуальную активность ребенка, вызванную сиюминутнымипереживаниями, но и формирует у него способность к самоактивизации, которуюможно рассматривать как элемент самовоспитания. Учащийся стремится статьлидером не только в определенной ситуации, при этом он сам выступает в качествесубъекта стимулирования своей активности, реализуя свою готовность к различнымвидам деятельности.
Экзистенциальнаясфера характеризуется умением человека управлять своими физическими ипсихическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне, гармониейчувств и поступков, слова и дела, чувств и общения и др. Необходимо«выработать в человеке сознательное отношение к своим действиям, ограничитьпроизвол их и развить в человеке стремление к совершенствованию; заботиться како красоте тела, так и о красоте речи и самостоятельности в проявлениимысли» (П.Ф.Лесгафт); сформировать умение владеть своими потребностями,умение управлять собой.
Включениеучащихся в систему новых для них отношений способствует самопознанию детей,определению своей позиции и способа адекватного поведения в различныхситуациях, стимулирует самоанализ и вариативное проектирование своегоповедения.
Доминирующимметодом, влияющим на экзистенциональную сферу, является анализ деятельности иобщения ребенка.
Анализпедагог может проводить как с одним учеником, так и с группой. В этом случаегруппа анализирует свое состояние и определяет возможные совместные действия.
Анализ,проводимый педагогом как с отдельным учеником, так и с группой, направленпрежде всего на создание условий для реализации ребенком такого методасамовоспитания, как рефлексия.
Понятиерефлексия возникло в философии; оно означает процесс размышления индивида о происходящемв его собственном сознании.
Рефлексияпредполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуацииили в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а такжевыработку представлений об изменениях, которые могут произойти.
Именнов процессе рефлексии и осуществляется важный акт самовоспитания – создаетсяпрограмма саморазвития. Программирование саморазвития – это волевой актчеловека, который позволяет ему добиваться наибольших успехов всамосовершенствовании. Педагог, организуя рефлексию, должен стремиться к тому,чтобы учащиеся рассматривали ее как этап в собственном развитии. Взаимосвязьразвития существующих сфер человека и влияния на них методов воспитанияпредставлено в схеме (см. далее).
Такимобразом, рассмотренная нами совокупность методов предполагает, что субъектомвоспитания в итоге должен стать сам учащийся.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru/