–PAGE_BREAK–Согласно постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. Федеральное агентство по образованиюнаходится в ведении Министерства образования и науки РФ, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики. Федеральное агентство по образованию осуществляет:
а)  организацию деятельности образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования;
б) организацию повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и наукинаходится в введении Министерства образования и науки, является федеральным органом исполнительным власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ, а также настоящим Положением.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет следующие полномочия:
·                   за исполнением законодательства РФ в области образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров;
·                   за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования;
·                   за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам образовательных учреждений, научных учреждений и иных организаций.
 Взаимоотношения органов внутренних дел с органами управления образования и науки.
МВД России является одним из ведомственных органов управления образованием Российской Федерации. Ему подведомственна широкая сеть учебных заведений, главной задачей которой является подготовка высоко-квалифицированных специалистов, способных творчески и на высоком уровне решать задачи и осуществлять функции, возложенные на данное министерство. Многообразие этих задач обусловливает сложность системы учебных заведений, подведомственных МВД России.
ОВД оказывают содействие органам управления образованием в осуществлении обязательного основного общего образования, в выявлении детей, которые не учатся, оказывают необходимую помощь в определении их в образовательное учреждение и др.
ОВД сотрудничают с органами управления образованием в воспитании так называемых «трудных» детей (путем обмена информацией, проведения совместных мероприятий и др.).
Работники ОВД ведут пропаганду российского законодательства среди учащихся, выступают перед ними по вопросам охраны общественного порядка, пропагандируют правила дорожного движения и поведения детей в общественных местах и т.д.
Административно-правовое регулирование управления культурой
Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Под культурой в широком смыслеслова принято понимать социально-культурный облик общества — состояние в нем науки, искусства, образования, просветительской работы и т.д. Содержание культуры составляют культурные ценности: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории, объекты и др.
При организации государственного управления в понятие «культура» вкладывается более узкий смысл,означающий одну из отраслей социально-культурного строительства. Значение последней заключается в том, что, как свидетельствует мировой опыт, не может быть сильного государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия, поощрения и развития искусства, свободы творческой деятельности, без обеспечения возможностей для граждан широко пользоваться культурными благами.
Государственная культурная политика(политика в области культурного развития) представляет собой совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также собственно деятельность государства в области культуры.
Управление культурой— это исполнительная и распорядительная деятельность компетентных государственных органов в целях реализации политики государства в области культурного развития, практического осуществления культурно-воспитательной функции государства.
Его содержание охватывает: организацию создания и популяризации высокохудожественных произведений искусства, подготовку и обеспечение распространения информации и пропаганды, организацию охраны произведений искусства, памятников истории и культуры, а также иную деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
Задачами законодательства РФ о культуре являются:
1.                Обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на культурную деятельность;
2.                Создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
3.                Определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
4.                Определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
Нормативно-правовой основойв данной сфере управления являются Конституция РФ, Законы РФ «Основы законодательства РФ о культуре»и «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», указы Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», постановления Правительства РФ «О Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ», «О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия», «О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям», «О Федеральном агентстве по культуре и кинематографии», «О Федеральном архивном агентстве», законодательные акты РФ и ее субъектов, иные акты государственных органов, принятые по вопросам управления культурой.
Система и административно-правовой статус органов управления в сфере культуры и массовых коммуникаций.
В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. было образовано Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, которому были переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства культуры РФ и Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, преобразуемой Федеральной архивной службы России, а также по вопросам межнациональных отношений.
В соответствии с постановлением Правительства РФ «О Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ» от 17 июня 2004 г. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ(Минкультуры) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений.
Минкультуры РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия.
Минкультуры РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Минкультуры РФ самостоятельно разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам: культуры, искусства, кинематографии, историко-культурного наследия, средств массовой информации (СМИ) и массовых коммуникаций, телерадиовещания, информационного обмена, вещания дополнительной информации, развития компьютерных сетей общего пользования в сфере электронных средств массовой информации, печати, издательской, полиграфической деятельности архивного дела; международного культурного и информационного сотрудничества, а также межнациональных отношений.
Минкультуры РФ осуществляет следующие полномочия:
1. Самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
·                   порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи;
·                   перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче  иностранным  государствам,  международным  организациям  и (или) вывозу из РФ, а также правила обеспечения режима их хранения;
·                   положение о национальном фильме;
·                   положение о федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию;
·                   единые правила и условия учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ;
·                   порядок формирования, учета, сохранения и использования Музейного фонда РФ, а также деятельности музеев в РФ;
·                   порядок выдачи разрешений на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий; правила и условия деятельности государственных, муниципальных и других архивов РФ;
·                   правила информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документальных архивов РФ;
·                   -перечни документов, образующихся   в   процессе  деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также примерные номенклатуры дел;
2.  Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд.
3.  Обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
4.   Осуществляет функции  главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
5.  Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный срок.
6.  Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
7.  Обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке.
8.  Организует профессиональную подготовку работников Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
9.  В установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями.
10.  Осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства.
11.  Осуществляет иные функции, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Минкультуры РФ имеет право:
·                   запрашивать и получать сведения необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;
·                   учреждать знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников в указанных областях;
·                   привлекать для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства научные и иные организации, ученых и специалистов.
·                   создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные;
·                   учреждать печатные СМИ для публикации нормативных правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных федеральной службы и федеральных агентств.
Минкультуры РФ не вправе:
·                   осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным -имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ;
·                   устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
    продолжение
–PAGE_BREAK–·                   устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента РФ и Правительства РФ.
Минкультуры РФ возглавляет министр, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности и назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ «О Федеральном агентстве по культуре и кинематографии» от 30 июня 2004 г. Федеральное агентство по культуре и кинематографии(Роскультура) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению федеральным имуществом и правоприменительные функции в сфере культуры и кинематографии и находящимся в ведении Минкультуры.
Роскультура осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы по направлениям:
а)  оказание государственных услуг в области культуры, искусства и кинематографии;
б)  ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, являясь его депозитарием, банка данных о культурных потерях России в период Второй мировой войны, Государственного каталога Музейного фонда РФ, Государственного регистра кино и видеофильмов, перечня культурных ценностей, на которые распространяется действие Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;
в)  обеспечение соблюдения правил охраны и использования объектов культурного наследия, сохранения культурных ценностей, а также надлежащего состояния и использования музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Роскультура осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации, во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Роскультура осуществляет следующие полномочия:
1.  Проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства.
2.  Осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству.
3. Организует:
·                   проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов культурного наследия, экспертизы культурных ценностей, задержанных или конфискованных таможенными и другими правоохранительными органами, историко-культурной и искусствоведческой экспертизы коллекционируемого, в том числе изъятого и конфискованного оружия, патронов к нему, копий (реплик) оружия;
·                   сохранение и реставрацию музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, находящихся в федеральной собственности библиотечных фондов и фильмофонда, хранение исходных материалов национальных фильмов;
·                   создание кооперированных библиотечных систем и информационно-библиотечных сетей, сводного каталога библиотек РФ, современных систем безопасности государственных музеев и библиотек.
4. Осуществляет:
·                   ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (является его депозитарием), электронной базы данных всех перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей, реестра перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей, предназначенных для обмена, Государственного каталога Музейного фонда РФ, Государственного регистра фильмов;
·                   реализацию от имени РФ имущественных и личных неимущественных прав и выполнение обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ;
·                   распоряжение в установленном порядке переданным Агентству обращенным в собственность государства движимым имуществом, представляющим культурную ценность, включая движимое имущество религиозного назначения;
·                   распределение перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей между учреждениями культуры в целях реального обращения этих ценностей на возмещение ущерба, понесенного этими учреждениями культуры в результате разграбления и уничтожения их имущества войсками бывших неприятельских государств;
·                   выдачу учреждениям культуры разрешения на использование дубликатов перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей для культурного обмена с иностранными организациями;
·                   выдачу прокатных удостоверений на фильмы, созданные в Российской Федерации или приобретенные за рубежом для проката на ее территории;
·                   выдачу удостоверений национального фильма;
·                   выдачу заключений об отнесении имущества религиозного назначения к памятникам истории и культуры федерального значения;
·                   взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
·                   осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный срок;
·                   обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
·                   –   осуществляет  функций   главного  распорядителя   и   получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций;
·                   организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере деятельности Агентства;
·                   осуществляет  иные  функции  по  управлению  государственным имуществом и оказанию государственных услуг, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
Роскультура с целью реализации полномочий имеет право:
·                   давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства;
·                   привлекать   для   проработки   вопросов   установленной   сферы деятельности Агентства научные и иные организации, ученых и специалистов;
·                   создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
·                   осуществлять   контроль   за   деятельностью   подведомственных Агентству организаций.
Роскулыпура не вправеосуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии возглавляет руководитель, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство функций и назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра культуры и массовых коммуникаций РФ.
Согласно постановлению Правительства РФ «О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям» от 30 июня 2004 г., Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям(Роспечать) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности.
Роспечать осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Роспечать осуществляет следующие полномочия.
1.  Проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства.
2.  Осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству.
3. Организует проведение измерений аудитории электронных СМИ и анализ тиражей печатных СМИ.
4. Осуществляет:
·                   комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий;
·                   проведение сценарных конкурсов по созданию социально значимых телерадиопрограмм, телевизионных и мультипликационных фильмов;
·                   подготовку предложения по проведению работ по изысканию новых радиочастотных каналов и разработке радиочастотного спектра и орбитальных позиций  спутников для целей телерадиовещания, развития средств массовых коммуникаций и распространения СМИ;
·                   ведет единые общероссийские реестры СМИ;
·                   принимает в соответствии с законодательством РФ решения об управлении находящимся в федеральной собственности фондом законченных производством и прошедших в эфир телерадиопрограмм, передач, фонограмм, а также иных аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов);
·                   осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
·                   осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;
·                   осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный срок;
·                   обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
·                   обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по мобилизационной подготовке;
·                   осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;
·                   осуществляет   функции   главного   распорядителя   и   получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций;
·                   организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия;
·                   осуществляет иные  функции  по управлению  государственным имуществом и оказанию государственных услуг, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
Роспечать имеет право:
·                   давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам установленной сферы деятельности;
·                   привлекать для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
    продолжение
–PAGE_BREAK–·                   создавать    координационные,    совещательные    и    экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
·                   осуществлять контроль за деятельностью подведомственных организаций.
Роспечать не вправеосуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Роспечать возглавляет руководитель, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство функций и назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра культуры и массовых коммуникаций РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ «О Федеральном архивном агентстве» от 30 июня 2004 г. Федеральное архивное агентство(Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере архивного дела’.
Росархив находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и осуществляет регулирование по направлениям:
а) оказание государственных услуг в сфере архивного дела;
б)  государственный учет документов Архивного фонда РФ, ведение Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда РФ;
в) обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.
Росархив осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росархив осуществляет следующие полномочия:
1. Организует:
·                   информационное обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, в том числе путем создания и ведения информационных поисковых систем по архивным документам;
·                   исполнение запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформление в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства;
·                   работу по подготовке документальных публикаций, а также документальных экспозиций и справочников о составе и содержании документов Архивного фонда РФ;
·                   экспертизу архивных документов, заявленных к вывозу за пределы Российской Федерации, для выдачи в установленном порядке юридическим и физическим лицам заключений о возможности их вывоза;
·                   экспертизу документов Архивного фонда Российской Федерации, заявленных к временному вывозу за пределы Российской Федерации, для выдачи в установленном порядке юридическим и физическим лицам заключений о возможности их временного вывоза;
·                   экспертизу документов Архивного фонда РФ, временно вывезенных за пределы Российской Федерации, после их возвращения;
·                   централизованное хранение страхового фонда уникальных и особо ценных документов Архивного фонда РФ;
·                   работу федеральных архивных учреждений по рассекречиванию в установленном порядке носителей сведений, составляющих государственную тайну;
·                   координацию деятельности научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов.
2. Осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти.
3. Ведет:
·                   государственный учет документов Архивного фонда РФ;
·                   Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.
4. Осуществляет:
·                   функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций;
·                   функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства;
·                   согласование списков источников комплектования федеральных государственных архивов;
·                   согласование перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также примерных номенклатур дел, инструкций по делопроизводству федеральных органов государственной власти;
·                   согласование положений о центральных экспертных комиссиях и центральных архивах, а также иных нормативных правовых актов по архивному делу федеральных органов государственной власти и подведомственных им органов и организаций;
·                   меры по обеспечению преимущественного права РФ на покупку архивных документов, находящихся в частной собственности, в случае их аукционной или комиссионной продажи;
·                   экспертизу проектов национальных стандартов в области архивного дела и документационного обеспечения управления;
·                   обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов;
·                   контроль сроков возврата архивных документов, временно вывезенных за пределы РФ;
·                   взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5. Осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный срок.
6.  Обеспечивает мобилизационную, профессиональную подготовку работников Агентства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций.
7.  Осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства.
8.  Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
9.   Осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
2. Здравоохранение, физкультура и спорт, туризм, и социальная зашита граждан как отрасль социально-культурной сферы управления.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7, 39, 41) государство охраняет труд и здоровье людей; обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм и социальная защита граждан являются важнейшими отраслями государственного управления в социально-культурной сфере. Известно, что динамично и поступательно может развиваться только такое государство, которое проявляет должную заботу о подрастающем поколении и пожилых людях, обеспечивает гуманное отношение к инвалидам, охраняет здоровье всех своих граждан и создает необходимые условия для их достойной жизни.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» определяет следующие термины:
Физическая культура— составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности;
Спорт— составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.
В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ» государственная политика в области физической культуры и спортаосуществляется в соответствии с принципами:
1)  непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
2) учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;
3)   признания   самостоятельности   всех   физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку;
4)  создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности.
Туризм — это вид путешествий, в которых развлечения и отдых органически объединяются с образовательными целями, познанием тех или иных новых районов, стран.
Государственное управление в сфере физкультуры и спорта осуществляет Федеральное агентство по физической культуре и спорту, в сфере туризма — Федеральное агентство по туризму. Руководство указанными федеральными органами исполнительной власти осуществляет Правительство РФ.
В соответствии с Основами законодательства об охране здоровья от 22 июля 1993 г. охрана здоровья людей— это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с внутренним законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Охрана здоровья граждан базируется на следующих принципах:
1)  соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5)  ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Основы законодательства об охране здоровья граждан регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
Задачами законодательства РФ об охране здоровья граждан являются:           
1)  определение ответственности и компетенции РФ, республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Федеративным договором, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;
2)  правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;
3)  определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;
4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты.
Конституция РФ и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан закрепляют сложную и неоднородную, с организационно-правовой точки зрения, систему здравоохранения, в которой, в свою очередь, в качестве самостоятельных элементов выделяются государственная, муниципальная и частная подсистемы здравоохранения.
К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ, министерства здравоохранения республик в составе РФ, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики РФ, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные и санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения и иные предприятия, учреждения и организации.
Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с местным законодательством.
    продолжение
–PAGE_BREAK–