Политические теории XIX ст.: консерватизм, либерализм, социализм

ДніпродзержинськийДержавний технічний університетЗаочний факультетКонтрольная работа по политологии № 6Политические теории XIX ст.: консерватизм, либерализм,социализмСтудента: Денисюк Ю.В.Курс: 4Група: ПЗ-06-1з

План
Вступление
Консерватизм
Либерализм
Социализм
Список используемой литературы
Вступление
 
Консерватизм, либерализм и социализм представляют собой «главные» политические мировоззрения 19-20 веков. Это означает, что любая политическая доктрина обозначенного периода может быть отнесена к одной из этих идеологий — с большей или меньшей степенью обоснованности; то есть любая политическая концепция или партийная платформа, любое общественно-политическое движение может быть осмыслено через определенное сочетание либеральных, консервативных и социалистических идей.
«Главные» идеологии 19-20веков образовались в процессе постепенного размывания традиционных политическихмировоззрений – реалистического, утопического и теократического, которые былиформой существования и развития конкретных политических концепций со IIтысячелетия до н.э. по 18 век. Это размывание и соответственно формированиеновых мировоззрений происходило в течение 17-18 веков, в период буржуазныхреволюций.
Понятия либерализм,консерватизм и социализм многозначны. Как мировоззрение каждое их них имеетопределенную философскую основу и представляет собой некоторый способосмысления мира в целом, прежде всего, общества и способов его развития. Какполитические идеологии либерализм, консерватизм и социализм рисуют картину желаемогобудущего и основных путей его достижения. Иными словами каждая идеологияпредлагает некоторую модель развития общества, которая его создателям исторонникам представляется оптимальной. Следует подчеркнуть, что политическаяидеология не представляет собой систему взглядов в строгом смысле слова. Этоболее или менее взаимообусловленная совокупность концепций, принципов и идей,обычно лежащая в основе платформ политических партий.
Существует определенноесоответствие между той или иной идеологией с одной стороны, интересаминекоторых классов и социальных слоев – с другой. Однако это соответствие неявляется ни жестким, ни неизменным. Консерватизм обычно выражает чаяния крупныхсобственников, а также широких слоев населения, стабильность общественного положениякоторых оказалась под угрозой в результате некоторых произошедших илинадвигающихся перемен. Социализм представляет интересы наиболее обездоленнойчасти общества или же тех, кто зарабатывает на жизнь преимущественно своимтрудом. Либерализм – это идеология политического центризма. Как правило,либеральных взглядов придерживаются широкие слои буржуазии – средней и мелкой.В современном постиндустриальном обществе, где классовая принадлежностьперестает определять место человека в жизни, наиболее состоятельные частобывают консерваторами, а менее обеспеченные разделяют принципы социализма. В тоже время все современные политические партии обычно заявляют, что они выражаютинтересы народа в целом, предлагая конструктивную программу быстрого экономическогоразвития и всеобщего благосостояния. 
Консерватизм
политическийлиберализм социализм консерватизм
Понятие «консерватизм»происходит от названия литературного журнала «Консерватор», который началвыпускать в 1815 году французский писатель — романтик Ф. Р. Шатобриан.Консерватизм – это защита конкретных обществ от разрушительного воздействияреволюционных и рационалистических идей с опорой на ценности прошлого инастоящего. Отсюда следует, что консерваторы всегда выступают против революций,разрушающих существующее общество, и против радикальных реформ, негативноевоздействие которых в ряде случаев может быть сопоставимо с последствиямиреволюций. Поэтому в отличии от либерализма, суть которого всегда неизменна,консерватизм исторически изменчив. Конкретное содержание консервативныхконцепций меняется в зависимости от того, каким идеям данные концепциипротивостоят в тот или иной исторический период. Однако было бы неверно думать,что консерватизм противостоит всяким изменениям вообще. По словам известногогерманского политического деятеля консервативной ориентации Р. Вайцзеккера,консерваторы выступают за прогресс, поскольку «тот, кто закрывает дорогупрогрессу, становится реакционером». Но изменения в обществе должны происходитьестественным путем, а реформы – помогать проявиться уже назревшим переменам,сохраняя все то ценное, что было достигнуто в процессе предшествующегоисторического развития. К числу непреходящих ценностей, необходимых длянормального функционирования и развития любого общества, консерваторы относятпатриотизм, дисциплину, прочную семью и религию. Эти ценности, а такжеисторически сформировавшиеся в конкретных обществах устойчивые и проверенныевременем формы организации жизни людей, обычаи, традиции, особенности культурыи менталитета должны не уничтожаться в процессе неизбежных изменений общества,а воспроизводиться в новых условиях, обеспечивая стабильность ипреемственность.
Первым историческим типомконсервативной идеологии стал классический консерватизм (конец 18 века – перваяполовина 19 века). Его основоположником считается английский политическиймыслитель и государственный деятель Эдмунд Бёрк, получивший европейскуюизвестность благодаря своему эссе «Размышления о Французской революции»,вышедшему в свет в 1790 году. Основополагающие положения классического консерватизмабыли также сформулированы в работах французских писателей-эмигрантов Луи деБональда и Жозефа де Местра, немецких политических мыслителей Карла Людвига фонГаллера и Адама Мюллера.
Философскую основуклассического консерватизма составляет реалистический постулат о том, что общеевыше единичного. (Имеется в виду средневековый реализм – направление всхоластике, утверждающее реальное существование общих понятий и вторичность поотношению к ним единичных предметов). Соответственно утверждается, что интересыобщества и государства выше интересов личности, что общий интерес не фикция, ареальность, имеющая к тому же большую ценность, чем интерес отдельногочеловека, который должен быть подчинен интересу общему – общественному игосударственному. Следует подчеркнуть, что на практике любое государство иобщество руководствуется этим принципом, даже если официально считается иначе.
Представление о том, чтоединичное всегда подчинено общему, составляет с ним единое целое нашлоотражение в концепции общества как живого целостного организма, ни один элементкоторого не может быть произвольно устранен или заменен без вреда для самогоорганизма. Такие перемены ведут к болезни общества, а может быть и к егосмерти, особенно если будет задет источник жизненной энергии организма – егодуша.
Эта концепцияпротивостояла свойственному идеологам Просвещения, революционерам и либералампредставлению об обществе как о механизме, который можно совершенствовать, произвольнозаменяя отдельные детали, устраняя ненужное, добавляя новое, полезное.
Механизм не имеетсобственной истории, саморазвития. Организм, напротив, постоянно развивается,меняется естественным путем. Отсюда следует, что попытки революционеров и государственныхдеятелей воплотить в жизнь созданные разумом абстрактные модели обществаобречены на неудачу и опасны. Реформировать общество можно только постепенно,сохраняя его особенности, возникшие в результате предшествующего историческогоразвития, и основные, свойственные данному обществу ценности. Идеиосновоположников классического консерватизма об обществе как целостнойструктуре, основанной на органической взаимосвязи и взаимозависимостисоставляющих его элементов, о сложности успешного реформирования общества и обосновных принципах такого реформирования являются верными и актуальными длявсех обществ, находящихся в процессе активной перестройки.
Успешно противостоятьреволюциям и требованиям радикальных реформ может только сильное государство,поэтому такое государство рассматривалось основоположниками классическогоконсерватизма как ценность. Некоторые из них, например, Жозеф де Местр,признавали возможность и целесообразность широкого применения государственногонасилия ради сохранения целостности общественного организма. Но для большинствазападноевропейских консервативных мыслителей конца 18 – первой половины 19 векаэто не характерно.
Несомненная заслугаконсерваторов конца 18 — первой половины 19 века состоит в том. что ониобратили внимание на интегративную роль религии в обществе. В отличии отидеологов Просвещения, которые рассматривали религию лишь как идеологическоеосвещение существующего общественно-политического строя и средство обеспеченияпокорности народа, представители классического консерватизма подчеркивали, чтокачественное своеобразие того или иного общества во многом определяется именногосподствующей религиозной системой, формирующей менталитет населения и, темсамым, объединяющей отдельных людей в народ, нацию.
Таким образом, в работахпредставителей классического консерватизма были сформулированы основныеценности, которые стали с тех пор характерны для консервативной идеологиивообще. Это сильное государство, патриотизм, дисциплина и порядок в обществе,прочная семья, важная роль религии и церкви.
В середине 19 века наоснове принятия консерваторами рыночной экономики, частной собственности иконкуренции, а также либеральных принципов парламентаризма и политическогоплюрализма классический консерватизм ушел в прошлое и сформировался второйисторический тип консервативной идеологии – консерватизм второй половины 19 –первых десятилетий 20 века.
Это наименееконцептуальная, наиболее прагматичная из всех разновидностей консервативнойидеологии, хотя консерватизм в целом считается гораздо менее концептуальным иболее прагматичным, чем либерализм и социализм. В этот исторический периодконсерваторы выступали за сохранение существующего положения вещей, то естьсвободы предпринимательства и неограниченной конкуренции, невмешательства государствав отношения между наемными рабочими и работодателями, противодействуя введениюгосударственного регулирования экономики и государственных социальных программ,высказываясь против расширения круга избирателей, затем – против введениявсеобщего избирательного права.
Этот исторический типконсерватизма не сумел победить в борьбе против социального реформаторства,инициатива которого исходила от либералов, а с конца 19 века – отсоциал-демократов. Поэтому в начале 20 века возник новый тип консерватизма –революционный консерватизм (начало 20 – первая половина 40-х годов 20 века),представленный двумя видами – итальянским фашизмом и немецкимнационал-социализмом. На основе этой идеологии в Италии и Германии в 20-30-егоды 20 века возникло тоталитарное общество, предполагающее рыночную, активнорегулируемую государством экономику в условиях политической диктатуры. Даннаяобщественная модель стала одним из вариантов — исторически не перспективным — преодоления кризиса либерализма и либеральной общественной модели. Но данный ипоследующие виды консерватизма относятся уже к 20 веку, поэтому не будут здесьрассматриваться.
Консервативная идеологияи придерживающиеся ее партии в настоящее время успешно развиваются.Консервативные партии периодически приходят к власти, конкурируя ссоциал-демократами, а консервативная идеология оказывает существенноевоздействие на либерализм и социализм, на практическую политикусоциалистических и либеральных партий. Либерализм
Понятие «либерализм» появилосьв начале 19 века. Первоначально либералами называли группудепутатов-националистов в кортесах – испанском парламенте. Затем это понятиевошло во все европейские языки, однако в несколько ином значении.
Сущность либерализмаостается неизменной на протяжении всей истории его существования. Либерализм –это утверждение ценности человеческой личности, ее прав и свобод. От идеологииПросвещения либерализм заимствовал идею естественных прав человека, поэтому вчисло неотчуждаемых прав личности либералы включали и включают право на жизнь,свободу, счастье и собственность, причем наибольшее внимание уделяется частнойсобственности и свободе, поскольку считается, что собственность обеспечиваетсвободу, которая в свою очередь есть предпосылка успеха в жизни отдельногочеловека, процветания общества и государства. Свобода неотделима отответственности и заканчивается там, где начинается свобода другого человека.«Правила игры» в обществе фиксируются в законах, принимаемых демократическимгосударством, в котором провозглашены политические свободы (совести, слова,собраний, объединений и т.п.). Экономика рыночная, основанная на частнойсобственности и конкуренции. Такая экономическая система есть воплощениепринципа свободы и условие успешного экономического развития страны.
Первым историческим типоммировоззрения, содержащего обозначенный выше комплекс идей, был классическийлиберализм (конец 18 – 70-80-е годы 19 века). Его можно рассматривать какнепосредственное продолжение политической философии эпохи Просвещения. Недаром«отцом либерализма» называют Джона Локка, а создатели классического либерализмаИеремия Бентам и Адам Смит считаются крупнейшими представителями позднегоПросвещения в Англии. На протяжении 19 века либеральные идеи развивали ДжонСтюарт Милль (Англия), Бенжамен Констан и Алексис де Токвиль (Франция),Вильгельм фон Гумбольдт и Лоренц Штейн (Германия). От идеологии Просвещенияклассический либерализм отличается, прежде всего, отсутствием связи среволюционными процессами, а также отрицательным отношением к революциям вообщеи к Великой Французской революции в частности. Либералы принимают и оправдываютсоциальную действительность, сложившуюся в Европе после Великой Французскойреволюции, и активно стремятся совершенствовать ее, веря в безграничный общественныйпрогресс и силу человеческого разума.
Классический либерализмвключает ряд принципов и концепций. Его философской основой являетсяноминалистический постулат о приоритете единичного перед общим. Соответственноцентральным является принцип индивидуализма: интересы личности выше интересовобщества и государства. Поэтому государство не может попирать права и свободычеловека, а личность имеет право защищать их против посягательств со стороныдругих лиц, организаций, общества и государства.
Если рассматриватьпринцип индивидуализма с точки зрения его соответствия действительномуположению вещей, следует констатировать его ложность. Ни в одном государствеинтересы отдельного человека не могут быть выше общественных и государственных.Обратная ситуация означала бы гибель государства. Любопытно, что впервые на этообратил внимание один из основоположников классического либерализма И. Бентам.Он писал, что «естественные, неотчуждаемые и священные права никогда несуществовали», так как они несовместимы с государством; «…граждане, требуя их,просили бы только анархии…». Тем не менее, принцип индивидуализма сыграл ввысшей степени прогрессивную роль в развитии западной цивилизации. И в нашевремя он по-прежнему дает личности законное право отстаивать свои интересыперед лицом государства.
Принцип утилитаризмапредставляет собой дальнейшее развитие и конкретизацию принципа индивидуализма.Сформулировавший его И. Бентам полагал, что общество – это фиктивное тело,состоящее из отдельных личностей. Общее благо – также фикция. Действительныйинтерес общества не что иное как сумма интересов составляющих его индивидов.Поэтому любые действия политиков и любые институты должны оцениватьсяисключительно с точки зрения того, в какой мере они способствуют уменьшению страданийи увеличению счастья отдельных людей. Конструирование модели идеальногообщества, по мнению И. Бентама, не нужное и опасное с точки зрения возможныхпоследствий занятие.
Тем не менее, основываясьна принципах индивидуализма и утилитаризма, классический либерализм предложил вкачестве оптимальной вполне конкретную модель общества и государства.Сердцевину этой модели оставляет разработанная А. Смитом концепция общественнойсаморегуляции. По мнению А. Смита, в условиях рыночной экономики, основанной начастной собственности и конкуренции, отдельные индивиды преследуют своиэгоистические интересы, а в результате их столкновения и взаимодействияобразуется общественная гармония, предполагающая эффективное экономическоеразвитие страны. Государству не следует вмешиваться в социально-экономическиеотношения: оно способно скорее нарушить гармонию, чем содействовать ееустановлению.
Концепции общественнойсаморегуляции в сфере политики соответствует концепция правового государства.Целью такого государства является формальное равенство возможностей граждан,средством – принятие соответствующих законов и обеспечение их неукоснительноговыполнения всеми, в том числе, государственными чиновниками. При этомматериальное благосостояние каждого отдельного человека считается его личнымделом, а не сферой заботы государства. Смягчение крайностей нищетыпредполагается за счет частной благотворительности. Сущность правовогогосударства кратко выражается формулой: «закон превыше всего».
Правовое государствоявляется малофункциональным, что выражается в понятиях «маленькое государство»или «государство-минимум». Такое государство обеспечивает общественный порядок,то есть борется с преступностью и организует оборону страны от внешних врагов.Иными словами это некий «ночной сторож», который проявляет свои властныеполномочия лишь в экстраординарных ситуациях. «Государство-минимум» – неозначает слабое государство. Скорее, напротив, только достаточно сильнаясистема власти способна обеспечивать неукоснительное соблюдение в обществе«правил игры». Но большинство создателей классического либерализма не считалисильное государство ценностью, поскольку совокупность их воззрений была взначительной степени направлена против насильственной общественнойрегламентации, корпоративной и государственной, свойственной феодальномуобществу.
Правовое «маленькоегосударство» должно быть светским. Классический либерализм выступал заотделение церкви от государства. Религию сторонники этой идеологии считалиличным делом отдельного человека. Можно сказать, что любой либерализм, в томчисле и классический, в целом безразличен к религии, которая не рассматриваетсяни как положительная, ни как отрицательная ценность.
Программы либеральныхпартий обычно включали следующие требования: разделение властей; утверждениепринципа парламентаризма, то есть переход к таким формам организациигосударства, при которых правительство формируется парламентом; провозглашениеи реализация демократических прав и свобод; отделение церкви от государства.
С конца 18 века и попервые два десятилетия 20 века инициатива социального реформаторства в странахзападной цивилизации принадлежала либералам. Однако уже в конце 19-начале 20века начался кризис либерализма. Рассмотрим его причины.
Теория общественнойсаморегуляции никогда в полной мере не соответствовала действительности.Кризисы перепроизводства периодически происходили во всех развитыхкапиталистических странах и стали неотъемлемой частью индустриального общества.Социальной гармонии также не наблюдалось. Борьба рабочего класса противбуржуазии началась в 20-е годы 19 века в Англии. Индустриальное общество уже впервой половине 19 века проявило себя как глубоко конфликтное и экономическинестабильное.
Противоречия междуобъективной действительностью и либеральной теорией стали очевидны в конце19-начале 20 вв., когда капиталистический способ производства перешел вмонополистическую стадию. Свободная конкуренция уступала место диктатумонополий, цены определялись не рынком, а крупными фирмами, подчинившимиконкурентов, кризисы перепроизводства становились более длительными иразрушительными, охватывали одновременно целый ряд стран.
Борьба рабочего класса задостойную жизнь становилась все более организованной и эффективной. Начиная с60-х годов 19 века, эту борьбу возглавляли социал-демократические партии,первоначально провозгласившие своей целью утверждение диктатуры пролетариата иликвидацию частной собственности на средства производства.
Необходимостьгосударственного регулирования экономики и социальных конфликтов становиласьвсе более очевидной. В этих условиях инициатива социального реформаторствастала постепенно переходить к социал-демократии, сумевшей разработать в 90-егоды 19 века принципиально новую программу совершенствования буржуазногообщества, предполагающую отказ от диктатуры пролетариата и ликвидации частнойсобственности.
Еще одной причинойкризиса либеральной идеологии стали, как это не парадоксально, успехилиберальных партий в деле реализации своих политических требований. В конце 19- первых десятилетиях 20 века все положения политической программы этих партийоказались реализованы и приняты в конечном счете всеми основными политическимисилами и партиями. Поэтому можно сказать, что несомненные заслуги либерализма илиберальных партий в утверждении основных принципов и институтов современнойдемократической системы способствовали отказу в поддержке либеральным партиямсо стороны общества: либералам стало нечего предложить избирателям.
В этих условияхлиберализм существенно изменился и начался второй этап его развития, связанныйс появлением социального либерализма как нового исторического типа либеральнойидеологии. Социальный либерализм (конец 19 – 70-е годы 20 вв.) вобрал некоторыесоциал-демократические идеи, и, как следствие, произошел отказ от частипостулатов классического либерализма. Создателями социального либерализма сталитакие политические мыслители как Дж. Гоббсон, Т. Грин, Л. Хобхауз (Англия), В.Репке, В. Ойкен (Германия), Б. Кроче (Италия), Л. Уорд, Дж. Кроули, Дж. Дьюи(США).
Прежде всего, социальныйлиберализм включил в либеральную доктрину социал-демократическую идеюгосударственного регулирования экономики (экономическая концепциягосударственного регулирования была разработана Дж. М. Кейнсом исоциалистической не является, хотя использовалась также и социал-демократами),поскольку в условиях господства монополий требование неограниченной свободыконкуренции было взято на вооружение монополистами и приобрело функцию защитыинтересов привилегированных слоев населения. Уже в конце 19 века либеральныеправительства европейских стран одно за другим стали принимать антимонопольныезаконы, запрещавшие чрезмерную концентрацию собственности. Мировойэкономический кризис конца 20-х — середины 30 годов 20 века окончательно сделалдостоянием прошлого представление о возможности эффективной экономики безрегулирующего государственного вмешательства.
Вторая идея,заимствованная социальным либерализмом у социал-демократии, — это идеясоциальной справедливости, понимаемой как право каждого на достойную жизнь.Конкретным способом ее реализации стали также предложенные социал-демократамиширокие социальные программы, предполагающие перераспределение прибыли отбогатых к бедным через систему государственных налогов. Социальное страхованиепо болезни, безработице, по старости, страховая медицина, бесплатноеобразование и т.п. – все эти программы, постепенно вводимые и расширяемые встранах западной цивилизации на протяжении конца 19 — 70-х годов 20 векасуществовали и продолжают существовать благодаря введению прогрессивной шкалыналогообложения. Такая система взимания налогов предполагает, что люди, имеющиебольший доход или капитал платят больший процент с этого дохода или капитала,чем люди, имеющие меньшие средства к жизни. Социальные программы одновременносодействуют развитию экономики, поскольку расширяют платежеспособный спрос.
В настоящее времявлиятельность либерализма как политического мировоззрения растет. Это связанокак с воскрешением неоконсерваторами ряда основополагающих положенийклассического либерализма, так и с распадом СССР, мировой системы социализма, спереходом входивших в нее европейских стран к либеральной экономической моделии политической демократии западного образца, в утверждении которой решающуюроль сыграли либерализм и либеральные партии. В то же время кризис либеральныхпартий продолжается. Социализм
Понятие «социализм»,которое вошло во всеобщее употребление в третьем десятилетии 19 века, призванобыло обозначить направление общественной мысли, стремящееся разработатьпринципиально новую модель устройства общества как целого на основепреобразования социально-экономических отношений. Дать краткое содержательноеопределение этой идеологии сложно, поскольку понятие социализм объединяетбольшое количество сильно различающихся между собой концепций, которые могутбыть разделены на две большие группы: собственно социалистические икоммунистические.
В концепциях первойгруппы предполагается, что достойная жизнь трудящихся может быть достигнута вобществе, основанном на сочетании общественной и частной собственности насредства производства, а всеобщее абсолютное равенство не обязательно и нежелательно. Концепции второй группы предлагают создать общество, основанноеисключительно на общественных формах собственности, что предполагает полноесоциальное и имущественное равенство граждан.
Характеристикасоциалистической идеологии, учитывающая существование двух обозначенных вышенаправлений социалистической мысли, может быть дана следующим образом.Социализм предполагает критику буржуазного общества с позиций некоторогоидеала, «расположенного» по мысли социалистов в будущем. Формулировка основныхчерт будущего общества дается с позиций наиболее обездоленной части населения,зарабатывающей на жизнь своим трудом. Само общество социальной справедливостипредполагает существенную роль общественных форм собственности, сближениекрайностей богатства и бедности, замену конкуренции солидарностью,взаимопомощью. Новое общество мыслится как способное обеспечить более быстрый ивсесторонний общественный прогресс, чем буржуазное.
Первый исторический типсоциалистической идеологии – это гуманистический социализм первой половины 19века, называемый также утопическим социализмом (в настоящее время второеназвание представляется необоснованным, так как марксизм также оказалсяутопией, хотя и в ином смысле). Его основоположниками и крупнейшимипредставителями являются Анри де Сен-Симон и Шарль Фурье (Франция), Роберт Оуэн(Англия). Гуманистическим это социализм назван потому, что его создатели,формулируя основные черты общества социальной справедливости, исходили изинтересов человека вообще, а не представителя какого-либо класса или слоя, хотянаибольший выигрыш реализация предложенной модели должна была принести людямтруда.
Конкретные системывзглядов основоположников гуманистического социализма были различны, но в общеми целом общество социальной справедливости мыслилось как основанное насочетании общественной и частной форм собственности, на сотрудничестве классов.Предполагалось сохранение общественного и имущественного неравенства,связанного с неодинаковостью вклада – финансового и трудового — в развитиепредприятия, с разной ролью представителей различных социальных слоев вобществе. Переход к новой общественной организации мыслился как постепенный ипроисходящий исключительно мирным путем. В качества средств переходапредлагались: обращение к власть имущим, к представителям крупного бизнеса,создание на новых принципах образцовых предприятий, пропаганда положительногоопыта. Именно обозначенные средства перехода к обществу социальнойсправедливости вызвали к жизни название «утопический социализм».
В 40-е годы 19 векавозник марксизм, называемый также рабочим или экономическим социализмом, атакже научным коммунизмом. Эта идеология появилась на основе осуществленногоКарлом Марксом анализа экономических отношений буржуазного общества в условияхроста рабочего движения. Основные положения марксизма таковы.
Капиталистическоеобщество неизбежно утратит свою экономическую эффективность из-за свойственногоему противоречия между общественным характером производства и частной формойприсвоения. Чтобы ликвидировать это противоречие и открыть простор развитиюпроизводительных сил, следует ликвидировать частную собственность на средствапроизводства. Соответственно будущее общество социальной справедливости станетодновременно экономически наиболее эффективным. В нем будет общественнаясобственность на средства производства, не станет классов, исчезнетэксплуатация, утвердится полное общественное и имущественное равенство,прекратит свое существование государство как политическая организацияэкономически господствующего класса (его заменит общественное самоуправление),станет возможна творческая самореализация каждого человека.
Переход к новому обществувозможен лишь путем классовой борьбы и социальной революции, которую осуществитрабочий класс во главе с коммунистической партией, вооруженной знанием законовобщественного развития. Непосредственно после победы революции утвердится диктатурапролетариата, которая станет новой, высшей формой демократии, поскольку к томувремени пролетариат будет составлять в обществе большинство населения.
Развитие марксизма вовторой половине 19 – начале 20 века привело к появлению двух современных типовсоциалистической идеологии: марксизма-ленинизма и идеологии социал-демократии.
Марксизм-ленинизм,называемый также большевизмом и научным коммунизмом, возник как приспособлениемарксизма к условиям России и к практике социалистического строительства послепобеды российской революции 1917 года. Принявшие эту идеологию партии стали,как правило, называться коммунистическими.
Попытка претворения вжизнь марксистской модели, осуществленная в СССР и других странах мировойсистемы социализма, привела к появлению общества, в котором государственнаяэкономика управлялась из единого центра в условиях отсутствия политическойдемократии. Это была еще одна попытка преодоления кризиса либерализма илиберальной экономической модели. Однако созданное общество не стало ни болеегуманным, ни более экономически эффективным, чем капиталистическое, вдолгосрочной перспективе, а потому и ушло с исторической арены.
Идеологиясоциал-демократии, сформировавшаяся в 90-е годы 19 века, возникла как критика,ревизия марксизма. Ее основные положения были разработаны германскимсоциал-демократом Эдуардом Бернштейном и постепенно приняты международнойсоциал-демократией, хотя и не без острой борьбы мнений. Произошел отказ оттаких основополагающих положений марксизма как социальная (социалистическая)революция, диктатура пролетариата, полная замена частной собственности насредства производства общественной собственностью.
Пересмотр марксизмаоказался возможен и неизбежен, поскольку в последние десятилетия 19 века сталоочевидно, что положение рабочего класса не ухудшается с развитием капитализма,как предсказывал К. Маркс, а улучшается. Из этого факта Э. Бернштейн сделалдалеко идущие выводы, не потерявшие своего значения в наши дни, и разработалпрограмму построения демократического социализма.
Поскольку экономическоеразвитие в условиях капитализма ведет к росту материального благосостояниярабочих, задача социал-демократических партий должна заключаться всовершенствовании существующего общества, а не в его ликвидации и заменедругим, принципиального отличным от буржуазного.
Необходимым условиемтакого совершенствования является политическая демократия. Э. Бернштейн обратилвнимание на то, что последовательная реализация основных либеральных принциповполитического устройства ведет к ликвидации политического господства буржуазии,если рабочий класс сумеет организоваться и будет постоянно поддерживать своюпартию на выборах.
Таким образом, следовалобороться за углубление политической демократии, победу партии рабочего классана парламентских выборах, формирование социал-демократического правительства.Такое правительство при поддержке парламентского большинства должно неуклонноосуществлять программу растянутых во времени реформ, направленных на улучшениематериального положения рабочего класса, рост его социальной защищенности,повышение культурного и образовательного уровня и т.п. С этой целью, а такжеради повышения экономической эффективности следовало постепенно осуществлятьчастичную национализацию промышленности, прежде всего, убыточных предприятий иотраслей, наладить государственное регулирование частного капиталистическогосектора, разработать и осуществить широкие социальные программы на основеперераспределения прибыли от имущих к малоимущим через систему налогов.
В результате последовательныхи всесторонних реформ либеральная экономическая модель должна уступить местосоциал-демократической модели в условиях неуклонного совершенствования иразвития политической демократии. Инициированные партией рабочего классареформы должны в конечном счете содействовать быстрому росту общественногобогатства и всеобщего благосостояния, отвечая интересам всех слоев населения.Формулируя основные положения концепции демократического социализма, Э.Бернштейн постоянно подчеркивал, что важна не столько сама цель, сколькопроцесс движения к ней.
В начале 21 векаосновными ценностями международной социал-демократии продолжают оставатьсясолидарность, свобода, равенство, политическая демократия, регулируемаягосударством рыночная смешанная экономика, социальная защищенность населения.Постепенное увеличение государственного сектора экономики более не считаетсяцелесообразным.
В настоящее время,несмотря на то, что социал-демократические партии периодически приходят квласти в европейских странах, сменяя неоконсерваторов, кризиссоциал-демократической идеологии нельзя считать преодоленным, поскольку новыхконструктивных идей, способных обновить программу и практику демократическогосоциализма, у международной социал-демократии нет.
Список используемойлитературы
1. Ларионова И.Л.Политические идеологии XIX – XX веков. Либерализм. Консерватизм. Социализм:Метод. рекомендации по курсам «Политология», «Глобальные конфликты нового иновейшего времени», «Отечественная история» // Моск. гос. инс-т электроники иматематики – 2004
2. Чичерин Б. Н.История политических учений. // СПб., Русская Христианская гуманитарнаяакадемия – 2006
3. Чичерин Б. Н.Различные виды либерализма // Общ. науки и современность — 2003.