Романтизм в
Германии XIX века
Введение
Романтизм – это духовное движение во всех
областях культуры, прежде всего в литературе, музыке, философии, исторических
науках и пр. К деятелям романтизма относят братьев Шлегелей, Новалива,
Шлейермахера, Шеллинга, Гельдерлина, Гофмана, Байрона, Гейне, Шуберта, Вагнера,
Карлейла. Этот список можно значительно расширить.
Определить «романтизм» безотносительно формы
его проявления (в литературе, музыке, философии и пр.) крайне сложно. Однако
некоторые элементы понимания романтизма можно выделить:
1. Это прежде
всего порыв к свободе человеческого духа от сковывающих условий бытия.
2. Интерес к
тому, что еще не воплотилось в жизни в виде готовых произведений искусства,
науки, природы. «Жизненное брожение», процессы творчества – в центре внимания
романтиков.
3. Романтики
переживают «разорванность» жизни в современном им обществе. Понятия, которыми
романтики описывали свои состояния, точно передают конфликт с реальностью:
«ностальгия» – желание вернуться к состоянию покоя и счастья, когда-то
утраченному; «страсть», «тоска», «желание» – обычно связаны с некоторым идеалом
жизни, который романтики «чувствуют», но не желают и не могут точно
сформулировать. Романтический идеал по замыслу не мог быть сформулирован
рационально. Этот идеал есть внутренний мир человека. Этот идеал всегда
полностью неопределен, его нельзя выставить на показ, напротив, его стремятся
утаить от людей.
4.
Чувственность ставится выше разума. Неоднократно декларируется, что поэт,
художник глубже понимает мир, чем ученый, потому что пользуется синтетическим
художественным образом, а ученый степени строгой рациональностью мышления.
ГЕРМАНИЯ
КОНЦА XVII – НАЧАЛА XIXВЕКА
В 1794 г. вместе с публикацией «Наукоучения»
на небосклоне философии восходит звезда Фихте. В 1975 г. Шиллер публикует
знаменитые «Письма об эстетическом воспитании человека». Заявляет о себе
«романтическое» течение в немецкой философии и литературе. Новалис, Фр. Л. Фон
Гарденберг, пишет «Гимны к ночи» (1797), «Ученик в Саисе» (1798), «Христианство
или Европа» (1799). Появляются сочинения Людвига Тика. Публикуются первые
работы Шеллинга, на рубеже веков – в 1800 г. – увенчивающиеся «Системой
трансцендентального идеализма». 1799 г. стал важным для немецкий романтиков:
Фр. Шлегель опубликовал сочинение «Фрагменты», а Фр. Шлейермахер – «Речи о
религии к образованным людям, ее презирающим». Для исторической ситуации конца
80-х годов XVII– начала XIXвв. главным вопросом, как известно, было отношение
немцев к французской революции, Еще до французской революции культура Европы –
в частности, литература Германии – привлекала внимание к напряженности
обострившихся социальных противоречий, противоречий между индивидом и
обществом. Революция завершила формирование тех порывов к свободе, которые
отныне сделались непреходящими личностными ориентациями молодых философов.
Страстное ожидание перемен способствовало
тому, что передовая немецкая интеллигенция увидела революции событие
эпохального значения, громадной преобразующей силы; осознание объективной
исторической неизбежности революции, широко распространившееся в немецкой
культуре, значительной степени способствовало философским поискам
закономерностей исторического процесса и критике весьма характерных для XVIIIв.
Субъективистско-волюнтаристских подходов к истории.
По мере развертывания событий во Франции
различные группы и слои передовой немецкой интеллигенции, поначалу равно
воодушевленные революцией, начинают расходиться во взглядах, в оценках
французского опыта. На одном полюсе оказались, например, очень популярный в
Германии поэт Фридрих Готлиб Клопшток, который сам принимал непосредственное
участие во французской революции, и Георг Форстер, один из идейных
вдохновителей Майнцской республики. На другом полюсе были многие немецкие
интеллигенты, которые подобно, скажем, Шиллеоу подтвердили свою в целом высокую
оценку содержания, смысла революции во Франции, но одновременно четко и резко
высказались о неприемлемости для них таких ее политических методов, как
репрессии, террор против инакомыслящих и инакодействующих. Одним из
существеннейших пунктов размежевания стало, несомненно, отношение к религии и
французского Просвещения, и французской революции. С того самого момента, когда
в целом поддерживаемая немецкими писателями и мыслителями французская критика
конкретных форм религиозности и официальной политики, практики церковных
институтов переросла в непримиримый антиклерикализм, тем более в атеизм и
преследования религии, – с этого момента в немецкой критической мысли
завязались узлы самых острых размежеваний с опытом революции и с идеями
Просвещения соседней Франции. И конечно, это были главные линии размежевания с
теми соотечественниками, которые подобно Клопштоку или Форстеру в определенной степени
поддерживали также и репрессивные методы французской революции.
В следующей исторической ситуации (1806 –
1815) Германия переживала, пожалуй, одну из самых динамичных и противоречивых
эпох своей истории. Оккупация, присутствие наполеоновских войск создали
противоречивое положение в стране: с одной стороны, завоеватели толкали
Германию к следованию более передовых французским государственно-правовым
образцам. В этих условиях и развернулись давно назревшие, но проводимые под
весьма разнородными социальными влияниями крупные государственные реформы. С
другой стороны, в народе, особенно к концу данного периода, пробудились
патриотические чувства, антифранцузские настроения, началось сопротивление
иноземному нашествию.
Немецкие философы по разным причинам (и
потому, что реалистически считали революцию в Германии конца XVII– начало
XIXвв. невозможной, и потому, что боялись крайностей, жертв революции)
поддерживали скорее идею реформирования, а не радикального революционизирования
общественных порядков своей страны, хотя видели существенные недостатки
отдельных реформ например тех, с помощью которых в условиях «французского
угнетения» было отменено крепостное право и изменена законодательная система.
Развитие Фихте, Шеллинга, Гегеля как теперь уже известных философов происходит,
таким образом, в период реформ. Можно сказать больше: реформаторы, воспитанные
на философии Канта, теперь с интересом и даже надеждой присматриваются к
отечественной философской мысли.
В ноябре 1817 г. в связи с расширением
масштабов культурной политики прусского государства по замыслу Гарденберга и
указом короля было создано для управления культурой специальное министерство.
Вовсе не случайно, что оно получило название «министерства культов», ибо
верховенство в культурно-духовной области по чисто немецкому образцу (вот где
существенное отличие от Франции!) все-таки вверялось религии. Тем не менее, это
была социально значимая, в целом исторически прогрессивная акция,
свидетельствовавшая и о начавшейся более широкой государственной институционализации
деятельности в области культуры, науки, образования, религии и о демократизации
культурно-образовательных процессов. В реформаторской деятельности прусского
государства первой трети XIXв. в области культуры были свои сильные,
прогрессивные стороны и свои социально-исторические ограниченности.
Германия, правда, намного отставала от
революционной и наполеоновской Франции по глубине и широте реформ. Однако
Германия все-таки шла именно за революционной Францией в ряде
культурно-реформационных, государственно-институционных мер. Влияние форм,
образцов, идей, порожденных французской революцией, в сфере немецкой культуры
было основательным; это влияние усилилось, стало непосредственным во время
французской оккупации и не исчезло после падения Наполеона. Подспудно оно
ощущалось и в период реакции.
Первые десятилетия XIXв. – время расцвета
немецкой классической философии, представленной, прежде всего работами Фихте,
Шеллинга, Гегеля, но также и немецких романтиков. Несколько особняком стоит
творчество А. Шопенгауэра, который в 1818 г. создал свой главный труд «Мир как
воля и представление». Позднее, в 20 – 40-х годах XIXв., когда в Германии
«состязаются» Гегель, Шеллинг, Шопенгауэр, когда после смерти Гегеля на арену
мысли начинают выходить правые и левые гегельянцы и, прежде всего Л. Фейербах,
когда появляются первые работы К. Маркса и Ф. Энгельса, – в культуре и
философии других стран возникают новые социально-политические течения:
социализм, позитивизм, анархизм. В начале 50-х годов позитивизм закрепляет свои
позиции в качестве одного из главных философских и социологических направлений.
Таковы социально-исторические рамки, в которых возникла и развивалась философии
второй половины XVII– первой половины XIXвв., а также общие контуры и тенденции
развития культуры, взаимодействия философских идей.
Теперь мы обратимся к более конкретному
анализу самого значительного, что возникло в философии этого периода. А самым
значительным, несомненно, была немецкая философская мысль, названная «немецкой
классической философией» из-за ее всемирно-исторического значения. Но мы
обратимся к романтическому направлению Германской философии. Для того что бы
понять какое влияние оказало это направление на философию необходимо обратиться
к трудам философов того времени.
ШЕГЕЛЬ
ФРИДРИХ
Шлегель Фридрих (1772 – 1829) – рассматривает
мир как процесс бесконечного становления, главное в котором духовная
деятельность. Мир как бесконечное познается философией и искусством. Искусство
глубже проникает в сущность бытия. Ведь вся природа – это художественное
произведение высшего духа. Человек, прежде всего художник, творец
действительности. В творчестве человек проявляет свои высшие силы.
Шлегель формирует идею неадекватности
мышления, которое всегда связано причинно-следственными отношениями. Выйти за
пределы рационального мышления и продвинуться к пониманию бытия помогают юмор и
ирония. Ирония – это механизм «выпрыгивания» разума за свои границы. Ирония и
юмор показывают относительность форм жизни человеческого общества, их ограниченность.
Ирония развенчивает то, что связано с бытом людей, косностью бытия, классовой и
профессиональной ограниченностью мышления. Мышление во многом бессильно. То,
что действительно важно для понимания, главные истины человечества – невыразимы
рационально и непостижимы. Ирония над собственным познанием, его бессилием,
склонностью к иллюзиям помогает смягчить невозможность удовлетворить страсть к
познанию мировых идеалов. Жизнь вышучивает тех, кто ей противится и не понимает
жизненной игры.
НОВАЛИС
Новалис (1772 – 1801) – утверждает, что
эстетика (философское учение о красоте) есть путь к познанию человека, общества
и природы. Истина – это красота, «чем поэтичнее, тем истеннее» – считал Новали.
Поэзия улавливает абсолютное полнее, чем
наука. Поэзия ведет к истине, которая недостижима в реальности. Крайне велика в
человеческой культуре роль христианства, которое смогло объяснить смысл жизни и
смерти человека. Главный предмет философии и искусства – наше собственное «Я».
Мир есть результат творчества нашего «Я» и «Божественного». Все в мире есть
результат контакта духов. Дух – абсолютное властвующее начало мира.
ШЛЕЙЕРМАХЕР
ФРИДРИХ
Шлейермахер (1768 – 1834) романтически
понимает религию как отношение человека и Всеобщего. В этом качестве религия
опирается на интуицию человека, его чувство бесконечного. Религия имеет
огромную нравственную, политическую, социальную ценность. Рациональная мысль
сводила религию либо к теоретическим представлениям о Боге, устройстве мира,
морали, либо к области практической морали, заповедей, норм поведения людей в
жизни и средств достижения «жизни вечной» после смерти. Шлейермахер же считал,
что религия – ни то ни другое и не является совокупностью указанных элементов.
Религия – это состояние человеческого сознания.
Переводы трудов Платона подтолкнули
Шлейермахера к проблемам философской герменевтики (в то время – науки о
правильном толковании текстов). Шлейермахер переходит от проблем толкования
текстов к проблеме толкования всей культуры человечества и ее истории исходя из
рассмотрения объектов творчества человеческого духа. Шлейермахер впервые
говорит о том, что проблема понимания всегда присутствует в жизни человека и в
обществе. Понимание лежит в основе человеческого образования, так как оно
связано с говорением, речью. Учится говорить – значит одновременно учиться
понимать. Искусство понимания (герменевтика) необходима всегда, человек должен
овладеть техникой понимания.
ГЕЛЬДЕРЛИН
ФРИДРИХ
Гельдерлин Фридрих (1770 – 1843) – воспевает
природу, красоту и поэзию. Человек ощущает свою причастность к «Бесконечному –
Единому». Знание человека так же бесконечно, как и природа. Здесь Гельдерлин
выдвигает идею бесконечного развития и философии. Идею новую, так как тогдашние
философские системы (Канта, Фихте) претендовали на завершенность и
законченность, Гельдерлин воспринимает мир как воплощение и реалное выражение
красоты, т.е. эстетически. Красота есть сущность мира и форма его
существования. Подлинная философия – это «метафизика красоты». Философ – тот же
поэт (и наоборот) потому, что только в художественном восприятии мир
раскрывается в своем единстве. Мир идеальный и реальный, бесконечный и конечный
одновременно. Мир распадается на физический и духовный, но единый в красоте.
Так как мы затронули тему поэзии в философии
то будет обязательно сказать о таком поэте как Иоганн Фольфганг Гете. Итак как
является истинным продолжателем романтизма перенесенного в поэзию.
ИОГАНН
ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ
Выдающаяся роль Гёте в культуре и философии
общепризнан. Гёте действительно стал главной фигурой литературного движения
«Бури и натиска» 70 – 80-х годов; и впоследствии великий поэт, писатель,
ученый, мыслитель всегда оказывался в центре немецкой культуры.
К 1794 г. относится знаменательное событие в
жизни Гёте (1749 – 1832) – знакомство и дружба с Шиллером. То была дружба двух
гениев немецкого духа, дружба-спор. В 1797 г., в ходе дискуссий с Шиллером,
Гёте написал статью «Об эпической м драматической поэзии». Весьма важным было
то, что творческое общение Шиллера и Гёте касалось не только литературы. Шиллер
в то время увлекался Кантом; с Гёте он вел дискуссии о кантовской, а потом и о
фихтевской, шеллинговской, гегелевской философии.
Отношение Гёте к философии и философам по
своей внешней форме весьма противоречиво. С одной стороны, что верно
подчеркивают исследователи, Гёте нередко дистанцировался от философии; часто
ему более близка позиция здравого человеческого рассудка, чем философской
спекуляции; он чурался абстрактного философского рассуждательства, оторванного
от действительности. В этом состояло одно из различий между Гёте и Шиллером,
погруженным в кантовскую философию.
С другой стороны, сам Гёте не только не был
чужд философии, но, изучая произведения выдающихся философов прошлого и своей
эпохи, вполне профессионально судил об их идеях. Но его всегда интересовал дух
той или иной философской системы, чем буква соответствующих текстов. Гёте как
бы «воспарял» над ограничениями и ограниченностями философских учений и систем,
постигая, а иногда и заимствуя наиболее ценное, интересное, постигая, а иногда
и заимствуя наиболее ценно, интересное, плодотворное.
Философские иди самого Гёте – это впрочем, не
только и даже не столько его полемика с философами своей эпохи, сколько
философское содержание таких выдающихся произведений, как «Фауст», как
философская лирика и философско-эстетические идеи и сочинения. В эстетике он,
начиная с первых своих произведений, страстно выступал против устаревших
художественных канонов за новаторство в искусстве. Вместе с тем, призыв к
новаторству парадоксальным, но органичным образом объединялся у Гёте с
поклонением античным идеалам красоты, что было вообще весьма характерно для
культа античности, коему отдали дань многие выдающиеся деятели немецкой
культуры – Винкельман, Шиллер, романтики, особенно Гельдерлин, Гегель и др.
Творческую деятельность он, с одной стороны,
возводил к природе – в том числе к природными задаткам человека. Природа –
предпосылка и грандиозная мастерская творчества. С другой стороны, творчество –
высшее проявление активности духа, который обладает способностью соединять то,
что разъединено и рассеяно в природе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Романтическое направление в литературе разных
стран в XVIII– XIXвв. – это довольно мощное, хотя и разнородное,
разнонаправленное течение, которое имело значительное влияние на философию и
часто пересекалось с нею. Имена более ранних немецких романтиков уже
назывались. Необходимо упомянуть и о более поздних авторах – Э.Т. А. Гофмане и
Г.Гейне, обычно также относимых к романтической «школе» в литературе и
философии.
Философское значение немецкого романтизма в
наибольшей степени определяется интересом писателей, поэтов-романтиков к
вопросам философии истории, к социально-политическим проблемам прошлого и
современности, к эстетическим темам, к теории и методам творчества, в частности
литературы. Важнейшим обстоятельством было непосредственное участие романтиков
в философских дискуссиях своего времени.
Список
литературы.
1. История
Философии – под ред. Проф. Н.В. Мотрошиловой «Греко-латинский кабинет»
Москва 1998 г.
2. История
Философии – учебник для высших учебных заведений «Феникс» Ростов – на –
Дону 1999 г.
3.
Р.М.Габитова. Философия немецкого романтизма Москва 1978 г.