Содержание.
Введение.
1) Понятие, сущность и виды конкуренции.
2) Конкуренция в рыночной экономике, механизм реализации.
3) Антимонопольное законодательство- источник развития конкуренции в Республике Беларусь.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ.
Тема конкуренции сейчас стала очень актуальна, особенно у нас, в Республике Беларусь, когда страна находится в глубочайшем кризисе, а её руководство выбирает, как решить хотя бы часть тех проблем, с которыми мы столкнулись. Нынешняя власть уповает на старые советские методы командно-административного управления экономики, хотя в мире давно известно про их неэффективность и отсталость. Как мне кажется(и я далеко не одинок в своём мнении), идти необходимо в совершенно противоположном направлении- путём рыночных реформ и преобразований какими бы тяжелыми они не были.
Процесс становления рыночной экономики довольно длителен и неотделим от становления и развития нормальной конкуренции. Поэтому необходимо терпение и понимание всего процесса. Чтобы развить приличную рыночную экономику, необходимо, в первую очередь, позаботится о развитии конкуренции, т.к. рынок и конкуренция неотделимы друг от друга. Конкуренция- один из основных принципов существования рыночной экономики. Без неё преимущества рыночной системы хозяйства не смогут полностью проявится. Конкурентная экономика предполагает экономическую свободу хозяйствующих субъектов, многообразие форм собственности и видов предприятий, деловую активность предпринимателей, их состязательность в совершенствовании производства, внедрение нововведений, освоении производства новых товаров и услуг.
Таким образом конкуренция- это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции.
Целью моей курсовой работы является:
1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом.
2) установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях.
3) определить, с помощью чего в Республике Беларусь развивается конкуренция и какие меры наиболее эффективны для этого в нашей стране.
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
КОНКУРЕНЦИИ.
Конкуренция- термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция- это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция- соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция- это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.
Конкуренция содержит в самой себе противоречие, которое в результате проявления воспроизводит явления, отрицающие саму конкуренцию. Свободная конкуренция ведёт к отбору наиболее эффективно хозяйствующих единиц, их укреплению и росту при одновременном разорении тех, кто отстаёт от требований рынка. На определённом этапе этот процесс обуславливает появление монополий. Иначе говоря, диалектика развития конкуренции такова, что она в принципе не в состоянии сохранить себя в ’’чистом’’ виде и переходит в свою противоположность- монополию. И то, что монополия сдерживается в определённых границах во многих странах под воздействием антимонопольного законодательства, – следствие противоречий реального развития национальных рыночных экономик и мирового хозяйства в целом. Тем не менее конкурентные тенденции на развитом рынке существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. В действительности победителями в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой(в виде исключения) даже слабые фирмы. Ключ к уяснению вопроса, почему монополия не вытесняет конкуренцию, лежит в понимании того, насколько разными являются борющиеся между собой фирмы. Конкуренция не сводится к борьбе сильного против слабого: в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.
В реальности конкуренция строится по более сложной формуле. Существует несколько типов хозяйственных единиц, имеющих свои особенности: у ведущих монополий- это сила, у мелких фирм- гибкость, у специализированных компаний- приспособленность к особым сегментам(’’нишам’’) рынка, у фирм-новаторов- преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных ситуациях преимущество получает то одно, то другое качество.
Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, объективно-принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.
Деятельность любой хозяйственной единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю. С одной стороны- это внутренний непосредственный контроль в рамках фирмы, а с другой- это внешний опосредствованный контроль на рынке со стороны фирм-конкурентов через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жёсткой, но беспристрастной. Объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяются тем, что в конечном счёте оценку выносит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдаёт предпочтение товарам того или иного конкурента.
Конкуренция- это самый эффективный и дешёвый метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль является важной и динамичной силой, ибо постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.
Конкуренция выполняет функцию стимулирования хозяйственной деятельности и научно-технического прогресса. Соперничество за большую прибыль, деньги покупателя создаёт такую ситуацию, когда экономика производит то, что требуют потребители, заказчики путём применения самой эффективной технологии. Это побуждает предпринимателей следовать в ногу с темпами научно-технического прогресса, совершенствовать и развивать производство, проявлять инновационную активность. На этой основе возможен выигрыш того предпринимателя, который снижает затраты на производство благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, освоению новой продукции с высоким качеством. Важнейшей функцией конкуренции является саморегулирование хозяйственной деятельности. В рыночной экономике сопряжение интересов конкурирующих продавцов и покупателей определяет цены на ресурсы и готовую продукцию в любой данный период времени. Производится только то, что приносит прибыль. Продукцию, изготовление которой не приносит прибыли, производить не станут. Конкурирующая рыночная система в состоянии доводить до сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в перераспределении ресурсов экономики, переливу средств, рабочей силы от менее прибыльных к более прибыльным производителям. Конкуренция выявляет и мобилизирует резервы экономического роста и нет смысла их скрывать. Конкурентный режим хозяйствования- это антипод бесхозяйственности, расточительности. Конкуренция способна ’’санировать’’ производство, выталкивая из него нерентабельные, отсталые в техническом отношении предприятия.
Конкуренция выполняет функцию дифференциации доходов товаропроизводителей на основе обеспечения разной эффективности производства. Выигрывает в конкуренции тот, кто минимизирует затраты на выпуск аналогичной продукции, оперативнее учитывает изменения в потребительских вкусах и предпочтениях покупателей и способен перестраиваться ’’на ходу’’, обеспечивает дифференциацию продуктов по потребительским свойствам, ценам, реагирует на изменяющийся спрос и в известном смысле формирует его для разных групп потребителей, возрастов, различных территорий, городского и сельского населения, покупателей с разным уровнем доходов.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
Различают четыре рыночных ситуации в зависимости от количества, ’’ удельного веса’’ на рынке товаропроизводителей и влияния отдельного продавца(покупателя) на рыночную цену: чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чистая конкуренция относится к свободной(совершенной) конкуренции, а чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия- к монополистической(несовершенной) конкуренции.
В условиях чистой конкуренции существует большое число предприятий, производящих одинаковый продукт(например, рожь, лён). Новые предприятия легко могут войти в отрасль. Поскольку доля каждого конкурентного предприятия в общем объёме предложения товара незначительна, отдельное предприятие не может оказать существенного влияния на рыночную цену, которая устанавливается на основе совокупности спроса и предложения.
Чистая монополия предполагает, что в отрасли имеется только один товаропроизводитель, который полностью контролирует объём предложения товара и очень сильно влияет на цены. Проникновение в отрасль дополнительных предприятий заблокировано. Отсутствует дифференциация продукции. Примером чистой монополии является алмазный синдикат ’’Де Бирс’’, который контролирует от 80% до 85% мирового предложения алмазов.
Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят похожую, но не идентичную продукцию(одежду, книги, строительные материалы). Вхождение в отрасль довольно простое. Производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами за свою продукцию. Многие производители используют рекламу, торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения покупателей в том, что их продукция лучше, чем продукции конкурентов.
Олигополия отличается небольшим числом продавцов, каждый из которых обладает значительной долей рынка. Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигопольной отрасли могут производить однородные(сталь, цемент, алюминий и т.д.) и дифференцированные(автомобили, бытовые электрические приборы, пишущие машинки и т.д. ) продукты. Вступление в олигопольные отрасли затруднено для претендентов.
Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве. Так согласно законодательству ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше одной трети всего оборота на рынке.
В историческом аспекте следует отметить, что до середины 19 века в национальных хозяйствах (современных) развитых стран существовала свободная или совершенная конкуренция. В этом случае на том или ином отраслевом рынке находятся как многие продавцы, так и многие покупатели однородной продукции. Масштаб производства каждого производителя настолько невелик, что он не может повлиять на установление рыночных цен на данный тип продукции. Капиталы могут свободно входить в данную отрасль и выходить из неё. Во второй половине 19 века ситуация изменилась. Благодаря нововведениям, структурным изменениям в производстве, с возрастанием роли отраслей тяжёлой промышленности против лёгкой, пищевой постепенно возникают крупные предприятия и их объединения, которые захватывают всё возрастающую долю отраслевых рынков. Развивался процесс концентрации производства: рабочая сила, мощности, объёмы производства сосредотачивались на всё более крупных предприятиях, в акционерных обществах. Конкуренция становилась несвободной(несовершенной). Сокращается число производителей-продавцов, крупнейшие из них получают возможность в некоторой степени влиять на рыночную цену, производимая предприятиями продукция нередко становится разнородной, дифференцированной. Создаются условия для монополизации производства, т.е. установление такого типа экономических отношений, при котором отдельные хозяйствующие субъекты навязывают собственные интересы своим контрагентам и обществу в целом, игнорируя их действительные потребности, регулируют производство данного вида продукции и господствуют на рынке.
Главные формы проявления конкуренции- ценовая и неценовая. Эти две формы не только сосуществуют и проявляются одновременно, но и обычно взаимодействуют. Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относятся также метод ценовой дискриминации(разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены). Однако как долговременная тенденция идёт смещение ’’центра тяжести’’ от ценовой к неценовой форме конкуренции. Неценовые методы конкурентной борьбы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция по продукту- это стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путём выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продаётся одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.
Конкуренция по условиям продаж- использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей.
Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды
взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.
Научно-технический прогресс создаёт широкие возможности для неценовой конкуренции: неизмеримо расширив технико-технологический потенциал производства, он обеспечивает масштабную модификацию и дифференциацию существующих продуктов, создание новых. Под его воздействием появились предпосылки для быстрого повышения качества сервиса, ведения рекламы и совершенствования в целом системы формирования спроса и стимулирования сбыта.
В структурном плане можно выделить внутри- и межотраслевую конкуренцию. Оба эти направления получают всё более масштабное развитие, отражая закономерности углубления общественного (и его разновидности- международного) разделения труда, специализации и дифференциации производства, сопровождающихся ростом числа отраслей, подотраслей, производств, усилением их взаимозависимости, а также возрастающие размеры перелива капитала между отраслями и внутри них.
В соответствии с территориальным охватом обычно выделяют конкуренцию в пределах района страны, всей страны, региона, мира в целом. Исторически конкуренция вместе с рынком первоначально развивалась в отдельных районах и, перерастая их рамки, постепенно приобретала национальный и международный характер. Достигнув общемировых масштабов, конкуренция задаёт обратные импульсы конкуренции на местах в пределах стран, неизмеримо расширяя возможные пространственные рамки её проявления, посылая ей мощные импульсы для усиления, устанавливая единые ’’стандарты поведения’’, которые формируются общемировыми условиями.
В соответствии с поведением участников(субъектов) рыночных отношений конкуренция проявляется по следующим направлениям: ’’товаропроизводитель-товаропроизводитель’’, ’’покупатель-покупатель’’, ’’покупатель-товаропроизводитель’’.
Имея в виду конкуренцию по указанным направлениям, следует отметить, что именно конкуренция между производителями за покупателя имеет наиболее содержательный характер. Именно она является главной движущей силой конкуренции, вызывающей весомые положительные результаты- постоянное совершенствование существующих и появление новых, всё более эффективных товаров, высокую степень удовлетворения рыночного спроса, сдерживание роста или снижение цен, ’’вымывание’’ неэффективных товаропроизводителей и производств, а в конечном счёте динамичное совершенствование структуры национальной экономики, повышение её эффективности и конкурентоспособности.
Напротив, борьба между покупателями за товар, если она носит долговременный характер, не даёт положительных экономических результатов и свидетельствует о подавляющем господстве монополий и сверхмонополий в производстве и на рынке. Такого рода конкуренция существует в условиях дефицитного рынка, который лишён возможности оказывать реальное влияние на производственную, сбытовую, ценовую политику монополий, осуществляющую её в такой ситуации исходя исключительно из своих эгоистичных интересов.
ГЛАВА ВТОРАЯ.
КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ,
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ.
Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция- главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог- застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.
Конкуренция- сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция- это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление- чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии. К примеру, ’’дефицитный рынок’’ ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий ’’дефицитный рынок’’ можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.
До недавнего времени в советской экономической литературе наличие монополии и конкуренции связывалось исключительно с капиталистической системой. Считалось, что они выступают её типичными и существенными признаками. В исследованиях советских учёных подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способ реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-х годов ситуация резко изменилась. Переходная экономика требует действенных институтов и механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль.
Рыночная конкуренция в нашей экономике была устранена с ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в советский период привело к исчезновению рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции-обособленности свободных производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.
Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь- благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды- сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.
Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом- не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики- особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.
Конкурентной среде предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.
В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами его появления были:
1) устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства.
2) свёртывание товарно-денежных отношений
3) ликвидация конкуренции
4) искусственная концентрация и узкая специализация производства
5) преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.
Наша экономика уникальна: в ней монополизировано не только производство, но и среда обитания хозяйствующих субъектов. Государство выступает одновременно и как монопольный производитель, и как монопольно управляющее начало. Негосударственные экономические субъекты вмонтированы в монопольную среду обитания, им же созданную.
Отличия рыночной монополии от монополии в условиях командной экономики представлены следующим образом:
Государственный монополизм по своему содержанию является точной копией характерных признаков чистой монополии в рыночной экономике.
В Республике Беларусь господствуют монополия государственной собственности- по содержанию, а по форме- чистая монополия и олигополия. На долю 1-4 крупных производителей определённых товаров приходится 70% выпуска продукции. Уникальность белорусских монополий заключается в том, что многие их них находятся в крайне тяжёлом финансовом положении, а некоторые- даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, отсутствие средств на выплату заработной платы, низкая рентабельность- таков далеко не полный перечень признаков отечественных монополистов(например, чтобы обеспечить ПО ’’БелавтоМАЗ’’ производство конкурентоспособной продукции, на первом этапе технической реконструкции необходимо иметь 300 млн. долл. США).
Характерным явлением отечественного производства становится монопсония (предприятие- единственный покупатель), чему способствует монопольность торговой сети.
В настоящее время происходит трансформация монополизма в скрытые гипертрофированные формы: скрытая монополия государства, чиновников, богатых, мафиозно-коррумпированных кланов в торговле, сфере обращения, финансовой, скрытая монополия иностранного капитала в отдельных отраслях.
’’В связи с этим стратегическим направлением деятельности в области антимонопольной политики является формирование полноценной конкурентной среды, ориентированной прежде всего на качественные стороны функционирования экономики ’’,- подчёркнуто в программном документе ’’Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы’’.
Монопольная сущность экономической системы хозяйствования, проявляющаяся в чистой монополии, и реже- в олигополии отраслей народного хозяйства, обуславливает невозможность появления конкурентной среды без изменения экономических основ и форм экономических отношений.
В условиях отсутствия рыночной конкуренции формирование конкурентной среды должно происходить поэтапно:
1) становление конкуренции между отечественными производителями одной отрасли за рынки сбыта и рынки сырья; появление конкуренции между банками за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми организациями- за установление связей с производителями.
2) формирование межотраслевой конкуренции за норму прибыли, становление нетоварных форм конкуренции, за финансовое лидерство между трестами, концернами, холдингами, финансовыми группами.
3) зарождение равнопартнёрских отношений между отечественными и иностранными производителями.
Специалисты полагают, что этапы становления конкуренции будут совпадать с этапами укрепления белорусского рубля и развития рыночных отношений.
Целесообразно различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды.
Основными условиями появления конкуренции являются:
1) собственность на средства производства, продукт и доход
2) доступ к ресурсам и информации
3) множественность обособленных производителей, экономическая самостоятельность (выбор вида деятельности, организационных форм, определение источников финансирования, методов и структур управления производством, сбытом и т.д.)
Рыночная конкуренция- система отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров и услуг, стремящихся к поиску новых способов реализации их экономических интересов. Условиями её развития, наряду с указанными, выступают: заинтересованность субъектов в росте прибыли, стимулирование создания новых предприятий в монополизированных отраслях и др.
Ф.Хайек особо подчёркивал необходимость наличия: развитого института индивидуализированной (нечастной) собственности-единоличной, семейной, партнёрской, кооперативной, акционерной; разработанной правовой базы, определённой деятельности государства и правительства по созданию условий для конкуренции; исключение централизованного планирования, вмешательства в систему ценообразования и распределения ресурсов.
Основными направлениями государственной политики по формированию конкурентной среды в РБ являются: создание организационных, правовых и экономических предпосылок для демонополизации экономики и развития предпринимательства. С этой целью Министерство по антимонопольной политике было преобразовано в Министерство предпринимательства и инвестиций.
Формирование конкурентной среды в РБ осуществляется ликвидацией объединений и ассоциаций(в ходе приватизации), ограничивающих самостоятельность предприятий; выделением структурных подразделений действующих предприятий и преобразованием их в самостоятельные субъекты; созданием новых, частных предприятий, малых и средних, акционерных обществ. В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень в развитии индивидуального частного капитала, они создавались, как правило, путём преобразования(переименования) предприятия в акционерное общество.
Негосударственные, в том числе частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.
В ходе реформирования экономики РБ полноценной конкуренции, затрагивающей сферу материального производства, не возникло. Предпосылки для формирования конкурентной среды не создаются. Подлинного разгосударствления экономики не происходит, приватизация до 1996г. Носила преимущественно государственно-акционерный характер, а в настоящее время вообще приостановлена.
Вместе с тем в ’’Основных направлениях социально-экономического развития РБ на 1996-2000 годы ’’ подчёркивается, что ’’главная цель приватизации заключается не в формальном перераспределении собственности, а в повышении эффективности производства и создании конкурентной среды .’’.
Становление конкуренции сдерживает отсутствие навыков предпринимательской деятельности у администрации негосударственных предприятий.
Либерализация цен обернулась их необоснованным повышением, падением спроса и уменьшением объёмов производства, утратой рынков сбыта. В настоящее время почти каждое третье предприятие республики является убыточным. В промышленности доля таких предприятий выросла за год с 9 до 25 процентов, в сельском хозяйстве- с 11 до 19, а в строительстве- с 17 до 37,5 процентов.
В РБ вместо здоровой возникла ’’теневая’’ конкуренция между монопольными группами ’’дельцов’’, монопольными структурами по осуществлению ростовщических и спекулятивных операций(например, в торговле- между государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу дефицитных импортных товаров коммерческим организациям).
Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие структуры- малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта и не способствуют формированию конкурентных отношений в производстве(между предприятиями- за рынки ресурсов, за инвестора, за потребителя и т. д.; между рабочей силой- за рабочие места; между банками- за объекты кредитования, вложения капитала).
Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения, способствуя росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере.
Появлению настоящей конкуренции препятствует монополизм Национального банка РБ, административный характер его отношений с промышленными предприятиями.
Особенностью становления предпринимательства в Беларуси является его значительная зависимость от государства, которое не столько поощряет предпринимательскую деятельность, сколько стремится поставить её под свой постоянный контроль.
Причинами отсутствия конкуренции в РБ являются: медленное реформирование экономики, господство нерыночной по содержанию чистой монополии и олигополии: отсутствие радикальных изменений в организационных формах, структуре функционирования промышленных предприятий, механизме управления ими: наличие существенных барьеров для конкуренции(экономических, административных, криминальных и т.д.).
К числу экономических факторов, тормозящих становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного периода, следует отнести налоговую, кредитную, инвестиционную и ценовую политику государства, сроки окупаемости капитальных вложений, неплатежи и т.д. Административными барьерами, препятствующими выходу на рынок, является регистрация предприятий, выдача лицензий, квотирование и т.д.(В программном документе ’’Основные направления социально-экономического развития РБ на 1996-2000 годы’’ предусмотрены: пересмотр налоговой, валютной и кредитной политики в целях стимулирования экспорта и поддержки отечественных производителей; введение строгого заявительского порядка регистрации предприятий в сфере малого и среднего производственного бизнеса ).
Существует также ряд барьеров, связанных с ограниченной ёмкостью рынка, обусловленных неразвитостью рыночной инфраструктуры, ограниченностью природно-сырьевых ресурсов и необходимостью охраны окружающей среды.
Развитие конкурентных отношений в Республике Беларусь в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием действенных антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и государственной защиты национальной конкурентоспособности.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО-
ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
История рынка и конкуренции на нём- это во многом и история хозяйственного права, история воздействия государства путём нормативных актов, экономических рычагов и иных средств на конкурентный рынок исходя из общенациональных интересов ведущих сил общества.
Роль государства как регулирующего органа, поощряющего в обусловленных границах развитие конкуренции и сдерживание монополистических тенденций, коротко состоит не в запретах монополии(что не исключается), а в создании системы мер, поощряющих конкуренцию и состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципов равных возможностей и свободы деятельности на рынке и в других областях в рамках закона.
При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у неё есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи ’’предоставленной самой себе’’, превращается в конкуренцию несовершенную. А это означает, что под удар ставится экономическая демократия, которая в свою очередь, является основой политической демократии. Поэтому ещё в конце 19 века в промышленно развитых странах Запада и прежде всего в США была осознана необходимость поставить определённый заслон деструктивным силам монополизации.
Монополия означает определённую степень власть над ценой. А эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства(концентрации и централизация производства и капитала), тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Антимонопольное(антитрестовое) законодательство призвано не допустить развёртывания разрушительной(для эффективности экономики) ограничительной деловой практики.
Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на ’’трёх китах’’, трёх основных законодательных актах: закон Шермана(1890г.), закон Клейтона(1914г.) и закон Робинсона-Пэтмена(1936г.).
Сложнейшая задача, стоящая перед государственными органами, непосредственно проводящими в жизнь антимонопольное законодательство, заключается в следующем: а каковы же экономические критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации? Что считать низким(или наоборот, завышенным) уровнем цен? Какой процент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о монопольном захвате? Кокой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом? А если крупная корпорация добилась низкого продажного уровня цен путём снижения издержек, с помощью более высокого уровня технологии и вообще хозяйственной эффективности?
Государственные службы, призванные осуществлять реализацию антимонопольного законодательства, должны руководствоваться двумя принципами: во-первых, жёстко следуя букве закона и, во-вторых, ’’принципом разумности’’.
Очень сложным является практическое воплощение в жизнь антимонопольного законодательства. Государство должно балансировать, проходя по узкой тропинке между опасностью разрушительного монополизма и опасностью ограничения конкуренции. Как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. Антимонопольная практика должна действительно поддерживать конкуренцию, а не ограничивать её, предоставляя наиболее льготный режим одним группам производителей(потребителей) за счёт других.
Для того, чтобы установить факт монополизации, антимонопольное регулирование предлагает широкое использование математического инструментария и вообще всего теоретического аппарата концепций несовершенной конкуренции Э.Чемберлина, Дж.Робинсона, В.Парета и других экономистов. Исполнительные органы власти ведут не только ’’карательную’’, но и профилактическую работу по предотвращению монополистических ограничений. Например, министерством юстиции издаются справочные материалы, содержащие параметры сделок по слиянию и поглощению компаний, которые подпадают под действие антимонопольного законодательства. Так, интересен критерий, на основе которого делаются заключение о факте установления на рынке монопольного превосходства одного или нескольких предприятий: 33%- для одного предприятия, 50%- для трёх, 66,6%- для пяти.
Антимонопольное законодательство направлено не против крупных корпораций, ’’большого бизнеса’’ как такового, так как размер компании не даёт возможности трактовать её как монополию.
Антимонопольное регулирование направлено против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. И если использовать принцип сравнения дополнительных издержек и дополнительных выгод, который исповедывается в рыночной экономике, то можно утверждать: неизбежные издержки, которые сопровождается антимонопольное регулирование, всё-таки оказываются ниже тех преимуществ, которые приносит ограничение монопольных тенденций в рыночной экономике.
В Республике Беларусь переход к рыночной экономике и рыночным отношениям происходит в условиях широкомасштабного монополизма и дефицитности большинства товарных рынков. О степени монополизации национальной экономики Беларуси можно судить по самым разным данным. Но вот наиболее показательные: 8,5% промышленных предприятий госсектора производят более 60% промышленной продукции. Согласно расчётам специалистов, полноценная конкурентная среда в Беларуси может быть сформирована при нынешних темпах не раньше чем через 10-15 лет.
Основная задача антимонопольной политики- сформировать и постоянно поддерживать конкурентный рынок. По оценке министерства, для создания необходимой конкурентной среды в Беларуси, число хозсубъектов в ближайшее время потребуется увеличить в 3-5 раза. Без этого в отсутствии конкуренции и при дефицитных рынках практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий доминирующее положение, обладает признаками- возможностями монополиста, т.к. может не опасаясь, потерять свою долю на рынке, диктовать потребителю свои условия. Сегодня в РБ многие конкурентоспособные предприятия, имеющие незначительную долю на дефицитном рынке, входят в ограниченный круг производителей данного товара или услуг и с выгодой для себя используют положение монополиста (хотя формально и не подпадают под действие антимонопольного законодательства ). Поэтому в продаже появляются лишь те товары, цены на которые максимальны для сегодняшнего рынка, т.е. существенно превышают платежеспособность потребителя. Несложно понять, что подобный уровень монополизации экономики, слабая конкурентная среда и привели нас к кризису и хроническому дефициту.
Оценивая с позиций антимонопольного закона ситуацию в РБ и сравнивая уровень развития предпринимательства с другими странами, можно отметить, что процесс формирования конкурентной среды набирает силу. Например, только в 1994г. подверглись разукрупнению 64 предприятия торговли и общественного питания с выделением из них 199 структурных единиц, на базе которых образовано 121 торговое предприятие негосударственной формы собственности.[1]
По данным налоговой инспекции, на 1 января 1995 года в РБ зарегистрировано около 250 тысяч хозяйственных субъектов, в том числе 95 тысяч предприятий различных форм собственности и 154,5 тысяч предпринимателей без образования юридических лиц. В 1994г. в Беларуси прирост создаваемых предприятий сохранился на уровне 1992-1993 годов- 18 тысяч в год. Он в основном обеспечивался за счёт открытия новых малых предприятий, т.к. количество госпредприятий за последние три года увеличилось только на тысячу.
О повышении интереса к самостоятельной предпринимательской деятельности свидетельствует рост количества предпринимателей без образования юридического лица, который составил, который составил в 1994 году 26% или 32 тысячи человек. Это показатель того, что в 1994 году была значительна упрощена и в два раза подешевела процедура регистрации предпринимателей. Количество совместных предприятий в 1994 году увеличилось на 582 предприятия и составило на 1 января 1995 года 1952 СП. количество иностранных предприятий возросло на249 и составило 401. Вклады иностранных партнёров в уставные фонды СП оцениваются в 303 млн. долларов. В их создании участвовало около 70 государств.
Расчёты показывают, что полноценную конкурентную среду при таких темпах в Беларуси можно сформировать не раньше чем через 10-15 лет. Это подтверждает и тот факт, что уровень развития предпринимательства, который нередко определяется количеством жителей, приходящихся на одного хозсубъекта, в нашей стране в 4 раза ниже рекомендованного специалистами. В РБ один хозсубъект зарегистрирован на 42 жителя, в то время как в США, по данным министерства, – на каждые 14 человек, в Польше- на 27, а в отдельных регионах развитых государств один ’’бизнес’’ зарегистрирован на 6 человек. В Брестской области один хозсубъект числится на 51 жителя, в Витебской – на 64, в Гродненской- на 60, в Могилёвской- на 77, в Гомельской- на 85.
Анализ становления и развития средних и малых предприятий в РБ показывает, что сегодня продолжается деятельность предприятий, обеспечивших себе производственный задел до начала 1992 года на торгово-посреднических операциях. Вновь созданные малые предприятия, количество которых за 1992-1995 годы увеличилось более чем на 54 тысячи, не могут вносить пока существенный вклад в экономику, так как сталкиваются с серьёзными трудностями. Около 10 тысяч зарегистрированных малых предприятий так и не приступили к производственной деятельности в течение полутора-двух лет. Основные проблемы- отсутствие стартового капитала и возможности получить кредиты, недостаток и недоступность производственных и непроизводственных помещений, низкий уровень квалификации предпринимателей. Сегодня в Беларуси практически отсутствует система государственного регулирования процесса создания и развития малых предприятий, не завершено формирование соответствующей законодательной базы. Из данных госстатистики видно, что число действующих производственных предпринимательских структур в нашем государстве в последнее время практически не растёт и составляет не более 6 тысяч предприятий, на которых работает около 60 тысяч человек. В этой связи Министерство по антимонопольной политике(сейчас- Министерство предпринимательства и инвестиций) подготовило и предложило правительству проект Указа Президента РБ ’’О дополнительной поддержке развития малого предпринимательства в сфере материального производства’’, который предусматривает определённые приоритеты для развития производственного сектора.
Преобладающим способом государственного регулирования до недавнего времени являлось или декларирование цен, или установление предельного норматива рентабельности на продукцию предприятий-монополистов. Однако практика показала, что необходимо всё-таки искать другие пути. Для естественных монополий(энергетика, связь, коммунальные услуги, транспорт, исключая грузовой автотранспорт и такси) в силу специфики этих отраслей, исключающей формирование в них конкурентных рынков и следовательно, возможность рыночного регулирования, требуются особые подходы к регламентации их деятельности. В первую очередь необходим контроль за обоснованностью цен и тарифов. В Минской области, например, где к категории естественной монополии отнесено 55 хозсубъектов, облисполком принял разработанное Минским областным управлением по антимонопольной политике положение о регулировании деятельности естественных монополий на областном уровне. На базе отдела цен облисполкома создана комиссия по регулированию их деятельности. Для предприятий искусственной монополии необходим контроль основных параметров их деятельности на основе статотчётности. Конечно, это вынужденная мера, но пока нет конкуренции, без регулирования ценообразования не обойтись. Это служит сдерживающим фактором и какой-то защитой потребителей от злоупотреблений монополистов. Так, только в 1994 году в результате принятых органами ценообразования мер по предотвращению необоснованного завышения себестоимости, ограничению уровня рентабельности оптовые цены на продукцию предприятий-монополистов были скорректированы в сторону снижения на сумму более 7 млрд. рублей в расчёте на годовой объём производства. Только на продукцию АО ’’Гроднообувь’’ цены скорректированы более чем на 3,3 млрд. рублей, на детские велосипеды Гродненского завода агрегатов- на 1,1 млрд. За необоснованное увеличение затрат в расчётных материалах при декларировании цен, а также за превышение декларированных цен у Могилёвского завода искусственного волокна изъято в республиканский бюджет более 300 млн. рублей, у ПО ’’Полимер’’(Новополоцк)- 80 млн. рублей, Брестского электролампового завода- 75 млн. рублей. В результате необоснованного завышения себестоимости на лекарственные препараты, отнесённые к монопольным видам продукции ПО ’’Белмедпрепараты’’, фактическая рентабельность этой продукции составила 133%. Полученная дополнительная прибыль на сумму 103 млн. рублей изъята в доход госбюджета со штрафом в таком же размере.
Однако наблюдаются и случаи злоупотребления органов. Всего с июля 1994 года по первое полугодие 1995 года по поступившим заявлениям и в ходе инициативных проверок были выявлены антиконкурентные действия ряда хозсубъектов и органов управления, что послужило основанием для выдачи 41 предписания за нарушение антимонопольного законодательства. Как правило, нарушения связаны со злоупотреблением хозсубъектами доминирующим положением на рынке и неправильно принятыми актами и действиями органов управления, направленными на ограничение конкуренции.
Так, в конце декабря 1994 года в министерство обратился Белорусский страховой союз по поводу принятого Госстрахнадзором решения, ограничивающего деятельность филиалов(представительств) страховых организаций пределами территории того района или города, где они зарегистрированы. В результате предварительного рассмотрения дела, после бесед с представителями Госстрахнадзора и Страхового союза министерство признало действия Госстрахнадзора незаконными. Так, в соответствии со ст.90 Закона РБ ’’О представительствах в РБ’’ вмешательство в хозяйственную и иную деятельность предприятии со стороны государственных органов не допускается, если не затрагивает прав госорганов по осуществлению контроля за деятельностью предприятия, предусмотренных действующим законодательством.
В марте 1995 года в Гомельской области территориальное управление по антимонопольной политике поступило заявление от страховой компании ’’БелАСКО-Гомель’’ по поводу решения, принятого Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома, которым рекомендовано исключить случаи сотрудничества предприятий райагропромтехники и райагропромснаба с иными страховыми компаниями и в течение января-февраля того года заключить договоры страхования только со страховым обществом ’’Агро’’. Гомельское областное территориальное управление по антимонопольной политике пришло к выводу, что действия Комитета незаконны, т.к. они создают дискриминационные условия для страховой компании ’’БелАСКО-Гомель’’, иных страховых компаний и хозсубъектов системы агропрома, что противоречит ст.7 антимонопольного закона и ведёт к ограничению конкуренции на рынке страховых услуг. Управление выдало предписание Комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома с определением устранить нарушение антимонопольного законодательства- признать недействительным ранее принятое решение в части исключения случаев сотрудничества предприятий агропрома с иностранными страховыми компаниями.
Существуют и другие примеры. Так, частное предприятие фирмы ’’Стар’’(Гомель) обратилось в Гомельское областное территориальное управление по антимонопольной политике с жалобой на то, что в технологические условия на энергоснабжение мини-пекарни Гомельским городским районом энергетических сетей был незаконно включён пункт о долевом участии в развитии энергетики из расчёта 300 тысяч рублей за один кВт требуемой мощности. В результате рассмотрения жалобы управление пришло к выводу, что действия руководства ГРЭС являются незаконными. Согласно постановлению Совмина РБ от 15.10.1990 года № 260 пункт 8, потребители электрической энергии и тепла, выпускающие товары народного потребления, освобождаются от перечисления средств на долевое участие в развитии энергетики (Фирма ’’Стар’’, закупив оборудование в фирме ’’Дока-хлеб’’ за счёт кредитных средств, выпускает нужный для населения постоянно свежий хлеб высокого качества). Своим действием ГРЭС препятствует выходу на рынок вновь образованному хозсубъекту, что является нарушением ст.5 Закона РБ ’’О противодействии монопольной деятельности и развитии конкуренции’’. В мае 1995 года управление выдало предписание Гомельскому городскому району электрических сетей исключить из технологических условий на энергоснабжение мини-пекарен вышеупомянутый пункт и возвратить фирме ’’Стар’’ незаконно полученные средства в сумме 12 млн. рублей.
Министерство также разработало проект закона ’’О государственной поддержке малых предприятий’’. Он предусматривает предоставление дополнительных правовых гарантий для предпринимательской деятельности, содержит нормы и положения, стимулирующие развитие малых предприятий, а значит стимулирующие развитие и конкуренции, определяет систему и исполнителей государственной политики в области поддержки предпринимательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
С учётом вышеизложенного можно сделать следующие выводы относительно конкуренции, её характера в условиях современного рынка и антимонопольного законодательства как источнике развития конкуренции:
1) Конкуренция в рыночной экономике, претерпев заметные изменения за последние десятилетия, продолжает играть не менее заметную роль в экономическом развитии, чем в прошлом веке, сохраняя важнейшее место в экономическом механизме. Сохранение конкурентных и монопольных сил в экономике ныне таково, что позволяет считать современный капитализм не в меньшей мере конкурентным, чем монополистическим. Рынок, конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных пропорций, стимулируют товаропроизводителей, ’’вымывают’’ неэффективные звенья. Конкуренция воплощает в себе стихийно-регулирующее (или саморегулирующее) начало. Силы её действуют в сторону усиления воздействия всех факторов экономической эффективности, ведущих к обеспечению динамического равновесия спроса и предложения при общем повышении эффективности всего производственного процесса. В силу своего стихийного характера конкуренция, особенно при условии её полного господства на рынке, может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия. Однако в целом можно утверждать, что конкуренция с её жёсткими законами- главный двигатель современного прогресса.
2) Для хозяйственных единиц в условиях развитого рынка конкуренция- это гонка без финиша. Никто из них не может себе позволить остановится, перевести дыхание. Можно быть на верном пути, но проиграть конкурентам, если расслабится. Сильная конкурентная среда- основное условие поддержания высоких ’’бойцовских качеств’’, мощный стимулятор роста и развития. Однако ни достигнутые масштабы производства, ни финансовая мощь не являются гарантией дальнейших успехов. Побеждает зачастую не самый мощный, а наиболее приспособленный.
3) Государство должно играть активную роль в регулировании конкуренции в национальных границах (да и за их пределами), руководствуясь общенациональными интересами или господствующей в стране общественной силой. Именно от государства во многом зависит создание условий для благоприятной конкурентной среды, выработка правил ведения ’’честной ’’ конкуренции в масштабах национальной экономики и рынка. От государства в большей степени зависит, насколько полно и последовательно конкуренция будет выполнять свою основную задачу- служить главным двигателем развития национальной экономики и её территориальных и структурных составляющих.
4) В Республике Беларусь сложился уникальный тип монополизма: государственной собственности, власти и управления. Господствуют так называемая чистая монополия и олигополия. Монопольная сущность экономической системы обуславливает невозможность появления конкурентной среды без изменения экономических основ и форм отношений. Предпосылки для формирования конкурентной среды не создаются. В РБ не возникло полноправной конкуренции в сфере материального производства, но появились ’’теневые’’ её разновидности между монопольными структурами и группами ’’дельцов’’. Антимонопольное законодательство РБ остаётся единственным источником развития конкуренции, хотя и оно во многом несовершенно и не может решить всех проблем.
[1] Белорусская деловая газета, 1995г., 10 августа.