Министерство Образования и Науки Российской Федерации
ФедеральноеАгентство по Образованию Государственное Общеобразовательное Учреждение ВысшегоПрофиля
ТаганрогскийГосударственный Радиотехнический Университет
Реферат
на тему
Сюрреализм А. Бретона.
Выполнил:
Волощенко А.П., гр. Э-25
Проверил:
Путилин А. И.
Таганрог 2006 г
Оглавление
TOC o «1-3» h z u Введение. PAGEREF _Toc148603634 h 2
Из истории сюрреализма. PAGEREF _Toc148603635 h 3
Предпосылкиобразования сюрреализма. PAGEREF_Toc148603636 h 3
Основныеидеи направления. PAGEREF _Toc148603637 h 3
ФилософияЗигмунда Фрейда в сюрреализме. PAGEREF _Toc148603638 h 4
Сальвадор Дали – король сюрреализма. PAGEREF _Toc148603639 h 6
Становлениехудожника. PAGEREF _Toc148603640 h 6
Далии идеи Зигмунда Фрейда. PAGEREF _Toc148603641 h 7
Далии идеи Фридриха Ницше. PAGEREF _Toc148603642 h 7
Далии сюрреализм… PAGEREF _Toc148603643 h 8
Заключение. PAGEREF _Toc148603644 h 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… PAGEREF _Toc148603645 h 12
Введение
Сюрреализм(от французского surrealisme — буквально сверхреализм) — модернистское направление в искусстве,появившееся после первой мировой войны во Франции, в 20-х годах нашего века.
Егосоздатели – молодые художники, поэты рассматривали сюрреализм как способпознания подсознательного, сверхестественного. Поопределению основателя и идеолога этого направления Андре Бретонасюрреализм есть «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, илиустно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли.Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни былоэстетических или нравственных соображений».
Создавался не просто новый стиль в искусстве илитературе, а, в первую очередь, проявлялось стремилениепеределать мир и изменить жизнь. Сюрреалисты были уверены в том, чтобессознательное и внеразумное начало олицетворяетсобой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле.Из истории сюрреализмаПредпосылки образования сюрреализма
В формировании сюрреализма важноеместо занимает предшествовавшее течение — дадаизм. Дадаизм или искусство — этодерзкое, эпатирующее “антитворчество”,возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом катастрофы- мировой войны, европейских революций. Это течение в1916-1918 гг. смущало покой Швейцарии, а затем прокатилось по Австрии, Франциии Германии. Дадаизм в принципе отвергал всякую позитивную эстетическуюпрограмму и предлагал “антиэстетику”. Длядадаистов все «разумное, доброе, вечное» потерпело крах, мир оказалсябезумным, подлым, эфемерным. Программа дадаистов заключалась в разрушениилюбого стиля, любой эстетики посредством «безумия». Главным видомдеятельности дадаистов стало абсурдизированное зрелище, воинствующая “антихудожественность”, которая, в частности,выразилась в использовании предметов фабричного производства в художественныхкомпозициях. Напрмер, выставка живописи и графикидадаистов в Париже в 1921 г. происходила в темноте, зрители при входе осыпалисьругательствами, устроители выставки мяукали, играли в догонялки, изредказажигали спички и т.п. Бунт дадаистов был недолгим и к середине 20-х годовисчерпал себя. Однако богемный анархизм дадаистов сильно повлиял на Дали и онстал верным продолжателем их скандальных выходок.
Дадаистыпервыми положились на Случай как на главный рабочий инструмент. Художники сталибросать на холст краски, предоставляя красочному веществу и силе броска самимобразовывать иррациональные конфигурации. Сам творец рассматривался при этомкак орудие, марионетка каких-то мировых сил. Сюрреалистическое отношение кбессознательному, к стихии хаоса прямо вырастает из дадаистского«посева». Однако направленность творческой активности у сюрреалистовбыла иной: не просто разрушительной, асозидательной, но через разрушение.
Основные идеи направления
Одним из первых шагов сюрреализмабыло так же сосредоточение на чисто пассивной роли автора. Чтобы освободитьсяот «контроля разума» применялись чисто механические методы«охоты за случайностью» (например, подкладывали под лист бумагишероховатые поверхности и натирали бумагу сухими красками, получая при этомфантастические конфигурации, напоминавшие заросли фантастического леса — техника “фроттажа”). Ведущие мастера немогли удовлетвориться такими примитивными методами. Они добивались ивнутренней, личностной иррациональности, отключения разума на уровнепсихической жизни. Для этого практиковались своеобразные формы зрительногосамогипноза. «Завораживающая» сила, как известно, проявляется придлительном наблюдении языков пламени, движения облаков и т.п. Переход от«механических» приемов к «психическим» (илипсихоаналитическим) постепенно захватил всех ведущих мастеров сюрреализма.
Андре Массонсформулировал три условия бессознательного творчества:
1. Освободить сознание от рациональных связей и достичьсостояния, близкого к трансу;
2. Полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним импульсам;
3. Работать по возможности быстро, не задерживаясь дляосмысления сделанного.
Полному отрицанию подвергалисьподробные описания в художественном произведении, похожие на «набор картинок изкаталога», убаюкивающие сознание и не дающие возможности домыслить, дофантазировать.
Своеобразными «тренировками» былисобрания сюрреалистов, которые они называли термином sommeils — что означает «сны наяву». Во время своих «снов наяву» онииграли. Их интересовали случайные и бессознательные смысловые сочетания,которые возникают в ходе игр типа «буриме»: они по очереди составлялифразу, ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры. Такоднажды родилась фраза ” изысканный труп будет пить молодое вино”.Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических связей. Таким образом, из бездны вызывались глубинные подсознательныехаотические силы.
Философия Зигмунда Фрейда в сюрреализме
Идеи венского психолога имыслителя имели особый смысл для сюрреализма. Однако было бы упрощением думать,что сюрреалисты работали по рецептам Фрейда или «иллюстрировали» егоидеи. Фрейдизм помогал им в ином плане.
Самиконцепции сюрреалистов получали мощную поддержку со стороны психоанализа идругих открытий фрейдизма. И перед собой и перед другими они получали весомыеподтверждения правильности своих устремлений. Они не могли не заметить, что”случайностные” методы раннего сюрреализма(напр. фроттаж) соответствовали фрейдовскойметодике «свободных ассоциаций», употреблявшейся при изучениивнутреннего мира человека.
Одной изоснов сюрреализма, на которую обращалось первостепенное внимание, стал метод, всоответствии с которым записывались либо зарисовывались именно сновидения сразупосле пробуждения, галлюцинации, подсознательные образы, пока их не затронулоосмысление, реальное сознание, в процесс не включилась логика. Это методпсихоанализа Фрейда, так называемый анализ произнесенной мысли вследствии как можно быстрого монолога, когда сознаниечеловека не успевает вынести никаких суждений.
Главенствующуюроль в сюрреализме пренадлежит исследованиямсновидений Зигмунда Фрейда. Считая, что во сне жив более богатый и интересныйразум, нежели разум бодрствующего человека, заставляющий совершенно спокойно воспринимать необычайные эпизоды,которые в реальной жизни потрясли бы. Андре Бретон в«Манифесте» написал: « Я верю, что в будущем сон и реальность – эти два столь различных,по видимости, состояния – сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность».
Макс Эрнстразвивал свое зрительное воображение, созерцая предметы прихотливой, иррациональной формы. Тем самым он разумеетсяиспользовал советы Леонардо да Винчи — но, безусловно, они были воспринятычерез призму Фрейда, который по-своему интерпретировал эту склонность ксозерцанию разводов на старой стене или причудливых скал, возбуждающих ввоображении неожиданные образы и комбинации.
Одна изсамых общеизвестных идей фрейдизма, согласно которой ошибки, обмолвки, остроты– это неконтролируемые выбросы кипящей, бродящей материи подсознания, котораятаким образом прорывает застывшую корку «Эго» так же нашла бурнуюподдержку среди сюрреалистов. К примеру, Сальвадор Дали писал: «Ошибкивсегда имеют в себе нечто священное. Никогда не пытайтесь исправлять их.Наоборот: их следует рационализировать и обобщать. После того станет возможнымсублимировать их».
Обновленная Фрейдом психологияпривлекала к себе широкое внимание и выглядела как новый взгляд на человека, наего историю, его религию, его искусство. Новая психология доказывала, что бессознательная жизнь людей — бурная,активная и во многом определяющая поведение, идеи, творческие возможностичеловека — развивается по таким законам, которые не имеют ничего общего ни сморалью, ни с рассудком, ни с «вечными ценностями». Фрейдизм приводил к тому выводу, чтовеличайший на свете праведник подсознательно равнодушен к заповедям морали, алучшему мыслителю разум не столько помогает, сколько мешает.
Европа уже давно была погружена вспоры о сущности, пределах и необходимости нравственности: имморализм ФридрихаНицше мало кого оставил равнодушным. Но фрейдизм вызвал более широкий резонанс.Он не был просто философским тезисом. Он был более или менее научным течением,он предлагал и предаполагал опытную проверяемость своих постулатов и выводов, он разрабатывалклинические методы воздействия на психику — методы, дававшие несомненный успех.Фрейдизм укоренился не только на университетских кафедрах и в сознанииинтеллектуалов, он неудержимо завоевывал себе место в более широких сферахобщественного бытия. И он исключал мораль и разум из самих основжизнедеятельности человека, считая их вторичными и во многом даже обременительнымиобразованиями цивилизации.
Семья, религия, государство, заповеди,правила этики, логические понятия, эстетические нормы с позиций фрейдизмаследовало понимать как нечто условное. Безусловна же и абсолютнабессознательная жизнь со всеми своими особыми законами, сложившимися задолго дотого, как появились понятия о добре и зле, о боге, о разуме. Фрейдизмвпечатляюще доказывал, что нельзя недооценивать значения подсознания илисчитать его чем-то второстепенным. Фрейдизм открыл дорогу «фрейдистскойистории искусства». Благодаря фрейдизму сюрреализм получил возможностьнастаивать на том, что он не беспочвенная фантазия, не выдумка анархистов, ановое слово в понимании человека, искусства, истории, мысли. Это была солиднаяопора, что уже не приходится удивляться влиятельности и распространенностисюрреализма, его всеохватности до середины ХХ века.
Таким образом, нельзя не признатьпараллельности интересов, точек зрения, методов и выводов сюрреализма ифрейдизма.
СальвадорДали – король сюрреализма
Одним из наиболее яркихпредставителей сюрреализма по праву можно считать испанского живописцаСальвадора Дали, образ жизни, образ мышления которого неимоверно сюрреалистичен, практически с рождения и до самой смерти. «Нормальность ставит меня втупик» — утверждал он и был здесь искренен. Становление художника
Поиск новых решений, форм вискусстве Дали искал уже в детстве. Однажды, решив употребить для своихупражнений старую дверь (по причине отсутствия холста) всего тремя красками ибез использования кисти нарисовал натюрморт, изумивший друзей и родственников,увидевших его тогда. Это было изображение пригоршни вишен, лежащих на солнце.Кто-то из зрителей заметил, что у вишен нет хвостиков, о которых юный художникдействительно забыл. Быстро сориентировавшись, Дали начал есть вишни, которыеслужили ему натурой, а настоящие хвостики прикреплять к ягодам на картине.Древоточцев, изъевших же деревянную дверь и вылезавших теперь наружу сквозьслой краски поменял местами с червячками из натуральных вишен. Восторгузрителей не было предела.
Поступив в Мадриде в ШколуИзящных Искусств, Дали надеялся найти достойных учителей, которые бы смоглинаучить святому ремеслу, но быстро разачаровался.Публично заявив, что не намерен сдавать экзамены «тем, кто знает неизмеримоменьше, почти ничего не смыслит и вовсе ничего не умеет», естественно был исключен.Открытый всем новым веяниям и преклоняющийся перед мастерством великихитальянцев Возрождения, старых флмандцев, Вермеера иВеласкеса имено в это время он ищет свой путь,окунаясь с головой в разные направления. О том, как начиналось его сюрреалистическоетворчество, Дали пишет: «Но вот случилось то, чему суждено было случиться,- явился Дали. Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской „волей квласти“, он провозгласил неограниченную свободу от какого-либоэстетического или морального принуждения и заявил, что можно идти до конца, досамых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, незаботясь ни о какой последовательности или преемственности».
Все это было своеобразным вызовоми не только его личным делом, это было целью сюрреализма. Дали действительнобыл сюрреалистом до мозга костей. В сюрреалистические образы превращалось все,что он делал или говорил. Дали всерьез пестовал и культивировал своесюрреалистическое «Я» теми самыми способами, которые особенно ценилисьи почитались всеми сюрреалистами.
Дали и идеи Зигмунда Фрейда
Он был ярым поклонником идейФрейда, еще в юности проштудировав его «Толкования сновидений» и возлагалбольшие надежды на освобождающую силу сна, поэтому принимался за холст сразу жепосле утреннего пробуждения, когда мозг еще полностью не освободился от образовбессознательного. Иногда он вставал среди ночи, чтобы работать. Доверие киррациональному, преклонение перед ним как перед источником творчества было уДали абсолютным, не допускающим никаких компромиссов. «Все мои притязания в области живописи состоят в том,чтобы материализовать с самой воинственной повелительностью и точностью деталейобразы конкретной иррациональности». Это, по сути дела, клятва верностифрейдизму. Считается и не без оснований, что именно Сальвадор Дали был чуть лине главным проводником фрейдистских взглядов в искусстве ХХ века. Не случайноон был единственным из современных художников, кто сумел встретится спрестарелым, больным и замкнутым Фрейдом в его лондонском доме в 1936 году. Вто же самое время Дали удостоился одобрительного упоминания Фрейда в его письмек Стефану Цвейгу — тоже случай уникальный, поскольку Фрейд совершенно неинтересовался современными ему течениями живописи.
По признанию Дали, для него мир идейФрейда означал столько же, сколько мир Священного Писания означал для средневековых художниковили мир антиной мифологии — для художниковВозрождения.Дали и идеи Фридриха Ницше
Далеко не чужды Дали были и идеи Ницше. Он читал ипочитал Ф.Ницше, вел с ним диалоги в своих картинах и своих писаниях. В«Дневнике одного гения» неоднократно упоминается Ницше. Дали писал: «Заратустраказался мне героем грандиозных масштбов, чьимвеличием души я искренне восхищался… Настанет день и я превзойду его своимвеличием!». Слова «сверхчеловек — смысл жизни» — стали одним из девизов Дали. «Самое главное на свете — этоГала и Дали. Потом идет один Дали. А на третьем месте — все остальные,разумеется включая и нас двоих”. И разумеется, что гениальнейший из гениев,спаситель человечества и творец нового мироздания не обязан подчинятьсяправилам поведения всех прочих людей. Сальвадор Дали неукоснительно помнит обэтом и постоянно напоминает о своей исключительности весьма своеобразнымиспособами: рассказывает о том, о чем «не принято» говорить по причинезапретов, налагаемых стыдом; пишет на одной из своих картин: «Я ненавижусвою мать», которую искренне любил; совершает шокирующие публику поступки,например, прибывает в Сорбонну на свою лекцию о «Кружевнице» Вермеераи Носороге на белом “ролс-ройсе”, набитомтысячью качанов цветной капусты или стреляет на Монмартре из аркебузы по гравировальному камню,создавая тем самым иллюстрации к«Дон Кихоту».Дали и сюрреализм
В той или иной степени Дали обошелся дерзко, провокационно,парадоксально, непочтительно буквально со всеми теми идеями, принципами,ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. Он взял идеисюрреализма и довел их до крайности. В таком виде эти идеи действительнопревратились в динамит, разрушающий все на своем пути, расшатывающий любуюистину или принцип, если они опираются на основы разума, порядка веры,добродетели, гармонии, идеальной красоты — всего того, что стало в глазахрадикальных новаторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности.
Хотя, сюрреализма в том виде, как его исповедовалДали, нет ни политики, ни интимной жизни, ни эстетики, ни истории, ни техники иничего другого. Есть только Сюрреалистическое Творчество, которое превращает внечто новое все то, к чему оно прикасается.
Многие сюрреалисты не предавалибольшого значения технике написания картин. Среди молодых художников в то времяобразовался всплеск нигилизма. Не веря ни во что, они и рисовали «это самоеНИЧТО». Дали же напротив, был преверженцем идеальнойтехники, Традиции (Традиции именно с большой буквы). В своей книге «50 секретовмагии мастерства» он напишет «10 заповедей для того, кто собирается статьхудожником»:
1. Художник предпочитает бытьбогатым, а не бедным; поэтому научись делать так, чтобы кисть твоя рождалазолото и драгоценные камни.
2. Не бойся совершенства — тыникогда его не достигнешь!
3. Сначала выучисьрисовать и писать красками, как старые мастера, затем можешь делать чтохочешь – все будут тебя уважать.
4. Не отказывайся от собственноговидения, своей манеры и своих представлений: они тебе пригодятся, если тыстанешь художником.
5. Если ты из тех, кто считает,будто современное искусство превзошло Вермеера и Рафаэля, отложи эту книгу всторону и продолжай пребывать в блаженном идиотизме.
6. Не плюй на собственнуюживопись — ведь она сможет плюнуть на тебя, когда ты умрешь.
7. Шедевр и праздностьнесовместимы!
8. Живописец, пиши!
9. Живописец, не бери в роталкоголя и не кури гашиш более пяти раз в жизни.
10. Если живопись тебя не любит, вся твоя любовь к нейничего не даст.
Но суждения Дали об искусствеприводили в ярость как сторонников радикального авангардизма, так иконсерваторов-традиционалистов. С одной стороны он проповедовал «музейный стиль» в живописи, а с другой стороны- предлагал разрушить исторический центр Барселоны, чтобы постоитьна этом месте город будущего.
Дали прикасался буквально ковсему, что было существенно для человека его времени. Его картины не обошлитаких тем, как сексуальная революция, гражданские войны, атомная бомба, нацизм, католическая вера, наука,классическое искусство музеев и даже приготовление еды. И почти обо всем онвысказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее практически всех здравомыслящихлюдей. Как-то он даже решил соорудить как можно больше так называемых«сюрреалистических предметов», совершенно не пригодных к реальномуиспользованию, но являющихся воплощением чувств, навязчивых идей, маний. Однимиз таких предметов был, например «Астральный стул»: кожаное сидение былозаменено на шоколадное, к ножке была привинчена дверная ручка, другая же ножкастояла в кружке с пивом. Естественно, что такой стул, стоило просто пройти мимолибо хлопнуть дверью, падал, пиво разливалось приводя окружающих в состояниетревоги и смятения.
Дали настроил против себе своих друзей-сюрреалистов,которые стали его всерьез отрицать и опровергать. Андре Бретон,после очередной ссоры с художником, составил анаграмму из буков его имени «Avida Dollars» – «Жаждающий доллаов», намекая нато, что все что делает Дали, все его выходки, имеют только рекламный характер инацелены на получение денег и что само исскуство неимеет для него значения.
Дали то провозглашает себяединственным сюрреалистом, то утверждает, что «живопись – это цветнаяфотография, сделанная кистью». Но бессмысленно упрекать Дали внепоследовательности, т.к. алогизм и иррациональность — его программа и егостихия. Именно таков был метод творчества Дали и в жизни, и в искусстве. Онпохож на рискованный эксперимент со смыслами и ценностями европейской традиции.Дали словно испытывает их на прочность, сталкивая между собой и причудливосоединяя несоединимое. Но в результате создания этих чудовищных образных исмысловых амальгам явно распадается сама материя, из которой они состоят. Далиопасен для тихого и уютного устройства человеческих дел, для человеческого«благосостояния», потому что он дискредитирует смысл и ценностикультуры. Он дискредитирует и религию и безбожие, и нацизм и антифашизм, и поклонение традициям искусства, и авангардныйбунт против них, и веру в человека и неверие в него.Заключение
По-видимому, можно утверждать, сюрреализмне есть чисто искусствоведческая, литературоведческая или киноведческая задача.Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именно типмышления, способ взаимодействия с миром.
Андре Бретоннаписал :
«Свифт – сюрреалист в язвительности.
Сад – сюрреалист в садизме.
Шатобриан – сюрреалист в экзотике.
Констан– сюрреалист в политике.
Гюго – сюрреалист, когда не дурак.
Деборд-Вальмор– сюрреалист в любви.
Бертран – сюрреалист в изображении прошлого.
Рабб– сюрреалист в смерти.
Бодлер– сюрреалист в морали.
Рембо – сюрреалист в жизненной практике и во многомином.
Меллариме– сюрреалист по секрету.
Жарри– сюрреалист в абсенте.
Нуво– сюрреалист в поцелуе.
Сен-ПольРу – сюрреалист в символе.
Фарг– сюрреалист в создании атмосферы.
Ваше – сюрреалист во мне самом.
Реверди– сюрреалист у себя дома.
Сен-ЖонПерс – сюрреалист на расстоянии.
И т.д.»
Когдаже один из журналистов спросил Сальвадора Дали, что же такое сюрреализм,художник ответил: ” Сюрреализм — это Я”, и с полным на то основанием.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. С.Дали. «Дневник одного гения». Москва, издательство«Искусство», 1997г.
2. С.Дали. «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная имсамим. О себе и обо всем прочем.». Перевод Н. Малиновской. Москва, издательство«СВАРОГ и К», 1998г.
3. К. Рохас. «Мифический имагический мир Сальвадора Дали». Москва, издательство «Республика», 1998г.
4. Хрестоматия по культурологиипод редакцией А.А.Радугина. Москва, Издательство «Центр», 1998г.
5. «Культурология в вопросах иответах». Учебное пособие под редакцией Г.В.Драча. Ростов-на-Дону, издательство«Феникс», 1997г.