Автоматизация банковских систем

Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИТ.

Техническое оснащение решения банковских задач.
Программное обеспечение АБС.
ГЛАВА III. СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ.
ГЛАВА IV.ИНТЕГРИРОВАННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА “STEM”.
I. КОНЦЕПЦИЯ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ.
Общие требования к ИБС.
Выбор перспективных технологий и метода реализации ИБС.
II. ИНТЕГРИРОВАННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА «STEM».ЯДРО СИСТЕМЫ. МЕНЕДЖЕР СЧЕТОВ (ACCOUNT MANAGER).
Характеристика задач, решаемых Ядром ИБС.
Характеристики и особенности Менеджера Счетов.
Реализация поддержки целостности Банковских операций.
Поддержка внедрения системы в реальном времени.
III. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИБС “STEM”.
Введение.
Когда-то в среде разработчиков бытовало мнение, что достаточно пяти человек для создания банком системы комплексной автоматизации. Каждый банк, отдел автоматизации которой сколько-нибудь амбициозен, занимался разработкой своей АБС. Сегодня, когда фирмы разработчики, выделяют под специализированные проекты громадные коллективы (более 100 разработчиков) и тратит много времени на создание и сопротивление сложных многоцелевых систем, банки начинают избавляться от “дешевой левизны” и в основном перешли на программные варианты АБС.
В начале 90-х годов, в момент наиболее активного спроса на продукцию комплексной автоматизации банков, большинство пользователей довольно слабо предполагали себе, какой на самом деле должна быть банковская система. Именно тогда и появились простые системы, концепция построения которых была жестко ориентирована на “проводку” как основную структурную единицу. С точки зрения сервисных возможностей системы оставали желать много лучшего, а об их надежности и говорить не приходится, ведь создавались они почти “на коленке”, с использованием в качестве СУБД FOXPRO, dBase, Clipper или Btricte. Естественно, подход к задаче именно с такой точки зрения – универсальные средства реализации, относительная простота задачи ( большинство банков требовали от системы только сам минимум), неготовность заказчика к более сложной постановке задачи – и привел к тому, что многие банки взялись за самостоятельную разработку, благо доходность бизнеса позволяла.
К сожалению, значительная отсталость структуры в технологическом плане наряду с высокой скоростью вступления в цивилизованное экономическое общество оказала свое тормозное влияние на развитие ИТ в банковском бизнесе. Даже сегодня, когда практически каждый понимает роль ИТ, а уровень подготовки наших специалистов стал сравним с западным, может без труда найти банки из первой сотни, для которой считается совершенно естественным работоспособность на слабенькой системе, реализованной на FOXPRO, осуществляя при этом вручную количество рутинных учетных операций.
Однако с ростом количества банков, увеличением конкуренции между ними возрос и уровень требований пользователей к программному обеспечению. На смену “проводке” стало постепенно приходить понятие “услуга” или “банковский продукт”, а управления автоматизации осознали, что профессиональные СУБД – единократно возможная основа для создания надежной банковской системы . Пользователи бросили взгляд на рынок, а рынок в то время молчал. Точнее, предлагал старые подходы, ненадежные за редким исключением СУБД, и перспективы дальнейшего развития были весьма туманны. И банки, прошедшие когда-то уже этот путь, привычно пошли в атаку “за светлое будущее” на принципиально новой платформе, с новыми концепциями, подходами и т.д. В устах ИТ менеджеров банков зазвучали слова UNIX, “клиент-сервер”,”трехзвенная архитектура”, и банки, вдохновение прошлыми успехами, с новой силой взялись за реализацию собственных разработок. Получить же требуемый результат удалось немногим. Почему? Сегодня крупная комплексная разработанная программное обеспечение для автоматизации банковской деятельности на основе профессиональной СУБД, имеет в своем штабе десятки аналитиков, проектировщиков, программистов, тестировщиков, полностью занятых только в одном проекте. К тому же дополнительно привлекают ресурсы, занятые в других производствах. Производитель программного обеспечения может инвестировать в течение нескольких лет создание комплекса для автоматизации банковской деятельности, рассчитывая окупить затраты продажей готового продукта. Но банки, даже достаточно крупные, сегодня уже не могут позволить себе такой роскоши, поскольку прибыль от внедрения собственной разработки у них принципиально иная.
В связи с недостатком сил комплекса разработчиков банка не может охватить все сферы его деятельности, и ее работа напоминает, скорее, спешное латание дыр. В итоге, банк, занятый постепенными доработками, не получает желаемого результата. И чем крупнее банк, разнообразнее его бизнес и больше число филиалов, тем сложнее ему создавать собственное комплексное решение.
Сегодня все крупные банки (из первой сотни), которые раньше работали на своих системах, либо уже приобрели готовые решения российских и зарубежных производителей, либо находятся в стадии из выбора.
Таким образом, увеличение требований банковского персонала к комплексным решениям, значительное усложнение процесса разработки и внедрения профессионального продукта на основе современных UNIX OC и реляционнных СУБД, снижение доходности банковского бизнеса в сравнении с прошлыми годами привело к существенному снижению популярности собственных разработок.[1].

Глава I. Автоматизированные технологии в банковской деятельности.
Внедрение электронных систем обработки и передачи информации приобретают универсальный и всеобщий характер, охватив все направления банковской деятельности. Современные информационные технологии позволяют координировать деятельность подразделений банков, расширить межбанковские связи, действовать однократно на финансовых рынках ряда стран. Новые возможности автоматизации банковских операций рабочих мест специалистов, информационных технологий банковских услуг позволяют комплексно решать проблемы анализа банковской деятельности, разработки и создания региональных, межрегиональных и международных банковских систем.
Автоматизация информационных и других технологий банка содействует решению стратегических задач. Главными направлениями, по которым автоматизация обслуживания клиентов воздействует на конкурентную позицию банков, являются уменьшение издержек и увеличение качества обслуживания.
Достижения электронной техники и технологии предложили принципиально новый вид услуг – систему автоматизированного управления наличностью денежной массы. Эта система дает операционную информацию о состоянии всех банковских счетов, позволяет регулировать и прогнозировать движение денежных средств, уменьшить трудоемкость работ с наличными деньгами, переходить на безбумажную технологию.
Положительные аспекты безбумажной технологии:
· практически мгновенная пересылка данных;
· уникальность хранения;
· улучшенная защищенность;
· резкое уменьшение трудоемкости обработки документов.
Решение аналитических задач банковской деятельности диктуется необходимостью определения финансовых результатов, прогнозирования направления развития, оценкой экономической обоснованности и целесообразности деятельности каждого банка. В отечественной практике автоматизация аналитических расчетов воплощается пока в отдельных программных продуктах и еще не получили широкого распределения.
На отечественном рынке сформировались классы АБС, каждая из которых имеет определенных потребителей от начинающих банков, осуществляющих лишь ограниченный спектр рублевых операций, до ведения банков, вышедших на зарубежный уровень объема и услуг. АБС содержит необходимый потребителю набор функций.
Основная масса прелагаемых на отечественном рынке АБС по стоимости и требованиям к вычислительным средствам рассчитана на средние и небольшие банки. Расширение систем происходит, как правило, в том случае, если возрастающие запросы потребителя носят потенциально массовый характер для российских условий. Поэтому по мере роста финансовых возможностей банков можно ожидать увеличение спроса на более совершенные (многоплатформенные) системы, техническое и программное обеспечение которое потребует все возрастающей квалификации специалистов.
Почти все фирмы – разработчики содержат новые версии АБС, обобщающие предыдущий опыт, ориентированные на те же программно-активные средства, но с улучшенной архитектурой и большим спектром возможностей. На рынке АБС нет единого магистрального направления их развития, а появление новых классов систем в значительной мере определяется интенсивностью и особенностями развития банковского дела в стране.[2].

Глава II. Особенности отечественных систем автоматизации банковских технологий.
Актуально процессы автоматизации банковских технологий стали проявляться в к.80-х-н.90-х гг. Естественным образом это было связано с банковской реформой 1989г., когда существующие банки получили большую самостоятельность и наряду с бывшими государственными банками на рынке банковских услуг появились новые коммерческие банки. При этом вычислительные цифры, на которых осуществлялась обработка банковской информации, уже не могли предоставить банкам весь спектр услуг, необходимых для снижения рутиной работы и для анализа и прогнозирования финансового состояния банков.
Развитие процесса автоматизации деятельности банковских и прочих финансовых структур привело к появлению разнообразных ИТ. Основное отличие отечественной банковской инфраструктуры ИТ от зарубежной, с точки зрения компьютерной платформы, – более высокая степень их однородности.
Компьютерная банковская платформа – программно-техническое оснащение решения банковских задач на базе новейших ИТ, включению в себя конкретную методологию ведения банковского дела на определенном профессиональном уровне. Доля расходов на автоматизацию у наших банков ниже, чем у зарубежных, где она составляет 10-15% всех затрат. Выбор банками тех или иных систем автоматизации связан, как правило, с соотношением цена – надежность – производительность. Проблема усложняется при необходимости поддержать высокоскоростной обмен данными многими филиалами, с клиентами, другими банками. В этой связи банкам приходится планировать не только техническое оснащение, но и всю системную инфраструктуру ИТ.
В инфраструктуре следует выделить 5 составных:
· информационное обеспечение (ИО)
· техническое оснащение
· программные средства
· системы связи и коммуникации (внутренние и внешние)
· системы безопасности, защиты и надежности
Состав ИО, его организация определяется проще всего составлением задач. Наиболее традиционные задачи, решение любым банком, -операционная (расчетно-кассовая) деятельность. При таком подходе банковская технология строится на программном продукте “Операционный день банка” (ОДБ), а внедряемый комплекс задач позволяет проводить операционный анализ деятельности банка за любой предметный отработок времени. Для обеспечения комплексности автоматизации банковской деятельности требуется ряд важных программных средств и все они должны быть интегрированы настолько, чтобы при проведении банковских операций не было излишних ввода, набора, пересылок данных и т.д., а состояние банка можно было оценить на любой временный момент.
Система “клиент-банк” дает возможность клиенту быстро решать свои задачи общения с банком, минуя операциониста и не выходя из своего офиса. Автоматизация кредитования обеспечивает не только автоматический контроль за проходом платежей, но и, что наиболее возможно, прогноз на любой срок ожидаемого в будущем состояния банка. Эти функции автоматизируются в рамках комплектующихся программ.
“Ведение банковских договоров”, на которые накладываются многочисленные аналитические задачи по решению вопроса оптимизированного использования имеющихся в распоряжении информационных банковских средств. Решения комплексов задач с ценными бумагами, дилит, биржевые операции, организация межбанковского обмена электронными копиями документов, аналитические системы оценки деятельности банка и его клиентов и т.п., которые в настоящее время автоматизированы далеко не полностью, должны организационно входить в комплексную систему организации деятельности банка.
Требования, которые необходимо учитывать при решении задач автоматизации деятельности банка: .
1) идеология построения системы должна заключаться с учетом дальнейшего возможного развития банковских технологий, т.е. анализ задач, требующих решения СИ, должно вестись с перспективой развития их в ближайшем будущем
2) внедряемые технологии должны, по возможности равномерно осуществить автоматизацию всех сфер деятельности банка, что позволит избежать появления узких мест
3) должно предусматриваться соответствие программных средств автоматизации банковской деятельности наличию разветвляемой сети продаж, гарантийного обслуживания аппаратных средств, специалистов, знающих данную технику
4) технология должна соответствовать уровню развития общества, уровню развития банковских методологий: не отставать от общих тенденций развития, но и не забегать далеко вперед
АБС – форма организационного управления банком на базе основных теоретических положений кибернетики и информатики.
АБС, опираясь на моделирование финансово-кредитных операций, упорядочение информационных потоков, применение экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, уменьшает трудоемкость и рационализирует управленческую деятельность в банке, позволяет расширить круг решений задач, увеличивает аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений. Это достигается за счет новых ИТ – совокупность внедряемых в банковскую практику целостные принципиально новейших средств и методов обработки данных, представляющие собой целостные технологические системы, обеспечивающие формирование, передачу, хранение и отображение продукта с наименьшими затратами.
В основе АБС – новые информационные технологии (НИТ), реализуемые совместные технологические модели обработки данных, -терминологические процессы, локальные и распределяющие сети, системы машинной графики, электронные почты и т.п.
Системный подход является основополагающим как при проектировании НИТ, так и при изучении и управлении действующей информационной системы.
Другими важными принципами являются:
· информационная обрабатывающая связь;
· декомпозиция;
· непрерывное развитие АБС, предусматривающее обновление и пополнение вычислительной техники, программного обеспечения и технологий управления; АБС должна наращивать мощность, постоянно расширять и пополнять БД;
· совместимость с другими АБС;
· стандартизация и унификация при создании и развитии АБС;
· автоматизация информационных потоков и документооборота, достигающая путем исполнения технических средств для сбора, регистрации, обработки данных, создания первичных и результативных документов, путем внедрения безбумажной технологии, широкого использования средств связи для передвижения банковской технологии на любые расстояния;
· эффективность (выбор наиболее рационнальных проектных решений, подлежащих внедрению, и получение экономического эффекта от затрат на создание АБС).
Технологическая платформа АБС -вся совокупность аппаратных средств, сетевых и телекоммуникационных устройств и протоколов, ОС и СУБД, на которых функционирует АБС.[3].
Неправильный выбор платформы, особенно для многофилиальных банков, может привести к очень дорогостоящим и непредсказуемым последствиям.
Уже существуют инструментальные средства, которые переносят центр тяжести при разработке информационной системы с программирования на проектирование. Т.е. в перспективе разработкой банка занимается не программист (человек, умеющий шаг за шагом объяснять машине, как решить задачу), а квалифицированный пользователь – человек, умеющий сформировать, ему необходимо “на выходе”.
Создание новой технологии помимо общесистемных принципов требует учета особенностей структуры банковских систем и специфики банковской деятельности.
В основе НИТ заключается сетевая архитектура, широкое применение ПЭВМ и формирование на их базе взаимосвязанных специализированных АРМов различных уровней.
Жизненный цикл ИТ.
Компьютерная система независимо от ее размеров и сложности состоит из 3-х компонентов: технического обеспечения, программного обеспечения и информационного обеспечения. Можно считать, что совокупность этих компонентов определяет ИТ.
ИТ, так же как и любой жизненный фактор, который потребуется не сразу, а частями, имеет присущий ему жизненный цикл. В течение жизненного цикла объем использования технологии и спрос на нее изменяется. Обходит 5 периодов:
I- Зарождение данной технологии. Её распределение невелико, но эффективность очевидна, поэтому масштаб использования увеличивается.
II- Спрос устойчив и опережает предложение. Фаза ускорения роста. Постоянно предложение начинает опережать спрос и наступает III- замедления роста. В период зрелости (IV) насыщение спроса достаточно, а в V- наступает спад, когда спрос снижается и ей на смену следует другая, более эффективная общественная потребность.
Жизненный цикл технологии поддерживается продуктами, имеющими свой более короткий жизненный цикл. Например, технологию предоставления информационно-вычислительных услуг на рабочем месте пользователя поддерживает целый ряд продуктов:
ПК типа IBM AT-386SX/DX, IBM AT-486SX/DX, Pentium, рабочие станции локальной вычислительной сети, терминалы мини-ЭВМ и другие. Смена технологии в банках происходит лишь тогда, когда она перестает принимать ему прибыль. То, что используется в крупных западных банках, возможно, скоро будет заменяться, т.к. все компоненты приближаются к последней, заключающей стадии жизненного цикла. Опыт последних лет это подтверждает. Например, может служить анализ технологии использования для безналичных расчетов магнитных и электронных карт. По мнению западных экспертов, у России есть уникальный шанс внедрить у себя сразу современную технологию, т.к. у нас нет развитой инфраструктуры по обслуживанию магнитных карт.
Информационное обеспечение.
Информационное обеспечение АБС – информационная модель банка бывает двух видов.
1) Внемашинное ИО – вся совокупность информации в банке, включая системы показателей, методы классификации и кодирования элементов информации, документов, документооборота информационных потоков.
2) Внутримашинное ИО – предоставление данных на машинных носителях в виде разнообразных по созданию, по назначению и специфическим обработкам органических массивов (файлов), БД и их информационных связей.
Современные системы банковских показателей складываются из показателей видов банковских услуг и банковской деятельности, которая отражает рассчетно-кассовый, кредитный, депозитный, бухгалтерских, нормативный, законный, фондовый, инвестиционный и другие аспекты функционирования банка. Показатели банковской деятельности характеризуют соотношения депозитов, кредитов, собственных и привлеченных средств, долю межбанковских операций в общем объёме ресурсов и вложений, определяют удельный вес и значимость тех или иных операций, их использование позволяет выявить возможности увеличения прибыльности и кредитоспособности банка. Спецификой деятельности банков является широкий диапазон их клиентуры – это предприятия и организации всех отраслей экономики, в т.ч. страховые органы, бюджетные и внебюджетные структуры, а только население и следовательно большое разнообразие показателей.
Автоматизация банковских операций требует приведения всего множества показателей в единую целостную систему, установления четкой взаимосвязи между ними. Значительная роль при этом игровая классификация и кодирование, позволяющее обеспечить сжатие призрачной части показателей, уменьшить объём и время на поиск информации, облегчить обработку информации.
В банковской деятельности для систематизации информации используются различного рода классификаторы: как ЕСКК, так и отраслевые (банковские): коды ценностей – банкнот, монет, чеков, акций и т.д.; коды валют, банков и т.д., так и локальные ( в рамках отдельного банка), например, классификаторы банковских счетов, регистрационных номеров, внутрибанковских номеров клиентов и т.д.
Использование кодов и идентификаторов (компактное обозначение элементов данных) значительно уменьшит трудоемкость поиска, хранения, передвижения, обработки информации, увеличить эффективность автоматизации, экономит дорогостоящие ресурсы памяти и технических средств и увеличить степень безопасности и защиты данных.
Значительную долю внемашинного ИО занимает документация. Унифицированные типовые документы в банковской системе увеличивают эффективность автоматизации (платежные поручения, чеки, приходные и расходные кассовые ордера и др.).
Современные АБС предоставляют возможность получения информации в различных формах: в виде печатных документов, экранных форм, на машинных носителях; она может быть представлена в текстовом, табличном и графическом виде. ПК располагают набором готовых форм первичной и результативной информации или удобными средствами их формирования и компоновки. Существует прикладной пакет программных средств общего назначения для работы с документами табличного типа или предоставления информации в табличном файле АБС распределяется с использованием таких программных продуктов, которые имеют разнообразные версии и могут носить встроенный характер.
Информационные потоки внемашинного ИО – это направленное стабильное движение документов от источников формирования информации к её положениям. Отражают организационно-функциональную структуру банка.
Внутримашинное ИО формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей банковской системы. Информация представляется в виде файлов (массивов),БД-х, банков данных. По содержанию документы адекватно отражают реальную деятельность банка и его подразделений, т.е. конкретную предметную область. Предметная область банковской деятельности характеризуется набором объектов, их свойств и взаимосвязей (клиент, договор, счета и др.). Для каждого объекта выделяется набор его характеристик. Например, для клиента банка – это наименование его организации, адрес, реквизиты руководителя и главного бухгалтера, регистрационный номер, номер расчетного счета и т.п.
Новая технология требует интеграции информационных процессов и , в частности, организации информации в виде совокупности баз данных. Существуют различные инструментальные программные средства как для проектирования, так и для управления и поддержания БД – это проще всего различные СУБД: [* dBASE фирмы Ashton-Jate Corp; * R:BASE файл Microrim Inc; * PARADOX файл Borlanol International; FoxBase и FoxPro файл Fox Software Inc и другие. Для российских банков характерным является использование прикладных банковских систем на основе перечисленных СУБД. Одни подобные программы оформлены только для необходимых банков, в которых отражается не более 5000 документов ежедневно. Тенденция же к расширению банковских систем на обработку восемьдесят или сотни тысяч документов ежедневно в режиме реального времени, обеспечение гарантированной конфиденциальности информации в БД, высокой степени безопасности и надежности БД делает необходимым применение технологии “клиент-сервер”, а для неё нужны специальные СУБД. Современные СУБД, реализуемые технологию “клиент-сервер” при работе с БД, – это сложные и дорогие программные продукты, поэтому выбор конкретных СУБД для банков должен быть хорошо обоснован. Мировой рынок СУБД выделил лидеров – “большую четверку”: Oracle, Sybase, Informix, Indres. Из других доступных у нас можно назвать Progres, Gupta, Interbase.]
К внутримашинному ИО банковских систем представляется ряд требований:
· Система должна предоставлять возможность экспорта-импорта данных в текстовом и DBF-форматах, что позволит обмениваться информацией со специализированными прикладными программами, электронной таблицей, текстовыми редакторами и т.д., а экспортируемый из системы документ может быть послан по электронной почте;
· Документы реализуются в режиме реального масштаба времени, при котором изменения в данных, произведенные одним пользователем, сразу должны становиться доступны остальным пользователям банковской системы;
· Безопасность хранения банковской информации. Это достигается ограничением доступа пользователей к различным функциональным подсистемам, регламентацией работы с информацией и т.п.;
· Система должна обеспечить сохранение целостности информации при отказе аппаратуры (дублирование информации сервера БД).
Техническое оснащение решения банковских задач.
Предоставление банковских услуг на основе комплексных систем может представлять в виде 3-х уровней:
1) Различные банковсие услуги, предусматривающие исполнение автоматов-кассиров, пластиковых карточек и систем расчета в торговых точках, а только услуги, связанные с обработкой и хранением денежных документов.
2) Услуги по управлению денежными операциями и их контролю.
3) Деятельность РКЦ, автоматизированных расчетных палат, межбанковских расчетных палат, клиринговых центров, создаваемых несколькими банками для обеспечения и ускорения взаиморасчетов.
Современные банковские системы имеют состав аппаратных средств, в которые входят:
· средства вычислительной техники;
· оборудование локальных вычислительных сетей;
· средства телекоммуникаций и связи;
· оборудование, автоматизирующие работу с денежной наличностью (для подсчета и подтверждения подлинности купюр и т.д)
Одним из показателей развития отечественной банковской системы можно считать быстрое распределение электронных расчетов между банками и клиентами. В условиях обострения конкуренции и на финансовом рынке наличие в банке электронной системы расчетов является весомым фактором для привлечения клиентов.
Система “клиент-банк” позволяет банку и его клиентам обмениваться подписями и зашифрованными пакетами документов по телефонным линиям связи. Она состоит из модуля “Банк”, который устанавливается на коммуникационной ПЭВМ в банке, и модуля “Клиент”, установленным на компьютере клиента.
Клиенту банка эта система дает возможность не покидая офиса, проводить стандартные банковские операции и постоянно поддерживать с банком оперативную связь (оформление рублевых и валютных платежных поручений, получение выписок по счетам и отправка банку сообщений сводного формата путем электронной почты; формирование заявки на продажу-покупку валюты, оформление запросов на получение кредитов, осуществление операций с ценными бумагами и т.д.). Кроме того, предоставляется достаточно обширный справочный материал.
Развитие рыночных отношений вовлекает все большее количество банков в международные расчеты. Они могут быть реализованы с высокой степенью надежности и достоверности с помощью системы SWIFT, которая является лишь транспортной межбанковской сетью и не выполняет расчетных (клиринговых) функций.
Программное обеспечение АБС.
Качественная эволюция деятельности банков, их все возрастающие требования и финансовые возможности меняют подходы к автоматизации ИТ. Базовые средства используются для обеспечения эксплуатации АБС, для разработки прикладной части программных средств (операционные системы, СУБД и др. программные средства системного назначения).
Отличительной чертой функционирования АБС является необходимость обработки больших объёмов данных в сжатые сроки. При этом основная тяжесть падает на операции ввода, чтения,. записи и передачи данных. Поэтому базовые средства должны быть в состоянии поддерживать доступ к большим объёмам данных без потери производительности.
Наличие в спектре базовых средств сетевых функций – непременный атрибут современных АБС (обеспечивается многоуровненность, возможность объединения различных программных платформ (DOC, “NetWare”, Windows NT, UNIX и прочие)).
Телекоммуникационные возможности базовых средств позволяет перевести технологию межбанковских расчетов на принципиально иной уровень за счет уменьшения времени подачи документов. Это заметно расширит возможности банка.
Банковской системе необходимо иметь режимы многозадачности и многопользовательского доступа к данным, а только одновременного доступа к данным и одновременного выполнения действий над ними. Должны иметь возможность запуска автономных, фоновых процессов, отчужденных от рабочего места оператора. Фоновые процессы могут использовать задания по предварительной обработке данных, поступивших по телеканалу , формированию отчетов и т.д., и тем самым высвободить рабочие места. Подобный режим позволяет переложить на систему не только выполнение значительного числа стереотипных рублевых операций, но и обеспечить автоматический контроль за целостностью обработки поступивших данных. Это увеличит эффективность и надежность функционирования систем.
Основным свойством АБС с точки зрения прикладных потребительских средств является достаточная широта функционального набора.
Прикладные характеристики АБС, кроме того, должны отвечать требованиям интегрированности, конфигурируемости, открытости и настраиваемости системы.
Полномасштабное отражение банковских процессов позволит приблизить автоматизацию ИТ к проблемам принятия оптимальных решений в среднем и верхнем звене управления, построить ПУ на базу моделирования и прогнозирования экономических ситуаций.
Конфигурируемость означает возможность приобретения различных конфигураций системы (минимальной с последним расширением путей введения дополнительных модулей).
Открытость предполагает наличие средств для развития и модификации.
Современная методология и инструментальные программные средства дают такую возможность (CASE-средства)(для внесения изменений без помощи фирмы-разработчика)
Настраиваемость необходима для адаптации к технологии конкретного банка.
Недолгая история развития отечественных систем показывают, что в функциональном плане в целом, они соответствуют развитию банковского дела в стране. Большинство эксплуатируемых в настоящее время систем являются DOS-комплексами. Эти системы отражают средний уровень развития банковской практики в стране (приемлемый компромисс малой стоимости и ограниченных возможностей).
В качестве ступени, следующей за DOS-комплексами, можно рассматривать системы, построенные в архитектуре “Клиент-сервер”, в рамках “Novell Net Ware”. Под сервером понимается логическая процедура,которая обеспечит обслуживание поступивших к нему запросов. Клиентами сервера являются процедуры ПЭВМ, посылающие серверу запросы на тот или иной вид обслуживания. Задачей клиента является :
1) установление связи с сервером;
2) формирование запроса конкретного вида на обслуживание;
3) получение результатов;
4) подтверждение окончательного процесса обслуживания.
Например, такой технологии: сетевые базы данных с реализацией стандартного структурированного языка запросов SQL.
Глава III. Системы автоматизации банковской деятельности за рубежом.
Первые АБС -50-е гг. – автоматические системы, обеспечивающие подсчеты балансов и подготовку отчетной документации.
60-е гг. – С помощью ЭВМ решались в основном задачи моделирования, оптимизации и планирования, создания автоматических архивов.
Дальнейшее развитие ЭВТ, появление возможностей телеобработки привело к системе коллективного пользования.
70-е гг. – Увеличение объемов банковских услуг типичных БС – машинно-обрабатываемая ЭВМ, к которой подключались регионные конструкторы, обеспечивающие распределение информации на местах (высокая стоимость средств телекоммуникации, значительные накладные расходы, сложность настройки системного и разработки и отладки прикладного обслуживания).
80-е гг. – появились высоко производственные мини-ЭВМ, автоматизация обработки банковской информации на рабочих местах. На базе вычислительных машин фирмы DEC (США) стали создаваться системы автоматизации банковских офисов, которые могут интегрироваться в более крупные.
90-е гг. – ускоренное развитие финансового сектора рынка. Необходимы были интегрированные системы, в которых результаты всех банковских транзакций могли бы незамедлительно отражаться и учитываться в операциях всех входящих в них подразделений. Только так авто обработка банковской информации может обеспечить руководству банков согласованное управление рисками, ликвидностью, активами и обязательствами. В результате на рынке появится новый вид программно-технической и интеллектуальной продукции – “банковская платформа” (продукты совместной деятельности банков и компьютерных фирм). Строится по модульному принципу и обеспечивает использование единой унифицированной базы для решения всех банковских задач.
Лидеры в партнерстве: IBM (США),DEC (США),”Siemens” (Германия),”Oliwetti” (Италия), “Bull” (Франция).
IBM : предлагает второе поколение машин AS/400 с современной операционной системой OS/400, которая обеспечивает защищенность данных, повышает производительность системы и пользователя как в пакетном, так и в диалоговом режимах при работе в сетях разнообразных конфигураций.
Пакет программ IBIS/AS. Его использование отвечает интересам всего персонала банковской системы , создает единую интегрирующую БД, предоставляет гибкие средства обработки операций, возможность подключения новых модулей без нарушения целостности существующей системы, обеспечивает пользователей всех уровней обширными стандартными отчислениями и справочниками.
Система IBIS/AS охватывает весь банк со специальной функциональной поддержкой каждого отдела в соответствующих модулях, которые сформированы в 2 группы:
1) “Банковские” центральное место “Главная бухгалтерия”
банковские функциональные модули
2) Вспомогательные модули (“Архивация”, “Аудиторские проверки”, “Интерфейс SWIFT” и др.)
DEC (США). С участием этой фирмы головным разработчиком международной компании “Werter Perters” была создана международная банковская система 90-х гг. IBS-90. Компания “Werter Pertners” в течение 20 лет одна из лидирующих поставщиков систем для мирового финансового общества , активно работает во многих странах мира.
IBS-90 полностью интегрированная, работающая в реальном масштабе времени банковская система, обеспечивает в режиме обработки транзакций одновременные операции с множеством различных валют в множестве географически удаленных регионов, автоматизирует оптовые банковские услуги, казначейские операции, инвестиционную деятельность и прочее.
Совместно с разработками “Cilidak of America” и специализированной компанией ITB фирма DEC разработала банковскую платформу будущего – FSA. Разработанные на базе FSA системы в настоящее время установлены в 10 крупных мировых финансовых центрах, включая Лондон, Нью-Йорк, Гонконг.
Для универсального банка фирма DEC создала еще одну банковскую платформу- “Profile”. Она допускает генерацию и настройку трех типов систем под конкретные требования заказчиков (собственно интегрированной банковской системы, автоматизирующей все виды розничных услуг; ИС управления финансами; системы автоматизации деятельности банка на вторичных ресурсах).
“Siemens” (Германия)- многопользовательская ОС “Sinix” (UNIX производства “Siemens”), обеспечивающую распределяющую обработку данных и реализирующую эффективную и экономическую технологию объединения рабочих мест в единице ЛС. Предлагает диалоговую систему KORDOBA. Это специальное банковское программное обеспечение реализует все операции во всех отделениях с первого рабочего места. Это пакет программ модульной структуры, включающий налоговую, информационную и организационную части. Особое внимание в фирмах уделено достоверности информации и надежности принимаемых решений.
“Olivetti Systems Networks (OSN)” предлагает свою “банковскую платформу” (Platform for banking – PB) для автоматического банка (“Automatic banking”). Это комплексное решение, отвечающее тенденции построения открытых систем, обеспечит создание гибкой и способной к расширению системы банковских учреждений, реализацию полного набора банковских функций в среде распределяющих услуг и приложений в условиях ЛС и возможность выхода в ГС.
Фирма “Olivetti” накопила большой опыт в создании специализированных банковских устройств и автоматов, в т.ч. для систем самообслуживания клиентов банка- принтеров, устройств идентификации, автоматов по выдаче наличных денег, устройств работы со сберкнижками и т.д.
“Bull” создала межбанковскую систему телерасчетов STT для ускорения межбанковских операций, обеспечения непрерывности обмена межбанковскими сообщениями, уменьшение их стоимости.
Для поддержки задач отделений и международных отделов любых по размерам банков фирма “Bull” рекомендует систему ICBS. Она состоит из модулей, функционирует под управлением ОС UNIX и реализовывает клиринговые операции и оформление необходимых отчетов по ним, выполняет функции контроля и управления доходами, курса валют, ставками, ценами, решает задачи взаимодействия с ЦБ, обеспечивает выполнение международных операций и многое другое.

Глава IV.Интегрированная Банковская Система “STEM”.
I. Концепция и принципы построения.
Общие требования к ИБС.
Необходимым компонентом Банковской Системы является Программное обеспечение или Интегрированная Банковская Система (ИБС или IBS). Далее в курсовом проекте будут сформулированы некоторые требования, которые необходимо учитывать, рассматривая ИБС как один из аспектов комплексного решения для банков. Это поможет принимать правильные решения в вопросах развития банка в целом и использования компьютерных технологий в частности.
1. Многопользовательская система реального времени.
Одновременная работа пользователей системы на едином информационном пространстве позволяет оперативно получать новую информацию, своевременно обновлять и удалять устаревшую, избегать ненужного дублирования, обмениваться сообщениями. Обеспечение удаленного доступа гарантирует оперативность и быстрое реагирование на происходящие события. Все это позволяет экономить средства и время.
Это условие необходимое, но недостаточное. Накапливающуюся информацию необходимо обрабатывать, обобщать и представлять в новом, удобном для восприятия виде. Для банковской сферы деятельности введение каждого документа должно сопровождаться совершением банковской операции, пересчетом баланса, подготовкой сообщений и, при наличии каналов связи, подготовкой данных в соответствующих форматах. ИБС, позволяющая обрабатывать информацию и преобразовывать ее в соответствии с заданным алгоритмом, является системой реального времени и обеспечивает доступ к актуальной информации для всех основных показателей по банку (с учетом филиалов) в любой момент времени в течение дня. Её возможностей вполне достаточно, поскольку подготовленная информация предоставляется всегда по запросу. Например, при подписании кредитного договора можно просмотреть ресурс на текущий момент; если нужна отчетность в течение дня – можно точно и оперативно составить баланс. Для решения перечисленных задач нет необходимости использовать более сложные системы, например, ИБС, управляемые событиями. Они в этих случаях оказываются избыточными и приводят к существенному удорожанию, хотя и обеспечивают более развитый сервис.
2. Защита информации.
Соответствие системы международным требованиям по защите информации обеспечивается следующим образом.
· средствами аппаратного обеспечения: использование систем аппаратного шифрования, аппаратной идентификации и аутентификации (подлинности), электронных ключей и т.д.;
· средствами операционной системы: использование ОС с сертифицированными средствами защиты информации и разграничения доступа (UNIX, VMS);
· средствами СУБД: использование профессиональных СУБД с сертифицированными средствами разграничения доступа к информации и средствами аудита и журнализации;
· прикладным программным обеспечением: разграничение доступа к информации, ведение журнала всех операций, контроль работы активных пользователей системы, электронная подпись и средства криптографической защиты данных;
· организационными мероприятиями: инструктаж пользователей, технология порождения и передачи ключевой информации.
3. Целостность информации.
Система должна соответствовать международным требованиям по сохранности и целостности информации. Этот вопрос также должен решаться на нескольких уровнях:
· средствами аппаратного обеспечения: системы безаварийной работы, применение RAID-технологии, применение кластерных технологий и т.д.;
· средствами СУБД: использование профессиональных СУБД с двухфазовыми механизмами транзакций, с возможностью on-line-резервирования;
· организационными мероприятиями: инструктаж пользователей, резервирование информации.
4. Гибкость и настраиваемость системы.
Деятельность разных банков, несмотря на кажущееся сходство, отличается по многим параметрам. Во-первых, это уровень подготовки сотрудников и диапазон решаемых ими вопросов. Во-вторых, ведение учета финансовой деятельности. В-третьих, распределение объема и характера работ в соответствии с организационной структурой. В результате банки имеют уровень ответственности, круг решаемых задач, требуют различного объема информации и степени компьютеризации работы служащих. Так, в небольших банках с малочисленным персоналом один служащий может решить весь спектр вопросов по какому-то направлению. Рост и развитие банков сопровождаются организацией дополнительных рабочих мест и сужением специализации сотрудников.
Принимая во внимание то, что основой банковской деятельности являются финансовые юридические документы, ИБС должна позволять без перепрограммирования вносить изменения в технологическую схему банковского документооборота. При этом параметризация должна быть интуитивно понятной, логически связанной с функциональной структурой системы и не предъявлять завышенных требований к уровню квалификации персонала. Эксплуатация и сопровождение ИБС должны быть возможны без участия разработчиков.
Развитие ИБС.
При появлении банка число клиентов, операций, обязательств невелико. Но объем работ постепенно возрастает, превышая сначала возможности одного человека, затем группы людей, и, в конце концов, возникает необходимость перевода всей задачи или её части в ИБС. Дальнейший рост объема работ должен сопровождаться развитием ИБС, которое заключается в появлении дополнительных программных продуктов и новых версий с улучшенными характеристиками. Развитие ИБС должно обеспечивать своевременное подключение новых и более полное освоение уже используемых задач. При этом система ни при каких обстоятельствах не должна ограничивать количество обслуживаемых банком клиентов и обрабатываемых документов, принципиальную возможность подключения новых подзадач. Это значит, что она не должна зависеть от типа операционной системы и используемых компьютеров, а также и то, что она должна обладать возможностью распределенной обработки информации в разнородных сетях.
Выбор перспективных технологий и метода реализации ИБС.
Определение того, что наследовать в банковской технологии, предлагая принципиально новые решения, а что привносить – задача не из простых. В свое время в Италии был предложен способ проверки правильности учета движения денежных средств – система двойной котировки сумм, которая оказалась довольно простой и эффективной с точки зрения защиты от ошибок. Попытка придумать что-либо, отличное от нее, повлечет за собой проблемы, связанные с массовым признанием, а значит, и с распространением. Поэтому новые разработки надо начинать с определения того нижнего уровня абстракции в банковском деле, перенос которого на компьютерные технологии может и должен дать положительный эффект.
Важен выбор метода решения, позволяющего развивать и реализовывать задачи реального времени, которые являются перспективными для банков. Множество Банковских задач реального времени, начиная от определения реального кредитного ресурса (с учетом ресурса филиалов Банка) и заканчивая on-line-системами обслуживания, например, кредитной карточки (т.е. переходом на безналичное обслуживание населения, что приведет к резкому- на порядки- увеличению количества банковских операций), невозможны или существенно затруднены без единой концептуальной системы.
Одна из прогрессивных технологий, применяемая в Банках, хорошо известна всем- это “Безбумажная технология”. Однако ее достоинства становятся наглядными тогда, когда система уже внедрена и эксплуатируется. Поэтому на первом этапе создания ПО-создания Ядра ИБС – важны его одновременное внедрение и проверка.
Описание элементов банковской системы.
Аппаратная платформа.
Исходя из принципа развития, банковская система не должна навязывать выбор аппаратных и системных средств. Этот выбор должен осуществляться с учетом критериев, не связанных с прикладным ПО. Следует учитывать, в частности, достаточную производительность при минимальной цене, наличие технического обслуживания, гарантии, квалификацию и опыт персонала, количество одновременно работающих пользователей, развитие и масштабируемость аппаратных средств, их надежность и т.п.
При выборе платформы следует, прежде всего, определить реальное число пользователей, которые должны быть одновременно подключены к многопользовательской системе. Ориентировочно можно исходить из следующей оценки: на одного пользователя прикладного ПО требуется 1МБ ОЗУ и 1 tps/A общей производительности системы (tps- число транзакций в секунду). Кроме того, необходимо оценить перспективы роста банка и его финансовые возможности.
Количество пользователей, активно работающих на ИБС в реальном банке с производительностью до 2 000 операций в день, не превысит 20-30.
Такая нагрузка вполне по силам системам на базе INTEL 486DX2/66 и Pentium/60,90, обеспечивающим сквозную производительность 15-30 tps/A и 30-60 tps/A соответственно.
При активном подключении филиалов или создании выносных операционных залов, работающих в режиме on-line, число активных пользователей может быть доведено до 100 и более, а число операций достигать 10 000. В таком случае необходимо ориентироваться на системы класса midrange. Это может быть RISC-система (HP, Sun, IBM) или многопроцессорная система на базе Intel 486 и Pentium (Corollary, Acer, Compaq, AST, ALR, Sequent,Unisys и т.д.). Нельзя забывать о таких популярных (на западе) масштабируемых системах, как AS/400 (IBM), VAX (DEC) и т.д. Важным для нашего рынка может оказаться политика активного снижения цен на процессоры INTEL и анонсирование процессоров Pentium/150 с производительностью 250 MIPS и в 1995 году – P6 с производительностью 300 MIPS.
При покупке системы необходимо убедиться в наличии сертификата ОС и СУБД, используемых в банке.
Операционная система.
В настоящее время выбор операционной системы, как правило, определяется наличием прикладного ПО для данной ОС и наличием квалифицированного персонала для ее сопровождения.
Поэтому в основном используются РС-совместимые компьютеры под управлением DOS или Windows, соединенные локальной сетью NetWare. При внешней простоте и привлекательности такое решение имеет ряд существенных недостатков:
1. DOS, Windows и NetWare не соответствуют требованиям “надежности” защиты информации и разграничения доступа согласно Trusted Computer System Evaluation Criteria (“Оранжевая Книга”). В мировой практике ОС, не прошедшая такой сертификации, не рекомендуется к использованию в финансовых учреждениях.
2. Пропускная способность локальной сети персональных компьютеров имеет принципиальное ограничения, связанные с непроизводительным ожиданием сетевого канала при интенсивном трафике и экспоненциальным ростом числа компьютеров в сети. Вследствие этого число компьютеров, эффективно работающих в одноуровневой сети, не превышает 20-30.
3. Многопользовательское ОС (UNIX, VMS и др.) по сравнению с PC LAN значительно проще и эффективнее интегрируются в глобальной сети. Это существенно при необходимости обеспечения режима работы on-line для филиалов и отделений, особенно на низкокачественных и ненадежных линиях передачи.
Специфические требования банковских приложений очень скоро потребует перехода к более мобильным и защищенным ОС. Современные ОС, как правило, переносимые (UNIX, Windows NT) или обеспечивают работу приложений на ряде компьютеров, масштабируемых по производительности (VAX, AS/400).
Важным фактором может оказаться наличие специалистов по установке, конфигурированию ОС в соответствии с решаемыми задачами. Оптимальным выбором является OC UNIX.
UNIX – многопользовательская многозадачная ОС, которая реализована практически на всех платформах и удовлетворяет стандарту открытых систем POSIX для переносимых ОС. Её важная особенность – защищенность системы и данных от несанкционированного доступа. Использование стандартных протоколов позволяет совместно эксплуатировать сеть Ethernet, OC NetWare, UNIX и, таким образом, осуществлять “мягкий” переход из одной ОС в другую.
Связь ОС с 3GL уровнем предопределяет необходимость приобретения среды разработки (редактор, компиляторы С и С++ ) для данной ОС.
3 GL-поддержка.
К 3GL (3 Generation Language) – поддержке относятся практически все привычные инструментальные языки – С, С++, Pascal, Modula и т.д. На этот уровень выносятся средства, необходимые банковской системе, но не реализуемые штатными средствами СУБД. К ним могут относиться системы цифровой защиты данных и т.п. Для максимального использования этого уровня необходимо наличие развитого интерфейса с языками третьего поколения в предполагаемой СУБД.
СУБД.
В описываемой иерархии СУБД занимает особое место:
· Как правило, за счет переносимости СУБД осуществляется переносимость ИБС на различные компьютерные платформы.
· В рамках одной платформы важна переносимость на различные ОС, например, по схеме DOS -> NetWare -> INIX.
· Как правило, банковская система жестко привязана к конкретной СУБД и, выбирая ИБС, пользователь должен рассматривать ее как часть системы. При этом нельзя сбрасывать со счетов ценовую политику фирмы-производителя СУБД. В некоторых случаях стоимость ядра базы данных может существенно превышать стоимость прикладного ПО.
· Разнообразие продуктов в рамках СУБД, а также наличие шлюзов, обеспечивающих доступ к различным и объектно-ориентированным системам баз данных, позволяют лучшим образом продумать и гибко изменять решения для построения требуемой системы и возможности целенаправленного развития.
При выборе необходимо ориентироваться на СУБД, реализующие технологию клиент-сервер и позволяющие создавать приложения, которые работают в распределенных гетерогенных сетях. К таким СУБД, в частности, относятся ORACLE, Informix, PROGRESS, Sybase, Ingres и т.п.
Существует СУБД PROGRESS. Это переносимая СУБД с 4GL-средствами для создания приложений. Она обеспечивает построение систем архитектуры клиент-сервер и включает модули создания приложений, инструментальные средства поддержки, утилиты и среду выполнения (run-time).
Это многосвязанная многопользовательская система с интегрированным словарем данных, уровнем защищенности и поддержкой широкого диапазона коммуникационных протоколов – TCP/IP, NetBIOS, SPX/IPX, SNA, DECNet, TLI, OSI и др.
Целостность данных обеспечивается в PROGRESS как Неожиданное окончание формулы собственной системой по восстановлению данных, так и протоколом двухфазного совершения транзакций, который поддерживается автоматически и не требует дополнительного кодирования.
Переносимость PROGRESS – одна из ее сильных сторон. Возможность создания приложения на одной платформе и переноса на другую, несвязанную, платформу без единого изменения приложения придает инсталляционному продукту значительную гибкость. PROGRESS поддерживает 400 платформ, включая VAX; широкий диапазон систем UNIX, включая SCO UNIX SVR4, AIX, HP-UX, ULTRIX, CTOS, NetWare, OS/2 и PC/DOS; и OS/400 популярных AS/400 среднего класса фирмы IBM.[4].
PROGRESS поддерживает транспортный доступ к DBMS:
– ORACLE – Object Store
– RMS (OOODBMS)
– SYBASE – DB2
– Rdb/VMS – Allbase
– OS/400 – ODBC
– C-ISAM – CT-ISAM
II. Интегрированная банковская система «STEM».Ядро системы. Менеджер Счетов (Account Manager).
“Делайте правильно с самого начала”.
У. Кеуффель
Характеристика задач, решаемых Ядром ИБС.
Ядро — основной компонент системы, функциональные и информационные возможности которого определяют характеристики системы в целом. Ядро также является интегрирующим элементом для прикладных задач, работающих в его среде. Именно наличие интегрирующего ядра делает возможным построение Интегрированной Банковской Системы (ИБС), которая предоставляет пользователю новые и принципиально важные возможности. Вместе с этим использование ИБС изменяет структурную организацию банка с точки зрения уровня принятия решений и ответственности.
В банках, где не используется ИБС, вместе с тенденцией роста банка происходит перенос информационной нагрузки и знаний с верхнего управленческого звена на среднее — от специалистов до начальников отделов. Противоречивость ситуации заключается в том, что верхнее звено управления вынуждено принимать решения в условиях информационного «голода» или по подготовленным решениям среднего звена.
Специалисты среднего и нижнего звена являются непосредственными носителями больших объемов первичной информации, но не имеют возможности, навыков и полномочий для ее обобщения, комплексного (в рамках всего банка) анализа и использования. Подавляющее большинство этой информации не учитывается в процессе принятия решения. Структура управления для принятия решения должна обрабатывать подчас противоречивые предложения среднего звена, при этом полагаясь в основном на интуицию и опыт. Это приводит к несогласованности действий структур банка и необходимости корректировки принятых решений.
Ситуация усугубляется, если решения, подготовленные средним звеном и принятые как обязательные для исполнения, оказываются либо невыполнимыми для банка в целом, либо не доводятся до окончательного внедрения. В результате – падение эффективности управления. Вместе с этим повышается нагрузка на нижнее звено, возрастает поток требуемой для обработки и оперативного использования справочной информации. Увеличение количества служащих, в конце концов, перерастает в «зависимость» клиентов от конкретного служащего и его информированности.
ИБС позволяет при существенной реорганизации труда и информационной разгрузке нижнего звена, при одновременном обеспечении доступа ко всей необходимой информации, связанной с предысторией (trail) клиента, снять с него нагрузку как с единственного носителя информации.
При этом среднее звено становится контролирующим, распределяющим и организующим для нижнего. Кроме того, система позволяет снизить требования к квалификации и ответственности специалистов нижнего звена. Уровень принятия решений вытесняется в верхнее звено, которое получает доступ в ИБС реального времени к подготовленной и обобщенной информации.
Кроме того, верхнее звено принимает решения на основе объективных знаний и контролирует тенденции и направления развития банковских технологий.
Ядро банковской системы ИБС «STEM», помимо описанной выше проблемы, решает следующие задачи:
— переносимость и масштабируемость решений для центрального офиса и филиалов;
— защиту и целостность информации;
— гибкость построения технологий документооборота, задаваемых пользователем, и возможность расширения библиотеки операций;
— отработку транзитных платежей;
— связь с клиентами через встроенную, полностью автоматизированную систему «Клиент — Банк»;
— возможность методологического проектирования;
— обеспечение перехода на безбумажную технологию;
— максимально упрощенное внедрение;
— возможность расширения системы без участия разработчиков.
Использование СУБД PROGRESS позволяет решать вопросы переносимости, функционирования в различных ОС и на разных платформах, построения гетерогенных сетей и реализации технологии клиент-сервер.
Характеристики и особенности Менеджера Счетов.
Для операций, выполняемые автоматически, могут запускаться процессы, периодически опрашивающие готовность или поступление специфичной для них информации (например, наличие электронной подписи; достаточность средств на счете или их поступление) и совершающие требуемую последовательность операций без вмешательства оператора (эмуляция процессов daemon, характерных для систем, управляемых событиями). Однако это требует дополнительных, иногда избыточных, вычислительных ресурсов и рекомендуется для использования в задачах, критичных по времени принятия решения.
Важная особенность системы — датонезависимость. На любую дату в прошлом и будущем можно получить полностью актуальное состояние системы. Эта особенность оказывается полезной как на этапе внедрения, так и для задач типа «Играть, что если .» («Play what if .»), например, при расчете и анализе выплат процентов и резервирования для этого средств и т.п.
Датонезависимость обеспечивается хранением истории (trail) на финансовой деятельности, что дает возможность получать баланс на любую дату, определять обороты за любой период и т.п.
Счет.
На уровне Менеджера счетов решаются все задачи по обслуживанию счетов: открытие, закрытие счетов, движение средств по счетам и т.п.
Счет и системе позволяет вести учет по одному из видов финансовой деятельности. Система счетов имеет иерархическую структуру, т.е. некоторая группа счетов принадлежит другому “счету-хозяину”. Последние, в свою очередь, могут группироваться и иметь подчиненность третьему и т.д. Все счета делятся по уровням. Уровни отражают иерархию счетов. Принадлежность счетов некоторым уровням совпадает с необходимостью открывать счета согласно Плану счетов бухгалтерского учета. ИБС «STEM» обеспечивает проектирование Плана счетов с любым количеством уровней.
Стандартно, вышестоящие счета — это Балансовые счета первого и второго порядков, однако, возможно, и третьего, и четвертого, и т. д., что позволяет проектировать план счетов, настраивая его на особенности компьютерного учета. ИБС позволяет сохранять все данные об изменении каких-либо параметров счетов. Разрядность нумерации счетов расширена до 40 символов.
Связь Владельца счетов и Платежных систем.
«Владелец счета» — тот, кто ведет финансовую деятельность и использует для этого План счетов бухгалтерского учета в донной системе. Владельцем счетов может быть некоторый субъект. Субъектов в системе может быть сколько угодно. Они могут также иметь иерархическую структуру (банки, филиалы). Система позволяет обслуживать несколько владельцев счетов на одной базе данных. Субъект может и не быть владельцем счетов в данной системе, а иметь обслуживаемые им счета вне этой ИБС. Описание субъектов и связей между ними приводит к понятиям Внешней и Внутренней платежных систем.
Остатки на счетах.
Остаток – это количественный эквивалент денежных средств на счете в системе счетов. Остаток на активном (А) счете определяет платежеспособность владельца счета (собственные средства). Как правило, это Банк. Остаток на пассивном (П) счете – задолженность (обязательства и капитал) владельца, например, перед клиентом Банка. Движение средств по счетам — уменьшение или увеличение остатка — подразделяется на Дебетовое и Кредитовое. С понятием остатка связано понятие оборотов за Банковский день. Обороты характеризуют активность счета, остаток – результат деятельности. Как видно из схемы №1, дебетовое движение увеличивает остаток для Активного счета и уменьшает для Пассивного. Использование знакового остатка приводит к тому, что дебетовое движение уменьшает остаток счетов А и П, но для П увеличивает абсолютное значение остатка. Схема разъясняет влияние движения средств по активным и пассивным счетам и формализует алгоритм изменения остатков.
Изменение знака остатка приводит к изменению счета А на счет П, что противоречит смыслу разделения счетов на А и П. В бухгалтерских терминах такое изменение знака называется «красное сальдо».
Чтобы избежать таких противоречий, допускается использование АП-счетов. Это следствие формализации Плана счетов без учета возможности использования в компьютерных системах. Рассмотрим две формальные схемы хранения остатков.
Первая схема — все счета либо только активные либо пассивные.
ДОСТОИНСТВА :
— простота, т. е. одинаковый алгоритм для А и П, один знаковый остаток, два значения для оборотов;
— возможность разделения оборотов по активам и по пассивам;
— возможность эмуляции второй схемы использованием двух счетов.
НЕДОСТАТОК :
· трудности с внедрением [существует практика использования АП-счетов].
Вторая схема — допускается использование АП-счетов.
ДОСТОИНСТВА :
— эмулирует первую схему ограничением изменения знака остатка;
— нет проблем с внедрением (методологически проработан).
НЕДОСТАТКИ:
— информационная избыточность (2 без знаковых остатка для одного счета);
— принципиально невозможно разделение оборотов по активам и пассивам.
В описываемой системе (ИБС «STEM») используется второй метод.
История по остаткам связана с понятием Банковский день, которое предопределено наличием суточного цикла человеческой деятельности. Остаток характеризуется некоторым значением, которое для текущего дня является текущим остатком, а для закончившегося дня — остатком на конец дня.
Порождение остатка для истории происходит автоматически при совершении операции, если движение средств до этого момента за дату операции по счету не производилось (т.е. при сравнении даты последнего остатка с текущей). Это означает, что остаток не порождается, если движения по счету за день не было. Значение текущее – последнее, со значением даты менее или равной указанной. Это справедливо для всей иерархии счетов, что позволяет сделать систему датонезависимой и видеть, например, БАЛАНС за любой день, совершать операции в прошлом и будущем.
Этот метод достаточно прост и в нем отсутствует избыточное дублирование информации по остаткам для каждого операционного дня.
В заключение добавлю, что в системе у каждого счета, по сути, группа остатков, что позволяет разделять средства по валютам, а также видам средств, определяемых пользователем (средства на магнитных карточках, уставной фонд клиентов, чеки и т.д.).
Поддержка Одновалютной или Многовалютной систем учета валютных операций.
ИБС «STEM» поддерживает два метода учета валютных операций:
— по курсовому эквиваленту в национальной валюте (при этом пересчет производится в момент совершения операции);
— непосредственно в валюте, участвующей в банковской операции.
Одновалютная система учета.
Информация о валюте хранится как справочная и необходима для переоценки валютных средств («курсовая разница»), получения валютного баланса.
При этом операции и банковские платежные документы оформляются непосредственно в иностранной валюте. Пересчет по курсу происходит в момент совершения проводки и сопровождается обновлением остатков как в национальной, так и в иностранной валюте. Для этого метода переоценка остатков проводится автоматически на основании информации о валютных остатках. Для банков, не имеющих валютной лицензии, возможно использование разновидности метода, когда информация об остатках в валютах, отличных от национальной, полностью отсутствует (Безвалютный учет).
ДОСТОИНСТВА:
— регламентируется инструкцией Министерства Финансов;
— методически проработан (формы документов) и понятен бухгалтерам;
— нет проблем с внедрением.
НЕДОСТАТКИ;
— для каждой валютной операции требуется пересчет по учетному курсу;
— при изменении курсов валют возникает необходимость актуализации остатков, что требует больших затрат;
— необходимость переоценки остатков, что для данного метода требует проведения бухгалтерской операции.
Переоценка для 1000 счетов проводится на описанной ниже конфигурации 1-1,5 часа. Для 100 000 валютных счетов эта операция принципиально затруднена, сроки проведения сводят целесообразность ее проведения на нет, и для практической реализации потребуется значительное вложение средств в вычислительную технику.
Многовалютная система учета.
Все валюты равноправны.
ДОСТОИНСТВА:
— все операции совершаются непосредственно в валюте, в них участвующей; основным результатом деятельности является валютный Баланс;
— пересчет по курсу происходит только при приведении баланса к одной валюте (например, национальной) для составления отчетности или анализа деятельности;
— отсутствуют проводки для исправления ошибки учета валютных операций, характерного для Одновалютного метода, и затраты, связанные с приведением остатков в национальной валюте в соответствие с постоянно изменяющимся учетным курсом.
Реализация поддержки целостности Банковских операций.
При совершении операций производится контроль параметров и поддержка целостности, ликвидности и платежеспособности по счетам.
Для остатковна счетах и балансов:
— проводка допускается только по двум счетам одновременно;
— проводка допускается только по уровню, по которому проводки разрешены; в пределах одной балансовой системы только один такой уровень (в банковской терминологии — лицевой счет, текущий счет);
— проводка допускается только по открытым счетам;
— проводка допускается для не нулевого значения суммы проводки;
— в момент совершения операции автоматически порождается история по остаткам (по всем уровням);
— проводка разрешена одновременно только одному пользователю (ограничение приводит к реальной производительности 1000 операций в час) и блокируется при формировании твердой копии финансовых результатов (баланса) – свойство всех систем реального времени;
— производится автоматический пересчет по иерархии (по уровням) и по истории остатков на счетах во времени, по датам (глубина ограничивается таблицей блокировок на DataServer -процессе);
—- осуществляется проверка на достаточность остатка для совершения операции («красное сальдо») как на дату совершения операции, так и вперед по истории (если таковая есть, например, если проводка совершается задним числом); характерно на этапе внедрения системы;
— разрешается/ запрещается «красное сальдо» (с журнализацией операций, приведенных на «красном»);
— для валютных счетов (только по Одновалютному методу):
· проводки разрешены только в валюте; в национальнойвалюте разрешена проводка только по операции «переоценка»;
· требуется определение основного курса для пересчета в национальную валюту (обычно курс национального Банка);
отображение проводки происходит в валюте, участвующей в операций, с одновременным пересчетом остатков и в валюте, и в национальной денежной единице; при этом валютные остатки — справочные (в том числе, валютный баланс) и используются дня исправления ошибки учета по этому методу (переоценка валютных остатков при изменении основного учетного курса, а также для формирования выписок и т.п. справочной информации;
предусмотрена возможность блокирования средств на счетах по приходу в течение банковского дня.
Для связи с верхним уровнем Ядра ИБС «STEM» — уровнем технологий, реализован интерфейс в виде следующих системных операций:
Прямая проводка — обратимая операция, т. е. допускается выполнение обратной операциидля исправления ошибок.
Откат проводки (операция, обратная к проводке) двух видов:
1) по проводке без документа (для ввода остатков), используется на этапе отладки и внедрения;
2) по документу.
Исправительная проводка (обратимая). Отличается от прямой тем, что вместо увеличения оборотов происходит их уменьшение, одновременно контролируется целостность оборотов (контроль наличия прямой проводки не предусмотрен).
Ввод остатков на счета возможен в следующих вариантах:
— ввод остатков в национальной валюте в пакетном режиме; подразумевает наличие баланса по завершению операции и использование «Операционного дня», из которого возможен экспорт информации об остатках на лицевых счетах в текстовый файл и импорт в ИБС «STEM» (ограничение производительности -1500 операций в час по вводу остатков);
— ввод валютных остатков в диалоге по информации об остатках в национальной валюте на лицевых счетах с контролем целостности баланса (для обоих методов учета операций в валюте);
— ввод валютных остатков в пакетном режиме (путем импорта).
Поддержка внедрения системы в реальном времени.
Система позволяет использовать методику «мягкого» внедрения в банке и поэтапного вытеснения (замещения) существующего ОДБ, начиная от аппаратной платформы и заканчивая внедрением ИБС. При этом внедрение возможно без остановки банка при одновременном вводе остатков, совершении операций и параллельном функционировании двух систем. Однако, это повышает требования к подготовленности персонала и увеличивает загруженность специалистов на весь срок внедрения. В настоящий момент разработаны утилиты перехода от ОДБ «БАРС» для передачи информации о клиентах, счетах, остатках в ИБС «STEM» и выгрузки документов дня из ИБС «STEM» в ОДБ «БАРС». Кроме того, с системе предусмотрена возможность перехода от Одновалютной системы учета валютных операций к Многовалютной.[5].
III. Технологическая система ИБС “STEM”.
“Мы плывем вверх по течению,
борясь с огромным потоком
дезорганизованности .”
Норберт Винер, 1956 г.
Этот раздел посвящен технологии и всему, что с ней связано в контексте автоматизации. В понятие «технология» вкладывается его первичный смысл, определяемый значением самого слова. В переводе с греческого технология — наука о мастерстве (умении). По моему мнению, решению технологических вопросов сейчас уделяется недостаточно внимания как в самих компьютерных системах, так и в организациях, эксплуатирующих эти системы. Во многих случаях технологические вопросы вообще не решаются, вернее решаются как-то сами собой. Другими словами, имеет место технологический беспорядок. Поэтому рядом с первичным смыслом понятия «Технология» невольно появляется второй смысл — организованность работы.
Каждая организация занимается производством своего продукта (продуктов). В самом общем смысле продукт (изделие, услуга, сделка, информация .) является нефинансовым результатом работы организации. Финансовый результат получается посредством реализации продукта. При этом организация является носителем специфических знаний о том, как производить свой продукт — носителем технологии производства продукта. Упрощенно технология представляет собой информацию о том, какие действия и в какой последовательности должны быть выполнены для получения продукта. Одна из основных особенностей технологических знаний состоит в том, что в разных организациях, конечный продукт деятельности которых одинаков, эти знания могут существенно различаться. Например, в двух банках, производящих одинаковый продукт — обработку платежей клиентов — сотрудники в течение рабочего дня могут выполнять разные действия и в разной последовательности. При этом для оценки правильности их действий могут использоваться разные критерии, а для управления процессом — разные методы.
Именно в рамках технологии наиболее напряженно складываются отношения организации и компьютерной системы. Особенно это характерно для сложных систем, порождающих длинные технологические цепочки.
Компьютерная система сама является носителем технологий и в этом смысле вступает в противоречие с организацией. Одним из основных аспектов при внедрении (лучше при выборе) системы, является приведение в соответствие содержащихся в системе и применяемых в организации технологий. В идеале этот процесс должен приводить к повышению эффективности работы за счет их детального анализа и слияния вложенных в систему и накопленных организацией знаний. Непременными условиями должны быть отказ от стереотипов со стороны организации и способность системы к восприятию технологических знаний. Однако в большинстве случаев системы не способны к компромиссам, и организации вынуждены идти на односторонние уступки или отказываться от таких систем. Неприятна также ситуация, когда организация, эксплуатирующая компьютерную технологию, но не может этого сделать из-за ограничений самой системы. Хорошим решением этой проблемы была бы система, позволяющая адаптировать содержащиеся и создавать новые технологии.
Есть еще группа факторов, выдвигающих ряд специфических и не всегда очевидных требований к компьютерной системе. Предположим, что для некоторой организации характерно следующее:
— сложные технологии получения продукта;
— большое количество продуктов, одновременно находящихся в активной фазе (запущены в работу, но еще не доделаны);
— на прохождение технологической цепочки каждым экземпляром продукта накладываются жесткие временные ограничения;
— в технологическом процессе задействован и большое число сотрудников;
— рабочие места разнесены территориально;
— высокая цена оптики за выпуск некачественного продукта.
Совокупность этих факторов делает неэффективным, а зачастую и вовсе невозможным, управление и контроль за соблюдением технологии чисто организационными методами.
В этом случае именно компьютерная система должна обеспечивать строгое соблюдение технологии персоналом, а также предоставлять возможности объективной оценки ситуации, эффективного управления и планирования. Не исполнители, соблюдая «Руководство пользователя», должны воспроизводить технологию, а сама система, зная о том, кто, что и когда должен сделать, должна требовать выполнения или, наоборот, блокировать выполнение тех или иных технологических операций персоналом.
Кроме того, система должна содержать формальные методы, обеспечивающие соблюдение технологической дисциплины, включая синхронизацию и контроль непротиворечивости действий по всем продуктам, находящимся в активной фазе.
На особо критичных участках исполнитель будет просто выполнять свою операцию для всех продуктов, находящихся в его входной очереди, не задумываясь о том, как они туда попадают.
Рассмотрим конкретную реализацию этих идей в ИБС «STEM» на примере обработки платежных документов. Технологические возможности системы имеют статус базовых, что отражено в её структуре. Как говорилось в первой части (I), технологическая система выделена в самостоятельный уровень, расположенный между системой управления счетами (II) и прикладным уровнем. Технологическая система является последним, внешним уровнем ядра «STEM». Прикладное окружение непосредственно базируется на технологической системе и работает через нее. Технологическая информация содержится в системе в виде данных, а не в виде программного кода. Эти данные формализованы, локализованы и доступны пользователям.
Базовыми понятиями в «STEM» являются технологическая операция и технологический процесс.
Технологическая операция — элементарное действие по обработке продукта. Перечислим некоторые операции, применяемые дня обработки платежных документов: проводка, подпись, ввод недостающих компонентов, печать, формирование платежного сообщения и т.д.
Технологический процесс — это совокупность последовательности технологических операций, условий их выполнения, о также условий взаимного влияния операций и влияния операций на состояние продукта в целом. Базовой возможностью «STEM» является возможность включения в технологию ручных или «человеческих» операций. Например, подпись документа или выдача наличности кассиром. Это позволяет реализовать технологию обработки документа в полном объеме и, что самое главное, вовлечь персонал банка в технологический процесс, управляемый системой.
Технологическая система гарантирует для каждого документа (экземпляра продукта) индивидуально, что:
· все, что с ним должно быть сделано — будет сделано;
· не будет сделано ничего лишнего;
· все операции будут выполнены в определенной последовательности, с учетом их взаимного влияния;
· все действия будут выполнены определенным персоналом;
· информация о прохождении документа, включая результаты выполнения каждой операции, будет зафиксирована системой.
Технологический процесс является, кроме всего прочего, своеобразным планом обработки документа. Наличие в «STEM» такой информации позволяет системе в каждый момент времени “знать”:
— что, когда и кем сделано, а также результаты этих действий,
— что, когда и кем должно быть сделано;
— что, из того, что должно быть сделано, еще не сделано и по какой причине.
При этом система может выполнять очень интересные функции типа «Сделать все, что не сделано» или «Сделать нечто со всем, что не сделано» или «Просмотреть, почему не сделано все, что не сделано» и т.п.
Рассмотрим подробнее проблему оперативного планирования. Именно технологическая информация по продуктам, находящимся в активной фазе, служит объективными исходными данными дня оперативного планирования. Практически все прочие источники данных имеют вероятностный характер. Таким образом, использование технологической информации повышает общую надежность оперативных планов. Она существенно возрастает (не по линейному закону), если «глубина» оперативных планов соизмерима с длительностью активной фазы продукта.
Например, банк производит продукт «Выдача наличных клиентам». Система реализует технологию по этому продукту от оформления заявки до выдачи денег и формирования итоговых твердых копий документа. Активная фаза этого продукта длится
несколько дней. При этом банк имеет точную информацию о необходимых выплатах по заявкам на ближайшие дни.
Если вопросы планирования, как правило, вызывают живой интерес, то вопросы контроля и управления — кровный. Выше говорилось о том, что технологическая система обеспечивает корректную обработку каждого документа.
Итак, технологическая система ИБС «STEM» порождает и сопровождает персональный технологический процесс для каждого документа. Например, если в активной фазе находится тысяча платежных документов, то в «STEM» имеется тысяча незавершенных технологических процессов. Каждый из них является независимым и обслуживается системой отдельно. При этом одни технологические процессы могут выполняться быстрее других в зависимости от внешних условий.
Такое свойство системы позволяет использовать принципиально другие методы контроля. Особенность этих методов состоит в том, что они формальны и, к тому же, используют объективную входную информацию. При ее корректной обработке на выходе также получаем объективную информацию для принятия решений, которая будет детализирована до уровня одной технологической операции одного документа,
В большинстве случаев при работе с ИБС «STEM» бывает достаточно выполнения запроса «Получить все документы, для которых не выполнена заданная операция». Например, можно получить все выписанные кассовые документы, не прошедшие через кассира. В результате администратор получает доступ непосредственно к искомым документам (с указанием причины не обработки по каждому) и может принять решение по каждому отдельно или по всем. Широко применяемый сегодня в банках метод подсчета
контрольных сумм дает интегрированный результат. Применяя этот метод для рассмотренного выше примера, мы бы получили информацию о том, что контрольная сумма выписанных кассовых документов не равна контрольной сумме прошедших через кассу документов. Отметим, что результат такого контроля не позволяет сразу найти конкретные документы.
Отдельно рассмотрим случай отрицательного ответа на подобный запрос. Например, если дан отрицательный ответ на запрос «Получить документы, для которых не выполнено проводка», то администратор может быть уверен, что все документы проведены. Таким же образом можно удостовериться в том, что по всем внешним документам сформированы платежные сообщения, или в том, что на все отправленные платежные сообщения получены квитанции, и т.д.
Рассмотренные выше формальные методы, использующие объективную технологическую информацию, позволяют администраторам принимать правильные решения в области оперативного управления. Позволю себе повториться: когда мы имеем дело с системой реального времени, с которой работает большое число территориально разделенных пользователей, неформальные методы контроля состояния системы просто не работают.
Рассмотрим еще одну принципиальную возможность, обусловленную наличием технологической информации и предоставляемую технологической системой. Поскольку технологический процесс существует для каждою документа и содержит информацию о последовательности его обработки, результатах завершения всех операций и условиях взаимного влияния операций, система имеет все данные для выполнения технологического процесса в обратном направлении. При выполнении в обратном направлении происходит отмена (откат) всех изменений, связанных с выполнением этого процесса в прямом направлении.
Таким образом, система располагает всем необходимым для реализации корректного метода отката обработки как по завершенным, так и по незавершенным технологическим процессам.
Возможность отката технологических процессов совместно с независимостью от даты ИБС «STEM», о которой говорилось во второй части (II), позволяет решать задачи типа “Play What if .”. При этом сотрудник банка может совершить операцию и посмотреть, как эта операция в будущем, например через месяц, отразится на состоянии банка. После завершения эксперимента операция может быль отменена.
Вернемся к платежным документам ИБС «STEM». При создании нового документа, независимо от того, какой прикладной процесс его создает (ручной ввод или обслуживание коммуникационных каналов, макрогенератор, импорт и т.д.), система строит для него уникальный технологический процесс.
Технологический процесс для документа строится на основе базовых технологий, результатов анализа документа и параметров настройки системы. В «STEM» технологический процесс является виртуальным методом для платежного документа.
Особую роль в системе играют базовые технологии, представляющие собой субъективные технологические знания, которые хранятся в виде данных. Таким образом, «STEM», с технологической точки зрения, является открытой для пользователя системой.
Готовый технологический процесс представляет собой набор операций, расположенных в порядке их будущего выполнения. Каждая операция снабжается группой условий выполнения, определяющих способ обработки операции, связей с другими операциями, взаимное влияние состояния документа на выполнение операции и выполнения операции на состояние документа и т.д. По сути дела, эти условия играют роль предикатов. Как было сказано выше, содержащейсяв технологическом процессе информациидостаточно для его корректного выполнения в прямом и обрат ном направлении.
Остановлюсь подробнее на технологических операциях, определение которых было дано выше. Как и технологические процессы, технологические операции в ИБС «STEM» представляют собой специфические данные, доступные пользователю. В основе каждой операции лежит исполняющая ее программная процедура. Однако количество операций не равно количеству процедур.
В «STEM» включены многофункциональные обработчики, на базе которых пользователи могут самостоятельно строить различные технологические операции. Кроме того, если это необходимо, дополнительные обработчики могут быть дописаны на PROGRESS 4GL с использованием специальных соглашений.
Схематическая оценка количественного соотношения компонентов такой системы показывает, что на основе некоторого количества многофункциональных обработчиков можно создать существенно большее количество операций, из которых, в свою очередь, можно построить достаточно большое количество технологических процессов.
Разберем подробнее работу с универсальными обработчиками. Тривиальным является пустой обработчик — процедура «NUL», которая ничего не делает. Создадим на основе этой процедуры ручную операцию «Виза на отправку платежного сообщения». Эта операция ничего с документом не делает, но важно само наличие этой операции в технологическом процессе и ее влияние на другие операции. Теперь можно сказать, что операция «Отправка платежного сообщения» выполняется только после выполнения операции «Виза на отправку платежного сообщения» и дать право на выполнение операции «Виза .» определенному сотруднику или группе.
Есть еще один очень интересный момент. Предположим, что некоторый банк достаточно долго и успешно работал на ИБС «STEM». В этом случае технологическая информация, содержащаяся в системе этого банка, приобретает самостоятельную ценность. Она представляет собой проверенные практикой знания. В этом случае технологическая информация в ИБС «STEM» может быть перенесена из одной копии системы в другую. Например, банк может передать эту информацию своему филиалу.
Даже если не говорить о формальном переносе данных из системы в систему, то, по крайней мере, эти данные можно распечатать и изучить. Важным является также тот факт, что накопление технологических знаний в компьютерной системе уменьшает зависимость банка от собственных сотрудников как носителей этих знаний.[6].