«Анализ прибыли и пути ее увеличенияв ОАО «Тамбовский жировой комбинат»
/>ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Современное состояние ОАО«ТАМБОВСКИЙ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ»
1.1 Общая характеристика предприятия
1.2 Основные технико-экономическиепоказатели деятельности
1.3 Анализ финансового состояния комбината
Глава 2. Сущность прибыли и ее анализ напримере ОАО «ТАМБОВСКИЙ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ»
2.1 Экономическая сущность прибыли, еевиды и роль в рыночной экономике
2.2 Анализ формирования и использованияприбыли в ОАО «Тамбовский жировой комбинат»
2.3 Факторный анализ прибыли в ОАО «ТЖК» ирезервы её увеличения
Глава 3. Мероприятия по увеличению прибылии их эффективность
3.1 Организация производства шоколадногомасла
3.2 Возобновление производства майонеза«Провансаль-Цезарь» в прежних объемах
3.3 Влияние предложенных мероприятий наосновные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Тамбовский жировойкомбинат»
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Предприятие – это самостоятельныйхозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ иуслуг в целях получения прибыли. Степень заинтересованности в ее полученииразная, поэтому главной задачей в этом направлении на современном этаперыночных отношений остается активизация фактора предпринимательства игармонизация всех экономических интересов участников через отношение ксобственности.
Несмотря на множественность формсуществования предприятий, их объединяет общая цель – получение прибыли. Дляэтого они должны эффективно выполнять определенные функции:производственно-технические, организационные, юридические, экономические,административные, социальные и др.
Те же предприятия, которые работаютнеэффективно, малорентабельно, или убыточно, нежизнеспособны. Они неизбежноразоряются и прекращают свое существование. Чтобы избежать этого следуетсистематически анализировать деятельность предприятия, следить за изменениямивнешней и внутренней среды, изучать спрос на продукцию, выявлять и включать вработу предприятия резервы производства, рационального и эффективногоиспользования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В условиях рыночной экономики прибыльявляется основным источником пополнения фондов накопления, социальной сферы,инвестиций, пополнения собственных оборотных средств и т.д.
Трудовой коллектив предприятиязаинтересован как в росте оплаты труда, так и в росте прибыли, посколькупоследняя в условиях конкуренции является источником не только выживания, но ироста производства, а, следовательно, и благосостояния работников предприятия,роста их жизненного уровня.
В прибыльной работе предприятиязаинтересовано общество, так как именно прибыль обеспечивает платежи в бюджетмногих налогов.
Дипломная работа выполнена на примерепредприятия масложировой промышленности ОАО «Тамбовский жировой комбинат».
Масложировая промышленность — одна изважнейших и сложных отраслей пищевой промышленности. Предприятия этой отраслипроизводят натуральные растительные масла, маргарины, майонезы, мыло, глицерин,синтетические моющие средства и т.д.
Удельный вес масложировой продукции вобщем объеме пищевой продукции составляет около 4% /5, с. 9/.
До августа 1998г. доминирующееположение на рынке занимала импортная продукция: твердые жиры высокой степениочистки, рафинированные дезодорированные растительные масла, профессиональныеузкоспециализированные маргарины.
После кризиса 1998г. объем импортарезко сократился. Предприятия промышленной переработки стали испытывать дефицитсырья, что явилось благоприятным фактором для роста производства продукцииотечественных предприятий.
В результате принятых ПравительствомРФ мер для ограничения экспорта масличных семян их экспорт заметно снизился,что позволило увеличить производство растительных масел и сократить его импортболее чем в 2 раза.
Улучшилось использованиепроизводственных мощностей. Сокращение экспорта масличных семян.
Сокращение экспорта масличных семянпозволило увеличить поставку отечественного масличного сырья и растительногомасла на внутренний рынок России.
Присутствие на внутреннемпродовольственном рынке значительных объемов импортных продтоваров сталоимпульсом к активизации усилий, направленных в сложной экономической ситуациина поиск путей совершенствования производства и освоения новых видов масложировойпродукции с улучшенными потребительскими свойствами. Повышение качествароссийских продуктов способствовало заинтересованности отечественныхпотребителей масложировой продукции. Однако финансовое состояние большинствапредприятий остается неудовлетворительным.
Целью данной дипломной работыявляется анализ формирования прибыли, ее структуры и динамики в ОАО «Тамбовскийжировой комбинат», выявление факторов, повлиявших на ее изменение и разработкамероприятий по увеличению прибыли, улучшению финансового состоянияанализируемого предприятия.
Дипломная работа состоит из введения,3 глав, выводов и предложений и списка литературы.
/>ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕСОСТОЯНИЕ ОАО «ТАМБОВСКИЙ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ»/> 1.1 Общая характеристика предприятия
ОАО «Тамбовский жировойкомбинат» является самым крупным предприятием масложировой промышленностиРоссии, основным поставщиком кулинарных и кондитерских жиров, маргарина дляпредприятий хлебопекарной, пищеконцентратной и кондитерской промышленности,работающих в г.Тамбове, Тамбовской области и в ряде других регионов страны. Тамбовскомужировому комбинату около 75 лет.
В первые годы индустриализации наряду с развитием отраслейтяжелой промышленности шло бурное строительство предприятий пищевойпромышленности. В эти годы в стране была создана новая маргариновая отрасль.Для обеспечения маргариновой промышленности пищевым саломасом высокого качествав 1929г. было начато строительство нескольких специализированныхгидрогенизационных заводов, оснащенных современной техникой и передовойтехнологией, в том числе Тамбовского гидрогенизационного завода, который былпостроен за 2,5 года. Он был введен в эксплуатацию 16 июня 1934 г. и обеспечил сырьевую базу маргариновой промышленности высококачественным сырьем.
В 1935 г. на этом заводе впервые в нашей стране было освоенопроизводство майонеза.
В годы Великой отечественной войны коллектив завода трудилсянад выполнением специальных заданий для нужд обороны, а также над обеспечениемпотребностей Советской армии и тыла в высококачественных пищевых жирах. Послепобеды над фашизмом завод с каждым годом увеличивал объемы производства, а в 1952 г. превысил довоенный уровень.
Шли годы и на базе гидрозавода был создан один из крупнейшихжировых комбинатов, освоивших кроме саломаса и косметического стеарина, новыевиды маргариновой продукции, майонеза и расфасованного растительного масла.
К 1963 г. завод разросся и был переименован в Тамбовскийжировой комбинат. Была начата его реконструкция.
В 1977 г. на Тамбовском жировом комбинате был введен вэксплуатацию самый мощный в стране специальный производственный корпус, гдебыла организована расфасовка подсолнечного нерафинированного масла вполиэтиленовую тару (из поливинилхлорида) на 6 поточных автоматизированныхлиниях общей мощностью 20 тыс.т в год. Применение полимерной тары длярасфасовки растительного масла дало значительный экономический эффект. Отпаланеобходимость использования большого железнодорожного состава для перевозки,тары, сбора возвратной стеклотары, сократился объем перевозок.
На Тамбовском жировом комбинате до 1974 года маргариноваяпродукция вырабатывалась только для промышленной переработки. В целяхобеспечения значительного роста производства маргариновой продукции, расширенияее ассортимента, улучшения качества в 1981 г. был построен производственный корпус маргаринового завода и введены новые поточные линии по производствумаргариновой продукции общей мощностью 40тыс.т в год.
В 1978 г. Тамбовскому жировому комбинату было переданопроизводство майонеза с Тамбовского маргаринового завода. В результате общаямощность по переработке майонеза составила 28,5 тонн в год
В 1984 г. в маргариновом корпусе была смонтирована первая встране автоматическая линия по непрерывному производству наливных маргаринов 60и 80% жирности: «Диетический», «Солнышко», «Здоровье» и др., расфасованных вполимерную тару из поливинилхлорида, которая производилась на комбинате.
В 1985 г. началось строительство объектов социально-бытовойсферы: базы отдыха, яслей – сад, подсобного хозяйства, благоустройствообщежития.
В период перехода страны к рыночным отношениям Тамбовскийжировой комбинат стал акционерным обществом открытого типа (ОАО), где 80% акцийпринадлежит работникам комбината. Он испытывал все трудности, связанные снестабильностью экономики и инфляцией.
Несмотря на это в 1994-1997 гг. Тамбовскому жировомукомбинату удалось на собственные средства закупить импортное оборудование насумму 10 млн. долларов США. Это позволило ввести в действие несколькоавтоматических линий по производству расфасованного растительного масла имаргарина, 5 автоматов «Хассия» для расфасовки майонеза в полиэтиленовыепакеты. Была проведена реконструкция сырьевого, автоклавного и газового цехов.
Испытывая трудности с реализацией масложировой продукции всвязи с жесткой конкуренцией и падением платежеспособности потребителей,комбинат в 1995 г. начал производство хлебобулочных изделий на французскомоборудовании. В 1996 г. было завершено строительство майонезного производства вМичуринском районе Тамбовской области.
В 1997 г. введены в эксплуатацию новые автоматическиепоточные линии по производству майонеза и его фасовке в стеклянные банкиемкостью 0,33 кг. Построен цех по обработке соапстоков – сырья длямыловаренного производства.
Тамбовский жировой комбинат является крупнейшимпроизводителем масложировой продукции, зарекомендовавшим себя как производительвысококачественной продукции и надежный партнер.
Сегодня это высокоразвитое, технически оснащенноепроизводство с современной технологией. По производству майонеза, мягкихмаргаринов комбинат занимает ведущие позиции в России. Ежегодно производится ипоставляется на потребительский рынок около 30 тыс.т майонеза, 25 тыс тмаргпродукции, 6 тыс.т растительного масла.
Качество выпускаемого им майонеза соответствует мировымстандартам и по вкусовым данным занимает первое место в мире, благодаряиспользованию прогрессивной технологии и контролю качества сырья и продукции навсех производственных операциях.
Продукция комбината награждается медалями, дипломами ипремиями на выставках, ярмарках и конкурсах. В 2003-2004 годах майонезы «Провансаль-Цезарьи маргарины «Россиянка» и «Тамбовский» были награждены национальной премией«Товар года» и дипломами «Товар года», майонез «Провансаль-Цезарь» – золотоймедалью на выставке «Продэкспо», маргарин «Россиянка» – золотой медалью намеждународной выставке «WORLD FOOD MOSCOW»и т.д.
Майонез «Провансаль-Цезарь» пользуется повышенным спросом употребителей, так как соответствует традиционным вкусам россиян, имеет высокоекачество, отсутствие вредных добавок и приемлемые цены, ниже цен конкурентов.
Тамбовский жировой комбинат освоил несколько новых видовмайонеза с различными приправами: майонез «Новинка» для мясных и грибных блюд сароматом грецкого ореха, майонез «Нежный» без сахара, рекомендованный какдиетический продукт, майонез «Весна» с добавлением укропного масла.
Учитывая разнообразные вкусы потребителей, майонезвыпускается в различной упаковке и расфасовке: по 100 и 150 г в полиэтиленовых пакетиках, по 250 и 330 г в стеклянных баночках и в полиэтиленовых стаканчикахпо 250 г, а также в упаковке Дойпак, твист, ведро.
Подсолнечное нерафинированное масло расфасовывается в бутылкииз поливинилхлорида разной емкости: 1 кг, 900 г, 350 г и 300 г.
С 1998 г. комбинат выпускает новый вид продукции – горчицу«Русскую» в тюбиках по 100 г.
Впервые освоено производство томатных кетчупов: «Кавказскийпленник» и «Российский» в баночках по 400 г и тюбиках.
Начато производство новых видов кулинарных жиров «Пальма» и«Кулинар», расфасованных в пачки массой 500 г и стаканчики из ПВХ массой 250 г. Они предназначены для приготовления различных блюд в домашней кулинарии и всети общественного питания.
Основная территория ОАО «Тамбовский жировой комбинат»расположена по адресу: г. Тамбов 3-й Промышленный проезд, дом 5. Площадьзанимаемой территории равна 14 га.
На ней расположены следующие производственные подразделения:цех по производству рафинированных и гидрированных жиров, цех кухонных жиров,маргариновый цех, цех производства майонеза, цех фасовки растительных масел.
Комбинатимеет два филиала, расположенных по адресу:
1. г. Тамбов, Причальный проезд, дом 7,где выпускается майонез, эмульгатор, кетчуп в стеклянной таре.
2. Тамбовская область, Мичуринскийрайон, где выпускается майонез в стеклянной таре.
В настоящеевремя в цехе по производству рафинрованных и гидрированных жиров используютсялинии по выработке саломаса марки 1,2 производительностью 140 т/сутки инепрерывная установка из 3 автоклавов для производства саломаса марки 3мощностью 70т/сут.
Вмаргариновом корпусе эксплуатируются линия блочного жира «Робертс»производительностю 5 т/час, линия производства наливных маргаринов – 2,5т/час,линия производства кулинарного жира.
В цехепроизводства майонеза используются линия по производству майонеза вполиэтиленовые стаканчики фирмы «Шредер» производительностью 2,6т/час, линия«Вольпак» (5 автоматов) – по 0,54т/час, линия «Боато» (2 автомата) по 0,6т/час,линия по производству майонеза в тубы производительностью 0,72т/час.
В цехе порасфасовке растительных масел эксплуатируются линии «Ренопак» для расфасовки вполиэтиленовые бутылки емкостью 0,9кг производительностью 1,2т/час и 2 линии порасфасовке в бутылки емкостью 0,5 и 0,35кг производительностью по 0,7 т/час, атакже линия фирмы «Крупп-Каутекс» по расфасовке масла в полиэтиленовые бутылкиемкостю 1000 г производительнотью 3т/час.
ОАО «Тамбовский жировой комбинат»имеет свой фирменный магазин «Подсолнух», где можно приобрести продукциюкомбината.
Среднесписочная численностьпромышленно-производственного персонала за 2009 г. составила 1052 человека.Заработная плата выплачивается регулярно и индексируется. Среднемесячная оплататруда находится на достаточно высоком уровне – 11 тыс. руб. Работники получаюттакже дотации на питание. На территории комбината имеется свой магазин, гдепродукты питания продаются на 30% дешевле. Имеется также своя теплица игрибница.
В бытовом корпусе находится бассейн,сауна, тренажерный зал, массажный кабинет, оранжерея.
У комбината имеются свои детский сади ясли, общежитие, база отдыха на Черном море, здравпункт, оснащенный импортнымоборудованием и укомплектованный квалифицированным персоналом.
Наличие объектов социальной сферыспособствует улучшению здоровья работников, повышению их производительности,удовлетворенности трудом и закреплению кадров./> 1.2 Основныетехнико-экономические показатели деятельности
Количество и качество выпущенной иреализованной продукции (работ, услуг) определяется потребностями рынка,производственно-техническими возможностями предприятия и эффективностьюиспользования его ресурсов.
Реализуя продукцию, предприятиевозмещает затраты на ее изготовление и сбыт и получает прибыль, служащуюисточником технического и социального развития. Несвоевременная реализацияпродукции наносит ущерб не только производителю, но ипредприятиям-потребителям, вызывая нарушения их нормальной деятельности.
Анализ динамики объема производства внатуральном выражении за 2008 и 2009 годы показал, что произошло его снижениена18%, что объясняется падением спроса на продукцию и жесткой конкуренцией. Вто же время снижение товарной продукции составило 9,5%, объема продаж – 5,7%,что объясняется падением спроса и ростом цен на 10,3% (табл. 1.2.1.).
Табл. 1.2.1 Динамика производства иреализации продукции ОАО «Тамбовский жировой комбинат» за 2008 — 2009 гг.Показатели 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2008г. 1. Выпуск продукции в натуральном выражении, тыс. т 97,588 80,038 82,0 2. Товарная продукция, тыс. руб. 1448 1311 90,5 3. Реализованная продукция, тыс. руб. 1450 1368 94,3 4. Средняя цена 1 тонны выпущенной продукции, тыс. руб. 14,841 16,374 110,3 5. Реализованная продукция (объем ее продаж) к товарной продукции 100,1 104,4 –
Различие в темпах роста реализованнойпродукции и товарной продукции объясняется изменением остатков нереализованнойпродукции на складе и отгруженной, но неоплаченной покупателем в отчетномпериоде по сравнению с предыдущим периодом.
Следует отметить, что продукция ОАО «Тамбовскийжировой комбинат» имеет высокое качество, цены ниже, чем у конкурентов; чтоделает ее конкурентоспособной.
За годы работы в условиях перехода крыночным отношениям комбинат освоил целый ряд новых видов продукции,пользующейся повышенным спросом (новые виды майонеза, кулинарных жиров,хлебобулочные изделия, кетчуп, горчица), стремясь к улучшению своегофинансового состояния.
За последние годы зарубежные иотечественные конкуренты потеснили ОАО «Тамбовский жировой комбинат» на егорынке в г. Тамбове
Они поставляют в Тамбов огромноеколичество разнообразных видов в различной расфасовке масложировой продукции(масло растительное расфасованное, дезодорированное, рафинированное,нерафинированное, майонез в большом ассортименте, маргарин и т.д.).
В этих условиях, учитываяположительный имидж ОАО «Тамбовский жировой комбинат», необходимо уделятьбольше внимания маркетингу (изучение спроса, вкусов потребителей, анкетирование,реклама достоинств продукции – отсутствие вредных добавок, соответствие ГОСТу,наличие сертификата качества и т.д.).
За анализируемый период ухудшилосьиспользование производственной мощности ОАО «Тамбовский жировой комбинат» с 47%до 38%. Уровень использования мощности довольно низкий, что объясняетсяпадением спроса на продукцию, конкуренцией и низкой платежеспособностьюпотребителей.
Лучше всего использовалисьпроизводственные мощности по маргариновой продукции, хотя и наметилось снижениекоэффициентов использования с 0,6777 в 2008 г. до 0,6574 – в 2009 г. Помайонезу и расфасованному маслу произошло заметное ухудшение использованияпроизводственных мощностей: на 32 и 26% соответственно.
Основными причинами недоиспользованияпроизводственных мощностей являются: рост цен на закупаемое растительное маслои соответственно себестоимости продукции и цен на нее и перенасыщенность рынкамасложировой продукцией в Тамбовской области. В торговую сеть стали поступатьтовары конкурентов — крупных производителей из других городов (Москвы,Саратова, Белгорода, Краснодара и др.). В результате реализация продукцииснизилась, и комбинату пришлось снизить объем производства майонеза на 31,6%.масла – на 25,8%, маргариновой продукции – на 3%.
В 2009 г. на 43% возросли цены назакупаемое растительное масло, которое в себестоимости продукции занимаетнаибольший удельный вес. Так, в себестоимости майонеза удельный вес стоимостирастительного масла составляет около 50%, маргарина – до 70%, жиров – более80%. За 9 мес. 2009 г. цены на готовую продукцию возросли на 14% по сравнению ссоответствующим периодом прошлого года.
Все это привело к падению спроса напродукцию комбината и ухудшению использования его технического потенциала на18%.
Среднегодовая стоимость основныхпроизводственных фондов увеличилась на 11%. При этом фондоотдача (по товарнойпродукции) снизилась на 19%, а по реализованной продукции – на 15.
В 2009 г. был получена прибыль отреализации продукции в расчете на 1 рубль основных производственных фондов (ОПФ)в размере 21 коп., в то время как в 2008 г. была получена прибыль 75 коп. на 1руб. ОПФ (табл. 1.2.2.).
Табл. 1.2.2 Показатели,характеризующие использование производственно-технической базы ОАО «Тамбовскийжировой комбинат» за 2008 и 2009 г.Показатели 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2008г. 1. Производственная мощность, тыс. т 209 209 100 2. Выпуск продукции в натуральном выражении, тыс. т 97,588 80,038 82 3. Коэффициент использования производственной мощности 0,47 0,38 82 4. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. 274725 305325 111 5. Среднегодовая стоимость ОПФ в расчете на 1000 т производственной мощности, тыс. руб. 1314 1461 111 6. Товарная продукция, млн. руб. 1448,35 1310,60 90 7. Выручка от продаж продукции, млн. руб. 1450,15 1367,75 94 8. Прибыль от продаж, тыс. руб. 98263 30506 31 9. Прибыль отчетного периода, тыс. руб. 70745 -30755 -44
10. В расчете на 1 руб. стоимости ОПФ, руб.:
· товарная продукция
· выручка от продаж продукции
· прибыль от продаж
· прибыль (убыток) отчетного периода
5,267
5,273
0,357
0,257
4,297
4,484
0,100
-0,102
81
85
28
-40
Резко упала фондоотдача,рассчитанная по прибыли отчетного периода, с 25,7 коп. в 2008г. до минус 10,2коп. в 2009г… Отрицательную роль сыграло падение прибыли от продаж в 3,57раза, рост прочих операционных расходов почти в 4 раза, прочихвнереализационных расходов — в 2раза, процентов к уплате — на 3%.
Среднесписочная численностьпромышленно-производственного персонала в 2009г. составила 1052 человека, чтониже уровня предыдущего года на 6 человек или на 0,57% (табл. 1.2.3.).
Табл. 1.2.3. Показатели,характеризующие производительность труда и его оплату в ОАО «Тамбовский жировойкомбинат» за 2008 — 2009 гг.Показатели 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2008 г. 1. Численность ППП, чел. 1058 1052 99,43 2. Выпуск продукции в натуральном выражении, тыс.т 97588 80038 82,02 3. Товарная продукция, млн. руб. 1448,35 1310,60 90,49 4. Выручка от реализации продукции, млн. руб. 1450,15 1367,75 94,31 5. Прибыль от продаж, тыс. руб. 98263 30506 31 6. Прибыль отчетного периода, тыс. руб. 70745 -30755 -44
7. В расчете на одного работающего:
– выпуск продукции, тыс. т
– товарная продукция, тыс. руб.
– выручка от продаж продукции, тыс. руб.
– прибыль от продаж, тыс. руб.
– прибыль отчетного периода, тыс. руб.
92
1369
1371
93
67
76
1246
1300
29
-29
92,0
91
94,8
31,2
— 43,3 8. Направлено на оплату труда, тыс. руб. 146049 138412 94,77 9. Среднемесячная оплата труда, тыс. руб. 11,5 11,0 95,65
10. В расчете на один рубль оплаты труда, руб.:
– товарная продукция
– выручка от продаж продукции
– прибыль от продаж
– прибыль (убыток) отчетного периода
9,92
9,93
0,67
0,48
9,5
9,9
0,21
-0,21
95,8
99,7
31
-43,8
Производительность труда,рассчитанная по выпуску продукции в натуральном выражении, снизилась на 8%, а встоимостном выражении по товарной продукции – на 5,2%, по реализованной – на31,2%.
В расчете на одного работающего в 2009г. был получен убыток отчетного периода в размере 29 тыс.руб., а за 2008 г. –прибыль в размере 67 тыс. руб. Несмотря на падение производительности труда иубытки, на оплату труда было направлено меньше средств, чем в предыдущем годувсего на 5,23%. Среднемесячная оплата труда снизилась незначительно с 11,5 тыс.руб. до 11 тыс. руб. или на 4,35%. Это говорит о том, что оплата труда невыполняет свои функции.
В расчете на 1 рубль оплаты трудабыло выработано за 2009 г. товарной продукции на сумму 9,53 руб., реализованнойпродукции на сумму — 9,9 руб.
В расчете на 1 рубль оплаты труда в 2009г. был получен убыток в размере 21 коп. вместо прибыли 48 коп. – в 2008 г.
За анализируемый период затраты на 1рубль реализованной продукции снизились на 4%. В 2009 г. на 43% возросли ценына закупаемое растительное масло, которое в себестоимости продукции занимаетнаибольший удельный вес. Так, в себестоимости майонеза удельный вес стоимостирастительного масла составляет около 50%, в себестоимости маргарина – до 70%,жиров – более 80%. За 9 мес. 2009 г. цены на готовую продукцию возросли на 14%по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Кроме того, жесткаяконкуренция со стороны ряда крупнейших производителей из других городов (Москвы,Саратова, Белгорода, Краснодара и др.) привела к падению спроса на продукцию Тамбовскогожирового комбината.
Тамбовский жировой комбинат через дилерскую сетьориентировался в основном на потребности кондитерской и хлебопекарнойпромышленности, т. е. на промышленную переработку, выпуская жиры и масла сзаданными потребителями параметрами качества под конкретные заказы. Тем самымон обеспечивал себе гарантированный сбыт продукции надежным партнерам,постепенно расширяя круг потенциальных клиентов.
Основные конкуренты комбинатаориентируются на недорогие сорта маргарина и отечественное жировое сырье.Основной потребитель их продукции – население, хотя последнее время они сталиактивно внедряться на рынок промышленной переработки масложировой продукции.
Все эти причины привели к ростузатрат на производство и реализацию продукции, цен на выпускаемую продукцию,падению объема продаж.
В результате в 2009 г. был полученубыток отчетного периода в сумме 30,8 млн. руб., в то время как в 2008 г. былаполучена прибыль в размере 70,7 млн. руб. (табл. 1.2.4.).
Табл. 1.2.4. Показатели,характеризующие затраты и результаты хозяйственной деятельности ОАО «Тамбовскийжировой комбинат» за 2008 — 2009 гг.Показатели 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2008 г. 1.Выручка от продаж продукции, млн. руб. 1450 1368 94,3 2. Полная себестоимость товарной продукции, млн. руб. 1352 1337 98,9 3. Затраты на один рубль реализованной продукции, коп. 99,86 95,83 96,0 4. Прибыль от продаж, млн. руб. 98,3 30,5 31,0 5. Прибыль отчетного периода, млн. руб. 70,7 -30,8 -43,5 6. Прибыль от продаж к прибыли отчетного периода, % 139 -101 – 7. Рентабельность продукции, % 7,5 2,5 -5 пунктов
Следует отметить, чтоприбыль отчетного периода 2008 г. была почти в 3 раза ниже прибыли отреализации продукции, что говорит о наличии больших внереализационных убытков ипрочих операционных расходов. Производственная деятельность комбината как источникполучения прибыли играет доминирующую роль, а коммерческая деятельностьприносит убытки.
В 2009 г. убыток отчетного периодасоставил 30,8 млн. руб. Эти данные говорят о значительном ухудшении финансовогосостояния ОАО «Тамбовский жировой комбинат».
Резко снизилась рентабельностьпродукции – на 4,9 пункта и составила в 2009 г. всего 2,3%.
Результаты анализа основныхтехнико-экономических показателей ОАО «Тамбовский жировой комбинат» за 2008 — 2009гг. представлены в таблице 1.2.5.
Обобщая анализ производственно-хозяйственнойдеятельности комбината, можно сказать, что в 2009 г. по сравнению с 2008 г.резко ухудшилась эффективность его деятельности. Выпуск продукции в натуральномвыражении снизился на 18%. Объем продаж в стоимостном выражении снизился на5,7%. Это отрицательно повлияло на эффективность использования техническогопотенциала, на изменение производительности труда и фондоотдачи. Затраты на 1рубль продаж снизились на 4%, получены убытки в размере 30,8 млн. руб.,рентабельность продукции упала почти на 4,9 пункта.
Причинами такого положения явилисьпадение спроса на выпускаемую продукцию из-за жесткой конкуренции на рынке гТамбова и других регионах, рост цен на закупаемое растительное масло,недооценка роли маркетинга руководством комбината и многие другие причины.
Табл. 1.2.5. Основныетехнико-экономические показатели ОАО «Тамбовский жировой комбинат» за 2008- 2009гг.Показатели 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2008 г. 1. Производственная мощность – всего, тыс. т 209 209 100,0
в том числе
саломас
маргпродукция
майонез
расфасованное масло
65,7
37,6
73,3
21,1
65,7
37,6
73,3
21,1
100,0
100,0
73,3
100,0 2. Выпуск продукции в натуральном выражении – всего, тыс. т 97,588 80,040 82,0
в том числе
саломас
маргпродукция
майонез
расфасованное масло
19,456
25,482
41,837
8,041
18,956
24,717
28,619
5,967
97,4
97
68,4
74,2 3. Коэффициент использования производственной мощности – всего 0,47 0,38 82,0
в том числе
саломас
маргпродукция
майонез
расфасованное масло
0,30
0,68
0,57
0,38
0,29
0,66
0,39
0,28
97,4
97,0
68,4
74,2 4. Товарная продукция, млн. руб. 1448 1311 90,5 5. Выручка от продаж продукции, млн. руб. 1450 1368 94,3 6. Среднегодовая стоимость ОПФ, млн. руб. 275 305 111,1 7. Фондоотдача, руб. 5,27 4,49 85,2 8. Численность работающих, чел. 1058 1052 99,4 9. Реализованная продукция в расчете на одного работающего, тыс. руб. 1370 1300 94,9 10. Фонд оплаты труда, млн. руб. 146,0 138,4 94,8 11. Среднемесячная оплата труда, тыс. руб. 11,5 11,0 95,7 12.Полная себестоимость товарной продукции, млн. руб. 1312 1215 92,6 13. Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп. 90,61 92,75 102,4 14. Прибыль от продаж, млн. руб. 98,3 30,5 31,0 15. Прибыль отчетного периода, млн. руб. 70,7 — 30,8 — 43,5 16. Рентабельность продукции, % 7,2 2,3 — 4,9пункта
Планом на 2003 г. предусмотрено увеличить выпуск маргариновой продукции по сравнению с 2009г. на 5%, майонеза –на 5,9%, саломаса – на 6,4%, масла растительного – на 10,5%. Прирост выручки отпродаж товаров и услуг должен составить 8,9%. Прибыль от продаж увеличится в3,25 раза., а прибыль отчетного периода планируется в 2,8 раза меньше прибылиот продаж. Комбинат рассчитывает получить прибыль от продаж в сумме 99,1 млн.руб., что выше уровня 2008г. на 0,85%, а прибыль отчетного периода – почти в 2раза ниже, чем в 2008г. Это говорит о том, что комбинат попрежнемуориентируется на производственную деятельность и не планирует радикальногоизменения своей коммерческой деятельности./>1.3 Анализ финансовогосостояния комбината
В условиях рыночной экономики ведущаяроль принадлежит финансовому анализу, благодаря которому можно эффективноуправлять финансовыми ресурсами, разрабатывать прогнозы развития предприятия,распознавать надвигающийся кризис, несостоятельность хозяйствующих субъектов.Поэтому особую актуальность приобретает вопрос оценки структуры баланса, т.к.по неудовлетворительности структуры баланса принимают решения онесостоятельности предприятия.
Под несостоятельностью предприятияпонимается неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров(работ, услуг), а также неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджети внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над егоимуществом.
Несостоятельность определяетсясистемой критериев, позволяющих выделить предприятия с удовлетворительной инеудовлетворительной структурой баланса.
По полученным значениям показателей(критериев) может быть принято одно из следующих решений:
· о признанииструктуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным;
· о наличииреальной возможности у предприятия-должника восстановить своюплатежеспособность;
· о наличииреальной возможности утраты платежеспособности предприятием, когда оно вближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.
Дляоценки удовлетворительности структуры баланса ОАО «Тамбовский жировой комбинат»необходимо рассчитать коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченностисобственными средствами и восстановления (утраты) платежеспособности.
Коэффициенттекущей ликвидности (Ктл), характеризующий общую обеспеченность предприятия оборотными средствамидля ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочныхобязательств предприятия, определяется как отношение фактической стоимостинаходящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственныхзапасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженостей ипрочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в видекраткосрочных кредитов банков, краткосрочных займови различных кредиторскихзадолженостей по формуле:Итог II р. баланса/ Ктл =
/>
Итог У р. баланса – стр. 640, 650, 660
Если Ктл наконец периода
187293
Ктл =
н.г = 0,68 273674 — 0
Ктл =
к.г. 167658 = 0,56 298092 — 0
/>
Этот коэффициент говорит о том, что вОАО «Тамбовский жировой комбинат» структура баланса была неудовлетворительной,а комбинат был неплатежеспособен и в начале и в конце 2009 г. (Ктл меньше 2).
Коэффициент обеспеченностисобственными средствами (Косс) характеризует наличие у предприятия собственных оборотныхсредств, необходимых для его финансовой устойчивости, и определяется поформуле:Косс = Итог I11 р. – Итог I р. + стр. 650 />Итог II р. баланса
/>
Если значение Косс 106860 — 193241
Косс =
н.г. = — 0,49 187293
/>
71836 — 202270
/>Косс =
к.г. = – 0,78 167658
По этому критерию ОАО «Тамбовскийжировой комбинат» также является неплатежеспособным, так как критериальноезначение этого коэффициента должно быть больше 0,1.
Коэффициент восстановления (утраты)платежеспособности характеризует наличие возможности у предприятия восстановитьлибо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода:Ктл (расч.)/Ктл(устан) К в(у)п = Ктл (расч.) = Ктл (на кон.) + Изм. Ктл
Ктл (на кон.) – Ктл (на нач.) t (отч.) х t (уст.)
/>Изм. Ктл. =
Ктл (на нач.) – соответственнофактические значения коэффициента текущей ликвидности на конец и началоотчетного периода;
t (отч.), t (устан.) – число месяцевотчетного периода и установленного периода восстановления (утраты)платежеспособности. t (отч.) = 12 мес., t (устан.) = 6 мес. При t (устан.) = 6мес. и Ктл (устан.) = 20,62 К в(у)п = 2 = 0,31
/>
Ктл(расч) = Ктл(на коп)+ Изм Ктл = 0,56 – (-0,06)=0,62
Изм Ктл =(Ктл(накоп)-Ктл(на ноп)/12) х 6=(0,56-0,68)6/12= — 0,06
Так как К в(у)п
Результаты расчетов сведены в табл.1.3.1.
Табл. 1.3.1. Оценка возможностипотенциального банкротства ОАО «Тамбовский жировой комбинат» по состоянию наначало и конец 2009 гг.Показатели На начало периода На конец периода Норма коэффициента Возможное решение (оценка) 1. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) 0,68 0,56 Не менее 2,0
Структура баланса неудовлетворительная
Структура баланса неудовлетворительная 2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс) — 0,46 — 0,78 Не менее 0,1 3. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (Квп) 0,43 Больше 1,0 У комбината в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность.
Выводы на основе проведенного анализавовсе не означают признания предприятия банкротом и, следовательно, не меняютего юридического статуса. Расчет и оценка критериев носит профилактическийхарактер. Согласно закону РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»,внешним признаком банкротства является приостановление предприятием текущихплатежей. Несостоятельность предприятия может быть признана только арбитражнымсудом или после официального объявления о ней самим должником при егодобровольной ликвидации.
Из расчета коэффициента Ктл по ОАО «Тамбовскийжировой комбинат» видно, что его рост в динамике может быть достигнут либо засчет сокращения кредиторской задолженности, либо за счет опережающего ростаоборотных средств (текущих активов). Само по себе уменьшение кредиторскойзадолженности невозможно – оно всегда сопровождается сокращением текущихактивов. Поэтому единственным приемлемым средством восстановления платежеспособностиявляется наращивание текущих активов комбината за счет финансовых результатовхозяйственной деятельности. Таким образом, для восстановления своейплатежеспособности комбинату надо увеличить прибыль до размера, необходимогодля обеспечения превышения текущих активов над текущими обязательствами.
/>ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬПРИБЫЛИ И ЕЕ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТАМБОВСКИЙ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ»/> 2.1 Экономическая сущность прибыли, ее виды и роль в рыночной экономике
В условиях рынка прибыль является основным показателем оценкихозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются вседоходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можноопределить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятия.Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного исоциального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала.
Постепенно, по мере развития экономической теории уточнялосьсамо понятие «прибыль». Экономические теории 80-х – 90-х годов заставилипересмотреть многие теоретические концепции.
«Прибыль – это чистый доход сверх обычной нормы дохода засчет доступных инвестиционных возможностей». Такое понятие прибыли давалпрофессор Сиэтлского университета Пол Хейне (США).
«Под прибылью понимается результат деятельности фирмы(компании, корпорации). Для всех фирм обязательным условием являетсямаксимизация прибыли – прибыль максимальна, когда предельный доход равенпредельным издержкам».
Законом Российской Федерации «О предприятиях ипредпринимательской деятельности» установлено, что главной задачей являетсяхозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворениясоциальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересовсобственника имущества предприятия.
Прибыль – одна из самых сложных экономических категорий, безизучения которой невозможно подойти к решению вопроса повышения эффективностидеятельности предприятия, усиления материальной заинтересованности иответственности трудового коллектива в достижении высоких конечных результатовпри наименьших затратах.
Количественно прибыль представляет собой разность междувыручкой от реализации продукции, работ и услуг и суммой всех затратпредприятия на производство и сбыт.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результатхозяйственной деятельности является обязательным условием функционированияпредприятия. Функциональная роль, которая отведена прибыли в современномхозяйственном механизме, предопределяет аналитические аспекты исследования этойэкономической категории. Динамика прибыли отражает влияние факторов, вразличной степени зависящих от предприятия и предпринимателя. К группе внешнихфакторов относятся – природные (климатические) условия, транспортные и другиефакторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий иобуславливающие дополнительную прибыль – у других. Изменения, непредусмотренные планом предприятия, оптовых цен на продукцию, потребляемоесырье, материалы, топливо, тарифов на услуги, перевозки, норм амортизационныхотчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов идругих сборов, выплачиваемых предприятиями, нарушения поставщиками дисциплиныпо хозяйственным вопросам, затрагивающими интересы предприятия.
В группе внутренних факторов выделяют – основные факторы,определяющие результаты работы, и факторы, связанные с нарушениемгосударственной дисциплины предприятием.
Факторами, связанными с нарушением хозяйственной дисциплины,являются – нарушение действующего порядка установления и применения цен.Экономия, полученная в результате невыполнения необходимых мероприятий поохране труда и техники безопасности, невыполнения плана текущего ремонтаосновных фондов, недоиспользования средств по подготовке и повышениюквалификации кадров, недовыполнения мероприятий по испытаниям и освоению новойтехники.
Все эти вышеперечисленные факторы влияют на динамику прибылине непосредственно, а через объем реализации товаров и ее себестоимость. Чембольше выручка и ниже себестоимость, тем выше его доходность.
В процессе анализа результатов работы предприятия применяютсяразличные значения прибыли:
· прибыль (убыток) от продаж;
· операционные доходы и расходы;
· внереализационные доходы и расходы;
· прибыль (убыток) до налогооблажения;
· прибыль (убыток) от обычнойдеятельности
· чрезвычайные доходы и расходы;
· чистая прибыль (нераспределеннаяприбыль (убыток) отчетного периода).
Различие понятий прибыли определяютсяих экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложенииприбыли предприятий.
Условиямироста прибыли являются:
· расширение ассортимента продукции;
· снижение издержек;
· внедрение инноваций коммерческогохарактера с целью увеличения объемов продаж новых товаров, пользующихсяповышенным спросом;
· отсутствие страха перед коммерческимриском;
· разумное использование средств,получаемых от экономии затрат.
При этом необходимо выбрать стратегиюкоммерческой деятельности – либо снижать цену товаров в соответствии суменьшением спроса на имеющиеся в наличии товары, в расчете на то, что этоприведет к росту объема продажи и может увеличить прибыль, либо не уменьшатьцену, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса.
Итак, из вышесказанного следует, чтоприбыль, учитывая различия между ее ожидаемым и полученным уровнем, выполняетследующие четыре функции:
1. Ожидаемая прибыльявляется основой принятия инвестиционных решений.
2. Полученнаяприбыль выступает измерителем результатов деятельности предприятия.
3. Часть полученнойприбыли является источником самофинансирования предприятия.
4. Часть прибыливыступает в качестве вознаграждения владельцам капитала.
Прибыль является синтетическимпоказателем, ее исследования должны носить системный характер. Это означает,что совокупность факторов, влияющих на прибыль, представляет собой систему,состоящую из нескольких элементов.
К подсистеме образующих факторов, откоторых зависит формирование валовой прибыли относятся:
· валовый доход от основнойдеятельности;
· прибыль (убыток) от реализацииосновных фондов и иного имущества;
· сальдо доходов и расходов повнереализационным операциям.
Основнымивзаимовлияющими факторами являются:
· объем продажи товаров;
· розничные цены на реализуемые товары;
· издержки обращения;
· оборачиваемость и состав оборотныхсредств (оборотного капитала);
· фондовооруженность работников;
· налогоемкость предприятия;
· численность работников.
К подсистеме взаимовлияющих факторовможно отнести группу расходов предприятия, не учитываемых в издержкахобращения, но относимых на прибыль, которая остается в распоряжениипредприятия. Одним из факторов, снижающих величину экономической прибыли,является изъятие средств у предприятия за допущенные нарушения налоговогозаконодательства. Разделив подсистему взаимовлияющих факторов на отдельныеэлементы – показатели, можно выявить влияние каждого из них на прибыль наоснове применения методов и приемов экономико-математического анализа. Сначалаопределяется степень зависимости между каждым фактором и прибылью, а затемоценивается их комплексное влияние.
Для выявления степени воздействиятого или иного взаимовлияющего фактора на величину прибыли можно применитьметод комплексного анализа экономической эффективности хозяйственнойдеятельности. При использовании метода комплексного анализа исходят из того,что рост значения любого взаимовлияющего фактора должен вызвать адекватный ростдругого.
Развитие предприятия возможно приследующих необходимых условиях:
Тп > Тт> Ти > Тф > Тр,
где Тп – темп ростаприбыли;
Тт – темп ростареализации;
Ти – темп роста издержек;
Тф – темп ростафондовооружения работников;
Тр – темп ростачисленности работников.
Результаты факторногоанализа служат экономической основой подготовки и принятия управленческихрешений, направленных на выбор наиболее рационального пути дальнейшего развитияпредприятия. По отношению валовой и чистой прибыли ко всем затратам, то естьэкономическим издержкам, можно определить, насколько валовый доход покрываетрасходы предприятия, то есть эффективность существования затрат.
Величина прибыли напредприятии зависит от спроса на продукцию и предложения. Трудности,возникающие при продаже товаров в виду снижения спроса на них, могут привести куменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли.Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают цены. Принизких ценах на товары объем спроса на них больше, а при высоких – меньше. Помере увеличения объема продаж норма прибыли растет, затем рост ее замедляетсяи, наконец она стабилизируется или снижается.
В экономической теории ипрактике в зависимости от метода исчисления оперируют следующими понятиями(видами) прибыли.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ –разность между полученной выручкой и экономическими издержками.
БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРИБЫЛЬ –разность между полученной выручкой и бухгалтерскими (явными) издержками сучетом нормальной прибыли предпринимателю. Бухгалтерская прибыль тождественнаобщей прибыли и прибыли от реализации товаров.
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) доналогообложения – включает прибыль (убыток) от реализации товаров и услуг,прочие операционные доходы и расходы, прочие внереализационные доходы ирасходы, проценты к получению (уплате), доходы от участия в других организациях.
НОМИНАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬхарактеризует фактически полученный ее размер.
РЕАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ – этономинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции.
МИНИМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ –прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальныйуровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставкибанков по депозитам, сложившийся за исследуемый период.
ЦЕЛЕВАЯ ПРИБЫЛЬ –прибыль, которая остается после уплаты налогов и соответствует потребностямпредприятия в его социальном и производственном развитии.
НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ –минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной имотрасли деятельности.
МАКСИМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ –основа целевой установки для частного предприятия, ориентированного надостижение определенного притока денежных средств в определенные периоды.
НЕДОПОЛУЧЕННАЯ ПРИБЫЛЬ –денежные доходы, которые могло бы получить предприятие при более выгодномиспользовании принадлежащих ему ресурсов.
НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ– часть чистой прибыли за вычетом выплаченных дивидендов, аналогичныхотчислений резервного фонда.
НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ ПРИБЫЛЬ– эта та часть прибыли, которая в соответствии с действующим законодательствомподлежит обложению налогом.
КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ПРИБЫЛЬ– это прибыль, свободная от бухгалтерской отчетности о деятельности ифинансовых результатах дочерних предприятий, находящихся в определенныхюридических и финансовых отношениях.
Различия понятий прибылиопределяются их экономическим содержанием и положениями законодательства оналогообложении прибыли предприятий.
Определяющими вдеятельности предприятий стали не директивные методы, приказы и распоряжения,устанавливаемые и отдаваемые сверху донизу, а экономические интересы. Одним изосновных требований хозяйствования в условиях рыночной экономики являютсябезубыточность хозяйственной и другой деятельности предприятий, возмещениерасходов собственными доходами обеспечение в определенных размерахрентабельности функционирующего капитала.
Сумма прибылисвидетельствует о рентабельной работе предприятия. Вместе с тем абсолютнаявеличина прибыли, хотя и служит обобщающим, результативным показателем работы,она в то же время не характеризует степень экономической эффективности работыпредприятия. Относительное выражение прибыли – это рентабельность, объективнаяэкономическая категория, характеризующая финансовый результат хозяйственнойдеятельности, не зависимо от формы собственности.
Показатель рентабельностисвидетельствует о прибыльности хозяйственной деятельности предприятия впрошедшем периоде и о возможном его дальнейшем функционировании. В условияхрыночной экономики рентабельность является наиболее важным показателемэффективности работы предприятия, доходность различных направлений деятельности(производственной, предпринимательской, инвестиционной). Показателирентабельности могут рассчитываться на основе прибыли от обычной деятельности,прибыли от продаж и чистой прибыли./>2.2 Анализ формированияи использования прибыли/>в ОАО «Тамбовский жировойкомбинат»
Конечные цели хозяйствования вусловиях рынка обуславливают построение и логическую последовательностьфинансового анализа деятельности предприятия.
Различные стороны производственной, реализационной(сбытовой), снабженческой, коммерческой и финансовой (далее хозяйственной)деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системепоказателей финансовых результатов. Эти показатели представлены в Форме № 2 поОКУД бухгалтерской отчетности предприятия «Отчет о прибылях и убытках», котораясоставляется на основе данных аналитического учета (Приложение1).
Результат от обычной деятельностиорганизации определяется исходя из данных, отраженных по разделам 1-111 отчетао прибылях и убытках и отражается по статье «Прибыль (убыток) от обычнойдеятельности»
Чистая прибыль (убыток) (ЧП(У)отчетного периода, которая представляет собой результат (прибыль или убыток) отобычной деятельности (П(У)обд) с учетом влияния на результат последствийчрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия,пожара, аварии, национализации и т. п.), т.е. увеличенный на чрезвычайныедоходы (Дч) и уменьшенный на чрезвычайные расходы (Рч):
ЧП(У) = П(У)обд + Дч – Рч
Чрезвычайные доходы включают суммыстрахового возмещения и покрытия из других источников убытков от стихийныхбедствий, пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, подлежащие получению(полученные) организацией; стоимость материальных ценностей, остающихся отсписания не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.
Чрезвычайные расходы включают в себяпотери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами (стихийное бедствие,пожар, авария, национализация и т.п..). Например, стоимость утраченныхматериально-производственных ценностей, убытки от списания пришедших внегодность в результате пожаров, аварий, стихийных бедствий и другихчрезвычайных событий и не подлежащих восстановлению и дальнейшему использованиюобъектов основных средств и пр.
На Тамбовском жировом комбинате в 2008-2009гг.не было чрезвычайных событий, поэтому чистая прибыль и прибыль от обычнойдеятельности были равны между собой и составили в 2008г. 52,6 млн. руб., а в 2009г.– убыток 31 млн. руб.
Прибыль (убыток) от обычнойдеятельности (П(У)обд) является итоговой величиной, образующейся после уплатыпредприятием из статьи «Прибыль (убыток) до налогообложения» (П(У)н)налога наприбыль и иных аналогичных обязательных платежей (Н):
П(У)обд = П(У)н – Н
На комбинате в 2008г. прибыль отобычной деятельности составила:
70745-18126=52619 тыс. руб., а в 2009г.:-30755-236= — 30991 тыс. руб.
Прибыль (убыток) до налогообложения(П(У)н) является комплексным синтетическим параметром и представляет собой итогсуммирования прибыли (убытка) от продаж (П(У)пр), процентов к получению (Прпл),доходов от участия в других организациях (Дуч), прочих операционных доходов(Дпо), прочих внереализационных доходов (Двнр) и вычитания процентов к уплате(Пруп), прочих операционных расходов (Рпо) и прочих внереализационных расходов(Рвнр):
П(У)н = П(У)пр + Прпл + Дуч + Дпо +Двнр – Пруп – Рпо — Рвнр.
На Тамбовском жировом комбинатеприбыль (убыток) до налогообложения была равна:
в 2008г.П(У)н=98263+33+219+19225+3022-0-6340-43677=30755 тыс. руб.
в 2009г. П(У)н=30505+20+38+1005+14696-35150-11749-30354=-30755 тыс. руб.
Прибыль (убыток) от продаж (П(У)пр)составляет основу не только результата деятельности до налогообложения, но иконечного результата хозяйственной деятельности предприятия за отчетный периодв целом. Показатель определяется как разность между выручкой от продажитоваров, продукции, работ, услуг (Внетто) и совокупными затратами, включающимив себя себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (СБ),коммерческие расходы (КР) и управленческие расходы (УР):
П(У)пр = Внетто – СБ – КР – УР
На комбинате в 2008г. П(У)пр=1450151-1351887=98263 тыс. руб.,
в 2009г. П(У)пр=1367747-1337242=30505тыс. руб.
Выручка от продажи товаров, работ,услуг (Внетто) определяется путем уменьшения выручки (валового дохода) навеличину налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и аналогичныхобязательных платежей. К последним платежам относятся процентные надбавки кценам, вносимые в доход бюджета, экспортные пошлины и тому подобное.
Себестоимость проданных товаров,работ, услуг (СБ) включает затраты предприятия, связанные с производствомпродукции (без учета сумм, отраженных в составе управленческих расходов) иотносящиеся только к проданной продукции, работам, услугам.
Разность между выручкой от продажитоваров, продукции, работ, услуг (Внетто) и себестоимостью проданных товаров,продукции, работ, услуг (СБ) рассматривается в бухгалтерской отчетности какваловая прибыль (ВП) предприятия, полученная за отчетный период:
ВП = Внетто — СБ.
Коммерческие расходы (КР)- затраты посбыту продукции, относящиеся только к проданной продукции, работам, услугам.Здесь отражаются, в частности, следующие расходы: на затаривание и упаковкуизделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станциюотправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортныесредства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другимпосредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции вместах её продажи; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичныепо назначению расходы.
Управленческие расходы (УР) отражаютсуммы, учтенные в соответствии с установленным порядком на счете«Общехозяйственные расходы», обобщающем информацию о расходах для нуждуправления, не связанных непосредственно с производственным процессом. На этомсчете учитываются следующие расходы: административно- управленческие;содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственнымпроцессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средствуправленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещенияобщехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских,консультационных и им подобных услуг; другие аналогичные по назначениюуправленческие расходы.
Проценты к получению – этооперационные доходы в сумме причитающихся к получению процентов и иных доходовпо облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, процентов запредоставление в пользование денежных средств предприятия, а также процентов заиспользование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счетепредприятия в этой кредитной организации.
Проценты к уплате – операционныерасходы в сумме причитающихся к уплате процентов за предоставление предприятиюв пользование денежных средств (кредитов, займов, процентов по облигациям,акциям и т.п.
Доходы от участия в другихорганизациях — доходы, подлежащие получению от участия в совместнойдеятельности без образования юридического лица (по договору простоготоварищества); поступления, связанные с участием предприятия в уставныхкапиталах других предприятий (организаций).
Прочие операционные доходы отражаютданные по операциям, связанным с движением имущества предприятия (основныхсредств, запасов, ценных бумаг и т.д.): продажа и прочее списание основныхсредств и иного имущества, предоставление имущества за плату во временноепользование (временное владение и пользование), положительные курсовые разницыпри переоценке имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностраннойвалюте, и другие прочие доходы, признаваемые операционными. Данные по прочимоперационным доходам показываются за минусом налога на добавленную стоимость(НДС).
Прочие операционные расходы такжеотражают данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия:расходы на содержание производственных мощностей и объектов, находящихся наконсервации, расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списаниемосновных средств и иного имущества, расходы, связанные с предоставлениемимущества за плату во временное пользование (временное владение и пользование),отрицательные курсовые разницы при переоценке имущества и обязательств, стоимостькоторых выражена в иностранной валюте, и другие прочие расходы, признаваемыеоперационными.
К внереализационным доходамотносятся:
– доходы,полученные на территории РФ и за её пределами от долевого участия вдеятельности других предприятий;
– дивиденды поакциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащимпредприятию;
– доходы от сдачиимущества в аренду;
– доходы отдооценки производственных запасов и готовой продукции;
– присужденные илипризнанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушениеусловий хозяйственных договоров, а также доход от возмещения убытков;
– прибыли прошлыхлет, выявленные в отчетном периоде;
– положительныекурсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранных валютах;
– другие доходы отопераций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.
– К внереализационнымубыткам относятся:
– затраты поаннулированным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции;
– затраты насодержание законсервированных производственных мощностей и объектов (кромезатрат, возмещаемых за счет других источников);
– некомпенсируемыевиновниками потери от простоев по внешним причинам;
– потери от уценкипроизводственных запасов и готовой продукции;
– убытки пооперациям с тарой;
– судебные издержкии арбитражные расходы;
– присужденные илипризнанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условийхозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков;
– суммысомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, а также отдельнымилицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством;
– убытки отсписания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, идругих доходов, нереальных для взыскания;
– убытки пооперациям прошлых лет, выявленные в отчетном году;
– не компенсируемыепотери от стихийных бедствий, включая затраты, связанные с предотвращением илиликвидаций их последствий;
– не компенсируемыеубытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванныхэкстремальными условиями;
– убытки отхищений, виновники которых не установлены;
– отрицательныекурсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранной валюте.
/>
Рис. 1. Модель формирования ираспределения прибыли на предприятии.
Исходя из изложенного, принятая вучете и отчетности традиционная схема синтеза финансовых результатовхозяйственной деятельности предприятия (снизу вверх), одновременно, но и впротивоположном порядке, принимаемая для анализа формирования финансовых результатов(сверху вниз), имеет вид, приведенный на рис. 2.