Краеведение и краеведческий принцип в обучении географии

История краеведения
Педагогическаяценность обучения географии на основе изучения родного края была осознана оченьдавно. Уже достаточно отчетливо эта идея формулировалась в “Великой дидактике”Я. Коменского в первой половине XVII в.
В дореволюционнойрусской школе принцип родиноведения в обучении географии получил определенноеразвитие в первой половине XIX в.
В 1840 г. впредисловии к учебнику Ф. Студитского сказано, что географию нужно начинать с“того места, где живут люди”. Эта же мысль была высказана в предисловии кучебнику географии Д. Д. Семенова (1862). Идеи родиноведения получилиотчетливое отражение в первой русской методике преподавания географии“Педагогические заметки для учителей” (1864) того же Д. Д. Семенова.
Начавшаяся в70—90-х годах реакция резко повернула преподавание в школах России к идеямрелигии, самодержавия и схоластики.
Некотороеоживление родиноведческого начала в обучении географии вновь наблюдалось вконце XIX—начале XX в. Однако при царизме в школах России родиноведение не получиломассового развития. До революции и в первые годы Советской власти школьноекраеведение называлось родиноведением. Впервые термин “краеведение” былпредложен в 1914 г. Маньковым, но широко вошел в употребление лишь в советскоевремя [5].
Уже первые советскиепрограммы по географии в 20-х годах были составлены на основе краеведения.
Развитиешкольного краеведения нашло отражение в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа1932 г. “Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе”. В немговорилось: “Признать необходимым в учебные программы по обществоведению,литературе, языкам, географии и истории ввести важнейшие знания, касающиесянациональных культур народов СССР, их литературы, искусства, историческогоразвития, а также и элементы краеведения СССР (природные особенности,промышленность, сельское хозяйство, соц.-экономическое развитие и т. д.)” [6].
Понятие«краеведение»
В понятие“краеведение” вносилось различное содержание.
В 20-х годах XXв. оно рассматривалось как метод синтетического изучения какой-либоопределенной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственнымпризнакам относительно небольшой территории .
 В 30-х годах краеведение определялось как“общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующеев соцстроительстве всего края на основе всестороннего его изучения”. Были такжевысказывания о нем как об особой науке, предмете преподавания.
А. С. Барковговорил, что “краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных посодержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности кнаучному и всестороннему познанию края” [2].
Краеведениемзанимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы,архитекторы, работники искусств. Поэтому краеведение может быть различное:историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического.
Однако ни в какойдругой науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, какв географии. А. С. Барков считал, что объект и методы изучения географии икраеведения совпадают. Последнее можно и должно рассматривать как “малуюгеографию”, точнее, как малое страноведение”[2].
В настоящеевремя, говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведениегеографическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучениеродного края.
 В краеведении, так же как и в географии,предметом изучения является местность, территория. Сам термин “краеведение”означает, что изучается территория, определяемая понятием “родной край”.
Формыорганизации краеведения
Исходя из задачкраеведение необходимо различать по формам его организации. В процессе развитиясложилось государственное, школьное и общественное краеведение.

Сущностьшкольного краеведения
В школьномкраеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководствомучителя. Изучением края может заниматься и местное население, а также туристы.
Сущностьшкольного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися вучебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разнымисточникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений подруководством преподавателя.
Школьноекраеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется толькоучащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачамишколы. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие в немучителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей,он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует наизучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результатышкольного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель самкраевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошознать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работысо школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу.Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается иего педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителямисвоих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий. Краеведениедля учителя —верный путь к научной исследовательской деятельности.
В процессекраеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретаютнавыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяютобщеобразовательные знания.
В обучениигеографии краеведение—одно из средств осуществления воспитывающего обучения.Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированиюгеографических понятий. Материал о природе края, хозяйственной деятельностиместного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций науроках, в своем краю имеется больше возможностей и условий для практическогоприменения приобретенных знаний.
Таким образом,школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельностьучащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий,обеспечивающих обучение географии на конкретном жизненном материале.
Учебноеи непрограммное краеведение
В школьномкраеведении следует всегда иметь в виду его учебную ценность. В связи с этимвыделяют учебное краеведение, его содержание и характер определяются учебнойпрограммой, и непрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятсяв соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные сучебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например нагеографической площадке или во время учебной экскурсии. Но в них обязательноучастие школьников всего класса. В непрограммном краеведении школьникипринимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по своемукраю, школьные экспедиции и пр.
Организация иотношение к учебной программе этих двух видов школьного краеведения различны,но тем не менее они друг с другом очень связаны, так как при изучении родногокрая для комплексного его описания в образовательных целях в процессепрограммной экскурсии и во время туристского похода происходит сборкраеведческого материала, проводятся всевозможные работы по наблюдению местныхявлений и объектов и т. д. Общим является также обязательное руководствоучителя всей работой.
Учебноекраеведение преследует две задачи: одна из них — всестороннее изучение своейместности и накопление краеведческого материала, другая  — использование этого материала впреподавании[3]. Онидруг с другом очень связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательноеиспользование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главноеназначение школьного краеведения.
Краеведениесоздает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений.Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка и, пообразному выражению Н. Н. Баранского, могут “увидеть мир в капле воды”[1].
Краеведческийпринцип в обучении географиии его значение
Краеведческийпринцип дает возможность строить обучение географии согласно дидактическомуправилу: “от известного к неизвестному”, “от близкого к далекому”. Имеяпредставление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстверодного края, легче усваивать географию более отдаленных районов всей России, атакже зарубежных стран. Конкретное проявление процессов развития географическойсреды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильныхпредставлений о многих предметах, о явлениях, происходящих в географическойоболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственногонаблюдения. Родной край, его географический комплекс и отдельные слагающие егокомпоненты, таким образом, служат тем уже известным и понятным образцом,постоянным своего рода эталоном, к которому учитель может с успехом прибегатьдля разъяснений, сравнений и иллюстраций в преподавании географии; а работа учащихсяпо изучению края—средство для непосредственногопознания географических явлений.
Главноеназначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать возможностьучащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдатьгеографическую действительность в соотношениях и связях ее отдельныхкомпонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формированияпонятий на полученных реальных представлениях, составляющих основугеографической науки[4].Благодаря этому устраняется абстрактность географических понятий и механическоеих усвоение.
В школьном курсегеографии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на основекраеведческого материала. Опыт работы многих учителей показывает[4], что понятия о расходереки, строении долины, почве и другие хорошо усваиваются, если их изучениесамостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.
Обучение сиспользованием краеведческого материала значительно облегчает усвоениегеографических понятий. Опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиесярасширяют свои представления до понимания научных закономерностей. Так,например, представления о формах поверхности будут правильными, если онисложатся в процессе их непосредственного изучения и наблюдения. И наоборотостанутся всегда условными и потому непрочными, если они создавались только наоснове описаний учителя или учебника. В школе приходится нередко наблюдать, какученик, напрягая память, старается пересказать фразы учебника или объясненияучителя, причем с сильным ограничением и обеднением. Это естественно, так каксловесно-отвлеченный тип памяти у детей менее развит. И наоборот, школьникбудет свободно воспроизводить виденное в действительности, обязательно связываяего с рассказом учителя, так как по ассоциации оно будет вспоминаться вследствиетого, что зрительно-двигательное запоминание у детей развито сильнее. Поэтому,чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем больше он помогает учащимсяусвоить школьный курс географии, тем выше его педагогическая ценность.
Краеведение даетвозможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом ииспользовать их для практических целей. Примером такой межпредметной связиможет быть работа по картированию своей местности, когда в решениигеографических вопросов большую помощь оказывает математика или работа поисследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условииприменения знаний химии и биологии. Очень связывает краеведческая работаизучение географии и истории. Научную ценность географические характеристики,особенно по экономической географии, будут иметь только в том случае, если онипроводится в историческом плане. Невозможно также представить, чтобыодновременно с географическими исследованиями не проводилось знакомство систорическими объектами родного края. В равной степени, выдвигая на первоеместо вопросы истории края, нельзя не интересоваться его географией.
Осуществлениекраеведческого принципа в обучении помогает связать теоретические знания,приобретаемые в стенах школы, с практическим применением, например:метеорологические наблюдения для сельского хозяйства, наблюдение за режимомреки для безопасности переправ, сбор полезных дикорастущих растений  и т. д.
Благодарякраеведению обучение географии строится на наблюдениях подлиннойдействительности, а не на “словесных схемах”. Из этого вытекает, чтокраеведение должно служить обучению географии повседневно и непрерывно, а небыть только связанным с работой в краеведческих кружках с ограниченной группойучащихся или с турпоходом, охватывающим нередко еще меньшее количество школьников.
На краеведческомпринципе должны строиться обычные уроки, тогда как многие учителя краеведениесвязывают с организацией походов и кружковой работой по изучению края. Этопроисходит оттого, что практически в школе бывает легче заинтересовать учащихсяоднократным краеведческим походом, чем наладить систематическое изучение края.От учителя требуется меньше усилий для организации похода, чем на постановкувсего преподавания географии на краеведческой основе. В этом и кроется одна изпричин того, что внеклассное краеведение получало более широкоераспространение, а его связь с учебными занятиями была недостаточной. Приправильной организации краеведения в школе должен обеспечиваться тесный контактучебных занятий со всей краеведческой работой.
Краеведениеспособствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческиепоходы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так каквозникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которомупознаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением,учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.
Вместе с темсвязь с местными предприятиями в процессе их краеведческого изученияспособствует осуществлению политехнического обучения, требующего ознакомленияучащихся с техникой и технологией производства.
Велико значениешкольного краеведения в охране природы. Занимаясь краеведением, учителязнакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, аучащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессекраеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, историческиепамятники и места отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществлениянепосредственной работы по охране природы и рациональному использованию еебогатств. Школьники-краеведы много могут сделать и для воспитания бережногоотношения к “зеленому другу” и жителей городов. В работу по изучению своегомикрорайона города должна быть включена и охрана городских насаждений.
Изучение своейместности открывает школьникам возможность активно включиться в  общественно полезный труд и тем самым принятьучастие и в дальнейшем обогащении родного края. При этом различный характерсодержания краеведения и многообразие форм его осуществления позволяет учащимсянайти для себя применение в соответствии со своими интересами, склонностями исилами.
Краеведение —самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимисязнаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы.В краеведении возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляютсясознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Краеведениесоздает условия для работ исследовательского характера, что очень помогаетразвитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергиишкольников.
Систематическоеизучение природы в процесс краеведческих наблюдений воспитывает у школьниковактивное природоохранительное отношение к ней.
Большиевозможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многихприродных явлений вызывают у школьников любознательность и желание большевникать в тайны природы.
Краеведениепомогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, счем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромноезначение для воспитания  патриотизма.
Методыи приемы осуществления краеведческого принципа в обучении географии
Осуществлениекраеведческого принципа в обучении географии требует умелого сочетанияразнообразных методов и приемов учебной работы. В одних случаях усвоениегеографических понятий происходит в процессе непосредственного изучения края; вдругих — из рассказов, чтения литературных и научных произведений о своем краеили из бесед о родных местах на уроках учащиеся узнают об особенностях природыи хозяйства всей России и некоторых зарубежных стран. Наконец, использование науроках предметов, характеризующих жизнь людей и природу своего края, илииллюстративных наглядных пособий, составленных на краевом материале, а такжеразъяснение происхождения местных географических названий способствует усвоениюучебной программы.
В учебнойпрограмме рекомендуется организация систематических наблюдений над явлениямиприроды и трудовой деятельностью людей своей местности; указаны практическиеработы в природе, выполнение которых сочетается с краеведением;предусматриваются и обязательные учебные экскурсии для изучения (в окрестностяхшколы) отдельных географических объектов или всего географического комплекса.Однако теми конкретными указаниями, которые содержатся в программе, неисчерпывается связь обучения с краеведением. Могут быть применены многие другиевиды и приемы использования краеведческих знаний при изучении географии,например работа с местными картами, с краевой литературой и т. д.
Наиболееправильным будет применение одновременно ряда приемов, так как учащиеся немогут, например, достаточно ознакомиться со своим краем из одного толькообъяснения учителя; требуется собственная активная работа: чтение литературы,работа с различными картами, непосредственные самостоятельные наблюдения и т.д.
Первыекраеведческие наблюдения начинаются в начальной школе; например, в 1-3 классахшкольники учатся составлять календари погоды. Из года в год краеведческиеработы должны усложняться, приобретаться все новые и новые навыки наблюдений ирасширяться знания о своем крае. Распределение краеведческих работ в учебнойпрограме школы, последовательное изучение своего края, особенно в начальномкурсе физической географии (6 класс), физической географии России (8 класс),подводят к теме “Своя область…”, которую начинают изучать в 8 классе ипродолжают в курсе экономической географии России. При этом накопленныйматериал за все предшествующее время и приобретенные учащимися навыки будутнезаменимыми источниками для географической характеристики своей области ибазой для прохождения учебной программы на краеведческой основе.
Осуществлениекраеведческого принципа в обучении географии связано с насыщением местнымгеографическим материалом учебной программы и выполнением определеннойкраеведческой работы. Очень важно, чтобы эта работа была органически связана совсем учебным процессом, а краеведческий материал стал бы исходным при изученииразличных тем географии. Если в процессе беседы предлагаемые учителем вопросы освоем крае будут органически связаны с изучаемым по программе материалом,возникнут ассоциации, способствующие пониманию и облегчающие запоминание.
Увязка местногоматериала с программным осуществляется различными методами и приемами взависимости от темы, содержания и структуры урока. Но она должна строиться вбольшей степени на самодеятельности и самостоятельности учеников. Ведьпривлекается знакомый материал, полученный на экскурсиях, в результатесобственной работы. И чем лучше знают учащиеся свой край, чем больше иподробнее они его изучали, тем активнее будут проходить уроки и прочнееусваиваться предмет. Значение краеведения для активизации урока очень большое.Привлечение сведений о своем крае, особенно при изложении нового материала,вызывает у учащихся большое внимание и интерес к предмету.
Наиболее частоприменяемый учителями прием введения краеведческого материала в учебные занятия— это постановка вопросов о географических явлениях или объектах своего краядля сравнения их с изучаемыми в целях лучшего усвоения понятий.
Вопросы такогорода обычно задаются, когда необходимо создать правильное представление овидовых признаках географических объектов, для уяснения причин явления.
Краеведениеоткрывает большие возможности для решения проблемных вопросов в процессеобучения географии, направленных на формирование основных географическихпонятий, составляющих содержание школьного курса. При этом учитель долженсвязывать постановку и решение проблем с усвоением учащимися программногоматериала.
Для проблемногообучения на краеведческом материале чаще всего может применятьсяпроблемно-фрагментарная форма построения учебного процесса, при которойпроблемная ситуация создается для раскрытия отдельных (одного, двух) вопросовсодержания темы урока. Реже применяется проблемно-урочная форма, когдасвязывается весь урок в целом с решением проблемы, основанной на краеведческомматериале[4].
Проблемныезадания на краеведческом материале даются в связи со следующими вопросамикурса: а) для решения на основании данных местных наблюдений природы общихземлеведческих проблем типа объяснения причин явлений, их описания,характеристики действия, развития и т. п., б) для оценки природных условий иприродных ресурсов стран и районов на основании материалов наблюдений связей,взаимодействия и взаимообусловленности природных компонентов и их использованияв строительстве своего края, в) для выявления направления хозяйственнойспециализации, изучаемой по программе территории на примерах экономическихрасчетов и обоснований развития местного производства и размещения отдельныхпредприятий, г) для составления комплексной географической характеристикитерритории на основании плана изучения и описания своего края.
Большое значениеимеет краеведческий материал в работе с картой, особенно на уроках попервоначальному ее изучению и в занятиях с топографической картой. Обычно, длятого чтобы с самого начала заложить у учащихся правильное представление опостроении карты, проводят работы с планом школьного участка или ближайшихокрестностей школы. А для работы с топографической картой используетсясоставленная краеведами карта своей местности. Переключая внимание учащихся собозрения участка своей местности, знакомых на ней предметов на условное ихизображение топографическими знаками, учитель добивается правильного пониманиякарты.
При изученииклимата работа с климатической картой особенно конкретизирует знания, когда вседанные карты сравниваются с аналогичными показателями по своему краю. В этомслучае количественные выражения элементов климата (температур, осадков и т.д.), показанные на карте, будут реально восприниматься. Привлечение материаловместных наблюдений в процессе работы с картой поможет учащимся болеесознательно разобраться в ее условных знаках, полнее и глубже понятьгеографические особенности той или иной территории.
Расширениюгеографических знаний и приобретению умений и навыков работы с картой ипериодической печатью служит дежурная карта своей области. Этоместный педагогический прием, дающийхорошие результаты, так как учащиеся привыкают систематически следить затекущими событиями. Основным источником для дежурной карты является областная(краевая) газета. Сама же карта—пособие для иллюстраций на уроках по рядувопросов школьного курса географии (охране природы, развитию отдельных отраслейхозяйства: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительстванаселенных пунктов и т. д.). Для обеспечения планомерности изучения своего краяи применения краеведческого принципа в преподавании учебных курсов серьезную помощьоказывают соответствующие упражнения и задания, помещаемые учебниках.Выполнение их вырабатывает у учащихся необходимые навыки и умения даватьгеографические характеристики территории. Они помогают устанавливать связимежду конкретной географией местности и изучаемым программным материалом.
Необходимо, чтобыэти работы проводились на протяжении всего года как на уроках, так и вовнеурочной работе. Чаще всего это наблюдения природы в разное время года.Учитывая местные условия, учитель намечает конкретные места вблизи школы, гдебудут выполняться рекомендуемые наблюдения, и планирует их выполнение повремени. При этом от сроков, предусматриваемых учебником, могут быть сделаныотступления, например в связи с сезонными условиями. Но всегда надо иметь ввиду, что предлагаемые в учебниках работы по краеведению большей частью связаныс содержанием темы, поэтому необходимо стараться так ставить их выполнение,чтобы можно было результаты использовать на учебных занятиях.
Накоплению краеведческогоматериала и организации планомерной работы с ним во время учебных занятийспособствует ведение тетрадей, в которые записываются задания учителя покраеведению и различные сведения местного характера по теме. Записанный втетрадях материал позволяет составить географическую характеристику своегокрая.
В некоторыхшколах такие тетради называют “дневник краеведа”, так как это названиеобязывает учащихся к повседневным, систематическим записям.
Полезным являетсяиздание школьной краеведческой газеты. Большое воспитательное значение имеетсам процесс работы над ней (подбор и подготовка материала для очередногономера, его редактирование, литературное и художественное оформление и т. д.).А при условии направления газеты соответственно с тематикой разделов курса,изучаемых ко времени выпуска номера, она становится своеобразным дополнительнымисточником знаний, наглядным пособием.
Учебным целямможет быть подчинено издание краеведческого школьного (или классного) журнала.В этом случае все помещаемые в номере статьи, карты, рисунки по своемусодержанию должны отвечать темам программы.
Чаще всегокраеведческий материал привлекают для сравнительной характеристики изучаемыхтерриторий с родным краем. Этим достигается более точное представление обособенностях их географии; например, реки какого-либо района или другой странысравниваются с реками своей области, географический комплекс какого-либорегиона — с природно-хозяйственным комплексом родного края и т. д. Дляразъяснения на уроках процессов развития и взаимосвязей явлений убедительныепримеры дают длительные наблюдения над местными природными явлениями(климатическими, водным режимом, фенологическими). Ссылки на эти наблюдения ина их результаты будут понятны учащимся, так как были уже осознаны в течение самихнаблюдений. Учащиеся, например, лучше понимают различия в климатах отдельныхрайонов и стран, когда ведут систематические наблюдения за погодой края ипричинами ее изменения.
С учебнымизадачами изучения географии в старших классах связана подготовка докладов исообщений о характеристике и общих закономерностях развития географическихявлений в сравнении с особенностями их местного проявления.
Для обеспечениянаглядности на уроках демонстрируются различные экспонаты и иллюстративныепособия, составленные на краеведческом материале (фотографии, рисунки, таблицы,диаграммы), которые помогают созданию у учащихся правильных географическихпонятий и образов.
Показ на урокепредметов, собранных на экскурсиях, может быть увязан с объяснениемгеографических процессов.
Для болеепонятных представлений о сложных взаимоотношениях и взаимосвязях человека иприроды прибегают к разъяснению происхождения местных названий.
Названия, данныегеографическим объектам, помогают иной раз объяснить своеобразие природы,хозяйства, этнические особенности, историческое прошлое изучаемой территории.
В педагогическомже отношении топонимика полезна для создания ассоциаций в целях более глубокогопонимания событий и фактов.
Обычно у учащихсявозникает большой интерес к разгадке названий и имен в географии родного края.Собирание местного топонимического материала связано с большой и содержательнойработой: требуется записать все наименования, узнать, не изменялись ли они и неимеются ли наряду с официальными еще и неофициальные, пояснить их происхождениеи смысл, составить краткие справки об объектах, существующих под определеннымназванием. Естественно, что для выполнения этой работы учащиеся должныиспользовать карту, литературные и официальные справочные источникиисторические материалы и т. п. Это имеет большое образовательное ивоспитательное значение.
В осуществлениикраеведческого принципа в обучении немалую роль играет как одно из важныхправил организации учебных занятий перспективное тематическое планирование. Внем особенно тщательно продумывается вопрос о том, как будет проводиться связьс краеведением. Для получения лучших педагогических результатов припланировании учебной темы необходимо провести тщательный отбор краеведческогоматериала, включаемого в урок. Очень важно, чтобы он был однородным с изучаемойтемой урока и доступным для понимания. Он должен помогать усвоению научныхпонятий географии, содействовать раскрытию сущности географическихзакономерностей и способствовать разрешению воспитательных задач, а также обеспечиватьвозможность применения наиболее правильных методов обучения, быть интересным инаглядным.
Непосредственнаясвязь учебного процесса с краеведением осуществляется в различных стадияхизучения темы. Из опыта работы многих учителей можно выделить следующиеразновидности планов прохождения учебных тем на краеведческой основе[4].
1. Работа покраеведению предшествует изучениюучебногоматериала. Например, в 8 классе учитель организует наблюдения погоды доизучения темы “Климаты России”, которая в этом случае может начинаться не спрограммных вопросов, а с сообщений учащихся о результатах их краеведческихнаблюдении. Учитель специально так планирует краеведческие работы, чтобы ониобеспечили достаточными примерами и убедительными выводами научные понятия итеоретические обобщения изучаемой темы.
2. Краеведческийматериал органически включается в содержание темы, и краеведческие работыпроводятся одновременно с изучением программых вопросов. Примером может служитьтема 6 класса “Изображение земли на глобусе и картах” и работы поориентированию на местности, по измерению расстояний и составлениютопографического плана местности.
3. Краеведческаяработа переносится в конец темы, например, тема “Географическая оболочка” в 6классе заканчивается экскурсией на природу.
Во всех случаяхкраеведческий материал должен подводить учащихся к тем обобщениям и связям,которые требуются изучаемой в данный момент темой и выходят за пределы местныхединичных понятий и представлений.
Большую рольиграет краеведение в повторении учебного материала на уроках географии.
ГЛАВА5. Краеведение в курсах школьной географии
Начальный курс физической географии—первыйсистематический курс географии в школе. Он, по существу, целиком строится накраеведческой основе. Главная особенность программы этого курса заключается втом, что в ее содержание входит много общих географических понятий: горизонт иего стороны, план и географическая карта, форма земной поверхности, погода иклимат, которые необходимо усвоить для подготовки к изучению страноведческих курсовв старших классах. Конкретное мышление, развитое у школьников 11—12 лет,причина того, что большая часть этих понятий (особенно о процессах развития ивзаимодействия явлений) воспринимается без достаточного понимания их сущности.Формирование понятий происходит значительно легче, если учащиеся обладаютсоответствующими представлениями, полученными из знакомой действительностиродного края. Программа курса включает сведения о географических особенностяхсвоей местности (рельеф, климат, режим рек, природный комплекс)[4] .
В начале курса втаких темах, как “Изображение Земли на глобусе и картах”, “Литосфера” и“Гидросфера”, дается материал, опирающийся на непосредственные наблюдения ипрактические работы учащихся на местности, в ближайших окрестностях школы.Отдельные уроки по этим темам проводятся непосредственно в природе, особенно всельской школе. Эти уроки по их методическому построению могут быть двух типов.Одни уроки содержат практические занятия учащихся с выполнением намеченныхтопографических, геоморфологических или гидрометрических работ,предусматриваемых программой, например урок по съемке плана пути или поизмерению высоты склонов несложных форм рельефа: холма, оврага и т. д. Надругих—практические работы не ставятся. В этом случае природное окружениеучителем используется в процессе беседы по теме урока для формированиягеографических понятий на предметах и явлениях своего края, показываемыхучителем. Например, понятие об открытом и закрытом горизонте или первые понятияо русле, пойме, коренных берегах реки усваиваются путем простого обозрения намаршруте.
При изучении тем“Географическая оболочка”, “Атмосфера” для понимания ряда сложных процессов иявлений, происходящих на поверхности Земли и в атмосфере, учитель приводитпримеры из местной действительности, при помощи которых показывает действиеэтих явлений. Он с первых уроков должен организовать ежедневные наблюденияучащихся за состоянием погоды и один раз в месяц наблюдения полуденной высотыСолнца. Если каждый учащийся хотя бы короткое время будет систематическисамостоятельно проводить наблюдения над погодой, то очень отвлеченные понятияэтих тем приобретут конкретность и дальнейшее изучение их в классе станетинтереснее.
В первый же месяцшкольных занятий проводится экскурсия в природу для наблюдений за формамиповерхности и водами своей местности. Эта экскурсия должна быть комплексной. Наней учащиеся знакомятся с поверхностью ближайших окрестностей школы и симеющимися в своей местности родником, колодцем, болотом, рекой или озером.Конечно, не всегда можно встретить все формы рельефа и все виды скопления воды.Но во всякой, даже очень однообразной, местности можно рассмотреть сменуотносительно повышенных и низких мест, течение ручьев или небольших речек сберегами, порой весьма интересными с точки зрения возможности объяснения ихгеографических особенностей:происхожденияи развития, строения, внешнего вида. Учитель должен сам внимательно рассмотретьрайон экскурсии, с тем чтобы возможно полнее показать учащимся рельеф и водысвоей местности для лучшей организации наблюдений.
Для болеецеленаправленного использования материала экскурсии в последующих классныхзанятиях по теме “Литосфера” следует обратить внимание не только на общийхарактер рельефа, но и на особенности отдел