КУРСОВАЯ РАБОТА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1 Сущностьгосударственного регулирования предпринимательской деятельности в России
1.1Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.2 Условия ипредпосылки государственного вмешательства
1.3 Механизмгосударственного воздействия на предпринимательскую деятельность
2Практическая глава
2.1Государственная политика в области развития малого бизнеса, особенности егоналогообложения и льготы для малых предприятий2.2 Механизмыгосударственной поддержки малого бизнеса в Томской области
2.3 Примеры по расчётуупрощённой системы налогообложения (УСН) для малых предприятий
Заключение
Списоклитературы
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательская деятельность и экономикастраны в значительной степени зависят от государственной политики. Своимидействиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способнаавтоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересахвсего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливоераспределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрануокружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения. Частный бизнесне заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые неприносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они простожизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальныепроблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство. Прерогативойгосударства является и обеспечение надлежащего порядка в стране и еенациональной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развитияпредпринимательства и экономики.
Таким образом, экономика в любой стране не можетнормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условиядля этого.
Цель данной курсовой работы – изучить необходимостьгосударственного регулирования предпринимательской деятельности, условия ипредпосылки государственного вмешательства, механизм государственноговоздействия на предпринимательскую деятельность, а также рассмотреть сущностьгосударственного регулирования предпринимательской деятельности в России иТомской области. Задачи курсовой работы – это разобрать и проанализироватьсистему государственной поддержки на территории РФ и Томской области.
1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
1.1 НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Затянувшийся экономический кризис в нашей стране,характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью вобществе и совпавший по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловленслабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономическиепроцессы, тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые нанего возлагаются.
На государство возлагаются следующие основныефункции:
1. Создание правовой основы. Известно, что безправовой основы экономика, да и общество в целом не могут нормально развиваться.Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности,регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качествопродукции и т. д.
При помощи правовой основы государствообеспечивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектамипредпринимательской деятельности.
2. Обеспечение надлежащего правопорядка в странеи ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасностькаждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Еслигосударство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаютсяусловия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии,коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет напредпринимательскую деятельность и экономику в целом.
3. Стабилизация экономики. Под стабилизациейпонимается устойчивое развитие экономики, т. е. когда достигаются и поддерживаютсяна оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем ВНП инациональный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Дляобеспечения стабилизации экономию! государство обязано использовать всеимеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной,финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики. Еслигосударство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самымсущественным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскуюдеятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другиепроцессы.
Так, например, если государство не будет боротьсяс инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляциявызывает следующие последствия:
• снижение конкурентоспособности национальныхтоваров, что приводит к дефициту платежного баланса, упадку промышленногопроизводства, росту безработицы;
• отток денег из страны, особенно иностраннойвалюты, что может положить начало валютной спекуляции;
• девальвация валюты, что, в свою очередь,приводит к повышению цен на импортные товары и усиливает тем самым общий ростцен;
• обесценение сбережений граждан;
• снижение инвестиционной активности и др.
Даже из одного этого перечня можно сделать выводо важности вмешательства государства для стабилизации и подъема экономики страны.
4. Обеспечение социальной защиты и социальныхгарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, сутькоторой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработнойплаты, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различныхвидов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированныхдоходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самымобеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и недопускает социальной напряженности в обществе.
5. Защита конкуренции. В рыночной экономикеконкуренция является одним из основных регулирующих инструментов. Она являетсяосновой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров иуслуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижатьиздержки на ее производство. Поэтому государство всей своей мощью должно стоятьна защите конкуренции. При конкуренции покупатели — это хозяева; рынок — их агент,а предприятие — их слуга. В условиях монополии ситуация резко изменяется,покупатель вместо хозяина превращается в слугу.
Для России проблема создания конкурентной среды иее защиты является важной на современном этапе. Это связано с тем, что средадля настоящей конкуренции в нашей стране еще не создана, так как экономика взначительной степени является монополизированной и криминальной. Выход изсоздавшегося положения очевиден. Демонополизация экономики — ликвидация теневойэкономики — создание конкурентной среды — защита конкуренции. И первую скрипкув решении и этой единой задачи должно сыграть государство.
6. Разработка, принятие и организация выполненияхозяйственного законодательства, т. е. правовой основы предпринимательства,налогообложения, банковской системы и т. д. Для выполнения этих и другихфункций государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычагии ресурсы.
1.2 УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
Государство должно вмешиваться в экономику тольков том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могутбыть как позитивными, так и негативными.
Под негативными условиями понимается появлениевсякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которыемогут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономикустраны в целом. Эти тенденции и явления очень разнообразны как по сущности, таки по силе негативного их влияния на экономику.
Роль государства заключается в своевременном выявленииэтих тенденций и явлений, причин их возникновения и принятии соответствующихмер по их устранению.
Условиями для вмешательства государства могутбыть; требования национальной безопасности; социальная напряженность вобществе; негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокийуровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета,неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке,инвестиционный спад и т. п.); ухудшение окружающей среды и др.
Под предпосылками понимается еще не явноепроявление негативных условий и тенденций в экономике и других сферахчеловеческой деятельности. В этом случае роль государства заключается в своевременномвыявлении и устранении этих предпосылок. Это самый лучший вариант, так какгосударство еще в «зародыше» и с наименьшими усилиями и средствами устраняетвозможность появления негативных явлений для развития предпринимательства иэкономики страны.
Под позитивными предпосылками понимаетсяпоявление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферахэкономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлениии принятии определенных мер по их поддержанию. Знание условий и предпосылок ещене достаточно для государственного вмешательства, государство должно знать ихкритерии, т. е. признаки, на основании которых можно было бы произвести оценкуих качественного состояния.
● Безработица. Она является неотъемлемымэлементом рыночной экономики. Определенный ее уровень — А—6% численности рабочейсилы — считается нормальным, или оправданным, и называется естественным уровнембезработицы. Естественной считается фрикционная, или структурная, безработица.Эта безработица связана с поиском более выгодной работы с сезонными перерывами,а также с изменением спроса на те или иные профессии. Поэтому государстводолжно вмешиваться в регулирование безработицы только в том случае, если онаначинает превышать ее естественный уровень (4—6%), т. е. когда начинается такназываемая циклическая безработица, связанная со спадом производства. Такимобразом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный науровень естественной безработицы.
● Инфляция. Как известно, инфляция — этоповышение общего уровня цен на товары и услуги, и как явление оно болеесложное, чем безработица. Инфляция характерна для всех стран мира, так как ценына товары и услуги не являются постоянными величинами, а все время находятся вдвижении. Поэтому до определенного ее уровня она не представляет серьезнойопасности. Выше этого уровня инфляция может принести много бед для экономики иобщества в целом, ибо по силе своего влияния вряд ли можно еще найти подобноеявление. Поэтому государство должно отслеживать этот процесс, чтобы инфляция немогла выйти из-под его контроля. Меры, принимаемые государством, зависят отуровня инфляции.
Исходя из этого критерия различают умеренную,галопирующую и гиперинфляцию. Умеренной считается инфляция, когда цены растутменее 10% в год, галопирующая инфляция характеризуется ростом цен в интервале от20 до 200% в год, а при гиперинфляции цены растут еще быстрее. Противоинфляционныемеры государства зависят от уровня инфляции и причин, ее породивших. Исходя изэтого различают два типа инфляции: инфляция спроса; инфляция, вызванная ростом издержекпроизводства или уменьшением совокупного предложения. Каждая из них имеет своиособенности, и поэтому лекарства для ее лечения тоже свои.
● Дефицит бюджета. Бюджетный дефицит — этопревышение расходов государства над его доходами. Государство должно стремиться,как показывает опыт разных стран, не к его сбалансированности, а к тому, чтобыон не превышал определенную величину. В качестве этого критерия выступает долядефицита в валовом национальном продукте или в валовом внутреннем продукте. Поэтомузадача государства заключается в том, чтобы не превысить заранее определенной идопустимой величины этого критерия. Если образовался большой профицит, то этотоже не совсем нормальное явление. Необходимо разобраться, почему онобразовался, и не допускать впредь таких явлений.
1.3 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ
Государство для выполнения своих функций ирегулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные(прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страныпутем издания и корректировки соответствующих законодательных актов ипостановлений, а также путем проведения определенной экономической политики. Мировойопыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условияхреформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, вусловиях стабильности и оживления — снижается. Но во всех случаях государстводолжно придерживаться основного правила: так воздействовать на предпринимательскуюдеятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночные основы и недопускать кризисных явлений.
Экономические методы воздействия государства напредпринимательскую деятельность в большей степени подходят для реализацииэтого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить междусобой. Экономические рычаги, которые использует государство для регулированияэкономики, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги,перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственнаяпредпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.
Административные, т. е. методы прямого действия,должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы илинедостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мироваяпрактика, административные методы наиболее целесообразно использовать вследующих областях:
• естественная государственная монополия(фундаментальная наука, оборона и т. д.);
• охрана окружающей среды и использованиересурсов;
• сертификация, стандартизация, метрология;
• социальная политика; прежде всего, имеются ввиду определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения(гарантированный минимум заработной платы, пособие по безработице и др.);
• внешнеэкономическая деятельность(лицензирование и квотирование экспорта, государственный контроль над импортоми т. д.).
Для создания нормальных условий дляпредпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономикигосударство должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестиционную,ценовую, амортизационную, кредитно-денежную и другие виды политики, приреализации которых оно использует в комплексе как экономические, так иадминистративные методы.
Фискальная политика государства. Под фискальнойполитикой государства понимается регулирование экономики посредством системыналогообложения с целью ее стабилизации и оживления. Механизм воздействиягосударства на предпринимательскую деятельность и экономику страны при помощиэтих рычагов в общем плане заключается в следующем.
Во время спада производства для увеличениясовокупного спроса государство увеличивает свои расходы на организацию общественныхработ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различныхгосударственных программ, тем самым, оживляя многие отрасли и фирмы. Дляподъема экономики государство может воздействовать и путем сокращения своихдоходов, т. е. уменьшая налоги с населения и предприятий. В этом случае унаселения повысится спрос на потребительские товары, а у предприятий появитсябольше возможности для инвестирования, что в конечном итоге должно привести коживлению экономики.
Государственная система налогообложения самымсущественным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Ведь налоговоебремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будетоставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но идля простого воспроизводства. Система должна предусматривать определенныельготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательныхдля государства сферах экономики, для стимулирования развития малого бизнеса, длятех предприятий, которые значительную часть своих средств направляют нареконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства.Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельностьв наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.
Снижение государственных расходов в определенныхслучаях приводит к снижению дефицита госбюджета, а, следовательно, к замедлениюинфляционных процессов.
Однако макрорегулирование не ограничиваетсятолько непосредственными действиями государства в лице его органов управления,так как государство может запаздывать в своих действиях.
В рыночной экономике существуют определенныемеханизмы самоорганизации и саморегулирования, которые вступают в действиенемедленно, как только обнаруживаются негативные процессы в экономике. Вэкономической литературе их называют встроенными стабилизаторами. Так, например,благодаря этим стабилизаторам можно автоматически осуществить изменениеналоговых поступлений, выплаты социальных пособий и др. В качестве подобного стабилизатораможет быть прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог взависимости от дохода. С увеличением дохода прогрессивно увеличиваютсяналоговые ставки, которые утверждаются правительством заранее.
Фискальная (бюджетная) политика государстванаправлена в первую очередь на сглаживание экономических колебаний. При помощитолько этой политики государство не может выполнять свои функции без проведениясоответствующей финансово-кредитной политики, особенно в условиях глубокогоэкономического кризиса. Кроме того, за последнее десятилетие в развитых странахпредпочтение отдается финансово-кредитной политике.
Под финансово-кредитной политикой понимаетсяцеленаправленное управление государством банковским процентом, денежной массойи кредитами. В отличие от бюджетной, кредитно-денежная политика оказаласьобоюдоострым оружием, с помощью которого можно справиться и со спадомпроизводства, и с инфляцией. Суть этой политики состоит в том, что государствовоздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, — напотребительский и инвестиционный спрос.
Главную роль в реализации кредитно-денежнойполитики играет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зависимостиот сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможностивыдачи кредитов коммерческим банкам.
Центральный банк может воздействовать и припомощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие возможностикоммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот.
Государство может существенно влиять наэкономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг.При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появляются денежныесредства, что может стимулировать экономический рост. Если государство боретсяс инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым, уменьшая в оборотеденежную массу.
Как показала мировая практика, бюджетная икредитно-денежная политика должна проводиться государством совместно, исбалансировано, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять напредпринимательскую деятельность и экономику страны.
Научно-техническая политика. Ускорениенаучно-технического прогресса является важнейшим фактором подъема экономики ипревращения страны в мощное индустриальное государство. Так, выход Японии насамые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен впервую очередь тем, что эта страна в послевоенный период правильносориентировалась и стала целенаправленно проводить государственную политику,направленную на ускорение НТП.
Под единой научно-технической политикойгосударства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексноеразвитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.
Единая государственная научно-техническаяполитика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техникии всяческую поддержку государства в их развитии. В настоящее времяобщепризнанными приоритетными направлениями в развитии науки и техникиявляются: комплексная автоматизация производства, электронизация народногохозяйства, разработка новых материалов и технологий их производства,биотехнология, атомная электроэнергетика и др.
Выбор приоритетов в развитии науки и техникинеобходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала всвоем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностьюресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП,но и среди отраслей народного хозяйства. Известно, что такие отраслипромышленности, как машиностроение, химическая и электроэнергетика, являютсялокомотивами в ускорении НТП во всех отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасливсегда должны быть в центре внимания государства.
Для осуществления единой научно-техническойполитики государство использует целый ряд средств, основными из которых являются:достаточное и разумное финансирование сферы образования и академической науки;осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики;совершенствование системы оплаты труда научных работников; защита конкуренции;создание таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованыво внедрении всего нового и передового; активное участие в международномнаучно-техническом сотрудничестве и др.
Амортизационная политика. Она является составнойчастью общей научно-технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации,порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы ихарактер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основныхфондов. При разработке амортизационной политики государство должнопридерживаться следующих принципов:
1) переоценка основных фондов, особенно вусловиях инфляции, должна осуществляться своевременно;
2) нормы амортизации должны быть достаточными дляпростого и расширенного воспроизводства основных фондов;
3) амортизационные отчисления на предприятияхдолжны использоваться только исходя из их функционального назначения;
4) нормы амортизации должны быть дифференцированыв зависимости от функционального назначения основных фондов, а также с учетомсрока их морального и физического износа;
5) предприятия должны иметь возможность применятьускоренную амортизацию.
Амортизационная политика должна способствоватьобновлению основных фондов и ускорению НТП. Проводя правильную амортизационнуюполитику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточныесредства в виде амортизационных отчислений на простое и расширенноевоспроизводство основных фондов.
Инвестиционная политика. Важным рычагомвоздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны является инвестиционнаяполитика государства. С ее помощью государство непосредственно может воздействоватьна темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структурыобщественного производства и решение многих социальных проблем.
Существенный спад производства за 1991—1999 гг.,т. е. за период проведения реформ, в большей степени был обусловлен значительнымсокращением капитальных вложений в материальное производство. В условияхперехода к рыночной экономике основными задачами являются освобождение государстваот функции основного инвестора и создание таких условий, при которых частныйсектор в экономике был бы заинтересован в инвестиционной деятельности. Дляэтого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и еепредсказуемость в развитии.
В условиях инфляции, а, следовательно, и высокихставок процента банковского кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочныеи долгосрочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретическаязависимость объема инвестиций от величины ставки процента. Эта зависимостьгласит, что чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений инвестиций.
В общем плане государство может влиять наинвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: финансово-кредитнойи налоговой политики; предоставления самых различных льгот предприятиям, вкладывающиминвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства;амортизационной политики; создания благоприятных, условий для привлечения иностранныхинвестиций; научно-технической политики и др. При этом государство должновсегда помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит оттого, какую оно проводит инвестиционную политику.
Государственное предпринимательство. Одной изважнейших форм прямого вторжения государства в экономику является государственноепредпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности,которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием госпредприятийв производстве и сбыте товаров и услуг.
При этом государство выступает самостоятельнымсубъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурнуюперестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций,стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективностиэкономики.
Государственное предпринимательство являетсяпрямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особеннонеобходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляютинтерес для частного капитала, но их развитие определяет общие условиявоспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры(транспорт, связь, энергетика).
Но какова должна быть доля государственногосектора в экономике нашей страны? Это далеко не простой вопрос. До недавнего временистепень огосударствления в нашей стране была (по мировым меркам) чрезвычайновысокой, что негативно влияло на развитие экономики. В результате осуществленияреформ, в частности приватизации, доля государственного сектора стала заметноснижаться, но еще остается достаточно высокой. Поэтому процесс дальнейшегоосуществления приватизации для нашей страны является весьма актуальным.
Планирование и регулирование. Прогнозирование,планирование и регулирование являются важнейшими рычагами государства поуправлению экономикой страны. С переходом на рыночные отношения роль этихинструментов управления не снижается, а вот методы планирования существенноизменяются. На смену директивному планированию, когда каждому предприятиюустанавливались заранее заданная производственная программа и потребители,приходит так называемое индикативное планирование.
Сущность индикативного планирования заключается втом, что государство на основе детального анализа функционирования экономики запредшествующий период, исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов,устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпыроста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляциии безработицы, минимальный размер заработной платы, дефицит бюджета, ставкупроцента и др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояниеэкономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в плантакие величины макроэкономических показателей, которые в совокупности положительнобы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения.Индикативное планирование предусматривает не только разработку плановыхмакроэкономических показателей (индикаторов), но и способы их достижения, т. е.заранее предопределяется, какова будет фискальная, научно-техническая, финансово-кредитная,инвестиционная и социальная политика государства с целью достижениязапланированных индикаторов.
Государственное планирование должно бытьнепрерывным, что обеспечивается составлением краткосрочных, среднесрочных, долгосрочныхи перспективных планов.
Перспективное прогнозирование и планированиепозволяют выработать экономическую стратегию государства на ближайшие5—10-—15—20 лет и тем самым осуществлять ежегодное планирование с учетомреализации как годовых, так и перспективных планов. Наличие экономической и научно-техническойстратегии позволяет государству с меньшими ресурсами достигать намеченных целей,а, следовательно, непрерывно повышать эффективность общественного производства.
С планированием тесно связано регулирование.Регулирование осуществляется государством только в том случае, еслизапланированные экономические показатели в ходе их реализации не выполняются.
Во многих развитых странах планирование на уровнегосударства принимает форму разработки и реализации определенных программ.
Ценообразование. Это один из рычагов воздействиягосударства на экономику и предпринимательскую деятельность. Используя ценовуюполитику, государство тем самым воздействует на спрос и предложение, перераспределениедохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также наантимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государстванаправлении.
Государство должно проводить политику в областиценообразования с целью обеспечения его стабильности, что является основойборьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономики.
Известно, что в условиях рыночных отношений ценына большинство товаров свободные, т. е. они, складываются на рынке под воздействиемспроса и предложения. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости ценыи тарифы регулируются государством. Так делается практически во всех странахмира с развитой рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на которыерегулируются государством, незначительна, всего 10—15% общей товарной массы, ноэто имеет большое значение, прежде всего для поддержания минимальногопрожиточного уровня. Во многих странах, в том числе и в России, ценырегулируются государством и на продукцию предприятий-монополистов.
Административный контроль государства над ценамиспособствует устранению издержек рыночной экономики, особенно в тех случаях,когда экономические методы не могут дать желательного результата.
Существенное влияние на предпринимательскуюдеятельность государство может оказать через проведение соответствующей внешнеэкономическойи социальной политики.
При помощи внешнеэкономической деятельности(таможенных тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благоприятныеусловия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественныхпредпринимателей на мировой рынок, и других мер) государство может расширить своиэкспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительноесальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественнойпродукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а такжеполучить значительную выгоду от международного разделения труда, что, в своюочередь, является основой для стабилизации и подъема экономики России.
Структурная политика. В структурном плане нашаэкономика является гипертрофированной, это результат предшествующего развития,и изменение ее в сторону сбалансированности в развитии всех отраслей экономикии социальной направленности — также важнейшая задача государства.
Из этого всего можно сделать вывод, что угосударства имеются различные рычаги для вмешательства в предпринимательскуюдеятельность с целью стабилизации и подъема экономики, только правильно надоуметь ими пользоваться.
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЛАВА
2.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯМАЛОГО БИЗНЕСА, ОСОБЕННОСТИ ЕГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ЛЬГОТЫ ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Во всех экономически развитых странах малому исреднему бизнесу со стороны государства оказывается различная организационная ифинансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления вбюджет, эффективное функционирование экономики и, в конечном счете, высокийуровень жизни населения.
В мировой практике считается нормойгосударственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства.При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малымпредприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобыподдерживать их любой ценой, а в том, чтобы создать правовые и экономическиеусловия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.Во всех странах мира — в Европе, Японии, США, Азии и латиноамериканского континента— идет мощная волна поддержки и развития малых предприятий. Вся Европа и вособенности страны с переходной экономикой (Восточная Европа) сделали акцент нарасширении своего участия в государственной поддержке малого бизнеса.
Что касается России, то с 1 января 2008 г. вступил в силу новыйзакон о поддержке малого и среднего предпринимательства в России.[1]
24 июля 2007 г. Президент РФ подписал Федеральный закон N 209-ФЗ«О развитии малого и среднего предпринимательства в РоссийскойФедерации» (далее — Закон 2007 г.).
Действовавший в этой сфере ранее Федеральный закон от 14 июня 1995г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства вРоссийской Федерации» (далее — Закон 1995 г.) предусматривал определенныельготы и привилегии в сфере малого предпринимательства. Например, еслиизменения налогового законодательства были невыгодны для предпринимателя, онмог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону,который действовал на момент создания компании. Такой мораторий надежно защищалмалый бизнес от повышенных ставок единого налога на вмененный доход, введенияналога на добавленную стоимость для частных предпринимателей и другихсложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать эту оговоркузакона, но Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на обязательность ееприменения. Кроме того, Закон 1995 г. давал малым предприятиям право наускоренную амортизацию — они могли применять двойные нормы, а такжедополнительно списывать до 50% первоначальной стоимости основных фондов какамортизационные отчисления.
Названные льготы с 2005 г. в основном были отменены, продолжаетдействовать лишь мораторий. Например, если компания зарегистрирована 30 декабря2005 г., то она может применять действовавшее на тот момент налоговоезаконодательство до 2009 г. (хотя отстаивать это право ей, скорее всего,придется в суде).
Закон 2007 г. определяет, на какую поддержку в дальнейшем стоитрассчитывать предпринимателям малого и среднего масштаба.
Принципы поддержки:
В статье 6 Закона 2007 г. названы основные принципыгосударственной политики в области развития малого и среднегопредпринимательства в Российской Федерации, в частности:
— обеспечение равного доступа субъектов к участию всоответствующих программах поддержки;
— разграничение полномочий различных уровней власти;
— участие представителей малого и среднего бизнеса в формированиии реализации государственной политики в области развития малого и среднегопредпринимательства, экспертизе законопроектов.
Для реализации поставленных задач в ст. 7 Закона 2007 г.предусматриваются следующие меры:
— введение специальных налоговых режимов, упрощение правил веденияналогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговыхдеклараций по отдельным налогам и сборам;
— установление льготного порядка приватизации государственного имуниципального имущества;
— специальные формы участия в процедурах размещения заказов напоставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.
Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестрысубъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки(ст. 8 Закона 2007 г.). Порядок ведения реестров устанавливается ПравительствомРФ.
Конкретные льготы в Законе 2007 г. не указаны. Их планируетсявключать в программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства,которые на основании данного закона будут приниматься органами власти всехуровней. В числе форм поддержки Закон 2007 г. предусматривает финансовую, имущественную,информационную, консультационную помощь, содействие в области подготовки,переподготовки и повышения квалификации работников, особые условия длясубъектов, действующих в отдельных отраслях, в том числе в области инноваций ипромышленного производства, и др. Возможные виды поддержки названы в отдельныхстатьях Закона 2007 г.
В статье 14 Закона 2007 г. установлен заявительный порядокобращения субъектов за оказанием поддержки на местах. Однако она не может бытьоказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являютсякредитными или страховыми организациями (за исключением потребительскихкооперативов); инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам;профессиональным участникам рынка ценных бумаг; ломбардам; участникам соглашенийо разделе продукции; лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность всфере игорного бизнеса; нерезидентам по валютному законодательству (заисключением случаев, предусмотренных международными договорами РоссийскойФедерации).
Согласно ст. 17 Закона 2007 г. финансовая поддержка субъектаммалого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуруподдержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путемпредоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальныхгарантий по обязательствам этих организаций. Финансовая поддержка неоказывается тем, кто осуществляет производство и реализацию подакцизныхтоваров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых (за исключениемобщераспространенных).
Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона 2007 г.),которая может выражаться в передаче во владение и (или) в пользованиегосударственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков,зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин,механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов навозмездной либо безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанноеимущество должно использоваться по целевому назначению и не может бытьпереуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.
Кроме того, в Законе 2007 г. названы формы информационной,консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготныхсубсидий, кредитов, создание информационной инфраструктуры и консультационныхцентров и т.д.
Особенности налогообложения и льготы для малыхпредприятий.
К особенностям налогообложения малых предприятийможно отнести и то, что они могут применять различные системы налогообложения.
Субъекты малого предпринимательства в зависимостиот применения системы налогообложения разделены на пять категорий.
Первая категория малых предприятий использует обычныйбухгалтерский учет, и расчеты с бюджетом осуществляет аналогично средним икрупным предприятиям, применяя при этом некоторые налоговые льготы.
Вторая категория — юридические лица, ведущие упрощенныйбухгалтерский учет и уплачивающие единый налог.
Третья категория (с 01.01.1999 г.) — субъекты малогопредпринимательства, осуществляющие деятельность в сферах налично-денежногооборота, — обязаны вести расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененныйдоход.
Четвертая категория (с 01.01.2004 г.) —субъекты малого предпринимательства, функционирующие в различных сферахдеятельности, могут использовать одновременно упрощенную систему налогообложенияи систему по единому налогу на вмененный доход.
Пятая категория (01.01.2004 г.) — малыесельскохозяйственные предприятия, использующие систему единогосельскохозяйственного налога.
По сути, все системы налогообложения субъектовмалого предпринимательства, кроме обычной, являются льготными.
Для малых предприятий имеются существенные льготыв области исчисления амортизационных отчислений. Для всех малых предприятий вэтой области имеются льготы следующего характера:
• осуществлять ускоренную амортизацию скоэффициентом, равным 2;
• в первый год эксплуатации новой техники смомента ее ввода в эксплуатацию имеют право списать на себестоимость продукциидо 50% от первоначальной ее стоимости как амортизационные отчисления. Наиспользование этих льгот в области амортизационных отчислений имеются следующиеограничения:
1) срок службы основных производственных фондов(машин и оборудования) должен превышать три года;
2) малые предприятия не должны прекращать своюдеятельность в течение одного года с момента ввода в эксплуатацию тогооборудования, по которому списывается на себестоимость до 50% его стоимости.
• налог на добавленную стоимость уплачиваетсяодин раз в квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным;
• малые предприятия освобождаются от уплатыналога на прибыль в течение квартала;
• в течение четырех лет с момента создания малогопредприятия его налогообложение не может ухудшаться.
Малым предприятиям, производящим иперерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления,медицинские препараты и лекарства, занимающимся строительством и ремонтомобъектов жилищного, производственного, социального и природоохранногоназначения, предоставляются дополнительные льготы:
• в первые два года они освобождаются от налогана прибыль при условии, что доля этой продукции составляет не менее 70% общегообъема реализации;
• в третий и четвертый годы работы они платятналог на прибыль по пониженным ставкам: в третий год — по ставке 25%, вчетвертый — 50% ставки налога на прибыль при условии, что доля льготируемойпродукции составляет не менее 90% в общем объеме реализации.
При использовании льгот в области ускореннойамортизации малые предприятия имеют возможность в первый год приобретения иэксплуатации новой техники сроком службы более трех лет списать насебестоимость значительную часть ее стоимости и тем самым ускорить процессобновления активной части основных производственных фондов.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, чтоотечественные малые предприятия все же имеют определенные налоговые и другиельготы, что положительно влияет на процесс развития малого бизнеса в нашейстране, но этого явно недостаточно. Необходима более ощутимая и действеннаяподдержка в развитии малого бизнеса со стороны государства.
В экономической литературе предлагается критерийдля определения оценки эффективности государственной и региональной поддержкималого предпринимательства, который равен частному от деления доли малыхпредприятий в ВВП страны (региона) к доле расходов на поддержку малого предпринимательствав соответствующем бюджете. Согласно этому критерию эффективная государственнаяподдержка будет возрастать только в том случае, если с увеличением долисредств, выделяемых из бюджета на поддержку малого предпринимательства, егодоля в создании ВВП будет возрастать в большей мере. А если доля выделяемыхсредств из бюджета будет снижаться? Однозначный ответ на этот вопросотсутствует, что свидетельствует об уязвимости этого критерия.
На наш взгляд, оценка эффективностифункционирования малого предпринимательства вообще и государственной поддержкив частности может быть определена на основе сопоставления ДВВП и AN, где ДВВП — прирост долиВВП, созданной за счет развития малого предпринимательства; AN — прирост доли численностиработающих в малом предпринимательстве в общей численности занятых в экономике.
Если Δ ВВП > Δ N то повышаетсяэффективность функционирования малого бизнеса, если Δ ВВП
Развитие малого предпринимательства самымсущественным образом влияет на важнейшие экономические показатели как намакро-, так и на региональном уровне. Плановую долю ВВП, созданного малымбизнесом в целом по Российской Федерации или отдельному региону, можноопределить по формуле:
dпд = dотч * (Тмб / Тх)
где dпд — плановая доля ВВП, созданная малымпредпринимательством;
dотч — доля ВВП, созданная малым бизнесом заотчетный период;
Тмб — темп роста выпуска продукции (работ, услуг)малым бизнесом
в плановом периоде в целом по РоссийскойФедерации или региону;
Тх —темп роста выпуска продукции (работ, услуг) вцелом по Российской
Федерации или региону в плановом периоде.
Индекс производительности труда в малом бизнесе в целом по РоссийскойФедерации или отдельному региону за отчетный или плановый период можноопределить по формуле:
Тпт = Тв / Тч
где Тпт — темп роста производительности труда вмалом бизнесе за отчетный или плановый период;
Тв — темп роста выпуска продукции (работ, услуг)в малом бизнесе за отчетный или плановый период;
Тч — темп роста численности работников, занятых вмалом бизнесе за отчетный или плановый период.
На основе данных критериев можно с достаточнойточностью судить о правильности проводимой государственной или региональнойполитики в области развития малого бизнеса.
2.2 МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА ВТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Правовое регулирование развития малого и среднегопредпринимательства в Томской области осуществляется в соответствии сКонституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О развитии малогои среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствиис ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом(Основным Законом) Томской области, настоящим Законом и иными нормативными правовымиактами Томской области и нормативными правовыми актами органов местногосамоуправления муниципальных образований Томской области.
Закон Томской области “О развитии малого и среднегопредпринимательства в Томской области”:[2]
В Ст.3 установлены цели, основные принципы,задачи реализации полномочий органов государственной власти и органов местногосамоуправления муниципальных образований Томской области в сфере развитиямалого и среднего предпринимательства.
1. Реализация полномочий органов государственнойвласти и органов местного самоуправления муниципальных образований Томскойобласти в сфере развития малого и среднего предпринимательства выражается вустановлении в пределах своей компетенции правовых, политических,экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных,организационных и иных мер, направленных на достижение целей, и с учетомпринципов, установленных Федеральным законом, а также целей и принципов,определенных настоящим Законом.
2. Целью реализации полномочий органовгосударственной власти и органов местного самоуправления муниципальныхобразований Томской области в сфере развития малого и среднегопредпринимательства является высокий уровень развития предпринимательствасогласно Стратегии развития Томской области.
3. Задачами при достижении цели в ходе реализацииполномочий органов государственной власти и органов местного самоуправлениямуниципальных образований Томской области в сфере развития малого и среднегопредпринимательства являются:
1) поддержка субъектов малого и среднегопредпринимательства на стадии их формирования и первоначального развития;
2) обеспечение комплексной поддержки субъектовмалого и среднего предпринимательства;
3) формирование позитивного образапредпринимательской деятельности.
4. Основными принципами реализации полномочийорганов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальныхобразований Томской области в сфере развития малого и среднегопредпринимательства являются:
1) приоритетность развития малого и среднегопредпринимательства при реализации социально-экономического развития Томскойобласти;
2) соответствие форм поддержки субъектов малого исреднего предпринимательства потребностям социально-экономического развитияТомской области;
3) доступность и полнота информации о содержанииконкретных форм государственной поддержки малого и среднегопредпринимательства;
4) непрерывность мониторинга состояния малого исреднего предпринимательства.
5. Показателями эффективности реализацииполномочий органов государственной власти Томской области в сфере развитиямалого и среднего предпринимательства являются:
1) прирост количества субъектов малого и среднегопредпринимательства в год;
2) увеличение доли производимых субъектами малогои среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валовогорегионального продукта Томской области;
3) увеличение доли занятых (среднесписочнойчисленности работников, без внешних совместителей) в малом и среднемпредпринимательстве от общей численности занятых (среднесписочной численностиработников, без внешних совместителей) в экономике;
4) увеличение доли оборота субъектов малого исреднего предпринимательства в общем обороте организаций;
5) увеличение объемов инвестиций в основнойкапитал (основные средства) субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) увеличение доли субъектов малого и среднегопредпринимательства в сфере инноваций и наукоемкого производства в общемколичестве субъектов малого и среднего предпринимательства;
7) увеличение налоговых поступлений в областнойбюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) иные показатели, определенные федеральнымзаконодательством.
Показатели для оценки эффективности деятельностиорганов местного самоуправления муниципальных образований Томской области всфере развития малого и среднего предпринимательства определяются федеральнымзаконодательством.
На территории Томской области действует системаподдержки и развития малого и среднего предпринимательства, согласно Ст.4, её участникамиявляются:
1) Государственная Дума Томской области;
2) Департамент развития предпринимательства иреального сектора экономики Томской области, иные исполнительные органыгосударственной власти Томской области, а также органы местного самоуправленияТомской области;
3) координационные или совещательные органы вобласти развития малого и среднего предпринимательства;
4) торгово-промышленные палаты, некоммерческиеорганизации, общественные объединения, выражающие интересы субъектов малого исреднего предпринимательства;
5) иные организации, образующие инфраструктуруподдержки субъектов малого и среднего предпринимательства.Формы государственнойподдержки малого бизнеса в Томской области:[3]
— субсидирование части процентной ставки по банковскимкредитам;
— субсидирование части затрат по договорам лизинга;
— субсидирование части размера платы за технологическоеприсоединение;
— субсидирование части затрат по договорам франчайзинга (правоиспользования торговой марки);
— предоставление субсидий победителям конкурса предпринимательскихпроектов «Бизнес-старт»;
— предоставление субсидий на поддержку субъектов малогопредпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги),предназначенные для экспорта;
— конкурс инновационных проектов.● Субсидирование части процентной ставки побанковским кредитам, затрат по договорам лизинга и франчайзинга, а такжесубсидирование части размера платы за технологическое присоединение:
Получатели государственнойподдержки: субъекты инвестиционной деятельности.
Объем поддержки:
— субсидия процентной ставки в размере 8 % годовых, но не более2,5 млн. руб. в год;
— субсидия в размере 50 % от платы за технологическоеприсоединение к электрическим сетям.
Приоритетные направленияподдержки:
— по проекту осуществляется внедренческая или инновационнаядеятельность;
— по проекту создается или технически перевооружается собственноепроизводство;
— по проекту осуществляется микрокредитование субъектов малогопредпринимательства.
Критерии оценки проектов:
— соответствующие приоритетам социально-экономического развитияТомской области;
— имеющие более высокий уровень налоговых и иных поступлений вконсолидированный бюджет Томской области (в расчете на каждый рубльпредоставленных субсидий);
— имеющие меньший срок окупаемости;
— имеющие большую социальную значимость (создание дополнительныхрабочих мест, средняя заработная плата).● Предоставление субсидий на поддержкусубъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары(работы, услуги), предназначенные для экспорта:
Субсидирование затрат субъектов малого предпринимательства(СМП), связанных с: Размер субсидии (от произведенных СМП затрат) Оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия 50 % Участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (за исключением проезда, найма жилья и питания) 2/3 Регистрацией и (или) правовой охраной за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг) 2/3 Оплатой услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта (далее — услуг по разработке средств индивидуализации) 50 %
Получатели государственнойподдержки: Субъекты малого предпринимательства (СМП).
Приоритеты поддержки:экспортно-ориентированные СМП.
Требования к СМП, претендующиена получение субсидий:
— исполнение и оплата договоров, подлежащих субсидированию;
— отсутствие задолженности налогоплательщика по уплате налогов,сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций;
— своевременная выплата заработной платы работникам предприятия,размер которой должен быть не менее утвержденного прожиточного минимума.
2.3ПРИМЕРЫ ПО РАСЧЁТУ УПРОЩЁННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (УСН) ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
При расчете единого налога (в него входят: налог на прибыль, НДС,налог с продаж, налог на имущество организаций и ЕСН) (объект «доходы завычетом расходов») следует иметь в виду, что если сумма налога, исчисленная сразницы между доходами и расходами по ставке 15%, меньше, чем 1% от суммыдохода, то исчисляется сумма минимального налога в размере 1% от суммы дохода.
Налоговые ставки по УСН:
1. В случае если объектом налогообложения являются доходы,налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
2. В случае если объектом налогообложения являются доходы,уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15процентов.
Пример № 1: По итогам 6 месяцев 2006 г. ООО “Сигма” получилодоходы в сумме 280 000 руб., а расходы составили – 260 000 руб. Сумманалога за налоговый период составит:
УСН= (Д — Р) * Нст
Нст — налоговая ставка
(280 000 руб. -260 000 руб.) * 15% = 1 500 руб.
Сумма минимального налога составит:
280 000 руб. * 1% [4]= 2 800 руб.
Учитывая, что сумма исчисленного за 6 месяцев 2006 г. в общемпорядке единого налога оказалась меньше суммы исчисленного за этот же периодминимального налога, ООО “Сигма” уплачивает сумму минимального налога – 2 800руб.
Пример № 2: ООО “Консумер” по итогам налогового периода 2005 г.получены доходы в сумме 500 000 руб., а расходы составили 570 000 руб. Такимобразом, по итогам данного налогового периода ООО “Консумер” получены убытки всумме 70 000 руб. Налоговая база для исчисления налога в данном случаеотсутствует. В этой связи по итогам налогового периода 2005 г. необходимоисчислить и уплатить минимальный налог в сумме:
500 000 руб. * 1% = 5 000 руб.
Эта сумма включается в расходы в следующие налоговые периоды либоувеличивает сумму убытка, который может быть перенесён на будущее вустановленном порядке.
Пример №3: Налогооблагаемые доходы ООО “Иванов П.С.” в 2006 г.составили 1 000 000 руб. Расходы, учитываемые для целей налогообложения,составили 75 0000 руб. Взносы в пенсионный фонд – 20 000 руб., а выплаты повременной нетрудоспособности – 15 000 руб.
Расчёт рентабельности показал её уровень между 20 и 40%:
((1 000 000 – 75 0000) / 75 0000) * 100% = 33,3 %.
Теперь необходимо произвести расчёт размера налоговых выплат. Еслиобъект обложения – доходы, то единый налог будет исчисляться по формуле:
НР= Д * 6% — ПВНТ[5] (если суммастраховых взносов на обязательное пенсионное страхование не превышает 50% суммыначисленного единого налога)
или
НР= Д * 6% (если сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхованиепревышает 50% суммы начисленного единого налога)
НР – налоговые расходы;
Д – доходы, учитываемые в целях налогообложения;
ПВНТ – пособия по временной нетрудоспособности.
НР = 1 000 000 * 6% = 60 000 руб.
Сумма взносов в ПФР исчисляться по формуле:
НР= Д * 3% + ПФ – ПВНТ[6]
ПФ – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
НР = 1 000 000 * 3% + 20 000 – 15 000 = 35 000 руб.
35 000 руб., более 50% расчётной суммы налога. Следовательно,вычет составляет:
НР = 1 000 000 * 3% = 30 000 руб. (50% от налога).
Итого сумма налога – 30 000 руб. (3% от доходов).
Если объект обложения – доходы, уменьшенные на величину расходов,то единый налог по ставке 15% составляет 45 000 руб. (4,5% от доходов).
Следовательно, в качестве объекта обложения выгодно применятьдоходы.
Применение упрощенной системы налогообложения весьма выгодно длясубъектов малого предпринимательства. Единый налог, уплачиваемый в связи сприменением упрощенной системы налогообложения, заменяет налог на прибыль,налог на добавленную стоимость, на имущество организации для юридических лиц, иналог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, единыйсоциальный налог для индивидуальных предпринимателей. Расчет единого налога,подлежащего уплате в бюджет прост и понятен. Трудности вызывает лишь расчет налоговойбазы при объекте налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величинурасходов. В этом вопросе налогоплательщикам единого налога может помочь рядпособий по расчету налога, Налоговый Кодекс и консультации сотрудниковналоговой инспекции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость государственного регулированияэкономики сейчас мало кем оспаривается. Мировой опыт свидетельствует о том, чтогосударство и бизнес сосуществуют, дополняя друг друга. Постоянно идет поископтимального соотношения сил государства и бизнеса.
Современное управление экономикой основано наконцепции активного участия в нем государства не только какгосударства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующегомеханизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике,его субъекта.
В экономике разных стран вмешательствогосударства в управление ею подвижно, процессы усиления государственногорегулирования сменяются дерегулированием в зависимости от степени вмешательствагосударства.
Формы и методы государственного регулированияразличаются в разных странах и в пределах одной страны в зависимости отсостояния экономики: стабильно развивающаяся рыночная; переходная от однойсистемы хозяйствования к другой, развивающаяся в чрезвычайных ситуациях и др.
В переходные периоды, как показывает практика,государственное регулирование усиливается, для этого есть объективные причины.Однако к настоящему времени государственное регулирование в России в полноймере еще не сложилось. Есть отдельные законы и постановления Правительства РФпо регулированию некоторых сфер экономики (например: Федеральный закон «О государственнойподдержке малого предпринимательства в Российской Федерации»), но утвержденная научнообоснованная стратегическая программа государственного регулированияотсутствует, нет кодекса по государственному регулированию. Что касаетсяТомской области, то здесь только начинает развиваться поддержка малого исреднего бизнеса (разработан Закон Томской области “о развитии малого и среднегопредпринимательства в Томской области”).
Экономика любого государства не может нормальноразвиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса.
С переходом нашей страны на рыночные отношениястал развиваться и малый бизнес, роль которого в экономическом и социальномплане с каждым годом возрастает, несмотря на то, что он находится в стадиистановления, и в этом плане мы существенно отстаем от развитых стран, мира.
Основной причиной такого положения являютсянедостаточный период и отсутствие надлежащей поддержки в развитии малогобизнеса со стороны государства. Все затраты, связанные с поддержкой развитиямалого бизнеса, очень быстро окупаются. К сожалению, это обстоятельство многиеруководители на государственном и региональном уровне недооценивают, как и недооцениваютвообще роль малого бизнеса в экономике страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральныйзакон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднегопредпринимательства в Российской Федерации”.
2.Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержкемалого предпринимательства в Российской Федерации»
3. Закон Томскойобласти от26.11.2008 г.№ 249-ОЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области”.
4. БабашкинаA.M. Государственноерегулирование национальной экономики: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 480 с: ил.
5. ЛексипВ.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственногорегулирования территориального развития. — М.: УРСС, 2000.
6. Налоги иналогообложение: учебник / А.А. Вазим. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007.-378 с.
7.Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. В.А. Шульгк. — М.: Изд-воРоссийской экономической академии, 2002.
8. Официальныйсайт Администрации Томской области (http://tomsk.gov.ru/ru/).
9. Сайт малогои среднего бизнеса в Томской области (http://mb.tomsk.ru/).
10. СистемаГАРАНТ. Энциклопедия российского законодательства.
11. Экономикаорганизаций (предприятий): учеб. / под ред. И. В. Сергеева.- 3-е изд., перераб.и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.-560 с.