Спекулятивные теории фитнесса

Этаинформация поможет вам дать отпор попыткам провести вас с помощью трюков иуловок из арсенала армии авантюристов и пройдох, «радеющих о вашемздоровье». Многие производители полагаются на неосведомленностьпотребителей и выдают желаемое за действительное.
ЭлизабетНипорент (Elizabeth Neporent), консультант по организации спортивных иоздоровительных мероприятий, президент компании Frontline Fitness в Нью-Йорке.
Ваммогут предложить «низкокалорийные продукты», которые на самом делесодержат достаточное количество жиров, или какие-нибудь эксклюзивныечудодейственные приспособления, которые совершенно бесполезны. Многиепроизводители слишком часто выдают желаемое за действительное, полагаясь нанаивность и неосведомленность потребителей. Надеемся, информация этой статьипоможет вам преодолеть свое невежество и дать достойный отпор попыткам провестивас с помощью дешевых трюков и уловок.
Эластичные пояса и шорты для похудения
Самымраспространенным мифом во всей истории фитнесса является утверждение, что спомощью специальных эластичных поясов можно избавиться от дряблости кожи илишних килограммов веса. Для этого нужно якобы либо только носить их, либовыполнять в них упражнения. Одна компания продала 15 миллионов таких толстыхнеопреновых поясов, которые, как сказано в ее каталоге, «плавятнежелательные жировые отложения». (В ассортименте также шорты из такогоматериала и облегающее трико до колена). Неопрен, стискивающий ваше тело, влучшем случае выпарит из вашего организма воду, объем которой, кстати,восполнится сразу же, как только вы выпьете воду, сок, чай или любую другуюжидкость.
Псевдонаука
«Научнодоказано» — если речь идет о фитнессе, эту фразу надо трактовать следующимобразом: «Это так, потому что это говорим Мы!».
Когдав беседе с представителем компании-производителя описанных выше резиновыхпоясов мы подвергли сомнению состоятельность заверений в эффективности этойпродукции, он очень эмоционально ответил: «Мы имеем результаты медицинскихисследований, подтверждающих этот факт». По нашей просьбе он позволил намвоочию убедиться в наличии подобных доказательств, суть которых сводилась лишьк одному выводу: «Результаты воздействия изделия на область талии или бедерпрактически одинаковы». Женщины, которые в рамках этого исследования,парились в шортах из неопрена по 10 часов в день в течение 4 месяцев,действительно потеряли какое-то количество килограммов, однако автор научногоэксперимента не связывает этот факт непосредственно с указанными изделиями идля достижения эффективных результатов рекомендует, помимо ношения шортов,придерживаться строгой диеты и заниматься физическими упражнениями.
Внекоторых случаях слово «Доказано» вовсе не означает, что кто-либо действительнопытался что-либо доказать. К страничке с рекламой протеинового коктейля,обеспечивающего фантастические результаты в плане потери веса и развитиимышечной массы, прилагается целый список сносок о научных изысканиях в этойобласти. Когда же мы отправились в библиотеку с целью более подробногознакомства с этими трактатами, выяснилось, что журналы прекратили публикации наэту тему еще несколько лет назад либо эти публикации были столь малоизвестнымии редкими, что во всей городской публичной библиотеке Нью-Йорка их не смоглинайти.
Непререкаемые авторитеты
«Яподдерживаю продукты, которые ломаного гроша не стоят», — откровеннопризнался нам спортсмен мирового класса. Он рекламировал велосипедные шортытакого низкого качества, что они едва выдерживали несколько непродолжительныхпоездок. «Я надеваю их на гонки раз в месяц, для тренировок же предпочитаюлюбую другую одежду». Аналогичным образом многие известные велосипедистырекламируют модели велосипедов, которыми сами никогда не пользуются. На майкеучастников состязаний красуется название одной марки, а крутят они педаливелосипеда совершенно другого производителя.
Мывовсе не хотим, чтобы у вас сложилось впечатление, будто доверять нельзяабсолютно никому — просто поддержка того или иного продукта весьмаавторитетным, по общему мнению, лицом еще не является гарантией истинновысокого качества. Несмотря на респектабельный вид, знаменитости, занимающиесярекламой, тоже иногда нуждаются в деньгах, и потому позволяют спекулироватьсвоим именем на упаковках низкопробных товаров.
Есливы обратитесь к здравому смыслу, то поймете, что все эти люди получают деньги,и не малые — некоторые гонорары составляют миллионы долларов. А если учесть,что карьера спортсменов и звезд шоу-бизнеса длится, как правило, недолго, ихнеразборчивость и беспринципность легко объяснить. Пока же они в зените славы,их имена приносят неплохие дивиденды. «Существует масса способовзаработать на своем имени, — поделился с нами один из спортсменов. — И яявляюсь всего лишь небольшим винтиком в огромном и хорошо отлаженном механизме.Я не стану отрицать, что зарабатываю себе на жизнь. Если люди достаточно глупы,чтобы покупать это барахло, это не моя проблема».
Фальшивые кумиры
Индустрияздоровья печально известна большим числом жуликов и мошенников. Поэтому недоверяйте слепо людям, именующим себя «всемирно признаннымиэкспертами», и не стесняйтесь попросить предъявить сертификат или диплом,выданный соответствующей организацией. Некоторые «специалисты» могутпоказать вам какой-нибудь уникальный значок с надписью «Персональныйтренер страны» или «Тренер звезд». В таком случае можете взять уних автограф, но не вздумайте заключать никаких контрактов.
У всех на устах
Производителямнередко удается успешно манипулировать потребителями с помощью жаргона. Иногдаони злоупотребляют словечками, которые на самом деле лишены какого-либо смысла.Иногда термины с определенным значением используются вне контекста. Непозволяйте обманывать себя расхожими фразами и терминами, примеры которыхприведены в следующих разделах.
Целлюлит
Сотнипроизводителей готовы спасти нас от этой напасти — сморщенного жира наягодицах, бедрах и боках многих женщин и некоторых мужчин. К вашим услугамвсевозможные скрабы, кремы, диеты, комплексы упражнений, пудры, компрессы,пояса, растворяющие эти ненавистные медузообразные наплывы. Эти продукты«используются европейскими салонами красоты в течение несколькихвеков» — и ни один из них не приносит желаемых результатов. Если ужподходить с научной точки зрения, целлюлита и не существует. Это маркетинговоеопределение простого застаревшего слоя жира в различных местах вашего тела.Эффект ряби вызван сетью тончайших волокон тканей мышц, соединяющих мышцы скожей и разделяющих жир на небольшие ромбики, в результате чего ваша кожа выглядитподобно стеганному одеялу. Таким образом бороться с этим неприятным явлениемследует тем же способом, каким вы боретесь с жиром, — с помощью здоровой диетыи физических упражнений. Кстати, не исключено что вы так и не избавитесьникогда от этой ряби, поскольку ее происхождение может объясняться генетическимфактором.
Сжигание жиров
Значениеэтого термина наполняется все новым и новым содержанием. Взять хотя бывидеоленту «Комплекс упражнений для сжигания жира». На самом делеречь идет о силовых упражнениях. При этом вас уверяют, что вы будете таятьпросто на глазах. Естественно, вы теряете некоторое количество калорий, когдаподнимаете вес, однако не больше, чем при любых других упражнениях. Название жепрограммы подразумевает аэробные упражнения, поскольку именно они, а не силовойкомплекс, в большей степени способствуют потере веса. Одна серьезнаядама-маркетолог объяснила склонность к более широкой трактовке этого терминаследующим образом: «Цель бизнеса (и в частности сбыта) — превратить вкапитал любое существующее направление фитнесса».
Сегодня«сжигают жир» не только тренажеры и комплексы упражнений, но ивсевозможные пудры, таблетки и другие так называемые продукты здоровогопитания. «Чистый сжигатель жира — революционный прорыв в спортивной диетологии!»,— гласит этикетка на одной из бутылочек диетических пилюль. Понимать надо так:чем больше вы их глотаете, тем худее становитесь. Таким же чудодейственнымдействием, по убеждению многих, обладают и грейпфруты, и острый красный перец.
Только (…) минут в день!
Когдавы слышите эти, безусловно, вдохновляющие слова, задайте себе два вопроса:«Минут чего?» и «Сколько именно минут?» Одно рекламноеобъявление касалось тренажера для наездников, в котором также присутствовалаэта фраза, однако никто не уточнял, какую именно пользу можно извлечь за этисамые минуты. Под тем же лозунгом рекламировался некий «5-минутныйформирователь тела». Это приспособление должно обеспечить стройность вашейталии. И действительно, с его помощью можно выполнять соответствующиеупражнения для брюшного пресса, только в инструкции к этому устройствусообщалось, что для эффективных результатов, его необходимо использовать по 20минут в день.
Когдав 1984 году Федеральная комиссия по торговле США (Federal Trade Commission) ввелалимит на общее количество времени трансляции коммерческих программ, онавыпустила тем самым джина из бутылки. Реклама стала принимать скрытые формы.Если речь идет о продуктах фитнесса, то, помимо целого блока во время30-минутного эфира коммерческого вещания, она маскируется еще и подвсевозможные ток-шоу. Содержание и сценарий таких программ стандартны —восторженные восклицания, бесстыдная ложь, отзывы авторитетных заморскихэкспертов и другая чушь, завершаемая пресловутым «Научно подтверждено».Цель таких мероприятий банальна — заставить вас раскошелиться.
Преждечем вы выбросите деньги на очередной революционный тренажер, баночку таблеток,пудру или программу, мы хотим, чтобы вы уяснили несколько моментов.Приглашенные в телестудию люди — ничем с виду непримечательные, но почему-топриходящие в неистовый восторг при одном упоминании какого-либо изперечисленных выше предметов, — это просто подсадные утки, т.е. им платят.Часто, когда они дают самые лестные характеристики тому или иному продукту, онине имеют о нем ни малейшего представления или первый раз держат в руках. Однаженщина взахлеб расхваливала видеопрограмму с упражнениями, которую даже невидела. «Я просто хотела попасть на телевидение», — честно призналасьона. В ответ на наше возмущение подобными фактами ведущий шоу, рекламировавшегоприспособления для укрепления мышц живота, заявил: «Но ведь люди, которыесидят в зале, настоящие!»
Мыне считаем преступным подобный энтузиазм и популяризацию продуктов фитнесса — вконце концов, речь идет не о продаже несуществующих островов. Однако, кбольшому сожалению, множество из рекламируемых вещей не принесет вам никакойпользы. И часто в таких программах слишком много откровенной лжи. Если вампредлагают поспешить с покупкой какого-либо товара, поскольку он продаетсятолько до определенного дня, знайте, что дела с его сбытом обстоят неважно.Если товар расхватывается как горячие пирожки, он не исчезнет ни по какойпричине, уж поверьте.
Лживые этикетки и упаковки
Покаадминистративные органы, в чьем ведении находятся продовольствие и медицинскиепрепараты, привлекает к ответственности и штрафует одних нечестныхпроизводителей и продюсеров рекламы, вокруг появляется множество других, неменее изобретательных по части надувательства потребителей. Так, официальныедокументы допускают расхождение в количестве калорий, указанном на упаковкепродуктов, и их фактическим содержанием, в 25 процентов. В результате этоправило истолковывается рекламой как официальное разрешение преувеличитьдостоинства своих продуктов ровно на 25%. Журнал New York разоблачил всознательном завышении содержания калорий производителей сдобы и другихпродуктов для сладкоежек. Большая часть из подвергнутых тестированию продуктовсодержала калорий ровно на 25% больше, чем было указано на их упаковках. Аколичество жиров и калорий некоторых продуктов превышало цифры, фигурировавшиена упаковке, в 4 раза.
Мнимые консультанты центров диетологии
Существуетнесколько причин избегать различные продукты и пищевые добавки для похудения,включая дороговизну, недостоверность информации на упаковке и тот факт, что 90процентов людей достигают заветной цели сбросить 10-15 кг только к концу 3-гогода приема этих препаратов. Главная же причина в том, что распространениемподобной продукции занимаются, как правило, люди, далекие от диетологии илимедицины. С таким же успехом вы могли бы надеть белый халат и предложить им,например, удалить аппендицит.
Практикаподобных диетологических центров полна драматических примеров как трагическогохарактера (чрезмерная потеря веса без медицинского контроля может в рядеслучаев привести к смертельному исходу), так и комического. Одну изанекдотических историй описала Лаура Фрейзер (Laura Fraser) в своей книгеLoosing It (Dutton, 1997). Заметив, что на протяжении последнего года постоянноприбавляет в весе, обеспокоенная Лаура отправилась в один из усиленнорекламировавшихся и популярных коммерческих центров, якобы успешносправлявшихся с подобными проблемами. Во время первой консультации ее вес (взимней куртке, ботинках на толстой подошве, с плейером, книгой, бумажником иключами) составил 82,5 кг. Консультант ввел при ней какие-то цифры в компьютери сообщил Лауре, что ее идеальный вес должен быть в пределах между 60 и 66,5кг. Когда девушка попыталась заметить, что ее цель значительно скромнее (72кг), поскольку одно время испытывала серьезные проблемы с пищеварительнойсистемой, консультант категорически заявил, что это нездоровый вес, не вникаяни в какие подробности.
Съевсодержимое какого-то пакетика за 92,98 долларов, через неделю Лаура явилась на«контрольное взвешивание». На этот раз ее уже попросили снять туфли исвитер, прежде чем стать на весы. Весы показали 75,5 кг. «Вы потеряли …7килограммов! — поздравил ее консультант и радостно добавил — Это новый рекорднашего центра». Придя домой, Лаура надела свою зимнюю куртку, ботинки ивзяла все те вещи, с которыми она приходила на первую консультацию. Весыпоказали на 5,5 кг больше, чем во время консультации… Она позвонила знакомомуврачу, специализировавшемуся на проблемах ожирения, который сообщил ей, чтопотерять 7 кг за неделю можно только в случае очень серьезной болезни или… ампутации.
Есливам нужны квалифицированные советы по поводу того, как избавиться от лишнеговеса, обращайтесь к настоящим диетологам, которые помогут вам составитьразумную реальную диету с учетом вашего образа жизни и вкусовых предпочтений.Такая диета принесет значительно более эффективные результаты, нежели все то,что предлагают в рекламе.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/