Характеристики
Финансовое планирование
Перспективное планирование
Стратегическое планирование
Стратегический рыночный менеджмент
Задачи менеджмента
Бюджет и управление
Предвидение изменений рынка
Реакция на внешние перемены
Использование стратегических окон
Предположения
Долгосрочная стабильность
Сохранение существующих тенденций
Прогнозируемость новых тенденций и внезапных событий
Многие изменения внезапны и непредсказуемы
Цели
Исполнение бюджета
Прогнозирование будущего
Стратегическое мышление
Использование изменений для создания благоприятных возможностей
Планирование
Годовое
На пятилетний период с ежегодными корректировками
Ежегодные корректировки
В режиме реального времени
Период популярности
Конец 1950-х гг.
1960-е гг.
1970-е гг.
Начало 1980-х гг.
Первое, называемое «регулярным стратегическим направлением», представляет собой дальнейшее логическое продолжение стратегического планирования и состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии. Это направление наиболее распространено в силу того, что достаточно разработано.
Второе направление развития стратегического управления называют «стратегическим управлением в реальном масштабе времени» и связывают с решением неожиданно возникающих стратегических задач. В рассматриваемом случае изменения так непредсказуемы и требуют немедленной адекватной реакции, что предприятию просто не остается времени на пересмотр своей стратегии. То есть предприятие вынуждено параллельно заниматься уточнением стратегии и решением возникающих стратегических задач. Эта система стратегического управления находится в стадии становления.
Роль стратегического управления в экономике повышается с ростом нестабильности условий, в которых работает предприятие. В этих условиях предпочтительнее второе направление стратегического управления.
Остановимся на двух случаях вышеуказанного направления.
I. Когда новые проблемы слабо предсказуемы, развиваются очень быстро, да и возникают практически внезапно, желательно, чтобы основные этапы действий имеют следующее содержание:
в случае возникновения стратегической неожиданности включается в работу созданная заранее коммуникационная сеть внутри системы менеджмента предприятия;
осуществляется перераспределение обязанностей в структуре высших уровней системы менеджмента;
на нижних уровнях системы менеджмента инициируется работа предварительно сформированных оперативных групп, состоящих из руководителей и специалистов предприятия;
формируется общая стратегия и производится распределение обязанностей и ответственности между оперативными группами и отдельными руководителями;
оперативные группы реализуют конкретные действия и мероприятия, вытекающие из общей стратегии.
II. Существует еще один вид систем стратегического управления – системы управления по слабым сигналам. Идеология построения таких систем основывается на предположении, что любые неблагоприятные явления или перспектива роста возможностей возникают не внезапно, а проявляются появлением сигналов-предвестников или «слабых сигналов» по терминологии И. Ансоффа.
В этом случае при управление по слабым сигналам желательно предусмотреть следующую последовательность действий:
создание групп консультантов по выявлению слабых сигналов;
выявление слабых сигналов о потенциальных угрозах или росте возможностей предприятия;
расчет возможного (ожидаемого) воздействия на предприятие по отдельным зонам стратегического хозяйствования;
Выбор стратегии реакции предприятия на слабые сигналы (на шкале «слабая реакция» – «стратегия непосредственного активного реагирования»);
выбор конкретных действий на каждый из слабых сигналов;
диагностика готовности предприятия к реагированию по каждому из возможных вариантов стратегии и расчет стоимости и эффективности каждой конкретной реакции предприятия;
принятие решения о конкретной реакции предприятия на выявленные слабые сигналы.
Новые подходы не исключали использующие методы планирования, управления, а дополняли их. Сосуществовавшие бюджетные и перспективные планы переходили в новые методы стратегического планирования. Их основу составляет процесс ежегодного планирования. Перспективные планы и стратегии в основном корректировались в первой половине года, а затем на их основе разрабатывались оперативные планы и бюджеты отдельных направлений и рынков.
Стратегическое рыночное планирование, или стратегический менеджмент, характеризуется двумя важными особенностями. Первое, стратегическое управление концентрирует внимание компании на ее рыночных возможностях, его основная задача – поиск путей их реализации посредством использования «стратегических окон». Второе, при стратегическом управлении признается и учитывается тот факт, что многие рыночные изменения и соответственно реакция компании выходят за рамки нормального цикла планирования. В стратегическом менеджменте уделяется больше внимания сокращению времени реакции предприятия на внешние изменения и их использованию для достижения преимуществ перед конкурентами.
Цикл стратегического управления можно представить следующим образом.
Стратегический анализ ситуации
Разработка системы целей
формулировка миссии;
определение системы целей;
выбор основной цели.
Анализ конкурентного преимущества
оценка потенциала предприятия;
анализ окружающей среды (условий);
анализ конкурентной позиции предприятия;
оценка конкурентного преимущества.
Выбор стратегии развития
формирование набора альтернатив стратегий;
выбор предпочтительной стратегии.
Реализация стратегии развития
разработка стратегического проекта;
разработка стратегического плана;
адаптация предприятия к стратегии (реструктуризация);
внедрение стратегии;
стратегический контроль (мониторинг).
Формирование системы стратегического управления конкретного предприятия зависит от взаимодействия ряда факторов. А именно: размер предприятия, его отраслевая принадлежность, тип производства, уровень специализации, концентрация и кооперация, характеристики производственного потенциала, уровень научно-технического потенциала, возможности управляющей системы и т.д.
Так же следует отметить, что современному предприятию необходимо развиваться не только в плоскости, но и в пространстве, удовлетворяя потребности не только акционеров, но и сотрудников, менеджеров, потребителей, поставщиков, кредиторов, правительства и общества. В случае, когда руководство заостряет внимание на «избранных», происходит «обесценивание» других заинтересованных групп.
Эффективность работы предприятия зависит от правильности выбора в системе управления основных параметров и практикуемых методов.
Реализации выбранной стратегии – важнейшая составляющая стратегического управления. Для успешного внедрения стратегического плана и возможности его контроля, необходимо выработать тактику и политику, процедуры и правила достижения целей, разработать программы, проекты и бюджеты, мотивировать процесс. Выполнение стратегии связано с проведением ряда изменений, обеспечивающих решение таких задач:
установление приоритетности административных задач в соответствии с принятой стратегией;
установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами;
приведение в соответствие с выбранной стратегией лидерства и управления.
Решение возникших проблем, соответствующих новому качеству внешней среды, должно обеспечиваться требованиями, характеризующими современный стиль управления:
принятие решений в режиме реального времени и оперативную адаптацию к быстро меняющимся условиям;
готовность к изменениям;
целенаправленное формирование экономической стратегии.
Необходимо отметить, что в связи с быстроизменяющейся обстановкой, стратегическое управление не обязательно должно быть долгосрочным.
Достижение целей в стратегическом управлении осуществляется в зависимости от ситуации в краткосрочной (неделя, месяц, квартал), среднесрочной (полгода, год) и долгосрочной (три и более лет) перспективе. В зависимости от разных временных рамок существуют свои механизмы и инструменты, приведенные в табл. 2.
Таблица 2. Механизмы реализации целей в различных временных рамках
Цели
Временной период
Краткосрочный;
Среднесрочный
Долгосрочный
Поддержание порядка
Определение роли и места производственно-хозяйственных процессов, выявление возможностей предприятия (изменение портфеля заказов; оценка результатов производства, оплаты труда; продвижение по службе)
Внешняя структура. Планирование производства. Изменение закупок и рынков сбыта. Подбор кадров
Организация деятельности в рамках отдельных проектов
Курирование и изменение важных текущих проблем и задач
Внешняя структура. Планирование производства. Изменение закупок и рынков сбыта. Реконструкция и обновление основных фондов. Подбор кадров
Глубинная структура. Подбор кадров.
Самоорганизация системы
Курирование и изменение важных текущих проблем и задач;
Внешняя структура. Изменение производства, рынков сбыта. Сокращение оборачиваемости оборотных средств. Формирование коллектива
Глубинная структура. Подбор кадров, идеологии и культуры. Формирование и внедрение стратегий.
Механизм воздействия в краткосрочном временном периоде включает в себя:
изменение производства (изменение портфеля заказов, быстрая оборачиваемость оборотных средств);
оценку возможностей;
продвижение по службе;
вознаграждение (наказание).
Этот механизм можно реализовывать оперативно, что соответствует краткосрочным временным рамкам воздействия. То есть, можно быстро изменить портфель заказов, оценить результаты и выявить возможности производственно-хозяйственных процессов предприятия. Но более глубокие слои предприятия, а именно организационная структура, ценности предприятия при этом не затрагиваются.
Для воздействия в среднесрочной перспективе используются:
организационные структуры;
замена основных фондов;
устранение барьеров на пути осуществления стратегии;
формирование коллектива.
Механизмы воздействия в среднесрочном временном периоде затрагивают более глубокие слои предприятия по сравнению с краткосрочным временным периодом. Их модификация требует значительных усилий и не может быть проведена быстро. Более того, такие изменения, как организационная структура и даже частичная замена основных фондов, требует времени, в течение которого предприятие может функционировать в приемлемых условиях.
Потребность во времени объясняется тем, что изменение структуры, производства приводит к нарушению привычных материально-финансовых и информационно-аналитических потоков. Формирование и установление новых потоков, а также необходимая модификация старых требует времени.
Также необходимо отметить, что скачкообразные изменения приводят к потерям в аккумулированном опыте за счет нарушения привычных связей, процедур. Данные потери в краткосрочном временном интервале приводят к проигрышу в эффективности. Этот проигрыш может быть исправлен за счет более адекватных среде структуры и коллектива. Благодаря чему коллектив быстрее обучается и реагирует на изменения среды. То есть коллектив за короткий срок не только наверстывает потерянный аккумулированный опыт, но и приобретает новый.
Способность к более быстрому реагированию на изменения среды позволяет лучше минимизировать упущенную выгоду.
В качестве механизмов воздействия в долгосрочном временном периоде используются: подбор кадров, идеологию, культуру, формирование стратегии.
При воздействии в долгосрочном периоде времени затрагиваются глубинные слои предприятия. Заметим, что в ходе продвижения от поверхности к глубинным слоям предприятия происходит постепенный переход от использования количественных, рациональных и формализуемых характеристик к использованию качественных, культурных и неформальных характеристик.
В заключение следует отметить. Успех стратегического управления на предприятиях зависит от продолжительности реализации принимаемых решений, поскольку все более высокие требования определяются фактором времени.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://infomanagement.ru/
Дата добавления: 29.05.2013