Динамика и типология культур
Содержание
1. Источники культурной динамики
2. Типы культуры
3. Культура первобытности: этапы становления и основные черты
4. Миф как феномен первобытной культуры
Список использованных источников
1. Источники культурной динамики
Культура – динамично развивающаяся система, смысловые компоненты которой могут значительно изменяться. К основным проявлениям культурной динамики относятся:
Культурная адаптация – приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социально-историческим условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира. Например, масштабные культурные трансформации вызвал информационный взрыв второй половины XX века. На индивидуальном уровне культурная адаптация связана с попаданием индивида в новую для него социальную или национальную среду (миграция, смена профессии или социального статуса, служба в армии, тюремное заключение и т.д.) или с резкой переменой социально-политических условий его жизни (революция, война, оккупация).
Культурная ассимиляция – процесс утраты прежних культурных параметров и полного перехода на новые. Например, под влиянием западной цивилизации происходит стирание составляющих культурной парадигмы Индии и Китая; значительное воздействие русской культуры на белорусскую.
Аккультурация – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Например, с 1960-х гг. XX вв. стали говорить об испанизации, испанизации, японизации, китаизации и т.п., характерных для отдельных регионов.
Культурный конфликт – критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, группами, личностью и группой, группой и обществом. Культурные конфликты, как правило, отличаются ожесточенностью, бескомпромиссностью, и часто имеют целью не столько покорение, сколько уничтожение носителей чуждых ценностей. Например, крестовые походы, религиозные, гражданские, революционные, национально-освободительные войны.
Межкультурная коммуникация – это коммуникация, основанная на символическом взаимодействии между представителями (индивидами и группами) разных культур. В современном мире выделяют большие культурные системы – макрокультуры (американская культура, африканская культура, европейская культура и др.) в составе которых находятся микрокультуры (субкультуры).
2. Типы культуры
Социальные типы культуры
Элитарная культура является субкультурным образованием привилегированных слоев общества. Она характеризуется: закрытостью, аристократизмом, высоким уровнем ценностей, обращена к избранному меньшинству. Представители культурной элиты обычно увлеченные натуры, стремящиеся к творчеству, способные идти на жертвы: шаманы, жрецы, монашество, духовенство, интеллектуалы-книжники. Места рождения и развития элитарной культуры – литературные салоны, ремесленные цеха, религиозно-философские собрания, литературно-художественные и интеллектуальные кружки, ученые сообщества. Элитарная культура является продуктивным началом любой культуры. Творцы элитарной культуры часто сталкиваются с непониманием современников, с одиночеством.
Массовая культура. Проявления массовой культуры, культуры «для всех», свойственны уже древним цивилизациям: например, лозунг «хлеба и зрелищ» древнеримского плебса. Социальная ситуация конца XIX — нач.XX вв.: индустриализация и урбанизация, средства тиражирования и трансляции культурных продуктов породила феномен массового человека. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) в своей работе «Восстание масс» рассматривает этот феномен: если вся предыдущая культура старалась преодолеть дикие, примитивные черты, заложенные в глубинах человеческой природы, возвысить и одухотворить их, то в XX веке вся архаика выступила без маски, проявившись в явлении массового искусства. «Что ждет массового человека и какой жизнью ему суждено жить?» – задавал вопрос испанский философ и отвечал: «Да никакой. Он обречен представлять собой другого, то есть не быть ни собой, ни другим. Жизнь его неумолимо теряет достоверность и становится видимостью, игрой в жизнь, и притом в чужую».
Массовая культура характеризуется: массовым производством и тиражированием культурной продукции, распространением потребительских стандартов, шаблонизацией ценностей, стереотипизацией сознания и поведения. Примитивизм, эмоциональность, оперирование к бессознательному, скрытым инстинктам, мелодраматичность, понятность, радость узнавания, увлекательность, уход из собственного серого однообразного мира, — черты массового продукта.
К основным проявлениям массовой культуры в современном обществе можно отнести:
– индустрию отдыха и развлечений, массовые зрелища, цирк, профессиональный спорт, массовую художественную литературу (бульварную, приключенческую, фантастику, комиксы).
– рекламу и моду;
– систему средств массовой информации и пропаганды.
Тоталитарная культура – официальная культура тоталитарных режимов, которая характеризуется жесткой управляемостью, опорой на массовый энтузиазм, преобладающим политико-идеологическим измерением, преданностью властям. Тоталитарная культура консервативна и архаична, использует мифологические образы: вождь, женщина-мать, воин, атлет. «Народные массы» начинают поучать деятелей культуры. В рамках тоталитарной культуры развивается феномен «политических религий»: фашизм, американизм и проч.
Маргинальная культура – субкультура людей, находящихся в ситуации межкультурного пограничья. Это мигранты либо люди, утратившие свой социальный статус (алкоголики, наркоманы). К носителям маргинальной культуры относятся инвалиды, члены новых религиозных движений, люди, вступившие в межнациональные браки. Ситуация человека маргинальной культуры характеризуется культурной раздвоенностью, сложностью идентификации.
Контркультура — это совокупность социокультурных установок, противостоящих принципам господствующей культуры. Термин предложил профессор Калифорнийского университета, историк культуры Теодор Роззак в труде «Становление контркультуры» (1969). В целом идейным предшественником контркультуры считают философию Ф.Ницше, его концепцию сверхчеловека. Контркультура характерна для элиты молодежной среды. Наиболее яркое проявление контркультуры – движение хиппи. Это бунт против действительности, против стереотипов, против ядерной и технотронной действительности. Массу шокирует поведение представителей контркультуры: манера одежды, мышления, поведения, чувствования, общения. Контркультура культивирует спонтанное, неконтролируемое разумом поведение, склонность к массовым сборищам, оргиям, наркотикам, создание коммун, коллективных семей с беспорядочными половыми связями, сексуально-революционную мистику тела и т.д.
Этнонациональные типы культуры
Этническая культура — это традиционная народная культура, обращенная преимущественно в прошлое, воспроизводящая историческое наследие народа. Признаки этнической культуры: имя этноса (белорусы, русские, французы), язык, генотип, черты национального характера, традиционный быт, образ жизни, народные промыслы, территория расселения этноса, которая может не совпадать с границами национального государства. Проявляется, например, в деревенском образе жизни, ценностях и нормах жителей села, характеризуется традиционностью, замкнутостью.
Национальная культура — сложное этносоциальное образование, формирующееся на основе единства происхождения, исторического прошлого, языка, места проживания и экономической общности определенного народа. Национальная культура включает в себя этническую культуру (как основополагающий компонент) и профессиональную культуру (национальная литература, музыка, изобразительное искусство, театр, философия, научные школы). Средоточие национальной культуры – народ, а ее достижения – продукт творчества культурной элиты, национальной интеллигенции.
Мировая культура складывается из высших достижений национальных и региональных культур. Она включает в себя эталоны творчества, классические ценности, универсальные человеческие идеалы, общечеловеческие нормы нравственности, учения мировых религий, художественные достижения, соответствующие эталонам прекрасного и гармоничного, научные концепции и философские теории.
Исторические типы культуры.
Основными подходами в рамках культурно-исторической типологии являются:
– Эволюционно-хронологический (например, культура каменного века, бронзового века, железного века, культура средневековья);
– Формационный (культура первобытного общества, культура рабовладельческого общества);
– Цивилизационный (древнеегипетская культура, месопотамская, индийская, китайская, европейская и т.д.);
– Религиозный (христианская культура, исламская культура и т.д.);
– Осевой (выделяются доосевые культуры, формировавшиеся в эпоху первобытности и ранней древности, основанные на мифологическом мировосприятии и приоритете родовых ценностей, и осевые культуры, в которых акцент делается на развитие личности и универсальных тенденций культуры (формируются с VIв. до Р.Х. по VI в. Р.Х.).
3. Культура первобытности: этапы становления и основные черты
История культуры первобытного общества охватывает громадный промежуток времени – от возникновения человека и до сегодняшнего дня, так как и сейчас на земле существуют народы, ведущие первобытный образ жизни, которые можно назвать внеисторическими, так как у них отсутствует государственность, и письменность до сих пор не превратилась в необходимую часть их культурной жизни (индейцы южноамериканских тропических лесов, аборигены Шри-Ланки, Суматры, Австралии, южноафриканские бушмены, неразвитиые народы Китая и Сибири и др.).
В современной науке принято различать собственно первобытную культуру, существовавшую до возникновения цивилизации, т.е. до IV-III тыс. до Р.Х., и традиционную первобытную культуру, существующую одновременно с цивилизациями разного типа и уровня, вплоть до современной.
Все сведения о первобытной культуре связано с археологическими находками материальных предметов: орудия труда, постройки, захоронения, украшения и проч. Несомненно, что в эпоху первобытного общества зарождаются основные виды духовной культуры: с появлением человека на земле зарождается религия, возникают мифологические представления, танцы, архитектура, изобразительное искусство.–PAGE_BREAK–
Весь доцивилизационный период развития человека называют каменным веком и условно выделяют в нем три основных периода:
1. Палеолит (древний каменный век: палео – «древний», «лит» — камень) – от возникновения человека (3 млн.лет назад до Р.Х.) – 10 тыс. до Р.Х. Палеолит делится на древний (нижний), средний и верхний (поздний) палеолит, который начинается с 40-35 тыс.до Р.Х.; верхний палеолит делят еще на две эпохи: Ориньяк-Солютрейская (30-15 тыс.до Р.Х.) и Мадленская (15-11 тыс.до Р.Х.)по местам первых находок.
2. Мезолит (средний каменный век)- 10 тыс.до Р.Х. – 6 тыс. до Р.Х.
3. Неолит (новый каменный век) – 6 тыс. до Р.Х. – 3 тыс. до Р.Х.
Общий предок человека – австралопитек. Жил 4,5-2 млн.лет назад в Африке и Азии, имел способность к прямохождению, специализацию передних конечностей, большой объем головного мозга. Имел примитивные орудия труда – рубила.
Питекантропы (400-200 тыс.лет назад) освоили технику разведения и поддержания огня, изобрели простейшие приемы обработки шкур животных.
Неандертальцы (250-125 тыс.лет назад) жили в период сильного Рисского оледенения, строили палатки из шкур животных, вели стабильный образ жизни в пещерах, изготавливали кремниевые орудия. По мнению известного российского историка религии А.Б. Зубова, «стадом» палеолитический человек не жил. Обнаружены стоянки нуклеарных семей, состоящих из 10-20 человек: «патриарх», его жены, взрослые сыновья с семьями. 50 тыс.лет назад неандертальцы полностью исчезают, причина: неприспособленность к изменившимся условиям жизни в связи с потеплением, физическое истощение или истребление кроманьонцами (?).
Кроманьонцы, люди современного вида, расселяются приблизительно 40 тыс.лет назад из Южного Средиземноморья на север в область рассеяния неандертальцев. Применяли новую, отщепную технику обработки камня, острые хрупкие пластины толщиной в несколько миллиметров; изготавливали микролиты – маленькие треугольные пластины, которые вставлялись в костяные рукоятки и использовались как пилящий инструмент, обрабатывали кость, дерево, шкуры. Использовали новое орудие охоты – копьеметалку (длительность полета до 130 метров). Практиковалась загонная охота на крупных животных, добывали краску красного цвета (охру) путем сжигания минеральных веществ. В эпоху мезолита человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы, лодку, осваивает плетение и изготавливает корзины и рыболовные сети, люди изобретают лук и стрелы, вкладышевые орудия (ножи, наконечники стрел и копий), лодку, корзины, рыболовные сети. Важнейшим рубежом в развитии первобытной культуры стала так называемая «неолитическая революция», суть которой состояла в переходе от хозяйства присваивающего типа (собирательство, охота) к хозяйству производящего типа. Человек уже не только брал у природы готовые продукты, но и сам начал их производить: появляется земледелие и скотоводство, прядение, ткачество, гончарное дело. При обработке камня используется новая техника: шлифовка мокрым песком, применяются трудно обрабатываемые породы камня, например, нефрит. Изготовление каменных мотыг, зернотерок.
Магико-религиозное поведение человека первобытной эпохи.
Древний человек отличался от современного, но это было существо, обладавшее системой религиозных представлений. По мнению известного историка религии Мирчи Элиаде (1907-1986), «священное» входит в саму структуру сознания, а не представляет некую стадию его истории: «На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, — само по себе есть религиозное действо», «быть – а еще вернее, стать – человеком означает быть „религиозным“.
О том, что у первобытного человека существовали интуиции религии, и он задумывался над метафизическими вопросами жизни и смерти свидетельствуют наличие признаков погребального культа. Исходя из представлений современных „примитивных“ народов ученые реконструируют религиозные обряды, относящиеся к умершим, и связанные с этими обрядами верования первобытного человека. В этой связи интерес представляет бережное отношение человека к костям и черепам умерших. В раннюю эпоху черепа клались к горящему костру уже после разложения мягких тканей и сжигались вместе с костями. Позже начали изымать мозг умершего, который вкушался участниками трапезы или сжигался на костре. Мозг – вместилище ума личности, а значит в нем была сущность личности умершего. Сжиганием его возвращали огню – символу солнца. Можно предположить, что у первобытного человека огонь вызывал двойственные чувства: благодарного поклонения за тепло и свет, и страха перед непредсказуемой горящей стихией. Человек, сидящий у костра, мог задумываться не только о вкусе пищи и тепле: его мысль могла подниматься выше мирских забот, обретая созерцательный оттенок.
Были случаи хранения костей умерших родственников и их черепов, например, их закапывали в золу под очаг, где готовилась пища. Череп хранился как объект поклонения – так сохранялось присутствие умершего. Были обнаружены также вторичные захоронения под „кроватями“ живых: потомки должны были зачинаться и рождаться буквально „на костях“ праотцов. Исходя из вышеперечисленного, ученые предполагают наличие признаков культа предков у первобытного человека.
Наиболее показательными являются захоронения, относящиеся к эпохе палеолита: таковым являются мустьерские погребения, относящиеся к 30 тыс. назад, обнаруженные Отто Гаузером около Мустье в 1908 г. Описание: погребение юноши в позе эмбриона (надежда на возрождение, он уснул, но проснется), с ним в могилу – его личные вещи. (вера, что умерший продолжит свой род занятий в ином мире). У головы – кремневые камни; вокруг тела и под рукой – кремневые орудия, жареные куски мяса. Хоронили детей 6-8 месяцев, 2-3 лет, в могилу которых тоже ложили кремневые орудия и оружие. Изгородью вокруг могилы служили рога мамонта, барана, козла. Таким образом, мустьерские охотники не ленились выкапывать могилы, причем оформляли их тщательно и с соблюдением необходимых ритуалов. Первобытные люди верили, что и их в урочный час не оставят без заботы и погребения. Следует отметить, что живые бросали весьма уютные пещеры после того как совершали в них захоронения.
К 24 тыс. назад относится находка Сунгирьского погребения (р.Клязьма, Владимирская обл., Россия). Это было захоронение пожилого мужчины и двоих детей: девочки 7-9 лет и мальчика 10-12 лет. Умерших к тому времени хоронили в богатых одеждах: каждое тело было облачено в погребальный костюм, украшенный 3,5 тысячами специально отполированных и просверленных бусин. Тела посыпаны охрой. Охра – ритуальный субститут крови, символизирует жизнь, выражает намерение оживить умерших через соединение с веществом, имеющим цвет крови. У семитских народов кровь считалась душой, т.е. жизненной силой. У головы умерших — раковины трубчатого моллюска (предположительно это была роскошная шапка или головная повязка). В могилу помещалась маленькая мужская фигурка из слоновой кости, 2 каменных кольца и множество дисков из камня, кости и мамонтовой кости.
Кроме заботливых захоронений, были обнаружены тела, лишенные заупокойных даров: люди, похороненные лицом вниз под грудой тяжелых камней, расчлененных трупов. Пример: в Вестоницах (Моравия) найдено крепко связанное тело 35-40 летней женщины, предположительно умершей при родах. Возможно, считает А. Зубов, это примеры ритуальной нечистоты умерших — их связывали и засыпали из боязни, что в „нечистоте“ в тело может войти какой-нибудь злой дух и побудить тело прервать свой сон и начать беспокоить живых.
Другим примером магико-религиозных представлений первобытного человека был культ животного, наличие мистических отношений с животным (нагуализм). Особенное отношение было к медведю как к существу, символизирующего мощь и вызывающего ужас. В пещере Драхенлоха были обнаружены черепа медведей, к которым прикреплялись верхние позвонки, указывающие на то, что головы отсекли от тел недавно убитых животных, расположенные мордами к выходу. Кроме медвежьих черепов, в пещере хранились кости, обработанные в форме фаллоса (символ преодоления смерти, жизненного триумфа). Медведь символизировал Владыку диких зверей, был прообразом Верховного Существа. Охота на медведя – следствие культа. „Убить дикого зверя на охоте, а позднее – заколоть домашнее животное, равносильно совершению жертвоприношения, в котором жертвы взаимозаменяемы“ (М.Элиаде). Убийство зверя – ритуал, подразумевающий, что Владыка диких зверей заботиться, чтобы охотник убивал только ради пропитания, и чтобы мясо не пропадало зря. Главные кости и черепа животных также хранились, в частности, выставлялись на ветвях деревьев или на высоком месте. В них хранилась память об убитом звере и, может быть, первобытные люди верили, что на скелет Владыка диких зверей нарастит новую плоть.
Этические представления первобытного человека.
Помимо бережного отношения к умершим, первобытный человек имел сострадание к слабым и больным. Так, были обнаружены останки старика из Шанндара, исследования над которым показало, что он был слепой с детских лет, с ампутированной правой ногой и парализованной правой рукой. Естественно, он был обузой для своего племени, и тем не менее дожил до 60-ти лет. Но при этом есть факты сознательного зла: было преднамеренное убийство (около 2 млн.лет назад в Трансваале). Кроме того, не массово, но присутствовали случаи людоедства, возможно, с магическими целями.
Особенности первобытной культуры.
Одежда, украшения, косметика.
Первой одеждой служили звериные шкуры, затем человек освоил плетение из стеблей, и некоторые виды одежды (типа юбочек или фартуков) стали изготавливаться из растительных волокон. В период неолита, когда возникло ткачество и прядение, одежда стала изготавливаться как из растительного, предварительно обработанного материала, так и из шерсти животных. Различные украшения – бусы., подвески, ожерелья из просверленных костей, а также раковины с остатками краски, которую наносили на тело и лицо имело не только эстетическое значение для первобытного человека, но и магическую функцию. Любые украшения (в том числе и косметические) защищали своего владельца от враждебных сил; а также могли быть знаком социального положения (ожерелье из зубов опасного хищника свидетельствовало об охотничьей доблести). Обычай раскрашивания породил татуировки. Татуирование имеет тесную связь с тотемизмом: чаще всего на теле нарезывается изображение того животного, который считается тотемом данного лица или племени. Татуировки свидетельствовали о том, что человек прошел обряд инициации с достижением половой зрелости и является полноправным членом племени.
Жилища и архитектурные сооружения. Пещера, круглая яма, заслон от ветра, шалаш и землянка – основные типы жилища первобытного человека во всех частях земного шара. К наиболее поразительным сооружениям эпохи неолита относится так называемый „хоровод великанов“, величественное каменное кольцо, — Стонхендж, который находится в окрестностях Солсбери в Англии. В прошлом Стонхеджа различимы несколько этапов строительства, самый ранний из которых датируется 3 100 годом до Р.Х. Сегодня „хоровод великанов“ представляет собой величественное каменное кольцо, образованное огромными тесаными глыбами серого песчаника, перекрытыми поверху плитами из камня. Внутри этого кольца – еще одно сооружение подковообразной формы, составленное из глыб большего размера, сгруппированных попарно и перекрытых третьей, — так называемых трилитов. Существует предположение, что это сооружение являлось астрономической обсерваторией и служило для предсказаний лунных затмений. Между тем в настоящее время на территории всей Евразии и Америки обнаружены комплексы мегалитов (греч. – большие камни) – совокупность объектов возведенных по сходной технологии из необработанных или мало обработанных камней весом до нескольких сотен тонн каждый. Сегодня ученые не сомневаются, что мегалитические постройки были связаны с заупокойным культом. Стонхедж и подобные ему памятники расположены среди древних кладбищ, их окружают курганы родовых склепов. Предположительно эти курганы в прошлом имели обширные надземные сооружения, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами ямы от мощных опор по краям курганов, следы бревенчатых стен и сложных сооружений, видимо, надземных святилищ. Ансамбли — рукотворные каменные склепы строились так, что они были видны издали. Так, камень становился символом вечности человеческой личности.
Первобытная живопись. В главном первобытные люди были такие, как мы: они умели чувствовать прекрасное. Все лучшее, что есть в человеке и в природе отражено в искусстве первобытной культуры. Начало – ряды параллельных полос, оставленные пальцами рук или гребнеобразными предметами. Рисунки, обнаруженные в пещерах Ласко, Фон де Гом, Пеш Мерль, Ла Мут – во Франции, в Альтамире и других пещерах Испании, изображены на значительном расстоянии от входа, в них было трудно проникнуть, что предполагает, что большинство пещер были необитаемыми святилищами и служили культовым целям. Одно из самых выдающихся открытий было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 года: пещера Ласко во Франции была обнаружена четырьмя мальчиками, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Эту пещеру называют „доисторической Сикстинской капеллой“, ее живопись принадлежит к числу самых совершенных художественных созданий эпохи палеолита, ее древнейшие изображения датируются 18 тыс. до Р.Х. Чтобы попасть в нижнюю галерею пещеры, нужно спуститься по веревочной лестнице через шахту глубиной 6,3 метра. Пещера представлена залами, изображающими фигуры быков, лошадей, бизонов, баранов, которые чередуются со знаками: волнистые линии, прямоугольники, квадраты, стилизованные растительные формы. продолжение
–PAGE_BREAK–
Кроме животных, в пещерах изображали сцены из охоты, танец людей, одетых в шкуры, кровоточащие, пораженные охотниками животные. Эзотеричность изображения объясняется магическим предназначением, стремлением обеспечить мир предков живительными началами – проливаемой на рисунках кровью посредством охры.
Изображения человека вторичны. Господствует женский образ. Мужчина часто изображается падающим, в недееспособном состоянии.
С конца неолита искусство обогащается все новыми сюжетами, тогда как изобразительный язык, становясь более общим, емким, теряет свою выразительность, реалистичность, эмоциональность, становится условным, схематичным. Часто изображение превращается в орнамент, иероглиф.
Скульптура и рельеф.
В начале позднего палеолита появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульптура. Гравированный рисунок на камне, кости и роге исполнялся кремниевым резцом; иногда рисовали просто пальцем на мягком, наносном слое глины на стенах пещеры. В Тата, на северо-западе Венгрии мастер вырезал крест правильной формы. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и дерева. Рельеф вырезался на отдельных камнях или стенах пещеры, где нередко использовались естественные поверхности скалы, напоминающие очертания животных. Еще ранее первобытный художник создавал натуральный макет из шкуры и кожи убитых им животных.
Сотни скульптурных изображений женщин, относящихся ко времени верхнего палеолита, были обнаружены повсеместно от Франции до Восточной Сибири. Их называют палеолитическими «Венерами»: обнаженные женские фигуры размером от 5 до 25 см из камня или кости, без черт лица, но с выраженными признаками материнства: выпяченный живот, выразительная грудь. Фигурки украшались различными геометрическими знаками. Некоторые ученые видят в них след «культа плодородия», другие основываясь на фактах присутствия этих фигурок в местах захоронения умерших, считают, что эти «венеры» являлись изображениями Матери-Земли, беременной умершими, которым надлежит родиться вновь к вечной жизни. Семя жизни давало небо (отец), а утробой, вынашивающей умерших была земля (мать).
4. Миф как феномен первобытной культуры
Устойчивая символическая картина мира складывается уже в эпоху мезолита в форме мифологической картины мира. Человек мезолита постепенно переходит к земледелию, осваивает растительный мир, открывает для себя иную, по сравнению с охотниками, природную среду. Растение связано со стихиями, оно укоренено в земле, а его крона тянется к небу. Растение и дает человеку образ «мирового древа». Мир населяется сверхъестественными существами, духами, которые обитают в деревьях, камнях, ручьях, скалах, оживляя вселенную для обеспечения взаимодействия с ней человека.
Исследователь мифа М.Элиаде в работе «Аспекты мифа» определяет миф (греч. mythos – «предание») как архаическую форму мышления первобытного человека, которая продуцируется в изложение сакральной истории, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена «начала всех начал». Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность, космос или только ее фрагмент: остров, растительный мир, человеческое поведение. Это всегда рассказ о некоем «творении», в мифе сообщается, каким образом что-либо произошло, и в мифе мы стоим у истоков существования этого «что-то». Персонажи мифа – существа сверхъестественные. Миф раскрывает их творческую активность или обнаруживает священность их действий. В целом миф описывает различные проявления священного в этом мире.
Первобытный миф представлял собой своеобразную дописьменную ментальность, которая воплощалась в знаковых системах устной коммуникации. Рассказ первобытного сказителя нес в себе гипнотический эффект, воспроизведение материала сопровождалось импровизацией в сочетании с пением, пантомимой или танцем. Все это способствовало обеспечению соучастия в рассказе и идентификации с персонажами его сюжета. Важная функция мифа как сакральной истории – в экзистенциальном утверждении человека. «Знать» миф – означает приблизиться к пониманию сущности всего, к тайне происхождения. Человек религиозный, повторяя мифологическую модель, ничего не боится, поскольку повторяет действия божества. Миф актуализируется в ритуале, через который осуществляется приобщение человека к священному. Человек ощущает потребность погружения в священное, непреходящее время – «время оно». Например, миф о происхождении пищевых растений из экскрементов или пота божества или мифического предка порождал представление о том, что питаясь растениями, человек приобщается к священному.
Человек стремится актуализировать бытие «священного», воссоздать в своем жизненном пространстве небесный архетип посредством приобщения своего поселения, храма, жилища к символизму священного. Переносит свои представления о мире божественном в мир профанный, «космизирует» его, повторяет в ритуалах. Вновь сотворяя мир, homo religious упорядочивает хаос и освящает свое жизненное пространство.
Основные особенности мифа:
– Синкретичность. Древние мифы содержат в неразвернутом виде начала искусства, религии и донаучных представлений о природе и обществе.
– В мифе переплетались реальные жизненные представления с фантастическими. В мифе все реально и возможно, все действительно.
– Операциональность. Миф отвечает на вопрос «как это (море, земля, небо, растение, человек) возникло; „каким образом“ боги или культурные герои это сделали;
– Бинарность. (верх-низ, мужское-женское, правое-левое, свет-тьма).
Список использованных источников
1. Лапина С.В. Культурология: Курс лекций / Лапина С.В. – 2-е стер. изд. – Мн., 2005. – 216с.
2. Поликарпов В.С. Лекции по культурологи / Поликарпов В.С. – М.,1997
3. Алпеева Т.М. Введение в культурологию: Учеб.пособие / Алпеева Т.М. – Мн.: Веды, 1997.
4. Малюга Ю.Я. Культурология: Учеб. пособие / Малюга Ю.Я. – М., 1998