Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Основные этапыстановления систем социального обеспечения……………5
1.1. Понятие и функциисоциального обеспечения..…………………….…….7
1.2. Формированиероссийской федеральной системы социального обеспечения……………………………………………………………………….……..11
1.3. Формы социальногообеспечения….………………….……………….…..14
2. Практическая часть…………………………………….………………………19
Заключение…………………….…………………….……………………………20
Библиографическийсписок..……………………….……………………………22
Введение.
Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль оформиласьв общей системе права относительно недавно.
В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии даннойотрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время еесуществование стало реальностью. В условиях, когда заново формируетсяроссийская государственная система социальной защиты населения, эта отрасльправа приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором социальнойполитики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на всесоциальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике.
Общественное отношение по социальному обеспечению по своей экономическойприроде являются распределительными. Через системы социального обеспеченияраспределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизмтакого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективнодиктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.
В советский период бедность и безработица не признавались официальнымоснованием для социальной поддержки, а социальное страхование лишьдекларировалось. Механизм финансирования заключался в том, что вгосударственном бюджете предусматривались соответствующие статьи расходов навыплату пенсий, пособий и т.д. В теории советского права социальногообеспечения соответствующие источники финансирования рассматривались какособая правовая категория — « Фонды для нетрудоспособных». Однако таких фондовне существовало. Ситуация несколько изменилась лишь с введениемгосударственного пенсионного страхования. Этот способ введения полностьюигнорировал возможность соизмерения уровня пенсионного обеспечения с размерамистраховых платежей.
Таким образом государство превратилось в гаранта равенства в бедности,предоставления старым людям, инвалидам, семьям с детьми, хотя и не высокий, ностабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это способствовалосоциальной однородности общества, препятствовало расслоению населения поуровню доходов.
Пока не завершится процесс формирования федеральной системы социальногообеспечения, его нормы будут подвергаться постоянной трансформации. В то жевремя остается незыблемой истиной то, что нормы этой отрасли права адресованывсему населению. В связи с этим каждому, а юристу тем более необходимо знатьзаконодательство о социальном обеспечении. Это позволяет своевременно и вполной мере воспользоваться социальными правами и в случае необходимостиграмотно их защитить.
1. Основные этапы становления систем социального обеспечения.
Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно свозникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от егоэкономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силуестественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиямиприобретать источник средств своего существования. К числу таких людейотносятся дети и старики.
По мере развития общества и усложнения социальных связей к числупричин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которыеобусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений,порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинномстрое осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либоформ обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности несуществовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятсяпенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельногонадела.
Феодальный период характеризуются господством натурального хозяйства,основой которого является семья, несущая обязанности по материальномуобеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот период государственные пенсииначинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам,имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имелахарактер награды, а не обеспечения нетрудоспособных.
Как свидетельствует начальная летопись, с принятием в 988 г.христианства на Руси князь Владимир велел: «Всякому нищему и убогому приходитьна княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны.» Он заботился такжео создании богоделен, странноприимных домов.
С этого периода на Руси начали создаваться госпитали, больницы,бо-годельни, сиротские дома, дома для незаконнорожденных младенцев, аптеки,работные дома, смирительные дома. При Екатерине II в России был учрежденпервый дом для инвалидов.
Российское законодательство в XIX в. делило нищих на четыре категории:
1. те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;
2. те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однакоможет работать;
3. те, которые могут трудится, но нищенствуют по лености и дурномуповедению;
4. те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.
Очевидно. Такая «классификация» нуждающихся была необходима для
определения характера социальной поддержки и применения иных мердля борьбы с нищенством.
В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечениянаступает принципиально новый этап — социальное обеспечение наемных работникомначинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государством. Вкачестве способа его организации вводится государственное социальноестрахование наемных работников. Первые законы об обязательном государственномстраховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка. Вслед заГерманией такие законы принимаются и в других странах Европы.
В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важныйэтап, когда наряду с государственным и производственными социальнымстрахованием наемных работников в странах с рыночной экономикой начинаютформироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие всенаселение и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховыхвзносов.
Именно с принятия законов об обязательном социальном страхованиитрудящихся появляются государственные системы социального обеспечения.Государственный характер этих систем выражается в том, что зако-нодательноорганизационно-правовые способы осуществления социального обеспечения, которыев последствии дополняются новыми; но неизменным остается одно: обязательностьим придает само государство.
1.1. Понятие и функциисоциального обеспечения.
Социальное обеспечение как реально существующее общественное явлениенуждается в научно-обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем,насколько полно и точно в ней отражены его существенные признаки. К числусущностных признаков социального обеспечения на современном этапе можноотнести:
• во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе
организационно-правовых способов распределения совокупного
общественного продукта через систему социального обеспечения;
• во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рисков,признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иныхвидов социального обеспечения;
• в-третьих, закрепление в нормах права, либо в договорах, санкционированныхгосударством, круга лиц, подлежащих обеспечению;
• в четвертых, нормирование государством социального стандартаобеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательногозакрепления видов обеспечения его уровня и условий предоставления.
Эти признаки социального обеспечения связаны с выполнением им вобществе экономической функции, которая позволяет раскрыть экономическийаспект данного понятия.
Социальное обеспечение — это один из способов распределения частивалового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благв целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисковза счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях строгонормируемых обществом, государством, для поддержки их полноценного социальногостатуса.
Классификация функций социального обеспечения:
• экономические функции социального обеспечения. Еесущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечениев качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта,тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходовграждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка;
• производственная функция выражается в том, что право намногие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровеньобеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;
• социальная (социально-реабилитационная) функциясоциального обеспечения способствует поддержанию социального статуса гражданпри наступлении различных социальных рисков путем предоставления различныхвидов материального обеспечения. С помощью социальной функции осуществляется иреабилитационное направление социального обеспечения целью которой являетсявосстановление полноценной жизнедеятельности человека;
• политическая функция позволяет государству специфическимидля социального обеспечения средствами реализовывать основные направлениясоциальной политики. От того, насколько эффективно социальное обеспечениевыполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя вобществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапесвидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспеченияне отвечает потребностям населения.
• демографическая функция реализуется посредствомвоздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы- на продолжительность жизни населения, стимулирование рождаемости и т.д.
Наряду с вышеуказанными функциями социального обеспечения стоит идуховно — идеологическая функция, в составе которой выделяются: идеологическая,моральная и социально-психологическая подфункции.
Права и свободы человека и гражданина закреплены во всеобщей декларацииправ человека (1948 г.). Декларация закрепляет право каждого как члена обществана социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания егодостоинства и для свободного развития его личности прав в экономической,социальной и культурной областях. Каждый человек имеет право на такойжизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход инеобходимой социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья иблагосостояния его самого и его семьи и право на обеспечение на случайбезработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступление старости или иногослучая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети,родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальнойзащитой.
Таким образом, Декларация закрепляет, во-первых, право каждого какчлена общества на социальное обеспечение; во-вторых, право на достойный уровеньжизни, гарантирующий человеку возможность удовлетворения его основныхпотребностей, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояниякаждого и его семьи; в-третьих, перечень социальных рисков, при наступлениикоторых возникает право на социальное обеспечение; в-четвертых, в качествесамостоятельного основания для особого попечения и помощи предусматриваетсяматеринство и младенчество.
Право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование,закреплено и в Международном пакте об экономических, социальных и культурныхправах (1966 г.). В Пакте признается, что самая широкая
охрана и помощь должны предоставляться семье, являющейсяестественной и основной ячейкой общества.
Вслед за Всеобщей декларацией Пакт также признает право каждого:на достойный уровень жизни для него и для семьи, включающей достаточноепитание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, нанаивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота опрестарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источниксредств существования по независящим от него причинам, признается одной изобщечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.
Гарантированность провозглашенных прав обе5спечивается государствомпутем проведения им соответствующей политики, согласно Конституции, РоссийскаяФедерация — социальное государство, политика которого направлена на созданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционнуюобязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина,создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия дляосуществления этих прав и свобод, их воплощение в реальной жизни, можно толькопо успехам государства в социальной политике.
Экономические блага — это результаты созидательной производственнойдеятельности людей. Задача государства — стимулировать получение максимальновозможных результатов такой деятельности путем проведения соответствующейэкономической политики. Таким образом, эффективность социальной политики вомногом предопределена эффективностью экономической политики, проводимойгосударством, что чрезвычайно усиливает его роль в обеспечениибеспрепятственного осуществления конституционных прав граждан, включая право насоциальное обеспечение.
Государство должно гарантировать каждому социальную поддержку внеобходимых случаях и без учета трудовой деятельности. С этой целью го-сударстводолжно выделить в составе государственного бюджета соответствующие средства засчет которых социальное обеспечение предоставляется каждому как члену обществана условиях и по нормам также закрепленных в Федеральном законе.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль государства в реализацииконституционного права на социальное обеспечение чрезвычайно велика.
1.2. Формирование российской Федеральной системы социального
обеспечения.
Государственная система социального обеспечения, как ужеговорилось, явление многоаспектное. Это не только комплекссоциально-экономических мер, гарантирующих гражданам социальную поддержку, но икомплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятсяпо видам, регулируемых общественных отношений к различным отраслям права.
Формирование пенсионной системы. Первый этап осуществления пенсионнойреформы в России связан с применением Закона от 20 ноября 1990 года «Огосударственных пенсиях в Российской Федерации». В связи с этим законом былсоздан Пенсионный Фонд России как самостоятельная внебюджетнаякредитно-финансовая система.
В связи с принятием этого закона были ликвидированыпривелегиро-ванные и ущербные пенсионные системы. Закон закрепил равную дляпенсионного обеспечения правовую оценку всех видов трудовой деятельности иоплаты за нее; закрепил механизм сохранения реальной оценки пенсии путем защитыее от инфляции предотвращая таким образом снижение уровня жизни пенсионеров. Впервоначальной редакции закон закреплял принципиальное положение, в силукоторого минимальный размер пенсий не может быть ниже прожиточного минимума.
Единая пенсионная система в России сохранялась недолго. В начале1993 года начался интенсивный процесс декодификации пенсионного зако-
нодательства. Его началом послужило принятие 12 февраля 1993 годаеще одного пенсионного закона — Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц,проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей».Лицам, предусмотренным в данном законе, было предоставлено право выбораполучения пенсии по одному из пенсионных законов.
Закон 1993 года закрепил такой уровень пенсионного обеспечения, которыйгарантирует получение пенсии в размере до 85% сумм денежного довольствиявоеннослужащего и без ограничения размера пенсий твердым максимальнымпределом.
Формирование систем иных денежных выплат гражданам в порядке ихсоциального обеспечения. В данном случае речь идет о системе пособий и компенсаций.
Первоначально пособия по беременности и родам регулировалось Закономот 4 апреля 1992 года «О дополнительных мерах по охране материнства идетства», нормы которого затем были инкорпорированы в ФЗ от 19 мая 1995 года «Огосударственных пособиях гражданам, имеющим детей», в связи с чем закон от 4апреля 1992 года был признан утратившим силу.
Впервые в нашей стране устанавливается пособие по безработице. Оновводится в России одним из первых законов — от 19 апреля 1991 года «О занятостинаселения в РСФСР».
Законом от 12 марта 1992 года «О ритуальном пособии» впервые в Россиивводится ритуальное пособие, которое назначается любому лицу, взявшему на себяпохороны умершего. В последствии нормы этого закона инкорпорируются вФедеральный Закон от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле»,который ввел бесплатные ритуальные услуги всему населению, а если такие услугине предоставлялись, то лицам, взявшим на себя похороны умершего, выплачиваетсясоциальное пособие на погребение.
Введен ряд других новых пособий: единовременные пособия предусмотреныдля лиц, пострадавших в связи с участием их в борьбе с терроризмом; длямедицинских работников, заразившихся ВИЧ-инфекцией при вы-полнении своихобязанностей; при возникновении поствакционального осложнения у граждан; длядетей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Формирование системы социального обслуживания. Наряду с пенсионнойсистемой пособий, реформированию подвергалась система социальных услуг, какнеобходимый элемент государственной системы социального обеспечения. Всоветский период предоставление гражданам социального обеспечения не в денежнойформе, а в виде «натурального обеспечения» регулировалось в основном актамиминистерств и ведомств. Россия законодательно закрепляет эту подсистему. Кчислу социальных услуг условно можно отнести также медицинскую помощь илечение.
В настоящее время предоставление гражданам медицинской помощи илечение регулируется принятыми 22 июля 1993 года Верховным Советом РФ Основамизаконодательства РФ «Об охране здоровья граждан».
Законодательное закрепление получает и система социального обслуживанияпожилых граждан, инвалидов, семей с детьми. Федеральными законами от 2 августа1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов», от 10 декабря 1995 года«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»предусматривается социальное обслуживание на дому пожилых и инвалидов,нуждающихся в постоянной помощи.
Формируется система социальной поддержки в виде социальных услуг,предоставляемых семьям с детьми, детям, лишенных родительской опеки ипопечительства; детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По защите ихправ были приняты законы от 24 июля 1989 г. «Об основных гарантиях правребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. « О дополнительныхгарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей».
Общая характеристика современной российской системы социальногообеспечения была бы неполной без учета социальных льгот. Основной закон,который регулирует предоставление льгот по системе социального обеспече-
ния, это ФЗ «О ветеранах», принятый в 1994 году и изложенный вновой редакции ФЗ от 2 января 2000 года.
Достаточно широким и разнообразным стал перечень льгот. Однако реальноеположение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены,таково, что эти права носят зачастую декларированный характер. Многие видысоциального обслуживания остаются дефицитными, поскольку не обеспеченысоответствующим государственным финансированием.
1.3. Формы социального обеспечения.
Под формами социального обеспечения понимаютсяорганизационно-правовые способы его осуществления.
К специфическим признакам форм социального обеспечения принятоотносить:
1. способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счетсредств которых предоставляется социальное обеспечение;
2. круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;
3. виды обеспечения за счет данного источника конкретного кругасубъектов;
4. систему органов осуществляющих социальное обеспечение.
Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Используемыев России на современном этапе формы социального обеспечения можноквалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные,а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередьподразделяются на:
• обязательное социальное страхование;
• социальное обеспечение за счет бюджетных средств;
• смешанную форму социального обеспечения, принимаемую дляопределенных специальных субъектов.
Финансовой основой системы обязательного социального страхованияявляются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета,бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию неподлежат и являются федеральной собственностью.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательногосоциального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средствафедерального бюджета.
Управление системой обязательного социального страхования осуществляетПравительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.
В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельныекредитно-финансовые системы четыре фонда:
— Пенсионный Фонд РФ;
— Фонд социального страхования РФ;
— Государственный фонд занятости населения РФ;
— и фонды обязательного медицинского страхования. Основнымидоходами этих фондов являются страховые взносы.
С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой исвоевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фондыуплачиваемых в составе единого социального налога средств осуществляетсяналоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемыхв фонды, а также иных условий, связанных с использованием этих средств, тоони, как и прежде, устанавливаются законодательством РФ.
Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам социальногострахового риска.
ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к видам социальныхстраховых рисков относят следуюпще: необходимость получения медицинской помощи;временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание;материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признаниебезработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов егосемьи; находящихся на его иждивении.
Вторая централизованная форма социального обеспечения — это социальноеобеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделениеассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федеральногобюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов.Централизованный характер данного организационно-правового способаосуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемыхи виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связис чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируютсясамим государством. На федеральном уровне определяется также источникфинансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средствабюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.
К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятсялица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезнойдеятельностью; все население страны, обеспечиваемое определенными видамисоциального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека.
Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетныхсредств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такоеобеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также органысоциальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости,опеки и попечительства и др.
На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна — третьяцентрализованная форма социального обеспечения социального обеспечения, хотявсей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, онаеще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения, когдагосударство одновременно использует в отно-шении определенных субъектов первуюи вторую форму социального обеспечения. В данном случае на социальноеобеспечение указанных трудящихся, предоставляемое в связи с особой ихдеятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно каксредства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либоособого способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время пока неустановлено.
К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социальногообеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государственныеслужащие, депутаты.
Наряду с централизованными, выделяются региональные формысоциального обеспечения.
Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфересоциального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти исубъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование указанных отношений,субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могутпонизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении.Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формысоциального обеспечения представляют собой организационно-правовые способыосуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения науровне субъекта РФ за счет его собственных финансовых источников. При этомкруг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такойзащиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.
К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятсяорганизационно-правовые способы осуществления дополнительных мер социальнойзащиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектамисоциально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы исубъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которыхпредусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержкии способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретаютособое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могутсвоевременно реагировать на все социальные риски локального характера, хотяресурсы здесь пока еще не ограничены.
Практическая часть,
1. Назовите объективные причины, которыми обусловленостановление и
функционирование в обществе систем социального обеспечения?
Социальное обеспечение, как реально существующее общественное явлениенуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем,насколько полно и точно в ней отражены его сущностные признаки.
Ученые выделяют такие конституционные признаки как:
1) объективные основания, вызывающие потребностьв особом механизме социальной защиты по поддержанию определенного уровняжизнеобеспечения;
2) особые фонды, источники социальногообеспечения;
3) особые способы предоставления создания этих фондов;
4) особые способы предоставления социальногообеспечения в социальных, в том числе правовых, нормах.
2. Задача.
Ровенский является инвалидом 2 группы от общего заболевания, проживаетв 2-х комнатной квартире, получает пенсию по инвалидности. Имеет ли он право нальготы по квартплате и коммунальным платежам? По условию задачи сформулируйте пенсионнойдело.
Решение.
Согласно Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» Ровенский имеетправо на льготы, так как является инвалидом 2-й группы. Также согласноПостановления Правительства от 18 июля 1996 года №707 он имеет право получатьвыплаты на оплату жилья (субсидии) и коммунальных услуг, причем компенсационныевыплаты будут выплачиваться в пределах социальной нормы жилой площади инормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума.
Заключение.
Право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль сформироваласьв общей системе права относительно недавно, но потребность в социальномобеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. Влюбом обществе независимо от его экономического и политического устройствавсегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин немогут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования.К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики.
Следовательно, социальное обеспечение — это один из способов распределениячасти ВВП путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравниванияих личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средствцелевых финансовых источников в объеме и на условиях строго нормируемыхобществом, государством для поддержки их полноценного социального статуса.
Для обеспечения социального обслуживания населения государствореализует следующие функции:
— экологическая функция;
— производственная функция;
— социальная (социально-реабилитационная) функция;
— политическая функция;
— демографическая функция;
— духовно-идеологическая функция.
Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота опрестарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источниксредств существования по независящим от него причинам, признается одной изобщечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.
Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционнуюобязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина,создавать надлежащие материальные политические, правовые и иные условия ддяосуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни, можно толькопо успехам государства в социальной политике.
К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России такова,что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кромесоциальных выплат не имеет иного источника средств существования, поистинетрагическое.
Библиографический список.
1. Конституция РФ 1993 г.
2. ФЗ «О государственныхпенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г.
3. ФЗ «О пенсионномобеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, ихсемей» от 12 февраля 1993 года.
4. ФЗ «О дополнительныхмерах по охране материнства и детства» от 4 апреля 1992 года.
5. ФЗ «О государственныхпособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года.
6. ФЗ «О занятостинаселения в РСФСР» от 19 мая 1995 года.
7. ФЗ «О ритуальномпособии» от 12 марта 1992 года.
8. ФЗ «О погребении ипохоронном деле» от 12 января 1996 года.
9. ФЗ «Об охране здоровьяграждан» от 22 июля 1993 года.
10.ФЗ «О социальномобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года.
11.ФЗ «О социальнойзащите инвалидов» от 24 ноября 1995 года.
12.ФЗ «Об основахсоциального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 года.
13.ФЗ «Об основныхгарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1989 года.
14.ФЗ «О дополнительныхгарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей» от 21 декабря 1996 года.
15. ФЗ «»0 ветеранах» от2 января 2000 года.
16.Захаров М.П., ТучковаЭ.Г. ПСО России: Учебник -2-е издание, ис-правл. и перераб. -М: ИздательствоБЕК,2002.