Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» всероссийского педагогического портала МЕТОДКАБИНЕТ.РФ (www.методкабинет.рф) УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-М КЛАССЕ«ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ».Автор: учитель русского языка Югова Наталья Ивановна (yugova natalya @ mail.ru).Место работы: Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 54 YIII вида» г. Перми. МС(К)ОУ «Школа № 54 YIII вида» г. Перми.Предмет : русский язык (обобщающий урок).Тема: «Имя существительное».Продолжительность: 1 урок – 40 минут.Класс: 5 класс.Технологии: презентация РРТ.^ Цель: Обобщение, закрепление и актуализация знаний об имени существительном как части речи.Задачи: 1.Коррекционно-образовательные:- Закрепить и актуализировать знания о грамматических признаках имени существительного как части речи. – Закрепить правила правописания имен существительных ( собственные имена существительные, правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце, правописание падежных окончаний имен существительных). – Упражнять в согласовании имен существительных с другими частями речи. – Обогащать активный и пассивный словарь учащихся.2. Коррекционно-развивающие.- Учить организации связного высказывания. – Развивать навыки осмысленных, доказательных ответов. – Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую). – Учить использовать в устной и письменной речи выразительные средства языка.3. Коррекционно-воспитательные:- Формировать интерес, любовь к родному языку, поэтическому слову, русской словесности. – Формировать навыки учебной деятельности, сотрудничество при решении учебных задач.Оборудование:- Презентация «Имя существительное /5 класс/. – Плакат – карта «Город имен существительных». – Карточки с обозначением рода имен существительных.Языковой материал:Отрывки из сказок А.С.Пушкина.^ ХОД УРОКА.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (Звучит музыка).- Дети, какое у вас настроение? А отчего у вас хорошее настроение? ( от музыки, от хорошего друга, от красиво оформленного класса и т.д.).^ ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку. Будьте внимательны и постарайтесь ее отгадать: (слайд № 4) Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. – Правильно, это имя существительное. Наше путешествие мы совершим в город Существительных. Встречаясь с именами существительными, мы повторим все то, что мы узнали о признаках этой части речи. А языковым материалом урока будут служить тексты из произведений великого русского поэта А.С.Пушкина. Путеводителем для нас станет карта города Существительных (открывается плакат-карта «Город Существительных) . Садимся на корабль и плывем к прекрасному городу Существительных (звучит музыка). – Пока звучит музыка, мы в тетрадях, а сегодня это наши вахтенные журналы, запишем сегодняшнее число ( после записи даты – разбор орфограмм).3. ^ АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.- Мы приплыли к городу Существительных и начинаем наше путешествие с центра горо- да – кремля.А) Словарная работа. – Подумайте, что обозначает слово «КРЕМЛЬ» ? (городская крепость в старинных русских городах).Б) – На нашей карте кремль символизирует основное значение имени существительного, его смысл. – Что обозначают имена существительные? В) – Послушайте строки из сказки А.С.Пушкина и запишите те имена существительные, которые вам встретятся в этом отрывке (в начальной форме).^ Выборочный диктант. Ветер по морю гуляет Мимо острова крутого, И кораблик подгоняет; Мимо города большого; Он бежит себе в волнах Пушки с пристани палят, На поднятых парусах. Кораблю пристать велят.Г) ^ Задание «Проверь себя». (слайд № 5).Дети читают существительные с поставленными к ним вопросами: (что?) ветер, (что?) море и т.д. Делают вывод: имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что?- Чтобы пройти через кремлевские ворота мимо грозной стражи, мы должны доказать, что умеем хорошо трудиться.4. ^ ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.- Что было задано на дом? (Выписать из сказок А.С.Пушкина строки с устаревшими существительными и определить их значение).а) Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела. И в светлицу входит царь… (Светлица –светлая парадная комната в доме). (слайд №6). б) Царь Салтан сидит… На престоле и в венце. (^ Престол-трон, царское кресло; венец-корона). (слайд №7). в) Остров на море лежит Град на острове стоит… (Град-город) (слайд № 8). г) Царь умолк, ей глядя в очи…(Очи-глаза)- Мы справились с домашним заданием, прошли через кремлевские ворота и видим, что от кремля отходят группы улиц. Побываем на первых двух улицах, которые называются… (Собственная и Нарицательная). – Как вы думаете, почему они так называются? – Какие имена существительные являются собственными, а какие нарицательными? – Вспомните сказки А.С.Пушкина, в названиях которых есть собственные имена существительные. ( «Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне», «Сказка о попе и работнике его Балде», поэма «Руслан и Людмила»). – А сейчас догадайтесь по нарицательным именам существительным и гласным буквам, какие собственные имена существительные из сказок А.С.Пушкина живут на улице Собственной). Князь _ _ и _ о _ Работник _ а _ _ а Королевич Е _ и _ е_ Дядька _ е _ _ о _ о _ Царевна _ е _ е _ _ Девушка _ е _ _ а _ _ а (слайд № 9, 13). – Какие имена существительные являются собственными, а какие нарицательными? Как они пишутся? ( запись имен героев сказок А. С. Пушкина в тетрадях).5. ^ ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.- Обратите внимание на имена героев сказок. Почему автор дал имя девушке Чернавка? – Работник Балда? (переносное значение). – Царевна Лебедь? – Дядька Черномор?6. – Побываем еще на двух улицах города Существительных, прочитаем их названия. (Одушевленная и Неодушевленная). – Какие имена существительные относятся к одушевленным? На какой вопрос они отвечают? – Какие существительные отвечают на вопрос ЧТО? – Вспомните героев сказок А.С.Пушкина, назовите их и поставьте к ним вопросы. (белка, коршун, старуха, месяц, ветер, звездочет, петушок, заяц, солнце и т.д.)^ 7. ИГРА «МОЛЧАНКА».- Я называют сказочного героя, а вы поднимаете карточку, которая обозначает род данного имени существительного.8. ИГРА- А сейчас мы очутились в парке «Единственного и множественного числа», где мы немного отдохнем и поиграем со сказочными героями.Задание: играем в группах, для каждой группы дается задание – образовать от имен существительных единственного числа существительные множественного числа. (задание выполняется командами на доске).- Мы подошли к высокому терему, в котором живут семеро богатырей. Из какой они сказки А.С.Пушкина? -Послушайте, как богатырь обратился к царевне: …Коль ты старый человек, Дядей будешь нам навек. Коли парень ты румяный Братец будешь нам названый. Коль старушка, будь нам мать, Так и станем величать. Коли красная девица, Будь нам милая сестрица. – Назовите имена существительные, в которых есть суффиксы, придающие словам уменьшительно-ласкательное значение (братец, старушка, сестрица). – Запишите эти слова и разберите их по составу (задание выполняется парами на корточках). (Проверка задания).9^ . САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.Определи род, число, падеж, склонение имен существительных. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки. Ст_ричок (к) ст_рухе воротился. В палатах видит он свою ст_руху, (За) ст_лом сидит она ц_рицей, Наливают ей (за)морские вина, (За)едает она пряником печ_тным. (слайд № 10, 13).^ 10.РАБОТА В ГРУППАХ. (Правописание Ь в именах существительных после шипящих).-На карточках с отрывками из сказок А.С.Пушкина запишите пропущенные орфограммы и объясните написание слов. – Из каких сказок эти отрывки?Родила царица в ноч… Не то сына, не то доч… А как реч…-то говорит Словно реченька журчит. И наказывает ей Весть царевну в глуш… лесную. Петушок мой золотой Будет верный сторож… твой. Перед ним его два сына Меч… вонзили друг во друга. (слайд № 11, 15).11. ИТОГ УРОКА.- Наше путешествие подошло к концу. -Какие задания мы выполняли во время путешествия? -Какие грамматические категории имен существительных вы знаете? -Понравилось ли вам наше путешествие? Почему?12. Выставление оценок, рефлексия.13.Домашнее задание.(слайд № 12)
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…