Торгово-промышленная палата Республики Беларусь и ее роль в развитии внешнеэкономической деятельности в Беларуси

Содержание
Введение
Глава 1. Белорусская торгово-промышленная палата как институциональная структура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь
Глава 2. Основные направления деятельности Белорусской торгово-промышленной палаты
Глава 3. Пути совершенствования деятельности Белорусской торгово-промышленной палаты
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Введение
Развитие внешнеэкономических связей во многом предопределяется развитием инфраструктуры внешнеэкономического комплекса, особое место в котором занимают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленные палаты являются наиболее представительными организациями, объединяющими коммерческие структуры различных секторов экономики.
Во всех странах мира они имеют ряд общих черт, которые отличают их от других организаций, союзов и ассоциаций: они являются некоммерческими организациями; носят территориальный характер (организованы в административных границах города, округа, штата и т.п.); функционируют на основе самоуправления, определяемого их уставами; оказывают различные виды услуг своим членам (состав этих услуг, хотя и весьма отличается в разных странах, в целом направлен на развитие предпринимательства); используют свое влияние и авторитет в законодательных и исполнительных органах власти для создания благоприятного правового климата для развития предпринимательства и лоббирования его интересов; выполняют функции посредников между правительственными и предпринимательскими структурами в деле исполнения, толкования и совершенствования нормативных документов, регламентирующих предпринимательскую деятельность [10, с.3-5].
Роль торгово-промышленных палат в социально-экономическом развитии стран зависит от таких факторов, как требования к членству в палатах и охват деловых структур; источники и объемы финансирования деятельности палат; виды и диапазон услуг, оказываемых палатами деловым кругам; авторитет и влияние палат в законодательных и исполнительных органах власти; характер и качество вертикальных связей национальной палаты с региональными, территориальными и местными палатами, а также ассоциациями и союзами предпринимателей для выработки совместных позиций по актуальным проблемам развития предпринимательства и защиты интересов деловых кругов [12].
В первой части данной работы Белорусская торгово-промышленная палата рассматривается как институциональная структура ВЭД Республики Беларусь. В этой главе указаны ее основные задачи, функции и методы, а также подробно рассматривается ее структура.
Вторая глава знакомит с приоритетными направлениями деятельности БелТПП в освоении новых рынков, информационном обеспечении участников ВЭД, рекламно-издательской деятельности и других услугах, оказываемых БелТПП субъектам хозяйствования.
Третья часть работы посвящена основным путям совершенствования ее деятельности, в частности в сфере малого и среднего бизнеса.
Таким образом, объектом исследования данной работы является торгово-промышленная палата Республики Беларусь и ее роль в развитии внешнеэкономической деятельности в Беларуси.
Для этого был проанализирован ряд источников, имеющих отношение к БелТПП, носящих как теоретический, так и практический характер. В их числе присутствовали материалы и из периодических изданий.
Глава 1. Белорусская торгово-промышленная палата как институциональная структура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь
23 декабря 1952 года в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР было создано Белорусское отделение Всесоюзной торговой палаты [10, c.3]. С этого дня принято вести отсчет биографии БелТПП. Возраст младенческий в сравнении с периодом существования этого института в мировой предпринимательской практике, но это не мешает ей вносить заметный вклад в развитие промышленного потенциала республики и укрепление ее внешнеэкономических связей.
Своевременно были подобраны и обучены кадры, призванные решать поставленные задачи, создана материальная база. В целях недопущения поступления в страну некачественной продукции была сформирована разветвленная сеть экспертизы. Во всех областных центрах образованы отделения, а в городах – бюро и группы экспертов. Главной целью деятельности палаты в тот период являлось содействие развитию научно-технического и экспортного потенциала Беларуси.
Понятно, что по мере роста объемов оказываемых услуг, усложнения решаемых задач совершенствовалась структура Отделения, расширялась география его деятельности, охватив практически всю территорию республики. В результате в 1972 году Минское отделение Всесоюзной торговой палаты было преобразовано в Торгово-промышленную палату Белорусской ССР.
Новым этапом в деятельности Палаты стал 1991 год. С приобретением Беларусью суверенитета, признанием ее субъектом международного права, свободным и самостоятельным выходом отечественных товаропроизводителей на зарубежные рынки резко возросла роль палаты как органа, призванного содействовать развитию национальной экономики, интегрированию ее в мировую хозяйственную систему, созданию благоприятных условий для предпринимательства и экспортной деятельности [11, c.3].
Белорусская торгово-промышленная палата является одним из учредителей и активным членом Международного Совета Торгово-промышленных и хозяйственных палат стран Центральной и Восточной Европы, а также членом Совета ТПП стран Центральной Европейской Инициативы. Она является действительным членом Международной торговой палаты, штаб-квартира которой находится в Париже.
В своей деятельности БелТПП руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 23.07.2001 г. № 403 “О Белорусской торгово-промышленной палате”, Законом Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. № 208-З “О торгово-промышленной палате”; Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.1998 г. № 110 “О некоторых вопросах деятельности Белорусской торгово-промышленной палаты” (изменения и дополнения от 19.09.2001 г.), иными актами законодательства и своим Уставом.
В целях содействия развитию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь и создания благоприятных условий для упрочения внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, президент Республики Беларусь принял указ №403 от 23 июля 2001 года, которой установил, что:
1.1 Белорусская торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на членстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь.
Белорусская торгово-промышленная палата является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь и ее уставом.
Белорусская торгово-промышленная палата может создавать представительства и филиалы, которые не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных палатой положений о них;
1.2 Белорусская торгово-промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью для выполнения задач, определенных ее уставом, и соответствующей этим задачам. Полученные прибыль и доходы между членами палаты не распределяются, а направляются на выполнение ее уставных задач;
1.3 Основными задачами Белорусской торгово-промышленной палаты являются:
содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, увеличению экспорта белорусских товаров, работ и услуг, привлечению в национальную экономику иностранных инвестиций;
оказание практической помощи субъектам предпринимательской деятельности в развитии производства конкурентоспособной продукции, в проведении торговых операций на внешних рынках;
представление и защита интересов членов Белорусской торгово-промышленной палаты при осуществлении внешнеэкономической деятельности как в Республике Беларусь, так и в иностранных государствах;
развитие и укрепление связей с торгово-промышленными палатами, ассоциациями, союзами предпринимателей и другими неправительственными организациями иностранных государств,
совершенствование системы обучения и стажировки специалистов по вопросам внешнеэкономической деятельности;
распространение информации об экспортном, промышленном и научно-техническом потенциале Республики Беларусь, национальном законодательстве о внешнеэкономической деятельности, обычаях и правилах международной торговли;
организация международных и национальных выставок и ярмарок;
выполнение отдельных функций, возложенных на Белорусскую торгово-промышленную палату законодательством Республики Беларусь;
1.4 Руководящими органами Белорусской торгово-промышленной палаты являются:
съезд – высший орган управления, созываемый не реже одного раза в 3 года;
совет – избираемый съездом орган управления, осуществляющий руководство деятельностью Белорусской торгово-промышленной палаты в период между съездами;
президиум – исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью Белорусской торгово-промышленной палаты, состав которого утверждается советом по представлению президента палаты;
президент – руководитель Белорусской торгово-промышленной палаты, являющийся по должности председателем совета и президиума;
1.5 Президент Белорусской торгово-промышленной палаты избирается на должность и освобождается от должности советом палаты по предложению Министерства иностранных дел;
1.6 Белорусская торгово-промышленная палата может иметь в собственности строения, сооружения, оборудование, транспортные и денежные средства, ценные бумаги и другое имущество, необходимое для осуществления уставных задач;
1.7 Источниками формирования имущества Белорусской торгово-промышленной палаты являются вступительные и членские взносы, прибыль от предпринимательской деятельности палаты, другие доходы и поступления, не запрещенные законодательством Республики Беларусь [2].
В БелТПП предусмотрено фиксированное членство. Согласно Уставу БелТПП, членами Палаты могут являться юридические лица независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, и индивидуальные предприниматели, признающие и выполняющие положения Устава БелТПП и уплачивающие членские взносы. Юридические лица участвуют в деятельности Палаты через своих представителей. Индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь может присваиваться звание Почетного члена БелТПП за особые заслуги в развитии экономики и внешнеэкономических связей нашей страны и деятельности БелТПП.
Члены БелТПП могут прекратить свое членство, подав письменное заявление в Президиум. Члены Палаты, не уплатившие в течение года членские взносы, могут быть исключены из нее.
Палата уполномочена представлять и защищать интересы своих членов в государственных органах Республики Беларусь, а также осуществлять представительские функции членов БелТПП в международных торговых, финансовых и других экономических организациях [4, c.6-7].
Принцип членства – добровольный. Но, несмотря на это, членами палаты являются фактически все основные белорусские производители, экспортеры и импортеры продукции машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической отраслей, легкой и деревообрабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса, товаров народного потребления, торговли и услуг, фундаментальной и прикладной науки. Тесно сотрудничая с Палатой, они получают дополнительные возможности для успешной реализации поставленных задач.
Палата гарантирует своим членам первоочередное и бесплатное оказание различного рода консультаций, предоставление издаваемой ею рекламной и информационной литературы, а также выполнение платных услуг по пониженным тарифам. Например, членам Палаты, занимающимся экспортной деятельностью, установлены льготные тарифные ставки на выдаваемые свидетельства о происхождении производимой ими продукции. В то же время, тарифы БелТПП практически в 1,5 – 2 раза ниже, чем в странах СНГ.
Что касается размеров членских взносов, то они также значительно ниже, чем в других странах. Коме того, они устанавливаются дифференцировано с учетом масштабов и характера деятельности предприятия и составляют от 30 до 50 минимальных зарплат, для бюджетных организаций – до 10, а для частных предпринимателей – 5 минимальных зарплат [11, c.27-28].
БелТПП реализует свои функции самостоятельно, либо через созданные ею организационные и хозяйственные структуры (отделения и пр) во взаимодействии с органами государственного управления Республики Беларусь, а также концернами, предприятиями и организациями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, республиканскими и местными исполнительными органами.
Юридические документы, выданные БелТПП а пределах ее компетенции, признаются и действуют на всей территории Республики Беларусь. БелТПП имеет печать с изображением своей эмблемы – жезла Меркурия – и со своим наименованием.
БелТПП выполняет свои задачи посредством следующих функций и методов:
Участие в подготовке проектов законов и других нормативных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в Республике Беларусь, а также по другим вопросам, вытекающим из целей деятельности БелТПП и затрагивающим интересы субъектов хозяйствования.
Организация международных, иностранных, национальных выставок и ярмарок, деловых встреч, дней экономики, презентаций, конференций, семинаров, симпозиумов в Республике Беларусь и за рубежом, а также обеспечение коллективного участия в них субъектов хозяйствования.
Оказание рекламных услуг в области внешнеэкономической деятельности.
Подтверждение подлинности документов, используемых в международном экономическом обороте, свидетельствование обстоятельств форс-мажора, а также выполнение иных действий, отнесенных к компетенции БелТПП в силу международного права и международных торговых обычаев.
Удостоверение сертификатов происхождения; проведение всех видов экспертиз товаров, сырья, оборудования и собственности; определение принадлежности к собственному производству продукции, работ и услуг субъектов хозяйствования; сертификация соответствия продукции; определение кода товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, осуществление деятельности в качестве таможенных агентов.
Выполнение заявок белорусских и иностранных юридических и физических лиц по патентованию изобретений, промышленных образцов, разработка и регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, фирменных и других наименований, а также проведение иных действий, связанных с охраной промышленной и интеллектуальной собственности.
Осуществление переводов технической и коммерческой документации, справочных и информационных материалов, другой литературы, устных переводов с иностранных языков на белорусский и русский, а также с белорусского и русского на иностранные языки.
Организация приема иностранных делегаций, представителей деловых кругов и миссий белорусских деловых людей за рубеж; оказание содействия белорусским и иностранным предпринимателям в поиске партнеров для сотрудничества, налаживание деловых контактов.
Развитие и укрепление сотрудничества с торгово-промышленными палатами, ассоциациями, объединениями, союзами предпринимателей и другими неправительственными организациями зарубежных стран, содействующих развитию внешнеэкономической деятельности.
Оказание юридических услуг в области внешнеэкономической деятельности.
Осуществление других полномочий, не противоречащих действующему законодательству Республики Беларусь, а также выполнение задач, вытекающих из мировой практики и положений международных договоров Республики Беларусь [4].
Что касается структуры, то БелТПП может создавать в своем составе Торгово-промышленные палаты областей (городов) Республики Беларусь, которые образуют единую систему БелТПП.
Торгово-промышленные палаты областей (городов) Республики Беларусь создаются при наличии не менее двадцати членов.
Правовой статус торгово-промышленных палат областей (городов) определяется Советом БелТПП. В своей деятельности они руководствуются Уставом и решениями Съезда и Совета БелТПП.
Высшим органом Торгово-промышленных палат областей (городов) является конференция (собрание). Конференция (собрание) определяет формы и методы работы, структуру выборных органов. Структура Белорусской торгово-промышленной палаты приведена в Приложении 1.
Высшим органом БелТПП является Съезд. Очередные Съезды БелТПП созываются один раз в четыре года. Внеочередные Съезды созываются по решению Совета, или по требованию Ревизионной комиссии, или по требованию не менее 1/3 числа членов Палаты.
Совет принимает решение о времени и месте созыва Съезда БелТПП, о вопросах, подлежащих рассмотрению на Съезде, и сообщает об этом своим членам не позднее, чем за 30 дней до открытия Съезда. Сообщение о созыве Съезда публикуется в печати.
Съезд БелТПП определяет основные направления, приоритеты и формы практической деятельности БелТПП по реализации ее уставных задач; избирает Совет и Президента БелТПП; избирает Ревизионную комиссию БелТПП; утверждает Устав БелТПП, вносит в него изменения и дополнения; рассматривает доклады Совета о его деятельности, отчеты Ревизионной комиссии и принимает по ним решения; решает вопрос о прекращении деятельности БелТПП. Съезд БелТПП считается полномочным при наличии не менее двух третей избранных на Съезд делегатов.
Вопросы, обсуждаемые как на очередных, так и на внеочередных Съездах БелТПП решаются открытым голосованием простым большинством голосов, за исключением вопросов об утверждении, изменении или дополнении Устава БелТПП и прекращении ее деятельности. Решение по этим вопросам считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей избранных на Съезд делегатов.
Руководящим органом БелТПП является Совет, избираемый Съездом на четыре года.
Количество избираемых членов Совета определяется Съездом.
Совет возглавляется Президентом БелТПП, который организует работу Совета и ведет его заседания.
Совет БепТПП: организует исполнение решений Съезда, определяет количество членов Президиума БелТПП и избирает его; избирает Вице-президентов БелТПП; рассматривает жалобы на решения Президиума об отказе в приеме в члены БелТПП и об исключении из ее членов; рассматривает и утверждает годовые отчеты о работе Президиума; принимает решение о создании организационных структур БелТПП; рассматривает споры относительно правильности применения Устава БелТПП; утверждает по представлению Президиума структуру управления, перспективы и годовые планы хозяйственно-экономической деятельности и социального развития БелТПП, отчеты об их исполнении; вносит изменения и дополнения в Устав БелТПП; рассматривает другие вопросы в пределах своей компетенции. Совет вправе делегировать часть своих полномочий Президиуму.
Заседания Совета БелТПП созываются Президиумом один раз в год. Внеочередные заседания Совета могут быть созваны по требованию Президиума, или Ревизионной комиссии, или одной трети членов Совета. Заседания Совета считаются полномочными при наличии более половины его состава. Решения Совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов совета.
Исполнительно-распорядительным органом БелТПП является Президиум, избираемый из своего состава Советом на четыре года. В состав Президиума по должности входят Президент и Вице-президенты. Президиум возглавляет Президент БелТПП. Количество членов Президиума определяется Советом.
Президиум БелТПП: осуществляет оперативное руководство хозяйственно-финансовой деятельностью Палаты и ее подведомственных подразделений в период между съездами и заседаниями Совета БелТПП; осуществляет методическое руководство деятельностью Торгово-промышленных палат областей (городов); принимает в состав и исключает из состава БелТПП членов, присваивает звание Почетных членов БелТПП; вносит на утверждение Совета структуру управления, проекты перспективных и годовых планов хозяйственно-экономической деятельности и социального развития БелТПП, а также отчеты об исполнении этих планов; утверждает расценки и тарифы на работу и услуги, осуществляемые предприятиями и другими хозрасчетными структурами (отделами и пр) БелТПП с целью выполнения ее уставных задач; образует комитеты (секции), комиссии, рабочие группы по вопросам, связанным с выполнением уставных задач БелТПП.
Заседания Президиума БелТПП проводятся не реже одного раза в два месяца и считаются полномочными при наличии более половины членов Президиума. Решения Президиума принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на его заседании членов.
Президент БелТПП: осуществляет руководство работой Совета и Президиума БелТПП и обладает всеми правами и полномочиями руководителя юридического лица; определяет круг обязанностей Вице-президентов БелТПП; решает текущие вопросы планирования, финансирования, материально-технического обеспечения, структуры, штатов и оплаты труда работников БелТПП, а также другие вопросы в соответствии с действующим законодательством и Уставом; издает приказы и распоряжения, принимает иные решения в пределах своей компетенции; действует от имени БелТПП без доверенности, представляет ее в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами [4].
Глава 2. Основные направления деятельности Белорусской торгово-промышленной палаты
Сегодня наиболее приоритетным направлением деятельности БелТПП является содействие развитию внешнеэкономических связей Республики Беларусь и формированию ее облика как открытого внешнему миру надежного делового партнера, обладающего значительным экономическим и экспортным потенциалом, заинтересованного в развитии связей с зарубежными странами [10, с.3-5].
Белорусская торгово-промышленная палата – действительный член Международной торговой палаты. Она является одним из учредителей и активным членом Международного Совета Торгово-промышленных и хозяйственных палат стран Центральной и Восточной Европы, а также членом Совета ТПП стран Центральной Европейской Инициативы. При Белорусской ТПП и ТПП России создан и действует Координационный Комитет по содействию процессам интеграции, развитию всех форм делового сотрудничества между субъектами хозяйствования Республики Беларусь и Российской Федерации.
БелТПП принимаются меры по активизации взаимодействия с указанными организациями, расширяются рамки двухсторонних связей с национальными и региональными палатами ближнего и дальнего зарубежья. К настоящему времени подписаны Соглашения о деловом сотрудничестве с 200 зарубежными палатами, которые предусматривают регулярный обмен законодательной и коммерческой информацией, совместную организацию выставочных мероприятий, деловых миссий, а также презентацию на белорусском рынке возможностей и интересов как зарубежных стран и регионов, так и отдельных предприятий и фирм [11, c.32].
Получили развитие и другие формы межпалатовского сотрудничества. В частности, с такими странами, как Польша, Швейцария и Бразилия, созданы смешанные торгово-промышленные палаты, с Турцией – комитет делового сотрудничества, с США – совместная рабочая группа. В ряде стран: Болгарии, Эстонии, Молдове, Чехии, Канаде, Италии, Швеции учреждены представители Палаты, работающие на общественных началах. В Лейпциге (Германия) открыто полноценное, с соответствующим финансированием, представительство Палаты.
Расширение сети представительств БелТПП позволяет проводить более целенаправленную деятельность по рекламе и продвижению на рынки мира товаров и услуг белорусского производства, оперативно налаживать деловые отношения с деловыми кругами зарубежья.
В последнее время заметно расширились география и рамки белорусско-российского сотрудничества. В связи с подписанием Договора о создании Союзного государства Беларуси и России БелТПП активизировала работу по расширению торгово-экономических отношений с Россией. По договоренности с ТПП России прорабатывается вопрос создания единого белорусско-российского палатовского пространства, чтобы объединить усилия двух торгово-промышленных палат по ускорению интеграционных процессов в сфере экономики.
Первым шагом совместной деятельности палат стало подписание с ТПП Российской Федерации Соглашения о долгосрочном сотрудничестве.
Объединение усилий способствовало созданию единой компьютерной базы данных. На сервер ТПП России выведена информация о нормативно – правовой базе, регулирующей внешнеэкономическую деятельность нашей страны, и полные сведения о членах Белорусской ТПП.
Вместе с тем, стремясь расширить географию белорусско-российского сотрудничества путем заключения соглашений с российскими палатами, БелТПП слабо реализует возможности этих соглашений. Многие из них, к сожалению, так и остались лишь на бумаге [11, c.28].
Палата также уделяет большое внимание содействию освоения новых нетрадиционных для Беларуси рынков. Палата ориентируется на развитие отношений с такими государствами, как Китай, Япония, Южная Корея, Бразилия, а также со странами Ближнего и Среднего Востока: Объединенными Арабскими Эмиратами, Израилем, Ираком, Ираном.
Важным направлением деятельности БелТПП, способствующим развитию внешних связей, является обмен делегациями представителей деловых кругов. Участникам таких визитов предоставляется возможность ознакомиться с состоянием зарубежного рынка, условиями работы на нем, для них организуются встречи и переговоры с иностранными партнерами, способствующие налаживанию делового сотрудничества.
За последние 10 лет по линии Палаты республику посетили делегации деловых кругов из 25 стран мира. Всего было организовано более 130 визитов иностранных бизнесменов. В рамках проводимых мероприятий они получали объективные ответы на все интересующие их вопросы, знакомились с условиями работы на внешнем рынке, проводили встречи и переговоры с белорусскими партнерами. Вместе с тем под эгидой Палаты были организованы визиты белорусских промышленников и предпринимателей в 22 государства дальнего и ближнего зарубежья, всего свыше 150 миссий. Во время визитов за рубеж налаживаются партнерские связи, а деловая общественность стран пребывания и их пресса получают “из первых рук” информацию о Беларуси, ее географическом и экономическом положении [11, c.27-28].
Следующим направлением работы Палаты является информационное обеспечение участников внешнеэкономической деятельности, которое осуществляется путем предоставления деловым людям рекламно-информационной литературы либо в форме устных и письменных консультаций. В БелТПП функционирует информационная система, объединяющая три банка данных: а) экспортные возможности членов Палаты и их предложения по сотрудничеству, б) деловые и коммерческие предложения зарубежных фирм, в) информация по странам с национальным внешнеэкономическим законодательством.
Используя имеющуюся базу данных, участники внешнеэкономической деятельности и прежде всего члены БелТПП могут получать необходимую информацию для работы на внешнем рынке, начиная от условий и обычаев торговли, рыночной и ценовой конъюнктуры в интересуемой стране и заканчивая сведениями о потенциальном партнере и его деловой состоятельности.
Ведётся работа по подключению информационной системы Палаты к банкам данных торгово-промышленных палат стран СНГ и Восточной Европы. Главной задачей здесь является постоянное пополнение и обновление имеющейся информации.
Наиболее важную информацию, имеющую отраслевой характер, Палата направляет в соответствующие министерства, ведомства, а также в облисполкомы. Созданная в системе Палаты техническая база позволяет передавать информацию в режиме электронной почты.
Наряду с этим Палата постоянно занимается рекламной деятельностью. Палата имеет специализированные компьютерные базы данных, в которых сосредоточены предложения белорусских и иностранных фирм по торговле и сотрудничеству в различных отраслях производства, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг. Деловые предложения зарубежных фирм регулярно публикуются в белорусской прессе, распространяются по каналам электронной почты [13].
Уделяется постоянное внимание развитию и совершенствованию рекламно-издательской деятельности Палаты. Ежеквартально выходит палатовский бюллетень “Меркурый”, где публикуются коммерческие предложения и инвестиционные проекты не только белорусских, но и российских субьектов хозяйствования, подборки материалов “Как торговать с той или иной страной”. Палата ежегодно выпускает бизнес-каталог “Республика Беларусь” с электронной версией на компакт-диске, в котором в полном объеме отдельно на английском и русском языках содержится информация об экономическом потенциале республики, ее экспортных возможностях, а также деловые предложения белорусских предприятий по сотрудничеству. Причем в каталоге представлены их адреса и электронные реквизиты, фамилии контактных лиц, что позволяет потенциальным партнерам напрямую, без посредников, налаживать деловые контакты. Данный каталог распространялся среди деловых кругов стран дальнего и ближнего зарубежья и, бесспорно, содействовал развитию белорусского экспорта, налаживанию торгово-экономических связей с зарубежными партнерами.
БелТПП организовала в Минске школу менеджеров, активизировала языковую подготовку кадров за счет дополнительно открытой в Общественном институте научно-технического перевода при Минском отделении палаты группы по изучению коммерческой лексики и практики ведения переговоров (за период с 1998 года здесь прошли языковую подготовку более 900 руководителей и специалистов различных субъектов хозяйствования Беларуси). Той же цели служат курсы и семинары, в том числе по организации торговли с конкретными государствами, зарубежные стажировки, организуемые для представителей как государственных, так и частных структур [13].
Важным направлением деятельности БелТПП, содействующей экспорту, является предпродажная подготовка товара. Обеспечивается она предоставлением предприятиям-экспортерам широкого комплекса таких услуг, как разработка и регистрация товарных знаков, перевод на иностранные языки коммерческой и товарно-сопроводительной документации, предоставление ценовой информации, декларирование таможенных грузов, оформление паспортов сделок, штриховое кодирование товаров, выдача различных форм сертификатов.
О важности штрихового кодирования свидетельствуют постоянно возрастающие трудности в продвижении белорусской продукции не только на рынки дальнего, но и ближнего зарубежья. Достаточно сказать, что правительства Москвы и Украины приняли решения, ограничивающие экспорт продукции без штриховой нумерации. Но БелТПП удалось решить эту проблему. В 1998 году в республике была создана Ассоциация товарной нумерации “ЕАN-Беларусь”, одним из учредителей которой выступила БелТПП. Названная ассоциация по заявкам предприятий осуществляет присвоение товару идентификационного номера в системе EAN и выдачу соответствующего свидетельства.
Весьма значимой является сертификация товаров, которая непосредственно связана с экспортной деятельностью белорусских предприятий и дает им возможность беспошлинно или на льготных условиях поставлять товар зарубежным партнерам, что значительно повышает его ценовую конкурентоспособность.
Следует отметить, что качество сертификационной деятельности, несмотря на расширение ее масштабов достаточно высокое. Обусловлено это тем, что со стороны зарубежных таможенных органов, министерств финансов, комиссии Евросоюза установлен строгий контроль за выданными Палатой сертификатами на всем пути их продвижения. Причем их проверка может осуществляться спустя несколько лет после реализации товара. Свидетельством тому являются постоянно поступающие в Палату из разных стран мира запросы не только на подтверждение самого факта правильности выдачи сертификата, но и на документальное подтверждение этого. К сожалению, имеются факты фальсификации белорусских документов недобросовестными предпринимателями, которые пытаются получить преференции, обходя законы. Для предотвращения подобного Палата работает в тесном контакте с органами МВД. По каждому нарушению проводится расследование. Кроме того, Палата перешла на использование бланков всех форм сертификатов с повышенной степенью защиты от подделок [13].
Что касается своевременности выдачи сертификата на продукцию, подготовленную к отгрузке покупателю, то эта задача полностью решена за счет создания в стране широкой сети бюро и групп экспертов, а также организации их работы непосредственно на предприятиях. Вместе с тем, отдельные предприятия-экспортеры высказывают пожелания упростить выдачу сертификатов происхождения, прежде всего на однородную продукцию.
Следует отметить, что БелТПП не только оказывает содействие в развитии экспорта белорусской продукции, но и стремится стимулировать деятельность предприятий на внешнем рынке. В этих целях организован конкурс на звание “Лучший экспортер года”, который проводится среди трех групп предприятий: машиностроения и металлообработки, нефтехимической и деревообрабатывающей промышленности, а также легкой и пищевой промышленности. По его итогам победителям вручаются переходящие кубки, почетные дипломы и грамоты.
Эффективной формой содействия развитию внешнеэкономического сотрудничества является выставочно-ярмарочная деятельность. Участие в выставках предоставляет предприятию прекрасную возможность показать себя и свой товар лицом, найти ему нишу на зарубежном рынке. В структуре Палаты создано специальное подразделение, которое занимается организацией в Беларуси как национальных зарубежных выставок, так и международных, имеющих важное значение для народнохозяйственного комплекса страны. Кроме того, БелТПП организует национальные выставки Республики Беларусь за рубежом, а также выступает организатором экспозиций белорусских предприятий на международных выставках и ярмарках в разных странах мира. [8, c.28].
Расширилась география выставочной деятельности Палаты: организовано участие белорусских предприятий в Каирской (Египет), Тегеранской (Иран), Гаванской (Куба), Познаньской (Польша) международных выставках и ярмарках [13].
Еще одно важное направление работы, связанное с привлечением иностранных инвестиций, – создание свободных экономических зон. БелТПП работает в тесном контакте с администрациями СЭЗ. Подразделениями БелТПП с ними подписаны договора о сотрудничестве. В целях оказания помощи администрациям СЭЗ специалисты Палаты на бесплатной основе консультируют их потенциальных резидентов по вопросам внешнеэкономической деятельности, сертификации происхождения товаров, продукции, работ и услуг собственного производства, дают конкретные рекомендации по организации производства с учетом требований действующего законодательства Республики Беларусь. Кроме того, Палата оказывает постоянное внимание действующим резидентам СЭЗ. Для решения конкретных проблем и вопросов, связанных с их деятельностью, специалисты Палаты принимают участие в работе совещаний, проводимых в СЭЗах и МИДе, организуют рабочие встречи, выезжают на производства.
В общем объеме услуг, предоставляемых Белорусской ТПП СЭЗам, наибольший удельный вес занимает сертификация происхождения товаров – 54%, сертификация продукции, работ и услуг собственного производства составляет 15%, экспертиза – 10%, услуги по ВЭД, переводы и др. – 21% [11, c.30].
Еще один немаловажный вид деятельности БелТПП – юридическая поддержка предприятий, работающих на внешнем рынке. Обеспечивается она путем легализации внешнеэкономической документации, правовой экспертизы заключенных договоров и контрактов, подтверждения обстоятельств непреодолимой силы, а также оказания юридических консультаций по возврату денежных средств белорусским субъектам хозяйствования и решению других вопросов.
Достаточно новой в работе Палаты является функция по экспертизе договоров, заключаемых под кредитование из средств государственного бюджета или заключаемых во исполнение межправительственных соглашений. Целью экспертизы является выявление типичных ошибок, допускаемых в процессе заключения договоров, а нередко и осознанного желания иностранного партнера получить как можно большую выгоду от заключаемой сделки.
Говоря о юридической поддержке предприятий, занимающихся экспортно-импортной деятельностью, нельзя не остановиться и на такой специфической услуге, как разрешение возникающих между партнерами хозяйственных споров. Эту функцию выполняет созданный при Палате Международный арбитражный суд, который получил статус самостоятельного юридического лица и работает в рамках принятого Закона Республики Беларусь “О Международном арбитражном (третейском) суде”. За период с 1998 г. судом рассмотрено 148 дел, 122 из которых решены в пользу белорусских истцов. Следует заметить, что в случаях, когда торговые сделки осуществляются без должной правовой проработки, суд бессилен помочь в спорных ситуациях. Очень часто имеют место ситуации, когда при оформлении документов на куплю-продажу не предъявляются четкие требования к качеству товаров, срокам его поставки, не предусматриваются арбитражные оговорки и форс-мажорные обстоятельства. Поэтому предприятиям, работающим на внешнем рынке, особенно начинающим бизнесменам, желательно при заключении торговых сделок пользоваться услугами Палаты [11, c.30].
Глава 3. Пути совершенствования деятельности Белорусской торгово-промышленной палаты
Совершенствование деятельности Белорусской торгово-промышленной палаты является важным направлением работы по созданию новой внешнеэкономической модели Республики Беларусь.
Мне представляется, было бы весьма полезным и нужным введение обязательного членства в БелТПП для всех юридических и физических лиц, занятых предпринимательством, независимо от масштаба и сферы их деятельности. Это обеспечит охват Палатой всех секторов экономики. В результате, мнение и предложения БелТПП будут отражать общую политику, выработанную путем консультаций, и она сможет выступать от имени всего делового содружества страны, что значительно укрепит ее позиции перед законодательными и исполнительными органами власти. Помимо финансовых преимуществ, обязательное членство обеспечит тесное взаимодействие Палаты со всеми предприятиями Беларуси, позволит ей обобщить опыт наиболее успешных организаций и сделать его достоянием остальных фирм.
Что касается совершенствования работы Белорусской торгово-промышленной палаты в сфере малого и среднего бизнеса, то в данной области делаются только первые шаги. А отставание этой сферы составляет один из факторов, наиболее отрицательно влияющих на динамику белорусской экономики и развитие общественных отношений.
Опыт развития мировой экономики показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на содействие развитию малого предпринимательства, крайне важна для достижения сбалансированного экономического роста. Малые предприятия различных форм собственности вносят свой вклад в нейтрализацию монополизма, помогают решать социальные проблемы. Именно на этой базе можно осуществить структурную перестройку экономики. Это наглядно демонстрируют США и государства ЕС, которые достигли значительных успехов в экономике, прежде всего за счет поддержки и развития малого и среднего бизнеса.
БелТПП следует взять на себя решение указанной проблемы. Создание условий для нормального функционирования “частного” предпринимательства должно стать основной ее задачей, а в последствии – одной из главных задач государства. Можно выделить некоторые преимущества Палаты в содействии малому и среднему бизнесу:
у нее лучший доступ к целевой группе и она более знакома с проблемами и нуждами предпринимателей;
Палата может уравновешивать интересы государственной политики и требования малого и среднего бизнеса;
Палата обладает необходимыми знаниями и возможностями для предоставления практической помощи частному сектору;
она менее бюрократична и более гибка в принятии решений;
деловые круги могут контролировать деятельность Палаты;
Палата через свои контакты с правительством, банками и финансовыми институтами может эффективно воздействовать на формирование схем для финансирования малых и средних предприятий;
постоянно контактируя с предприятиями всего мира посредством организации различных ярмарок и выставок, обмена деловыми делегациями, Палата находится в намного лучшей позиции, чем правительство, для обеспечения передачи новых технологий малым и средним предприятиям;
Я считаю, что успешное выполнение палатой следующих услуг значительно повлияет на развитие малых и средних предприятий:
предложение информации о текущей экономической ситуации, новых положениях законодательства, торговых возможностях на местном и зарубежном рынках, о продукции и новейших технологиях и иных важных сведений, воздействующих на деятельность и рост малых и средних предприятий;
образование консультационных центров с квалифицированным персоналом для оказания помощи в технической, правовой, фискальной и маркетинговой сферах;
организация обучающих курсов для руководителей и служащих небольших фирм;
образование офисов, связывающих малый бизнес и большую промышленность;
организация деятельности по совместному бизнесу (совместная реклама или групповые выставки на торговых ярмарках);
предложение обычных коммуникационных услуг (телефон, телефакс, деловые центры);
организация встреч “покупатель-продавец”;
проведение исследований для малого бизнеса.
Приведенный круг возможных услуг Палаты для малого предпринимательства достаточно велик, и не все они могут быть необходимы тому или иному предприятию. Поэтому, прежде всего Палате необходимо более четко определиться с набором услуг, который наиболее полно отвечал бы нуждам ее членов. Последующий упор на такие услуги поможет Палате более правильно переориентироваться и адаптировать себя к осуществлению своей значимой роли в экономическом развитии страны.
Особый интерес, на мой взгляд, представляет разработанная во Франции по инициативе Ассамблеи торгово-промышленных палат Франции программа “Предпринимательство во Франции”, в рамках которой во всех торгово-промышленных палатах страны создаются специальные отделы, где начинающий предприниматель может представить свой проект и получить необходимые консультации. При соответствии проекта предъявляемым требованиям его автор получает паспорт Программы, который дает право на бесплатную экспертизу и содействие при оформлении документов для получения банковской гарантии [9, c.67]. Возможно, БелТПП следует инициировать какую-либо подобную программу и в нашей стране.
Не менее полезным для нашей палаты является опыт японских ТПП в сфере поддержки малого предпринимательства. В рамках местных ТПП Японии действуют специальные консультационные бюро по предотвращению банкротств, специалисты которых проводят комплексный анализ деятельности малых предприятий, находящихся в тяжелом положении, и вырабатывают соответствующие рекомендации для предпринимателей. Получение таких рекомендаций является необходимым условием для оказания предпринимателю финансовой помощи [9, c.66-67].
Я считаю, что БелТПП также следует принимать меры по поддержке внешнеторговой деятельности малых предприятий. Сегодня большинство белорусских малых предприятий, как правило, не подготовлены для деятельности на внешних рынках, плохо разбираются в конъюнктуре конкретных товарных рынков, не обладают опытом контрактной работы. К тому же их продукция чаще всего неконкурентоспособна на зарубежных рынках. Помимо того, современный этап развития характеризуется рядом особенностей, которые в целом не благоприятны для активного включения малого и среднего предпринимательства в международное сотрудничество (неустойчивое состояние белорусской экономики, отсутствие хозяйственной стабильности, нерешенность проблем налогообложения, правовая неурегулированность многих сторон малого бизнеса). В данных условиях совершенно необходима помощь Палаты. При этом речь идет как о поддержке материальными ресурсами с целью освоения новых технологических процессов и поднятия конкурентоспособности выпускаемой продукции (для этого целесообразно создавать специальные фонды), так и об информационном и организационном обеспечении, позволяющем предпринимателям получать исчерпывающую информацию о рыночных условиях, зарубежных партнерах и возможностях установления устойчивых связей.
БелТПП имеет большой потенциал развития. Думаю, данные рекомендации позволят устранить недостатки в ее деятельности и помогут повысить эффективность ее функционирования.
Заключение
Развитие внешнеэкономических связей настолько многогранно, а его последствия столь значимы, что недооценка их роли может стать сдерживающим фактором развития национальной экономики. С учетом этого расширение внешнеэкономических связей Республики Беларусь следует считать одним из основных факторов реализации экономического потенциала страны и одновременно одной из главных проблем развития национальной экономики на современном этапе.
Свою деятельность БелТПП направляет прежде всего на оказание содействия развитию белорусской экономики, интегрированию ее в мировую хозяйственную систему, формированию рыночной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, осуществлению и упрочению внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, а также расширению торгово-экономических связей Республики Беларусь с другими странами. И делает это она весьма успешно. Однако, к сожалению, в ее работе встречаются недостатки и упущения.
Представляется весьма полезным и нужным введение обязательного членства в БелТПП для всех юридических и физических лиц, занятых предпринимательством, независимо от масштаба и сферы их деятельности. Это обеспечит охват Палатой всех секторов экономики. В результате мнение и предложения БелТПП будут отражать общую политику, выработанную путем консультаций, и она сможет выступать от имени всего делового содружества страны, что значительно укрепит ее позиции перед законодательными и исполнительными органами власти. Помимо финансовых преимуществ, обязательное членство обеспечит тесное взаимодействие Палаты со всеми предприятиями Беларуси, позволит ей обобщить опыт наиболее успешных организаций и сделать его достоянием остальных фирм.
Одной из главных задач БелТПП должно стать создание условий для нормального функционирования частного предпринимательства, являющегося основой стабильности и устойчивого развития любой страны. Успешное выполнение палатой следующих услуг может оказать значительное содействие развитию малых и средних предприятий в нашей стране: предложение информации о текущей экономической ситуации, новых положениях законодательства, торговых возможностях на местном и зарубежном рынках, о продукции и новейших технологиях и иных важных сведений, воздействующих на деятельность и рост малых и средних предприятий; образование консультационных центров с квалифицированным персоналом для оказания помощи в технической, правовой, фискальной и маркетинговой сферах; организация обучающих курсов для руководителей и служащих небольших фирм; организация деятельности по совместному бизнесу (совместная реклама или групповые выставки на торговых ярмарках); организация встреч “покупатель-продавец”; проведение исследований для малого бизнеса. Помимо этого, БелТПП следует также принимать меры по поддержке внешнеторговой деятельности малых предприятий.
Список использованных источников
1. Закон Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. № 208-З “О торгово-промышленной палате”
2. Указ президента Республики Беларусь №403 ОТ 23.07 2001 г. “О Белорусской Торгово-Промышленной Палате”.
3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. – Мн.: “Беларусь”, 2001. – 167с.
4. Устав негосударственной некоммерческой организации “Белорусская Торгово-Промышленная Палата”
5. Национальная законодательно – информативная база внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь. Составитель: Белорусская Торгово-Промышленная Палата.
6. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособ. / М.Г. Пронина, Д.Ф. Ерофеев, В.С. Юрченко и др.; Под ред. М.Г. Прониной. – Мн.: БГЭУ, 1994. – 190с.
7. Дадалко В.А., Максимович О.Е. Особенности формирования и пути развития внешнеэкономической политики Республики Беларусь. Мн.: “Армита – Маркетинг, Менеджмент”, 2000. -156с.
8. Михолап С.В., Махоркина И.В. “Выставки-ярмарки как инструмент маркетинга”, изд-во “Минск”, 2000
9. Смирнов С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. – М.: ТОО “Контур”, 1999. – 290с.
10. Лесун В.К. Реализация экспортного потенциала страны – стратегическая задача Белорусской торгово-промышленной палаты // Рэспублика. – 1999. – 22 декабря. – №312. С.3-5
11. Белорусская торгово-промышленная палата. Информационный бюллетень. – Мн., 2000
12. “О работе БелТПП по содействию развитию торгово-экономических связей РБ с зарубежными странами в 1998-2001 годах” // Меркурый. Инфармацыйны бюлетэнь БелТПП. – 2001. – № 3-4
Приложение
Структура Белорусской торгово-промышленной палаты