Исполнительная власть в административном праве

План
 
1.  Исполнительная власть:понятие, принципы организации
2.  Права и обязанностиграждан в сфере государственного управления
3.  Практическое задание
Список использованнойлитературы

1. Исполнительнаявласть: понятие, принципы организации
Традиционным в определении предмета административного права какотрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулируетобщественные отношения в сфере исполнительной власти (государственногоуправления).
Исполнительная власть в административном праве рассматривается какполитико-правовая категория: исполнительная власть в России являетсясамостоятельной ветвью единой государственной власти наряду с законодательной исудебной ветвями. Ее отличительной чертой является то, что она реализуется вобщегосударственном масштабе в качестве специфической государственной функцииправоприменительного (правоисполнительного) характера. Определяющим являетсято, что исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение, то естьона олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительнойкомпетенцией[1].
Согласно части 1 статьи 110 Конституции России[2]исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство РоссийскойФедерации. Его компетенция, порядок формирования, состав определяются Конституциейи федеральными законами, а также указами Президента.
Конституция России 1993 г. значительно повысила статусПравительства, закрепив его самостоятельность от органов законодательнойвласти. С юридической точки зрения Правительство необходимо для руководствавсей системой органов исполнительной власти, обеспечения их совместной деятельности.Именно на него Конституцией возложена ответственность за осуществление единойгосударственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных кисключительному ведению Российской Федерации (статья 71), а также к совместномуведению Федерации и ее субъектов (статья 72).
Исполнительная власть выполняя свои функции руководствуется основнымипринципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация ее полномочий.При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены вКонституции РФ.
Важнейшее значение в данном случае имеет статья 2 Конституции РФ,утвердившая, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека игражданина – обязанность государства. Соответственно исполнительная власть всвоей деятельности базируется на принципе приоритета личности и ее интересовв жизни общества. Данный принцип весьма показателен дляадминистративно-правового регулирования, поскольку именно в процессе реализацииисполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободычеловека и гражданина, обеспечивается их защита[3].
Организация исполнительной власти осуществляется с учетом принципаразделения властей. Соответственно процесс административногонормотворчества тесно увязывается с законотворческой деятельностью. В этомплане необходимо отметить, например, предоставленное Правительству РФ правозаконодательной инициативы, используемое, в частности, для внесения вГосударственную Думу законопроектов, поправок к находящимся на рассмотренииГосударственной Думы законопроектам, а также письменных заключений по ним ит.п. Главное заключается в обеспечении делового взаимодействия между всемиветвями государственной власти, что исключает полную независимость каждой изних и предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, вторжениезаконодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот. В настоящеевремя принимается ряд важных организационных мер, способствующих реальномуделовому сотрудничеству исполнительных и законодательных органов. Основнойсмысл рассматриваемого принципа – каждый должен заниматься своим делом встрогих рамках определенной законом или указом Президента РФ компетенции вобласти правотворчества.
Принцип федерализма непосредственно влияет на процесс и механизмадминистративно-правового регулирования. Проблемный характер в этом смысле приобретаетпрактика установления административно-правовых норм на уровне субъектовФедерации в соответствии с нормами федерального значения. Нередко наблюдаютсяфакты принятия исполнительными органами субъектов Федерации правовых актов,находящихся в противоречии с федеральными, нарушающими единое правовое пространство.Дальнейшее укрепление федеративных начал является одним из условий болеечеткого разграничения правотворческих возможностей между федеральным центром иисполнительными органами республик, краев, областей и т.п.
Принцип законности. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФорганы государственной власти, органы местного самоуправления, должностныелица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законы.
Соответственно данный принцип предполагает, что исполнительныеорганы (должностные лица) при применении административно-правовых норм обязаныстрого соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.Административно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции страныи ее законодательству.
Принцип гласности (прозрачности) означает, что применяемые впроцессе административно-правового регулирования нормативные акты,затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально неопубликованы для всеобщего сведения. Частью 3 ст. 15 Конституции РФустановлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованныезаконы не применяются. Данное конституционное положение развивается в иныхнормативных правовых актах административного характера.
Исполнительная власть при создании правовых норм на любом уровнедолжна обеспечить условия для выражения и учета мнения как общественныхобъединений и отдельных граждан, так и возможных адресатов будущих административно-правовыхнорм. Гласность означает также, что достоянием общественности должны бытьрезультаты, достигнутые в процессе административно-правового регулирования техили иных
Другим аспектом реализации принципа гласности является его обязательностьв практической повседневной деятельности органов исполнительной власти.
В качестве иных проявлений принципов гласности является устанавливаемаязаконодательством обязанность органов исполнительной власти информироватьобщественность о своей деятельности, в том числе посредством публикации отчетови других сведений.
Принцип ответственности – это универсальный принцип, характерный для всехветвей власти, поскольку направлен на обеспечение соблюдения норм не толькоадминистративного, но и многих других отраслей права и в равной степениприменим ко всем участникам отношений, регулируемых нормами административногоправа.
Кроме того, принцип ответственности влечет наступление дисциплинарнойответственности должностных лиц как за неправомерное применение нормадминистративного права, так и за недобросовестное исполнение своих функций ииные нарушения процедуры подготовки и вступления в законную силу и реализацииадминистративно-правовых норм[4].
Подводя итог сказанному о принципах организации исполнительнойвласти необходимо отметить следующее, перечень принципов не является закрытым.Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенны, однако это неозначает, что оно ограничивается только ими.
Формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться вкачестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менеелишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа. Например,исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны,использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующимиполномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службыохраны), сочетания гласных и негласных методов работы. Оговорки есть и вотношении принципа равенства перед законом. Так, статьей 1.4 КоАП РФ,закрепляющей принцип равенства перед законом применительно к административной ответственностиза совершение административных правонарушений, тем не менее предусмотрено, чтоособые условия применения мер обеспечения производства по делу обадминистративном правонарушении и привлечения к административнойответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственныефункции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются КонституциейРФ и федеральными законами. Важно лишь, чтобы любое отступление от общегоправила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но ив не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не можетбыть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.
 

2. Права иобязанности граждан в сфере государственного управления
В современных условиях административно-правовой статус гражданинав сфере государственного управления выражается в следующем:
I. Права и свободы человека признаны статьей 2 Конституции РФвысшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства.
II. Корреспондирующая статье 2 Конституции РФ статья 18 устанавливает,что права и свободы человека и гражданина являются непосредственнодействующими, в том числе и в сфере государственного управления.
III. Административно-правовой статус граждан в сфере государственногоуправления все в большей мере регулируется на уровне законов, правительственныхактов.
IV. Административно-правовой статус граждан становится по содержаниюзначительно полнее, богаче, разнообразнее, расширяется диапазон егорегулирования во многих сферах экономической, политической, социальной жизни.Подтверждением этого важного положения являются, например, Закон РФ «О правеграждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания ижительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. №5242–1 (вред. от 18.07.2006), отменивший прописку и установивший взамен нее регистрациюграждан и уведомительный порядок ее реализации; Федеральный закон «О порядке выездаиз Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г.№114-ФЗ (в ред. от 04.12.2007), который установил право граждан РоссийскойФедерации свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться всвою страну; Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г.№2300–1 (в ред. от 25.10.2007), значительно расширивший права граждан в сфереторговли, предоставления услуг и работ. Эти права и обязанности гражданполучили дальнейшую конкретизацию и развитие в Правилах продажи отдельных видовтоваров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г.№55 (в ред. от 27.03.2007).
V. Значительно повышается роль суда в защите прав граждан в сферефункционирования исполнительной власти, государственного управления. Всоответствии с Федеральным законом «Об обжаловании в суд действий и решений,нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14.12.1995)каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, чтонеправомерными действиями (решениями) или бездействием государственных органов,органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественныхобъединений или должностных лиц, государственных либо муниципальных служащихнарушены его права и свободы. Согласно ч. 2 ст. 11 Гражданского КодексаРФ любое решение, принятое в административном порядке, также может быть обжалованов суд. Существенно расширяется юрисдикционная подведомственность судов и судейпо рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Конкретизируя, дополняя, детализируя нормы конституционного права,а также других отраслей права, например, налогового, таможенного,экологического права в сфере государственного управления, нормы административногоправа определяют многие дополнительные права и обязанности граждан и механизмыих реализации и защиты от нарушений.
Административное право регламентирует права и обязанности гражданне только в сфере публичной управленческой деятельности, но и управляемойдеятельности. Пример тому – правила пожарной безопасности, поведения вобщественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующиепреподавание в учебных заведениях, санитарные правила и т.д. Органы управленияконтролируют соблюдение этих правил и применяют меры государственногопринуждения за их нарушение. Поэтому административное право определяет, какиедеяния (действие или бездействие) являются административными правонарушениями,устанавливает виды и меры административной ответственности за их совершение,порядок производства по делам о таких правонарушениях[5].
Права и обязанности граждан в сфере государственного управленияможно объединить в три группы:
Первая охватывает права и обязанности граждан, необходимые им дляучастия в управлении делами государства как непосредственно (референдум,выборы, участие в работе органов власти), так и через избираемых представителей.
Новой нормой в Конституции является право граждан на равный доступк государственной службе – статья 32 Конституции РФ, т.е. равенство всех припоступлении на государственную службу. Особенность данной группы прав иобязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что ихреализация требует прежде всего активного волеизъявления самих граждан каксубъектов административного права.
Вторая группа прав и обязанностей граждан отличается тем, что дляих реализации необходима активная деятельность и как минимум – содействиеисполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления. В статье31 Конституции РФ закреплено право граждан собираться мирно, без оружия,проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Это праворегулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях,митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Право на проведениеподобных публичных мероприятий предоставляется только гражданам РоссийскойФедерации. Организаторами мероприятия могут быть один или несколько гражданРоссийской Федерации, политические партии, другие общественные объединения ирелигиозные объединения. В этой сфере действует уведомительный порядок, сутькоторого состоит в том, что организатор подает письменное уведомление опроведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ илиорган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней со дняпроведения публичного мероприятия.
Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачиуведомления имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитациюсреди граждан, сообщая им информация о времени, целях публичного мероприятия.
Часть 3 статьи 17 Конституции РФ провозглашает, что осуществлениеправ и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц. Вчастности запрещается использовать право на проведение уличных шествий идемонстраций для насильственного изменения конституционного строя, разжиганиярасовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды войны.
Статья 22 Конституции закрепляет право граждан на свободу и личнуюнеприкосновенность, где под личной неприкосновенностью понимаетсягарантированная государством личная безопасность и свобода человека, состоящаяв недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на физическую,нравственную, психическую неприкосновенность и личную безопасность.
Статья 25 Конституции закрепляет право граждан на неприкосновенностьжилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц,кроме как в случаях, установленных федеральным законом или на основании решениясуда.
Статья 53 Конституции РФ провозгласила ответственность государстваперед гражданином, подтвердив право каждого на возмещение государством вреда,причиненного незаконными действиями (бездействиями) органов государственнойвласти и их должностных лиц.
Новым в гражданском законодательстве России стало включение вГражданский кодекс РФ самостоятельной главы по защиты личных неимущественныхправ и нематериальных благ, принадлежащих гражданам. Гражданско-правовая защиталичного неимущественного права осуществляется в порядке искового производства. Статья151 ГК предусматривает компенсацию морального вреда, статья 152 ГК решаетвопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации.
Имущественная ответственность за причиненные гражданину убытки врезультате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органовместного самоуправления или должностных лиц этих органов предусмотрена в статье16 ГК РФ, такие убытки подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом РФили муниципальным образованием.
Третья группа прав и обязанностей граждан в сфере государственногоуправления связана с их участием в деятельности органов исполнительной власти,например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных,координационных советов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатныхинспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций,действующих целиком на общественных началах, – например добровольных народныхдружин.
Правомерные действия связаны не только с реализацией гражданамиправ, но и выполнением возложенных на них обязанностей. Обязанности граждан всфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус.
Важной обязанностью граждан является соблюдение ими административно-правовыхнорм и основанных на них законных требований органов государственной власти иместного самоуправления, их должностных лиц.
Среди административно-правовых обязанностей граждан выделяютсяабсолютные и относительные. Абсолютные не зависят от каких-то конкретныхобстоятельств, они безусловны, возлагаются на каждого (соблюдение законов,уплата налогов). Относительные обязанности возникают из правомерных действий,направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность автовладельцаплатить налог на автомобиль). И выделяются еще обязанности, которые порождаютсянеправомерными действиями[6].
Итак, подведем итог сказанному.
Основным гарантом прав граждан выступает закон, который долженсоответствовать политической, экономической ситуации в стране, содержит в себемеханизмы реализации его положений, предусматривает ответственность органов идолжностных лиц за ущемление прав граждан.
Все гарантии прав личности делятся на политические, экономическиеи организационно-правовые. Именно организационно-правовые являются специальнымигарантиями прав граждан и включают в себя не только правовые нормы об охранеправ и интересов граждан, но и деятельность различных государственных органовпо охране прав человека.
3. Практическоезадание
Проанализировать юридическую природу следующих отношений:
1.        Правительствоотменило приказ министра.
Правительство в своей деятельности руководствуется ФедеральнымКонституционным законом от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве РоссийскойФедерации»[7], так согласносо статьей 12 данного закона Правительство Российской Федерации руководитработой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительнойвласти и контролирует их деятельность и соответственно уполномочено отменятьакты министерств, иных федеральных органов исполнительной власти или приостанавливатьдействие этих актов (ч. 7 ст. 12 ФКЗ).
2.        Президентподписал указ о награждении Ненашева орденом «За личное мужество»
В данном случае следует руководствоваться статьей 89 КонституцииРоссийской Федерации, регламентирующей полномочия Президента РФ. В соответствиис п. «б» ч. 1 ст. 89 Президент РФ награждает государственныминаградами Российской Федерации, присваивает почетные звания РоссийскойФедерации, высшие воинские и высшие специальные звания.
3.        Министерствопутей сообщения обратилось в Министерство здравоохранения с предложением обувеличении количества врачей, подготавливаемых для медицинских учреждений ж/дтранспорта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №321 утвержденоПоложение о Министерстве здравоохранения и социального развития РоссийскойФедерации[8]. Пунктом 5п.п. 5.2. Положения установлено, что Министерство самостоятельно принимаетследующие нормативные правовые акты:
– п.п.п. 5.2.2. квалификационные требования к работниками номенклатуру специальностей в сфере, отнесенной к компетенции Министерства;
– п.п.п. 5.2.21. порядок допуска студентов высших исредних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощигражданам;
– п.п.п. 5.2.24. порядок переподготовки,совершенствования профессиональных знаний медицинских работников, получения имиквалификационных категорий.
Нормативный правовой акт, принимаемый Минздравсоцразвития в виденоменклатуры специальностей включает в себя в том числе и такие специальности,как врачебные должности линейных больниц на железнодорожном транспорте,эвакопунктов на железнодорожном транспорте, следовательно, решение вопроса обувеличении количества врачей, подготавливаемых для медицинских учрежденийжелезнодорожного транспорта вполне можно отнести к компетенции Министерстваздравоохранения и социального развития.
4.        Отделюстиции зарегистрировал Устав общественного объединения.
При решении вопроса о государственной регистрации общественногообъединения, следует обратиться к Закону Российской Федерации от 19.05.1995 №82-ФЗ«Об общественных объединениях»[9], всоответствии со статьей 21 которого, решение о государственной регистрацииобщественного объединения принимается федеральным органом исполнительнойвласти, уполномоченным в области государственной регистрации общественныхобъединений, или его территориальным органом.
Для государственной регистрации общественного объединения в федеральныйорган государственной регистрации или его соответствующий территориальный органподаются следующие документы:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом;
2) устав общественного объединения в трех экземплярах;
3) выписка из протокола учредительного съезда, содержащая сведенияо создании общественного объединения, об утверждении его устава;
4) сведения об учредителях;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе постоянно действующего руководящего органаобщественного объединения.
Итак, для государственной регистрации общественного объединения изанесения записи об этом в единой государственный реестр юридических лицнеобходим устав.
Регистрирующим органом в соответствии со статьей 1 Положения,утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1315[10],выступает Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), осуществляющаяфункции в сфере государственной регистрации, в том числе общественных объединений,а также занимающаяся ведением единого государственного реестра.
Росрегистрация подведомственна Минюсту России.
5.        Верховныйсуд Республики Коми отменил решение Сыктывкарского городского суда
Право суда кассационной инстанции отменить решения суда первойинстанции установлено в Гражданском процессуальном кодексе РФ[11],так согласно со статьей 362 основаниями для отмены или изменения решения суда вкассационном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение длядела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств,имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решениисуда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального праваили норм процессуального права.
6.        ПрокурорСыктывдинского района санкционировал административное выселение Петровых изжилого помещения, грозящего обвалом
В действующем законодательстве Российской Федерации правом выселенияграждан из жилых помещений наделен только суд, никакой другой орган власти неуполномочен осуществлять такие действия. Жилищный кодекс Российской Федерации[12],вступивший в силу с 1 марта 2005 года предусматривает только судебную процедурувыселения.
Однако раньше, до 1 марта 2005 года действовал Жилищный кодексРСФСР[13].
В соответствии со статьей 90 ЖК РСФСР допускалось выселение вадминистративном порядке с санкции прокурора лиц, проживающих в домах, грозящихобвалом.

Списокиспользованной литературы
1.   КонституцияРФ от 12.12.1993 // Российская газета. №237, 1993.
2.   Жилищныйкодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ // Собрание законодательстваРФ. 03.01.2005. №1 (часть 1). Ст. 14.
3.   Кодексоб административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 06.12.2007) //Российская газета. №256, 2001.
4.   Гражданскийпроцессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ // Собраниезаконодательства РФ. 18.11.2002. №46. Ст. 4532.
5.   Жилищныйкодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 24.06.1983. Утратил силу с 01.03.2005, в связи спринятием Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ // Ведомости ВС РСФСР.1983. №26.Ст. 883.
6.   Вопросыфедеральной регистрационной службы: указ Президента Российской Федерации от13.10.2004 №1315 // Собрание законодательства РФ. 18.10.2004. №42. Ст. 4110.
7.   Оправительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от17.12.1997 №2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 22.12.1997. №51. Ст. 5712.
8.   Обутверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от30.06.2004 №321 // Собрание законодательства РФ. 12.07.2004. №28. Ст. 2898.
9.   Обобщественных объединениях: федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. №21. Ст. 1930.
10. Бахрах Д.Н. Административноеправо России. Учебник для вузов. М., 2003.
11. Бобылев К.Н. ВзаимодействиеПрезидента с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации //Административное право и процесс. 2007. №2.
12. Административное право:учебник / под ред. Д.П. Звоненко, А.Ю. Малумов, Г.Ю. Малумов.ЗАО Юстицинформ. 2007.
13. Административное право:Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / под ред. Л.Л. Попова.М.: Юристъ, 2005.
14. Административное правоРоссии: Учебник: В 3 ч. Ч. 2 / Под ред. А.П. Коренева. – М.: Щит-М,2001.
15. Хабриева Т.Я., Ноздрачев А.Ф.,Тихомиров Ю.А. Административная реформа: решения и проблемы. //«Журнал российского права», №2, 2006.