Административно-правовой статус граждан и лиц безгражданства в современный период
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Права, свободы и обязанности граждан Российской Федерациив сфере государственного управления.
2. Административно-правовые гарантии защиты прав и свободграждан России, их осуществление.
3. Административно-правовой статус иностранцев и лиц безгражданства
Список использованной литературы/
1. Права, свободы и обязанности граждан Российской Федерациив сфере государственного управления
Проблеме административно-правового статуса граждан посвященазначительная научная литература. Гражданин — приоритетный субъектадминистративного права, так как в структуре публичного интереса, выраженногоданной отраслью публичного права, стержневым является обеспечение прав и свободгражданина. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов,деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления иобеспечивается судом (ст.18 Конституции Российской Федерации).Административно-правовой статус граждан Российской Федерации устанавливаетсяпрежде всего Конституцией Российской Федерации, актами органов представительнойвласти. В формировании, особенно в реализации составляющих данный статус прав иобязанностей значительна также роль органов исполнительной власти.Конституционный принцип приоритета прав и свобод гражданина положен в основугосударственной службы, получившей специальное закрепление в Федеральном законеот 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы в Российской Федерации”. Сточки зрения этой концепции административное право должно быть нацелено наосуществление прав и свобод граждан и всемерное укрепление ихадминистративно-правовых гарантий.
Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всегона их систему, закрепленную Конституцией Российской Федерации. В этом смыслеконституционные права и обязанности приобретают реальное значение, когда онитрансформируются в административно-правовые. Конституционное положение о том,что права и свободы человека и гражданина являются непосредственнодействующими, не исключает того, что конституционные права предполагают ту илииную степень участия административного права а правовом механизме ихреализации. Права и обязанности граждан по содержанию можно изначальноподразделить на две группы:
Статутные, указывающие на положение гражданина в социальнойструктуре страны. Они имеют универсальное значение, поскольку не увязываются стеми или иными сферами общества. Таких прав немного, но с точки зрения своегосодержания они стоят особняком и не могут быть объединены в группы с другимиправами. Например, право на жизнь, право на пользование родным языком, запретна высылку гражданина Российской Федерации за ее пределы или выдачу его другомугосударству.
Адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могутреализоваться. Они делятся: на личные (личная неприкосновенность,неприкосновенность частной жизни); социально-экономические (право частнойсобственности, право на не запрещенную законом предпринимательскуюдеятельность), социальные (право на социальное обеспечение, на образование, наохрану здоровья); социально-культурные; политические права и свободы.
Наиболее значительное влияние административного права наосуществление тех прав, свобод и обязанностей, процесс которых предполагаетконкретизацию конституционных положений, взаимодействие граждан суправленческими структурами, контроль с их стороны за соблюдениемконституционного принципа: “Осуществление прав и свобод человека и гражданинане должно нарушать права и свободы других лиц” (п.3. ст.17 КонституцииРоссийской Федерации).
Во взаимодействии с управленческими структурами реализуютсяпрежде всего следующие права, свободы и обязанности:
1. Право граждан участвовать в управлении государством, какнепосредственно, так и через своих представителей (п.1 ст.32 КонституцииРоссийской Федерации). Оно подкрепляется п.2. ст.32. Конституции РоссийскойФедерации, что “ Гражданин может участвовать в управлении делами государства,реализуя право доступа к государ ственной службе”, а так же “ Граждане РФ имеютравный доступ к государственной службе. “ (п.4. ст.32. Конституции РоссийскойФедерации).
2. Право граждан на объединение, включая право создаватьпрофессиональные союзы для защиты своих интересов (п.1 ст.30 КонституцииРоссийской Федерации)
3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации,шествия и пикетирование (ст.31 Конституции Российской Федерации). Порядокреализации указанного права регламентируемая Указом Президиума ВерховногоСовета СССР от 28 июля 1988 г. “О порядке организации и проведения собраний,митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР”, Указом Президента РоссийскойФедерации от 25 мая 1992 г. “О порядке организации и проведения собраний,митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования”. Они определяютпорядок подачи и рассмотрения уведомлений о проведении соответствующихмероприятий, виновных в нарушении порядка проведения собраний, митингов идругих массовых акций.
4. Право граждан обращаться лично, а так же направлятьиндивидуальные и коллективные обогащения в государственные органы местногосамоуправления.
5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность (п.1ст.22 Конституции Российской Федерации) и “Арест, заключение под стражу исодержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебногорешения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.” (п.2ст.22 Конституции Российской Федерации). Основание и порядок примененияадминистративного задержания, а так же административного ареста урегулированызаконодательством об административных правонарушениях. Так, согласно ст.242КоАП: “Административное задержание лица, совершившего административноеправонарушение, может длиться не более 3-х часов”.
6. Право на неприкосновенность жилища (ст.25 КонституцииРоссийской Федерации) означает, что никто не праве проникать в жилище противволи проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральнымзаконом, или на основании судебного решения.
7. Право на передвижение, так согласно ст.27 Конституции РоссийскойФедерации “Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободнопередвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободновыезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращатьсяв Российскую Федерацию“. Лица, находящиеся на территории Российской Федерации,могут свободно выезжать за ее пределы. Правом беспрепятственного возвращения вРоссийскую Федерацию обладают только ее граждане. Порядок реализации этихконституционных прав регламентируется законом Российской Федерации “О порядкевыезда за пределы Российской Федерации и въезда на территорию РоссийскойФедерации граждан Российской Федерации”, от 1 января 1994 г. Хочетсяподчеркнуть о несоблюдении конституционных прав и свобод граждан РоссийскойФедерации, а в частности этого пункта, Новосибирской администрацией, которая запроезд через административную границу г. Новосибирска автомобильнымтранспортом, других субъектов Российской Федерации, взымает деньги. Напротивоправные действия Новосибирской администрации неоднократно подавалисьжалобы в Конституционный Суд Российской Федерации.
8. Право каждого свободно искать, получать, передавать,производить и распространять информацию любым законным способом, за исключениемсведений, составляющих государственную тайну (п.4 ст.29 Конституции РоссийскойФедерации).
9. Право граждан на возмещение государственного вреда,причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственнойвласти или их должностных лиц, закреплено в ст.53 Конституции РоссийскойФедерации. Гражданский Кодекс Российской Федерации предусматривает правограждан на возмещение вреда, причиненного также органами местногосамоуправления и их должностных лиц.
Конституция Российской Федерации содержит принципиально важнуюоговорку о том, что перечисление в ней основных прав и свобод не должнотолковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свободчеловека и гражданина. За их пределами граждане Российской Федерации имеют идругие права, в том числе и входящие в содержание их административно-правовогостатуса. Например: право изменения фамилии, имени и отчества; право науправление транспортными средствами; право на донорство; право на приобретениеоружия.
Граждане Российской Федерации, имея права, вместе с темвыполняют возложенные на них законом обязанности. Конституция РоссийскойФедерации акцентирует внимание на равенстве не только прав, но и обязанностейграждан. К ним Конституция Российской Федерации относит — обязанность платитьзаконно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду,бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество. Но главнойобязанностью каждого гражданина Российской Федерации является — соблюдениеКонституции Российской Федерации и законов.
Конкретный объем обязанностей граждан в отдельных сферахопределяется многочисленными нормативными актами, содержащимиадминистративно-правовые нормы по данному вопросу. Несоблюдение гражданамиобязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влечетвозможность применения мер правового воздействия. В необходимых случаяхуполномоченные на то органы государственной власти, местного самоуправления иих должностные лица привлекают граждан к административной, уголовной,гражданско-правовой ответственности в зависимости от характера совершенногоправонарушения.
Важнейшей обязанностью граждан, как субъектовадминистративного права является соблюдение ими административно-правовых норм иоснованных на них законных требований органов государственной власти и местногосамоуправления, их должностных лиц. Соблюдение их является важнейшейобязанностью граждан Российской Федерации.
2. Административно-правовые гарантии защиты прав и свободграждан России, их осуществление
Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности идругих благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина.Государство его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляетпроцедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и общественныхорганов, должностных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать меры всвязи с обращением граждан, обеспечивает его государственным принуждением,вследствие чего оно становится регулируемым законом, юридическим правом.
Изначальным и универсальным гарантом может быть толькозакон. Декларирование в этом вопросе приоритета государства, каких-либо егоорганов и должностных лиц способно лишь ослабить гарантии и открыть путьпроизволу. Таким образом, между законом и государством как гарантами прав иобязанностей граждан существует сложная связь, нарушение которой ставит подсомнение реальность тех или иных гарантий. Создание скоординированной системыгарантий личных прав граждан — необходимое условие становления правовогогосударства. Закон может выполнить функцию гаранта при соблюдении ряда условий.Прежде всего он должен быть адекватным экономической и политической ситуации встране и в то же время достаточно стабильным; отвечать высокому уровнююридической техники и быть ограниченным звеном всей правовой системы; содержатьвместо деклараций конкретные нормы и механизмы их реализации; определять кругорганов и должностных лиц, на которые возлагается обязанность создавать условиядля реализации прав и свобод, принимать меры к их безусловному обеспечению, атак же предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемлениеправ граждан и за несвоевременное принятие мер по их защите. Долженпоследовательно осуществляться принцип неотвратимости ответственности виновныхв этом лиц. Иной подход будет означать отступление от конституционногоположения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст.2 Конституции Российской Федерации).
Обобщенно можно говорить о двух главных направленияхюридической защиты личности:
от преступлений, деликтов и иных неправомерных действийдругих граждан;
от неправомерных и нецелесообразных действий субъектоввласти.
Административному праву принадлежит важная роль в защитеправ граждан от неправильных действий субъектов государственной власти, органовместного самоуправления.
Основными средствами защиты прав и интересов граждан отзлоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности и других аномалий вдеятельности должностных лиц, органов и иных обладателей властных полномочийявляются:
создание организационно-правового механизма и повседневнаяработа уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда,прокуратуры, государственных инспекций), важнейшей задачей которых являетсязащита правопорядка;
существование и деятельность независимых от государстваинститутов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди нихесть институты: созданные специально для этой цели (адвокатура); для которыхтакая деятельность является основной (профсоюзы); а также иные (средствамассовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества);
активная деятельность самих граждан, использующихпредоставленные им права.
Основной гарантией прав граждан является деятельностьсуществующих в стране специальных организационно-правовых институтов. Онифункционируют как по своей инициативе, так и в связи с поступлением к нимобращений (заявлений, жалоб, исков) граждан. По желанию последних им оказываютюридическую помощь коллегии адвокатов. Участие адвокатов в уголовном игражданском процессах закреплено рядом законов и широко практикуется в нашейстране. Намного хуже обстоит дело в административном процессе. По поручениюгражданина адвокат может активно участвовать в решении жилищных, пенсионных,земельных и многих других дел, выступать на стороне виновного или потерпевшегопри рассмотрении дел об административных правонарушениях. К сожалению,адвокатура крайне редко включается в административный процесс.
В общем виде организационно-правовые гарантии можноподразделить на два вида:
административные, то есть рассматриваемые во внесудебномпорядке, а в административном процессе;
судебные, то есть рассматриваемые судами в процессеосуществления правосудия, в порядке уголовного или гражданскогосудопроизводства. Иными словами, ко второму типу относятся обращения граждан всуд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. Всеостальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.
Здесь необходимо сделать несколько пояснений. Во-первых, взаконодательстве обращения первого типа называются жалобами, но иногдазаявлениями (ст.109 УПК РСФСР), апелляциями. Во-вторых, административные жалобымогут подаваться и в суды. Так, письма граждан по вопросам несвоевременногоисполнения судебных решений, например, взыскании алиментов, возмещения ущербапоступают в суды, а рассматриваются такие обращения не судом, а судьей,председателем суда в соответствии с нормами административного права. Такимобразом, административная и судебная жалобы различаются, главным образом, не поадресату, а по порядку рассмотрения.
Обращения граждан в суд закон называет жалобами (жалоба — это обращение в государственные или иные официальные органы а должностным лицампо поводу нарушенного права или законного интереса гражданина (граждан)) иисками, и общее название — судебная жалоба — является в определенной степениусловным. Среди них можно выделить жалобы:
на административные акты, рассматриваемые в порядкеадминистративной юстиции;
по делам частного обвинения;
кассационные.
Эти жалобы граждан являются юридическими фактами,приводящими в действие механизм правосудия, результат рассмотрения которых — акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного илигражданского дела. Право гражданина обжаловать акты субъектов власти — атрибутдемократического государственного строя. Оно вытекает из особенностейасимметричных, построенных на началах неравенства сторон, отношений. В такихправоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет праворешать вопросы.
Право на жалобу является средством защиты и средствомукрепления законности, вовлечения граждан в управление. И это одна из формсвободного выражения мнений.
Среди административных жалоб по правовым признакамразличаются общая и специальная. Порядок рассмотрения общих жалоб регулируетсяУказом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. в редакции от 4марта 1980 г. “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”.Основания и порядок производства по специальным жалобам регулируютсяспециальными нормами, содержащимися в Уставе связи, Дисциплинарном уставеВооруженных Сил, КоАП РСФСР и в некоторых иных актах.
Право на общую административную жалобу является абсолютным,неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человекможет подать ее любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализацииэтого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Ему корреспондируетабсолютная обязанность субъектов государственной власти разъяснять гражданам ихправо на обжалование, принимать, регистрировать жалобы, давать ответызаявителям.
Право на жалобу не ограниченно по содержанию и по форме.Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работниковгосударственных органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемыекак неправильные. Предмет жалобы — не только незаконные, но и нецелесообразныеили аморальные деяния. Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права изаконные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданинаможет быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественныхинтересов.
Действующее законодательство и сложившаяся практика почти незнают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию. Обжалованы могутбыть не законные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные инормативные акты, действия и бездействие в сфере управления, производства,обслуживания. Субъекты обжалуемых деяний — не только органы, но и предприятия,учреждения, организации, не только должностные лица, но и рядовые служащие.Обращение может быть подано с целью защиты личных прав и интересов, прав иинтересов других лиц, публичных прав и интересов. По форме общая жалоба можетбыть письменной или устной и даже переданной по телефону, радио, индивидуальнойи коллективной. Законодательными актами установлено, что граждане вправенаправлять жалобы в компетентные органы управления, депутатам, в прокуратуру,общественные и международные организации.
Подача общей административной жалобы не ограниченакаким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные ограничения права нажалобу. По одному и тому же факту гражданин может обращаться много раз в один итот же, либо в разные органы, одновременно либо в разное время. Еще одноформальное ограничение права на общую административную жалобу было установлено УказомПрезидиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 г. “Письменное обращениегражданина, сказано в нем, — должно быть им подписано с указанием фамилии,имени и отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявлениялибо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение,не содержащие этих сведений, признается анонимными и рассмотрению не подлежит”.
Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц. Из этогоправила установлены три исключения.
Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения ипроверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.
Если для разрешения обращения необходимо проведениеспециальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятиедругих мер, срок производства может быть продлен руководителем организации илиего заместителем, но не более, чем на один месяц.
Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются вцентральных органах в 15-дневный срок может быть продлен, но не более, чем на15 дней.
Если два первых исключения связаны с содержанием жалобы, тотретье — с ее автором.
В производстве по жалобам граждан выделяются четыре стадии.
1. Первичная обработка. На этой стадии получают письменные,выслушивают устные жалобы, регистрируют их и в пятидневный срок обеспечиваютпервичное движение: определяют кто и как будет работать с жалобой, либопересылают ее в компетентную организацию, уведомляя об этом заявителя.
2. Проверка жалобы. Здесь производится сбор необходимойинформации (путем ознакомления с документами, бесед с людьми и т.д.), ееанализ, ознакомление с законодательством.
3. Принятие решения. О принятом решении сообщаетсязаявителю, отрицательный ответ должен быть мотивирован. Сообщение может бытьписьменным или устным. В тех случаях, когда жалобы не удовлетворяются, ответвсегда должен быть письменным
4. Исполнение принятого решения
Право на специальную административную жалобу, чаще всегоявляется еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общуюадминистративную жалобу, а дополняет его. Специальная жалоба характеризуетсяследующими признаками:
наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок еерассмотрения;
специальными основаниями для обжалования (приказруководителя, постановления по делу об административном правонарушении и т.п.),прямо названные в законе;
четким определением субъектов права, признанием таковыми,как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законныхпредставителей;
составлением обязательно в письменной форме, наличиемадресатов жалобы;
процедурными особенностями в производстве по конкретнымвидам жалоб;
специальными сроками подачи жалобы;
специальными, более краткими, сроками ее рассмотрения.
Сопоставление общей и специальной, предусмотренной КоАПРСФСР, жалоб позволяет выявить их отличия. Во-первых, такая специальная жалобаможет быть подана только лицом, привлеченным к ответственности, потерпевшим илиот их имени адвокатом (ст.250,266 КоАП РСФСР), а общая жалоба каждымгражданином. Во-вторых, специальная жалоба данного вида должна быть письменной(ч.2 ст.267 КоАП РСФСР), а для общей жалобы форма не установлена. В-третьих,адресатами специальной административной жалобы выступают вышестоящие органы.Круг же адресатов общих жалоб значительно шире. В-четвертых, специальная жалобадолжна быть направлена адресату в определенный срок (десять дней) со днявынесения постановления, а для общей сроки не определены. В-пятых, подача вустановленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановленияо наложении административного взыскания (ст.270 КоАП РСФСР), обращение же собщей жалобой таких последствий не влечет. В-шестых, специальная жалобаподается через орган, вынесший постановление, который обязан в течение трехсуток направить ее вместе с делом по подведомственности (ч.2 ст.267 КоАПРСФСР). Общую жалобу гражданин может направить по своему усмотрению прямоодному из многих адресатов. В-седьмых, жалоба в порядке производства по деламоб административных правонарушениях рассматривается уполномоченным на то органомв 10-дневеый срок. Для разрешения общих жалоб законодательством установленыиные сроки.
Из приведенного примера очевидно, что право на специальнуюжалобу намного уже права на общую жалобу. Анализ законодательства позволяетсделать вывод, что установление специального обжалования преследует цель болееквалифицированно и в сжатые сроки пересматривать дела, а следовательно, усилитьзащиту прав граждан. В самом деле, такие обращения адресуются органам,уполномоченным принимать решения по существу. Установление кратких сроковобжалования призвано побудить граждан действовать более оперативно, к тому же вряде случае установлены более краткие сроки рассмотрения специальных жалоб.
В целях усиления судебной защиты прав граждан 30 июня 1987г. был принят Закон СССР “О порядке обжалования в суд неправомерных действийдолжностных лиц, ущемляющих права граждан”. 2 ноября 1989 г. был принятаналогичный Закон СССР в новой редакции. В настоящее время действует ЗаконРоссийской Федерации от 27 апреля 1993 г. “Об обжаловании в суд действий ирешений, нарушающих права свободы граждан”. Судебный порядок рассмотрения жалобявляется надежным способом охраны прав граждан, особенно в тех случаях, когдаих права и интересы нарушаются неправомерными действиями должностных лиц. Это обусловленотем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересовсудьями, которые независимы, обладают необходимой для разбирательства делквалификацией, а сама процедура судебного разбирательства наилучшим образомприспособлена для выявления истины.
В соответствии с законом, каждый гражданин вправе обратитсяс жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями)государственных органов местного самоуправления, учреждений, предприятий,общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушеныего права и свободы. Рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лици органов исполнительной власти — это административная юстиция или правосудиепо административным делам. Административная юстиция в Российской Федерациихарактеризуется следующими особенностями:
это разрешение спора между гражданином и субъектом власти озаконности действий последнего;
споры разрешаются обычными судами;
порядок рассмотрения дел регламентируется нормами ГПК РСФСРи АПК РСФСР.
В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличныедействия (решения), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав исвобод
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность илион незаконно привлечен к какой-либо ответственности
Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд поместу его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика. Для обращения всуд установлены следующие сроки:
три месяца со дня, когда гражданину стало известно онарушении его права;
один месяц со дня получения гражданином письменногоуведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дняистечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был полученна нее письменный ответ.
Жалоба рассматривается судом по правилам гражданскогосудопроизводства. Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным,отменяет применение к гражданину меры ответственности либо иным путемвосстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованностьжалобы, суд решает также вопрос об ответственности соответствующих субъектов задействия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношениигосударственных служащих суд определяет меру ответственности, предусмотреннойзаконами об ответственности данного государственного служащего, вплоть допредоставлении об увольнении. В настоящее время следует различать два способасудебного обжалования:
по общему праву
на основе специальных норм
Судебные жалобы граждан можно различать и по адресатам: всуды общей юрисдикции, в арбитражные и конституционные (уставные) суды.
Судебное обжалование на основе специальных норм — исключениеиз судебного обжалования по общему праву. В установленных специальными нормамислучаях жалобы тоже направляются в суд, но процедуры их подачи и рассмотренияотличаются некоторым своеобразием. Так, КоАП РСФСР установлено, что жалоба напостановление о наложении штрафа в административном порядке может быть сразу направленав суд; подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнениепостановления (ст.266-270). Примером специальной судебной жалобы может бытьжалоба на основании ч.1 ст.31 Закона “ О выборах депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации” от 21 июня 1995 г., в соответствиис которой решение и действия (бездействия) центральной избирательной комиссиимогут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации.
Общее право граждан на судебное обжалование закреплено не толькозаконодательными актами о жалобах и реализуется не только судами общейюрисдикции. В соответствии с Конституцией Российской Федерации по жалобам нанарушение конституционных прав граждан и по запросам судов проверяетконституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретномделе. По итогам рассмотрения такой жалобы Конституционный Суд принимает одно изследующих решений (ст.100 Федерального Конституционного Закона “ОКонституционном Суде Российской Федерации” от 24 июня 1994 г.”):
о признании закона либо отдельных его положенийсоответствующими Конституции Российской Федерации;
о признании закона либо отдельных его положений несоответствующими Конституции Российской Федерации.
В случае если Конституционный Суд признал закон применяемыйв конкретном деле, не соответствующим Конституции, данное дело в любом случаеподлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.
В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, Федеральныхокружных арбитражных судах субъектов Российской Федерации образуются коллегиипо рассмотрению споров, вытекающих из административно-правовых отношений, в томчисле об обжаловании гражданами определенных актов и действий органов идолжностных лиц (например, об обжаловании отказа в государственной регистрациисамостоятельной предпринимательской деятельности граждан и другое). Однако немогут быть обжалованы в арбитраже нормативные акты. Он рассматривает дела онедействительности актов, адресованных конкретным лицам или группам лиц.Специальные жалобы в арбитражные суды гражданами подаются, если установленныйфедеральным законом для определенной категории дел досудебной (претензионный)порядок, урегулировании споров между сторонами соблюден (ст.4 АПК РФ).Специальное право не поглощает собой общее право обжалование. Внесудебноеобжалование не лишает гражданина конституционного права на судебную защиту егоправ и свобод. Однако реальное осуществление права и жалобы затруднено дляграждан сильной бюрократизацией в их разрешении, отсутствием неотвратимой ответственностивиновных в этом лиц, сложностью судебных процедур и получения доказательств вподтверждение законности и обоснованности жалоб, неизбежной потерейзначительного времени и обремененностью судебного обжалования пошлиной,введение платы за выдачу необходимых документов.
Эффективность права жалобы как права средства защиты права исвобод граждан предполагает устранение из законодательства всего того, чтоотягощает его реализацию. Должна быть сохранена ответственность за подачужалобы в клеветнических целях и специально установлена ответственностьдолжностных лиц, виновных в нарушении законодательства о разрешении жалоб изаявлении граждан.
3. Административно-правовой статус иностранцев и лиц безгражданства
Правовое положение иностранцев и правовое положениеапатридов различается очень незначительно, при первом приближении кисследованию данного вопроса существующими различиями можно пренебречь ирассматривать иностранных граждан и лиц без гражданства как единую родовуюобщность: это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. По общемуправилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности,что и на граждан Российской Федерации. Но есть и отличия в ихправосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правовогостатуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупностьправ и обязанностей граждан. Так в ст.62 Конституции Российской Федерацииговорится: ”Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляетего прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российскогогражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международнымдоговором РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФправами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев,установленных федеральным законом или международным договором РФ“.
Все особенности административно-правового статусаиностранных граждан и лиц без гражданства можно по кругу лиц на которых онираспространяются, подразделить на общие, групповые и индивидуальные. Для всехнаходящихся на территории Российской Федерации лиц, которые не являются еегражданами, законодательством установлены следующие особенностиправодееспособности:
они не могут быть государственными служащими, работать вмилиции;
они не допускаются к деятельности связанной сгосударственной тайной;
иностранные граждане и лица без гражданства (за исключениемграждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде ивыезде) могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения;
на них не распространяется воинская обязанность;
они проживают и осуществляют свою деятельность на основанииспециальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов);
для них могут быть установлены ограничения в передвижении ивыборе места жительства (в соответствии с постановлением Совета МинистровРоссийской Федерации от 04.07.1992 г. № 470 “Об утверждении перечня территорииРоссийской Федерации с регламентируемым посещением граждан”);
они обязаны подчиняться законам Российской Федерации;
по территории, открытой для иностранцев, они могут свободнопередвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающих ихорганизации;
иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие полицензиям, выданным ОВД, при условии вывоза ими оружия из страны в течении 5дней со дня приобретения, нарушение сроков вывоза оружия влечет егоконфискацию;
выезд из Российской Федерации им может быть не разрешен приналичии обстоятельств, установленных законодательством.
В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц безгражданства регламентируется Законами Российской Федерации “О гражданствеРоссийской Федерации” то 28 ноября 1991 г., “О беженцах” от 19 февраля 1993 г.,Законом СССР “О правовом положении иностранных граждан в СССР” от 24 июня 1981г. и рядом других российских и союзных актов.
По времени пребывания на территории Российской Федерациивсех иностранных граждан и лиц без гражданства можно поделить на :
постоянно проживающих
временно пребывающих
проезжающих через территорию Российской Федерации транзитом.
Основной документ, удостоверяющий ли