–PAGE_BREAK–3.1. Понятие фирмы.
Фирма — это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц.
Фирмы бывают разного размера — один частный предприниматель или корпорация, с многотысячным штатом сотрудников.
Целевые установки фирмы
Получение максимальной прибыли — это конечная цель любой коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка. Ими являются:
· увеличение объема продаж;
· достижение более высоких темпов роста;
· увеличение доли рынка;
· увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
· увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);
· увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);
· изменение структуры капитала.
Характер данных целевых установок предприятия определен состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится деятельность фирмы, а также стадией цикла жизни самого предприятия.
Существует теория жизненных циклов предприятий, согласно которой выделяется три стадии этого цикла:
Первая стадия:
Характеризуется активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей и захват рынков.
Вторая стадия:
Рост курсов акций и прибыли, увеличения доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей, по сравнению с сокращением издержек, отходит на второй план.
Третья стадия:
Происходит снижение объемов продаж, а вместе с ним и сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью фирмы является выживание (сохранение жизнеспособности), то есть продолжение его операций в течение определенного периода времени, зачастую не столько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.
Фирма может иметь представительства и филиалы.
Представительство— обособленное подразделение фирмы ( предприятия ), как юридического лица, расположенные вне места ее расположения, представляющее интересы фирмы и осуществляющее их защиту.
Филиал— также обособленное подразделение фирмы. Но филиал может производить продукцию ( выполнять работы и оказывать услуги ), т.е. выполнять функции фирмы или их часть. Филиал может выполнять и функции представительства.
Представительства и филиалы являются юридическими лицами.
Фирма во всех случаях должна иметь руководителя — лицо, персонально ответственное за последствия принимаемых решений, связанных с ее деятельностью, и наделенное правом представлять ее интересы на основании устава.
Законодательство предоставляет руководителю фирмы право делегировать подчиненным ему лицам определенные полномочия ( например, право защищать интересы фирмы в арбитражном суде или заключать от имени фирмы хозяйственные договоры ), это право всегда должно быть подтверждено документально ( доверенностью, например ).
В зависимости от размеров и специфических особенностей деятельности фирмы функции руководителя может осуществлять либо ее единоличный владелец, либо один из ее совладельцев ( на основании соответствующего соглашения между совладельцами ), либо приглашенный собственником фирмы наемный работник – профессиональный управляющий — менеджер.
Необходимость приглашения для участия в управлении фирмой или ее отдельными подразделениями профессиональных специалистов-менеджеров может обусловлена тем, что владелец фирмы ( физическое лицо или группа лиц ) хотя и рискует своим капиталом и несет имущественную ответственность за результаты ее работы, не имеет достаточных специальных знаний, способностей или желания выполнить непростые и достаточно обременительные управленческие функции.
3.2. Концепции развития фирмы
Фирма представляет собой определенную экономическую целостность. В то же время фирма — это сложное образование. Многообразие сторон фирмы предопределяет многообразие подходов к анализу фирмы и, следовательно, разнообразие ее возможных целей. Поэтому фирма может рассматриваться с разных точек зрения. Каждый аспект, подход к фирме выделяет какую-либо одну ее сторону, так что в целом более глубоким становится понятие такого многопланового явления, каким является фирма. Рассмотрим три основные концепции определения фирмы: технологическую, контрактную, стратегическую.
Технологическая концепция фирмы
Этот подход традиционно рассматривается в качестве основного для микроэкономического анализа, а также лежит в основе множества современных исследований поведения фирмы.
Согласно этому подходу фирма рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства. Минимальные издержки фирмы в сопоставлении с величиной отраслевого спроса определяют минимально эффективный размер фирмы. Чем больше минимально эффективный размер фирмы по сравнению с емкостью рынка, тем меньшее число фирм является эффективным с технологической точки зрения для данной отрасли.
Динамика издержек (формы кривых издержек) определяют технологическую границу фирмы, горизонтальную и вертикальную границы роста фирмы. Горизонтальная граница понимается в двояком смысле: как объем выпуска одного продукта (пределы роста однопродуктовой фирмы) и как товарное многообразие в рамках одной фирмы.
Все фирмы можно подразделить на одно- и многопродуктовые (по количеству товаров, выпускаемых в рамках одной фирмы), с одной стороны, и на одно- и многозаводские (по количеству учреждений с относительно замкнутым циклом производства — заводов) — с другой.
Горизонтальный размер фирмы определяется положительным эффектом масштаба — степенью субаддитивности издержек. Издержки являются субаддитивными, если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм:
где — совокупные издержки при суммировании выпуска нескольких товаров в рамках отдельных производств; — совокупные издержки совместного выпуска тех же товаров.
Мы можем говорить о двух независимых трактовках эффекта масштаба. Обычно имеют в виду положительный эффект масштаба — снижение средних издержек производства по мере роста общего объема выпуска, причем речь может идти о производстве фирмой одного или нескольких товаров. Показатель положительного эффекта масштаба S > 1.
Для производства единственного продукта:
Для производства i = 1, …, N продуктов:
Кроме того, если рассматривается производство нескольких товаров, может наблюдаться положительный эффект разнообразия — сокращение средних издержек производства одного товарного вида при увеличении
количества товарных марок, выпускаемых в рамках одной фирмы. Показатель положительного эффекта от разнообразия SC > 0.
Для производства двух продуктов:
Понятие субаддитивности издержек, необходимое при определении масштабов роста фирмы, позволяет ответить, с точки зрения технологии, на вопрос, почему экономика в целом и даже отдельная отрасль не может представлять собой одну-единственную фирму. Горизонтальный рост фирмы приостанавливается в результате сокращения степени субаддитивности издержек. Рост издержек на единицу выпуска при увеличении масштабов производства является технологической границей фирмы. Преодоление растущих средних издержек в рамках одной и той же фирмы возможно с помощью выделения внутри фирмы нескольких относительно независимых подразделений, которые действовали бы как квазифирмы, то есть путем изменения внутренней организации фирмы. Этот вопрос будет подробнее рассмотрен ниже.
Субаддитивность издержек определяет также и вертикальные размеры фирмы: степень покупки или производства товаров и услуг последовательных стадий производственного процесса внутри или вне фирмы. Товары будут производиться внутри фирмы (фирма станет вертикально интегрированной), если издержки их совокупного производства меньше, чем при их покупке:
где q1 и q2 — товары последовательных стадий производственного процесса.
Соответственно, уменьшение степени субаддитивности издержек ведет к приостановлению вертикального роста фирмы. В таком случае вертикальный рост фирмы может достигаться за счет развития особого рода вертикальных отношений франчайзингового типа, когда вертикальные подразделения, так же как и ранее горизонтальные, становятся относительно самостоятельными, связанными с головной фирмой контрактными отношениями.
Таким образом, технологический подход к анализу фирмы позволяет выявить производственные ограничения распространения фирмы вширь и вглубь, установить естественные границы ее размеров, определить технические условия эффективности ее функционирования.
Контрактная концепция фирмы
Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками, ее составляющими. Эти отношения часто закрепляются формальными договорами — контрактами (например, трудовой договор между работодателем и работником при поступлении на работу, контракт на поставку оборудования, подрядный договор на выполнение определенного вида услуг и т.д.). Кроме того, даже если отношения не представлены в виде формального договора, существуют свои правила взаимодействия между работниками фирмы, работниками и управляющими, между поставщиками и потребителями продукции. Эти правила взаимодействия могут рассматриваться в качестве неформальных контрактов, так как они достаточно стабильны на протяжении длительных периодов времени, а их нарушение вызывает формальные или неформальные санкции для прочих участников (например, моральное осуждение работника, нарушившего «неписаные» правила поведения на фирме, а иногда и увольнение). Не менее жесткие для нарушителя, неформальные санкции однозначным образом регулируют поведение всех участников экономического процесса. Отсюда возникает и возможность контрактного подхода к фирме.
Фирма, представляя собой совокупность контрактных отношений внутреннего и внешнего уровней, сталкивается с двумя типами издержек взаимоотношения. Это трансакционные издержки (от слова «трансакция» — сделка, операция, контракт) и издержки контроля.
Трансакционные издержки (ТАИ) включают в себя издержки на совершение деловых операций, в том числе денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта.
Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как внешний контракт на производство какой-либо продукции, а фирма — как внутренний контракт: фирма может купить продукт или услугу на рынке посредством заключения соответствующего соглашения с другим, внешним контрагентом, или может произвести товар сама, используя внутренние взаимоотношения с работниками. Выбор внешнего или внутреннего производства зависит от относительных издержек использования альтернативных экономических благ — рыночных ресурсов или собственных ресурсов фирмы, так что чем выше трансакционные издержки (издержки использования рыночных ресурсов данной фирмой), тем больше вероятность того, что товар будет производиться фирмой, а не рынком.
ТАИ приобретают существенные масштабы (а следовательно, внутреннее производство при прочих равных условиях будет относительно эффективнее) в трех главных случаях
Во-первых, это производство уникального товара. Например, редкие детали для турбин, редкие штампы для автомобилей, специальный транспорт для химических продуктов. Большая величина ТАИ определяется здесь тем, что возможности выбора делового партнера ограничены, а издержки оппортунистического поведения (то есть поведения, направленного на невыполнение или несоответствующее выполнение уже заключенного контракта) особенно велики: практически невозможно «менять коней на переправе».
Во-вторых, это динамический рынок с неопределенным спросом и непредсказуемым движением цен. В данном случае оппортунистическому поведению в большей степени подвержена данная фирма, поскольку в связи с необычной быстротой изменения условий окружающей экономической среды именно фирма может оказаться в невыгодном положении, связанная контрактом, который она будет стремиться либо не выполнить, либо выполнить с более выгодными для себя условиями. Примером такой ситуации может служить рынок компьютеров и программного обеспечения на заре своего возникновения: здесь фирмы, производящие компьютеры, стремились одновременно выпускать и соответствующее программное обеспечение, так как еще неясные перспективы спроса и движения цен могли выразиться в стремлении самостоятельных производителей комплектующих и дополняющих товаров диктовать свои условия в ходе самого процесса производства, изменяя непредсказуемым образом уровень продажных цен, объемы поставок и качество изделий.
В-третьих, это рынки с асимметричной информацией, то есть такие рынки, где один из агентов сделки обладает большей информацией (асимметрично большей) по сравнению с другими. Этот агент в большей степени подвержен искушению оппортунистического поведения при появлении лучшей альтернативы, о которой только он имеет представление (информацию). Например, можно рассмотреть рынок консалтинговых услуг: фирма нанимает специалиста для поиска возможностей снижения издержек производства какого-либо товара; в конце срока контракта специалист может сделать вывод о том, что таких возможностей нет. Здесь трудно установить, действительно ли все возможности фирмы уже использованы или консультант оказался недобросовестным. Поэтому для фирмы эффективнее «выращивать» собственного специалиста подобного ранга.
Таким образом, величина трансакционных издержек путем роста неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это, в свою очередь, определяет существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и наличия оппортунистического поведения во многих случаях снимается развитием внутренних контрактов, для которых ТАИ, как правило, невелики, поскольку внутри фирмы решения принимаются волевым порядком, а отступления в ходе их выполнения наказываются наиболее жесткими способами.
Теперь возникает вопрос: почему же существует рынок, если фирма хорошо справляется с производством? Зачем вообще нужны внешние контракты? При росте фирмы растет численность занятых и расчлененность производственного процесса (характерный пример — конвейер с обособленными операциями), так что совокупный результат деятельности фирмы оказывается делом не одного или нескольких работников, как в эпоху мелких доиндустриальных экономик, а многих подразделений и множества работников. В результате теряется непосредственная связь между трудом и его результатом, характерная для мелкого производства. И сразу же возникает проблема «безбилетника»: сокращение интенсивности труда одного из работников никак не сказывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а следовательно, искушает работников трудиться не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция в виде мастеров или специальных людей. Появляются (и растут) издержки контроля (ИК) за степенью интенсивности труда (деятельности) каждого производственного звена.
Чем крупнее становится фирма, тем выше оказываются эти издержки контроля. Их величина после определенного предела становится запретительной для дальнейшего расширения размера фирмы. Тогда функцию производства берет на себя рынок. Внутренние контракты (с издержками контроля) заменяются внешними (с трансакционными издержками).
Таким образом, выясняется, что фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек — трансакционными издержками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу фирмы, ее максимальный размер.
Рис.2. Издержки фирмы
Другой проблемой является то, что интеграция экономических агентов в фирму сама по себе еще не обеспечивает улучшения информационных потоков внутри фирмы и не повышает стремление индивидов к кооперации. Каждая фирма имеет набор активов, необходимых для ведения бизнеса. «Кто должен владеть этими активами?» — основной вопрос изучения эффективности фирмы с точки зрения прав собственности. Реальное владение обязывает собственника располагать достаточной информацией о наилучших способах использования актива. Право собственности обеспечивает власть отстранить кого-либо от использования данного актива, регулировать доступ к активу и контролировать тех, кто использует актив в работе. Каждый участник фирмы инвестирует свое время и усилия в достижение общего результата, однако «величина» инвестиций каждого будет зависеть от его собственного ожидаемого дохода от таких инвестиций. Собственность на оборудование и отношения между работодателем и работником дают владельцу фирмы полномочия выбирать способ использования работников и оборудования в определенных пределах. Степень внутрифирменной интеграции определяется степенью распределения полномочий среди участников контракта. В отсутствие полных контрактов, при возникновении непредусмотренных обстоятельств, Право собственности отражает «второе наилучшее» решение по защите инвестиций и может быть отождествлено с некоторой функцией, выполняемой внутри фирмы, через делегирование полномочий управления.
Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и М-форму.
U-форма (от английского unitary) отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. Это простая линейная фирма, для которой характерно последовательное подчинение стадий выпуска одному регулирующему центру:
Рис. 3. U-форма организации
Функции контроля расположены «по линейке», что дает экономию издержек контроля: в каждый момент одно подразделение контролирует и контролируется только одним подразделением.
Рис.4. U-форма организации
Однако поскольку с потребителем имеет дело только последнее подразделение (как правило, отдел сбыта), а остальные отделы непосредственно не касаются рынка, такая форма может существовать только для однородного небольшого производства. При росте числа товарных наименований или объема выпуска отсутствие связи с рынком затрудняет реакцию производства на изменение потребностей, что делает данную форму менее гибкой и, следовательно, менее конкурентоспособной в долгосрочной перспективе. Поэтому данная форма характерна только для малых и средних фирм, что в свою очередь порождает высокие трансак-ционные издержки «общения» данных фирм на рынке. Таким образом, U-форма определяет сравнительно небольшие издержки контроля за счет высоких ТАИ.
М-форма (от английского multiproduct) представляет собой параллельное подчинение всех стадий выпуска каждого продукта одному продуктовому центру:
Рис. 5. M-форма организации
Здесь с потреблением и рынком для всех продуктов имеет дело центральное руководство, а не отдельные продуктовые или производственные подразделения, что дает возможность оперативно реагировать на изменение рыночных параметров спроса для любого выпускаемого продукта. Это способствует гибкости производства, что ведет к организации многопродуктового процесса в крупных масштабах.
Рис. 6. M-форма организации
Трансакционные издержки понижаются, поскольку многие промежуточные товары могут производиться на самой фирме. Однако усложнение системы управления продуктовыми подразделениями ведет к увеличению издержек контроля. Поэтому для данной формы характерны относительно небольшие трансакционные издержки и высокие издержки контроля.
Две рассмотренные формы, U- и М-формы, являются базисными видами, на основе которых развились и другие формы внутренней структуры фирмы, которые далее будут проанализированы подробнее.
Стратегическая концепция фирмы
До сих пор фирма рассматривалась в качестве объекта действия внешней среды, как пассивная структура экономики. За фирмой признавалась только возможность реагирования на те или иные действия окружающей экономической среды, в виде технологии или контрактных отношений, господствующих в отрасли. Однако фирма не только подчиняется доминирующим экономическим отношениям, но и сама формирует их. Точка зрения на фирму как на активного субъекта рыночных структур носит название стратегического подхода.
Фирма в качестве активного агента экономических взаимоотношений не только и не столько подчиняется сложившейся структуре окружающей внешней среды, сколько активно своими собственными действиями формирует ее. Цель жизнедеятельности фирмы реализуется в ее стратегии. Стратегия, в данном случае, понимается в широком смысле, то есть как сознательное, целенаправленное поведение фирмы в краткосрочном или долгосрочном периодах.
Выбирая линию стратегического поведения, фирма принимает во внимание поведение других экономических агентов, в первую очередь поведение своих конкурентов, а также действия спроса и правительства. Фирма может активно воздействовать на спрос, формируя требуемые ей параметры потребительских предпочтений, включая качественные, временные и ценовые. Фирма может оказывать воздействие на правительство (промышленное лобби) для проведения желаемых для нее мероприятий (например, желаемого налогообложения, таможенных пошлин и квот, выделения субсидий, принятия антимонопольных законов и исключений из них и тому подобных действий). Фирма оказывается активным участником формирования отраслевой, микроэкономической, а зачастую и макроэкономической политики государства.
В данном случае параметры поведения фирмы — цена, качество и количество выпускаемого товара, закупки ресурсов, найм персонала, выпуск ценных бумаг, финансовые отношения с поставщиками и заказчиками — выступают как факторы стратегического поведения фирмы, через которые фирма реализует свои цели. Изменения этих параметров происходят не столько под воздействием экономической среды (например, других фирм, потребителей, государства), сколько представляет собой результат деятельности фирмы, ее выбора с определенной целью, как правило, для обеспечения доминирующего положения на рынке. При этом возможны и часты расхождения между тем, чего требует объективная ситуация рынка, и тем, что хочет реализовать данная фирма. Подробнее о том, каким образом это происходит и что означает активная стратегия фирмы для отдельных рынков и экономики в целом, мы поговорим в последующих разделах.
продолжение
–PAGE_BREAK–