Государственный бюджет: проблема баланса доходов и расходов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
ФИЛИАЛ УЛЬЯНОВСКОГОГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Естественнонаучныйфакультет
Кафедра Экономики иуправления
КУРСОВАЯ РАБОТА
Государственный бюджет:проблема баланса доходов и расходов
Выполнила: РассудковаА.В.
Научный руководитель
К.Э.Н., доцент кафедрыэкономики
и управления Бегинина И.И.
Димитровград
2010

Содержание
Введение
Глава 1. Бюджетгосударства: сущность, функции, классификация
1.1Социально-экономическая сущность бюджета государства
1.2 Функциигосударственного бюджета в современной экономике
1.3 Классификация бюджетагосударства
1.4 Роль государственногобюджета как финансовой базы социально- экономического развития общества
Глава 2. Доходы и расходыгосударственного бюджета. Бюджетный дефицит и профицит
2.1 Состав и структурарасходов федерального бюджета
2.2 Состав и структурадоходов федерального бюджета
2.3 Дефицит и профицитгосударственного бюджета. Проблемы его сбалансированности
Заключение
Библиографический список
Приложения

Введение
Современнаяэкономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности исбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный ростгосударств с огромным дефицитом бюджета.
Насовременном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства незнакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономическиезаконы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическуюситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.
В связи с этимодной из важных задач экономической политики государства является поископтимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.
Проведениеэкономических реформ в РФ изменило основы функционирования бюджетной системыстраны и отношения между органами государственной власти различных уровней, чтопотребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма.
Сокращениенерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуребюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от егоэмиссионного финансирования.
Рассмотрим вэтой работе вопросы бюджетного дефицита и профицита, а также проблемусбалансированности бюджета.

Глава 1.Бюджет государства: сущность, функции, классификация/> 1.1 Социально-экономическаясущность бюджета государства
Государственныйбюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория.Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями,организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этихотношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают враспределительном процессе, непременным участником которого является государство(в лице соответствующих органов власти), во-вторых, связаны с формированием ииспользованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного дляудовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетныеотношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разныенаправления распределительного процесса (между секторами экономики, сферамиобщественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны)и охватывают все уровни хозяйствования (государственный, республиканский,местный).
Бюджетнымотношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в рукахгосударства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национальногоВВП, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан,решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
В процессефункционирования бюджетные отношения получают соответствующее имматериально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) вбюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретнаявеличина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсовв руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики;методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемыхобществом экономических и социальных задач.
Совокупностьбюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда странысоставляет понятие государственного бюджета. По экономической сущностигосударственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства сюридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национальногодохода (частично – и национального богатства) в связи с образованием ииспользованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народногохозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственногоуправления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточиватьфинансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Будучиэкономической формой существования реальных, объективно обусловленныхраспределительных отношений, выполняя специфическое общественного назначение –по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальныхструктур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономическойкатегории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми жечертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности,отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числуособенностей относятся следующие:
–государственный бюджет является особой экономической формойперераспределительных отношений, связанных с обособлением части ВВП в рукахгосударства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всегообщества и отдельных его государственно-территориальных формирований;
– с помощьюбюджета происходит перераспределение национального дохода, реже – национальногобогатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферамиобщественной деятельности;
– пропорциибюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньевфинансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом изадачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
– областьбюджетного распределения занимает центральное место в составе государственныхфинансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другимизвеньями.
Государственныйбюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качествесамостоятельной экономической категории, а с позиций законодательногоустановления финансовой базы государства – как его финансовый план [11].1.2 Функциигосударственного бюджета в современной экономике
Сущностьгосударственного бюджета как экономической категории реализуется черезраспределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.
С помощьюраспределительной функции бюджета происходит распределение средств напроизводственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевоераспределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевогоназначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и ихиспользование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Непроизводственнаясфера не участвует в создании национального дохода, но является активным егопотребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства назаработную плату, техническое оснащение и содержание учрежденийнепроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).
Через расходыи налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения истимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства.Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям экономики– авиастроению, космическим программам, атомной, угольной промышленностям инекоторым другим. Для регулирования экономики используются налоги.
Прираспределении финансовых средств через бюджет, важное значение имеет социальнаянаправленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетамиявляются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов,студентов, малообеспеченных семей), поддержка учреждений здравоохранения,образования и культуры, а также решение жилищной проблемы.
Контрольнаяфункция заключается в том, что бюджет объективно через количественныехарактеристики формирования и использования фондов денежных средств государстваотображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.
Благодаряэтому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают враспоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования,соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей,достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственныеинвестиции и т.д. При этом в бюджетном процессе «высвечиваются» слабые места вэкономике страны и Правительство РФ имеет возможность посредством корректировкинаправления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизациюдеятельности тех или иных производств и сфер экономики.
Такимобразом, контрольная функция бюджета не носит ни запретительного, ниограничительного характера, она позволяет лишь контролировать степень и формыразумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс.
Фискальнаяфункция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовымиресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных,внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которыена него возложены обществом.
С другойстороны, фискальная функция не ограничивается только предоставлениемгосударственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственныхуслуг необходимо создание в равной степени условий для эффективного размещенияи использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержаниеопределенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функциянепосредственно связана с распределительной функцией бюджета. Однако она имеетсвои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства – этополитика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическимцелям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всехфинансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в своюочередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно,увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случаеуслуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу [9].
Черезгосударственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннегопродукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориальногоперераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболеерационального размещения производительных сил, подъема экономики и культурырегионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступаютагропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы итранспорт.
Бюджетспособствует формированию рациональной структуры общественного производства,улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. Впроцессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразноесоотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежныхсредств.
Черезгосударственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход,создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материальногопроизводства.
В процессебюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальноесоотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежныхсредств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых впредприятиях, и степень участия предприятий в формировании доходов бюджетнойсистемы.
Бюджет спомощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с темстимулирования экономики и повышения эффективности производства.
В отношения сгосударственным бюджетом вступают почти все участники общественногопроизводства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход,однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и частистоимости необходимого продукта [6]./>1.3 Классификация бюджета государства
В системегосударственных финансов бюджетная классификация обеспечивает учет исистематизацию информации о состоянии бюджета.
Бюджетнаяклассификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов,источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления иисполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всехуровней бюджетной системы.
Бюджетнаяклассификация Российской Федерации включает:
1. Классификациядоходов бюджетов — это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетнойсистемы в соответствии с источниками их формирования, установленнымисоответствующими законодательными актами. Группы доходов состоят из статейдоходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам ихполучения.
2.Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой группировкурасходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств навыполнение основных функций государства.
Первыйуровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации —разделы, второй уровень подразделы, конкретизирующие направление бюджетныхсредств на выполнение функций государства в пределах разделов, третий уровень —целевые статьи расходов федерального бюджета, отражающие финансированиерасходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средствв пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов,четвертый уровень — виды расходов федерального бюджета, детализирующиенаправление финансирования расходов по целевым статьям.
Расходыфедерального бюджета по главным распорядителям средств, по разделам,подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификациирасходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементамрасходов экономической классификации расходов бюджетов утверждаются федеральнымзаконом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
3.Экономическая классификация расходов бюджетов — это группировка расходовбюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие икапитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетныхучреждений.
4.Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов являетсягруппировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФи органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующихбюджетов.
5.Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собойгруппировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главнымраспорядителям средств федерального бюджета.
Ведомственнаяклассификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходовбюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований поглавным; распорядителям средств бюджетов субъектов РФ по разделам, подразделам,целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходовбюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходовэкономической классификации расходов бюджетов.
Ведомственнаяклассификация расходов местных бюджетов представляет собой группировку расходовместных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главнымраспорядителям средств местных бюджетов по разделам, подразделам, целевымстатьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов,группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходовэкономической классификации расходов бюджетов.
Перечниглавных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ и распорядителей средствместных бюджетов утверждаются соответственно органом исполнительной властисубъекта РФ, органом местного самоуправления.
Бюджетнаяклассификация в части классификации доходов: бюджетов, функциональнойклассификации расходов бюджетов, экономической классификации расходов бюджетов,классификации источников финансирования дефицитов бюджетов едина для бюджетоввсех уровней бюджетной системы и утверждается федеральным законом.
Законодательныеили представительные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могутпроизводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации в частицелевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения иединства бюджетной классификации РФ.
В бюджетнойклассификации приводится также перечень прямых получателей средств изфедерального бюджета. Она включает целевые статьи расходов федеральногобюджета, виды расходов федерального бюджета.
Бюджетнаяклассификация утверждается в форме закона, в который вносятся изменения идополнения одновременно с принятием закона о федеральном бюджете насоответствующий финансовый год. Совершенствование бюджетной классификациипозволит повысить эффективность мобилизации и использования бюджетных средств,обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней и оптимизировать учетную политику[18]./>1.4 Роль государственного бюджета как финансовой базысоциально-экономического развития общества
Рольгосударственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создаетфинансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельностигосударственных органов и органов местного самоуправления.
Государственныйбюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политикигосударства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решенияосновных направлений научно-технического прогресса, образования резервов вобщенациональном масштабе.
Такимобразом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средствапредназначаются для осуществления социально-экономической политики, обеспеченияобороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуютсяобщегосударственные и региональные программы народнохозяйственного исоциально-экономического характера.
Рольгосударственного бюджета в социально-экономическом развитии обществазаключается в следующем:
1.Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики.С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределениенационального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства,влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформгосударство усиливает свои позиции в экономике путем изменения методовбюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет.Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику,предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции,осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-техническийпрогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций.Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляетсяпосредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежнымисредствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развитияобщественного производств.
2.Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем. Путемулучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы просвещения,здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. Вперспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будетусиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности свнебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальныхпреобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживаниянаселения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелированиесоциальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.
3. Насовременном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним изосновных инструментов государства в проведении экономической и социальнойполитики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует всвоих руках денежные средства на проведение экономической и социальнойполитики, преодоление экономического кризиса.
4.Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономическогоразвития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов. Бюджетноефинансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. Навозвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита накапитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов(предприятий) культурно-бытового назначения, магазинов, предприятийобщественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров идругих предприятий.
5. Основнаяроль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежныенакопления предприятий, организаций и населения в централизованномгосударственном фонде для финансирования народного хозяйства,социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, насодержание органов государственной власти и образования резервов. Рольгосударственного бюджета далее заключается в том, что он служит важным рычагомвоздействия на развитие производительных сил общества, ускорениенаучно-технического прогресса при умелом использовании его средств.Государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической политикигосударства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.
6. Государственный(федеральный) бюджет это ведущее звено бюджетной системы. Он играет важную рольв финансировании народного хозяйства, общереспубликанских программсоциально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Дляфинансирования этих общереспубликанских мероприятий в руках центральнойгосударственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная долянационального дохода.
Государственныйбюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможностиманеврирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетностифинансирования государственных программ.

Глава 2.Доходы и расходы государственного бюджета Бюджетный дефицит и профицит/> 2.1Состав и структура расходов федерального бюджета
Для уясненияроли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют поопределенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению,отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.
По роли вобщественном производстве расходы бюджета государства делят на:
1. расходына содержание и развитие материального производства (расходы на расширенноевоспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
2. расходына содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затратыгосударства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии ипособия и т.п.);
3. расходына создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживаниестраховых и резервных фондов) [14].
С помощьюэтих расходов государство получает инструменты регулирования распределениемденежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой всоответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, крометого, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента можетвоздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигатьпрогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитиепринципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-техническогопрогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своегоперераспределительного характера, способны играть важную роль в государственномрегулировании экономики и социальных процессов.
Всоответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетныхрасходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции– экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджетаподразделяются на четыре большие группы:
1. расходына народное хозяйство и поддержку экономики;
2. расходына социально-культурные нужды;
3. военныерасходы;
4. расходына управление (Приложение А, приложение Б).
Структурабюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей странеотносительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты враспределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всехбюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики,что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только околотрети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.
Основойотраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятоеделение экономики на отрасли и виды деятельности. Расходы в производственнойсфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитиепромышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.; внепроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: наобразование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственноеуправление и т.п. Такое деление государственных расходов (также как и по роли ввоспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств,но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужныхсдвигов в отраслевой структуре общественного производства [15].
Классификациярасходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимойбазой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетныхсредств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемыхассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты накапитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям иорганизациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии,медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.
Одновременнос экономической классификацией расходов бюджета используются и другиегруппировки, в том числе и организационная, в основе которой лежитраспределение ассигнований по целевым программам и уровням управления.Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателейбюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемыхбюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управлениярасходы федерального бюджета России подразделяются на федеральные, субъектовФедерации и местные.
Также вэкономической литературе можно встретить классификацию государственных расходовпо источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховыхфондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономикиможет быть использован и такой источник, как самофинансирование)./> 2.2Состав и структура доходов федерального бюджета
Доходыбюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратномпорядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжениеорганов государственной власти Российской Федерации, органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствиисо ст. 6 БК доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства заисключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов
Большоеразнообразие экономических отношений порождает множественность видов доходов вхозяйстве, а отсюда следует и необходимость иметь систему доходов бюджета, таккак отдельные виды бюджетных доходов существенно различаются по объектамполучения, способам взимания, по своей социальной и экономической значимости[5] (Приложение В).
В связи с произошедшими изменениями в бюджетномзаконодательстве изменилась структура доходов в части их распределения нанефтегазовые и ненефтегазовые доходы. При формировании доходов было учтеноизменение налогового законодательства, действующее на момент составления проектабюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики,предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ оналогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года.
Нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовыхдоходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых,экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о еёзначимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный веспоказателя падает, на 2008 год составит 35,87%, на 2009 год 31,5%, на 2010 годэтот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составитна 2008 год 2 383,11 млрд. руб., к 2010 году прогнозируется уменьшение на 34,79млрд.руб.
Необходимость регулирования этого показателязаключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечениедолгосрочной макроэкономической стабильности.
Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходыбез учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2010году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. поотношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.
1. Налог на прибыль организаций. В абсолютном выражении мы видим, чтов 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателяснижается от 8,03% — 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговомзаконодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот разделдоходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, нокомпенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлеклиизменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли.
2. Налоги и взносы на социальные нужды. Удельный вес этого показателяувеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2008 годуэтот показатель составит 435,79 млрд.руб., в 2010 году увеличится в 2 раза поотношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано сувеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ, а так же достовернойинформации о з/п.
3. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ.Доля этого раздела составляет 21,13% в 2008 году, в 2009 году — 25,64%. К 2010году увеличится на 1,64%. Прогнозируется, что в 2010 году сумма показателявозрастет на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2008 году. В налоговомзаконодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительныепотери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введениемпоквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу надобавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручкиот реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведениемналоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины происходитувеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащуюпродукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этогопоказателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составляет 1,15%, а к 2010году 1,33%. Сумма этого показателя вырастит от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на293,57 млрд.руб… Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит14,62% увеличившись на 1,24% по отношению к 2008 году. Что характерно этого раздела,то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащихналогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же стоваром, освобожденным от налогообложения в соответствии смежправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта сучетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объемаимпорта.
5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природнымиресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходнойбазы федерального бюджета на 2008 год составили 36,57млрд. руб., на 2009 и 2010год 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении происходитснижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась,так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов.
6. Государственная пошлина. В 2008 году поступило 32,24 млрд. руб., в2009 году – 34,49 млрд. руб., на 2010 год планируется 36,56 млрд. руб…
7. Неналоговые доходы. Сумма доходов этого раздела в 2008 году составила291,61 млрд. руб., в 2009 год на 5,39 млрд. руб. больше, а на 2010 год прогнозируетсяещё на 4,73 млрд. руб. [20].
Прочиедоходы. В связи с тем, что в прогнозе поступлений доходов федерального бюджетана 2008-2010 годы не были указаны остальные статьи раздела и прогнозированиеданные этих показателей (доходы от использования имущества, находящегося вгосударственной и муниципальной собственности; платежи при пользованииприродными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затратгосударства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов;административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; целевыеотчисления от всероссийских государственных лотерей), объединим их в прочиедоходы.
2.3 Дефицит и профицит государственного бюджета. Проблемыего сбалансированности
В процессесоставления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь местосбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами —дефицит бюджета, либо превышение доходов над расходами — профицит бюджета.Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляются иутверждаются без профицита. Если в процессе составления или рассмотренияпроекта бюджета обнаруживается профицит бюджета, до утверждения бюджетаосуществляется его сокращение в следующей последовательности:
• сокращаетсяпривлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;для федерального бюджета — сокращается привлечение доходов от реализациигосударственных запасов и резервов;
•предусматривается направление бюджетных средств на дополнительное погашениедолговых обязательств;
•увеличиваются расходы бюджета.
В случаепрофицита могут быть сокращены налоговые доходы бюджета.
Под первичнымпрофицитом понимается превышение доходов над расходами без учета расходов наобслуживание государственного долга. В этом случае обслуживаниегосударственного долга превышает сумму дефицита бюджета.
Дляфинансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники егопокрытия. Это прежде всего заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитногоили финансового рынков.
При принятиибюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджетеутверждаются источники его финансирования. Текущие расходы бюджета субъекта РФ,местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объемдоходов местного бюджета.
Размердефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетныхинвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Размердефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджетасубъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Поступленияиз источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются толькона финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы дляфинансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.
Размердефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местногобюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъектаРФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджетанаправляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут бытьиспользованы для финансирования расходов на обслуживание и погашениемуниципального долга [1].
Федеральный бюджетна 2007 год был принят по расходам в сумме 5 463 479 900,0 тыс. рублей и подоходам в сумме 6 965 317 200,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объемавалового внутреннего продукта в сумме 31 220 млрд. рублей и уровня инфляции(потребительских цен) 6,5 — 8,0 % (декабрь 2007 к декабрю 2006 года).Превышение доходов над расходами федерального бюджета в 2007 годупрогнозировалось в сумме 1 501 837 300,0 тыс. рублей. Реальное исполнениесоставило по доходам в сумме 7 781 119 783,7 тыс.рублей, по расходам в сумме 5986 561 831,4 тыс. рублей с превышением доходов над расходами (профицитфедерального бюджета) в сумме 1 794 557 952,3 тыс.рублей.
Федеральныйбюджет на 2008 год, определенный исходя из прогнозируемого объема валового внутреннегопродукта в размере 35 000,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0% (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года): прогнозируемый общий объем доходов федеральногобюджета в сумме 6 644 447 448,0 тыс. рублей, общий объем расходов федеральногобюджета в сумме 6 570 297 744,0 тыс. рублей; прогнозируемый профицит федеральногобюджета в сумме 74 149 704,0 тыс. рублей. Исполнение федерального бюджетасоставило: общий объем доходов — 9 275 931 310,1 тыс. руб., расходов — 7 570878 924,0 тыс. руб. Профицит равен 1 705 052 386,1 тыс. руб.
Федеральныйбюджет на 2009 год был принят исходя из прогнозируемого объема валовоговнутреннего продукта в размере 51 475,0 млрд. рублей и уровня инфляции, непревышающего 8,5 % (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года): прогнозируемый общийобъем доходов федерального бюджета в сумме 10 927 137 733,0 тыс. рублей, общийобъем расходов федерального бюджета в сумме 9 024 654 998,3 тыс. рублей;прогнозируемый профицит федерального бюджета в сумме 1 902 482 734,7 тыс.рублей. Исполнение федерального бюджета составило: общий объем доходов – 7336,01 млрд. рублей, расходов – 9 662,15 млрд. рублей. Дефицит федеральногобюджета составил 2 326,14 млрд. рублей.
Федеральныйбюджет на 2010 год, определенный исходя из прогнозируемого объема валового внутреннегопродукта в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего10,0 % (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года): прогнозируемый общий объемдоходов федерального бюджета в сумме 6 950 010 032,5 тыс. рублей; общий объемрасходов федерального бюджета в сумме 9 886 920 940,1 тыс. рублей;прогнозируемый дефицит федерального бюджета в сумме 2 936 910 907,6 тыс.рублей. По предварительной оценке исполнение основных показателей федеральногобюджета за январь-апрель 2010 года составило: объем поступивших доходов – 2618,301 млрд. рублей, или 37,7% к общему объему доходов федерального бюджета,утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и наплановый период 2011 и 2012 годов»; кассовое исполнение расходов – 3 062,913млрд. рублей, дефицит составил – (-) 444,611 млрд. рублей, первичный дефицит –(-) 367,173 млрд. рублей [20].

Заключение
Государственныйбюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсовгосударства, дает политической власти реальную возможность воздействовать наэкономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитиеприоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименеезащищенным слоям населения.
Бюджетявляется одновременно и правовой, и экономической категорией. В современныхусловиях он является основным инструментом государственного регулированияэкономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития.Реализация любого направления политики государства в экономической или социальнойсфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджетобъективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на негофункций.
Так же Государственныйбюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средствомаккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальнуювозможность осуществления властных полномочий, дает государству реальнуюэкономическую и политическую власть. Через бюджет происходит перераспределениенационального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступаетинструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционнойактивности, повышения эффективности производства, именно через бюджетосуществляется социальная политика
Такимобразом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги,государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеномфинансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так иполитическую роль в любом современном обществе.

Библиографическийсписок литературы
1. БабичА.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М.:ЮНИТИ, 2002. 687 с.
2. Экономическаятеория: Учеб. Для студентов вузов/ Под ред. В.Д. Камаева. – 12-е изд., перераб.и доп.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 591 с.: ил. – (Учебник длявузов).
3.  Финансы: учеб. — 2-еизд., перераб. И доп. / под ред. В.В. Ковалева. — М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2005. — 634с.
4.  Макроэкономика: Учеб.Пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 319с.
5.  Бюджетный кодексРоссийской Федерации // по БД «Консультант +»
6.  Александров И.М. Бюджетнаясистема Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд.-М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и Ко», 2007. – 448 с.
7. ГодинА.М., Горегляд В.П., Родпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации:Учебник. – 6-е изд., испр. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков иКо», 2007.-568 с.
8. Курсэкономической теории: Учебник — 6-е исправленное, дополненное и переработанноеиздание. — Киров: «АСА», 2007. – 848 с.
9. Бюджетнаясистема России: / под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
10. КунгурятниковаЕ.Н., Синявина М.С./ Финансы и кредит: курс лекций. – М.: Издательско-торговаякорпорация “Дашков и Ко”, 2002. – 258с.
11.  Глущенко В.В., ЧехуновВ.Н./ Финансы: Учебное пособие. – Харьков: Изд-ва Ун-та внутр. дел. 2000г.160с.
12.  Приложение 8 к ФЗ от 19декабря 2006 года № 238-ФЗ «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2007 ГОД».
13.  ФЗ от 24 июля 2007 года №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010годов».
14.  ФЗ от 31.12.95 №228-Ф3 «ОФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1996 ГОД». (принят ГД ФС РФ 6.12.95, первоначальныйтекст документа опубликован: «Российская газета» №4 за 1996 год).
15.  ФЗ от 31.03.95 №39-Ф3 «ОФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1995 ГОД». (принят ГД ФС РФ 15.03.95, первоначальныйтекст документа опубликован: «Российская газета» №69 за 1995 год).
16.  Пояснительная записка кпроектировкам основных характеристик федерального бюджета на 2008 год и на периоддо 2010 года и распределению расходов федерального бюджета на 2008 год и напериод до 2010 года по ведомственной структуре и разделам функциональнойклассификации расходов бюджетов Российской Федерации.
17.  Интернет-ресурс:www.budgetrf.ru/ Бюджетная система Российской Федерации.
18.  Интернет-ресурс:valter.jino.ru/index.php-id=141.htm
19.  Интернет-ресурс: www.gks.ru/
20.  Интернет-ресурс:www.minfin.ru — Министерство финансов Российской федерации, официальный сайт.

Приложение А
Распределениерасходов федерального бюджета Российской Федерации на 2007 год по разделам
/>Наименование
/>Рз
/>ПР
/>/> Сумма В С Е Г О    5 463 479 900,00 ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ 1    808 196 478,20 НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА 2    822 035 929,60 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3    662 867 227,20 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 4    497 229 532,40 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 5    53 024 456,10 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6    8 096 534,30 ОБРАЗОВАНИЕ 7    277 939 330,10 КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 8    67 804 673,00 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ 9    206 373 527,50 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 10    215 565 757,40 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ 11    1 844 346 454,20

Приложение БНаименование Мин Бюджетные ассигнования на 2008 год 2009 год 2010 год     на 21.10.2008 на 01.01.2010 на 01.04.2010 В С Е Г О    6 701 494 483,50  8 987 210 077,40  8 860 710 157,40 МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 020  88 783 746,10  281 734 965,60  139 579 634,10 МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 021  436 436,00     МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 022  58 676 634,60  120 260 306,80  44 517 628,70 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 048  3 687 767,50  2 749 810,70  2 476 399,40 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ 049  23 255 221,20  21 342 047,40  22 699 996,40 МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 051  2 343 249,40  3 887 812,90  4 457 308,10 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОДНЫХ РЕСУРСОВ 052  14 366 449,10  12 513 566,50  9 600 920,70 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА 053  24 876 200,40  25 212 921,50  20 787 222,80 МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 054  59 584 736,70  71 034 475,90  67 417 271,60 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 055  192 815 093,60  313 848 517,80  293 269 267,20 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 060  5 977 623,70  5 630 758,10  2 683 568,80 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ 061  29 479 132,90     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ 064  4 057 236,60     МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 071  3 255 917,50  4 749 795,40  4 096 525,50 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО КАДАСТРА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ 072  21 994 987,20     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 073  253 722 523,10  270 777 952,90  223 059 783,90 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 074  2 162 990,90  1 718 975,30  2 847 847,30 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ 076  9 703 765,30  15 485 394,10  13 878 116,20 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 077  194 218,40  1 126 587,20  1 075 335,50 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ 081  11 034 745,30  10 918 229,80  9 996 291,90 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 082  155 488 576,30  199 315 575,20  143 246 533,60 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ 084  18 218 170,70  28 111 607,30  31 680 260,00 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 085  2 758 229,60     ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 087  61 766,80  184 069,50  441 627,70 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ 088  5 003 991,50  2 823 402,90  2 059 047,30 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФЕЛЬДЪЕГЕРСКАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 089  2 246 144,30  2 467 734,10  2 528 694,90 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ 091  278 064,20  775 050,20  481 952,00 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 092  2 063 617 977,70  3 404 781 355,80  4 023 568 779,90 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СТРАХОВОГО НАДЗОРА 093  210 700,90  243 756,40  230 125,70 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ 095  44 918,30  1 494 573,00  1 653 693,90 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 096    2 595 553,60  2 446 126,10 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО 100  37 870 134,80  41 485 322,20  37 279 126,10 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ 101  444 323,90     МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 103  2 681 909,30  18 069 811,90  15 497 814,60 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 106  3 046 343,50  3 112 620,10  3 102 278,60 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА 107  31 170 125,90  37 274 294,80  45 227 032,10 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО 108  310 188 536,00  342 917 298,50  291 135 428,50 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 109  78 763 635,90  149 693 512,10  158 556 508,50 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА 110  30 366 078,70  42 073 351,90  42 051 070,80 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ 132  145 283,70     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ 135  31 956 792,90  45 789 053,20  43 538 079,80 МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 139  18 086 459,00  29 332 857,60  29 778 953,70 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА 141  24 514 754,10  40 080 111,70  23 043 118,60 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ОСОБЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ 142  18 807 223,10  9 457 993,40  882 620,80 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ПРОМЫШЛЕННОСТИ 143  360 953,20     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ 144  23 570 998,20  24 015 613,90  23 035 379,90 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ 150  50 008 745,20  135 345 533,40  142 113 057,40 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА 151  2 414 690,30  2 779 464,80  2 674 583,60 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА 153  63 282 723,70  62 279 295,10  60 940 631,90 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНТСТВО 155  1 251 751,30  1 262 142,60  1 168 622,40 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ 157  10 684 079,20  13 614 708,80  22 432 315,40 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА 160    442 700,10  727 804,30 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА 161  1 415 968,50  1 575 185,60  1 768 795,20 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ 167  9 534 037,80  231 496 748,90  5 325 247,90 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ 168  1 791 585,10  2 075 607,60  1 834 505,20 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 169  9 688 808,40  13 750 458,00  12 701 125,60 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ 171  7 632 743,20  12 703 254,40  11 142 966,50 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ 172  2 268 699,10  3 235 668,40  2 734 340,10 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ 173  2 214 334,80     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ 174  921 807,30  509 615,50  446 293,90 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ 175  27 404 703,10     МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ 177  84 531 830,50  118 592 548,80  134 167 090,60 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АЭРОНАВИГАЦИОННАЯ СЛУЖБА 179  2 204 199,60  4 272 682,30  86 509,60 ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА 182  108 233 470,70  103 062 557,00  97 826 239,80 СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 184  30 218,10  32 790,00  55 500,90 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ 185  338 902,20  332 483,60  331 716,80 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ПОСТАВКАМ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ 186  307 899,50  1 170 551,30  1 032 708,30 МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 187  738 188 075,90  873 282 056,60  903 766 354,50 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 188  373 642 916,00  421 268 150,80  448 148 156,90 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 189  18 739 098,50  20 095 783,80  21 333 222,00 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК 190  5 137 622,10  7 346 736,30  6 395 855,20 ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА 192  18 842 378,20  21 974 029,90  22 605 646,70 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 202  1 481 922,10  559 313,00  694 453,00 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ 204  17 929 485,20  21 151 732,60  21 325 866,50 ФОНД СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ МАЛЫХ ФОРМ ПРЕДПРИЯТИЙ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 226  1 650 670,60  2 446 382,30  2 401 968,50 ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО 259  44 027 907,50  95 784 171,00  84 828 225,30 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБУСТРОЙСТВУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 260  190 654,80  3 766 613,00  3 966 978,50 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 279  3 478 220,00  3 587 189,40  4 496 208,50 УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 302  167 252,00  188 900,60  178 219,70 УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 303  57 264 016,90  73 919 238,50  74 975 028,20 ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 304  117,60     СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 305  1 797 911,50  1 914 634,40  1 902 691,20 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ 307  492 557,00  616 653,40  508 241,30 ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 308  3 355 151,40  3 119 337,70  3 061 777,60 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 309  759 801 881,90  263 813 938,20  207 745 147,10 МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 310  26 747 692,80  37 132 069,70  37 423 910,20 МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 318  4 123 756,70  11 639 917,30  10 736 931,90 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК 319  31 625 447,50  35 908 522,60  31 509 730,40 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ 320  132 612 939,00  155 967 359,90  163 099 717,30