Функционально стилистические особенности придаточных предложений

–PAGE_BREAK–Его способность, выражать коммуникативную интенцию, все же ограничено: на косвенный вопрос или косвенный приказ, которые может содержать придаточное предложение, накладывается коммуникативная интенция целого предложения; она находит выражение в форме главного предложения [5, с.310].
Основными структурными признаками придаточного предложения являются:
Вхождение в интонационную кривую всего предложения;
Непосредственная синтаксическая связь с одним из членов главного предложения;
Присоединение с помощью подчинительного союза или другого определяемого слова (относительные местоимения либо наречия);
Специфический порядок слов.
Абсолютный характер имеют первые два образовательных средства. Ни порядок слов, ни подчинительный союз не являются надежными признаками придаточного предложения. Порядок слов не может быть надежным признаком, т.к помимо последнего места в предложении изменяемой формы глагола, которая имеет место только в придаточном и сигнализирует только его, в некоторых типах придаточных предложений возможны также первое и второе место финитного глагола. Ср.:
Es ist schlimm, dass ich dich liebe.
Und bist du einverstanden, so gebe ich dir Geld.
Ehrlich gesagt, ich sei kein Dieb.
Второй и третий примеры из выше приведенных показывают, что непосредственно в случаях, где отказывает порядок слов, как признак придаточного, отсутствует подчинительный союз. Из этого следует, что порядок слов и подчинительный союз, как и другие определительные слова, могут выступать только в связи с такими признаками, как вхождение в единую интонационную кривую и значимость члена предложения в рамках подчиняющего предложения придаточного или части придаточного предложения [27].
В придаточном предложении с многоступенчатым подчинением повторяется отношение от подчиняющего к подчиненному предложению несколько раз, напр.:
Marie wunderte sich, als Geschke erklдrte, er wьsste nicht, ob er rechtzeitig vom Friedhof zurьck sein werde.
Hauptsatz Marie wunderte sich,
Subord.1. Rangs als Geschke erklдrte,
Subord.2. Rangs er wьsste nicht,
Subord.3. Rangs ob er rechtzeitig vom Friedhof zurьck sein werde.
Каждое подчиняющее предложение функционирует как предложение-носитель по отношению к подчиненному более низкого ранга. И все же оно перенимает только часть характеристик главного предложения, в то время как многие синтаксические характеристики остаются свойственны только главному предложению. Подчиняющее предложение обнаруживает, в отличие от подчиненного предложения низшего ранга, ту же функцию носителя, которая подтверждается трансформацией распространения и редуцирования. Что касается категории коммуникативной интенции, утвердительного и отрицательного значения предложения, категории предикативности целостного предложения, то в многоранговом сложноподчиненном предложении их выражение остается в главном предложении [5, с.313 — 314].
1.1.1 Модели сложноподчиненного предложения В лингвистической литературе последних десятилетий намечаются пути выделения в языке на уровне синтаксиса моделей предложений-образцов, по которым в данном конкретном языке строятся конкретные предложения, наполненные разнообразным лексическим материалом [29].
Следует заметить, что моделирование СПП находится в начальной стадии своего развития. Оно подготовлено традиционным учением о формах и видах придаточного предложения, но отличается от них методической системой и постановкой цели. Главное отличие между современной системой моделирования и традиционными классификациями в области сложного предложения состоит в том, что современное языкознание исходит из всего предложения и пытается раскрыть целостную внутреннюю структуру сложного предложения, в то время как в традиционной грамматике речь идет об определении придаточного предложения как такового. Здесь придаточное предложение рассматривается более ли менее изолированно от целостного предложения. Отличительным для традиционной грамматики является, кроме этого, атомистическое описание придаточного предложения, здесь сопоставляются различные аспекты характеристик придаточного предложения чаще всего как отдельные классификации либо описываются весьма бессистемно, в то время как моделирование сложного предложения предопределяет синтез отдельных характеристик частей предложения. Несмотря на это, отдельные классификации, установленные традиционной грамматикой, служат отправной точкой для обобщающего изложения вопроса [16, с.47].
В традиционной грамматике придаточные предложения поделяются, исходя из их внешних признаков, их синтаксической функции и их семантики.
Из внешних признаков придаточного предложения, по мнению О.И. Москальской, особого внимания заслуживают две главные особенности:
место финитной формы глагола;
вид присоединения к главному либо подчиняющему придаточному предложению.
Соответственно речь здесь идет о двух классификациях.
По местоположению изменяемого глагола:
Препозиция (финитный глагол занимает первое место);
Постпозиция (финитный глагол занимает последнее место);
Интерпозиция (финитный глагол занимает второе место, как в повествовательной форме простого предложения).
Б. По виду примыкания:
Союзные предложения (с помощью союзов присоединяются к главному предложению);
Относительные предложения (присоединяются с помощью релятивных местоимений либо наречий);
Бессоюзные придаточные предложения (без союза либо релятива присоединены к главному предложению).
Классификация придаточных предложений исходя из их синтаксической функции впервые получила признание в 30-е годы хiх ст. Уже первые теоретические изложения немецкого синтаксиса отличают:
Субъектное предложение (придаточное подлежащее);
Предикативное предложение (придаточное сказуемое);
Объектное предложение (придаточное дополнения);
Атрибутивное предложение (придаточное атрибут);
Придаточное обстоятельства [5, с.314 — 315].
С синтаксической классификацией далее смешивается так называемая семантическая классификация придаточных предложений, которая наиболее полно развита в рамках придаточных обстоятельства. Здесь отличают по общему значению придаточных и по их логическому отношению к главному предложению темпоральные, локальные, модальные, причинные и др. придаточные предложения обстоятельства [4, с.143].
Этому различию способствует также семантическая группировка союзов, которые вводят придаточные обстоятельства.
С семантической т. зр., но немного по другим критериям, выделяются также придаточные предложения, которые содержат косвенную речь, а особенно косвенные вопрос и приказ.
1.1.2 Структурный подход в моделировании СПП Автором данной классификации является Москальская. Предложение Москальской состоит в том, чтобы сделать отправным пунктом моделирования СПП синтаксические отношения между непосредственными конституентами сложного предложения, где они будут иметь решающее значение при определении внутренней структуры СПП [1, с.78]. Для этого следует учитывать все другие признаки отдельных моделей и целых модельных блоков.
Исходя из внутренней структуры всего предложения следует различать три типа предложных моделей, которые в свою очередь включают в себя от одного до двух блоков. Рассмотрим эти типы:
СПП с сочетанием частей предложения:
1. Блок моделей. СПП с придаточным подлежащим: ( (S — P) — P).
2. Блок моделей. СПП с придаточным сказуемым: (S ist (S — P).
СПП с подчинением частей:
3. Блок моделей. СПП с придаточным объектным: (S — Pobj. (S — P)).
╙———–╜
СПП с подчинением придаточного предложения, относящегося к номинальному ЧП:
5. Блок моделей. СПП с придаточным определительным:
(S (S — P) — P)
╙╜
или (Scop. Ps (S — P)),
╙——╜
(S — P — Os (S -P))
╙——╜
(S — P — Umst (S — P)),
╙—–╜
где Ps — субстантивированный предикатив;
Os — субстантивный объект;
Umst — субстантивное обстоятельственное дополнение.
Здесь мы видим, что каждый модельный блок внутри трех главных типов СПП определяется соответствием придаточного предложения члену предложения либо части предложения [5, с.316 — 317].

1.1.3 Сложноподчиненное предложение как мультифинитное образование и его модели Бринкман рассматривает СПП как мультифинитное образование, т.е. образование, которое содержит минимум две изменяемых формы глагола [9, с.607]. Он различает три способа образования мультифинитных образований: ряд, развертывание и отношение (Reihe, Entfalten, Beziehen) [9, с.619].
Рядом он называет сложносочиненное предложение (Satzreihe в традиционной грамматике). Следующие два термина относятся к СПП.
Развертывание состоит в том, что члены либо части членов предложения получают форму предложения. Под членами предложения он подразумевает подлежащее, сказуемое и дополнение. Частью члена он называет атрибут. Итак, по его мнению, это субъект, объект, предикат и атрибут, которые образованы путем развертывания и имеют одностороннюю зависимость от подчиняющего предложения [9, с.674].
При отношении независимые содержания вступают в отношения, в которых они взаимно определяются [9, с.674]. Иначе говоря, финитные конструкции, обозначающие эти содержания, состоят в присоединительных отношениях друг к другу. С помощью отношения устанавливаются четыре основных отношений между содержаниями:
1) причинное;
2) условное;
3) противоположное (антагонистическое);
4) соответствие [9, с.675].
Бринкман, как и другие современные грамматисты, употребляет также понятие изъяснительные предложения (Inhaltsatz). Здесь подразумеваются dass-предложения со значимостью субъект-предикативного либо объектного предложения, которые содержат основное содержание всего высказывания. Изъяснительные предложения мы находим в области восприятия (sehen, hцren, fьhlen, finden и т.д.), выражения (sage, behaupten, versichern и т.д.), мышления (meinen, glauben и т.д.), чувств (fьrchten, bereuen, beklagen, wьnschen), в области волеизъявления (bitten, auffordern, zwingen, erlauben и т.д.). Содержания в этих областях могут передаваться в dass-предложениях, они охватывают какие-либо данные. Если предложение содержит вопрос, то оно передается ob-предложением. Таким образом, в изъяснительных предложениях семантическая характеристика дается не только придаточному, но и главному предложению [5, с.314]. Далее Бринкман различает предложения-справки и утвердительные (определительные) предложения, которые также различаются различной формой. Предложения-справки — это косвенные вопросы, так называемые wer-предложения: Kannst du mir sagen, wo sie gewesen ist?
Предложения-определения — это придаточные определительные либо der-предложения: Ich suche den Mann, der hier frьher wohnte.
1.1.4 Комплексный подход к моделированию сложноподчиненных предложений Прежде, чем рассматривать модели СПП предложенные Гулыгой Е.В., следует рассмотреть основные принципы подчинения придаточных предложений.
Подчинение предполагает включение информации, передаваемой придаточным в главное («включение — 1») или, наоборот, включение информации главного в придаточное («включение — 2»). При этом придаточное предложение всегда зависит от главного. Придаточные, образованные на основе включения — 1, называются автосемантичными, а придаточные, основанные на включении — 2, — синсемантичными. Первую группу образуют предложения, в которых придаточное является только автосемантичным (придаточные качества, меры и степени признака, сравнительные и сопоставительные). Во второй группе располагаются только синсемантичные придаточные (придаточные определительные и места). Все остальные типы придаточных предложений могут быть и автосемантичными, и синсемантичными, хотя отношения этих придаточных не остаются тождественными в сложноподчиненных предложениях разных разрядов.
Синсемантия и автосемантия существенно различаются с точки зрения того, как в сложноподчиненном предложении осмысляется соотношение событий в главной и придаточной частях. При автосемантии главное предложение содержит сообщение о независимом положении дел, отдельные детали которого раскрываются в придаточном (причина, условие, цель и т.д.), причем указание на их функцию несут союзы [27]. При синсемантии в главной части фиксируется такое положение дел, которое по отношению к событию придаточного выступает в роли причины, условия, цели и т.д., причем указание на эту функцию содержат союзные слова: Er verspдtete sich, weil der Wagen kaputt worden war. Der Wagen kaputt worden war, deshalb verspдtete er sich.
Е.В. Гулыга различает в своем исследовании немецкого сложноподчиненного предложения различные степени синсемантии его частей [3, с. 19], исходя из чего, выделяются следующие типы элементарных предложений:
1) Потенциально-автосемантические предложения, которые по количеству и характеру членов предложения могли бы функционировать как самостоятельные и совпадают с ними по строению. Потенциальная автосемантия обеспечивается вхождением в состав сложноподчиненного предложения; в устной речи потенциальная автосемантия передается интонацией.
2) Структурно-синсемантические предложения, характеризующиеся особым порядком слов, наличием служебных слов в придаточном предложении и коррелятов в главном.
3) Собственно синсемантические предложения, обладающие признаками смысловой синсемантии. Смысловая синсемантия обуславливается вхождением в состав главного предложения определенных разрядов символов — синсемантических единиц, к которым относятся:
глаголы, преимущественно переходные, и образованные от них существительные, требующие раскрытия;
модально-оценочные индикаторы: модальные слова, а также существительные и прилагательные, выражающие отношение высказывания к действительности;
связочные глаголы.
Здесь рассматриваются модели двух типов:
индивидуально-коммуникативные;
структурные.
Индивидуально-коммуникативные предложения выявляются при подвижности придаточной части в составе СПП. Структурные варианты моделей определяются явлением синонимии в рамках придаточных предложений, прежде всего наличием союзов-дублетов типа als ob — als wenn, obwohl — obschon и т.д.
Гулыга выделяет три структурно-семантических типа СПП: 1-й, промежуточный и второй.
В первый тип входят три серии моделей:
серия союзных моделей
серия моделей относительного подчинения;
модели, находящиеся за пределами серий.
В союзную серию входят:
модели сложноподчиненных временных предложений;
модели уступительных и условно-уступительных предложений;
модели ограничительных предложений;
модели причинных предложений;
модели предложений сопутствующего обстоятельства и противопоставления;
модели целевых предложений;
модели следственных предложений;
модели сравнительных предложений.
Модели СПП, объединенных общим семантико-синтаксическим значением, образуют блоки [3, с.178].
Вторую серию образуют модели относительного подчинения, если придаточные предложения зависят от имени существительного, не требующего раскрытия, от личного местоимения или от словосочетания: притяжательное местоимение + имя существительное.
За пределами этих серий находятся СПП с придаточным относительным обобщенно-уступительным, СПП с придаточным присоединительным и единичные модели, напр., модель es sei denn, dass…
К 2-му структурному типу относятся три серии моделей:
СПП с формально-безличным главным предложением и союзным придаточным, выражающим ирреальное состояние;
СПП с формально-безличным главным предложением и союзным, бессоюзным или относительным придаточным;
СПП с придаточным, содержащим косвенную речь (союзным, бессоюзным, относительным).
К промежуточному типу относятся:
серия моделей относительного подчинения с указательными элементами в главном предложении;
модели относительного подчинения с равновесием частей;
модели условных периодов и модели пропорционального соотношения;
некоторые модели союзной серии, выходящие за пределы 1-го структурно-семантического типа;
некоторые модели СПП с придаточными предложениями косвенной речи, выходящие за пределы 2-го структурно-семантического типа [3, с.179 — 181].
Обзор СПП показал незамкнутый характер блоков, серий, типов. Это объясняется сочетанием признаков придаточных предложений, которые акцептирует Гулыга в своем исследовании.

Глава 2. Лингвостилистические особенности придаточных предложений Рассматривая функционально-стилистические особенности придаточного предложения, в большинстве случаев мы будем отождествлять его с членом предложения. Конечно, полагать, что член предложения и придаточное предложение всегда идентичны, ошибочно. Каждое придаточное имеет свои главные члены, которые в состоянии выразить временное значение и модальность. У члена предложения, даже, если он распространен, эти характеристики отсутствуют. Ему свойственны только относительное временное значение и модальность, выраженная лексическими средствами.
    продолжение
–PAGE_BREAK–