Семья как среда обитания и воспитания. (конспект по педагогике) Часть первая. История развития семьи. ЗАРОЖДЕНИЕ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. ФУНКЦИИ СЕМЬИ. 1.репродуктивная (деторождение). 2.хозяйственно-бытовая (экономическая). 3.воспитательная 4.рекреативная (восстановительная). 5.психологическая (общение, защищенность, признание).
6.культурная. Эти функции обеспечивают выживание любого человеческого сообщества. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ. Глава семьи: мужчина. В основе семьи: 1.Частная собственность. 2.Порабощение женщины мужчиной. 3.Моногамия (единобрачие). В патриархальных семьях поощрялось деторождение. Однако детство занимало очень короткий период времени, так как примерно с лет 4-6 дети включались в
работу. На тот момент их труд был условием выживания семьи. Моногамная патриархальная семья просуществовала немало эпох, что-то изменяя в своей структуре и что-то оставляя прежним. СЕМЬЯ В УСЛОВИЯХ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ. РАБСТВО. Типы воспитания в рабовладельческом обществе. Воспитание раба (условиями рабской жизни и жесткой системой внешних воздействий, вплоть до «выбраковки»
и уничтожения «негодной продукции» воспитания. Воспитание господина (влиянием семьи, а так же с помощью рабов и слуг; в ряде случаев – обучение в государственных школах началам философии, риторики, права и другим «искусствам», обслуживающим потребности правящего класса); Семейное воспитание в слоях свободного населения, живущего собственным трудом (по типу патриархальной семьи); Профессионально-ремесленная подготовка рабов и свободных граждан (индивидуальное ученичество);
Воспитание воина. Господствующий класс. Возникновение семьи предопределяется имущественным и социальным положением родительских семей (чувства жениха и невесты роли не играют); Женщина является полноправной хозяйкой над другими членами семьи, слугами и рабами. Контролирует воспитание и обучение детей. Женщина верна мужу, и после замужества она может появляться лишь в домах подруг (только на женской их части). Иногда жена могла выбирать наложниц для мужа (если хотела освободить себя от постельных услуг); Для мужчины брак не является моногамным. На людях, празднествах и деловых встречах он появляется в сопровождении специально обученной женщины-гетеры. Помимо гетеры он может пользоваться услугами наложниц (женщин для сексуальных услуг). Разумеется, к его услугам были и рабыни. Свободное население. Моногамная многодетная семья; Свойства патриархальной семьи (порабощение женщины, поощрение деторождения,
эксплуатация детского труда, главенство мужчины); Осуществление воспитания семьей; Рабы. Чаще не имел семьи; Мог иметь жену по указанию господина. В таком случае все члены семьи принадлежали господину. В обязанности женщины рабыни входило удовлетворение любой прихоти хозяина. Появлявшиеся дети становились рабами. Если раб владел каким-либо ремеслом, то он обучал ему своих детей.
Т.е. шла подготовка уже обученного раба. СЕМЬЯ ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА. Крестьянство. Патриархальная семья; Семейное воспитание; Возникновение семьи по указанию или с позволения господина; Средства воспитания – народная педагогика; Идеал воспитания – выносливый, покорный и умелый работник, способный в любое время превратиться в воина, верный слуга господина и церкви.
Духовенство. Народная педагогика (в низших слоях); Приемы воспитания и перевоспитания отработанные религиозной практикой (молитва, исполнение всех предписаний церкви); Традиционно-патриархальное воспитание; Религиозное образование (послушничество, систему религиозных образовательных учреждений – церковно-приходская школа, бурса, духовные семинарии, духовная академия); Именно это сословие создает законченную и самодостаточную систему специфического образования, систему
многоуровневой подготовки профессиональных кадров для обслуживания всех слоев общества. Феодалы. Семья возникает на основе имущественного или социального расчета, с разрешения церкви (непременное условие). Основа благополучия семьи – труд принадлежащих ей крестьян; Глава семейства является абсолютным хозяином; Зарождаются попытки отказа от деторождения, связанные с разделом наследства; Возникновение феномена массового общественного воспитания; Возникновение религиозного воспитания; Возникновение школ с групповой системой обучения, а затем и с классно-урочной; Педагогика выделяется из философии в отдельную науку; Система образования охватывает большую часть свободного населения; Воспитание остается по преимуществу семейным, но начинает выходить за рамки семьи и достраиваться общественным воспитанием. СЕМЬЯ В БУРЖУАЗНОМ ОБЩЕСТВЕ. Дворянство.
Из воспитания исчезают крепостные мамки, дядьки, кормилицы, лакеи, горничные и другие слуги, составляющие необходимый социальный фон воспитания будущего господина или госпожи; Появляются наемные профессиональные воспитатели: гувернантки, гувернеры и домашние учителя; Преобладание сословного этикета над уровнем образованности; Мещанство. Основа воспитания – традиции семейного воспитания с обязательными элементами религиозного
воспитания; Элементы профессиональной подготовки: вне семьи или в рамках ее трудовой деятельности; Устойчивая тенденция к получению системного образования: приобщение к началам образования в церковно-приходских и иных школах низшего уровня; Сохраняется детский труд, а, следовательно, происходит ограничение доступа мещанских детей к образованию; Крестьянство. Повышение открытости системы воспитания; Потенциальный рост независимости детей от семьи, обоснованный
новыми формами детского труда; Рабочий фольклор остается одним из действенных средств спонтанного семейного воспитания; Возникновение системы общественного воспитания (школ начального обучения, приютов, элементов полицейского надзора за рабочими семьями, законодательного вмешательства в воспитание); СОЦИАЛИЗМ И СЕМЬЯ. Частнособственническая психология, бесправие женщины, раннее включение детей в производительный труд, общественные предрассудки, религиозные путы – все это является общей характеристикой состояния страны на тот момент времени; Система общественного воспитания и образования; Снижение рождаемости; Увеличение производительности труда работников; Снижение потребности в детском труде; Основным фактором, определяющим воспроизводство нового поколения, является психологическая потребность в детях; Обострение демографических проблем; Семья становится нуклеарной и малодетной; Возможность заключать браки, основанные на взаимных чувствах.
Влияние родителей на заключение брака становится минимальным; Влияние государства на брачные отношения: введены возрастные ограничения, необходимы фиксирование самого факта бракосочетания и официальное одобрение брачных отношений, происходит регулирование рождаемости экономической поддержкой и через запрещение/разрешение абортов; Возрастает количество неполных семей и семей с одним неродным родителем;
Улучшается интеллектуальное развитие детей; Надстройка семейного воспитания общественным; Школьное обучение обязательно. Возрастает его длительность.