МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Академия социологии и социальной информатики
Факультет социальной информатики
Э С С Е
на тему:
«Определение понятия «общественноемнение»
(трактовка автора)».
Выполнила:
Студентка 4 курса,
2 группы,ф-та соц. информатики
Гаценко Н.М.
Проверил;
Мансуров В.А.
Москва
2002 г.
Любая социальная система,существующая в рыночной экономике должна учитывать интересы потребителей,конкурентов, партнеров и других групп общественности, от которых прямо иликосвенно зависит ее существование. В последние десятилетия в большинстверазвитых стран общественное мнение оказывает сильное влияние на эффективностьдостижения целей:
· имидж;
· репутация;
· деловые контакты.
Если общественное мнение играетважную роль в жизни современных социальных систем, то процессом взаимодействияс общественностью необходимо управлять как на уровне государства, так и науровне отдельно хозяйствующего субъекта.
К формам проявления общественного мнения относятся:
· распространениеслухов;
· публичныевыражения;
· использованиеопределенной символики и т.п.
Анализируя историю развития изученияобщественного мнения, можно отметить постепенное увеличение роли связей собщественностью в управлении организацией. Можно совершенно точно утверждать,что наиболее сильные импульсы PR(publicrelations) получало благодаря существеннымизменениям социально-экономической ситуации в обществе или крупным конфликтам икатастрофам.в России возможность существования и развития этой деятельностипоявилась только с началом становления рыночной экономики, что повлекло засобой существенные, иногда принципиальные изменения в обществе.
Существует множество подходов к определению понятия «общественное мнение»:
1) гносеологический
Характеризует отражательную природу общественного мнения, егоместо в структуре общественного сознания. Общественноемнение – это совокупность оценочных суждений и определяемых ими действийвсех социальных субъектов по поводу объектов, затрагивающих их интерес.
Общественное мнение– состояние масс, как совокупностиклассических и неклассических общностей.
2) социологический
Характеризует социальную обусловленность, роль и функцииобщественного мнения. Общественноемнение – процесс совместной оценочной и вытекающей из нее практическойдеятельности. Общественное мнение –специфичекий социальный институт, выполняющий особые функции в обществе.
3) онтологический
характеризует способы бытия общественного мнения. Общественное мнение – можетсуществовать как общее в совокупности индивидуальных оценок и в совокупностидействий, и в институциональной форме.
Вышеизложенные теоретическиеположения реализуются на практике в процессе межличностной коммуникации. Под коммуникацией понимается процесс обменаинформацией между двуми и более субъектами, в роли которых выступают люди,группы или организации. В общем виде процесс коммуникациисостоит из следующих элементов:
· отправителяи получателя информации;
· собственносообщения и средства 9канала0 его передачи как основных инструментовкоммуникации;
· кодирования,декодирования, ответа и обратной связи как основных коммуникативных функций4
· шума,случайных или конкурирующих сообщений, служащих помехой при передачеинформации.
Далее приведены формыпроявления общественного мнения в результате информационнного обмена:
Вид информационного обмена
Форма общественного мнения
Образовательный
Проведение съездов, конференций, обсуждений, симпозиумов, семинаров, тренингов, коллоквиумов
Демонстрационный
Участие в выставках, торговых шоу, ярмарках
Встречи
Собрания акционеров, встречи с общественными и государственными организациями, лоббирование
Выступления
Ответы на вопросы, публичные выступления, беседы, лекции, форумы, круглые столы, доклады
Политические акции
Пикеты, митинги, демонстрации, бойкоты
Вследствие многообразияподходов к определению понятия«общественное мнение» достаточно сложно ответить на вопрос: что же все-такитакое общественное мнение? Необходим интегративный подход и рассмотрение каждойконкретой ситуации в отдельности. В наиболее общем виде понимание авторомпонятия «общественное мнение» выглядит следующим образом.
Общественное мнение– такое проявление общественного сознания, в котором отражаетсяотношение (оценка) больших социальных групп, народа в целом к актуальнымявлениям, представляющим общественный интерес, на основе существующихобщественных отношений.Оценка окружающей действительности отражает классовуюпозицию слоев и групп населения, выражающих общественное мнение. Так какобщественное мнение отражает коллективную позицию, проявляющуюся как вотношениях, так и в поведении людей, то оно возникает только по проблемам,представляющим общественный интерес. Причем этот интерес выражается не в строготеоретической форме, а в виде симбиоза положений «здравого смысла», отдельныхтеоретических положеи даже заблуждений.Общественное мнение – это не просто«состояние умов», «оллективность чувств» и т. Д., а один из важных механизмовсоциального взфимодействия людей. Ведь нормальное функционирование любойсоциили социально-территориальной группы (рода, общности, класса) зависит от:
· вырабатываемыхоценок каких-либо событий,
· установлениянорм поведения,
· определенияпрактических решений насущных проблем.