Русский характер и судьба народа в творчестве НС Лескова по повести Очарованный странник

Читая произведения Николая Семеновича Лес­кова, неизменно отмечаешь оригинальность и яркую самобытность этого писателя. Его язык и стиль совершенно неповторимы и удивительно гармонируют с сюжетом того или иного произве­дения. Столь же оригинальны его произведения и по содержанию.
Основная их тема — духовная жизнь страны и народа. Главным для писателя является исследо­вание жизни России, размышления о ее прошлом и будущем. Но, в отличие от Островского, Некра­сова и Толстого, Лесков основное внимание уделя­ет изображению судеб отдельных людей.
Герои его произведений — русские в полном смысле этого слова. Они настоящие богатыри, их судьбы неразрывно связаны с судьбой всего наро­да.
Таков Иван Северьяныч Флягин («Очарован­ный странник»). Перед нами повесть о жизни про­стого человека, богатой приключениями и не­обычными ситуациями. Однако при более вдум­чивом чтении за простым, бытовым повествовани­ем можно рассмотреть глубокое исследование судьбы целого народа. Иван Северьяныч честен и беспристрастен в суждениях о себе. Поэтому чита­тель имеет возможность всесторонне оценить этого героя, его положительные и отрицательные качества.
Многое пришлось пережить Флягину: и бар­ский гнев, и татарский плен, и неразделенную лю­бовь, и войну. Но из всех испытаний выходит он с честью: не унижается перед господами, не поко­ряется супостатам, не дрожит перед смертью и всегда готов пожертвовать собой ради правды. Он никогда и ни при каких обстоятельствах не изме­няет своим убеждениям, принципам и вере.
Иван Флягин — человек глубоко религиозный, и вера помогает ему оставаться самим собой. Ведь не принял он в плену мусульманскую веру, хотя этим мог значительно облегчить себе жизнь. Более того, Иван пытается бежать, терпит неудачу и снова совершает побег. Зачем он это делает? Ведь на родине его ждет не лучшая жизнь. Ответ Ивана Северьяныча прост: затосковал по родине, да и не­гоже русскому человеку жить среди «бусурман», в неволе. Бог всегда живет незримо в душе «оча­рованного странника».
И заканчивает свой путь Иван в монастыре по­слушником. Это единственное место, где он нако­нец обретает покой и благодать, хотя поначалу и повадились бесы искушать его: при виде людей в Иване Северьяныче «дух поднимался», напоми­ная о былой неспокойной жизни.
Иван Северьяныч следует туда, куда гонит его судьба, и всецело отдается на волю случая. Ему не свойственно какое-либо планирование жизни. И это, считает Лесков, характерно для всего русско­го народа. Ивану Флягину чуждо всякое корыстное деяние, ложь и интриги. Он откровенно рас­сказывает о своих приключениях, ничего не утаи­вая и не скрашивая перед слушателями. Его, на первый взгляд, беспорядочная жизнь имеет осо­бую логику — от судьбы никуда не деться. Иван Северьяныч корит себя за то, что сразу не пошел в монастырь, как было обещано матерью, а пытал­ся найти лучшую долю, познав только одни стра­дания. Однако куда бы он ни стремился, где бы он ни был, перед ним всегда оказывалась черта, за которую он ни за что не смел переступить: он всег­да чувствовал четкую грань между праведным и неправедным, между добром и злом, хотя некото­рые поступки его иногда кажутся странными. Так, он убегает из плена, оставляет своих некре­щеных детей и жен, ничуть не сожалея о них, бро­сает деньги князя под ноги цыганке, отдает пору­ченного ему ребенка матери, отняв при этом его у отца, убивает брошенную и опозоренную жен­щину, которую любит. И более всего поражает в герое то, что даже в самых сложных ситуациях он не задумывается над тем, как надо поступить. Им руководит какое-то интуитивное нравственное чувство, которое его никогда не подводит. Лесков считал, что эта врожденная праведность — неотъ­емлемая черта русского национального характера.
Присуще русскому человеку и так называемое «расовое» сознание, которым в полной мере наде­лен Иван Флягин. Этим сознанием проникнуты все поступки героя. Пребывая в плену у татар, Иван ни на минуту не забывает, что он русский, и всей душой стремится на родину, наконец совер­шает побег. Никто и никогда не говорил ему, что нужно делать и как надо поступить. Иногда его поступки, казалось бы, совершенно алогичны: он вместо воли просит у барина гармонику, из-за каких-то птенцов рушит свою благополучную жизнь в помещичьем имении, добровольно идет в рекруты, пожалев несчастных стариков и т. п. Но поступки эти раскрывают перед читателем ту без­граничную доброту, наивность и чистоту души странника, о которой он сам даже не подозревает и которая помогает ему с честью выходить из всех жизненных испытаний. Ведь душа русского чело­века, по глубокому убеждению Лескова, неисчер­паема и несокрушима.
Тогда в чем же причина несчастной судьбы рус­ского человека? На этот вопрос писатель ответил, раскрыв причину трагической судьбы своего «оча­рованного странника»: не по предназначенному ему Богом пути следует русский человек, а, сбив­шись однажды, вновь найти дорогу не может. Еще в начале повести задавленный лошадьми монах предсказывает Ивану: «… будешь ты много раз по­гибать и не разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь мате­рино обещание за тебя и пойдешь в чернецы». И в этих словах воплощает писатель судьбу всей Рос­сии и ее народа, которому суждено пережить мно­жество горестей и бед, пока не найдет он свой единственный, праведный путь, ведущий к счас­тью.