Деньги в жизни человека

Ефанова В.Н.
Еслихочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешьиметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19. 21).
Ктоиз нас, услышав эти евангельские слова, не задумывался о том, насколько онпохож на молодого землевладельца, спрашивавшего Спасителя: «Что сделать мнедоброго, чтобы иметь жизнь вечную?». Касалась ли печаль, погнавшая юношу прочьот Иисуса Христа, вас легким крылом или всей своей тяжестью обрушивалась насердце? Одни с облегчением вздыхают: «Богатство мое не столь велико». Длядругих же и скудное владение, скромный достаток – повод к угрызениям совести.
Восток и Запад
Векамихристианство, усилиями святых отцов, богословов, пастырей и мирян, основываясьна Священном Писании и Священном Предании Церкви, вырабатывало свое отношение кденьгам, собственности, богатству. Не стоял на месте и мир – развивались финансовыесистемы, крепли экономические науки, оттачивались навыки превращения денег веще большие деньги.
Отношениечеловека к деньгам – всегда очень личное. В нём раскрывается всё: всечеловеческие привычки, стремления, надежды и страхи. Деньги как законсервированныепоступки человека в этом мире, как фактор, определяющий его потенциал в полежизненных свершений, во все времена привлекали к себе внимание религиозныхмыслителей.
Длялюбого человека, мало-мальски изучавшего богословие, хорошо известно, что вопросо деньгах и связанных с ними финансовых и коммерческих отношениях между членамиобщества является неотъемлемым атрибутом именно западной христианской мысли, порабощеннойюридическим взглядом на духовную жизнь человека и общества. На Востоке, развивавшемучение о благодати в другом ключе, юридические вопросы и финансы как инструментколичественного измерения деятельности участников правовых отношений, никогдане играли решающей роли. В трудах восточных христианских богословов мы ненаходим развернутого и регламентированного учения о роли денег в жизничеловека. «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит отизобилия его имения (Лк. 12. 15)», – учил Господь Иисус Христос. Под жизнью наВостоке понималась, прежде всего, жизнь духовная, а последняя мало пересекаласьс темой денег.
Осуждаялюбостяжание как болезненную привязанность к накопительству, Христос вовсе неотрицал законность денег как таковых. Господь велел апостолу Петру платитьподать на храм, а лукавых фарисеев удивил советом отдавать кесарю кесарево.
Спасительпопросту велит по-детски отдавать кусочек металла тому, кто велел егоизготовить и поместил на нём свое изображение. Тут нет духа сделки, здесь ненаходится места духу стяжательства, зависти и поиска выгоды, которым буквальнопронизано всё, что имеет отношение к сфере денег.
Такоеже отношение к деньгам видим мы и в первохристианскую эпоху. Святые II-III векаеще строго соблюдают правила нестяжания. Так продает для благотворения нищимсвое немалое семейное имущество святой Антоний Великий. Хотя наканунелегализации христианства Церковь уже обладала немалыми средствами, жизньхристианина оставалась связанной с личным подвигом, в том числе и с подвигомотказа от имущества и от денег.
Хозяйственнаядеятельность церковных деятелей позднейшего времени впечатляет своимимасштабами. Конечно, она немыслима была и без соответствующих денежных средств.Именно деньгами откупался от лангобардов Римский Папа Григорий Великий. Именноденежные средства, поступавшие Римской Церкви от принадлежавших ей огромныхплантаций, стали причиной негативного отношения к Церкви новых завоевателей.Цели, ради которых Римской Церковью собирались эти средства, еще нескольковеков оставались прежними – вспоможение вдовам, нищим и больным, а также развитиецерковного искусства и богословского образования.
Однакопроходят века, и казна святого Петра пополняется уже совсем не на основедобровольных пожертвований, да и расходуется она вовсе не на благотворительныецели, а на обеспечение роскошного образа жизни папского двора. И вот, пораженныйдо глубины души этим несоответствием, молодой монах Мартин Лютер вывешивает надверях церкви в Виттенберге свои знаменитые девяносто пять тезисов, появлениекоторых положило начало победоносному шествию Реформации по землям Германии.Однако позднейшие последователи того же Мартина Лютера, исходившие, казалось бы,из его собственных установок, своими трудами сформировали характерную этикупротестантизма, в рамках которой обладание деньгами служит видимым знакомблагочестия и сугубого благословения Божия. Эти представления и сталикраеугольным камнем «веры в светлое будущее» для сотен, тысяч и миллионовбезвестных строителей капитализма, трудами которых на Западе и везде, гдезападная модель хозяйства получила распространение, деньги обрели совершенноособый статус, позволяющий говорить о них как о важном факторе духовной жизничеловека.
Статус денег в современном мире
«Купецедва может избежать погрешности… Посреди скреплений камней вбивается гвоздь:так посреди продажи и купли вторгается грех» (Сир. 26, 27 и 27, 2). Эти словаветхозаветного мудреца Иисуса, сына Сирахова, уже свыше двух тысячелетийявляется авторитетным выражением отрицательного взгляда на коммерческиеотношения между людьми. Сейчас, когда натуральный обмен в подавляющембольшинстве стран ушел в глубокое прошлое, такие коммерческие отношенияпрактически повсеместно связаны с деньгами. Поэтому современный «купец» едва лиможет избежать прегрешений, и иного вывода не может сделать из вышеуказанноготекста внимательный и последовательный исследователь ветхозаветной мудрости.
Однакосовременный мир суров. Не покупать и не продавать – это удел маргиналов.Поэтому люди, которые стремятся так или иначе уклониться от связанных скоммерцией грехов, встают перед выбором: если обманывать, то только не родных, еслибрать проценты – то только не со своих по вере. Если работать, то только понайму, не погружая свои руки в кровоточащие раны искалеченной реальным бизнесомплоти людских отношений.
Конечно,всегда были, есть и будут люди, умевшие употреблять богатство во благо себе идругим, но их всегда меньше чем тех, кому богатство навредило, иначе мы бы жилисовершенно в другом обществе. Ведь, если вникнуть в содержание слова«сребролюбие», становится понятно, что оно описывает не только любовь к деньгам,но болезненную, порочную зацикленность на них, а это – отличительная чертамножества отнюдь не богатых людей. Глубокая пропасть пролегла между беднымчеловеком, сосредоточенным на смиренной задаче пропитания близких, иупотребляющем деньги именно на эти нужды и тем, кто, не имея средств наутоление голода разнообразных страстей, обречен со злобой и проклятиями снова иснова возвращаться к мысли о прошедшем мимо него достатке.
Какже широк диапазон взглядов на один и тот же предмет, с которым каждый из насобречен сталкиваться в повседневной жизни! Кого мы будем слушать? Кто вообще, по-нашему,полномочен говорить о роли денег в жизни человека? Отшельник, отказавшийсяпринять современный мир и деньги как стержень отношений между людьми в этоммире? А, может быть, нам послушать человека, всерьез научившегося «делатьденьги» и сполна вкусившего все преимущества обладания ими?
Начеловека, обладающего деньгами и властью, ложится особая ответственность.Церковь не осуждает сами деньги, она лишь учит человека правильному отношению кним. Все злоупотребления деньгами лежат, собственно, в двух основныхплоскостях. Первое – это путь получения денег. Законен он или не законен, страдаютли при нашем обогащении другие люди, или, напротив, оно ведет к росту хорошихрабочих мест и общественному процветанию?
Второенаправление, в котором деньги проявляют свою неоднозначную сущность, связано сраспоряжением ими: идут ли они на благо нам и нашему ближнему, или, напротив, приближаютк нравственному и экономическому краху?
Всякийиз нас знает, что обладание деньгами является нравственным испытанием, черезгорнило которого не смогли пройти многие люди и многие семьи. Часто супруги, счастливопрожившие в самом скромном достатке многие годы, по достижении житейскогоблагополучия обнаруживают, что просто не могут оставаться вместе. Трудностидержали их вместе, заставляли сообща искать решения и учили идти накомпромиссы. Свалившиеся с богатством новые возможности разводят их друг отдруга всё дальше и дальше.
Каждоеприращение личного богатства, пусть даже небольшое, открывает перед человекомновые поведенческие сферы. При этом возникает соблазн отвергнуть все то, чтобыло накоплено в душе человек в годы лишений и ограничений. Переходя на новуюсоциальную ступень, человек меняет свое мировоззрение и в его глазахобесцениваются такие добродетели как терпение, честность, верность, бережливость,сострадание, сочувствие. В распоряжении большими деньгами ведь имеются и такиедуховные опасности, о которых большинство из нас знает только понаслышке.Недаром апостол Павел предупреждает нас о том, что корень всех зол естьсребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры (1 Тим. 6. 10) Вотношении таких опасностей лучше придерживаться жесткого взгляда, непозволяющего нам опуститься до преступного легкомыслия.
Очевидно,что от нас вовсе не требуется решения в вопросе о роли денег в нашей жизни.Ясно, что без денег мы на этом свете не выживем, а, следовательно, нам простонеобходимо их зарабатывать и правильно ими распоряжаться.
Неменяя, по мере накопления житейского опыта, своего отношения к деньгам, мырискуем оказаться в замкнутом, неразрешимом круге денежных отношений:испытывать постоянную нехватку средств, и, даже добившись повышения зарплаты, невылезать из долгов и кредитов.
Ксожалению, слишком часто в решении всех вопросов, связанных с деньгами, мыприслушиваемся не к голосу совести и даже не голосу разума, а к голосу страха.Именно страх остаться без денег вынуждает нас выбирать неинтересную, ноперспективную, по мнению окружающих, профессию и годами терпеть нелюбимуюработу. Люди по разным причинам вообще боятся говорить о деньгах, стесняясьпоказаться излишне в них заинтересованными или, напротив, обнаружить полноенезнание финансовых тонкостей. К различным страхам, добавляющим изрядную долюстресса в повседневную жизнь горожанина, в наши дни добавились страхи, связанныекражами с электронных счетов, своевременными выплатами кредитов, многоуровневымифинансовыми пирамидами, «выгодными» покупками и экономическим кризисом.
Внимательноанализируя собственное отношение к деньгам, мы очень часто обнаруживаем, что всамом корне нашего мировоззрения лежат не наши собственные выводы, а клише, шаблоны,зароненные в нас школьным воспитанием или родителями. Чужие представления ожизни, зачастую выраженные в поговорках или крылатых фразах, сопровождают нас, оказываясамое непосредственное влияние на наши решения. Одни, таким образом, «зарабатываютна жизнь тяжелым трудом», другие «еле сводят концы с концами», третьи «в долгах,как в шелках», четвертые знают, что «не в деньгах счастье», пятые уверены, что«копейка рубль бережет» и так далее.
Чемэфемернее становятся деньги, перекочевавшие из кошельков на кредитные карты инедоступные ни взгляду, ни ощущению электронные счета, чем шире становитсязазор между реальным трудом и его оплатой, тем яснее становится то, что деньгилично для нас – это то, что мы вкладываем в это понятие. Для одних это доступ кразличным удовольствиям, для других – свобода, для третьих – возможностьизменить мир.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru