Понятиериска невостребованности продукции
С переходом крыночной экономике произошли принципиальные изменения в системе управленияпредприятием. Оно самостоятельно разрабатывает стратегию своего развития иосуществляет тактические меры по ее претворению в жизнь. При этом неизбежновозникают ситуации, когда предприятие может понести убыток.
Существуетриск. Чтобы риск приносил прибыль, а не убыток, им необходимо управлять и,следовательно, анализировать причины риска, факторы, возможные последствия, методыи показатели, характеризующие его влияние на результаты деятельностипредприятия, способы и источники компенсации его отрицательного на неевоздействия.
Рискневостребованной продукции возникает вследствие отказа потребителя от продукциипредприятия и определяется величиной возможного материального и моральногоущерба, понесенного предприятием по этой причине. Данный риск относится к группехозяйственных рисков. Он может быть связан и с финансовыми, и синвестиционными рисками, если речь идет о диверсификации действующегопроизводства или вложениях в новое производство.
Всегда приведении производства предприятие должно заранее знать, какую и для кого онопроизводит продукцию и какова станет величина потерь, если эта продукция небудет реализована.
Во избежаниепоследствий невостребованности продукции предприятие-производитель должнопроанализировать ее причины. Для этого необходимо знать вызывающие ее факторы.Они могут пересекаться, накладываться один на другой, а могут и не быть прямосвязаны между собой. Необходимо разработать классификацию факторов рисканевостребованности продукции. Цель такой классификации:
1.определение возможных направлений возникновения риска невостребованности продукции;
2. анализпричин отказов потребителя от предложенной ему продукции;
3.предварительная оценка возможных последствий возникновения риска невостребованностипродукции;
4. анализвозможностей избежания риска;
5. поискпутей преодоления риска;
6. поискпутей минимизации затрат на ликвидацию последствий при возникновении невостребованностипродукции;
7. созданиеинформационной базы для принятия управленческих решений.
Классификацияфакторов риска невостребованности продукции позволяет с различных сторонрассмотреть проблему отказа потребителей от произведенной предприятием продукциии найти пути и способы избежать подобной ситуации с наименьшими для предприятияпотерями.
Классификацияфакторов риска, невостребованности продукции
1. Пофакторам производства.
2. Попричинам возникновения.
3. По центрамответственности.
4. По центрамобразования затрат.
5. Повиновникам возникновения.
6. Попроизводственным условиям.
7. По временивозникновения.
8. По времениобнаружения.
9. По видампродукции.
10. Попотребителю продукции.
11. Поканалам сбыта.
12. Повозможности дальнейшего использования продукции.
13. Повозможности преодоления. Проанализируем каждую группу факторов.
1. Факторыпроизводства.
Факторыпроизводства включают в себя:
1) труд;
2)производственные основные фонды;
3)производственные оборотные средства.
К категории «труд»можно подходить в данном случае двояко:
во-первых,это численность персонала предприятия;
во-вторых,это время, затраченное работниками предприятия на производство продукции, исодействие этому производству.
Трудовыересурсы предприятия характеризуются их среднесписочной численностью, которая всоответствии со статистической отчетностью в настоящее время подразделяетсятак:
промышленно-производственныйперсонал;
непромышленныйперсонал;
работникинесписочного состава.
Изчисленности промышленно-производственного персонала выделяют:
рабочих;
служащих, втом числе:
руководителей;
специалистов.
Любая из этихгрупп или представитель группы при определенных условиях может быть носителемриска невостребованности продукции. Например, неправильно составленный специалистамипрогноз спроса на продукцию предприятия приведет к неадекватности ее сбыта:произведенный объем продукции (или его часть) не будет реализован и превыситспрос. В результате этого предприятие понесет экономический ущерб. Или жеработниками отдела снабжения было закуплено иное сырье или другие материальныересурсы, чем это предусматривалось при разработке продукции. В итоге она нестала (или перестала) пользоваться спросом, и фактический объем продаж оказалсяниже запланированного. Если же квалификация рабочих не соответствует сложностивыполняемых ими работ, это обычно отражается на качестве продукции. Следствиемнизкого качества является падение репутации предприятия. Кроме того, оно неможет реализовать продукцию по цене, дающей ему достаточную прибыль. Такимобразом, предприятие несет и моральный, и экономический ущерб.
Напроизводство продукции затрачивается рабочее время. Часть времени, пошедшая наизготовление реализованной продукции, относится к полезно затраченному. Частьотработанного времени, которая израсходована на производство продукции, ненашедшей спроса, не может быть отнесена к полезно затраченному. Но она неотносится к резервам рабочего времени, так как реально израсходована, врезультате чего произведен продукт. Она должна быть отнесена к потерям рабочеговремени. Причем этот вид потерь на первый взгляд скрыт от аналитика.
Следующимфактором производства являются производственные основные фонды. К нимотносятся:
здания;
сооружения;
передаточныеустройства;
машины иоборудование;
транспортныесредства;
инструмент,производственный и хозяйственный инвентарь;
другие видыосновных средств.
С точкизрения возникновения риска невостребованности продукции нас будут интересоватьне все основные фонды предприятия, а только та их часть, которая задействованана производство продукции, т.е. потребленные средства производства.
Основныефонды в отличие от оборотных переносят свою стоимость на произведенный продуктне сразу, а по частям. Если произведенная продукция нашла потребителя,перенесенная на нее часть стоимости основных фондов будет возмещена. Если жепродукция не реализована, то часть содержащейся в затратах на ее производство иреализацию стоимости основных фондов не будет возмещена и станет одной изсоставляющих экономического ущерба, нанесенного предприятию невос-требованностьюего продукции.
Причинами,непосредственно связанными с основными фондами предприятия, могут быть:
качествопроизводственных основных фондов;
режим ихиспользования.
Под качествомосновных производственных фондов будем понимать:
наличие истепень физического износа основных фондов и особенно оборудования;
наличие истепень морального износа основных фондов и оборудования;
надежностьосновных фондов и работы оборудования.
Наличиефизически устаревших основных фондов производственного назначения, во-первых,снижает комфортность условий работы; во-вторых, в отдельных отраслях, особеннонаукоемких, тормозит производство современной продукции; в-третьих,изношенность (прежде всего сверхнормативная) активной части основных фондовприводит к частым поломкам и остановке оборудования.
Как следствиевсего этого, увеличивается время его нахождения в ремонте. В результатеснижается качество продукции и увеличиваются затраты на ее производство, что всвою очередь ведет к ее удорожанию и снижению спроса на нее.
Вследствиебыстрой смены поколений техники благодаря техническому прогрессу оборудованиеморально устаревает. На предприятии может скопиться значительная частьоборудования, не прошедшего полного срока эксплуатации, физически неизношенного, не перенесшего полностью свою стоимость на произведенную импродукцию и не окупившегося. Дальнейшая эксплуатация морально устаревшегооборудования не позволяет осваивать и производить современную, пользующуюсяспросом продукцию.
Надежность основныхфондов и работы оборудования может быть связана с «возрастным составом» основныхфондов предприятия. Но она бывает обусловлена особенностями их изготовления илиэксплуатации. Низкий уровень надежности оборудования нарушает технологический цикл,что может привести к явно, но, что еще хуже, скрытому браку, снижению качествапродукции. Обнаружение скрытого брака потребителем наносит и моральный, иэкономический ущерб предприятию. Возврат же бракованной продукции надоприравнивать к наличию невостребованной продукции.
Еще однимфактором производства являются производственные оборотные фонды. Вместе сосредствами обращения они образуют оборотные средства предприятия, среди которыхбольшую роль играют материальные ресурсы, или материалы. В их состав входят:
основныематериалы;
вспомогательныематериалы, например химикаты и реактивы в производстве электронной техники;
запасныечасти для ремонта;
комплектующиеизделия;
тара;
строительныематериалы;
прочиематериалы;
отходыпроизводства.
Приведеннаяклассификация материальных ресурсов является типовой и не исключает возможностиприменения на конкретном предприятии иной классификации, специфической,зависящей от отраслевой принадлежности предприятия и особенностей продукции.
Припревращении риска невостребованности в реальность предприятие несет убыток повсем видам материалов.
Причинамириска невостребованности продукции, вызванного материальными ресурсами, могутбыть следующие:
1. Видматериала.
2. Ценаединицы продукции.
3. Закупочнаяполитика.
4. Отходыпроизводства.
Заменаматериалов может отрицательно отразиться и на цене продукции, если заменяющиематериалы дороже заменяемых. Тогда и при улучшении качества изделий спрос наних упадет, если разница в цене окажется существенной для потребителя.
Когда объемыпроизводства продукции достаточно велики и она пользуется спросом, естьвозможность снизить цену реализации готовых изделий. Если объемы производства малы,то могут возникнуть две ситуации:
илипредприятие закупает материальные ресурсы в малом объеме, или их объем большойи рассчитан на несколько производственных циклов. В первой ситуации высокаяцена на материалы повлечет за собой увеличение цены реализации готовойпродукции, что даже при ее конкурентоспособности может стать причиной сниженияпокупательского спроса. Не лучше может оказаться и другая ситуация, когдапредприятие закупило ресурсысверх объема, необходимого на один производственный цикл. При отсутствии илиснижении спроса на продукцию вне зависимости от материальных ресурсов их излишкипринесут дополнительный экономический ущерб, помимо того, который переносит насебе стоимость использованных на производство продукции материалов.
Дажеувеличение объема реализации не обязательно приведет к сокращению издержек,если материалы закуплены в больших количествах (штуках, тоннах, метрах и т.п.),так как прямые расходы на рабочую силу при этом не уменьшаются.
Одной изпричин риска невостребованности вследствие удорожания продукции являются отходыматериалов. В одних отраслях из-за особенности технологии и требований,предъявляемых к качеству конечной продукции, они планируются, в других – непланируются, но по различным причинам возникают. Основные причины:
нарушениетехнологического процесса производства продукции;
заменаматериала, предусмотренного технологией;
качествоматериала;
квалификацияперсонала.
Онихарактерны и для образования сверхнормативных отходов.
Причинывозникновения риска невостребованности продукции могут быть внутренними ивнешними.
Внутренниепричинызависят от деятельности предприятия, его подразделений и отдельных работников.К ним относятся:
недостаточнаяквалификация персонала;
неправильнаяорганизация производственного процесса;
неправильнаяорганизация снабжения предприятия материальными ресурсами;
неправильнаяорганизация сбыта готовой продукции;
нечеткоеуправление предприятием.
Внешниепричины,как правило, прямо не зависят от деятельности предприятия. Однако в рядеслучаев они могут ею провоцироваться. Например, плохо организованныйдокументооборот на предприятии может привести к тому, что потребитель продукциииз-за несвоевременного получения уведомления о готовности его заказа или оботгрузке в его адрес продукции оплатит ее позже, чем было запланировано, илиизрасходует финансовые ресурсы на другие цели. В результате и к производителюденьги поступят с опозданием.
Основныепричины, вызывающие риск невостребованности извне:
1)инженерно-конструкторские недоработки;
2)неплатежеспособность потребителя;
3)транспортные неполадки;
4)неправильная организация работы и плохое состояние финансовой системы;
5) повышениепроцентных ставок по вкладам;
6)социально-экономические;
7)демографические;
8)географические;
9)нормативно-правовые;
10)политические и др.
Факторомриска невостребованности служит и нечеткая работа финансовых структур.Замедление, например, денежного оборота между банками приводит к ограничениювыбора потребителя по принципу ведения расчетов через один банк,банки-корреспонденты или ограниченное число банков, пользующихся надежнойрепутацией у клиентов.
При) повышениифинансовыми структурами процентных ставок по вкладам и депозитам возможноснизить спрос на продукцию с целью накопить средства для приобретения вдальнейшем товаров длительного пользования, более дорогих изделий. Этутенденцию во избежание невостребованности важно учитывать производителю товаровдля населения.
Рискневостребованности вызывается еще социально-экономической ситуацией в обществеи положением его членов – потребителей продукции всех видов. Приведем пример.На первом этапе перехода к рыночной экономике появилось множество мелкихнегосударственных производственных структур. По ряду объективных и субъективныхпричин эти структуры имели низкий социальный статус. В результате их продукция,даже когда она отвечала требованиям покупателя, пользовалась ограниченнымспросом. Предпочтение отдавалось продукции крупных государственных предприятий, имеющихнадежную репутацию в обществе, что, впрочем, характерно и для стран с развитойрыночной экономикой с поправкой лишь на форму собственности предприятия.
В тот жепериод резко снизился индивидуальный спрос ввиду ухудшения общего экономическогоположения населения из-за резкого роста инфляции – одной из главных причин исоставляющих такой социально-экономической ситуации в обществе. Кневостребованности продукции ведут не только скачки инфляции или ее плавныйрост, но и инфляционные ожидания. Опасение роста инфляции приводит кприобретению впрок товаров еще до момента ее роста. Затем наступают спад спросаи некоторая его стабилизация. Это происходит на этапе роста инфляции. При еестабилизации спрос увеличивается, но темпы роста спроса отстают от темпов ростаинфляции, поскольку индексация доходов населения в процентном отношении нижероста инфляции. Так образуется «площадь», на которой риск невостребованностипродукции превратился в реальность.
Эту опаснуютенденцию необходимо учитывать предприятиям, чтобы правильно планироватьассортимент и объемы выпуска, не расходовать зря ресурсы и реализовыватьпроизведенную продукцию, которая должна быть конкурентоспособна по отношению кввозимой из-за рубежа дешевой и нередко низкокачественной.
3.Возникновение риска невостребованности продукции зависит и от эффективностиработыцентров ответственности предприятия.
Отделснабжения отвечает за своевременное обеспечение предприятия необходимым сырьемв достаточном количестве, склад сырья – за его сохранность и ритмичный отпуск впроизводство, производственный отдел несет ответственность за выпуск продукциив соответствии с запланированным, склад готовой продукции – за хранение,доводку до стадии реализации, если в его функции входят комплектация заказов,упаковка, маркировка изделий. Отдел, ответственный за сбыт, определяетколичество изделий, подлежащих продаже за конкретный период, выбирает наиболеевыгодные каналы товародвижения. Аналитический центр готовит вариантынормативных затрат на производство и реализацию продукции для принятияуправленческих решений, а затем оценивает результаты хозяйственнойдеятельности. Финансовый отдел отвечает за использование наиболее дешевыхфинансовых ресурсов для обеспечения жизнедеятельности предприятия, а также завыгодное размещение свободных денежных средств. Совет директоров – управление –несет полную ответственность за правильность принятых управленческих решений,соответствие текущих решений стратегическим целям развития.
4. Центрыобразования затрат – одна из сфер возникновения риска невостребованности продукции.
Затраты появляются на каждом этапе разработки, освоения,производства, хранения и реализации продукции во всех подразделенияхпредприятия.
5. Факторомриска невостребованности могут бытьпроизводственные условия. Например,производственная деятельность осуществляется на полностью автоматизированном,частично автоматизированном оборудовании, при помощи машин и механизмов иливручную. Очевидно, что и качество продукции зависит от этого. В первом случаебудет меньше отступлений от стандартов, чем в остальных. Значит, вероятностьвозникновения риска невостребованности из-за низкого качества продукции большетам, где отсутствует автоматизация, где устаревшие производственные условия:здания, оборудование и т.д. Именно на эти производственные участки при отказепокупателя от продукции необходимо обратить внимание в первую очередь,анализируя производственные условия.
6. Времявозникновения риска невостребованности продукции следует различать, имея ввиду, во-первых, распределение ее изготовления в течение рабочей смены, дня недели,другого рабочего периода; во-вторых, продолжительность производственного цикла,что может прямо или косвенно влиять на качество продукции; в-третьих,длительность жизненного цикла продукции.
На каждойстадии существуют специфические причины возникновения риска, методы сбораинформации, методы и показатели анализа, способы избежания риска, путипреодоления и возможные последствия риска невостребованности продукции.
Чем позжеотносительно каждой стадии жизненного цикла продукции проводится экономическийанализ, тем позже мы обнаружим риск, возникший на его ранних этапах, что можетвызвать отрицательные финансовые последствия для предприятия.
7. Повремени обнаружения риска невостребованности продукции можно выделить три периода:предшествующий, текущий и следующий за ее производством. Лучше всего, еслиизготовитель обнаружит риск в предшествующем производству периоде, в процессепредварительного для данного этапа анализа, когда предприятие еще не понеслопроизводственные затраты. Тогда экономический ущерб будет включать издержки наисследование рынка, разработку изделия и некоторые другие.
Обнаружениериска в процессе изготовления продукции может пошатнуть финансовое положениепредприятия, если невостребованной окажется продукция, имеющая значительнуюдолю в объеме производства предприятия.
Хуже всего,если риск, тем более отсутствие спроса, обнаружен, когда изготовлена вся партияпродукции. Это может привести предприятие к банкротству.
Даннаягруппировка вызывает специфические для каждого периода управленческие решения.
В первомпериоде можно не приступать к производству «рисковой продукции» и заменитьзапланированный объем выпуском других изделий.
Во второмпериоде еще можно внести изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия всоответствии с пожеланиями потребителя.
В третьемпериоде остается думать лишь о сохранении финансовой устойчивости фирмы.
8. Один из важныхклассификационных признаков –вид продукции. Она является носителемиздержек производства, и через ее реализацию происходит их возмещение. Поэтомудля предупреждения риска невостребованности надо знать не только, что и в какомобъеме готово для продажи, но и на какой стадии жизненного цикла находитсяконкретная ассортиментная позиция. Позволит своевременно внести изменения впроизводственную программу предприятия и уточнить возможное изменение сбытапродукции.
9.Классификация риска невостребованности продукциипо потребителю важна,поскольку он является субъектом, возмещающим издержки на ее производство иреализацию
10. Не менееважно выявить риск невостребованностипо каналам сбыта. Если обнаруженриск и существует тенденция к его устойчивости, следует углубить первоначальныйанализ, изучив рисковые каналы по способам, времени реализации, местурасположения относительно потребителя, уровню цен на продукцию, поставляемуюпредприятием.
11. Анализриска невостребованности по признакувозможности дальнейшего использованияявляется последующим по отношению к любому из рассмотренных факторов.
Должныисследоваться не только причины возможности возникновения невостребованностипродукции, но и пути уменьшения ее отрицательного влияния на репутацию и финансовоесостояние предприятия.
Прежде всегонужно выяснить, где находится продукциям процессе производства, на складеготовой продукции у изготовителя, на ответственном хранении у покупателя, вторговой сети, реализована потребителю (когда обнаружен поздний брак). Затемподсчитывается раз-новыгодность вариантов с учетом дополнительных затрат надоведение продукции до стадии готовности, на хранение, транспортировку к местуреализации, торговых скидок и возможного возмещения части затрат при продаже посниженной цене или по цене возможного использования. После этого принимаетсяуправленческое решение, позволяющее при невостребованности продукции нестинаименьшие потери или избежать их.
12. Повозможности преодоления риск невостребованности можно подразделитьна преодолимыйи непреодолимый. Критерием отнесения к одной из этих групп являютсяэкономическая целесообразность и организационно-техническая возможностьнововведений, которые потребуются для того, чтобы продукция нашла своегопокупателя.
Если этизатраты превышают сумму их покрытия выручкой от продажи товара, то экономическиони нецелесообразны. Если выручка от продажи равна дополнительным издержкам, то они целесообразнытогда, когда цель предприятия – удержание рынка.
В случаеполучения прибыли при наличии дополнительных затрат их экономическая целесообразностьочевидна, и риск экономически преодолим.
Корганизационно-техническим возможностям относятся структурная перестройкапредприятия, введение в производственный процесс новой оснастки и оборудования.
Может сложитьсяситуация, когда предприятию выгодно финансировать организационно-техническиенововведения, но на конкретном временном отрезке они невозможны из-за физическогоотсутствия необходимой техники, технологии и т.п. и потому попадают в группу непреодолимыхфакторов риска невостребованности.
Предложеннаяклассификация не претендует на единственность в поиске причин, факторовневостребованности продукции и путей ее избежания. Она не затрагивает всех видови сторон предпринимательской деятельности, таких, как торговля, услуги,производство новой продукции, где есть свои особенности. Она лишь позволяетбыстрее определить наличие риска невостребованности продукции и подойти кпроблеме экономической оценки ее последствий.
Списокиспользованных источников
1. Производственный менеджмент. Учебник длявузов. // . – Под ред. проф. Ильенковой С. Д // .; – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г.
2. Коршунова Л.Н., Проданова Н.А. Оценка и анализ рисков.Ростов н/Д: Феникс, 2007 г.
3. Тэпман Л.Н. Риски в экономике. М:«ЮНИТИ-ДАНА», 2002 г.