Реферат
Система
органов федерального казначейства представляет собой единую централизованную
систему, построенную по принципу многоуровневой и иерархической организации,
где каждый уровень (федеральный, региональный и локальный) имеет свои задачи,
функции и специфику.
К
федеральному уровню относится:
Главное
Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ. Оно является
органом управления всей казначейской системой и ему подчинены все нижестоящие
территориальные органы казначейства.
Структура
органов федерального казначейства
К
региональному уровню относятся территориальные управления федерального
казначейства, входящие в состав РФ республик, областей, краев, городов Москвы и
Санкт-Петербурга.
Локальный
уровень охватывает отделения федерального казначейства городов
республиканского, краевого, областного подчинения, сельских районов, районов в
городах республиканского, краевого и областного подчинения (за исключением
городов районного подчинения).
Органы
казначейства имеют статус самостоятельной федеральной службы, являются
юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов и текущие счета в
учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций и печать со своим
наименованием. Казначейство подчиняется Министру финансов Российской Федерации.
Территориальные
органы казначейства подчиняются вышестоящему органу и руководителю казначейства
– начальнику Главного Управления федерального казначейства Министерства
финансов РФ, который имеет ранг заместителя министра.
Главными
задачами органов казначейства являются следующие:
–
организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета,
управление его доходами и расходами на счетах казначейства в банках, исходя из
принципа единства кассы;
–
регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и
государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов,
контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
–
осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых
ресурсов, оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на
соответствующий период государственных расходов;
–
сбор, обработка, анализ информации о состоянии государственных финансов,
представление высшим законодательным и представительным органам государственной
власти и управления РФ отчетности об операциях правительства по федеральному
бюджету;
–
управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими
уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
разработка
методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций
по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, ведение учета
государственной казны РФ.
В
соответствии с возложенными задачами, казначейство выполняет множество
разнообразных функций. Все выполняемые казначейством функции рассматриваются в
разрезе его иерархического устройства. Это связано с тем, что функции
федерального, регионального и локального уровней казначейской системы различны
и имеют свою специфику.
Особенность
функций, возложенных на Главное Управление определяется тем, что оно руководит
работой всех органов казначейства и организует через них бюджетное и финансовое
исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также осуществляет
выполнение других функций.
В
соответствии с этим Главное Управление федерального казначейства:
подготавливает
проекты законодательных и иных нормативных актов, разрабатывает и утверждает
методические и инструктивные материалы, устанавливает порядок ведения учета и
составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.
Как
центральный орган казначейства, Главное Управление получает, обобщает и
анализирует отчеты территориальных органов казначейства о проделанной работе и
представляет высшим органам государственной власти и управления отчетность о
результатах исполнения федерального бюджета и состоянии бюджетной системы
России.
В
целях улучшения организации исполнения и контроля за исполнением федерального
бюджета, Главное управление в своей работе активно взаимодействует с ЦБ,
Государственной налоговой службой Российской Федерации и другими центральными
органами государственной власти и управления. В частности совместно с
Центральным банком оно принимает участие в разработке и реализации
согласованной денежно-кредитной политики, обеспечивает управление и обслуживание
государственного внутреннего и внешнего долга России, осуществляет размещение
на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов.
Из
множества функций, выполняемых Главным управлением необходимо особо отметить
следующую: осуществление управления доходами и расходами федерального бюджета и
иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении
Правительства, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах в
банках (за исключением средств федеральных внебюджетных фондов и внебюджетных
средств), а также осуществляет операции с этими средствами.
Специфика
функций, возложенных на территориальные управления федерального казначейства
определяется тем, что они являются промежуточным звеном казначейской системы. С
одной стороны территориальные управления организуют работу подчиненных им
отделений федерального казначейства на локальном уровне и выполняют некоторые
функции свойственные Главному управлению, а с другой стороны сами находятся в
подчинении у Главного управления и выполняют некоторые основные функции по
непосредственному исполнению и контролю за исполнением федерального бюджета,
возложенные на территориальные отделения федерального казначейства.
Территориальные
органы казначейства на соответствующих территориях осуществляют бюджетное и
финансовое исполнение федерального бюджета и финансовое исполнение федеральных
внебюджетных фондов.
При
исполнении федерального бюджета по доходам, органы казначейства регионального и
локального уровня также выполняют большую группу функций:
–
ведут учет средств, поступающих в доход федерального бюджета по видам налогов и
других платежей согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
–
осуществляют распределение в установленных размерах налогов и других платежей
между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами;
–
обеспечивают по представлению государственных налоговых инспекций, на основании
заключений формы 21, возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других
платежей;
–
обрабатывают, обобщают и анализируют всю информацию о поступающих доходах в
федеральный бюджет;
–
на основе полученных данных о состоянии финансовых ресурсов и исполнении
бюджета составляют краткосрочные прогнозы объемов поступлений в доход
федерального бюджета;
При
исполнении бюджета по расходам органы казначейства ведут сводные реестры
распорядителей бюджетных средств, в которых отражают всю необходимую информацию
о финансируемых предприятиях, учреждениях, организациях: юридические адреса,
телефоны их руководителей, номера текущих и бюджетных счетов, их назначение и
многое другое.
Учет
ассигнований для открытого финансирования ведут на отдельных лицевых счетах по
каждому распорядителю кредита, главному разделу, подразделу, виду расходов и
целевым статьям экономической классификации.
Территориальные
органы казначейства выполняют операции со средствами федерального бюджета,
федеральных внебюджетных фондов и осуществляют финансирование расходов со
счетов казначейства в учреждениях банков. Они доводят до получателей средств
федерального бюджета лимиты финансирования. И обеспечивают в соответствии с
доведенными до них Главным управлением федерального казначейства установленными
размерами ассигнований, целевое финансирование предприятий, учреждений,
организаций. А также осуществляют постоянный ежедневный анализ исполнения
федерального бюджета по расходам.
Другой
важной функцией территориальных органов казначейства является осуществление
краткосрочного прогнозирования и кассового планирования расходов федерального
бюджета по соответствующим территориям. Так, они осуществляют прогнозирование и
планирование на ближайший период, сумм расходов на финансирование отдельных
федеральных целевых программ. Например, по выплате компенсаций и предоставлению
льгот лицам, пострадавшим от радиоактивных воздействий при ликвидации
последствий аварии на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО ” Маяк” и
сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, испытаний на Семипалатинском
полигоне, делая расчеты на основании информации о льготах, компенсациях и
количестве лиц, имеющих на это право.
Совместно
с уполномоченными банками, территориальные органы казначейства осуществляют
управление и обслуживание государственного долга РФ. Курируют вопросы,
связанные с государственными займами, казначейскими обязательствами и другими
ценными бумагами. И выполняют поручения вышестоящего органа казначейства по
финансированию внутреннего долга России.
Наряду
с исполнением федерального бюджета по доходам и расходам территориальные органы
казначейства выполняют контрольные функции. Это в первую очередь определяет
важность казначейства как органа финансового контроля.
Основной
упор в своей деятельности казначейство делает на текущий контроль за целевым
использованием средств, выделяемых предприятиям, учреждениям, организациям на
возвратной и безвозвратной основе из федерального бюджета. В частности,
территориальные органы казначейства проводят анализ отчетов об исполнении
расходов, которые ежемесячно представляются им всеми бюджетными учреждениями и
организациями; проверяют правдивость отраженной в них информации, сверяя
итоговые суммы отчетов с выписками банков по счетам этих учреждений и
организаций, а также проводят различные проверки с непосредственным выходом на
место. Круг проверок очень широк, он включает:
–
проверки по фактам размещения бюджетных средств на депозитных счетах;
–
проверки своевременности и полноты выплаты заработной платы, стипендий и других
денежных выплат работникам данных учреждений и организаций;
–
проверки целевого использования средств, выделенных на финансирование
государственных капитальных вложений;
проверки
целевого использования средств краткосрочной финансовой поддержки, выделенных
из федерального бюджета предприятиям и другие проверки.
В
целях повышения оперативности зачисления доходов на счета бюджета и средств
бюджета на счета получателей, на органы казначейства возложены функции по
контролю за своевременностью совершения банками операций с бюджетными
средствами. Они осуществляют проверки своевременности исполнения банками
платежных поручений на перечисление налогов и других платежей в федеральный
бюджет и зачисления бюджетных средств на счета получателей. Также могут
проводить другие проверки по письменным указаниям вышестоящего органа
казначейства.
При
проведении проверок территориальные органы казначейства могут в случае
обнаружения нарушений изымать всю, связанную с ними документацию. А при
непредоставлении или отказе предъявить необходимую бухгалтерскую и финансовую
документацию органы казначейства могут приостановить операции по счетам этих
учреждений и организаций. Кроме того, органы казначейства в необходимых случаях
осуществляют взыскание в бесспорном порядке с учреждений и организаций средств,
используемых ими не по целевому назначению и налагают штрафы в размере,
действовавшей в момент нарушения, учетной ставки Центрального банка. А также
применяют штрафные санкции к банкам за несвоевременное совершение операций со
средствами федерального бюджета.
В
случае выявления нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность,
органы казначейства передают все материалы по ним правоохранительным органам и
в необходимых случаях предъявляют иски в суд или арбитражный суд.
В
процессе выполнения по исполнению федерального бюджета и контролю за его
исполнением, территориальные органы казначейства представляют своему
вышестоящему органу полную оперативную и периодическую отчетность о проделанной
работе; активно взаимодействуют с контрольно-ревизионными, налоговыми и
финансовыми органами.
Таким
образом из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что на казначейство
возложено большое количество функций. И что по мере развития его
территориальных органов и освоения ими всех этих функций в полном объеме оно
будет играть все большую роль в поддержании стабильности бюджетной системы и
экономики России в целом.
2.Права
и обязанности налоговых органов.
Инспекция
министерства по налогам и сборам в соответствии с налоговым кодексом РФ
является налоговым органом РФ. Согласно статье 31 НК РФ ИМНС наделена
следующими правами:
1)
требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам,
установленным государственными органами и органами местного самоуправления,
служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления)
налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления
и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
2)
проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
3)
производить выемку документов при проведении налоговых проверок у
налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении
налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать,
что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4)
вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков,
плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой
(удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а
также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и
сборах;
5)
приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и
налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;
6)
осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения
дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от
места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и
территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику
имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при
налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации и
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;
7)
определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет
(внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о
налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в
случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к
осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и
территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо
связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение
более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов
документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения
или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности
исчислить налоги;
8)
требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей
устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и
контролировать выполнение указанных требований;
9)
взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке,
установленном НК РФ;
10)
контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
11)
требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений
налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых
поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов
налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;
12)
привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и
переводчиков;
13)
вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо
обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
14)
заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных
юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных
видов деятельности;
15)
создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ;
16)
предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
о
взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения
законодательства
о налогах и сборах;
–
о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или
государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального
предпринимателя;
–
о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям,
установленным законодательством Российской Федерации;
–
о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном
налоговом кредите;
-о
взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в
бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями,
являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации
зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных
(преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета
последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги)
зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями,
являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации
основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями),
с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках
поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных
(преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий).
В
соответствии со статьей 32 НК РФ ИМНС как налоговый орган обязан:
1)
соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2)
осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а
также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3)
вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
4)
проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и
сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов,
бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах,
представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения,
давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
5)
осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
6)
соблюдать налоговую тайну;
7)
направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой
проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ,
налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Список
литературы
1.Красавина
Л.Н. Финансовая и денежно-кредитная система. -М.: Финансы, 2006г.
2.О
поступлении государственных налогов и других обязательных платежей в бюджет, во
внебюджетные фонды и о недоимке по платежам в бюджет за январь 2007 года.
Государственная налоговая служба России.
3.Налоги:
федеральные и местные // Финансовая газета. 2007г. № 12.
4.Новый
налоговый кодекс. Себестоимость отменяется // Коммерсант. 2007г.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru
Дата добавления: 25.03.2009