Проблемы возрастной психологии в науке

План
Введение
1.        Историческийаспект возрастной периодизации
2.        Возрастнаяпериодизация в теории деятельности
3.        Возрастнаяпериодизация в трудах отечественных психологов (Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович и др.)
Заключение
Список литературы

Введение
Ребенок на каждом этапесвоего возрастного развития требует особого к себе подхода. Задача системыобразования и всех взрослых, воспитывающих ребенка, — содействоватьполноценному его развитию на каждом возрастном этапе онтогенеза. Если на однойиз возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развитияребенка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынужденыбудут сосредоточиться на коррекции этого развития, что тяжело не только длявзрослых, но прежде всего для ребенка. Поэтому не жалеть сил и средств насоздание своевременно-благоприятных для психического и духовного развития детейусловий экономически выгодно и нравственно оправданно. Для этого необходимознать особенности каждого возраста.
Образовательныеучреждения, а следовательно, и практическая психология образования охватываютдошкольное детство (3-6/7 лет) и детство школьное, включающее младший школьныйвозраст (6-9 лет), подростковый (10-14 лет) и старший школьный или раннийюношеский возраст (15-17 лет). В этом заложен определенный смысл, так каксистемы обучения и воспитания строятся не на пустом месте, в них отражаютсяопыт и знания особенностей детей, накопленные и отработанные многимипоколениями.
Вообще проблемавозрастной периодизации психического развития — одна из самых трудных проблем впсихологии человека. Изменения процессов психической жизни ребенка (и вообщечеловека) происходят не независимо одно от другого, но внутренне связаны друг сдругом.
Цель контрольной работы –изучить проблемы возрастной психологии в науке.

1. Исторический аспектвозрастной периодизации
В психологических ученияхпрошлых эпох (в период античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) ужебыли поставлены многие важнейшие вопросы психического развития детей. [8,с.3-59]
В работах древнегреческихученых Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля рассматривалисьусловия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления,творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного психическогоразвития человека.
В период Средневековья, сIII по XIV в., большее внимание уделялось формированию социально адаптированнойличности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессови методов воздействия на психику.
В эпоху Возрождения (Э.Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский) на первый план вышли вопросы организацииобучения, преподавания на основе гуманистических принципов, с учетом индивидуальныхособенностей детей и их интересов.
В исследованиях философови психологов Нового времени Р. Декарта, Б. Спинозы, Дж. Локка, Д. Гартли, Ж.Ж.Руссо обсуждалась проблема взаимодействия факторов наследственности и среды иих влияния на психическое развитие. Наметились две крайние позиции в пониманиидетерминации развития человека, которые обнаруживаются (в той или иной форме) ив работах современных психологов. [7]
·          нативизм(обусловленность природой, наследственностью, внутренними силами),представленный идеями Руссо;
·          эмпиризм(решающее влияние обучения, жизненного опыта, внешних факторов), берущий началов работах Локка.
Постепенно знания обэтапах становления психики ребенка, о возрастных характеристиках расширялись,но ребенок по-прежнему рассматривался как довольно пассивное существо,податливый материал, который при умелом руководстве и обучении взрослого могбыть трансформирован в любом желательном направлении.
Во второй половине XIX в.сложились объективные предпосылки для выделения детской психологии каксамостоятельной отрасли психологической науки. Среди важнейших факторов — потребностиобщества в новой организации системы образования; прогресс идеи развития вэволюционной биологии; разработка объективных методов исследования впсихологии. Требования педагогической практики были осознаны в связи с развитиемвсеобщего обучения, которое стало потребностью общественного развития в новых условияхпромышленного производства.
Педагогам — практикампонадобились обоснованные рекомендации относительно содержания и темпа обучениябольших групп детей, оказались нужны методики обучения в группе. Былипоставлены вопросы об этапах психического развития, его движущих силах и механизмах,т.е. о тех закономерностях, которые нужно учитывать при организациипедагогического процесса.
Внедрение идеи развития.Эволюционная биологическая теория Ч. Дарвина привнесла в область психологииновые постулаты — об адаптации как главной детерминанте психического развития,о генезисе психики, о прохождении ею в своем развитии определенных,закономерных этапов.
Физиолог и психолог И.М.Сеченов развивал идею перехода внешних действий во внутренний план, где они впреобразованном виде становятся психическими качествами и способностями человека,- идею интериоризации психических процессов. Сеченов писал, что для общейпсихологии важным, даже единственным, методом объективного исследованияявляется именно метод генетического наблюдения.
Появление новыхобъективных и экспериментальных методов исследования в психологии. Методинтроспекции (самонаблюдения) был неприменим для исследования психики маленькихдетей.
Немецкий ученый, дарвинистВ. Прейер в книге «Душа ребенка» (1882) представил результаты своихежедневных систематических наблюдений за развитием дочери от рождения до трехлет [9]; он пытался тщательно проследить и описать моменты возникновения познавательныхспособностей, моторики, воли, эмоций и речи.
Прейер наметил последовательностьэтапов развития некоторых сторон психики, сделал вывод о значимостинаследственного фактора. Им был предложен примерный образец ведения дневника наблюдений,намечены планы исследований, обозначены новые проблемы (например, проблемавзаимосвязи различных сторон психического развития). Заслуга Прейера, которыйсчитается основателем детской психологии, состоит во введении методаобъективного научного наблюдения в научную практику изучения самых ранних этаповразвития ребенка. Метод эксперимента, разработанный В. Вундтом для изученияощущений и простейших чувств, оказался чрезвычайно важным для детскойпсихологии. Вскоре была открыта доступность для экспериментального исследованияи других, гораздо более сложных областей психического, таких, как мышление,воля, речь.
Начальные этапыстановления возрастной и педагогической психологии в России также относятся ковторой половине XIX в. Для российской культуры дореволюционного периода была органичнаидея гуманизма, идея интереса к внутреннему миру человека, в том числе ребенка(достаточно вспомнить «Детство», «Отрочество», «Юность»Л.Н. Толстого, «Детские годы Багрова внука» СТ. Аксакова и многое другое).Политические и экономические реформы 60-х гг. XIX в., подъем культурной инаучной жизни, всплеск интереса к просвещению и надежд, связанных с образованием,привели к осознанию необходимости построения научной теории воспитания иобучения. Постоянным вниманием в отечественной психологии пользовались проблемыформирования нравственного мира личности.

2. Возрастная периодизацияв теории деятельности
В отечественнойпсихологии в исследованиях проблем детства развиваются два крупных направления.Первое – изучение отдельных сторон детской жизни, фактов, второе – вопросыобщих подходов к исследованию детства в целом.
Периодизация – делениеонтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенезазаконом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе«Проблема возраста» (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярныйпроцесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие «возраст»ученый определяет через представление о социальной ситуации развития –специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей егодействительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, поЛ.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований.Соотношение этих двух категорий – социальной ситуации развития иновообразования – задает диалектический характер развития в онтогенезе.Представление о социальной ситуации развития содержательно раскрывается втеории деятельности, представленной именами А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна,В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
В работах А.Н. Леонтьевастадия развития личности определена следующими моментами: местом ребенка всистеме общественных отношений и ведущим типом деятельности.
В культурно-историческойтеории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуацииразвития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теориидеятельности – отношением места ребенка в системе общественных отношений иведущей деятельностью.
В 1971г. в статье «Кпроблеме периодизации психического развития в детском возрасте» Д.Б.Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь натеорию деятельности. Условием развития является система«ребенок-общество», в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы:«ребенок – общественный взрослый» и «ребенок – общественныйпредмет». Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностногоподхода. Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современнаяотечественная психология опирается на несколько основных принципов:
·          Принциписторизма, позволяющий последовательно анализировать проблемы детскогоразвития, возникавшие в разные исторические периоды времени.
·          Биогенетическийпринцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития сучетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждомвозрастном периоде.
·          Принцип анализаразвития основных аспектов человеческой жизни — эмоционально-волевой сферы,интеллекта и поведения.
Отечественные психологиВ.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов сформулировали свод принципов, характеризующихпроцессы развития в детстве и отрочестве. Знание этих принципов, их пониманиенеобходимо для организации конструктивного взаимодействия с детьми, построениясодержательной работы педагога.
·          Творческийхарактер развития. Главное в развитии – порождение опыта.
·          Ведущая рольсоциокультурного контекста развития.
·          Совместнаядеятельность и общение как движущая сила развития, как средство обучения ивоспитания.
·          Ведущаядеятельность, законы ее смены как основа периодизации детского развития.
·          Зона ближайшегоразвития как метод диагностики способностей и возможного направления в развитииребенка.
·          Амплификациядетского развития как условие разностороннего воспитания ребенка.
·          Непреходящаяценность каждого этапа развития.
·          Принцип единствааффекта и интеллекта или принцип активного деятеля. Обучение и воспитаниедолжно ориентироваться не только на интеллект, но и на развитиеэмоционально-волевой сферы личности.
·          Опосредующая рользнаково-символических структур в образовании смысловых связей между предметамии действиями. Символизация должна стать принципом развития ребенка.
·          Интериоризация иэкстериоризация как механизмы развития и обучения.
·          Гетерохронностьразвития и формирования психических действий. Этот принцип важно учитывать приразработке норм развития и диагностики его уровня.
В соответствии с вышеобозначенными направлениями в исследовании развития человека, обозначимосновные проблемы возрастной периодизации психического развития:
·          Проблемаорганической и средовой обусловленности психического и поведенческого развитиячеловека.
·          Влияние обученияи воспитания на развитие детей.
·          Соотношениезадатков и способностей.
·          Сравнительноевлияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике иповедении ребенка.
·          Соотношениеинтеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

3. Возрастнаяпериодизация в трудах отечественных психологов (Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович и др.)
Л.С. Выготский называлпроблему возрастной периодизации развития «центральной для всей детскойпсихологии» и «ключом ко всем вопросам практики» [4, с. 260]
Проанализировав существовавшиена тот момент схемы периодизации, он выделил три способа их построения.
1. Периодизация детства наоснове ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанныхс развитием психики ребенка. Например, в соответствии с биогенетическим принципомвыделяются стадия животной психики, стадия первобытности и др. у Ст. Холла илисогласно исторически сложившимся ступеням образования говорят о дошкольномдетстве, школьном возрасте и т.д.
2. За основу членениядетства берется какой-то один признак или сторона развития как условныйкритерий (например, дентиция — появление и смена зубов — в периодизации П.П.Блонского или сексуальное развитие в концепции 3. Фрейда).
3. Производится попытка феноменологическиописать особенности процесса развития и выделить закономерности, как в работах,А. Гезелла.
Выготский предложилпринципы, по которым должна строиться подлинно научная психологическаяпериодизация, учитывающая сущность процесса детского развития. Критерийвыделения периодов должен быть внутренним по отношению к самому развитию: «Тольковнутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течениимогут дать надежное основание для определения главных эпох построения личностиребенка» [4, с. 247].
Критерий должен бытьобъективным, вехи разграничения возрастов не должны быть расставлены условно ипроизвольно. Критерий не может быть сведен к какому-либо одному признаку,поскольку в ходе развития симптоматичность и важность признака изменяется припереходе от возраста к возрасту.
Л.С. Выготский заложил основывозрастной психологии, разработав принципиально новый подход к явлениямпсихического развития, разворачивающимся во времени. Вместо изучения возрастныхособенностей отдельных психических процессов и функций (восприятия, внимания,мышления), традиционно изучаемых психологией, он предложил на первый планвыдвинуть понятие «психологический возраст» и рассматриватьвозрастные периоды развития как «единицы» анализа детского развития.
Периодизация, выстроеннаяВыготским, включает следующие периоды:
·          кризисноворожденности;
·          младенчество (2месяца — 1 год);
·          кризис одногогода;
·          раннее детство (1- 3 года);
·          кризис трех лет;
·          дошкольныйвозраст (3 — 7 лет);
·          кризис семи лет;
·          школьный возраст(8-12 лет);
·          кризис 13 лет;
·          пубертатныйвозраст (14-17 лет);
·          кризис 17 лет.
Д.Б. Эльконин (1904-1984)исследовал проблемы присвоения ребенком способов родовой человеческойдеятельности как основы развития его специфически человеческих способностей [12,с. 60-78].
Эльконин признавал толькоформулу «ребенок в обществе» (а никак не «ребенок и общество»),подчеркивая, что ребенок с момента рождения является общественным существом.Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений двух типов: «ребенок- общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый». «Общественныйвзрослый» выступает носителем «общественно выработанных способовдействия» с предметами, воплощением смыслов и норм жизни. Овладеваяосновами культуры, ребенок не приспосабливается к условиям жизни, а выступаеткак активный субъект деятельности, в процессе осуществления которой у неговозникают и
развиваются различныепсихические новообразования.
Развернутая периодизацияпсихического развития ребенка от рождения до 17 лет была создана Д.Б.Элькониным и представлена в статье «К проблеме периодизации психическогоразвития в детском возрасте» (1971). В развитии детей Д.Б. Эльконин считалнеобходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временныхпромежутков. Он рассматривал
возраст как «относительнозамкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом ифункциональным значением на общей кривой детского развития» [11, с. 42].
Каждый психологический возрастхарактеризуется показателями, которые находятся между собой в сложныхотношениях:
1. Социальная ситуацияразвития;
2. Ведущая деятельность;
3. Основныеновообразования.
Эльконин представилпоследовательность психологических возрастов в детстве следующим образом:
·          кризисноворожденности;
·          младенчество (2месяца — 1 год) — непосредственно-эмоциональное общение со взрослым;
·          кризис одногогода;
·          ранний возраст (1- 3 года) — орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;
·          кризис трех лет;
·          дошкольныйвозраст (3 — 7 лет) — ролевая игра;
·          кризис семи лет;
·          младший школьныйвозраст (8-12 лет) — учебная деятельность;
·          кризис 11 — 12лет;
·          подростковыйвозраст (11 — 15 лет) — интимно-личное общение со сверстниками;
·          кризис 15 лет.
Эльконин в представленнойим схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене,чередовании в онтогенезе двух типов деятельности.
«Возраст взросления»с психологической точки зрения разные авторы оценивают в промежуточном периодеот 12-14 до 20-24 лет. Л.И.Божович характеризует этот возраст как«совокупность индивидуальных процессов, связанных с переживаниемсоматических изменений, с необходимостью адаптации к ним, совладании с ними, атакже социальными реакциями на них» [1].
При этом психосоциальныефакторы вступают в действие постольку, поскольку в каждом обществе существуютболее или менее точные представления о том, что такое детство и взрослыйстатус.
Разработаннаяотечественными исследователями под руководством Л.И.Божович [1] возрастнаяпериодизация, основанная на теории культурно-исторической развитияЛ.С.Выготского [5], предусматривает такой этап онтогенетического развитияребенка, как старший школьный возраст. Однако, более поздние исследованиявскрыли закономерности протекания т.н. переходного периода от подросткового кстаршему школьному возрасту в становлении личности; дали характеристику этогоэтапа, социальной ситуации развития и сопутствующих переходному периодукризисов [2], процессов роста сознания и самосознания старшего школьника [3,с.23-34].

Заключение
Для правильногоуправления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попыткиклассифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важнуюинформацию для посвященных. Есть целый ряд разработок периодизаций развития,причем число предложенных периодизаций достигло нескольких десятков ипродолжает увеличиваться, так как пока невозможно построить систему, котораяопиралась бы только на один критерий и была бесспорной. Периодизацияосновывается на выделении возрастных особенностей. Сущность возрастныхособенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека.Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связаны между собой,то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере.Происходит, хотя и не в таком строгом порядке, как биологическое, социальноесозревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это ислужит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческогоразвития и составления возрастной периодизации.
Рассмотренные намипериодизации жизненного цикла человека являются фактически классификациямиразвития одной из сторон психического развития человека. Видимо, созданиецелостной, интегративной периодизации психического развития человека — дело будущего.Это потребует не только интенсивных эмпирических исследований и теоретическихпоисков, но и взаимодействия с другими областями психологии, а также биологиейи генетикой. Анализ приведенных периодизаций психического развития показывает,что, несмотря на разные основания и ограниченность классификаций, многие из нихотмечают одни и те же возрастные периоды в жизни человека, которые,по-видимому, являются стадиями развития, имеющими качественные особенности.

Список литературы
1.        Божович Л.И.Личность и ееформирование в детском возрасте. – М., 1968. — 464с.
2.        Божович Л.И. Социальнаяситуация и движущие силы развития ребенка. / / Психология личности. Тексты. — М, 1982
3.        Божович Л.И.Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. – 1979. — № 4
4.        Выготский Л.С.Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4.
5.        Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3. Проблемы развития психики. / Под ред.А.М.Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983
6.        Дубровина И.В. идр. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.:Издательский центр «Академия», 1999. — 464 с.
7.        Крэйн У. Теорииразвития. Секреты формирования личности. — СПб., 2002
8.        МарцинковскаяТ.Д. История детской психологии. — М., 1998
9.        Прейер В. Душаребенка. Наблюдение над духовным развитием человека в первые годы жизни. — СПб.,1912
10.     Шаповаленко И.В. Возрастнаяпсихология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики,2005. — 349 с.
11.     Элъконин Д.Б.Введение в детскую психологию // Избр. психологические труды. – М., 2000
12.     Элъконин Д.Б. Кпроблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр.психологические труды