Принципы обучающихся организаций
Андрей Михайлович Гершун, управляющий партнер компании
“МАГ Консалтинг”, член экспертного совета при Национальном совете
финансовой отчетности, разработчик курса по стратегическому управлению
экономического факультета МГУ им. Ломоносова.
Сегодня
российские компании начали осознавать, что успешное обучение должно стать
постоянным и целенаправленным процессом. Не секрет, что бизнес в России
отличается от бизнеса в развитых странах, поэтому точно копировать методики и
разработки иностранных фирм не совсем правильно. Внедрение чего-то инородного
(пусть даже очень успешного) всегда связано с разрушением уже функционирующей
системы, поэтому правильнее подстраивать западные концепции под имеющиеся
бизнес-условия. Бездумное внедрение методов обучающейся организации часто
приводит к проблемам учета и контроля затрат на дополнительное образование
сотрудников и отсутствию условий для применения новых знаний.
По
мнению одного из разработчиков концепции обучающейся организации Питера Сенге,
существует пять основных дисциплин, или принципов, применение которых в
отношении каждого сотрудника организации может помочь ей стать по настоящему
обучающейся организацией. Это:
осознание
мыслительных карт и характеристик усвоения информации людьми;
поощрение
коллективного обучения;
приобретение
и поощрение личного мастерства;
развитие
умения видеть перспективы, созидать лучшее будущее;
развитие
способности системного мышления.
Пять
дисциплин создавали особую среду, корпоративную культуру обучающейся
организации. Каким образом создать систему обучения и развития персонала
организации, помогающую внедрению и успешному использованию сбалансированной
системы показателей?
Обучение как стратегическая цель организации
Современная
бизнес-среда характеризуется переходом от индустриального бизнеса к
информационному. Это значит, что главной ценностью и конкурентным преимуществом
современной компании являются знания, накопленные и созданные в организации.
Знания могут быть аккумулированы как в явном виде — инструкции, патенты,
описания процессов, кейсы, так и в неявном, включающем в себя квалификацию
персонала, неформальные отношения и структуру организации, представления людей
о существующем порядке вещей и способах поведения. При этом, как правило,
знания, накопленные в неявном виде, не менее важны для существования и успеха
организации, чем те, которыми она обладает явно.
Представьте
себе такую гипотетическую ситуацию — в некой компании пожаром были уничтожены
все бумажные документы и электронные носители информации, однако сохранился
персонал. Ситуация не из приятных, но все же восстановление бизнеса возможно,
хоть и с большими потерями. В другом случае — когда из организации в одночасье
ушли все сотрудники — восстановление бизнеса практически невозможно. Этот
пример хорошо иллюстрирует то, какую ценность на самом деле представляют для
современной организации люди.
Таким
образом, человек признается самым ценным ресурсом организации. Это связано в
том числе и с тем, что кадры — самый адаптивный вид ресурсов. Благодаря такой
приспособляемости организация способна быстро изменяться в ответ на неожиданные
требования внешней среды, сохранять управляемость в условиях нестабильности
параметров, временных ограничений и при недостатке других видов ресурсов.
Однако знания человека и знания организации — не одно и то же. Типичным
заблуждением является мнение, что сумма знаний сотрудников организации и есть
знание организации. Тем не менее носителями знания организации все же являются
ее сотрудники. Причем если в организациях индустриального типа носителями
знаний выступают только менеджеры среднего и верхнего уровней управления, то в
современных организациях знания проникают вниз по «пирамиде управления», т. е.
любой сотрудник организации становится носителем уникальных знаний, необходимых
для ведения бизнеса.
Девизом
индустриальной организации могут являться слова «незаменимых у нас нет» и
понятие о человеке как о «винтике» большой системы, однозначно реагирующем на
внешние воздействия. В противоположность этому подходу, в информационных
организациях распространен подход, в котором человек рассматривается как
индивидуальная, обучающаяся и активная единица.
Таким
образом, люди не являются лишь «винтиками» в организациях нового типа, они
становятся основным конкурентным преимуществом и ресурсом компании. А обучение
персонала является таким же вложением капитала, как и вложение в основные
средства.
Одной
из «новых» задач, характерных для информационных организаций, является
постановка системы управления и учета информации, которой владеют сотрудники.
Именно построив систему такого учета и управления, организация может говорить о
том, что превращает эти сведения в знания организации. Наряду с этим возникает
и задача учета затрат на образование и профессиональный рост сотрудников, а
ведь именно эти процессы являются важнейшими направлениями развития для
информационных организаций.
Ключевые показатели по обучению
Ниже
мы рассмотрим набор показателей, характеризующих направление обучения и
развития. Среди этих показателей:
удовлетворенность
работников;
текучесть
кадров;
доход
в расчете на одного работника;
добавленная
стоимость на одного работника;
коэффициент
стратегического охвата работами (число имеющих конкретные специальности
работников в сравнении с ожидаемыми потребностями в специалистах);
продолжительность
цикла переподготовки (срок, необходимый для того, чтобы поднять квалификацию
имеющихся работников на новый уровень);
число
рационализаторских предложений в расчете на одного работника;
число
внедренных рационализаторских предложений;
доля
работников, имеющих личные производственные задания, связанные со стратегией
предприятия;
стратегический
охват информацией (доступность текущей информации по отношению к ожидаемым
потребностям в ней);
доля
процессов, предусматривающих оценку качества и издержек, и извещение работников
об этих показателях в режиме реального времени;
доля
работников, имеющих прямые контакты с потребителями и доступ к электронной
информации о них.
Можно
видеть, что данная группа показателей характеризует практически все
информационные процессы в организации, в том числе и такие факторы, как
возможность персонала обучаться самостоятельно, используя доступную информацию
о процессах, происходящих в организации, клиентах и партнерах. Важным элементом
информирования сотрудников является обратная связь — сведения о том, какие
действия сотрудника ведут к улучшению состояния дел в организации, а какие
препятствуют этому. В успешных организациях построена система передачи
информации, одновременно позволяющая защитить информацию от
несанкционированного доступа и обеспечить свободное перемещение информации по
организации как сверху вниз (приказы, распоряжения, указания), так и снизу
вверх (обратная связь от клиентов, рационализаторские предложения, претензии и
сведения о клиентах). Грамотно выстроенная система обучения персонала позволяет
повысить эффективность компании за счет роста организационного знания.
Знания
могут принадлежать не только отдельному человеку, но и компании в целом. При
этом сумма знаний отдельных людей не является знанием организации. Зачастую
собственники и менеджмент не осознают разницу между знаниями сотрудников и
знаниями компании в целом. Вот примерный список причин, по которым может возникать
разница между знанием организации и знаниями отдельных сотрудников:
отсутствие
управления — требуемые знания есть у конкретного сотрудника, но организация не
способна обнаружить их вовремя в случае необходимости. Например, никто не
знает, что системный администратор компании раньше работал дизайнером в
типографии. Поэтому, когда возникает необходимость узнать, в каком формате
представлять файл для верстки макета, менеджер по маркетингу звонит в
типографию, теряя на этом время;
отсутствие
упорядоченности — знания о какой-либо проблеме разбросаны по организации, что
значительно затрудняет их использование. Например, в сети газетных киосков
знания о предпочтениях покупателей конкретного киоска есть у продавца. Однако
для того чтобы получить информацию о запросах всех покупателей, придется
приложить специальные усилия;
отсутствие
формализованности — знания существуют в форме неявных навыков и понятий,
неписаных норм, принятых среди сотрудников организации, поэтому для осознания и
применения этих знаний приходится проводить дополнительную работу. Такие
работы, как описание бизнес-процессов, часто предполагают как раз осознание,
оформление в явном виде неявно подразумевающихся сведений. Например, директор
по персоналу знает, что всегда перед приемом на работу новою специалиста
кандидат должен пройти краткое собеседование с генеральным директором;
отсутствие
целостного понимания информации, размещенной в различных частях организации, —
разные сотрудники имеют порой противоположные взгляды на одни и те же явления
окружающей действительности. Помочь преодолению этой проблемы может
формирование общего видения в организации. Например, в бухгалтерии сложилось
весьма отрицательное мнение о каких-то клиентах, так как они регулярно
задерживают оплату, неаккуратно оформляют платежные документы. В то же время
отдел обучения считает данного клиента весьма перспективным, так как
наблюдается устойчивый рост его заказов на обучение. При этом ни один из
отделов не обладает полной характеристикой в силу односторонности взгляда на
ситуацию;
знания
и навыки, полученные вне организации, невозможно применить из-за различных
ограничений — организационной культуры, традиций или особенностей
бизнес-процессов организации. Например, сотрудник прошел обучение на курсах
тайм-менеджмента, однако применение навыков управления временем на данном
рабочем месте невозможно, так как в организации принят такой стиль руководства,
когда управлением и организацией времени сотрудника занимается его
непосредственный руководитель.
Каково
бы ни было организационное знание, именно оно, а не сумма знаний сотрудников
является свойством компании в целом. В связи с этим при планировании обучения
очень важно учитывать то, как повлияет изменение квалификации сотрудника на
изменение организационного знания в целом.
Как
отмечает Питер Сенге, компания может обучить всех менеджеров в Гарварде,
потратить миллионы на специальное техническое образование, но все равно
останется «слепой, глухой и тупой», несмотря на то, что отдельные ее сотрудники
имеют блестящие способности. Индивидуальное обучение — необходимое, но
недостаточное условие для увеличения организационного знания. Важнейшим
фактором является не только то, чему и как учатся сотрудники, но и то,
насколько успешно они переносят свои знания и навыки в компанию. Что нужно
сделать для того, чтобы повысить применение знаний, полученных в процессе
обучения сотрудниками? В этом направлении есть две одинаково важные части —
усовершенствование самого процесса индивидуального обучения и изменение
организации таким образом, чтобы полученные людьми знания быстрее становились
организационным знанием в целом.
Эффективность индивидуального обучения
В
индивидуальном обучении можно выделить две основные составляющие — обретение
знания и обретение навыка. Обе части одинаково важны в бизнесе и реальной
жизни, при этом перекос в какую-либо сторону неизбежно ведет к невозможности
использовать плоды обучения в реальной деятельности. В качестве примера можно
рассмотреть притчу о двух плотниках, один из которых имеет обширные познания в
теории проектирования и архитектуре, однако у него нет навыков их применения на
практике. Другой, напротив, овладел всеми навыками работы по дереву, но понятия
не имеет о том, что образует целостную конструкцию, и потому его столы
разваливаются, а возведенные дома рушатся.
Организационное
знание позволяет объединять и использовать как раз те знания отдельных
сотрудников, которые в силу определенного перекоса в структуре знаний и навыков
часто невозможно использовать отдельному человеку. В этом нет никакого
противоречия — просто сотрудники, имеющие перекосы в знаниях, обучаются в
процессе совместной работы, получая ту информацию, которой им не хватало для
успешного использования.
Правильно
организованное обучение предполагает получение как знаний, так и навыков в
равных пропорциях, необходимых для успешной работы. Организация индивидуального
обучения — непростой процесс, во многом дополнительно осложненный
предрассудками и стереотипами об эффективном обучении, которые все мы вынесли
со школьной скамьи. Вот некоторые примеры ошибочных представлений об обучении,
широко распространенных среди менеджеров:
наибольшую
эффективность обучения можно достичь в аудиториях, где сотрудники, оторванные
от своих рабочих мест, слушают объяснения преподавателя и отвечают на вопросы
тестов и контрольных заданий;
обучение
подобно передаче информации: как файлы копируются с компьютера на компьютер,
так и знания заполняют голову сотрудника, подвергшегося обучению. Обучение —
индивидуальная и в основном пассивная деятельность обучающегося;
самое
важное, чему необходимо обучить людей, — это содержание учебников, инструкций,
правил и норм, действующих в данной области бизнеса и на рабочих местах;
обучение
— это всегда специальная деятельность, проходящая в отдельное время и в отдельном
месте, обучение в значении «приобретение опыта» — не обучение.
Увы
, подобные утверждения неверны. Отчасти это обусловлено тем, что взрослые не
обладают такой восприимчивостью к знаниям, как дети, кроме того, у взрослых во
многом другая мотивация к обучению и другой жизненный опыт. Обучение взрослых
отличается от обучения детей в школе, об этом нужно помнить при планировании
индивидуального обучения. Еще одна причина, по которой школьные стереотипы о
роли обучения так живучи: часто мы не осознаем, что имеем дело с обучением,
если нет специально выделенного времени и места для получения знаний. Например,
если сотрудник , неправильно настроивший оборудование, в результате сбоя понял,
что 10 минут, потраченные на настройку станка, обернутся экономией многих
часов, потраченных на ремонт, мы утверждаем, что это является обучением
сотрудника, в то время как распространенные стереотипы протестуют против такого
подхода.
Исследователи
обучения взрослых утверждают, что самое действенное обучение является продуктом
постоянно возобновляющегося цикла обретения опыта, который люди получают
непосредственно на рабочем месте. Подлинное обучение происходит приблизительно
так:
человек
имеет конкретный, полученный на рабочем месте опыт;
человек
размышляет об этом опыте, пытаясь понять, что происходит и почему;
опыт
является фундаментом для построения концепций и обобщений с помощью
размышлений;
выработанные
концепции и обобщения испытываются эмпирическим путем;
человек
получает новый опыт в результате применения новых концепций, затем цикл
повторяется.
При
таком подходе к обучению сотрудники приобретают и знания, и навыки, — в
процессе размышления человек получает знания, а в процессе испытания концепций
на практике приобретаются навыки.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/