Устранение неполадок Windows 98 на аппаратном уровне.

Устранение
неполадок Windows 98 на аппаратном уровне.

Хотя при работе с Windows
98 ошибки оборудования встречаются значи­тельно реже, чем ошибки
приложений, тем не менее они существуют. Их можно
разделить на две хорошо различимые категории:

1.   
Катастрофические. Проблемы такого рода очень легко
обнаруживаются, т. к.
при возникновении подобной ошибки устройство просто перестает работать. Например, при попытке
обращения к жесткому или гибкому диску ничего не происходит, модем не желает дозваниваться до абонента и т. д., и т. п. Насколько эти ошибки
легко обнаруживаются, настолько же легко подобные проблемы и решаются — надо
просто купить новое устройство.

2.   
Ошибки совместимости.
Общим симптомом всех
ошибок совместимости является
то, что устройство, на первый взгляд отказавшее, позже снова начинает работать. Некоторые примеры
решения таких проблем уже об­суждались в главе 14.

Диагностика
ошибок оборудования

Ошибки оборудования достаточно легко диагностируются. Рассмотрим типичный пример: вы включаете
компьютер, Windows 98 загружается, но мышь не работает. Если вы не
обнаружили никаких конфликтов оборудова­ния и не устанавливали нового
оборудования, то, скорее всего, мышь вышла из строя.

Но иногда обнаружить причину возникновения сбоя не так
легко. В этом вам могут
помочь разнообразные программы диагностики оборудования. Их использование сэкономит много времени
и сил при определении источника возникновения ошибки.

Совет: В комплект поставки большинства звуковых карт и
видеоадаптеров входит на­бор диагностических программ. Многие производители
оборудования прилага­ют диагностическое программное обеспечение ко всем
выпускаемым устройст­вам. Многие фирмы-производители материнских плат также
поставляют про­грамму диагностики в комплекте со своей продукцией. Такие
программы производят тестирование всех элементов материнской платы, а также всю
ус­тановленную на плате память.

Большинство диагностических программ под Windows
предоставляют доста­точно полную информацию о широком круге проблем в удобной и
лаконичной форме. Однако, работая под Windows, невозможно провести всеобъемлю­щее
тестирование всего оборудования. Этому мешает основное свойство Windows 98 —
многозадачность. Дело в том, что некоторым программам диаг­ностики необходимо
иметь полный контроль над тестируемым устройством, че­го Windows им
позволить не может. Существует также еще один неприятный аспект при
использовании диагностических программ под Windows. Некоторые ошибки
оборудования могут привести к тому, что Windows просто не будет за­гружаться,
в такой ситуации диагностические программы для Windows окажутся просто
бесполезными. Лучше всего использовать программы диагностики, разработанные для
MS-DOS, т. к. они
могут провести наиболее полную провер­ку всех устройств компьютера и с большой
долей уверенности можно считать, что если данные программы не сообщают об
ошибках, то с компьютером все в порядке.

 

Примечание: Хотя
вы можете запускать диагностические программы для MS-DOS под Windows 98, при
этом будет сохраняться большая вероятность того, что ре­зультаты тестирования
будут недостоверны. Всегда запускайте диагностиче­ские программы для MS-DOS в режиме MS-DOS или, в
крайнем случае, в сеансе MS-DOS.

Программа Checklt

Поиск
сравнительно недорогого и надежного средства диагностики занял у меня
достаточно много времени. В конце концов, я остановил свой выбор на программе Checklt
(существуют два варианта этой программы: для MS-DOS и Windows). В
комплект поставки этой программы входят разнообраз­ные утилиты для проведения
тестов и диагностики оборудования, антиви­русная программа, программа
форматирования жестких дисков и др. Если вы располагаете программой Checklt 3.0 для
MS-DOS, то можете
поместить ее на загрузочную дискету, т. к. ее объем составляет всего 360 Kb. Сейчас
существуют более современные и усовершенствованные версии программы, однако
даже Checklt версии 3.0 является дос­таточно мощным диагностическим
средством.

Проверка параллельных и последовательных портов

Невозможно провести полное
тестирование последовательных и параллель­ных портов без применения специальных разъемов-заглушек
(loopback). Дан­ные
разъемы позволяют перенаправить выходной сигнал порта на его вход. Фирма Touchstone прилагает инструкцию, руководствуясь которой можно
сделать такой разъем самостоятельно.

В табл. №1
приведена схема соединения контактов в разъеме-заглушке для проверки параллельного порта. Любой параллельный
порт использует 25-штырьковые
разъемы. Подобные разъемы имеют маркировку DB25P.

Таблица
№1. Схема
соединения контактов разъема типа DB25P

Первый контакт
Соединить с контактом

11 (Busy+)
10
(Acknowledge -)
12 (Paper Out+)
13 (Select+)
02 (Data 0 +)

17 (Select
Input-)
16 (Initialize Printer -)
14 (Autofeed -)
01 (Strobe -)
15 (Error-)

Для диагностики последовательных портов необходимо
использовать два типа разъемов-заглушек: с 9 и 25 контактами. 9-контактные
разъемы после­довательных портов имеют маркировку DB9S. В табл. №2
приведена схема соединения контактов в разъеме-заглушке для проверки
последовательного порта
с 9-контактным разъемом.

Таблица №2. Схема соединения контактов разъема
типа DB9S

Первый контакт
Соединить с
контактом

02 (RD: Received Data)
07 (RTS: Request to Send)
06 (DSR: Data Set Ready)
01 (CD: Carrier Detect)
04 (DTR: Data Terminal Ready)

03 (TD: Transmitted Data)
08 (CTS: Clear to Send)
01 (CD: Carrier Direct)
04 (DTR: Data Terminal Ready)
09 (Rl: Ring Indicator)

25-контактные
разъемы последовательных портов имеют маркировку DB25S. В табл. №3 приведена схема соединения контактов в
разъеме-заглушке для проверки
последовательного порта с 25-контактным разъемом.

Таблица
№3. Схема
соединения контактов разъема типа DB25S

 

Первый контакт
Соединить с контактом

03 (RD: Received Data)
04 (RTS: Request to Send) 06 (DSR: Data Set Ready) 08 (CD: Carrier
Detect) 20 (DTR: Data Terminal Ready)

02 (TD: Transmitted Data)
05 (CTS: Clear to Send)
08 (CD: Carrier Direct)
20 (DTR: Data Terminal Ready)
22 (Rl: Ring Indicator)

Как
видите, схема соединений достаточно проста. Независимо от того, ку­пили вы разъем в магазине или сделали
его своими руками, он станет по­лезным инструментом при проверке работоспособности последовательных и параллельных портов. При тестировании
портов без использования разъе­мов-заглушек нельзя добиться достоверного результата.

 

Проблемы
несовместимости оборудования

Обычно устаревшее оборудование отлично работает и под управление! Windows 98 даже когда устройства требуют
установки драйвера реального режима. Проблемы чаще всего возникают тогда, когда в системе одновременно используется старое и новое
оборудование или когда устаревшее оборудование использует при работе некоторые специфические
возможности MS-DOS.

Обычно Windows 98 автоматически определяет
характеристики устройства (например, номер
прерывания (IRQ) и адрес порта). К сожалению, Windows 98 не всегда может это сделать,
особенно если в системе одновременно присутствует как старое, так и новое
оборудование. В результате может оказаться, что два устройства используют один
и тот же IRQ или порт.

Одним из путей избежания подобных проблем является составление списка; параметров (адресов портов, номеров
прерываний и каналов прямого доступа к памяти) для всего используемого оборудования. Чтобы определить
(или) изменить значения этих параметров, используйте перемычки и микропереключатели, расположенные в
устройстве (большинство современны; устройств не содержат перемычек или микропереключателей, поскольку на­страиваются автоматически средствами BIOS или операционной системы) Обратитесь к документации на
устройство, чтобы узнать правильные значе­ния параметров. Проверьте соответствие параметров,
установленных на устройстве,
с параметрами драйверов в файлах AUTOEXEC.BAT и CONFIG.SYS.

После того как список составлен, найдите устройства, которые могут кон­фликтовать между собой. Вообще говоря,
система Windows 98 сообщает ОС имеющихся конфликтах устройств, но
иногда она может этого и не сделать

Многих проблем при использовании устройств, требующих установки драй­веров реального режима, можно
избежать, если не допустить ошибок. Бывает, что документация к устройству утеряна, а надписей на
адаптере оказыва­ется
недостаточно для определения функций той или иной перемычки или микропереключателя. В этом случае для определения
значений параметров устройства
необходимо воспользоваться программными средствами (напри­мер, приложением Checklt). Запишите значения параметров, используемых данным устройством (например, заглянув
в руководство пользователя), и обязательно проверьте их после установки Windows 98.

Рассмотрим еще один класс проблем, возникающих при
работе драйверов реального
режима. Корректно работающий драйвер имеет прямой доступ только к своему устройству. При этом
он использует соответствующие службы ROM BIOS. Некоторые устаревшие устройства
могут непосредст­венно обращаться к другим устройствам (обычно это делалось для
ускоре­ния работы).
Иногда при работе с подобными устройствами Windows 98 по­падает в неуправляемое состояние.

Не всегда следует делать вывод, что устройство не предназначено для рабо­ты
под Windows 98 только из того, что оно работает
неустойчиво или не ра­ботает
вовсе. Я был очень удивлен, когда узнал, что фирма-производитель моего старого привода компакт-дисков
выпустила новую версию драйвера, который обеспечивал нормальную работу этого устройства в Windows 98. Многие производители помещают новые версии драйверов для
устаревших устройств на
своих узлах Internet.

На некоторых устройствах установлен собственный BIOS, вследствие чего могут возникать конфликты с Windows 98, что приводит к разнообразным системным ошибкам. Большинство
производителей регулярно выпускают новые версии BIOS для подобных устройств (в них обычно устранены неко­торые ошибки, а также реализованы
дополнительные средства, обеспечи­вающие более надежную работу устройства). Если в вашем компьютере установлено устройство с собственным BIOS и оно некорректно работает в Windows 98, то необходимо обратиться к фирме-поставщику
оборудова­ния для замены BIOS. Обычно
это гораздо дешевле, чем покупка нового устройства.

Из всего
вышесказанного становится понятно, что самые разнообразные причины порождают ошибки оборудования. Приведем
алгоритм, который поможет
пользователю в борьбе с подобными ошибками:

1.   Загрузитесь в режиме MS-DOS и
протестируйте оборудование, чтобы убедиться, что сами устройства не вызывают ошибок.

2.  Проверьте, что значения параметров устройств,
использующих драйверы реального
режима, не совпадают со значениями параметров других уст­ройств. Это особенно
важно в случае, если в компьютере установлены и устаревшие устройства и новое оборудование,
поддерживающее стандарт Plug and Play. Если устройство, совместимое со стандартом Plug and Play, использует
такие же значения параметров, что и старое устройство, по­пытайтесь изменить значения
параметров старого устройства.

3.   Если на предыдущем этапе выявить ошибку не удалось,
то посетите узел Internet
фирмы-производителя устройства, быть может, она уже предос­тавляет возможность загрузки новых
версий драйвера.

4.   Проверьте, не установлены ли на вашем компьютере
устройства с собст­венным
BIOS. Если есть уверенность в том, что
именно это устройство вызывает
ошибку, то обратитесь к производителю с просьбой замены ис­пользуемой версии BIOS на новую. Хуже от этого не будет, а некоторых проблем вы сумеете избежать.

5.   Если вышеперечисленные меры не помогли, попробуйте
заменить уст­ройство.
Возможно, вы имеете дело не с неисправностью оборудования, а с конфликтом
устройств или ошибкой приложений.

Совет:   Чтобы отличить неполадки с мышью от ошибки
последовательного порта, не­обходимо сначала проверить порт с помощью
разъема-заглушки. Если с пор­том все в порядке, то значит причиной
возникновения ошибки является мышь.

Чрезвычайно редко ошибка оборудования бывает
неустранимой. Обычно все зависит
от того, имеете ли вы достаточно средств и времени для ее устране­ния. Помните, что иногда дешевле
купить новое устройство, чем починить старое.

Резюме

Приобретите программу диагностики
оборудования и тщательно обследуйте свой компьютер, уделяя особое внимание жесткому диску. Попробуйте про­тестировать последовательные и
параллельные порты с помощью разъемов-заглушек (если у вас их нет, то купите их или сделайте
сами).

Еще раз проверьте все драйверы, используемые в системе.
Убедитесь в том, что
установлены самые последние версии драйверов. В противном случае загляните на узел Internet фирмы-производителя
оборудования. Если на вашей машине
установлены компоненты, имеющие собственный BIOS (например, адаптеры SCSI), проверьте их срок изготовления. Помните, что устаревшие устройства данного типа
зачастую являются причиной возник­новения ошибок оборудования.

Не дожидайтесь возникновения ошибки,
заранее пройдите все шаги алго­ритма, представленного в данном разделе. Помните, что лучший способ ле­чения болезни — ее профилактика.