МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ-УПИ Факультет экономики и управления Кафедра банковское дело Курсовая работа по курсу Экономическая география и регионолистика на тему Особенности инвестиционной политики УрФО на примере
Свердловской области студент Ралдугин И.В. группа ЭУ 13101 преподаватель Руткаускас Т.К. Екатеринбург 2003 ОглавлениеОглавление 2 Введение 3 Глава1. Теория инвестиций. Инвестиции как капитальные вложения 1. Понятие инвестиций 2. Финансирование инвестиционной деятельности 3. Основные принципы инвестиционной политики 4. Внутренние источники инвестиций 8 1.5.
Иностранные инвестиции 6. Пути и меры по привлечению инвестиций 16 Глава2. Инвестиционный климат в России. Инвестиции в УрФО 1. Инвестиционный климат в России 2. Инвестиционная привлекательность Уральского Федерального округа 3. Общая характеристика экономического состояния Свердловской области 27 2.4.
Инвестиционный климат в Свердловской области 5. Способы улучшения инвестиционной привлекательности 29 Глава3. Инвестиционные программы региона 33 Заключение 35 Список литературы 38 ВведениеСегодня Российская Федерация находится на пути рыночных реформ. Страна уходит от административной модели ведения хозяйства.
Для того чтобы этот переход осуществился плавно, без значительных экономических и социальных потрясений, стране необходимы крупные финансовые вливания, инвестиции. Актуальность темы инвестиций в РФ очевидна, так как от величины финансового потока внутри страны будет зависеть не только скорость развития России, но и вообще возможность становления России на мировом рынке. Роль Уральского Федерального
Округа во всей производственной картине России крайне велика. В Уральском регионе сосредоточены большие минеральные, рекреационные и людские ресурсы. Представлены все типы промышленности, начиная от первичной добывающей и заканчивая наукоемкими высокотехнологичными производствами в сфере ВПК. Быть может именно от инвестирования и дальнейшего развития УрФО зависит будущее России в таких отраслях как тяжелое машиностроение, приборостроение, черная и цветная
металлургия. В первой главе работы мы рассмотрим виды инвестиций. Укажем основные принципы инвестиционной политики, управление инвестиционными процессами. Обозначим внутренние и внешние источники инвестиций. Во второй главе мы покажем особенности инвестиционного рынка УрФО на примере Свердловской области. Попытаемся оценить его состояние.
В третьей главе мы рассмотрим инвестиционные программы существующие в Уральском регионе, приведем примеры сотрудничества уральских компаний, как с иностранным инвестором, так и с отечественным. Методологической основой написания курсовой работы явились Конституция РФ законы, обеспечивающие деятельность финансового и фондового рынков например, Закон о рынке ценных бумаг законы, оговаривающие условия действий иностранных инвесторов постановления
главы Свердловской области, а также работы российских ученых по проблемам инвестиционного рынка. Использовались статьи из еженедельного журнала Эксперт , а также статистические материалы за 2002-2003 года. Целью курсовой работы является обозначить основные способы привлечения капитала в условиях формирующегося рынка Уральского региона, а также попытаться указать на недостатки рынка инвестиций и предложить способы их устранения. Глава 1. Теория инвестиций. Инвестиции как капитальные вложения1.1.
Понятие инвестиций Инвестиции капитальные вложения совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции – широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к термину капитальные вложения , и финансовые портфельные инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов
от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. Выделяются следующие главные задачи инвестиционной политики формирование благоприятной среды, способствующей
повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений. 2. Финансирование инвестиционной деятельностиСогласно Конституции и действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории
РФ может финансировать за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др. средства заемных финансовых средств инвестора банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др. средства привлеченных финансовых средств инвестора средства полученные от продажи акций паевые и иные взносы
членов трудовых коллективов, граждан юридических лиц денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных фондов иностранных инвестиций собственные финансовые ресурсы самофинансирование Прибыль главная форма чистого дохода предприятия, выражающая стоимость прибавочного продукта. Ее величина выступает как часть денежной выручки, составляющая разницу между реализационной ценой продукции
работ услуг и ее полной собственностью. Прибыль является обобщающим показателем результатов коммерческой деятельности предприятия. после уплаты налогов и других платежей из прибыли в бюджет у предприятия остается чистая прибил. Часть ее можно направить на капитальные вложения социального и производственного характера. Эта часть прибыли может использоваться на инвестиции в составе фонда или другого фонда аналогичного назначения, создаваемого на предприятии. Вторым крупным источником финансирования инвестиций на предприятиях
являются амортизационные отчисления. Накопление стоимостного износа на предприятии происходит систематически ежемесячно , в то время как основные производственные фонды не требуют возмещения в натуральной форме после каждого цикла воспроизводства. В результате формируются свободные денежные средства путем включения амортизационных отчислений в издержки производства которые могут быть направлены для расширения производства основного капитала предприятий. Необходимость обновления основных фондов вызванная конкуренцией товаропроизводителей
заставляет предприятия производить ускоренное списание оборудования с целью образования накопления для последующего вложения их в инновации. Ускоренная инновация как экономический стимул инвестирования осуществляется двумя способами. Первый заключается в том что, искусственно сокращаются нормативные сроки службы и соответственно увеличиваются нормы амортизации. В нашей стране применяется с 1 января 1991г когда предприятиям разрешили утвержденные нормы амортизационных отчислений по конкретным инвентарным объектам увеличивать, но не
более чем в 2 раза. Амортизационные отчисления, начисленные ускоренным методом, используются предприятиями самостоятельно для замены физически и морально устаревшей техники на новую более производительную. За счет высоких амортизационных отчислений понижается размер налогооблагаемой прибыли, а следовательно величина налога. Для стимулирования обновления оборудования малых предприятий на ряду с применением метода ускоренной амортизации разрешено в первый год его эксплуатации списывать на себестоимость продукции
дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости активных основных фондов со сроком службы до 3х лет. Второй способ ускоренной амортизации заключается в том, что без сокращения установленных государством нормативных сроков службы основного капитала отдельным фирмам разрешается в течении ряда лет производить амортизационные отчисления в повышенных размерах но с понижением их в последующие годы. 1.3. Основные принципы инвестиционной политикиС учетом необходимости преодоления дальнейшего
спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную предусматривается осуществлять на основе следующих принципов последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних собственных источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное
финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов. 1.4. Внутренние источники инвестицийТрадиционно в
России финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала. Каждой семье приходится постоянно решать проблему какую часть своего бюджета направить на текущее потребление, а какую отложить на будущее. Предположим, что члены семьи зарабатывают 100 тыс. руб. в месяц.
Часть этих денег можно израсходовать на покупку продуктов питания и одежду и на оплату жилья и коммунальных услуг, а часть можно отложить. Допустим, что семья тратит 80 тыс. руб. в течение месяца, а оставшиеся 20 тыс. помещает в банк или меняет на американские доллары для инвестирования будущих расходов. В этом случае говорят, что уровень сбережений семьи составляет 20 . В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства.
Средства отдельных граждан не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что некая компания получила прибыль в размере 1 млн. руб. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована компания может приобрести на эти средства новое оборудование или производственные площади или же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего
заработка. Правительство тоже может делать сбережения в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление куда входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитие телефонной связи. Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране.
Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции. Чаще всего вкладчики и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк.
Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики отдельные граждане и инвесторы предприятия связаны через финансового посредника банк . Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских
вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям. Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация.
Если некая российская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском, так и в зарубежном банке. Сегодня из общей суммы средств, использованных предприятиями и организациями на развитие и совершенствование производства, направляется 20 на социальное развитие 8 . Наибольшую долю в сумме использованных средств составляли платежи в бюджет 45 . В то же время в общем объеме собственных и привлеченных средств предприятий, поступивших в 1995 году
основным источником финансовых ресурсов по прежнему остается прибыль 56 , на долю амортизационных отчислений приходится 24 , ассигнования из бюджета и внебюджетных фондов составляют около 9 , кредиты банков свыше 11 . Рассматривая перспективы использования собственных и привлеченных средств предприятий для финансирования инвестиций, можно выделить следующие проблемы. Прибыль как источник инвестицийНедостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию.
Все увеличение прибыли в народном хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Например в сложном положении оказался Волжский автомобильный завод.
Чтобы обеспечить необходимые средства для инвестиций, он постоянно поднимал цены на автомашины Жигули , в результате чего они стали дороже многих более качественных иностранных моделей. По этому сбыт продукции ВАЗа становится проблематичным, а судьба завода неопределенной. Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников
капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1992 года. Это могло бы послу жить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности. Однако в условиях высокого уровня инфляционного ожидания и отсутствия в большинстве отраслей конкуренции за рынок сбыта про изводимой продукции, высвобождение средств для финансирования капиталовложений само
по себе не оказывает существенного влияния на принятие инвестиционных решений. Амортизационные отчисленияРастущая инфляция обесценила собственные средства предприятий, накопленные за счет амортизационных отчислений, и фактически девальвировала этот источник капиталовложений. Чтобы повысить устойчивость собственных накоплений предприятий правительство в августе 1992 г. приняло решение о переоценке основных фондов для приведения их балансовой стоимости в соответствие с ценами
и условиями воспроизводства. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств. Бюджетное финансированиеРезкое увеличение дефицита госбюджета не позволяет рассчитывать
на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Ожесточится контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита будет внедряться система залога имущества в недвижимости,
в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные централизованные вложения предполагается направлять на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем.
На этапе вы хода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем поддержание научно производственного потенциала выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами.
Банковский кредитДолгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Однако инфляция делает долгосрочный кредит невыгодным для банков. Доля его в общем объеме кредитования продолжает сокращаться и составила на 1 июля 1995 г. лишь 3,6 против 5,2 в начале года. В первом полугодии банками включая
Сбербанк было выдано 192,375 млрд. руб. долгосрочных кредитов. Средства населенияПривлечение средств на селения в инвестиционную сферу путем продажи акций приватизируемых предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках
более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ
и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения. Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений, является финансово экономическая нестабильность. Инфляция обесценивает накопления предприятий и населения, что существенно снижает их инвестиционные возможности.
Тем не менее недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной. 1.5. Иностранные инвестицииВ Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участим иностранного капитала совместных предприятий создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, до лей участий в предприятиях, акций, облигаций
и других ценных бумаг приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.р. предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п. Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса во первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать.
Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято пони мать капитальные вложения в реальные активы производство в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25 акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости
от распределения акций среди акционеров. Прямые зарубежный инвестиции это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства
и прямой выход на миро вой рынок. Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций. Существуют и реальные инвестиции. Это капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.
Два вида инвестиций прямые и портфельные движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор как правило, крупная компания стремится
взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке пример ресторанов Макдональдс , либо на мировом рынке как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность . России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует
будущему увеличению производительной мощи экономики. Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики за исключением находящихся в государственной монополии без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы
, в производственную инфраструктуру энергосети, дороги, трубопроводы и т.п телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным 1.
С точки зрения соблюдения национальных интересов 2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы. Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100 процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с х продукции, производство строительных материалов, строительство
в том числе жилищное , для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов. Однако сегодня привлечению портфельных иностранных инвестиций
уделяется мало внимания, и их в России практически нет. 1.6. Пути и меры по привлечению инвестицийПривлечение инвестиций как иностранных, так и национальных в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного голода в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение
России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций МИГА , осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений как отечественных, так и иностранных , постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут при меняться к их деятельности.
В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией
Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования. Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного
климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями ускорение работы
Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка радикализация борьбы с преступностью торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам
внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно посреднических центров, занимающихся подбором и заказом
актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок под ключ создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости. Будем надеяться что выше перечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций. Рассмотрев общие принципы формирования инвестиционного рынка, преступим к рассмотрению
УрФО. Глава 2. Инвестиционный климат в России. Инвестиции в УрФО2.1. Инвестиционный климат в РоссииПри инвестировании временно свободного капитала инвесторы должны учитывать самые различные факторы, которые принято объединять понятием инвестиционный климат . Понятие инвестиционный климат отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране регионе, отрасли , по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в эту страну регион,
отрасль . Он включает политическую стабильность, правовую защищенность, стабильно действующую банковскую и страховую системы, льготный режим налогообложения, таможенные льготы, учет специфических интересов иностранных инвесторов и т. д. Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат и способствующих экономическому росту. Обычно учитываются выходные параметры инвестиционного климата в стране приток и отток капитала, уровень
инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП , а также входные параметры, определяющие значения выходных, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации, в том числе природные ресурсы и состояние экологии качество рабочей силы уровень развития и доступность объектов инфраструктуры политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств макроэкономическая стабильность состояние бюджета, платежный баланс, государственный,
в том числе внешний долг качество государственного управления, политика центральных и местных властей законодательство, полнота и качество его при регулировании экономической жизни, степень его либеральности уровень соблюдения законности и правопорядка, отсутствие преступности и коррупции защита прав собственности, уровень корпоративного управления качество налоговой системы и уровень налогового бремени качество банковской системы и других финансовых институтов доступность кредитования открытость экономики, правила
торговли с зарубежными странами административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок, уровень монополизма в экономике. Первостепенное значение для создания привлекательного инвестиционного климата имеет преодоление таких негативных явлений, как отсутствие четкого законодательного регулирования, коррумпированность чиновников, нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране. В России федеральные законы не исполняются на территориях, региональные законы зачастую прямо противоречат
федеральным. Такая ситуация крайне негативно отражается на инвестиционном климате России. Для долгосрочного стратегического инвестора а именно таких инвесторов в настоящее время особенно не хватает России особенно важен вопрос прав на землю, на которой расположено его предприятие. При рассмотрении вопроса об инвестиционном климате России необходимо учитывать и криминальный фактор.
Россия не единственная страна с высокой преступностью. Но если в других странах преступники, как правило, концентрируются в таких сферах, как доставка и торговля наркотиками, проституция, игорный бизнес и др то в России, помимо этого, криминальные структуры весьма влиятельны в реальной экономике, в производстве, банковской сфере и распределении кредитов. В такой ситуации даже отечественные инвесторы опасаются
вкладывать средства в сферу производства собственной страны и стремятся разместить их за рубежом. Россия, по мнению практически всех иностранных инвесторов, относится к странам с неблагоприятным инвестиционным климатом. Она входит в зону высокого риска, наряду с такими странами, как Индонезия, Пакистан, Ирак. Создание благоприятного инвестиционного климата – актуальнейшая задача российской законодательной и исполнительной власти. 6 – c. 111-112
Инвестиционная ситуация в России на данном этапе ее экономического развития характеризуется, с одной стороны, поворотом экономики в сторону выхода из кризисной ситуации, а с другой, отсутствием в достаточном количестве инвестиций. Положительными моментами являются вовлечение в сферу производства новых механизмов его планирования и регулирования, первоначальные попытки проектного финансирования, появление законодательной базы в сфере малого бизнеса. Несмотря на отдельные положительные сдвиги, произошедшие в экономике
России, объемы инвестиций, особенно из бюджетных источников, продолжают сокращаться. В то же время большинство промышленных организаций нуждаются в обновлении материальной базы. При значительных объемах накопления финансовых ресурсов в коммерческих структурах наблюдается острая нехватка свободных капиталов, которые могли быть использованы в качестве инвестиций в промышленных организациях. Отсутствие в достаточном количестве инвестиций коснулось, в первую очередь, перерабатывающих и машиностроительных
отраслей промышленности. Недостаточность инвестиций относится к числу основной причины падения промышленного производства в России. Отсутствие роста инвестиций в производственную сферу может поставить под сомнение общее оздоровление экономики страны и привести к дальнейшему падению уровня производства. Особенно тяжелое положение складывается для начинающих организаций, которые не обладают стартовым капиталом. При наличии эффективной инвестиционной идеи или инновационного проекта для организации своего дела
необходим стартовый капитал или наличие необходимого имущества. Как показывает практика, для получения кредита в банке или другой финансовой организации необходимо иметь поручительство мощных предприятий или залог. Поэтому поиск инвестора и получения инвестиций в силу ограниченности материально-технических и инвестиционных ресурсов, имеющихся в распоряжении у начинающих фирм, предельно ограничен.
Несмотря на быстро меняющуюся экономическую и финансовую ситуацию в России, общая оценка инвестиционного климата позволяет говорить о сохранении следующих основных тенденций в этой сфере потенциальные инвесторы предпочитают вкладывать имеющиеся или привлеченные инвестиционные ресурсы в краткосрочные эффективные проекты и операции, которые в большей части связаны с торгово-закупочными и финансовыми операциями иностранные инвесторы вкладывают инвестиции, в основном, в высокодоходные добывающие
отрасли из-за политической нестабильности и отсутствия четкой законодательной базы для иностранных и отечественных инвесторов приток инвестиций постоянно сдерживается в некоторых случаях инвестиции вкладываются в ограниченном количестве из-за некачественной проработки инвестиционных проектов иногда из-за отсутствия проектно-ориентированных управленческих структур инвестиционные проекты традиционно раздроблены, что снижает их эффективность. В целях повышения эффективности экономики
России и выхода из кризисной ситуации в ближайшие годы инвестиционная политика должна быть направлена на развитие деятельности в области промышленного и сельскохозяйственного производства, науки и техники, сотрудничества со странами СНГ. Наиболее важными задачами развития инвестиционной политики должны быть увеличение объемов и эффективности инвестиций за счет бюджета государства и собственных финансовых ресурсов предприятий совершенствование налоговой и законодательной базы для привлечения иностранного и отечественного
капитала в сферу инвестиций государственная поддержка развития малого предпринимательства развитие проектного финансирования инвестиционных проектов создание и развитие правовой основы участия России в международном инвестиционном сотрудничестве создание нормативно-правовой базы для привлечения иностранных инвестиций увеличение доли государственных инвестиций в структурной политике государства. Ограниченные инвестиционные ресурсы государства и организаций должны направляться, в первую очередь,
для инвестирования высокоэффективных инновационных проектов. Такие проекты должны осуществить технологические прорывы. С помощью этих проектов должна производиться продукция, которая была бы конкурентоспособна с иностранными образцами, а в некоторых случаях и превосходить их. Одной из важных задач при реализации инвестиций является введение противозатратных механизмов и организация
контроля за обоснованностью затрат на инвестиционные проекты. 5 – c. 23-25 2.2. Инвестиционная привлекательность Уральского Федерального округаИнвестиционный потенциал Уральского федерального округа даже на фоне успешно работающей России выделяется в своем поступательном развитии.
Инвестиционная привлекательность округа предопределена его экономическим потенциалом и географическим положением. Развитию взаимовыгодных экономических связей, налаживанию социально-экономического сотрудничества способствует и отсутствие очагов социальной напряженности, удаленность от точек межнациональных конфликтов. Реализуя положения Послания Президента РФ Федеральному Собранию о продолжении активной работы с Евросоюзом,
Уральский федеральный округ в 2002 г. был широко представлен на международных конференциях, презентациях и выставках в Австрии, Великобритании, ФРГ. По итогам визитов подписано более 20 соглашений на общую сумму около 400 млн. долл. Состоялось 25 встреч с представителями иностранного дипломатического корпуса, министерств и промышленных предприятий разных стран мира. В результате удалось сформировать имидж института полномочного представителя президента как гаранта
реализации совместных проектов, осуществляющего контроль за соблюдением законности в развитии международных связей субъектов Федерации и внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. Три территории, входящих в Уральский федеральный округ Свердловская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа – имеют достойные рейтинги авторитетных международных кредитных агентств Moody s
Саа1 – Свердловская область и Саа1 – Ямало-Ненецкий автономный округ и Standard Poor s В Ханты-Мансийский округ, ССС Свердловская область и Ямало-Ненецкий автономный округ . Они неоднократно повышались в течение года. В 2002 г. проведены совещания с 8 крупнейшими вертикально-интегрированными компаниями округа, на которых удалось заложить основы механизма согласования их бизнес-стратегий с приоритетными направлениями политики
главы государства, его представительства в УрФО и субъектов Федерации в сфере экономики. В результате совместных действий во втором полугодии 2002 г. в регионе удалось преодолеть тенденции спада производства продукции черной и цветной металлургии. Сегодня на повестке дня стоит вопрос создания полнокровного внутрироссийского рынка металлов, биржа которого может быть создана в Екатеринбурге. В основу широкого и взаимовыгодного делового сотрудничества
может лечь не только сырьевой, но и колоссальный интеллектуальный и производственный потенциал УрФО. В Уральском округе сосредоточены огромные перспективы технологического обновления производства за счет имеющейся здесь базы академической Уральское отделение Российской академии наук , отраслевой особенно оборонной и вузовской науки, десятков НИИ и КБ в области машиностроения, ядерной промышленности и энергетики, ракетно-космической техники.
Наличие в субъектах Российской Федерации, входящих в Уральский округ, значительного инвестиционного потенциала, позволяет надеяться на дальнейшее успешное развитие деятельности предприятий и организаций с участием иностранного капитала. Наши действия направлены на то, чтобы сформировать благоприятный деловой климат и повысить конкурентоспособность производства, активно выходить на мировой рынок. Однако федеральный округ представляет собой достаточно
привлекательный рынок и для зарубежных товаров, в том числе потребительских. Перечень достоинств округа достаточно велик. И все же реальный потенциал предприятий Уральского региона гораздо шире. Есть целый ряд отраслей экономики – оборонно-промышленный комплекс, металлургия, машиностроение, деревообработка, строительство жилья, дорог. стройматериалы, жилищно-коммунальное хозяйство, лесная, легкая, пищевая, химическая промышленность,
АПК где были бы востребованы возможности ответственного зарубежного бизнеса. Суммарная емкость инвестиционного портфеля Уральского федерального округа на период до 2025 года составляет свыше 400 млрд. долл. 2.3. Общая характеристика экономического состояния Свердловской областиНачиная с 1999г. хозяйство области развивается быстрее чем в среднем по стране. Свердловская область формирует около 3,5 налоговых поступлений в бюджетную систему страны, является
устойчивым донором федерального бюджета. По объему промышленного производства регион в 2003 году перешел с 5-го на 3-е место среди субъектов РФ, пропустив вперед лишь Москву и Тюменскую область с автономными округами . Локомотивом роста остается тяжелая промышленность. На их долю приходится 52 объема промышленного производства региона и более 40 налогов в консолидированный
бюджет области. Металлургия дает импульс развитию других отраслей – в частности машиностроению, занимающему в настоящее время второе место по объемам производства. Если же говорить о качестве, то более четверти уральской металлопродукции из черных металлов конкурентоспособно на западном рынке. 4, c 68 2.4. Инвестиционный климат в Свердловской областиФинансовая система в России в целом характеризуется высокой степенью концентрации.
Это проявляется в том, что собственно межрегиональные экономические связи опосредуются во многих случаях деятельностью центра. Рационализация расчетов, спрямление путей прохождения денежных потоков неизбежно приведут к повышению роли и значения крупнейших промышленных городов, таких в частности, как Екатеринбург, в качестве финансовых центров экономических регионов. Экономический потенциал Уральского региона, центром которого традиционно считался
Екатеринбург, это восемь областей, насыщенных крупнейшими предприятиями и богатых природными ресурсами. Статус регионального финансового центра неизбежно возникает у Екатеринбурга в связи с размещением в городе органов управления Уральским федеральным округом. Это создает условия для роста институциональной основы города как финансового центра. Особый интерес представляет анализ происходящих инвестиционных процессов в региональном разрезе.
Аналитики журнала Эксперт с 1996 года производят исследования инвестиционной привлекательности российских регионов и определяют их рейтинг. В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности регионов России при анализе инвестиционных процессов аналитики журнала рассматривают субъекты федерации как регионы приняты две характеристики инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Свердловская область и, соответственно, город Екатеринбург, характеризуются аналитиками журнала, как
инвестиционный регион с высоким инвестиционным потенциалом и умеренным инвестиционным риском. Однако, отмечается, что в 2000-2001 годах произошло ухудшение инвестиционного климата Свердловской области, т.к. одновременно снизился инвестиционный потенциал и вырос инвестиционный риск. Свердловская область традиционно относится к регионам, имеющим наиболее высокий инвестиционный потенциал – с 1997 года Свердловская область по инвестиционному потенциалу занимает 4 место после
Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. В период 2000-2001 гг 5 место после Ханты-Мансийского автономного округа. При относительном благополучии производственной, инновационной, институциональной, трудовой, финансовой, природно-ресурсной и потребительской составляющих инвестиционного потенциала, обращает внимание крайне низкая оценка его инфраструктурной составляющей. В 2003г. Свердловская область свое положение в рейтинге инвестиционного потенциала не изменила см.
прил. 1 . Тем не менее, высокий уровень инвестиционного риска является проблемой для Свердловской области. Показатель совокупного инвестиционного риска за последний год резко ухудшился. Если в 1999 – 2000 годах Свердловская область занимала 49 место, то в 2000-2001 – 61ое. Начиная с периода 2001-2002 область постепенно уменьшает показатель риска. В 2002-2003 годах Свердловская область оказалась на 47 месте в рейтинге.
Анализ составляющих инвестиционного риска позволяет сделать определенные выводы и определить направления стратегической деятельности. Если экологическая, политическая, законодательная, криминальная и социальная составляющие вызывают серьезную озабоченность, то уровень финансовой и экономической составляющей инвестиционных рисков значительно ниже. Мы видим, что от власти необходимы серьезные решения. 2.5. Способы улучшения инвестиционной привлекательностиДля привлечения капитала жизненно необходимо
выполнение двух условий – наличие как развитых рыночных институтов, так и субъектов, которые этот самый капитал смогут эффективно использовать. Что касается институциональной составляющей, то области по этому параметру ничем не отличается от всей России – пока недостаточно эффективна система судебного и внесудебного разрешения конфликтов кредиторов, заемщиков и акционеров нечетки и часто противоречивы законодательные нормы. Другого рода проблемы с субъектами рынка. Далеко не каждое предприятие должно претендовать именно
на иностранные инвестиции. Для инвестиционного кредитования малого и среднего бизнеса, а также для краткосрочного финансирования крупных предприятий в перспективе наверняка будет достаточно ресурсов банковской системы. Объектом же иностранных инвестиций могут служить либо крупные действующие предприятия, либо внедряющиеся на рынок структуры иностранных компаний. Согласитесь, совсем неплохо, если на территории Свердловской области построят новый завод по производству, скажем, шляп или крупную торговую сеть, чем
в основном и занимаются иностранные инвесторы, если дозревают до такого решения. Область прежде всего должна быть заинтересована в привлечении инвестиций в профильные отрасли, которые создают основной объем добавленной стоимости и от рыночных перспектив которых, по большому счету, зависит развитие экономики региона. При ближайшем рассмотрении оказывается, что большинство потенциальных кандидатов на получение инвестиций в принципе к этому давно готовятся.
Но дело в том, что промышленный рост потребовал от большинства крупных игроков кардинально изменить стратегию и, соответственно, перестроить бизнес. Процесс тасования активов все еще продолжается, и большинство холдингов лишь со временем смогут предложить инвесторам хорошо структурированный и прозрачный бизнес. Так, Уральская горно-металлургическая компания активно развивается по многим направлениям, проводя порой весьма агрессивную политику перехват управления на
Качканарском ГОКе, Серовском металлургическом заводе, попытка приобретения Кыштымского медеэлектролитного завода, столкновение интересов на Магнитке , что, во-первых, сужает возможность использования внутреннего ресурса на цели переоснащения, а во-вторых, накладывает значительные риски на весь бизнес. Евразхолдинг собрал крупные комбинаты Запсиб, НТМК,
КМК , находящиеся в тяжелом финансовом положении, ограничив себе тем самым долгосрочные возможности в части выхода на рынок заимствований. Динамично развиваются относительно молодые промышленные группы, выросшие из посреднических структур Объединение заводов Финпромко и Уралинвестэнерго включает Уралхиммаш . Однако и они пока находятся лишь на этапе выстраивания бизнеса, соответственно, об их выходе на рынок
заимствований тем более, международный говорить пока рановато. Не до конца выстроен бизнес концерна Калина , группы МДМ Северский трубный завод , Синары Синарский трубный . Особняком стоят Объединенные машиностроительные заводы , еще три года назад разместившие часть своих акций среди западных инвесторов в форме глобальных депозитарных расписок.
В начале нынешнего года ОМЗ зарегистрировали ADR первого уровня, что стало вторым этапом программы выхода компании на международный фондовый рынок. Сегодня акции ОМЗ торгуются на Мюнхенской и Берлинской биржах, на NEWEX и внебиржевом рынке США. Все это значительно упрощает привлечение инвестиций для ОМЗ. В заключение отметим важный момент, который отличает сегодняшнюю инвестиционную ситуацию в области
от докризисной. До кризиса позиция большинства потенциальных заемщиков по отношению к иностранным инвесторам была примерно такая Наш рынок сбыта сужается, маржа минимальна из-за дороговизны рубля и высоких налогов, да вдобавок ко всему мы еще неконкурентоспособны из-за изношенного оборудования. Дайте денег, мы закупим на них новое оборудование и за счет этого расширим рынок сбыта и увеличим доходность . Сейчас все в корне изменилось, а определяющая фраза звучит так
Мы уже два года получаем хорошую прибыль, наш рынок сбыта растет, но с таким оборудованием и технологиями мы рано или поздно уступим место конкурентам. Дайте нам денег, и вы сможете поучаствовать в наших прибылях . Конечно, существует множество проблем правового, политического, экономического характера, которые делают положение иностранных инвесторов в Свердловской области очень шатким. Но в том же Китае, как известно, инвестиционный климат далеко не блестящий.
Однако благодаря быстрому экономическому росту и желанию инвесторов поучаствовать в успехах китайцам удалось привлечь в экономику свыше 300 млрд. долларов прямых инвестиций. На наш взгляд, в промышленном секторе Свердловской области ситуация складывается по похожему сценарию, и в ближайшие год-два можно ожидать роста вложений иностранных инвесторов прежде всего в такие наиболее привлекательные сегменты, как ТЭК, металлургия и, возможно, машиностроение.
Глава 3. Инвестиционные программы регионаВо исполнение постановления Правительства Свердловской области 124-ПП от 27.02.2002г. Об утверждении положения о реестре инвестиционных заявок организаций Свердловской области и в целях улучшения инвестиционного климата Свердловской области, привлечения инвестиционных ресурсов, получения оперативной информации об инвестиционных
потребностях организаций Свердловской области сформирован реестр инвестиционных заявок. Реестр обновляется один раз в квартал. В нем представлены наиболее значимые инвестиционные проекты Свердловской области. Реестр представлен в приложении 2. 27 января 2003 года на заседании правительства Свердловской области рассмотрен вопрос Об областной инвестиционной программе Развитие легкой промышленности Свердловской области на 2001 –
2003 гг Легкая промышленность Среднего Урала включает в себя 50 предприятий с количеством работающих 8.500 человек. Отрасль производит шерстяные ткани и пряжу, швейные изделия, обувь, трикотаж, ковры, фарфор, кожу, меха, металлофурнитуру и игрушки. За предыдущие два года объем выпуска продукции составил 2.226 млн. рублей. Получена прибыль на сумму 178 млн. рублей план – 200 млн. рублей . Экономический эффект от внедрения программных мероприятий составил 50 млн. рублей,
создано 180 новых рабочих мест. По мнению первого заместителя председателя областного правительства Галины Ковалевой, инвестиционная активность в отрасли слабая, в ней недостаточно эффективных собственников. Следует отметить большой вклад в привлечение инвестиций различные инвестиционные финансовые компании, и в частности Уником Партнер . Эта компания является крупнейшим местным игроком на Екатеринбургской фондовой бирже. Компания регулярно приводит аналитические обзоры фондового рынка.
Уником Партнер ведет активную работу по привлечению средств населения Екатеринбурга и Свердловской области. Пятилетний опыт работы на фондовом рынке в т.ч. внебиржевом , собственный депозитарий, налаженные связи со всеми торговыми площадками и команда квалифицированных специалистов позволяют компании на высочайшем уровне предоставлять весь спектр инвестиционных услуг. Среди них брокерские и депозитарные услуги, доверительное управление активами фонды
Защита , Финансист и Флагман , привлечение капитала через выпуск акций и облигаций, сделки слияний-поглощений и реструктуризация бизнеса, а также юридические услуги. Важной особенностью услуг компании для клиентов является наличие собственной торговой системы Rusbroker , дающей возможность управления портфелем акций через Интернет, а также оборудованного по последнему слову техники
Фондового центра. По итогам 2001 года ИФК Уником Партнер была признана победителем конкурса Элита фондового рынка в номинации Лучшая инвестиционная компания Уральского федерального округа . Также по итогам 2002 года компания признана победителем конкурса Лидер в бизнесе 2003 в номинации Лучшая компания сферы услуг . В приложении 3 мы можем наглядно просмотреть один из еженедельных аналитических обзоров компании.
ЗаключениеВ результате проведенного анализа получили, что инвестиционная ситуация в России на данном этапе ее экономического развития характеризуется, с одной стороны, поворотом экономики в сторону выхода из кризисной ситуации, а с другой, отсутствием в достаточном количестве инвестиций. Положительными моментами являются вовлечение в сферу производства новых механизмов его планирования и регулирования, первоначальные попытки проектного финансирования, появление законодательной базы в
сфере малого бизнеса. Несмотря на отдельные положительные сдвиги, произошедшие в экономике России, объемы инвестиций, особенно из бюджетных источников, продолжают сокращаться. В то же время большинство промышленных организаций нуждаются в обновлении материальной базы. При значительных объемах накопления финансовых ресурсов в коммерческих структурах наблюдается острая нехватка свободных капиталов, которые могли быть использованы в качестве инвестиций в промышленных организациях.
Отсутствие в достаточном количестве инвестиций коснулось, в первую очередь, перерабатывающих и машиностроительных отраслей промышленности. Так как эти отрасли являются основными в Уральском регионе, то недостаток инвестиций сказывается на развитии всего региона. Общая оценка инвестиционного климата позволяет говорить о сохранении следующих основных тенденций в этой сфере ь потенциальные инвесторы предпочитают вкладывать имеющиеся или привлеченные инвестиционные
ресурсы в краткосрочные эффективные проекты и операции, которые в большей части связаны с торгово-закупочными и финансовыми операциями ь иностранные инвесторы вкладывают инвестиции, в основном, в высокодоходные добывающие отрасли ь из-за политической нестабильности и отсутствия четкой законодательной базы для иностранных и отечественных инвесторов приток инвестиций постоянно сдерживается ь в некоторых случаях инвестиции вкладываются в ограниченном количестве из-за некачественной проработки инвестиционных проектов
ь иногда из-за отсутствия проектно-ориентированных управленческих структур инвестиционные проекты традиционно раздроблены, что снижает их эффективность. Первостепенное значение для создания привлекательного инвестиционного климата имеет преодоление таких негативных явлений, как отсутствие четкого законодательного регулирования, коррумпированность чиновников, нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране. В Свердловской области сложилась с одной стороны парадоксальная, а с другой стороны закономерная ситуация.
Региональные законы противоречат федеральным. Такая ситуация крайне негативно отражается на всем инвестиционном климате Свердловской области. Наиболее важными задачами развития инвестиционной политики должны быть ь увеличение объемов и эффективности инвестиций за счет бюджета государства и собственных финансовых ресурсов предприятий ь совершенствование налоговой и законодательной базы для привлечения иностранного и отечественного капитала в сферу инвестиций ь государственная поддержка развития малого предпринимательства
ь развитие проектного финансирования инвестиционных проектов прил. 2 ь создание и развитие правовой основы участия России в международном инвестиционном сотрудничестве ь создание нормативно-правовой базы для привлечения иностранных инвестиций ь увеличение доли государственных инвестиций в структурной политике государства. С другой стороны, оценивается также степень риска для инвестора. Инвестиционный риск в Свердловской области оценен как умеренный. прил.1
Основные его компоненты приходятся на экологический, законодательный и политический. Следовательно, основная задача инвестиционной политики региона заключается в создании условий для эффективных вложений в его экономику на принципах доброжелательности во взаимоотношениях с иностранными инвесторами, сбалансированности публичных и частных интересов, информационной открытости для всех инвесторов, ясности и простоты инвестиционного процесса, равноправия инвесторов, объективности и здравого экономического
смысла в принимаемых решениях, неизменности принимаемых решений и своевременного и четкого выполнения своих обязательств, поддержки и стимулирования инвесторов. В целом же одной из ключевых задач политики региона по привлечению инвестиционных ресурсов является доведение совокупности хозяйствующих субъектов региона до рыночного вида посредством создания соответствующей инфраструктуры трастовые компании, лизинговые механизмы, финансовые, страховые компании и т.п.
В Свердловской области все больше и больше физических лиц начинают инвестировать свои сбережения в отличие от жителей Сибири и Юга России, где фондовый рынок развит хуже . Большую роль начинают играть рейтинги различных агентств начиная от ЭкспертRA и заканчивая Standard Poors . Компании Свердловской области размещают свои акции и облигации на мировых биржах. Локальные рынки интегрируются в мировые системы.
Список литературы 1. Конституция РФ ст.34,35 http www.constitution.ru 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть1. Принят Государственной думой 16 июля 1998 http www.garweb.ru project mns nk 3. Ильин А. Фондовый рынок М. Альпина Паблишер, 2002 277 с. 4. Макконнелл К.Р Брю С.Л. Экономикс принципы, проблемы и политика
В 2-х т. Т. 1 Пер. с 13-го англ. изд М. Инфра-М, 2003 486 с. 5. Мыльник В.В. Инвестиционный менеджмент Учебное пособие 2-е изд перераб. и доп М. Академический проект, 2002 272 с 6. Янковский К.П Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности Спб Питер, 2001 448 с. 7. Гончарова Ю. Больная промышленность и крепкая власть
Эксперт. 2003. 32. с 68-70 8. Марченко Г Мачульская О. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов Эксперт. 2003. 43. с 129-152 9. Толмачев Д. Инвестиционный климат в ожидании потепления Эксперт 2001 35 10. http www.invur.ru – Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций Уральского федерального округа 11. http www.ekaterinburg.intergrad.ru investizii.html – характеристика
Свердловской области 12. http www.urbc.ru economy.asp?ida 1375 – анализ материалов журнала Эксперт по УрФО 13. http www.iet.ru – публикации Российского института переходной экономики 14. http www.urfo.ru – Уральское информационное агентство Инвестиционный потенциал российских регионов в 2002-2003 гг. Ранг потенциала Ранг риска Регион Доля в общероссий- ском потенциале Ранги составляющих инвестиционного риска трудовой потреби- тельский производ- ственый финансо- вый институ-
циональный иннова- ционный инфрас- труктурный природно- ресурсный 1 5 Москва 16,379 1 1 1 1 1 1 1 89 2 2 Санкт-Петербург 5,229 2 3 7 3 2 3 2 89 3 10 Мсосковская обл. 4,853 3 2 3 4 3 2 3 51 4 66 ХМАО 2,704 24 13 2 2 12 18 79 7 5 48 Свердловская обл. 2,656 11 4 4 5 5 5 47 8 6 23 Самарская обл. 2,329 7 6 6 8 7 6 22 47 7 7 Нижегородская обл. 2,252 8 10 14 14 10 4 32 58 8 68
Красноярский край 2,193 9 12 9 10 13 17 77 2 9 13 Краснодарский край 2,072 6 5 11 6 6 19 11 31 10 6 Татарстан 1,987 16 9 5 7 8 10 36 37 Инвестиционный риск в российских регионах в 2002-2003 гг. приложение 1 Ранг риска Ранг потенциала Ранг по объему инвестиций на одного чиновника в 1999-2002 Регион Средне- взвешенный индекс риска Россия 1 Ранги составляющих инвестиционного риска законо- дательный полити- ческий экономи- ческий финан- совый соци- альный крими- нальный эколо- гический 1 33 26
Ярославская обл. 0,759 1 14 46 14 5 25 46 2 2 6 Санкт-Петербург 0,787 33 85 2 1 3 40 34 3 24 38 Белгородская обл. 0,797 29 28 12 24 19 1 31 4 64 29 Новгородская обл. 0,799 2 34 15 22 7 43 22 5 10 13 Татарстан 0,811 14 1 23 23 37 15 39 6 1 5 Москва 0,812 81 19 1 2 1 23 38 7 7 42 Нижегородская обл.
0,845 36 80 43 13 6 11 42 8 3 11 Московская обл. 0,847 46 75 11 16 4 31 60 9 42 32 Вологодская обл. 0,858 68 12 16 12 2 20 72 10 9 7 Краснодарский край 0,86 7 27 7 15 30 28 70 11 15 15 Башкортостан 0,871 5 21 6 37 61 10 45 47 5 22 Свердловская обл. 1,049 79 77 22 20 26 46 67 Реестр инвестиционных проектов организаций Свердловской области Приложение 2 Номер Наименование
ФИО руководи- Реквизиты организации Наименование Цель инвестиционного Степень проработки Стоимость Срок окупаемости п п организации теля почтовый, электронный инвестиционного проекта проекта ТЭО, бизнес-план проекта проекта и другие адреса, тел, факс проекта млн долл финансовые показатели 1 ОАО Носов Сергей 622025, Нижний Тагил, Строительство Обеспечение газо- выполнены техническое и 690
Срок реализации проекта Нижнетагильский Константинови Свердловская область, тел. комплекса завода энергетической отрасли технологическое задания 3 года. Экономический металлургический 3435 29-21-94, факс 3435 по производству России трубами для обоснование инвестиций, эффект – 275 млн. долл. комбинат 29-26-94, e-mail труб большого магистральных произведен выбор
США в год post nikom.tagil.ru, диаметра газопроводов, закупаемых в поставщиков. Консалтинговая www.nikom.tagil.ru настоящее время за фирма А.Т. Карни рубежом, и заканчивает проработку машиностроительного и бизнес-плана оборонного комплексов толстолистовым прокатом высокого качества 2 ОАО Носов Сергей 622025, Нижний Тагил, Строительство Обеспечение комплекса по выполнены техническое и 86
Срок реализации проекта Нижнетагильский Константинови Свердловская область, тел. МНЛЗ 4 производству технологическое задания на – 1,8 года. Экономический металлургический 3435 29-21-94, факс 3435 толстолистового проката и проектирование эффект – 28 млн. долл. комбинат 29-26-94, e-mail труб большого диаметра оборудование, США в год post nikom.tagil.ru, непрерывно-литой информационный меморандум www.nikom.tagil.ru заготовкой,
получение проекта, выполняется бизнес- товарной слябовой план проекта, подписан контракт с поставщиком 3 ОАО Носов Сергей 622025, Нижний Тагил, Реконструкция Обеспечение Подготовлено ТЭО проекта, 39 Срок реализации проекта Нижнетагильский Константинови Свердловская область, тел. доменной печи 6 сталеплавильного выполняются техническое и – 2 года. Экономический металлургический 3435 29-21-94, факс 3435 производства комбината
технологическое задания на эффект – 28 млн. долл. комбинат 29-26-94, e-mail чугуном, улучшение проектирование США в год post nikom.tagil.ru, показателей выплавки оборудования, www.nikom.tagil.ru ванадиевого чугуна. информационный меморандум, проводится 4 ОАО Носов Сергей 622025, Нижний Тагил, Реконструкция Достижение качественных Подготовлено ТЭО проекта, 14 Срок реализации проекта
Нижнетагильский Константинови Свердловская область, тел. рельсобалочного показателей рельсов на выполняются техническое и – 2 года. Экономический металлургический 3435 29-21-94, факс 3435 производства уровне мировых технологическое задания на эффект – 6 млн. долл. комбинат 29-26-94, e-mail стандартов, повышение проектирование США в год post nikom.tagil.ru, конкурентоспособности, оборудования, проводится www.nikom.tagil.ru увеличение объема выбор поставщиков производства продукции, выпуск рельсов для высокоскоростных
магистралей. Номер Наименование ФИО руководи- Реквизиты организации Наименование Цель инвестиционного Степень проработки Стоимость Срок окупаемости п п организации теля почтовый, электронный инвестиционного проекта проекта ТЭО, бизнес-план проекта проекта и другие адреса, тел, факс проекта млн долл финансовые показатели 5 ОАО Носов Сергей 622025, Нижний Тагил, Реконструкция
Достижение качественных Подготовлено ТЭО проекта, 36 Срок реализации проекта Нижнетагильский Константинови Свердловская область, тел. колесобандажного показателей колес и выполняются техническое и – 4 года. Экономический металлургический 3435 29-21-94, факс 3435 производства бандажей на уровне технологическое задания на эффект – 13 млн. долл. комбинат 29-26-94, e-mail мировых стандартов, проектирование
США в год post nikom.tagil.ru, повышение оборудования, www.nikom.tagil.ru конкурентоспособности подготавливаются контракты продукции, увеличение на поставку основного объемов производства, в оборудования 6 ОАО Носов Сергей 622025, Нижний Тагил, Реконструкция Снижение внешней Подготовлено ТЭО проекта, 7,6 Срок реализации- 4 года. Нижнетагильский Константинови Свердловская область, тел. энергетического энергозависимости
выполняются техническое и Экономический эффект металлургический 3435 29-21-94, факс 3435 хозяйства предприятия, увеличение технологическое задания на от реализации проекта- комбинат 29-26-94, e-mail комбината надежности работы проектирование 4,5 млн.долл. США в год post nikom.tagil.ru, оборудования, внедрения оборудования, www.nikom.tagil.ru программы подготавливаются контракты энергосбережения. 7 ОАО Полянский 620440, Свердловская Агрегат печь-ковш
Внепечная обработка стали В 2002 г. в мартеновском цехе 11 увеличение Металлургический Александр обл г.Серов, ул. позволит значительно должно быть смонтировано и производства на 600 завод им. Михайлович Агломератчиков, 6 , тел улучшить качество стали, запущено в работу тыс тонн стали в год А.К.Серова 34315 2-00-42, факс 2-16-88. расширить ее сортамент, оборудование агрегата печь- улучшить экологическую ковш фирмы Даниели обстановку.
Италия с пылегазоочисткой и установкой химнагрева и скачивания шлака 8 ОАО Полянский 620440, Свердловская Установка дуговой Переход на новый более В настоящее время идет 27 увеличение Металлургический Александр обл г.Серов, ул. электросталеплави современный способ проработка и подготовка к производства на 750 тыс завод им. Михайлович Агломератчиков,
6 , тел льной печи ДСП-75 выплавки стали позволит заключению контракта в 2001 тонн стали в год А.К.Серова 34315 2-00-42, факс 2-16-88 использовать в шихте до г. с фирмой Фукс на 40 жидкого чугуна, т.е. установку в цехе 75-ти тонной появится возможность не электропечи с шахтным ломая производственного подогревом шихты. цикла работать на рудном сырье из местных уральских регионов. Номер Наименование ФИО руководи- Реквизиты организации
Наименование Цель инвестиционного Степень проработки Стоимость Срок окупаемости п п организации теля почтовый, электронный инвестиционного проекта проекта ТЭО, бизнес-план проекта проекта и другие адреса, тел, факс проекта млн долл финансовые показатели 9 ОАО Синарский Брижан 623401, Свердловской обл г. Ввод в организация производства Выполнена проектно-сметная 13 60-250 тыс. тонн труб в трубный завод
Анатолий Каменск-Уральский, эксплуатацию импортозамещающих труб документация, произведена год Илларионович Заводской проезд, 6, тел. термоотдела на нефтяного сортамента частичная оплата 34378 3-46-48, факс 3-47-01, свободных бурильных, обсадных, оборудования, в настоящее Internet www.sinarsky.ru площадях цеха по насосно-компрессорных и время ведутся строительно- производству нефтепроводных. Пуск монтажные работы, насосно- термоотдела позволит осуществляется завоз компрессорных
труб вести термообработку по оборудования. специальным режимам, обеспечивающим высокую коррозионную стойкость труб. 10 ОАО Синарский Брижан 623401, Свердловской обл г. Ввод в Линия предназначена для В настоящее время заключены 0,26 70-170 тыс. тонн в год трубный завод Анатолий Каменск-Уральский, эксплуатацию производства насосно- контракт, произведена Илларионович Заводской проезд, 6, тел. новой линии компрессорных и обсадных предварительная оплата 34378 3-46-48,
факс 3-47-01, нарезки труб труб. Ее размещение контракта в объеме 50 от Internet www.sinarsky.ru нефтяного предполагается на его стоимости, идет сортамента производственных площадях проектирование и цеха по производству изготовление оборудования. насосно-компрессорных 11 ОАО Северский Дегай Алексей 623388, Свердловская обл г. Установка агрегата повышение качества стали, заключительный этап 33 500 тыс. тонн в год трубный завод
Сергеевич Полевской, ул. Вершинина, 6, внепечной расширение сортамента строительства тел. 34350 3-21-01, факс 3- обработки и стали и выпускаемой 41-97, E-mail eo stw.ru доводки стали продукции печь-ковш 12 ОАО Северский Дегай Алексей 623388. Свердловская обл г. Установка машины рост качества продукции, ТЭО, ожидаемый срок 38 800 тыс. тонн в год трубный завод
Сергеевич Полевской, ул. Вершинина, 6, непрерывного снижение вредных внедрения -2003г. тел. 34350 3-21-01, факс 3- литья заготовки выбросов в 4 раза, 41-97, E-mail eo stw.ru МНЛЗ увеличение выхода годного 13 ОАО Северский Дегай Алексей 623388. Свердловская обл г. Строительство повышение качества стали, ТЭО, ожидаемый срок 71 900 тыс. тонн в год трубный завод
Сергеевич Полевской, ул. Вершинина, 6, дуговой снижение энергозатрат внедрения – 2007г. тел. 34350 3-21-01, факс 3- сталеплавильной 41-97, E-mail eo stw.ru печи ДСП-100 Номер Наименование ФИО руководи- Реквизиты организации Наименование Цель инвестиционного Степень проработки Стоимость Срок окупаемости п п организации теля почтовый, электронный инвестиционного
проекта проекта ТЭО, бизнес-план проекта проекта и другие адреса, тел, факс проекта млн долл финансовые показатели 14 ОАО Северский Дегай Алексей 623388. Свердловская обл г. Реконструкция повышение качества труб, ТЭО, ожидаемый срок 320 500 тыс. тонн в год трубный завод Сергеевич Полевской, ул. Вершинина, 6, трубопрокатного расширение сортамента, внедрения – 2005г. тел. 34350 3-21-01, факс 3- цеха 1 увеличение сроков 41-97,
E-mail eo stw.ru установка нового эксплуатации трубопрокатного трубопроводов в 10 раз. стана, создание участка по покрытию труб 15 ОАО Мори Мелик 623112, Cвердловская обл г. Ввод в Ввод в эксплуатацию Имеются технические 63,83 Срок окупаемости-5,3 г. Первоуральский Павлович Первоуральск, ул. Торговая, эксплуатацию термоотдела позволит предложения, разработанные
Номинальная стоимость новотрубный завод 1, тел. 34392 2-27-63, 7-56- термоотдела и организовать производство ОАО Уралгипромез в 2000г. и – 36 . За 24 квартала 56, факс 7-50-22, 2-44-78, E- линий отделки высокопрочных, бизнес-план, разработанный выручка от реализации – mail mail pntz.ru хладостойких и коррозионно- Урало-Сибирским центром 50,97 млн.долл. США, стойких насосно- приватизации 3 июля 1998г. чистый доход для полных компрессорных труб
НКТ инвестиционных затрат для нефтедобывающей – 1,006 млн.долл.США, отрасли и топливно- чистая прибыль – 7,75 энергетического комплекса с млн.долл.США. качественными характеристиками. 16 ЗАО Алапаевская Кофлер Михаил 624600, Свердловская обл г. Организация Организация производства Бизнес-план – горизонт 44
Срок окупаемости – 2 ферросплавная Петрович Алапаевск, ул. Коробкина, 14, производства ферромарганца 70Б, планирования 12 лет, года. Чистая компания тел. 34346 5-23-56, факс 9- марганцевых силикомарганца 12Б интервал планирования 1 год приведенная стоимость 45-12 сплавов проекта NPV – 66,15 млн.долл. США. Внутренняя норма прибыли IRR –
109,3 17 ОАО Устюжанин 622002, Свердловская обл г. Комплекс по получение медного выполнена проектно-сметная 0,267 1,5 млн.тонн песков в Высокогорский Сергей Нижний Тагил, ул. Фрунзе, 17, переработке концентрата документация, функционирует год, 2-3 тыс. тонн горнообогатительны Леонидович тел. 3435 24-48-66, факс шламов фабрика производства медного концентрата, й комбинат 3435 24-25-22,
E-mail Черемшанского медного концентрата прибыль от продаж – 7-10 post vgok.unets.ru шламохранилища. требуется завершение работ млн.руб. Срок по устройству линии окупаемости – 4 года. подготовки песков к флотации.