6
Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь
Русский Север – земля обетованная нашего монашества, наша, северная, Фиваида. Многие прославленные подвижники подвизались здесь, много значимых для духовной жизни русского народа мест в здешнем краю. И одно из них – Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь.
В 1368 году основатель и игумен Никольского Переяславского монастыря преподобный Димитрий оставил построенную им обитель и отправился на север, “к морю студеному”. Преподобный тяготился почтением, которое оказывали ему переяславцы, и хотел послужить Богу в глухих северных лесах, где никто не слышал его имени. В дальний путь он пустился вместе с преданным своим учеником Пахомием.
Долго скитались монахи, пока наконец не вышли к реке Леже (правый приток Сухоны). Место это – в двадцати верстах от Вологды и вблизи от Авнежского селения (ныне – село Воскресенское Грязовецкого района) – чрезвычайно понравилось преподобному Димитрию и показалось ему удобным для жизни. Построив здесь хижину, наставник и ученик вскоре принялись за строительство деревянной церковки – во имя Воскресения Христова. Но задержаться близ Авнеги надолго преподобному Димитрию не пришлось. Местные жители, будучи язычниками, невзлюбили его. Пребывание его рядом с ними смущало их. Пришедши к нему, они сказали (нужно отдать им должное, довольно вежливо): “Отче, и тебе, и нам неугодно твое здесь пребывание”. Пришлось Димитрию и Пахомию покинуть понравившееся место и идти дальше.
В 1371 году они вышли к Вологде (“и прииде на Вологду, и виде град украшен многими церквами”). Здесь к монахам отнеслись совершенно по-другому, чем в Авнеге, оказав им самое радушное гостеприимство. Согласно преданию, некоторое время по приходе в город прп. Димитрий жил в доме кожевника, стоявшем на левом берегу реки Вологды. Здесь его, очевидно, и посетила мысль устроить в окрестностях Вологды общежительный монастырь. Как говорится в житии, его очень заботило то, что “общаго жития иноков не бысть от Волги реки великий даже и до моря”. “И возлюби преподобный место, на Прилуце (то есть в излучине реки) тако нарицаемо, отстоящее от града за три поприща; и абие (тотчас) постави крест на месте том и благослови его”.
Место, избранное прп. Димитрием для строительства монастыря, принадлежало “благонарочитому мужу Илие и Исидору Выпрягу”. В житии отмечается, что они с радостью отдали свою землю монахам и, более того, затоптали озимые хлеба, почти уже созревшие, чтобы строительство могло начаться немедленно.
Первый деревянный храм и кельи возводились очень быстро. Жители города, обрадовавшись тому, что теперь у них будет “свой” монастырь, охотно жертвовали на строительство. Кто-то давал деньги, кто-то – дерево, кто-то – другие предметы, необходимые в монастырском обиходе. Уже 1 августа (по старому стилю) 1371 года церковь во имя Всемилостивого Спаса Происхождения Честных Древ Животворящего Креста была освящена. И “нача преподобный неотступно здесь жительствовати”.
Весть о новой обители разнеслась по всей Руси. К преподобному Димитрию стали приходить люди, желавшие принять постриг. Очень многие шли в Вологду из Переяславля, где старца давно знали и любили. Прослышал о монастыре “на Прилуцех” и князь Дмитрий Иванович (пока не успевший стать Донским). Он тоже очень любил преподобного Димитрия, крестного отца одного из своих сыновей. Благодаря пожертвованиям князя (и его наследников) монастырь быстро рос и укреплялся, хотя, конечно, богатым в это время его назвать было нельзя.
К началу 1390-х годов преподобный Димитрий почувствовал, что силы оставляют его и недолго ему осталось управлять монастырем. Он собрал вокруг себя иноков и сказал им: “Великий грешник по делам моим худым, я уже изнемогаю и отхожу от сего временного жития, а вам благословляю вместо меня быть игуменом сыну моему духовному Пахомию. Повинуйтесь ему во всех добрых делах, как отцу своему”. Скончался преподобный в феврале 1392 года.
Как и указывал прп. Димитрий, вторым игуменом Спасо-Прилуцкого монастыря стал Пахомий. Он был достойным преемником своего учителя и настоятельствовал в обители в течение нескольких десятилетий. Скончался игумен Пахомий, предположительно, в середине XV века. После него настоятели в течение некоторого времени избирались из числа братии, а затем стали назначаться царем или Святейшим Синодом и поставляться в игумены и архимандриты вологодскими архиереями.
Значение Спасо-Прилуцкого монастыря как северного форпоста Московского княжества, особенно в условиях борьбы с Новгородом за северные земли, хорошо понимал и Дмитрий Донской, и его преемники. Это нельзя сбрасывать со счетов, когда мы говорим о богатых вкладах и вотчинах, которыми наделяли монастырь московские князья. Глубоко почитая прп. Димитрия Прилуцкого (так, в 1487 году Иоанн III брал с собой икону преподобного в поход на Казань), они в то же время имели в виду свои геополитические интересы. В этом смысле чрезвычайно интересно прославление в монастыре святого, пострадавшего от усиления московских князей. Речь идет о преподобном Игнатии Прилуцком, сыне удельного князя угличского Андрея, брата Иоанна III. С отроческих лет преподобный Игнатий (в миру – Иван) томился в вологодской тюрьме вместе со своим братом Дмитрием. И на пороге смерти принял постриг. А уже в день похорон преподобного Господь через останки его явил чудеса, тем самым как бы показывая, что не единым укреплением государственности жива будет Россия.
В XVI веке монастырь достиг наивысшего расцвета. Его особенно ценил Иван Грозный и ставил в пример – наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и Кирилло-Белозерским монастырем – как обитель, где строгая иноческая жизнь сочетается с внешним благолепием и богатством. Известно, что в один из моментов своего неровного царствования Иван Грозный замысливал перенести столицу государства в Вологду, и поэтому Прилуцкий монастырь был для него своего рода “запасной придворной обителью”.
Игумены Спасо-Прилуцкого монастыря имели в то время большой вес в церковной и политической жизни России. Например, мы знаем, что в 1589 году игумен Галактион (Яковлев) участвовал в Соборе, провозгласившем учреждение Патриаршества и поставившем митрополита Иова в Патриарха Московского. Спустя девять лет игумен вологодской обители (Гурий) вновь побывал в Москве, дабы участвовать в избрании на царство Бориса Годунова. А в 1613 году игумен Кирилл был одним из тех, кто подписал грамоту об избрании на царство юного Михаила Федоровича Романова.
Но до 1613 года монастырю прп. Димитрия еще пришлось пережить тяжкие времена. В 1604 году, когда польские полки вторглись в Россию, Спасо-Прилуцкий монастырь помог русскому войску отправкой лошадей и конных воинов, а в 1610 году внес на нужды армии 50 рублей. Затем русские войска получили от вологодской обители еще триста рублей, а также серебро, вложенное в свое время в монастырь московскими князьями.
В 1612 году, получив отпор под Москвой, польско-литовские и казацкие отряды отправились на север, грабя попадавшиеся на их пути селения и убивая мирных жителей. В октябре они напали на Спасо-Прилуцкий монастырь, где, как говорится в летописях, “посекли братию, служек и крестьян” и разграбили церкви и ризницу. Зимой 1613-14 годов монастырю пришлось пережить еще и расхищение имущества, учиненное сибирским царевичем Арсланом Алеевичем. Находясь на службе у русского царя, он был послан охранять Вологду, но это не помешало ему “вымучивать” у монастыря и вотчинных крестьян последние запасы продовольствия. Но, пожалуй, самое жестокое нападение вражеских отрядов обитель перенесла в 1619 году, когда основная часть России уже была освобождена от захватчиков. Тогда, в декабре 1619 года, озлобленные и отчаявшиеся враги сожгли монастырскую трапезную вместе с 59 монахами, находившимися в ней. Еще 32 инока были убиты во дворе монастыря. Впоследствии этот день всегда отмечался (и отмечается теперь) заупокойным богослужением и поминовением убиенных.
После окончания Смуты в монастыре развернулось обширное каменное строительство, а в 1645-56 годах вокруг него возвели массивные стены с башнями. Обитель, хотя и не скоро, оправлялась от нанесенных ей тяжелых ран.
Во второй половине XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь владел 9 селами, 4 сельцами, 88 деревнями в Вологодском и Тотемском уездах. Его подворья находились в Вологде, Холмо-горах и Москве. В разные периоды (до 1764 года) братия монастыря включала от 45 до 90 монахов.
И в вотчинных селах процветали кузнечное и столярное ремесла. Кроме того, монахи занимались переплетением книг, иконописью, резьбой по дереву.
Как и многие другие монастыри Русского Севера, Спасо-Прилуцкий монастырь пострадал от секуляризации церковных земель, хотя и не стиль сильно, как некоторые обители, упраздненные вовсе (всею после Манифеста о секуляризации были закрыты две трети из существовавших ранее монастырей). Ради древности и многих святынь, хранящихся в нем, его причислили ко второму классу.
В 1812 году в Спасо-Прилуцком монастыре хранились святыни и драгоценности из многих московских и подмосковных обителей (таких, как Троице-Сергиева Лавра, Симонов, Новодевичий, Чудов, Свято-Данилов монастыри), вывезенные сюда ввиду приближения французских войск к Москве. А в 1824 году монастырь посетил – первым из Романовых – царь Александр I.
В течение XIX века монастырь постепенно ветшал. Медленно, но верно разрушались его стены и древние постройки. И дело было не только в том, что не хватало средств на поновление храмов и хозяйственных зданий, но и в том, что не было человека, который бы принял на себя столь масштабную задачу – восстановление обители в ее былом величин. Лишь в 1888 году, когда Святейший Синод назначил ее настоятелем игумена Анатолия (с возведением его в сан архимандрита), ситуация изменилась к лучшему. Архимандрит Анатолий начал с того, что составил подробную опись монастыря, в которой тщательно зафиксировал состояние всех построек, настенных росписей, убранства храмов. После этого он приступил к ремонту, казавшемуся неподъемным его предшественникам. Через некоторое время он уже мог с удовлетворением озирать плоды своих трудов. “Внешний вид Спасо-Прилуцкого монастыря с величественными в нем зданиями храмов, настоятельскими и братскими келиями, окруженного высокими стенами и башнями и расположенного среди значительного села Прилуцкого, представляет, можно сказать, Троице-Сергиеву Лавру и Сергиев Посад в миниатюре”, – писал он в начале XX века. “За найденный порядок в обители” благодарил архимандрита Анатолия и обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, посетивший Спасо-Прилуцкий монастырь в 1891 году.
В столь благолепном виде монастырю довелось постоять недолго.
Уже в 1918 году в нем прошел обыск. Часть зданий заняли под свои нужды красноармейцы, но в Спасском соборе еще некоторое время проходили богослужения. В течение 1919-23 годов монастырское имущество постоянно изымалось “для помощи голодающим”, а вскоре началось выселение монахов. Летом 1924 года обитель была закрыта. Возвращение Спасо-Прилуцкого монастыря Русской Православной Церкви состоялось в 1992 году.
С 1960-х голов на территории Спасо-Прилуцкого монастыря находится уникальный памятник русского средневекового зодчества – деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. “Родина” этой церкви – Александро-Куштский монастырь, основанный в XV веке прп. Александром Куштским. Располагался он в низменной местности на берегу реки Кушты, в двух километрах от впадения ее в Кубену. Монастырь никогда не был ни богат, ни особенно знаменит (особенно в сравнении со Спасо-Каменным монастырем, отстоявшим от него на восемь верст), однако на протяжении некоторого времени ему оказывали помощь князья Димитрий и Симеон Заозерские, владевшие землями вокруг Кубенского озера и почитавшие прп. Александра как великого подвижника. В обители имелось два храма. Деревянная Успенская церковь была построена в середине XVI века, после страшного пожара, уничтожившего почти все монастырские строения. Таким образом, она является одним из наиболее старых зданий подобного рода на всем Русском Севере.
После реформы 1764 года Алексаидро-Куштский монастырь был упразднен и обращен в приход, а в 1830-е годы – приписан к Спасо-Каменному монастырю.
Надвратная церковь во имя Вознесения Господня (равно как и сами главные ворота) была построена вскоре после Спасского собора. Изначально церковь освятили во имя св. Феодора Стратилата. В 1844 году храм переосвятили во имя Вознесения Господня.
Декоративное оформление церкви состоит из элементов, характерных как для московской, так и для новгородской архитектуры: нишек, арочек, поребрика и бегунца (бегунец – особый тип декоративной кирпичной кладки в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, попеременно обращенных вершинами вниз и вверх). Такое смешение стилей вполне обычно для большинства каменных северных храмов XVI-XVII веков.
Рядом с надвратной церковью находится небольшая колокольня, перестроенная в 1729-30 годах из часовенки, где висели колокола (когда именно была сооружена эта часовня, неизвестно; в монастырской описи, составленной в XVII веке, она уже указана).
В 1830 году к юго-востоку от Спасского собора была возведена церковь во имя великомученицы Екатерины и святого равноапостольного князя Владимира. Небольшая, однокупольная, она является характерным образцом так называемого “провинциального классицизма”.
Екатерининская церковь строилась усердием вологодского помещика Владимира Волоцкого над могилами его родственников, похороненных на этом месте. Род Волоцких был хорошо известен в Вологде, он вел свое начало от выходца из Полыни Александра Волоцкого, получившего в начале XVI века поместья на Вологодчине.
Сейчас церковь во имя вмч. Екатерины соседствует с привезенной в монастырь в 1960-е годы деревянной Успенской церковью, и это соседство – маленькой классицистской церкви-усыпальницы и внушительного шедевра русского деревянного зодчества – выглядит хотя и несколько курьезно, но симпатично.
Одним из самых интересных храмов Спасо-Прилуцкого монастыря является церковь, освященная в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. К церкви примыкает трапезная палата, а сама она соединена крытой галереей со Спасским собором.
Одноглавая, бесстолпная, с позакомарным покрытием, Введенская церковь имеет два этажа. В нижнем этаже прежде находился храм, которого в настоящее время не существует, а в трапезной был в 1876 году устроен придел во имя великомученицы Варвары.
Точное время постройки Введенского храма неизвестно, однако по описи 1623 года он значится уже каменным. Большинство исследователей указывают в качестве наиболее вероятного периода его строительства начало второй половины XVI века, предполагая, что он был сооружен вскоре после завершения Спасского собора. Кроме того, очевидно, что при создании декоративного убранства церкви (поребрика, декоративных поясков) зодчие отчасти ориентировались на оформление барабанов глав соборного храма.
Церковь очень нарядна. Она запоминается своей трехъярусной пирамидой, увенчанной барабаном с луковичной главой. Форму храма задает кубический объем, лишенный алтарных апсид, что весьма характерно именно для XVI века.
В 1918 году церковь была закрыта, в 1920-е годы в ней находился клуб.
Долгое время ограда Спасо-Прилуцкого монастыря оставалась деревянной. В камне к началу XVII века были построены лишь главные ворота с Вознесенской церковью и небольшой участок стены, примыкающий к ним. Отсутствие надежных укреплений как раз и привело к разграблению монастыря в Смутное время.
В 1640-е годы в монастыре началось строительство каменных стен. В то время многие обители окружались мощными укреплениями – сказывался горький опыт, полученный в первые десятилетия XVII столетия. Никто тогда предположить не мог, что крепостные стены монастырям больше не понадобятся, и на их возведение были истрачены огромные средства. Зато теперь благодаря этим “необоснованным тратам” мы имеем великолепные по своей законченности архитектурные ансамбли.
О завершении строительства стен свидетельствует надпись над воротами: “Лета 7164 (1656), августа в 1 день, сделан сей град около Прилуцкого монастыря при державе Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и при его благоверной Царице и Великой Княгине Марье Ильиничне, и при благоверном царевиче и Великом Князе Алексее Алексеевиче и при Великом Господине Святейшем Никоне Патриархе Московском и всея Великия и Малыя и Белыя России, и при господине Преосвященном Маркеле, Архиепископе Вологодском и Великопермском и святые обители сия при архимандрите Ионе и при келаре старце Сильвестре с братиею, и делан сей град монастырскою казною”.
Крепостные стены монастыря имеют в плане форму неправильного четырехугольника. По углам выстроены шестнадцатигранные крепостные башни, выступающие из плоскости стен и приспособленные к круговой обороне. В наружной стене башен устроено несколько ярусов бойниц. Один из ярусов оснащен машикулями – навесными бойницами.
В северной и южной угловых башнях находились своеобразные “военные склады”: в них держали порох, ядра, пули и дробь. Имелись и пушки – тридцать штук.
Сами стены Спасо-Прилуцкого монастыря приспособлены для ведения как верхнего, так и нижнего боя. Площадка для верхнего боя устроена вдоль всех стен с внутренней стороны на утолщениях стены или на каменных арках и представляет собой крытую галерею, по которой можно кругом обойти ограду монастыря. Длина стен – 830 метров, высота – 7 метров, толщина 2,5 метра.
Что касается ворот, то их в монастырских стенах было сделано трое – главные, отстроенные в камне ранее других, западные (к реке Вологде) с четырехугольной Водяной башней над ними и малые (в южной стене). Малые ворота в настоящее время заложены кирпичом.
Когда-то эта обитель была ставропигиальным монастырем. Теперь она является подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря.
Обнорский монастырь несколько моложе Спасо-Прилуцкого Димитриева. Его основал I в 1414 году ученик Преподобного Сергия прп. Павел. К этому моменту основателю обители было уже почти сто лет – преподобный Павел родился в 1317 году. “Малой родиной” его была Москва, откуда он в возрасте двадцати двух лет тайно ушел в Рождественский монастырь близ Ярославля (родители прп. Павла, по-видимому, без особенного сочувствия относились к его стремлению стать монахом и готовили его к мирской жизни). Приняв постриг в Рождественском монастыре, через некоторое время он перешел в обитель, основанную Преподобным Сергием Радонежским. Несколько лет провел инок Павел в келейном послушании у Преподобного, после чего испросил у него благословение на отшельничество и пятнадцать лет прожил в уединенной келье, далеко отстоявшей от Свято-Троицкой обители.
Дальнейший путь преподобного Павла лежал в глухие леса Вологодчины. Здесь, над речкой Грязовицей, он устроил в дупле старой липы маленькую келью и оставался в ней в полном безмолвии три года. В житии преподобного говорится: “Блаженная жизнь Павла была подобна жизни первого человека в раю: птицы и звери, даже хищные, паслись возле его жилища, утешая его незлобием. К нему приходил заяц вместе с лисицею, принимая пищу из рук св. старца. Вились птицы, являлся медведь и смирно ждал себе пищи”. Потом прп. Павел перешел реку Нурму, выстроил себе маленькую хижину и выкопал колодец.
Спустя некоторое время к отшельнику стали приходить люди, жаждавшие получить от него духовное утешение и руководство на пути спасения души.
В 1414 году прп. Павел, по благословению митрополита Московского Фотия, построил храм во имя Святой
Троицы, вокруг которого и вырос Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Сам же преподобный, поручив руководство обителью своему ученику Алексию, проводил большую часть времени в уединенной келье на горе, а незадолго до кончины вновь взял на себя подвиг безмолвия (“безмолствова-ти начат, всего человеческаго жительства ошаяся, в молитве же и внимании к Богу ум свой присно имеа, зрительное очищая и свет Божественнаго разума сбираа в сердци своем и чистотою его созерцаа славу Господню, тем сосуд избран бысть Святому Духу”). Преставился ко Господу прп. Павел, будучи 112 лет от роду. Последними его словами, обращенными к ученикам, были: “Братья, имейте любовь между собою и храните правила монашеского общежития”. Прославление при. Павла Обнорского в лике святых совершилось в 1547 году, при митрополите Московском Макарии.
В дальнейшем Павло-Обнорский монастырь стал одним из самых значительных оплотов Православия на Русском Севере. С мнением его настоятелей считались – подписи игуменов Павло-Обнорских стоят под важнейшими государственными документами того времени, Славился монастырь и сугубой строгостью устава. В разное время в Павло-Обнорской обители подвизались такие подвижники, как прп. Лонгин Коряжемский и Адриан Монзенский, а также старец Пафнутий, будущий митрополит Сарский и Подонский.
Первый каменный храм монастыря, в честь Живоначаяльной Троицы, строился в 1505-16 годах. Над иконостасом для него работал знаменитый иконописец Дионисий Московский, чье творчество теснейшим образом связано с обителями Северной Фиваиды. Из всего иконостаса до нас дошли всего четыре иконы – “Спас в силах” (находится в Третьяковской галерее), “Распятие” (там же), “Уверение Фомы” (в Русском музее) и “Успение Богородицы” (в Вологодском музее). Да и сам Троицкий собор не сохранился до наших дней – в 1936 году его безжалостно разрушили, несмотря даже на то, что он являлся одним из самых старых каменных храмов на Вологодчине. Вскоре после завершения Троицкого собора в обители возвели еще две каменных церкви.
Павло-Обнорский монастырь пользовался особенным почитанием у московских великих князей. В 1529 году здесь побывал Василий III с женой (Еленой Глинской), а в 1545 году – его сын Иван. Благодаря вкладам великих князей монастырь смог сравнительно быстро отправиться после разграбления его казанскими татарами, дошедшими до этих мест в 1538 году.
В XVIII столетии Павло-Обнорский монастырь, как и многие другие обители, пережил период длительного упадка. Подкосил его, помимо всего прочего, большой пожар, случившийся в 1764 году. Ремонт пострадавших в пожаре зданий был закончен лишь в 1766 году.
Возрождение монастыря связано с деятельностью игумена Иоасафа (Тихонова), бывшего его настоятелем в 1861-77 годах. При нем была устроена хорошая дорога к обители, возведен странноприимный дом, отремонтированы монастырские здания, выстроена внушительная ограда.
Летом 1909 года Павло-Обнорский монастырь вновь горел. Помимо прочих ценностей, в огне погибла серебряная рака, изготовленная попечением игумена Иоасафа для мощей преподобного Павла. Средства на восстановление древней обители после пожара собирали по всей России. В частности, новую раку для мощей прп. Павла пожертвовал Николай II.
В 1924 году монастырь закрыли, а в следующие годы были разрушены ограда, Троицкий собор, колокольня. Только в 1994 году здесь начала возрождаться монашеская жизнь. Теперь одна из старейших северных обителей существует как подворье Спасо-Прилуцкого монастыря.
Не так много времени прошло с того дня, когда в стенах Спасо-Прилуцкого монастыря возобновилась монашеская жизнь. Но это время – уже история. Хотя пока еще – новейшая.
Возвращение Спасо-Прилуцкого ШГ^ монастыря Русской Православной ГШ Церкви началось в 1990 году. Еще |_| в июне 1990 года, на праздник Сретения иконы прп. Димитрия, духовенство и жители Вологды совершили первый после долгого перерыва крестный ход до Лазаревского кладбищенского храма. В том же году Церкви передали надвратную Вознесенскую церковь обители, в 1991 году при Спасо-Прилуцком монастыре была организована монашеская община. Наконец, в 1992 году весь монастырь вернули Церкви. Знаменательно, что второе рождение обители произошло в год, когда отмечалось 600-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого (к молитвенному заступничеству которого, кстати, вологжане прибегали и в годы советских гонений на веру).13-14августа 1992 года Спасо-Прилуцкий монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. Он совершил Божественную литургию в нижнем храме Спасского собора и возглавил крестный ход вокруг обители.
За минувшие шестнадцать с половиной лет проделана большая работа по восстановлению монастыря.
По счастью, архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкой обители сохранился полностью. В середине XX века даже была проведена реставрация некоторых зданий, однако поскольку использование храмов в богослужебных (как тогда говорили, “культовых”) целях не предполагалось, то и реставрировали их соответствующим образом.
Сейчас в храмах устроены новые иконостасы, отремонтирована кровля на стенах и башнях, реставрируется подворье монастыря в Вологде – храм во имя прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке. Церковь эта была построена в середине XVII века – но преданию, на том самом месте, где останавливался прп. Димитрий по приходе в Вологду.
В Прилуцком монастыре поддерживается традиция монастырских церковных служб: каждый день здесь совершается полный круг богослужения согласно древнему чину, Молитва – главное делание монашествующих, но и иные дела братия не упускает: в обители есть несколько мастерских, с помощью которых она обеспечивает свои (и не только свои) нужды. В частности, работает свечная мастерская, где изготавливаются свечи как для самого монастыря, так и для других храмов Вологодской епархии. Действуют столярная, швейная, иконописно-реставрационная мастерские.
С 1994 года в Спасо-Прилуцком монастыре проходят занятия ставленнического отделения Вологодского православного духовного училища. Более половины нынешних священнослужителей Вологодчины – выпускники здешнего училища и, соответственно, связаны с Прилуцким монастырем, где прошли годы их учения.
Настоятелем Спасо-Прилуцкого монастыря является архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко), а повседневной жизнью обители руководит наместник – игумен Дионисий (Воздвиженский).
Ежегодно Спасо-Прилуцкий монастырь посещает множество паломников. Как правило, в программах паломнических бюро предусмотрено лишь краткое ознакомление со святынями обители, однако те, кто хочет задержаться в монастыре подольше, могут остановиться – по благословению игумена – в странноприимном доме.