Российская академиягосударственной службы при Президенте Российской Федерации
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
Волго-вятская академиягосударственной службы
Филиал в г.Рыбинске Ярославской области
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу «Психологияи педагогика»
Вариант № 3
ТЕМА: «Проявлениесознательного и бессознательного в поведении человека»
Выполнила студентка гр. ФС – 05
№ зач. 1103
Куличкова Марина Валентиновна
Преподаватель Акимова Е.Ю.
Рыбинск 2009
Оглавление
Введение. 3
1 Понятие сознания и его функции. 4
2 Проявление сознательного в поведении человека. 6
3 Понятие бессознательного. 11
4 Проявление бессознательного в поведении человека. 12
4.1 Неосознаваемые механизмысознательных действий. 12
4.2 Неосознаваемые побудители сознательных действий. 17
4.3 «Надсознательные» процессы… 20
Заключение. 22
Список использованных источников. 23
Введение
Человек — единственное живое существо на планете,способное анализировать происходящие и прошедшее, строить планы на будущее иреализовывать их. Этим он обязан сознанию.
Сознание — это высший уровень психического отраженияобъективной реальности, высший уровень саморегуляции, присущий только человеку.Оно определяет возможность познания объективной реальности, формированияцеленаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира.
Сознание это не единственный уровень, на которомпредставлены психические процессы, свойства и состояния человека. Существуетбольшое количество психических процессов и явлений, течение или проявлениекоторых не осознается человеком. Эти процессы относят к группе так называемыхнеосознаваемых процессов, или к бессознательному.
Неосознаваемые психические процессы активно сталиизучаться в начале XX в. Результаты первых исследований показали, что проблемабессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация —это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя.
Целью этой работы является ознакомление с понятиями сознанияи бессознательного, проявлениями сознательных и неосознаваемых психическихпроцессов в поведении человека.
1 Понятие сознания и его функции
Сознание человека — это сформированная в процессеобщественной жизни высшая форма психического отражения действительности,представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих емуориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности,обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь,представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающегомира в виде совокупности образов и понятий.
В структуру сознания входит ряд элементов, каждый изкоторых отвечает за определенную функцию сознания.
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие,мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающеммире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себяокружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание,самопознание и самооценка.
3. Отношения человека к себе и окружающему миру (егочувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознаниеформирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощьювоображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранитобразы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя изпотребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляетчеловека на их достижение). [10,180]
Основные функции сознания отражены в таблице 1.1. [10,183]
Таблица 1.1 — Функции сознанияФункция Характеристика Отражательная Сознание организует познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, мышление), а также организует память. Оценочная Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя. Креативная Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения, мышления и созерцания организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество. Рефлексивная Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует. Преобразующая Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями. Времяобразующая Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.
2 Проявление сознательного вповедении человека
Сознание человека обладает рядом свойств, благодарякоторым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер.Такими свойствами являются: активность, избирательный характер, обобщенность иотвлеченность, целостность, константность, динамичность, искаженность,индивидуальный характер, способность к рефлексии, различная степень ясности. [10,184]
Активность сознания проявляется в том, что отражениеобъективного мира связано с деятельностью, с активным воздействием наокружающий мир. В основе активности сознания лежат потребности и интересы. Уребенка очень рано развиваются такие потребности, как потребность в общении,потребность в том, чтобы разобраться в окружающей действительности, потребностьв действиях. Маленький ребенок активно тянется к повешенной перед ним игрушке.Если ему не удастся ее достать, то он обращается к матери. Он стремитсяразобраться в окружающих его взрослых, таких трудных для его понимания. Егоорганы чувств и связанные с ними ощущения развиваются даже несколько раньше, чемего движения. Потребности не остаются неподвижными, они развиваются иизменяться. Возникают и новые потребности.
На основе потребностей возникают интересы людей, которыетакже являются источниками активности сознания. Под интересом понимаетсяизвестная сознательная устремленность человека к тому или иному объекту,привлекающему его, или к той или иной деятельности. Интерес всегда связан сположительным эмоциональным отношением. Интерес понятие более узкое, чемпотребность, и менее принудительное. Например, можно говорить о потребностиполучения новых знаний и интересе к какой-то области этих знаний. Можноговорить об интересах временных, интересах выполнения данной деятельности иинтересах длительных, устойчивых, например профессиональных интересах.
Активность сознания также тесно связана со значимостьютех внешних влияний, которые действуют на человека, со значимостью ужеимеющихся временных нервных связей и ассоциаций, образовавшихся в прежнее времяи со значимостью самих поступков человека.
Так, например, для семилетнего ребенка, который идет вшколу, значимость учения еще далеко не осознается полностью. Он хочет учиться,потому что все учатся, потому что таково положение ребенка этого возраста внашей стране. И это для него достаточно. Постепенно, год из года, он все лучшеи точнее начинает понимать все значение учения, а потом и науки вообще. [6, 64]
Избирательный характер сознания проявляется в том, что сознаниенаправлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чащевсего связанные с какими-то нереализованными потребностями).
Обобщенность и отвлеченность означает, что сознаниеоперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными иабстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.
Сознание психически здорового человека, как правило,обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликтыценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеванийцелостность сознания нарушается (шизофрения). [10, 185]
Константность сознания — это его относительнаянеизменчивость, устойчивость и, главное, преемственность, определяемая памятью.Как правило, «мое сознание» сегодня — это во многом то же сознание, что ивчера. Константность сознания обусловливается психическими состояниями иособенно свойствами личности.[7, 158]
Динамичность сознания, т.е. его изменяемость испособность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстросменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии ив новых свойствах личности.
Например, ранее люди видели восход солнца над горизонтоми делали вывод, что солнце вращается вокруг Земли. Однако после открытия Коперникамы уже можем воспринимать восход солнца по-другому — как проворачивание нашейпланеты навстречу светилу, то есть под действием логики меняются первичныепознавательные процессы. [10, 187]
Искаженность сознания. Это значит, чтосознание всегдаотражает действительность в искаженном виде, т.е. часть информации теряется, адругая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установкамиличности. [10, 185] Искаженность сознания может проявляться в излишнейподозрительности, ревности, любви до изнеможения, жадности без меры и т.п.негативных чертах в характере индивида. К искаженности сознания относят,например, воровство, бюрократизм, взяточничество, предательство, алкоголизм,наркоманию, терроризм, религиозный фанатизм. [3]
Индивидуальный характер сознания заключается в том, чтосознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано срядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненнымопытом, социальным окружением и пр. Люди по-разному оценивают происходящиесобытия и свои поступки, одни и те же объекты реального мира. Причем оценкиодних людей достаточно объективны, т.е. соответствуют реальности, а оценкидругих, наоборот, крайне субъективны.
Способность к рефлексии, т.е. способность ксамонаблюдению и самооценке. Человек в состоянии критически оценить себя и своесостояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат.Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. А такжеможет представлять себе, как его оценивают другие люди. [10, 185]
Степень ясности сознания. В сознании есть поле (область)ясного сознания — то, что осознается постоянно или периодически, включается вразмышления, стремление понять, разобраться, доводится до отчетливогопонимания, оценок, выводов, целей, замыслов, планов. Есть и периферическое поле(область) сознания — подсознание. То, что находится и совершается в нем,актуально не осознается какое-то время, но может быть осознано. Между полемясного сознания и подсознанием возможны и совершаются взаимопереходы. В областьподсознания переходят из поля ясного сознания хорошо освоенные деталиразмышлений, действий — то, что автоматизируется.
Например, грамотный человек пишет, не задумываясь, какнадо выписывать буквы, соединять их в слова; рука двигается словно сама,управляемая неизвестно чем. Когда же человек был первоклассником, он подруководством учителя осознанно и старательно выводил в тетради по клеточкам икосым линиям каждую буковку. Если же предложить рассказать человеку, как онделает это сейчас, он может вспомнить, а, может быть, и нет, все рекомендации,которыми он руководствовался в первом классе, или самостоятельно расскажет одвижениях своей руки, кисти и пальцев.
Другой пример — интуиция человека, которую называютбыстрым (мгновенным) решением, требующим длительной подготовки (Б.М. Теплов).До того как она сформировалась у данного человека, он долго тренировался вучебной обстановке и в жизни на решении соответствующего типа задач. Получаяисходные данные, он медленно, шаг за шагом, ясно осознавая, логично велмысленные рассуждения, пока не приходил к определенному выводу или решению.Постепенно, по мере длительных упражнений (нередко многолетних), промежуточныеясные рассуждения сокращались и ускорялись, переходя в периферическую областьсознания — подсознание. Когда они почти все переходят туда, возникает возможностьинтуитивных выводов, оценок, решений: они возникают сразу.
Существуют и противоположные переходы. В подсознаниискапливаются смутные впечатления о виденном, пережитом, сделанном в опыте жизникаждого человека. Они еще не осмыслены, не приведены в порядок, несистематизированы, не обобщены, не доведены до отчетливо понимаемых исформулированных мысленно выводов и решений. Этот блок подсознательныхпсихических явлений, как кладовая, в которой большой беспорядок, хаос. Человекинтеллектуальный, развитый, требовательный к себе и стремящийся добитьсяуспехов в жизни периодически осмысливает свой опыт, «вычерпывает» то, что естьв подсознании, достигает ясного и отчетливого понимания, пользуясьрекомендациями науки и мудрых, опытных, поучительно прошедших по жизни людей. Вотличие он него человек беспечный, живущий сегодняшним днем, интеллектуальноограниченный не делает этого. Разруха в сознании порождает у него разруху и вжизни. [8, 34]
3 Понятие бессознательного
Бессознательное — это совокупность психических процессов,актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек недает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чемпонятие «сознания», «сознательное»), бессознательное представляет собой такуюформу отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировкиво времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Вбессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль засовершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. [1, 379]
Явления бессознательного получают различные объяснения упредставителей разных научных школ. Пионер изучения бессознательного Зигмунд Фрейдпод бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удавалосьреализовать, поскольку они противоречили социальным нормам. Это, по Фрейду,приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Существование этих влеченийобнаруживают в обмолвках, оговорках, сновидениях. Существуют и другие объяснениябессознательных проявлений человеческой психики. Однако очевидно, чтомногообразные феномены бессознательного в силу их неоднородности, очевидно, немогут быть сведены к одним и тем же причинам.
Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительновелико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но инадсознательном в поведении и деятельности человека. Усвоение социальногоопыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником илиученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии ифактически оказываются соединением сознания и бессознательного. В духовном миребессознательное в достаточной степени выражено в феномене менталитета. [1,380]
4 Проявление бессознательного вповедении человека
Все неосознаваемые психические процессы разделяют на трикласса:
— неосознаваемые механизмы сознательных действий,
— неосознаваемые побудители сознательных действий,
— «надсознательные» процессы.
4.1 Неосознаваемые механизмысознательных действий
К неосознаваемым механизмам сознательных действий относят:неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемыесопровождения сознательных действий.
Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычнодействия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «самисобой». В этих случаях часто говорят о «механической работе», о работе, «прикоторой голова остается свободной».
Процессы, относящиеся к неосознаваемым автоматизмам,имеют двоякую природу. Одни процессы никогда не осознавались, а другие сначалабыли осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании. [4, 150]
Процессы, которые никогда не осознавались, составляютгруппу первичных автоматизмов. Иногда их еще называют автоматическимидействиями. В данную группу входят действия, которые являются врожденными илибыли сформированы в первый год жизни ребенка. К их числу относятся, например,сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов,ходьба и многое другое.
Вторая группа явлений, входящих в подкласс неосознаваемыхавтоматизмов, называется автоматизированными действиями, или навыками. К этойгруппе действий относятся те, которые вначале были осознаваемыми, т. е.осуществлялись при участии сознания, но затем в результате многократногоповторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участиясознания, они стали исполняться автоматически. Процесс формирования навыковимеет фундаментальное значение для каждого индивида, поскольку он лежит воснове развития всех наших умений, знаний и способностей.
Например, обучение игре на музыкальных инструментах. Всеначинается с простого — с обучения правильной посадке, правильному положениюрук. Затем отрабатывается аппликатура пальцев и формируется техника исполнения.Постоянные тренировки со временем позволяют перейти на более высокий уровеньисполнения музыкального произведения, которое начинает звучать выразительно ичувственно. Так, путем продвижения от простых движений к сложным, благодаряпередаче на неосознаваемые уровни уже освоенных действий, человек приобретаетмастерство исполнения. [4, 151]
Другой пример — бегло читая какой-либо текст, мы, незадумываясь над значением отдельных букв, сразу воспринимаем смыслпрочитанного. Трансформация графических символов (в данном случае — букв) влогические понятия проходит для нас совершенно незаметно. Аналогичным образомрадист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинныхсигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов.Однако все это становится возможным лишь в результате длительной тренировки.
Явления неосознаваемой установки. Понятие «установка»занимает в психологии очень важное место, потому что стоящие за ним явленияпронизывают практически все сферы психологической жизни человека. Вотечественной психологии существовало целое направление, разрабатывающеепроблему установки. Данное направление было создано основателем грузинскойшколы психологов Д. Н. Узнадзе (1886-1950г.г.), который многие годыразрабатывал его со своими учениками.
По мнению Д. Н. Узнадзе, установка — это готовностьорганизма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования вопределенном направлении. Если предположить, что скорость и точность реагированиячеловека на какой-то раздражитель зависит от навыка совершать определенныедействия, то навык и установка — это одно и то же. Однако понятия «навык» и«установка» абсолютно не тождественны. Если навык проявляется во времяосуществления действия, то готовность относится к периоду, предшествующемуосуществлению действия.
Существуют различные виды установки: моторная установка —готовность к выполнению конкретного действия; умственная установка,заключающаяся в готовности решать интеллектуальные задачи с помощью известных идоступных вам способов; перцептивная установка — готовность воспринимать то,что вы ожидаете увидеть, и т. д. [4, 152]
Установка очень важна для человека, посколькуобеспечивает в случае внезапной необходимости выполнение заранееспланированного действия. Такая готовность даже при воздействии другого, неожидаемого раздражителя может вызвать выполнение заранее предполагаемогодействия, что, конечно, очень часто является ошибкой. Такое явление получилоназвание «ошибки установки».
Например, широко известен проводимый среди детейдошкольного возраста опыт по определению вкуса каши. Сладкая каша с однойстороны тарелки обильно посыпается солью. Детям дают ее пробовать, причем,первым шести-семи испытуемым предлагают сладкую кашу, а последнему — соленую.Под воздействием мнения первых испытуемых о том, что каша сладкая, последнийуверен, что каша будет сладкой, и даже почувствовав во рту соль, все равноговорит, что каша сладкая. Чем это объяснить? С одной стороны, боязньювыглядеть не так, как все, а с другой — тем, что в процессе проведенияэксперимента, пока испытуемый ждал своей очереди попробовать кашу, в егосознании сформировалась установка, что каша сладкая (поскольку все этоговорят), и когда его спросят о том, какая каша, он должен будет ответить, чтокаша сладкая. Поэтому, даже попробовав соленую кашу, он, следуя групповойустановке, все равно говорит, что каша сладкая. В этом примере мы сталкиваемсяс явлением осознаваемой установки. Испытуемый, в определенной степени осознанно,дает неверный ответ.
Но бывают явления другого рода, когда установкаоказывается неосознаваемой. Например, при проведении одного экспериментаиспытуемому предлагалось оценить объемы шаров. Шары разных объемов испытуемомудавали одновременно — один шар в правую руку, другой — в левую. Предположим,что 15 раз подряд в левую руку испытуемому давали шар большего объема, а вправую меньшего. Затем в шестнадцатый раз ему предлагают оценить шарыодинакового объема, но он не может этого заметить и по-прежнему утверждает, чтообъем у шаров различен. При этом разные испытуемые давали один из двухвариантов ответов: а) в левой руке шар меньше, а в правой больше; б) продолжалиутверждать, что в левой руке шар больше. Здесь мы сталкиваемся с явлениемиллюзии установки. В первом случае — это контрастная иллюзия установки,заключающаяся в том, что испытуемый ожидал, что рано или поздно в левую рукубудет предложено взять шар меньшего объема. Поэтому, ощутив изменение объемашара, он, не задумываясь, начинал утверждать, что в левой руке оказался шарменьших размеров. Во втором случае мы сталкиваемся с ассимилятивной иллюзиейустановки, которая заключается в том, что испытуемый после пятнадцатиодинаковых экспериментов ожидает повторения опыта.
В результате целой серии подобных экспериментов Д. Н.Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительнонеосознаваема. Подтверждением этого является один из вариантов эксперимента пооцениванию объемов шаров. Этот эксперимент проводился с использованием гипноза.Предварительно испытуемого вводили в гипнотическое состояние и в этом состоянииему предлагали проделать первые пятнадцать установочных проб. Затем емувнушалось, что необходимо забыть все, что он делал. После выхода изгипнотического состояния испытуемый не помнил, что он делал, но когда емупредложили оценить объем шаров уже в состоянии бодрствования, он совершалошибку, утверждая, что шары разные по объему, хотя на самом деле их объем былодинаковым. [4, 153]
Таким образом, неосознаваемые установки действительносуществуют и имеют огромное значение для формирования осознаваемых действий.
Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые простосопровождают действие. Например, вы могли видеть, как человек, слушающиймузыку, в такт покачивает ногой. Или человек, орудующий ножницами, одновременнос этим двигает челюстями. Лицо человека, который смотрит на другого,порезавшего руку, часто приобретает сочувствующее выражение, при этом сам человекэтого не замечает. И таких примеров очень много. Все эти явления и естьнеосознаваемое сопровождение сознательных действий. Следовательно, кнеосознаваемым сопровождениям сознательных действий мы относим непроизвольныедвижения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой классвегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека. [4, 154]
Приведем пример, в котором описывается выступлениеизвестного эстрадного артиста В. Мессинга, который был способен «читать мысли».Артист предлагал любому присутствующему в зале человеку спрятать куда-нибудькакой-либо предмет или задумать какое-либо действие, которое необходимосовершить артисту. После чего В. Мессинг брал человека за руку и предлагалмысленно приказывать ему двигаться в направлении спрятанного предмета илисовершать задуманное действие. В большинстве случаев В. Мессинг безошибочновыполнял все задуманные зрителем действия или находил спрятанный предмет, чтовсегда приводило публику в восторг. В реальности его номер основывался нахорошо развитой способности улавливать различные идеомоторные акты, т. е.тончайшие мышечные напряжения и микродвижения, которые сопровождают усиленноепредставление какого-либо действия. Данную информацию артист получал приконтакте своей руки с рукой «индуктора» — зрителя, который мысленно давал емукоманды. [2, 81]
4.2 Неосознаваемые побудителисознательных действий
Исследования процессов, относящихся к неосознаваемымпобудителям сознательных действий, прежде всего, связаны с именем одного изсамых известных психологов XX века — Зигмундом Фрейдом, который создал своютеорию бессознательного. [4, 156]
Согласно теории Фрейда, в психике человека существует трисферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное.
К категории сознания он относил все, что осознается иконтролируется человеком.
К области предсознания Фрейд относил скрытые, илилатентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые вданный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновениисоответствующего стимула. Например, все мы знаем теорему Пифагора. Но до тогомомента, пока мы не упомянули ее, она не присутствовала в нашем сознании.
Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершеннодругими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этойобласти не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на нашеповедение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается втом, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходитв сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения исопротивления. По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется еговлечениями, главное из которых — сексуальное (либидо). Оно есть уже у младенца,но из-за существования множества социальных запретов сексуальные переживаниявытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они (влечения) имеютбольшой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, посколькусознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они периодически прорываютсяв сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.[4, 157]
В своей теории Фрейд выделял три основные формыпроявления бессознательного:
— сновидения,
— невротические симптомы,
— ошибочные действия.
Сновидения составляют особую категорию бессознательного.Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями,чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполнеудовлетворенными важными жизненными потребностями. Во время сна снижаетсяуровень контроля сознания и происходит частичный прорыв в сферу сознаниявлечений человека, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования. [4,158]
Невротические симптомы — это следы вытесненныхтравмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильнозаряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизациипсихического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротическихсимптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобыбольной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будетизлечен.
Основой возникновения невротических симптомов Фрейдсчитал важнейшую биологическую потребность всех живых организмов — потребностьв продолжении рода, которая проявляется у человека в форме сексуальноговлечения. Подавленное сексуальное влечение и является причиной невротическихрасстройств. Однако подобные расстройства могут быть вызваны и другимипричинами, не связанными с сексуальностью человека. Это разнообразныенеприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытесненияв сферу бессознательного они также образуют сильные энергетические очаги,которые проявляются в так называемых «ошибочных действиях».
К ошибочным действиям Фрейд относил непроизвольное забываниеопределенных фактов, намерений, имен, обещаний, предметов, событий, а такжеописки, оговорки и т. п. Эти явления объяснялись им как следствие тяжелых илинеприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем идр. [4, 159]
Оговорки представляют собой бессознательнодетерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажениемзвуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно ихсмысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляютсяскрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают изстолкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений ссознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии соскрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникаетоговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочныхдействий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействиюдвух различных намерений». [9, 25]
Забывание имен представляет собой другой примербессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего поотношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемымс этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, иданная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен. [5, 140]
4.3 «Надсознательные» процессы
К этой категории относятся процессы образования некоего интегральногопродукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной)работы. С этим явлением мы сталкиваемся, когда, пытаемся решить какую-тосложную и значимую для нас проблему. Мы долго перебираем всевозможные варианты,анализируем имеющуюся информацию, но четкого решения проблемы еще нет. И вдруг,неожиданно, как-то само собой, а, иногда используя какой-то незначительныйповод, мы приходим к решению данной проблемы. Нам становится все ясно, мы четкопредставляем себе суть этой проблемы и знаем, как ее решить. Это уже не простовзгляд на решение какой-то проблемы, это качественно новый взгляд, которыйможет изменить всю нашу жизнь.
Таким образом, то, что вошло в наше сознание, являетсядействительно интегральным продуктом, хотя у нас не осталось четкогопредставления, почему мы пришли к такому решению проблемы. Мы знаем только то,о чем мы думали или переживали в каждый конкретный момент или определенныйпромежуток времени. Сам же процесс выработки решения для нас самих осталсянеосознаваемым. В повседневной жизни подобные явления часто называют интуицией,т. е. способом принятия решения путем анализа на уровне, находящемся внеконтроля сознания. [4, 159]
Сознательные и надсознательные процессы постояннососедствуют друг с другом. Например, хорошо известное всем человеческое чувство— любовь. Вы знаете, что любите этого человека, но почему вы его любите? Чтопобуждает вас любить именно этого человека, а не другого? Тем более что весьмачасто ваш избранник не является лучшим из числа ваших знакомых. Это можнообъяснить лишь работой определенных механизмов, которые мы назвали надсознательнымипроцессами.
Другой пример — выбор профессии. Априори считается, чтовыбор профессии есть осознанный шаг. Это так, но как четко в вашем сознанииотражаются причины сделанного вами выбора? Очень часто на вопрос о причинахвыбора той или иной профессии мы отвечаем, что она нам нравится, или болеевсего подходит, или позволяет заработать на жизнь, но при этом мы часто имеемлишь смутное представление о профессии. Мы не знаем (или не стремимся узнать)условия и особенности труда. Очень часто мы действуем под давлением мнениясвоих родителей, друзей, жизненных условий и т. п., но не отдаем себе в этомотчета. Таким образом, наш выбор, или, точнее, процесс, определивший нашерешение, не всегда осознается нами. Поэтому надсознательные процессы играютвесьма значимую роль в жизни людей. К рассматриваемому классу процессов вполной мере следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживаниязначимых жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и др. [4, 160]
Заключение
Психика человека чрезвычайно сложна. Для нее характерноналичие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаютсястепенью их осознания самим субъектом.
Наиболее высоким уровнем психического отраженияреальности является сознание. Оно управляет самыми сложными формами поведения,требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Человек, наделенныйсознанием, в состоянии выполнять определенную работу, добиваться поставленнойцели, контролировать свое поведение. Однако сознание это лишь частьмногогранной человеческой психики, контролирующая многие, но далеко не всепроцессы.
Психические процессы и явления, которые не отражаются всознании человека относятся к группе так называемых неосознаваемых процессовили к бессознательному. Сфера бессознательного имеет свою сложную структуру.
Бессознательное отличается от сознания тем, чтоотражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями кмиру, поэтому в бессознательном отсутствует произвольный контрольосуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.
Список использованных источников
1Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва:Издательский центр «Академия», 1996. — 496с
2Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие длявузов. — М.: ЧеРо, 2002. — 181с
3 КондрашинИгорь — От недоразвитости к искаженности (статья) ikondrashin.narod.ru/
4Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592с
5 НемовР.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. —688с
6Психология сознания / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Питер,2001. — 480с
7 РубинштейнC.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. — 426с — www.psycheya.ru/
8Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 423с
9 Фрейд3. Введение в психоанализ. Лекции (35 лекций) — 2-е изд. — М.: «Наука», 1991. — 455с
10Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен. — СПб: Питер, 2008. — 272с