Содержание:
Введение
Глава 1. Правовоеположение беженцев в Российской Федерации
1.1 Понятие «беженец» помеждународному и российскому законодательству
1.2 Особенности правоспособности лица, признанного беженцем
Глава 2. Правовой статусвынужденных переселенцев в Российской Федерации
2.1 Понятие «вынужденныйпереселенец». Признание лица вынужденным переселенцем
2.2 Права и обязанностивынужденного переселенца
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Общество XXI в., охваченное процессами глобализации, сталкиваетсяс проблемами, которые создает международная миграция. По экономическим,политическим, религиозным и другим причинам многомиллионные потоки людей,пересекающие национальные границы (легально и нелегально), образуют рынкитруда, этнические и религиозные общины, политические партии, преступныесообщества. Как правило, перемещение населения происходит из стран с низкимуровнем жизни в более развитые в экономическом отношении государства. Категориябеженцев в международной миграции ежегодно составляет около 20 млн. человек.
На последнюю четверть XX века иначало нынешнего приходится многократное увеличение масштабов и расширениегеографии вынужденной миграции в мире, что является результатом сохраняющихся ивновь возникающих очагов политической напряженности, войн, этнополитическихконфликтов, экологических катастроф. Распад СССР не только изменил политическуюкарту мира, но также обострил межэтнические конфликты, породил острейшиеполитические, экономические и социальные проблемы. «В большинстве союзныхреспублик основой массовых действий и политического размежевания сталанациональная идея и этнонационализм в его прокоммунистическом илиантикоммунистическом вариантах, исповедуемый соответственно старыми или новымиполитическими элитами доминирующих этнических групп»[1].
Прекращение существования Союза ССРпривело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его гражданоказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся впрошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали такимжителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия дляосуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому вдостаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения вРоссию. Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России тожепривели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри нее. Массовыйхарактер указанных выше процессов вызвал необходимость правового регулированиястатуса этих лиц. После распада СССР вновь образованные независимые государствастолкнулись с большими потоками беженцев. Подобная ситуация потребовала отвластей принятия адекватных мер, необходимых для решения столь острой проблемы.
Когда началась массовая вынужденная миграциянаселения в Российскую Федерацию (всего за 1992 — 1999 гг. в России былоофициально зарегистрировано более 1,6 млн. вынужденных переселенцев и беженцев)[2], законодательствопо вопросам убежища в стране отсутствовало. Назрела необходимость разработкигосударственной миграционной политики, и, прежде всего, ее законодательногообеспечения, включая вопросы правового регулирования предоставления иностраннымгражданам и лицам без гражданства статуса беженца в Российской Федерации, сучетом мирового опыта и существующих реалий постсоветского пространства. Острыйхарактер приобрела проблема соответствия российских правовых норм принципам инормам международного права. Чрезвычайная актуальность и явно недостаточнаястепень изученности проблемы предопределили, выбор темы курсовой работы:«Особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РоссийскойФедерации».
Вышеизложенное позволяет сформулировать целькурсовой работы: всестороннее исследование правового статуса беженцев ивынужденных переселенцев в Российской Федерации и выработка рекомендаций посовершенствованию данного института. Для достижения указанной цели в работепоставлены следующие задачи:
— раскрыть понятие «беженец», содержащее как вмеждународных нормах, так в нормах российского законодательства;
— исследовать особенности правового положениябеженца в Российской Федерации;
— комплексно исследовать правовой статус вынужденногопереселенца;
— изучить вопросы регулирования прав беженцев ивынужденных переселенцев на законодательном уровне.
Глава 1. Правовое положение беженцев в Российской Федерации
1.1 Понятие«беженец» по международному и российскому
законодательству
Государство в качестве субъекта международногоправа характеризуется наличием двух материальных компонентов, а именно,территории и населения. Физические лица, проживающие на территории государстваи находящиеся под его юрисдикцией, в совокупности составляют население данногогосударства. В состав населения не входят лица, которые пользуютсядипломатическим иммунитетом. Правовое положение лиц, на которыхраспространяется территориальная юрисдикция данного государства, различно и взависимости от этого выделяются такие группы, как граждане данного государства,граждане других государств (иностранцы), лица без гражданства (апатриды), лицас двойным гражданством (бипатриды).
В современном международном праве, в отличие отклассического международного права, имеется целая отрасль, посвященная правамчеловека. Современное международное право содержит общепризнанные, и,следовательно, обязательные для всех государств нормы, определяющие основныеправа и свободы человека независимо от гражданства, пола, расы и т.д. Кромеэтих общепризнанных основных норм, имеется также большое число общих договоровпо специальным вопросам прав человека, как, например, Конвенция о политическихправах женщин, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношенииженщин, Конвенция о статусе беженцев, многочисленные конвенции Международнойорганизации труда, а также региональные договоры о правах человека.
Существует ряд международно-правовых норм, договорных и обычных,прямо или косвенно относящихся к индивидам, в частности, по вопросам защитыправ человека, приобретения и утраты гражданства, режима иностранных граждан,предоставления политического убежища и другие.
Войны между государствами,конфликты немеждународного характера, политические преследования ведут кмассовому исходу населения в другие страны. Это сделало необходимымурегулирование правового положения беженцев, поскольку зачастую они оказываютсяв бесправном состоянии. Первые акты были приняты после Первой мировой войны.
Правовой основой регулирования правоотношений между отдельнымикатегориями лиц, составляющих население государства, являются Всеобщаядекларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человекаи основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней, Декларация ООН о территориальномубежище 1967 г. и Нью-Йоркский протокол 1967 г., Шенгенское соглашение иДублинская конвенция 1990 г., Хартия Европейского Союза об основных правах 2000г. и другие[3]. Всистеме ООН для содействия решения вопросов, связанных с правовым статусомбеженцев, образовано Учреждение по делам беженцев (Устав Управления принятРезолюцией ГАООН 428 (V) от 14 декабря 1950 г.).
Конвенции и соглашения, являющиеся прямыми источниками правабеженцев, можно классифицировать в зависимости от территориальной сферыдействия на универсальные и региональные. К универсальным относятся Конвенция1951 г. о статусе беженцев и Протокол к ней 1967 г., к региональным соглашениям- международные договоры, заключенные в рамках региональных международныхорганизаций, сфера действия которых распространяется на государства,принадлежащие к одному географическому региону. Таковыми являются Конвенция поконкретным аспектам проблем беженцев в Африке (1969), Европейское соглашение оботмене виз для беженцев (1959), Европейское соглашение о передачеответственности за беженцев (1980), Соглашение Совета Европы, касающеесяморяков-беженцев (1957) и Протокол к нему (1973), Соглашение СодружестваНезависимых Государств о помощи беженцам и переселенцам (1993) и Протокол кнему (1993), Дублинская конвенция (1990), определяющая государство,ответственное за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища, поданных водном из государств — членов Европейского сообщества, Конвенция Европейскогосоюза (1990) о применении Шенгенского соглашения (1985). Следует отметить, чтовсе региональные договоры, хотя и основываются на положениях Конвенции 1951 г.,либо имеют особенности в трактовке понятия «беженец» (Конвенция ОАЕ 1969 г.,Соглашение СНГ 1993 г.), либо конкретизируют вопросы, касающиеся предоставленияубежища и пересечения границы (Соглашение Совета Европы и КонвенцияЕвропейского союза).
За время, прошедшее со дня создания ООН (Устав был подписан 26июня 1945 г.), под ее эгидой была разработана необходимая международно-правоваябаза и образован механизм для разрешения острейших проблем беженцев. В качествецелей ООН утверждалась гуманистическая направленность ее деятельности,провозглашенная в преамбуле: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненныерешимости… вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство иценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенствобольших и малых наций…». Основные цели и принципы ООН названы в ч. 1 ст. 2Устава: «… осуществлять международное сотрудничество в разрешениимеждународных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарногохарактера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободамдля всех, без различия расы, пола, языка и религии».
В развитие положений Устава ООН были приняты Конвенция ООН 1951 г.«О статусе беженцев», Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г.[4], которые такжеопределяют понятие «беженец» и юридические основания признания лица таковым.Конвенция разрабатывалась одновременно с созданием УВКБ и является базовымуниверсальным межгосударственным соглашением по проблеме беженцев. Она служитосновным правовым средством международной системы их защиты и содержит общееопределение понятия «беженец». Примечательно, что данная дефиниция несоотнесена с определенными национальными группами.
Конвенция является фундаментальным документом действующегомеждународного права беженцев.
Безусловно, Конвенция 1951 г.позитивно повлияла на решение проблем беженцев. Вместе с тем она содержит рядограничений, препятствующих своевременному оказанию помощи всем лицам,нуждающимся в политической, правовой и социальной защите.
Ныне основным актом являетсяуниверсальная Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г. Учитывая актуальностьдля себя этой проблемы, Россия стала ее участницей в 1992 г.
В статье 1 Конвенции содержится следующее определение понятия«беженец». Таковым считается лицо, находящееся вне страны гражданскойпринадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследованийпо признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определеннойсоциальной группе или политических убеждений и которое не может или не желаетпользоваться защитой этой страны или вернуться в нее вследствие опасений статьжертвой преследования. Таким образом, правовое регулирование положения беженцевсогласно Конвенции охватывает несколько аспектов:
— определение понятия «беженец» и закрепление принципов ихневысылки и невыдачи;
— предоставление беженцам по ряду вопросов правового режимаиностранцев (например, в отношении гражданских, гражданско-процессуальных,уголовно-процессуальных, трудовых прав);
— предоставление беженцам по определенным вопросам национальногорежима (так, беженцы, как и граждане данного государства, уравнены в правеобращения в суд, в получении начального образования, правительственной помощи,в вопросах налогообложения, защиты интеллектуальной собственности).
Вступление России в Совет Европы придало новый импульс работе пообеспечению прав человека в Российской Федерации.
Для Российской Федерации стало обязательно руководствоваться всвоей практической деятельности положениями, содержащимися в основных нормативно-правовыхактах Совета Европы о правах человека. Особо отметим появившуюся необходимостьсоблюдения требований, содержащихся в Европейской конвенции о выдаче,Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколах кней, Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного илиунижающего обращения или наказания[5].
После присоединения к Конвенции 1951 г. в России в 1993 г. былпринят Закон «О беженцах»[6]. ВЗаконе подчеркивается, что он издан в соответствии с общепризнанными нормамимеждународного права; в случае расхождения международного договора и Законаприменяются правила договора, за исключением тех случаев, когда это можетпривести к ограничению прав беженцев по закону.
Вторая категория международных договоров, составляющих правовуюбазу института права беженцев, — это конвенции универсального и региональногохарактера, касающиеся основных прав человека, применимых к беженцам, либосодержащие специальные положения, регламентирующие их статус.
К числу таких соглашений, устанавливающих фундаментальные правачеловека, относятся Международная конвенция о ликвидации всех форм расовойдискриминации (1965), пакты о правах человека (1966), Конвенция против пыток идругих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения инаказания (1984) и региональные договоры, Европейская конвенция о защите правчеловека и основных свобод (1950), Европейская конвенция по предупреждениюпыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания(1987), Африканская хартия об основных правах (1981), Конвенция СНГ о правах иосновных свободах человека (1995), Американская конвенция о правах человека(1969).
Региональные соглашения по правам человека, совпадая суниверсальными в трактовке прав и свобод, имеют более эффективную судебнуюсистему контроля за их соблюдением государствами в отличие от механизмаконтроля за соблюдением универсальных конвенций, осуществляемых квазисудебнымиорганами — комитетами, заключения которых не имеют обязательной юридическойсилы для государств.
Следует иметь в виду, что к беженцам относятся не только лица,имеющие гражданство определенного государства, но и лица, не имеющиегражданства. Сохранение или утрата лицом своего гражданства в момент признанияего беженцем не влияет на его правовой статус беженца. Согласно ст. 1 Конвенциидля государства, принимающего беженцев на своей территории, не должно бытьразличий между беженцами, сохранившими гражданство или его потерявшими.
Представляется, что одним из главных положений, отраженных вКонвенции, является утверждение принципа невысылки, согласно которому любоелицо, ищущее убежище, не может быть насильно возвращено в государство, вкотором может подвергнуться различным преследованиям. Кроме того, указанное соглашениеопределяет статус беженца, решает вопросы медицинского, социального обеспеченияи др.
Понятие «беженец» применяется клицу, которое:
1) не является гражданиномРоссийской Федерации;
2) находится вне страны своейгражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства — вне страны своего прежнего обычного места жительства);
3) покинуло указанную страну в силувполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы,вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определеннойсоциальной группе или политических убеждений;
4) не может (не желает)пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.
К беженцам не относятся такназываемые экономические беженцы, которые покидают свою страну по экономическимсоображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившеепреступление против мира, военное преступление или преступление противчеловечности; совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.
В принципе, государство обязанопредоставить беженцам статус, которым пользуются иностранцы вообще. Что жекасается правительственной помощи, то они приравниваются к местным гражданам.Запрещено накладывать взыскание на беженца за незаконный въезд. Государства повозможности облегчают ассимиляцию беженцев. Особое значение имеет правило онедопустимости высылки беженцев в страну, в которой их жизни или свободеугрожает опасность.
Беженцам предоставлен национальныйрежим. Кроме того, на них распространяются льготы, установленные длявынужденных переселенцев[7], имоказывается содействие в приобретении гражданства РФ.
В отличие от беженца, вынужденныйпереселенец, — как правило, гражданин Российской Федерации, по тем жеоснованиям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранногогосударства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть местожительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другогосубъекта. Таким образом, вынужденный переселенец отличается от беженца тем,что, будучи вынужденным покинуть территорию иностранного государства, онобладает гражданством России.
Одним из основных прав человекаявляется право возвращения в отечественное государство и проживания в нем.Этому праву соответствует обязанность государства разрешить въезд и поселениегражданина. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.предусматривает, что «никто не может быть произвольно лишен права на въезд всвою собственную страну» (ч. 4 ст. 12). Конституция РФ закрепила правогражданина «беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию» (ч. 2 ст.27). Не может быть произвольно выслан и иностранец, законно проживающий натерритории какого-либо государства, говорится в Протоколе № 7 (1984 г.) кЕвропейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[8].
Известны случаи массового изгнаниячасти граждан в ходе гражданской или межплеменной войны. В таких случаях другиегосударства вынуждены принимать иностранных граждан в качестве беженцев, чтосоздает серьезные проблемы. При этом иностранное государство вправе требоватьвозвращения этих лиц, а отечественное государство обязано принять своих граждани обеспечить их права.
Контроль за соблюдением правбеженцев осуществляется Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев,устав которого был утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 г.
19 февраля 1993 г. была принята первая редакция Закона РоссийскойФедерации «О беженцах» N 4528-1, который вступил в силу 20 марта 1993 г. Закондолжен был закрепить в российском законодательстве основные положения КонвенцииООН 1951 г. и Протокола 1967 г., касающихся статуса беженцев, к которым Россияприсоединилась 13 ноября 1992 г. без каких-либо оговорок и ограничений.
Первая редакция Закона имела более общий, чем Конвенция ООН, декларативныйи расширительный характер, позволявший в слишком широких пределах трактоватьтакие важнейшие его положения, как права беженцев, которые не были увязаны среальными возможностями Российской Федерации. Разработка и внедрение процедурыпризнания беженцем были начаты еще в 1993 г., с момента принятия ЗаконаРоссийской Федерации «О беженцах». Однако на практике в 1994 — 1996 гг.рассмотрение ходатайств лиц из государств СНГ и Балтии проводилосьтерриториальными органами Федеральной миграционной службы (ФМС России) безпроведения строгой юридической процедуры. Лица признавались беженцамифактически в порядке регистрации. Главным критерием для предоставления статусабеженца являлось подтверждение происхождения заявителей из регионамежнационального или иного рода конфликта и отсутствие гражданства РФ.Большинство из них, имевших на руках паспорта образца 1974 г., рассматривалиськак граждане бывшего СССР, хотя уже являлись гражданами новых суверенныхгосударств[9].
В июле 1997 г. была принята новая редакция Федерального закона «Обеженцах», которая должна была с учетом применения действовавшего Закона и опытадругих государств устранить его недостатки. Однако и новая редакция Закона всеже не позволила устранить его основные недостатки и восполнить имевшиеся в немпробелы.
Проанализировав определения понятия «беженец», данные в первой ипоследней редакциях Закона «О беженцах», а также содержащиеся в Конвенции ООН1951 г. и Протоколе 1967 г., нетрудно заметить различия. Несмотря на то чтосоответствие положения беженца определению Конвенции является достаточнымусловием для предоставления убежища, государства могут предоставлять убежище ипо другим основаниям, например по гуманитарным соображениям.
Определение беженца в Законе «О беженцах», в отличие отконвенционного не содержит субъективного элемента. Лицо, желающее получитьискомый статус беженца, должно сослаться на совершение против него насилия илиналичие реальной опасности подвергнуться насилию, а не демонстрировать своеотношение к этим обстоятельствам.
Другое отличие конвенционного определения состоит в том, чтосогласно Закону «О беженцах» лицо должно покинуть место своего постоянногожительства или просто иметь намерение это сделать. Конвенция, напротив, исходитиз того, что лицо, уже находящееся вне государства гражданства, не может или нежелает пользоваться его защитой.
Таким образом, применяютсясовершенно различные критерии: отношение лица в первом случае к проживанию насвоем постоянном месте жительства, во втором — к защите государства за егопределами.
1.2 Особенности правоспособностилица, признанного беженцем
Статьей 8 «О беженцах» регламентируются права и обязанности лиц,получивших статус беженца.
Права лиц, признанных беженцами, по своему содержанию несколькошире прав лиц, получивших свидетельство. Например, лица, получившие статусбеженца, имеют право на содействие в оформлении документов для въезда натерриторию России в случае их нахождения вне ее пределов. Исходя из положенийФедерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда изРоссийской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[10], иностранныеграждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из РоссийскойФедерации при наличии российской визы по действительным документам,удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этомкачестве, если иное не предусмотрено ее международными договорами.
Таким образом, в случае необходимости сотрудники представительстваФМС России при посольствах Российской Федерации за рубежом оказывают лицам,признанным в официальном порядке беженцами, необходимую помощь в оформлении документовдля въезда в Российскую Федерацию.
Лицам, получившим статус беженца, оказывается содействие вобеспечении проезда и провоза багажа от центра временного размещения (меставременного проживания) до нового места пребывания.
Беженцы имеют право на медицинскую и лекарственную помощь. Какэтот вопрос регламентируется в законодательстве.
Более широкое регулирование это право получило на уровне субъектовРФ. Так, в Московской городской миграционной программе на 2005 — 2007 гг.,утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. № 491-ПП[11],предусматривается проведение Департаментом здравоохранения первичного ипериодических медицинских освидетельствований всех подлежащих учету категориймигрантов.
Существует также Оренбургская областная целевая миграционнаяпрограмма на 2006 — 2010 гг., утвержденная Законом Оренбургской области от 23ноября 2005 г. № 2732/488-III-ОЗ[12], вкоторой предусматривается проведение углубленного медицинского осмотра иобязательных профилактических прививок вынужденным переселенцам и мигрантам.
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеютправо на пользование жилым помещением, предоставляемым из фонда жилья длявременного поселения. В соответствии с Жилищным кодексом РФ[13] жилым помещениемпризнается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом ипригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарными техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В настоящее время действует Положение о фонде жилья для временногопоселения лиц, признанных беженцами, и его использовании, утвержденноеПостановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 275[14]. Согласно данномуПоложению фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами,представляет собой совокупность жилых помещений, включая жилые дома, квартиры,общежития и другие жилые помещения, предназначенных для временного проживанияна территории Российской Федерации лиц, признанных беженцами, и членов их семейв течение срока признания их беженцами.
Фонд жилья формируется с учетом Генеральной схемы расселения натерритории Российской Федерации и другой градостроительной документации,утверждаемой в установленном порядке, а также необходимости регулированиямиграционных потоков посредством определения квоты распределения по регионамлиц, признанных беженцами, путем приобретения, строительства или аренды жилыхпомещений.
Лица, проживающие в жилых помещениях из фонда жилья, не имеютправа приватизировать, бронировать, обменивать эти жилые помещения либо инымспособом распоряжаться ими; сдавать их в поднаем; осуществлять разделзанимаемого жилого помещения; вселять временных жильцов без разрешениятерриториального органа миграционной службы.
Необходимым условием предоставления жилых помещений из фонда жильялицам, признанным беженцами, является отсутствие у них иных жилых помещений,предоставленных им по договору найма или принадлежащих им на правесобственности на территории Российской Федерации. Учет лиц, признанныхбеженцами, нуждающихся в жилых помещениях, ведется комиссией территориального органамиграционной службы по распределению жилья по месту нахождения этих лиц научете в качестве беженцев. При принятии данных лиц на учет нуждающихся в жилыхпомещениях учитываются члены их семьи, признанные в установленном порядкебеженцами, а также их несовершеннолетние дети.
Лица, признанные в официальном порядке беженцами, имеют такжеправо на получение содействия в направлении их на профессиональное обучение илитрудоустройство либо на работу по найму или предпринимательскую деятельностьнаравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренныхзаконодательством РФ и международными договорами Российской Федерации. В ЗаконеРФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[15] подчеркивается,что государственная политика в области содействия занятости населениянаправлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободноеразвитие человека; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан,испытывающих трудности в поиске работы. К данной категории лиц этим Закономпомимо прочих отнесены также беженцы, для которых могут предусматриватьсядополнительные гарантии в сфере занятости.
В отношении трудоустройства беженцев российским законодательствомпредусматриваются отдельные изъятия, касающиеся их права заниматьсяопределенными видами деятельности и занимать определенные должности. Так,беженцы, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, немогут занимать выборные и другие должности в государственной и муниципальнойслужбе, работать нотариусами, прокурорами, патентными поверенными, не могутбыть членами экипажей воздушных или морских судов и т.д. Это напрямую связано сотсутствием гражданства РФ у данной категории лиц.
Лица, получившие статус беженца, имеют право на получениесоциальной помощи со стороны государства. По сравнению с вынужденнымипереселенцами объем их прав несколько ограничен, в связи с тем, что они неявляются гражданами РФ. Тем не менее, в законодательстве РФ и ее субъектов дляних предусмотрены определенные меры социальной помощи и поддержки. Так, всоответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственныхпособиях гражданам, имеющим детей»[16]беженцам, так же как и гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам илицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации,предоставляются следующие виды государственных пособий:
— пособие по беременности и родам;
— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинскихучреждениях в ранние сроки беременности;
— единовременное пособие при рождении ребенка;
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
— ежемесячное пособие на ребенка;
— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание всемью.
Детально порядок назначения и выплаты указанных государственныхпособий регламентируется Положением о назначении и выплате государственныхпособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства РФот 30 декабря 2006 г. № 865[17].
В отношении приема детей беженцев в государственные илимуниципальные образовательные учреждения нет никаких различий с детьми гражданРФ, исходя из того, что положения ст. 43 Конституции РФ гарантируют каждомугражданину право на образование, его общедоступность и бесплатность. Органыисполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределахсвоих полномочий обеспечивают их обучение в государственных или муниципальныхобщеобразовательных учреждениях
Федеральная миграционная служба вправе оказывать помощь лицу,признанному беженцем, в поиске информации о его родственниках, проживающих вгосударстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычногоместожительства). Однако, круг таких родственников и степень их родства неопределены. В этой связи беженец вправе сам определить, кого из родственниковон хочет разыскать с целью обеспечения их безопасности. Под термином«содействие» можно понимать совокупность различных действий, которые направленына получение того или иного результата.
Лица, признанные беженцами, могут обращаться в территориальныеорганы ФМС России по месту пребывания в целях оформления проездного документадля выезда за пределы Российской Федерации. В настоящее время действуетПостановление Правительства РФ от 7 октября 1998 г. № 1162[18], утвердившееПорядок оформления, выдачи и обмена проездного документа беженца. Так, исходяиз положений данного правового акта проездной документ беженца предназначен длявыезда за пределы Российской Федерации и возвращения (въезда) на ее территориюлица, признанного беженцем в соответствии с комментируемым Законом.
На практике зачастую оказывается, что лица, получившие статусбеженца, не имеют возможности передвигаться за пределами Российской Федерациииз-за длительных задержек в получении проездных документов.
Обязанность миграционной службы выдавать беженцам проездныедокументы, которые позволяли бы им выезжать из России, на практике не всегдавыполняется: такие документы не выдаются иногда годами. Кроме того, даннымлицам приходится сталкиваться с тем, что пограничники соседних стран не знаютформы проездного документа беженца, выданного в России. В этой связи образцыизготовленных бланков проездных документов должны быть направлены во все пограничныепункты, консульства всех стран мира.
Лица, признанные беженцами, могут обращаться с заявлением опредоставлении права на постоянное проживание на территории РоссийскойФедерации (вид на жительство) или на приобретение гражданства РФ в соответствиис законодательством РФ. В настоящее время эти вопросы регулируются Федеральнымизаконами «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «Огражданстве Российской Федерации». В соответствии со ст. 8 Федерального закона«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в течениесрока действия разрешения на временное проживание и при наличии законныхоснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид нажительство. Заявление должно подаваться в территориальный орган ФМС России непозднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения навременное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданинобязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешенияна временное проживание.
Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. Поокончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлениюиностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продленийсрока действия вида на жительство не ограничено.
Необходимо подчеркнуть, что в новом Законе о гражданстве беженцыимеют преимущества при обращении с заявлениями о предоставлении российскогогражданства. Так, согласно ст. 13 указанного Закона срок проживания натерритории Российской Федерации сокращается с пяти лет до одного года, еслилицо было признано беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
Указом Президента РФ от 31 декабря 2003 г. № 1545[19], регламентирующимпорядок предоставления гражданства, было внесено изменение, касающееся лиц,признанных беженцами. В соответствии с этим изменением при приеме в гражданствоРФ представления вида на жительство от беженцев на территории РоссийскойФедерации не требуется.
Это положение значительно упрощает механизм приобретения беженцамироссийского гражданства. Беженец, получив разрешение на временное проживание вРоссийской Федерации, может подать заявление о предоставлении российскогогражданства, не получая разрешения на постоянное проживание. Такая новация,несомненно, будет способствовать облегчению интеграции беженцев в российскоеобщество.
Вместе с тем следует отметить проблемы, касающиеся получениягражданства РФ лицами, признанными беженцами на территории РоссийскойФедерации. Как показывает судебная практика о рассмотрении дел в порядкеособого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическоезначение, беженцы, прибывшие с ними члены их семей и ищущие убежище лица,проживая в Российской Федерации в течение ряда лет, не могут зарегистрироватьсяв месте проживания, поскольку не являются владельцами (собственниками) жилойплощади либо в связи с тем, что владелец арендуемой ими жилой площади не желаетподписывать с ними соглашение об аренде или зарегистрировать арендатора наданной жилой площади. В связи с указанным одним из возможных путей выхода изданной ситуации для беженцев, членов их семей и ищущих убежище лиц являетсяустановление в судебном порядке фактов, имеющих юридическое значение (фактапроживания).
В соответствии с ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодексаРФ[20] (ст. 247Гражданского процессуального кодекса РСФСР, действовавшего при рассмотрениидел) суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращениеличных или имущественных прав граждан, организаций.
Между тем в ряде случаев судами в порядке особого производствабыли рассмотрены дела, в ходе рассмотрения которых были установлены факты, неимеющие юридического значения.
Обычным условием приема в гражданство РФ является постоянноепроживание на территории России: для иностранных граждан и лиц без гражданства- всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением сходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми Законом, указанные срокисокращаются вдвое.
На основании поданного ходатайства заявитель с 10 июля 2000 г.приобрел статус беженца. Таким образом, срок постоянного проживания натерритории Российской Федерации, необходимый заявителю для приема вгражданство, составляет два с половиной года, и этот срок исчисляется с 10 июля2000 г., т.е. с момента признания его беженцем. Поэтому установление фактапроживания заявителя на территории Российской Федерации с 1994 г. на решениевопроса о приеме в гражданство РФ не влияет и правовых последствий не влечет.
Суд установил юридически безразличный факт, и, исходя из ст. 247Гражданского процессуального кодекса РСФСР (действовавшего во времярассмотрения дела) решение суда является неправильным.
С 1 июля 2002 г. в силу вступил новый Федеральный закон «Огражданстве Российской Федерации», согласно ст. 13 которого лица, признанныебеженцами, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общемпорядке при условии, что они проживали на территории России в течение одного годасо дня получения вида на жительство.
Анализ судебной практики показал, что правоохранительные органыиногда трактуют требование постоянного проживания как наличие регистрации поместу жительства. По мнению некоторых органов внутренних дел, те, у кого нетрегистрации по месту жительства, не считаются лицами, постоянно проживающими натерритории России, и, следовательно, они не могут обращаться с ходатайством оприобретении гражданства РФ. Однако ст. 26 Конвенции о статусе беженцевпредусмотрено, что каждое договаривающееся государство будет предоставлятьбеженцам, законно пребывающим на его территории, право выбора места проживанияи свободного передвижения в пределах его территории при условии соблюдения всехправил, обычно применяемых к иностранцам при тех же обстоятельствах. Законом «Обеженцах» предусмотрены свобода передвижения и право граждан выбирать местовременного пребывания или места жительства. Кроме того, Федеральным закономлицам, признанным беженцами, предоставлена возможность обращаться с заявлениемо предоставлении права на приобретение гражданства Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 13 указанного ранее Закона от 28 ноября1991 г. № 1948-1 гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постояннопроживающие на территории Российской Федерации на день вступления этого Закона,если в течение года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять вгражданстве РФ.
Порядок применения Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации»[21] разъяснен УказомПрезидента РФ от 10 апреля 1992 г., которым утверждено Положение о порядкерассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Так, исходя из смысла п. 1 разд. 2 этого Положения, подтвердитьприобретение гражданства в результате признания может ряд документов, в числекоторых паспорт гражданина СССР со штампом регистрации по месту жительства,подтверждающий постоянное проживание на территории Российской Федерации посостоянию на 6 февраля 1992 г.; свидетельство о рождении и др.
При рассмотрении дел об установлении факта постоянного проживанияграждан-заявителей на территории Российской Федерации суды выясняют, для какойцели необходимо установление этого факта, исследуют доказательства,подтверждающие проживание.
С целью признания гражданином РФ Н.Ш. Тигишвили обратился ссоответствующим заявлением в Советский районный суд г. Владикавказа РеспубликиСеверная Осетия — Алания, который 17 апреля 2002 г. вынес решение обустановлении факта его постоянного проживания с 1991 г. на территорииРоссийской Федерации (в Республике Северная Осетия — Алания). При этом Судисследовал такие доказательства, как:
1) паспорт заявителя, свидетельствующий о том, что он являетсябывшим гражданином СССР и зарегистрирован с 11 апреля 2000 г. в г. Владикавказе;
2) нотариально заверенную копию свидетельства о рождениизаявителя, свидетельствующую о его принадлежности к гражданству РФ, а такжедругие имеющие значение для дела доказательства.
Беженцы могут участвовать в общественной деятельности наравне с гражданамиРФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и еемеждународными договорами. Например, беженец может обращаться с заявлениями иходатайствами в органы государственной власти, участвовать в общественныхобъединениях. В то же время на законодательном уровне права беженца в даннойсфере могут быть ограничены. Так, Федеральным законом от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации»[22]установлен запрет на внесение пожертвований в избирательные фонды кандидатов,зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдумаиностранным гражданам.
Согласно ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица безгражданства (в том числе беженцы) пользуются в Российской Федерации правами инесут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленныхфедеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самымКонституция РФ в качестве общего принципа российского законодательстваустанавливает национальный режим для иностранных лиц и лиц без гражданства,т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.Что касается права беженца добровольно возвратиться в государство своейгражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) либовыехать на место жительства в иностранное государство, то здесь необходимоотметить, что при реализации этого права данное лицо утрачивает статус беженцаи соответственно право пользоваться защитой и покровительством РоссийскойФедерации.
Также в статье 8 Закона «О беженцах» закрепляется целый рядобязанностей. Некоторые из них распространяются на беженцев в силу ихпребывания на территории России, пользования ее защитой и покровительством.Так, обязанность соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФраспространяется не только на граждан РФ, но и на беженцев. Вместе с темсуществуют и специфические обязанности, предусмотренные только для даннойкатегории лиц.
Так, при перемене беженцем места пребывания он обязан сняться сучета в соответствующем территориальном органе миграционной службы, к которомуон был прикреплен, и в семидневный срок после переезда (исключая выходные ипраздничные дни) встать на учет в территориальный орган ФМС России по новомуместу пребывания.
В настоящее время вопросы, возникающие при осуществлении учетаперемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанные с их въездом вРоссийскую Федерацию, передвижением по ее территории при выборе и измененииместа пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом изнее, регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «Омиграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РоссийскойФедерации»[23].Миграционный учет осуществляется в целях систематизации сведений об иностранныхгражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональныхданных), и о перемещениях иностранных граждан, имеет уведомительный характер.
Лица, признанные беженцами, обязаны проходить ежегодный переучет всроки, устанавливаемые территориальным органом ФМС России, в соответствии с ееПриказом от 1 февраля 1999 г. № 5 «Об утверждении Инструкции о проведенииежегодного переучета лиц, признанных беженцами на территории РоссийскойФедерации»[24].
Глава 2. Правовой статус вынужденных переселенцев в
Российской Федерации
2.1 Понятие «вынужденный переселенец». Признание лица
вынужденным переселенцем
Распад Советского Союза и превращение граждан единой страны вжителей независимых государств, вызванные этим миграционные процессы ипотребность обеспечить правовую защиту граждан одной страны — бывшей союзнойреспублики — на территории другой обусловили заключение Российской Федерацией снекоторыми государствами СНГ и Балтии наряду с договорами о правовой помощи иправовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам ряда другихсоглашений, в том числе:
1) о регулировании процесса переселения и защите правпереселенцев,
2) о правовом статусе российских граждан, постоянно проживающих натерритории другой страны — бывшей союзной республики, и граждан этой страны,постоянно проживающих на территории РФ;
3) по вопросам гражданства.
В соглашениях о регулировании процесса переселения и защите правпереселенцев таковыми считаются лица, добровольно покидающие государство своегопроживания и переезжающие на постоянное место жительства на территорию другогогосударства.
Переселенец — это лицо, добровольно покидающее страну своегопроживания и переезжающее в другую страну. Россия заключила с Азербайджаном,Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном, а также сЛатвией соглашения, регулирующие не только процесс переселения, но и вопросызащиты прав переселенцев, в том числе имущественных. Так, в Соглашении сКазахстаном, вступившем в силу в 1999 г., предусмотрено право переселенца навывоз движимого имущества с учетом ограничений, относящихся к вывозу культурныхценностей.
Гражданско-правовые споры в отношении имущества, находящегося натерритории государства выезда, между переселенцами и членами их семей, с однойстороны, и заинтересованными лицами — с другой, решаются в судебном порядке натерритории государства выезда и в соответствии с его законодательством иупомянутыми соглашениями.
Применяется также категория «вынужденные переселенцы». Закон РФ от19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» именует вынужденнымпереселенцем гражданина РФ, покинувшего место жительства вследствиесовершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования виных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию попризнаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, атакже по признаку принадлежности к определенной социальной группе илиполитических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний вотношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественногопорядка.
При наличии обстоятельств, предусмотренных этим определением,вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, вынужденный покинуть: 1)место жительства на территории иностранного государства и прибывший натерриторию РФ; 2) место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывшийна территорию другого. Закон относит к вынужденным переселенцам такжеиностранного гражданина и лицо без гражданства, постоянно проживающих назаконных основаниях на территории Российской Федерации, изменивших местожительства в пределах этой территории по указанным обстоятельствам (ст. 1Закона о вынужденных переселенцах).
Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:
1) совершившее преступление против мира, человечности или другоетяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РоссийскойФедерации;
2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством опризнании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со днявыбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статусабеженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;
3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либовследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера.
Лицо, покинувшее место жительства вследствие совершенного вотношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формахлибо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признакурасовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также попризнаку принадлежности к определенной социальной группе или политическихубеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношенииконкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка ипретендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или черезуполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании еговынужденным переселенцем в территориальный орган федерального органаисполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю инадзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания[25].
Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем,вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в федеральныйорган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций поконтролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по меступредполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство иликонсульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания длянаправления данного ходатайства в федеральный орган исполнительной власти,уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции,или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения.
Решение о регистрации ходатайства принимается территориальныморганом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного наосуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трехдней со дня поступления ходатайства.
При экстренном массовом прибытии на территорию РоссийскойФедерации вынужденных переселенцев прием данных лиц производится в порядке,определяемом постановлением Правительства Российской Федерации. Регистрацияходатайств этих лиц осуществляется незамедлительно.
При положительном решении вопроса о регистрации ходатайствакаждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается илинаправляется свидетельство о регистрации его ходатайства.
Сведения о прибывших членах семьи, не достигших возраста восемнадцатилет, заносятся в свидетельство одного из родителей.
Форма свидетельства и порядок его выдачи определяютсяуполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Свидетельствоявляется основанием для предоставления лицу прав и возложения на негообязанностей, предусмотренных Законом «О вынужденных переселенцах»[26].
В случае, если лицу, претендующему на признание его вынужденнымпереселенцем, отказано в регистрации ходатайства, в течение пяти дней со дняпринятия решения ему выдается или направляется уведомление в письменной форме суказанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.
Не подлежат регистрации ходатайства граждан бывшего СССР,прибывших в Российскую Федерацию по обстоятельствам, предусмотренным п. 1 ст. 1Закона «О вынужденных переселенцах» и не подавших в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации, заявлений или ходатайств о приобретениигражданства Российской Федерации.
Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется всоответствии с Законом «О вынужденных переселенцах».
Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимаетсясоответствующим территориальным органом федерального органа исполнительнойвласти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сферемиграции, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо отвозможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти,уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сферемиграции, в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляетуведомление в письменной форме о результатах рассмотрения ходатайства.
В случаях, когда обстоятельствадела не требуют дополнительного разбирательства, решение принимается в болеекороткие сроки.
При рассмотрении вопроса опредоставлении статуса оценивается вся совокупность факторов и обстоятельств,послуживших основанием для оставления заявителем и членами его семьи прежнегоместа жительства.
При необходимости территориальныйорган миграционной службы запрашивает от заявителя дополнительные материалы,делает запросы в компетентные органы для проверки представленных документов,достоверности сведений, сообщенных заявителем о себе и членах семьи.
Решение о признании или об отказе впризнании лица вынужденным переселенцем принимает руководитель территориальногооргана миграционной службы или его заместитель. Это решение оформляетсяпротоколом, который составляется в произвольной форме. Заявитель извещается орезультатах рассмотрения его ходатайства в течение пяти рабочих дней.
Форма удостоверения и порядок еговыдачи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22февраля 1997 г. № 199 (в редакции Постановления от 20 июня 1997 г. № 764) «Обутверждении порядка выдачи и формы свидетельства о регистрации ходатайства опризнании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденногопереселенца»[27]. Внем устанавливается, что выдача удостоверений осуществляется территориальныморганом миграционной службы в день принятия им решения о признании лицавынужденным переселенцем.
Решение о признании лица вынужденным переселенцем являетсяоснованием для предоставления ему гарантий, установленных Законом «Овынужденных переселенцах», федеральными законами и иными нормативными правовымиактами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовымиактами субъектов Российской Федерации.
Российское законодательство,устанавливая норму, в соответствии с которой вынужденный мигрант не может бытьвозвращен против его воли в страну (беженец) либо на территорию (населенныйпункт) (вынужденный переселенец), которую он покинул, исходит из признанияпринципов и норм международного права. Так, в соответствии со ст. 33 Конвенциио статусе беженцев 1951 года государства, участвующие в Конвенции, обязуютсяникоим образом не высылать или не возвращать беженцев на границу страны, где ихжизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства,принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Приэтом помимо невысылки признается необходимость взаимодействия и содействиягосударств в организации добровольного и индивидуального возвращения, в томчисле с целью воссоединения семей.
Законодатель закрепляет правовынужденных переселенцев на обжалование в административном или судебном порядкерешений и действий органов государственной власти, органов местногосамоуправления, должностных лиц, ущемляющих их права, предусмотренныезаконодательством Российской Федерации.
Детально вопросы обжалованиярешений и действий органов государственной власти, местного самоуправления идолжностных лиц в вышестоящий орган или в суд регламентируются ЗакономРоссийской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суддействий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[28].
В соответствии с этим Закономкаждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, чтонеправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местногосамоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественныхобъединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права исвободы.
Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращениигражданства Российской Федерации.
Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца: 1) привыезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации;2) в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца.
2.2 Права и обязанности вынужденного переселенца
Закон устанавливает определенныеправа и обязанности как в отношении лиц, уже получивших статус вынужденногопереселенца, так и тех из них, кто получил лишь свидетельство о регистрацииходатайства о признании вынужденным переселенцем.
Рассмотрим права и обязанности лица, получившего свидетельство орегистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем. Так, лицо,получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним членысемьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, имеют право на:
1) получение единовременного денежного пособия на каждого членасемьи в порядке и в размерах, которые определяются Правительством РоссийскойФедерации, но не ниже 100 рублей;
2) получение направления территориального органа федеральногооргана исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций поконтролю и надзору в сфере миграции, на проживание в центре временногоразмещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельногоопределения места жительства или места пребывания на территории РоссийскойФедерации;
3) содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к местувременного поселения в порядке, определяемом Правительством РоссийскойФедерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокийинвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокийродитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцатилет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет),получившие свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на компенсациюрасходов на проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к местувременного поселения на территории Российской Федерации в порядке, определяемомПравительством Российской Федерации;
4) проживание в центре временного размещения вынужденныхпереселенцев, получение питания по установленным нормам и пользованиекоммунальными услугами в соответствии с порядком, определяемым ПравительствомРоссийской Федерации, до решения вопроса о признании их вынужденнымипереселенцами;
5) медицинскую и лекарственную помощь в государственных имуниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, иприбывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, обязаны:
1) при нахождении в центре временного размещения вынужденныхпереселенцев соблюдать установленный порядок проживания в нем;
2) проходить обязательный медицинский осмотр в соответствии сзаконодательством Российской Федерации;
3) сообщать федеральному органу исполнительной власти,уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сферемиграции, и его территориальному органу достоверные сведения, необходимые дляпринятия решения о предоставлении им статуса вынужденного переселенца.
Закон «О вынужденных переселенцах» в ст. 6 закрепляет права иобязанности лица, имеющего статус вынужденного переселенца.
Вынужденный переселенец имеет право:
1) самостоятельно выбрать место жительства на территорииРоссийской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемыхему территориальным органом федерального органа исполнительной власти,уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сферемиграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядкомпроживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместноепроживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицамижилой площади;
Регистрация вынужденныхпереселенцев осуществляется на общих основаниях (как и других категорийграждан) паспортно-визовыми службами органов внутренних дел субъектов Федерациив соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации срегистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределахРоссийской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 17 июля 1995 г. № 713 с изменениями, внесенными ПостановлениямиПравительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. № 512, от 14 февраля1997 г. № 172 и от 12 марта 1997 г. № 290.
Конкретизируя вышеназванныеПравила, субъекты Российской Федерации разрабатывают собственные Правиларегистрационного учета, в которых затрагивают вопросы регистрации вынужденныхпереселенцев. Так, в соответствии с Правилами регистрации и снятия гражданРоссийской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по местужительства Москвы и Московской области, утвержденными совместным Постановлениемправительства Москвы и правительства Московской области от 26 декабря 1995 г. №1030-43, обязанность оформления регистрации возлагается на территориальныеорганы внутренних дел Москвы и Московской области. Граждане, признанные вустановленном порядке вынужденными переселенцами и имеющие соответствующееудостоверение, выданное органами миграционной службы г. Москвы или Московскойобласти, регистрируются по месту пребывания в общежитиях, на ведомственнойжилой площади, в центрах временного размещения, а также у родственников.
Однако некоторые регионы, учитываяособенности сложившейся в них социально-экономической и демографическойобстановки, налагают определенные ограничения на осуществление регистрациивынужденных переселенцев, пребывающих на их территории. Так, например,Постановление главы администрации Ростовской области от 7 февраля 1994г. № 27«О мерах по упорядочению приема и обустройства беженцев и вынужденныхпереселенцев в Ростовской области» предусматривает регистрацию для постоянногопроживания указанной категории лиц, только являющихся близкими родственникамижителей области.
При проведении компактногорасселения вынужденных переселенцев перед органами регистрационной службывстает основная задача выбора конкретных регионов, перспективных длярасселения. При выборе принимаются во внимание следующие критерии: наличиесвободных земель, пригодных как для строительства жилья, так и для производственнойдеятельности; необходимость сохранения сложившейся этнической целостностиместного населения.
Федеральная миграционная программауказывает на необходимость совершенствования системы дифференциацииэкономических стимулов в зависимости от предложенных вынужденным переселенцам ивыбранных ими мест для постоянного (временного) проживания в целяхстимулирования переселения на малонаселенные и удаленные территории.
2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своегонового места жительства на территории Российской Федерации получить уфедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органав порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительнойвласти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденныхпереселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселениявынужденных переселенцев[29];
Фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцевпредназначен для проживания вынужденных переселенцев в течение срока действиястатуса вынужденного переселенца. К фонду жилья относятся дома, квартиры,общежития, другие жилые помещения.
Строительство (приобретение) жилых помещений для временногопоселения, их эксплуатация и использование по назначению осуществляются впорядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Использование помещений, арендуемых территориальным органомфедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по контролю и надзору в сфере миграции, для временного поселения,осуществляется на основе договора аренды с собственником имущества.
Создание фонда жилья является расходным обязательством РоссийскойФедерации.
Фонд жилья, за исключением арендуемого, является федеральнойсобственностью и находится в оперативном управлении территориальных органовфедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по контролю и надзору в сфере миграции.
Жилое помещение из фонда жилья может передаваться в собственностьорганам местного самоуправления с сохранением за территориальным органомфедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по контролю и надзору в сфере миграции, права заселения еговынужденными переселенцами на основе договора.
Жилое помещение из фонда жилья предоставляется семье вынужденногопереселенца в порядке очередности, устанавливаемой территориальным органомфедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по контролю и надзору в сфере миграции.
Жилое помещение из фонда жилья не подлежит приватизации, обмену,бронированию, сдаче в поднайм, аренду или субаренду. Лицу, проживающему вуказанном жилом помещении, не разрешаются раздел занимаемой им жилой площади ивселение временных жильцов без разрешения на то территориального органафедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по контролю и надзору в сфере миграции.
3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провозабагажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемомПравительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокийпенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или)инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми ввозрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми ввозрасте до восемнадцати лет) имеют право на компенсацию расходов на проезд ипровоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или кместу пребывания на территории Российской Федерации в порядке, определяемомПравительством Российской Федерации.
Лица, признанные в установленномпорядке вынужденными переселенцами, пользуются не только предоставленными имправами, но и несут возложенные на них обязанности. Прежде всего, как и всеостальные граждане Российской Федерации, они обязаны соблюдать КонституциюРоссийской Федерации и законы. Данная норма основывается на положениях ч. 2 ст.15 Конституции Российской Федерации и носит общеобязательный характер для всехграждан, независимо от особенностей их правового статуса. В случае нарушениянорм Конституции Российской Федерации и законов вынужденные переселенцы,виновные в этих правонарушениях, должны нести установленную законодательствомответственность.
Лица, признанные вынужденнымипереселенцами, также обязаны соблюдать установленный порядок проживания вцентре временного размещения и в жилом помещении из фонда жилья для временногопоселения вынужденных переселенцев.
Вынужденные переселенцы,проживающие в жилом помещении, выделенном из фонда жилья для временногопоселения, обязаны соблюдать Правила пользования жилыми помещениями,утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25 «Об утвержденииПравил пользования жилыми помещениями» (с изм. от 16.01.2008)»[30].
Вынужденный переселенец при перемене места жительства передвыездом обязан сняться с учета в территориальном органе федерального органаисполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю инадзору в сфере миграции, и в течение одного месяца встать на учет втерриториальном органе федерального органа исполнительной власти,уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сферемиграции.
Также вынужденный переселенец обязан проходить ежегодный переучетв сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органаисполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю инадзору в сфере миграции.
Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жиломпомещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев приполучении (приобретении) другого жилья или при завершении строительстваиндивидуального жилья, при утрате или при лишении статуса вынужденногопереселенца, а также в случае, если он отсутствует без уважительных причинсвыше шести месяцев.
Заключение
Существующая на международном уровне проблема беженцев имеетбольшую актуальность для России в силу происходящих в ней экономических,социальных, демографических и иных изменений. Российская Федерация какполноправный член международного сообщества и государство, в которомреализуются установленные демократические процедуры, в своем Основном Законе1993 г. провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшейценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданинаявляются обязанностью государства.
Развивая в дальнейшем эти положения, Конституция РФ провозглашает,что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РоссийскойФедерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев,установленных федеральным законом или международным договором РоссийскойФедерации. При этом исходя из данных положений Основного Закона РоссийскаяФедерация признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласнообщепризнанным принципам и нормам международного права, которые являютсясоставной частью ее правовой системы.
Построение национальных системубежища в духе строгого соответствия международным стандартам в области защитытакой наиболее уязвимой категории лиц как беженцы продолжается и в настоящеевремя, что является неотъемлемой частью процесса формирования демократическогообщества. В связи с этим Россией должна быть выработана такая государственнаяполитика, при которой миграция играла бы важную роль в развитии страны.Эффективная государственная миграционная политика должна быть составным — иочень важным — элементом стратегии развития общества.
Списокиспользованной литературы:
Международныедоговоры и конвенции:
1. Конвенцияо статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.)// Сборник Международных документов.1995. № 2. С.22-29.
2. Европейскоесоглашение об отмене виз для беженцев (Страсбург, 20 апреля 1959 г.)// СборникМеждународных документов. 1995. № 2.
3. УставУправления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по деламбеженцев (14 декабря 1950 г.)// Сборник международных документов. 1991. № 4.С.34.
4. Соглашениемежду Правительством Российской Федерации и Управлением Верховного комиссараООН по делам беженцев (Женева, 6 октября 1992 г.).
5. Соглашениестран СНГ от 24.09.1993 «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам»//Бюллетень международных договоров. № 5, 1995.
6. Протокол,касающийся статуса беженцев от 31 января 1967г. //Гражданин и право. 2002. № 6.
Нормативные акты
7. КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 30.12.2008) //Российскаягазета. 1993. № 237.
8. Гражданскийпроцессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 25.11.2008) //Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
9. Федеральныйзакон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (ред. от23.07.2008) //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации иВерховного Совета Российской Федерации. 1993. № 12. Ст. 425.
10. Федеральныйзакон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерациии въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 03.12.2008) // Собраниезаконодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
11. Федеральныйзакон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан илиц без гражданства в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008) // Собраниезаконодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.
12. Закон«О вынужденных переселенцах» (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательстваРФ. 1995. № 52. Ст. 5110.
13. ЗаконРФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 30.12.2008)// Собрание законодательства РФ. 2002. № 22, Ст. 2031.
14. ЗаконРФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»(ред. от 25.12.2008) //Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
15. УказПрезидента РФ от 31 декабря 2003 г. № 1545 «О внесении изменений в положение опорядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденноеУказом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325» // Собраниезаконодательства РФ. 2004. № 1. Ст. 16.
16. ПостановлениеПравительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 275 «О фонде жилья для временногопоселения лиц, признанных беженцами, и его использовании» // Собраниезаконодательства РФ. 2001. № 16. Ст. 1604.
17. ПостановлениеПравительства РФ от 7 октября 1998 г. № 1162 «О проездном документе беженца»(ред. от 28.03.2008) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 41. Ст. 5030.
18. ПостановлениеПравительства РФ от 22.02.1997 № 199 «Об утверждении порядка выдачи и формысвидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденнымпереселенцем и удостоверения вынужденного переселенца» (ред. от 28.03.2008)//Собрание законодательства РФ. 1997. № 9, Ст. 3055.
19. ПостановлениеПравительства Москвы от 28.06.2005 № 491-ПП (ред. от 29.05.2007) «О Московской городскоймиграционной программе на 2005-2007годы»// Вестник мэра и Правительства Москвы.2005. № 44.
Научные и учебные издания
20. АбрамовВ. А. Правила регистрации граждан по месту пребывания и жительства. – 3- е изд.перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2007.
21. Аналитическийдоклад «Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел инаправления развития» / Под ред. С.Н. Градировского. М., 2005.
22. АндрейцоС.Ю., Казанков А.П., Казанкова М.А. Правовые проблемы беженцев в контекстепроцессов вынужденной миграции. СПб.: Издательство Медицинская пресса, 2005.
23. БасанговД.А. Комментарий к Федеральному закону «О беженцах» (постатейный) / Под ред.Л.В. Андриченко. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
24. ВолобуевВ. П. К вопросу об обеспечении прав граждан Российской Федерации и беженцев прирассмотрении запросов об их экстрадиции в иностранные государства дляуголовного преследования и исполнения приговора суда //Уголовноесудопроизводство. 2006, № 3.
25. ДмитриевА.В. Миграция: конфликтное измерение. М.: Альфа-М, 2006.
26. ЕдгарянА. Центр по приему беженцев в Москве Убежище: Вестник УВКБ ООН в РоссийскойФедерации, январь-март 2005.
27. КлиноваЕ.В. Правовое положение беженцев в странах Европейского союза: статус беженца,право на убежище. М., 2000.
28. КонституцияРоссийской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Под ред.Ю.А. Дмитриева. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
29. ЛукашукИ. И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридическихфакультетов и вузов (издание третье, переработанное и дополненное). – М.:Волтерс Клувер, 2005.
30. ТишковВ.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука, 2001.
Журнальные статьи:
31. ЗемсковаА.В. Направления совершенствования законодательной и правоприменительнойпрактики в области миграции // Юридический консультант. 2006. № 1. С. 16.
32. ПетроваЮ.А. Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2006г. № 109-ФЗ «Омиграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РоссийскойФедерации» (постатейный) //Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007.
33. ВолохВ.А. Совершенствование законодательства о беженцах как важнейший факторформирования государственной миграционной политики Российской Федерации //Право и политика. 2007, № 11. С. 10-11.
34. ЗемсковаА.В. Направления совершенствования законодательной и правоприменительнойпрактики в области миграции // Юридический консультант. 2006. № 1. С. 16.
35. СафоновВ.Е., Искендеров Р.Р. Некоторые проблемы процедуры установления статуса беженцав Российской Федерации // Миграционное право. 2006, № 2.