«На пути к успеху»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Новопетровская средняя общеобразовательная школаУтверждено Педагогическим Советом школы Протокол от «30» августа 2011г. № 1ПОЛОЖЕНИЕо работе обучающихся над рефератом1. Общие положения 1.1. Рефератом обучающегося следует считать краткое изложе­ние в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности. В отличие от других, в том числе письменных творческих работ, выполняемых учениками, реферат имеет регламентированную структуру, содержание и оформление. 1.2. Реферат выполняется под руководством преподавателя, рецензируется и представляется на конкурс учебно-исследова­тельских работ, проходящий в рамках школьной целевой про­граммы «На пути к успеху». Кроме того, реферат может бытьпредставлен для защиты как одна из форм сдачи экзамена по выбору при промежуточной или государственной (итоговой) аттестации.^ 2. Структура реферата Тема реферата может быть предложена как преподавате­лем, так и обучающимся. Во втором случае требуется ее согласование с руководителем. Перечень тем, предлагаемых для защиты, рассматривается на школьных методических объединениях учи­телей-предметников, затем согласовывается с заместителем дирек­тора, куратором данного вопроса, и утверждается директором. В процессе работы над рефератом допускается корректировка выбранной темы по согласованию с научным руководителем. Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам). Его следует составлять из 4 частей: введения, основ­ной части, заключения и списка литературы (библиографии). В зависимости от специфики предмета и тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д. 2.3. Общий объем введения, основной части и заключения дол­жен составлять 10-15 страниц машинописного текста; введение —10-20% объема названных частей; заключение — 10%. 2.4. Формулировка темы и содержание частей реферата должны соответствовать требованиям, перечисленным в Прило­жении 1.^ 3. Оформление реферата Реферат может быть написан от руки или напечатан на любом множительном аппарате и представлен в сброшюрованном виде. Оформление реферата производится в следующем порядке: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, разбитаяна главы и параграфы, список литературы, приложения. Каждая часть начинается с новой страницы. Каждая страница нумеруется в середине верхней строки. Счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются. Страница должна иметь поля слева — не менее 3 см (для подшивки и заметок), справа — не менее 1 см. Записи ведутся четко и аккуратно чернилами одного цвета. Таблицы, схемы, чертежи, графики, имеющиеся в тек­сте, а также возможные приложения нумеруются каждые в отдельности. Они должны иметь название и ссылку на источник данных, а при необходимости и указание на масштабные еди­ницы. В тексте не допускается сокращение названий, наименова­ний (за исключением общепринятых аббревиатур). Титульный лист, список литературы, сноски оформляются на основе Приложений 2, 3, ^ 4. Руководство работой над рефератом и его рецензирование Руководителем реферата является преподаватель школы, специализирующийся в области знания, соответствующего выбран­ной теме. Деятельность руководителя включает: предложение и (или) корректировку темы реферата; обсуждение содержания и плана реферата; рекомендации по подбору литературы; планирование и контроль работы над рефератом; написание рецензии, содержащей анализ реферата и оценку исследовательских качеств учащегося, проявленных в ходе выполнения работы (см. пункт 6.1). Рецензентом является ведущий учитель-предметник либо учитель-предметник, не работающий в данном классе. Рецензент оценивает реферат в соответствии с оговоренными критериями (см. пункт 6.1). Рецензия оформляется на основе Приложения 6.^ 5. Этапы работы над рефератом В процессе выполнения реферата обучающийся под кон­тролем руководителя планирует свою деятельность по этапам и срокам их прохождения. Отступление от сроков может быть отра­жено в отзыве и служит основанием отказа обучающемуся в правепрохождения государственной (итоговой) аттестации в форме защиты реферата. Работа над рефератом может начинаться с 1 сентября теку­щего учебного года. Основными этапами выполнения реферата являются: выбор темы и руководителя и утверждение на научно-методи­ческом совете (сентябрь); составление реферата (октябрь — март); оформление реферата и выступление с докладом по нему на конференции «На пути к успеху» (апрель, май); – подготовка к защите реферата государ­ственной (итоговой) аттестации (май — июнь). На втором этапе руководителем и обучающимся в течение первых двух недель планируется работа над рефератом с учетом времени, необходимого для поисков и проработки литературы, составления чернового варианта и сдачи его на проверку руководителю. Контроль выполнения плана осуществляет руководитель. На третьем этапе обучающийся оформляет окончательный вариант реферата в соответствии с предъявляемыми к нему требо­ваниями, составляет доклад по нему на конференцию. 5.5. На последнем этапе обучающийся готовит выступление к защите на экзамене. К концу этого этапа составляется отзыв.^ 6. Критерии оценки реферата Представленный для составления отзыва и рецензирования реферат оценивается в соответствии с критериями: соответствие темы и содержания реферата уровню учебно-исследовательской работы обучающегося; актуальность и оригинальность темы; степень самостоятельности и глубины аналитических вы­кладок автора реферата в вводной и заключительной ча­стях; объем исследованной литературы и других источников инфор­мации; стиль и грамотность изложения; соблюдение требований к оформлению ученического рефе­рата.^ 7. Процедура защиты реферата Реферат сдается в учебную часть не позднее чем за две недели до экзамена. В течение этого времени члены аттестацион­ной комиссии знакомятся с материалом реферата, рецензент гото­вит заключение. Процедура экзамена состоит из этапов: выступление обучающегося или выпускника с докладом по теме реферата, составленное в соответствии с Приложе­нием 7; ознакомление комиссии с рецензией на реферат; ответы обучающегося или выпускника на вопросы членовкомиссии, поставленные в пределах темы реферата; обсуждение выступления и выставление отметки, склады­вающейся из оценки реферата на основе требовании к нему, оценки выступления (Приложение 7) и оценки ответов обуча­ющегося или выпускника на вопросы, поставленные в ходе защиты. 7.3. Отметка объявляется обучающемуся или выпускнику с мотивировкой ее постановки и заносится в протокол экзамена и классный журнал.^ 8. Порядок хранения и использования реферата 8.1. Реферат, сданный в экзаменационную комиссию, является имуществом школы и хранится в течение трех лет, после чего может быть возвращен автору по его личному требованию либо уничтожен. 8.2. В период хранения реферат может быть выдан автору для работы с ним в читальном зале библиотеки. 8.3. О порядке хранения и использования реферата автор пре­дупреждается на момент получения темы.Приложение 1^ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РЕФЕРАТА 1. Тема реферата должна; – быть грамотно сформулирована; – быть выдержана в рамах исследуемой проблемы; сочетать в себе емкость и лаконичность формулировок; соответствовать уровню учебно-исследовательской работы школьника (недопустимы как чрезмерная упрощенность, так и излишняя наукообразность темы). 2. Вводная часть должна включать: – обоснование актуальности темы реферата с позиции научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность); предмет и объект исследования, проблему, гипотезу исследо­вания; постановку целей и формулирование задач; – краткий обзор и анализ источников информации (ограничение их только учебной и справочной литературой недопустимо). 3. Основная часть реферата структурируется по главам, пара­графам, количество и названия которых определяются автором и руководителем. Подбор материала в основной части реферата должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; демонстрацию автором навыковподбора, структурирования, изложения и критического анализа материала по конкретной теме; выявление собственного мнения обучающегося, сформированного на основе работы с источниками и литературой. Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата. Излиш­няя высокопарность, злоупотребления терминологией, объемныеотступления от темы, несоразмерная растянутость отдельных глав, разделов, параграфов рассматриваются как недостатки основной части реферата. Заключительная часть реферата состоит из подведения итогов выполненной работы; краткого и четкого изложения выводов; анализа степени выполнения поставленных во введении задач. Список литературы к реферату оформляется в алфавитной последовательности. В него вносится перечень всех изученных обучающимся в процессе написания реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и проч.Приложение 2 ^ ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТАМуниципальное общеобразовательное учреждение Новопетровская средняя общеобразовательная школаРЕФЕРАТ ПО БИОЛОГИИ на тему «______________»(государственная (итоговая) аттестация) (школьная целевая программа «На пути к успеху»)Ученицы 11 «А>> класса Ивановой Виктории Ивановны Руководитель Л.Н. Петровас.Новопетровское, 200_ г.Приложение 3^ ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫСписок литературы оформляется в алфавитной последователь­ности. В нем указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации. Каждое наименование нумеруется. Например: • 1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990. 2. … 3…. 4. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев // Рос­сия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. — М., 1991. 5 6. Вадимов А.В. Николай Бердяев: изгнание // Вопросы фило­софии. – 1991. -№ 1. 7…. 8. … 9. Полторацкий Э.Э. Н. Бердяев и Россия (Философия истории России Н.А. Бердяева). — Нью-Йорк, 1967.Приложение 4^ ОФОРМЛЕНИЕ СНОСОКОформление сносок является обязательным и возможно двумя способами: постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей цифрами или звездочками); с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указы­вается номер наименования в списке литературы и цитируемая страница).Приложение 5 ^ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЦЕНЗИИ НА РЕФЕРАТРЕЦЕНЗИЯ на реферат « » Ивановой Виктории Ивановны, ученицы 11 «А» класса Новопетровской средней общеобразовательной школы ^ ТЕКСТ РЕЦЕНЗИИ Дата Рецензент (Подпись) (Расшифровка подписи)Приложение 6ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ ПО РЕФЕРАТУ 1. Выступление по реферату должно содержать: обоснование актуальности темы; изложение поставленных в нем целей и задач; краткий обзор изученных источников и использованной лите­ратуры; описание структуры основной части; сообщение об итогах выполненной работы и полученных выводах; продуманную демонстрацию иллюстративного материала (в тех случаях, где это требуется). Выступление ограничивается во времени — 10-15 минут. Выступление оценивается на основе критериев: соблюдение структуры выступления; соблюдение регламента; умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления; речевая культура выступления; уверенность и убедительность манеры изложения. 4. Ответы на вопросы после выступления должны удовлетво­рять требованиям: соответствия содержания ответов вопросам; корректности при ответе на вопросы оппонентов; – краткости и аргументированности; грамотности речи и стилистической выдержанности изложения.