–PAGE_BREAK– технико-экономических исследований с целью получения убедительных доводов в пользу осуществления инвестиционного проекта, способов его реализации и его рентабельности не только у заказчика (инвестора и его партнеров), но и при необходимости – у внешних структур, принимающих решения р целесообразности реализации этого проекта в данной местности (на данном предприятии). Технико-экономические исследования могут включать в себя патентные, а для масштабных проектов- экологические, социологические и иные исследования. На основе технико-экономических исследований осуществляется предпроектная проработка инженерно-конструкторских, технологических и строительных решений, уточняются все экономические показатели проекта и расчеты по его реализации и эффективности.
Технико-экономические исследования должны обязательно включатьв себя результаты маркетинговых исследований, с учетом которых осуществляется примерный расчет масштабов производства, объема необходимых инвестиций, в том числе из внешних источников финансирования, ожидаемой выручки от реализации проектируемой продукции, текущих затрат на ее производство и реализацию. На основе результатов маркетингового исследования проводятся предварительные расчеты для определения эффективности проекта. Все это осуществляется в виде первого проектного документа обоснования инвестиций – инвестиционного предложения. Цель подготовки инвестиционного предложения – заинтересовать потенциальных инвесторов и, в случае необходимости, провести инвестиционный конкурс.
В результате рассмотрения и принятия инвестиционного предложения определяются организационно-правовая форма реализации проекта, примерный состав инвесторов.
Следующим шагом является разработка технико-экономического обоснования целесообразности инвестиций (ТЭО инвестиций). Оно базируется на принятых заказчиком и одобренных потенциальными инвесторами инвестиционных предложениях и содержит оценки рисков, требуемых ресурсов и ожидаемых результатов. Важное место в ТЭО инвестиций занимает сравнение альтернативных вариантов реализации проекта. Маркетинговая проработка на уровне ТЭО состоит из анализа рынка и формирования комплекса мероприятий по воздействию на рынок. Анализ должен включать в себя характеристику и структуру целевого рынка, данные о потребителях, организации сбыта, социально-экономической среде, конкуренции, расчеты спроса, предложения и емкости рынка, определение планового объема планового объема продаж в стартовый год и прогноз продаж в заключительный год эксплуатации проекта. Синтез комплекса маркетинговых мероприятий начинается с выбора рыночных стратегий проекта. В зависимости от масштабов целевого рынка, степени новизны продукта, освоенности рынка и перспектив его развития необходимо выбрать адекватные стратегии, т.е. пути и методы доведения продукта до потребления. В рамках выбранных стратегий разрабатывается концепция маркетинга, включающая конкретные мероприятия маркетинга, включающая конкретные мероприятия по воздействию на рынок.
Обоснование инвестиций должно учитывать новейшие научно-технические достижения и передовой опыт работы близких по роду деятельности производства, а также перспективы развития данной отрасли.
Если ТЭО инвестиций продолжительно оценивает инвестиционные предложения, то проводится его детальная проработка и разрабатывается ТЭО инвестиционного проекта. Разработка ТЭО проекта позволяет принять решение о финансировании проекта или отказе от него. Если принимается решение о продолжении проекта, то на основе материалов ТЭО и дополнительной информации с целью снижения неопределенности результатов инвестирования составляется бизнес-план проекта. Как правило, бизнес-план составляет та же команда специалистов, которая готовила ТЭО проекта.
Бизнес–план —это документ, содержащий полную системную оценку перспектив инвестиционного проекта. Бизнес-план завершает предынвестиционну. Фазу и является инструментом управления инвестиционным проектом на инвестиционной и эксплуатационной фазах.
Инвестиционная фаза начинается с правой подготовки реализации проекта. Она включает в себя проведение переговоров, подготовку и заключение договоров со всеми участниками разработки и реализации инвестиционного проекта, в том числе:
– заключение кредитных договоров;
– заключение договоров на выполнение контрагентских работ;
– размещение заказов на оборудование и др.
Назначается руководитель проектов, предусматривающих освоение и производство новых изделий, осуществляется научно-техническая проработка проекта, включающая техническую и организационную подготовку производства. На этом этапе подготавливаются техническая документация на новые (инвестиционные) продукты, разрабатываются планы производства, заключаются договоры на поставку комплектующих, осуществляются установка нового оборудования, перепланировка, изменение производственной структуры и структуры управления.
Для инвестиционных проектов, предполагающих изменения на рынке сбыта, осуществляются формирование стратегии сбыта, товаропроизводящей сети, мероприятий по рекламе.
Таким образом, инвестиционный проект может включать в себя следующие документы:
-обоснование инвестиций в составе инвестиционного предложения и технико-экономического обоснования целесообразности инвестиций;
— технико-экономическое обоснование проекта;
– бизнес-план инвестиционного проекта;
– проектно-сметную документацию;
– разрешительно-контрактную и другую документацию, обеспечивающую реализацию инвестиционного проекта.
1.3.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежит оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Общая логика анализа с использованием формализованных критериев в принципе достаточно очевидна – необходимо сравнивать величину требуемых инвестиций с прогнозируемыми доходами. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой является их сопоставимость. Относиться к ней можно по-разному в зависимости от существующих объективных и субъективных условий: темпа инфляции, размера инвестиций и генерируемых поступлений, горизонта прогнозирования, уровня квалификации аналитика и т.п.
К критическим моментам в процессе оценки единичного проекта или составления бюджета капиталовложений относятся: а) прогнозирование объемов реализации с учетом возможного спроса на продукцию (поскольку большинство проектов связано с дополнительным выпуском продукции); б) оценка притока денежных средств по годам; в)оценка доступности требуемых источников финансирования; г)оценка приемлемого значения цены капитала, используемого в том числе и в качестве коэффициента дисконтирования.
Анализ возможной емкости рынка сбыта продукции, т.е. прогнозирование объема реализации, наиболее существен, поскольку его недооценка может привести к потере определенной доли рынка сбыта, а его переоценка – к неэффективному использованию введенных по проекту производственных мощностей, т.е. к неэффективности сделанных капиталовложений.
Что касается оценки притока денежных средств по годам, то основная проблема возникает в отношении последних лет реализации проекта, поскольку, чем дальше горизонт планирования, т.е. чем более протяжен во времени проект, тем более неопределенными и рискованными рассматриваются притоки денежных средств отдаленных лет. Поэтому могут выполняться несколько расчетов, в которых в отношении значений поступлений последних лет реализации проекта могут вводиться понижающие коэффициенты либо эти поступления ввиду существенной неопределенности могут вообще исключаться из анализа.
Как правило, компании имеют множество доступных к реализации проектов, и основным ограничителем является возможность их финансирования. Источники средств существенно варьируют по степени их доступности — наиболее доступны собственные средства, т.е. прибыль, далее по степени увеличения срока мобилизации следуют банковские кредиты, займы, новая эмиссия. Как уже отмечалось выше, эти источники различаются не только продолжительностью срока их вовлечения в инвестиционный процесс, но и ценой капитала, величина которой также зависит от многих факторов. Кроме того, цена капитала привлекаемого для финансирования проекта, в ходе его реализации может меняться (как правило в сторону увеличения) в силу разных обстоятельств. Это означает, что проект, принимаемый при одних условиях, может стать не выгодным при других. Различные проекты неодинаково реагируют на увеличение цены капитала. Так, проект, в котором основная часть притока денежных средств попадает на первые годы его реализации, т.е. возмещение денежных инвестиций осуществляется более интенсивно, в меньшей степени чувствителен к удорожанию цены за пользование источником средств.
С формальной точки зрения любой инвестиционный проект зависит от ряда параметров, которые в процессе анализа подлежат оценке и нередко задаются в виде дискретного распределения, что позволяет проводить этот анализ в режиме имитационного моделирования. В наиболее общем виде инвестиционный проект Р представляет собой следующую модель:
Р= (IC, CF ,n ,r),
I k
Где IC– инвестиция в I-м году, I=1,2…,( чаще всего считается, что m=1 )
CА – приток (отток) денежных средств в к-м году, к=1,2,….n;
n – продолжительность проекта;
r — коэффициент дисконтирования.
Инвестиционные проекты, анализируемые в процессе составления бюджета капиталовложений, имеют определенную логику.
— С каждым инвестиционным проектом принято связывать денежный поток, элементы которого представляют собой либо чистые оттоки, либо чистые притоки денежных средств; в данном случае под чистым оттоком денежных средств в к-м году понимается превышение текущих денежных расходов по проекту над текущими денежными поступлениями( соответственно, при обратном соотношении имеет место чистый приток); иногда в анализе используется не денежный поток, а последовательность прогнозных значений чистой годовой прибыли, генерируемой проектом.
– Чаще всего анализ ведется по годам, хотя это ограничение не является безусловным или обязательным; иными словами, анализ можно проводить по равным базовым периодам любой продолжительности ( месяц, квартал, год, пятилетка и др.), необходимо лишь помнить об увязке величин элементов денежного потока, процентной ставке и длины этого периода.
– Предполагается что весь объем инвестиций делается в конце года, предшествующего первому году генерируемого проектом притока денежных средств, хотя в принципе инвестиции могут делаться в течении ряда последующих лет.
– Приток (отток) денежных средств имеет место в конце очередного года ( подобная логика вполне понятна и оправдана, поскольку, например, именно так считается прибыль – нарастающим итогом на конец отчетного периода).
– Коэффициент дисконтирования, используемый для оценки проектов с помощью методов, основанных на дисконтированных оценках, должен соответствовать длине периода, заложенного в основу инвестиционного проекта (например, годовая ставка берется только в том случае, если длина периода – год ).
Необходимо особо подчеркнуть, что применение методов оценки и анализа проектов предполагает множественность используемых прогнозных оценок и расчетов. Множественность определяется как возможностью применения ряда критериев, так и безусловной целесообразностью варьирования основными параметрами. Это достигается использованием имитационных моделей в среде электронных таблиц.
Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр: а) основанные на дисконтированных оценках; б) основанные на учетных оценках. К первой группе относятся критерии: чистый приведенный эффект; индекс рентабельности инвестиции; внутренняя норма прибыли; модифицированная внутренняя норма прибыли; дисконтированный срок окупаемости инвестиции. Ко второй группе относятся критерии: срок окупаемости инвестиций; коэффициент окупаемости инвестиций.
2. Инфляция – это повышение общего (среднего) уровня цен в экономике или на данный вид ресурса ( продукции, услуг, труда).
При оценке эффективности капитальных вложений необходимо, по возможности или если целесообразно, учитывать влияние инфляции. Это можно делать корректировкой на индекс инфляции (i) либо будущих поступлений, либо коэффициента дисконтирования. Наиболее корректной, но и более трудоемкой в расчетах является методика, предусматривающая корректировку всех факторов, влияющих на денежные потоки сравниваемых проектов. Среди основных факторов: объем выручки и переменные расходы. Корректировка может осуществляться с использованием различных индексов, поскольку индексы цен на продукцию коммерческой организации и потребляемое ею сырье могут существенно отличаться от индекса инфляции. С помощью таких пересчетов исчисляются новые денежные потоки, которые и сравниваются между собой с помощью критерия NPV.
Более простой является методика корректировки коэффициента дисконтирования на индекс инфляции. Прежде всего рассмотрим логику такой корректировки на простом примере.
ПРИМЕР:
Предприниматель готов сделать инвестицию исходя из 10% годовых. Это означает, что 1 млн руб. в начале года и 1,1 млн руб. в конце года имеют для предпринимателя одинаковую ценность. Если допустить, что имеет место инфляция в размере 5% в год, то для того чтобы сохранить покупательную стоимость полученного в конце года денежного поступления 1,1 млн руб., необходимо откорректировать эту величину на индекс инфляции:
1,1 * 1,05 = 1,155 млн руб.
Таким образом, чтобы обеспечить желаемый доход, предприниматель должен был использовать в расчетах не 10%-ный рост капитала, а другой показатель, отличающийся от исходного на величину индекса инфляции :
1,10 * 1,05 = 1,155.
Итак, можно написать общую формулу, связывающую обычный коэффициент дисконтирования (r), применяемый в условиях инфляции номинальный коэффициент дисконтирования (р) и индекс инфляции (i):
1 + р= ( 1+ r)* ( 1+I).
Данную формулу можно упростить.
1+р= (1+r)*(1+I)= 1+ r+ I+ r * i.
Последним слагаемым ввиду его малости в практических расчетах пренебрегают, поэтому окончательная формула имеет вид:
Р= r +I .
Основное влияние на показатели коммерческой эффективности инвестиционного проекта оказывает:
– неоднородность инфляции (т.е. различная величина ее уровня) по видам продукции и ресурсов;
– превышение уровня инфляции над ростом курса иностранной валюты.
Помимо этого, даже однородная инфляция влияет на показатели инвестиционного проекта за счет: изменения влияния запасов и задолженностей ( увеличение запасов материалов и кредиторской задолженности становится более выгодным, а запасов готовой продукции и дебиторской задолженности – менее выгодным, чем без инфляции).
Завышения налогов за счет отставания амортизационных отчислений от тех, которые соответствовали бы повышающимся ценам на основные фонды.
Изменение фактических условий предоставления займов и кредитов.
Наличие инфляции влияет на показатели проекта не только в денежном, но и в натуральном выражении. Другими словами, инфляция приводит не только к переоценке финансовых осуществления проекта, но и к изменению самого плана реализации проекта (планируемых величин запасов и задолженностей, необходимых заемных средств и даже объема производства и продаж).
Поэтому переход в расчетах к твердой валюте или вообще к натуральным показателям не отменяет необходимости учета влияния инфляции. Наряду с расчетами в постоянных или мировых ценах необходимо производить расчет в прогнозах ( в денежных единицах, соответствующих условиям осуществления проекта) ценах с тем, чтобы максимально учесть это влияние.
При уточненной оценке эффективности инвестиционного проекта необходимо учитывать динамику:
– уровня роста/падения отношения курсов внутренней и иностранной валют
– общего уровня цен (общая инфляция);
– цен на производимую продукцию на внутреннем и внешних рынках(инфляция на сбыт);
– цен на используемые ресурсы и комплектующие (по группам, характеризующихся примерно одинаковой скоростью изменения цен);
– прямых издержек (по видам);
– уровня заработной платы – по видам работников( инфляция на зарплату);
– общих и административных издержек ( инфляция на общие и административные идержки);
– стоимости элементов основных фондов (земли, зданий и сооружений, оборудования(;
– затрат на организацию сбыта(в частности на рекламу, транспорт и др.);
– банковского процента.
При практическом расчете, возможно, будут известны не все перечисленные виды инфляции(тем более, их прогноз). В этом случае рекомендуется пользоваться наиболее дробными данными из доступных.
При наличии информации о ценовой политике государства (на период осуществления проекта) расчеты эффективности могут быть выполнены в прогнозных ценах, с использованием диффиренцированных по группам ресурсов(продукции) индексов изменения цен. Однако, во всех случаях для оценки влияния инфляции в нынешних россииских условиях приходится работать с неполной и неточной информацией.
Для того чтобы правильно оценивать результаты проекта, а также обеспечить сравнимость показателей проектов в различных условиях, необходимо максимально учесть влияние инфляции на расчетные значения результатов и затрат. Для этого следует потоки затрат и результатов ( потоки реальных денег – для расчета коммерческой эффективности производить в прогнозных (текущих) ценах, а при вычислении интегральных показателей (интегральный эффект, ЧДД, ВНД, ИД и др.) переходить к расчетным ценам, т.е. ценам, очищенным от общей инфляции.
Расчетные цены приводятся к некоторому моменту времени, т.е. соответствуют ценам в этот момент (хотя могут не совпадать с ними за счет неоднородности инфляции). В Рекомендациях расчетные цены приводятся к моменту t=0 (моменту, предшествующему началу реализации проекта), что необходимо иметь в виду при сравнении проектов с различными сроками их начала.
Приведение цен ресурса «j» в момент t=tн ( заданных (базисных) цен) к ценам того же ресурса в конце t-ого шага 9 прогнозным ценам) производится по формуле:
Цсj(t)= Цj(б)Jj(t,tн),
Где
Цсj(t)- цена ресурса Jна t-ом шаге (прогнозная или текущая цена);
Цj(б)- цена того же ресурса в ценах момента t0 (базисная цена), а Jj(t,tн)- индекс цен на ресурс j, вычисленный с применением формул.
Суммированием (по j) прогнозных цен соответствующих ресурсов на t-ом шаге получаем:
продолжение
–PAGE_BREAK–