Система образования в Республике Казахстан

–PAGE_BREAK–Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира. Ведь по сути, страны конкурируют не только товарами и услугами – они конкурируют системами общественных ценностей и системой образования. Задача вхождения Республики Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена в том случае, если у страны будут высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике, если будет создана эффективная система образования, удовлетворяющая потребностям мировой рыночной экономики.
Современная система образования подкреплена такими документами стратегического характера, как закон «Об образовании» (1999 г.), Государственная программа «Образование» (2000 г.), «Стратегия развития образования до 2010 г.» (2001 г.) и «Государственная программа развития образования на 2005-2010 гг.» (2004 г.). Основной целью модернизации является обеспечение качественного преобразования системы образования Казахстана в условиях рыночной экономики с учетом глобализации. Говоря о глобализации, подразумевается единый международный стандарт, в данном случае стандарт образования.
Основными пунктами, а соответственно и основными направлениями развития высшего образования в Казахстане является обеспечение трехуровневой системы подготовки профессиональных кадров – бакалавриат – магистратура – докторантура (PhD), основанной на системе академических кредитов, аттестация ВУЗов, создание национальной системы оценки качества высшего образования, доступность высшего образования любому гражданину Казахстана, снижение коррупции в вузах. По оценкам Всемирного экономического форума индекса конкурентоспособности экономического развития за 2008 год Республика Казахстан по уровню высшего образования и переподготовки специалистов занимает 59 место против 57 места в 2007 году.
Проведенный сравнительный анализ состояния высшего образования Республики Казахстан с лидирующими странами мира в этой области, показывает, что страны с большим количеством государственных вузов, например, Великобритания – занимающаяся в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности 10 место (имеющиеся 86 государственных вуза против 3 частных вузов), Швеция – 3 место (37 против 10), Финляндия – 2 место (20 против 0), Франция – 18 место (82 против 5), Германия – 8 место (338 против 7) и т.д., зарекомендовали себя как действующие лидеры мирового экономического развития. В достижение всех этих целей, в первую очередь, надо использовать свои собственные природные и трудовые ресурсы. Безусловно, полная интеграция в мировое образовательное пространство требует поднятия системы образования на новый международный уровень.
Республика Казахстан на данный момент испытывает трудности с перенасыщением рынка образовательными учреждениями (вузами) предоставляющими высшее образование. На население чуть больше 15 миллионов в Казахстане приходится 181 вуза, из которых только 51 являются государственными. В то время как в лидирующих странах мира в области образования, в Великобритании на число населения 60,4 миллионов приходится 89 вузов, в Финляндии на 5,2 миллиона приходится 20 вузов, в Чехии на 10,2 миллиона приходится 66 вуза и т.д. В среднем, в странах Восточной Азии, Европы, России и Запада на численность населения от 150 тыс. до 700 тыс. человек приходится один вуз. В среднем в мире соотношение этого показателя составляет 320 тыс. человек против 84 тыс. в Казахстане.   К слову сказать, в 181 казахстанских вузах обучаются свыше 775 тыс. студентов, в то время как в 100 вузах Канады обучаются 1,5 миллионов студентов или в Великобритании в 89 вузах учатся 640 тыс. студентов. Это наглядный пример диспропорции в количестве охвата обучением населении в республике. Другой острой проблемой казахстанского высшего образования является дорогая стоимость образования, которая порой выходит за рамки возможности оплаты для гражданина со средними доходами. Расходы же на образование со стороны Правительство Казахстана в основном ограничиваются в пределах государственных вузов. Тогда как общие расходы на образование со стороны государства в 2007 году составили примерно 3,8 млн. долларов, то в западных странах эти цифры намного выше, в Швеции – 18,5 млн. долларов, в России – 45 млн. долларов, в США – 267 млн. долларов, в Австрии – свыше 15 млн. долларов США. В мировом рейтинге систем высшего образования Канада занимает второе место после США. Это неудивительно: Канада расходует на развитие системы образования больше средств, чем многие другие развитые страны (7,1% от ВВП против среднего показателя в 6,1%).
Расходы на образование у стран, ориентированных на лидерство, растут высокими темпами. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века подчеркивается, что без адекватного высшего образования и современных научно-исследовательских учреждений, создающих критическую массу квалифицированных и образованных людей, ни одна страна не в состоянии обеспечить реального устойчивого развития. Высшее образование приобретает массовый характер. В развитых странах уровень поступления выпускников школ в высшие учебные заведения в среднем составляет 68 процентов, а в Северной Америке — 84. Стремительно растет число студентов. Если в 1960 году, по данным ЮНЕСКО, их насчитывалось в мире 13 миллионов, то в 1997-м количество возросло почти в семь раз и составило 88,2 миллиона. В настоящее время сто миллионов человек обучаются в более 14 тысячах вузах. Среди первых ста лучших — 33 американских университета, 15 — британских, по семь университетов Австралии и Новой Зеландии, по пять — Швейцарии и Франции и по три — Гонконга, Японии, Канады и Германии. Лидеры высших учебных заведений мира — Гарвард, Кембридж и Оксфорд.
Одной из главных проблем высшего образования является его недоступность, а точнее дороговизна. Согласно статистическим данным из 16 миллионов населения только 15 процентов казахстанцев находятся в возрастной группе, вовлеченной в образовательный процесс. На самом деле реальное число желающих получить высшее образование в стране значительно выше. Например, в сельской местности, аулах много талантливой молодежи, которая в силу финансовых проблем не состоянии получить высшее образование.
Преемственность знаний и свободный доступ к образованию является условием развития любой цивилизации. Когда государство сознательно превращает образование в сферу извлечения прибыли, это не только пагубно сказывается на качестве образования, но неотвратимо ведет к деградации государства.   Одним из важнейших направлений развития образования являются вопросы международного сотрудничества, главной задачей которого является интеграция системы образования Казахстана в мировое образовательное пространство. Международное сотрудничество в области образования регулируется законодательством РК и осуществляется на основе международных договоров, соглашений и конвенций. Взяв за основу реформирования мировой стандарт образования, необходимо использовать опыт индустриально развитых стран, давно осознавших роль образования в развитии государства.
В области высшего образования немало проблемных ситуаций, в разрешении которых опыт зарубежных стран, можно смело применять на практике и у нас. Среди них – вездесущая проблема недофинансирования. Решив ее можно одним махом разрешить несколько, очень важных для развития высшего образования, проблем. Это вызванная низкой заработной платой так называемая «утечка мозгов», причем не столько за границу, сколько в различные коммерческие структуры. “Кадровый голод” касается не только профессорско-преподавательского состава, но и потенциальных преподавателей, ученых из числа студентов, предпочитающих зарабатывать деньги, а не развивать отечественную науку. Для сравнения в Южной Корее заработная плата молодого преподавателя составляет 2000-2500 долларов США, что в полтора раза выше средней по стране.  Недостаток финансирования сказывается также на материально-технической оснащенности высших учебных заведений и, что сегодня наиболее актуально, на внедрении информационных технологий в сферу образования. Как известно, модернизация в современном мире в большей степени подразумевает собой информатизацию. А введение таких новшеств, как дистанционное обучение, вообще немыслимо без внедрения информационных технологий.
Сегодня, в период становления информационного общества, когда для успешного функционирования государства необходимо эффективное использование и дальнейшее развитие высоких технологий, нехватка специалистов технического профиля является для Казахстана серьезной проблемой.
Казахстан унаследовал в основном принципы и методику советского образования и педагогики. Что касается естественных, точных и технических наук, то здесь сохраняется относительно высокий уровень количественного и качественного состояния образования. Изменения здесь незначительны, за исключением невостребованности специалистов в области этих наук, что ведет к “утечке мозгов из республики.
Вместе с обновлением в Казахстане также наблюдается резкий спад образовательного уровня населения. Это связано с двумя факторами. Первое, это маргинализация постсоветского общества, которая не могла не затронуть учебные заведения. В результате этого процесса увеличивается число вузов с низким уровнем основного контингента преподавателей и выпускниками, далеко не все из которых умеют грамотно читать и писать. Второе — материальное неблагополучие населения, что является основой полуграмотности и нового витка невежества в обществе.
В системе высшего профессионального образования увеличивается разрыв во взаимодействии вузов с сектором науки, производством и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса и практической подготовки будущих специалистов.  Немало вопросов вызывает и методика определения рейтинга вузов Казахстана. В основном она базируется на количественных показателях. В методике определение рейтинга вузов не рассмотрено как базовая категория качество преподаваемых программ и знания студентов. Содержание рейтинга не интерпретировано отчетливо. В методике определение рейтинга вузов используется ограниченный набор показателей и численность методов сбора данных. Сравнительный анализ методики определение рейтинга вузов Казахстана с другими зарубежными методиками позволяет выявить различия в содержании показателей и критерий. В целом анализ критериев рейтинга позволяет констатировать то, что данная методика определения рейтинга вуза Казахстана требует существенных доработок и внесения изменений и дополнений в некоторые индикаторы, а также добавления новых показателей. Как сказал глава государства Н.А. Назарбаев на совещании о ходе реализации Госпрограмм в сфере здравоохранения и образования, необходимо внедрить в сфере высшего образования международную оценку качества отечественного высшего образования. Для этого казахстанским вузам необходимо участвовать в международных рейтингах высшего образования. В подготовке кадров с высшим образованием происходит «вымывание затратных специальностей», в частности, естественно-научного и технического направлений, без чего невозможно научно-техническое развитие общества. Абсолютная часть специалистов заканчивает образование после первой ступени высшего многоуровневого образования, что существенно снижает общий уровень высшего образования в республике.  В системе профессионального образования не уделяется необходимое внимание обучению трудовым навыкам и их совершенствованию. Нет достаточных исследований этой проблемы, на основании которых следовало бы создать условия, обеспечивающие гибкость, обновление и продуктивность образовательного процесса, передачу необходимых умений и навыков, учитывающих требования изменяющегося рынка труда.
Министерству образования и науки необходимо признать, что нынешняя система высшего образования в Казахстане является неэффективной и дискриминационной. Она сформировала неравные условия для различных социальных слоев, снизила образовательный уровень населения и стала причиной беспрецедентной коррупции.
Государству в ближайшее время надо провести аттестацию вузов, посредством которого должны остаться на рынке образовательных услуг лишь конкурентоспособные. Ранее принятые Министерство образования и науки Республики Казахстан меры по сокращению количество вузов в Республике Казахстан на данный момент не дают никаких положительных результатов. До сих пор численность вузов не уменьшилась.  Для того, чтобы поднять высшее образование в Казахстане на новый международный уровень, необходимы постоянные и стабильные инвестиции в сферу образования и науки, которые помогут максимально увеличить возможности по подготовке конкурентоспособных отечественных кадров. Это касается в первую очередь оплаты работы профессорско-преподавательского состава. Только путем увеличения заработной платы преподавателей и принятием жестких административных мер, коррупция в вузах может быть снижена. Должны быть приняты все необходимые меры по модернизации системы высшего образования в стране, в особенности стоит уделить внимание политике повышения качества образовательных услуг и их доступности всем слоям населения.

2. Реформирование системы образования в соответствие с мировыми стандартами
2.1 Международные критерии образования
Интеграционные явления, происходящие в современном мире, коснулись всех сторон жизнедеятельности общества. Государство, которое имеет намерение идти в ногу с международными процессами, уделяет пристальное внимание всем проявлениям глобализации, ставшим уже неизбежностью. В быстро меняющемся мире, возможно, не столь важно быть впереди по показателям социально-экономического развития, а важнее быть гармонизированным в общемировые тенденции.
Образовательные системы зарубежных государств за последние 10–15 лет совершили резкий скачок в своем развитии. Общество всегда заинтересовано в высокообразованных гражданах, ибо только такие люди способны развивать и обеспечивать общественный прогресс. Рынок и вся его инфраструктура всегда нуждается в квалифицированных специалистах, имеющих профессиональные навыки и знания. Только в этом случае конкуренция будет развивать как сами рыночные отношения, так и обеспечивать прогресс общественных отношений. Личность так же имеет потребности в своем развитии, которое реализуется благодаря образованию.
Однако система образования Казахстана не всегда отвечает соответствием индивидуальным, личным потребностям в образовании. Отечественная система образования базировалась на нормативном подходе, была жестко регламентированной, и обучающемуся сверху указывала «что учить» и «как учить». Содержание наших образовательных программ состояло из множества предметов и дисциплин, которые не всегда представляли интерес для обучающихся. И хотя законодательно был провозглашен демократический принцип управления системой образования, подразумевающий расширение академических свобод и полномочий организаций образования, но это так и осталось нормативной декларацией. Более того, в самом Законе Республике Казахстан «Об образовании» (1999 года) не определено понятие «академическая свобода».
Образование вошло в число основных государственных приоритетов многих стран мира Большинство из них сегодня приступили к радикальным изменениям, стремясь создать гибкую мобильную систему высшего образования, отвечающую новым требованиям в условиях глобальной конкуренции. При этом главную цель – повышение адаптационного потенциала вузов планируется достичь через обновление инфраструктуры, методов и технологии обучения, совершенствование педагогического процесса, улучшения качества преподавательского состава. Развитие отдельных отраслей и экономики в целом невозможно без совершенствования образовательной системы для подготовки высококвалифицированных кадров, соответствующих требованиям рынка.
Процесс интернационализации проявляется в разработке общих стратегий и принципов развития высшего образования. Такие тенденции отчетливо проявляются в образовательной политике ЮНЕСКО, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), Европейского Союза, ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе).
Подписание Казахстаном Лиссабонской Конвенции делает нашу страну участницей целого ряда международных соглашений, проектов и программ. Концепция развития системы образования в Республике Казахстан до 2015 года как основополагающий методологический документ процесса модернизации всей системы образования отражает современные тенденции ее развития.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Образование должно создавать условия и гарантии качества, что достигается путем сертификации систем менеджмента качества, преподавателей вузов и аккредитации образовательных программ. Аккредитация организаций образования является процедурой признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным требованиям и стандартам с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов их усовершенствования.
В Казахстане в 2001 году как один из видов государственного контроля впервые введена Государственная аккредитация вузов. Было аккредитовано 59 вузов РК. Аккредитация проводилась по количественным показателям. Но это оказалось дублированием процедуры государственной аттестации организаций образования, в связи с этим в 2001 году она приостановлена.
Внедрение международной модели аккредитации в Казахстане начинается с 2008 года. Планируется проведение специализированной аккредитации по 10 образовательным программам, институциональной аккредитации 5-ти ведущих вузов Республики Казахстан. На сегодняшний день выделены финансовые средства из республиканского бюджета объемом 35 млн. 803 тыс. тенге.
Внедрение международной модели аккредитации позволит:
– перейти от старой системы оценки качества образования к системе, признанной и широко практикуемой в США и развитых европейских странах;
– заимствовать передовую международную методологию и технологию, обеспечив академическую мобильность студентов и преподавателей вузов;
– предоставить объективную информацию обществу о соответствии качества подготовки специалистов в отечественных вузах современным требованиям.
В рамках проекта разработки системы обеспечения качества высшего образования в Республике Казахстан определены пилотные вузы:
1. Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина (г. Астана);
2. Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева (г. Алматы);
3. Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза (г. Караганда);
4. Инновационный Евразийский университет (г. Павлодар);
5. Академия бизнеса моды «Сымбат» (г. Алматы).
Основные цели внедрения аккредитации:
– внедрение международной модели аккредитации в контексте Болонского процесса (Стандарты и руководящие принципы);
– повышение конкурентоспособности национальной системы высшего образования;
– оказание помощи и поддержки вузам в разработке собственных систем обеспечения качества;
– содействие совершенствованию качества подготовки студентов;
– учет и защита интересов общества и прав потребителей, путем предоставления достоверной информации о качестве образовательных услуг;
– публичное распространение информации о высших учебных заведениях, прошедших независимую экспертизу – аккредитацию.
Принципы аккредитации: добровольность, независимость; объективность; гласность и прозрачность. Для коллегиального и гласного рассмотрения вопросов сертификации аккредитационного органа в области образования планируется создание Национального совета по аккредитации. В состав Национального совета по аккредитации будут входить представители МОН РК, аккредитационных агентств, вузов, неправительственных организаций, студенческих организаций. НАЦ разработал стандарты и критерии оценки деятельности организации образования, в которой принимали участие вузы Казахстана, студенты и другие заинтересованные лица. Проведена экспертиза стандартов и критериев международными экспертами проекта ТАСИС «Поддержка развития и мониторинга системы обеспечения качества в сфере высшего образования в Казахстане». Стандарты институциональной аккредитации разработаны в соответствии с международной моделью на основе стандартов и руководящих принципов ЕПВО и стандартов американских региональных агентств:
1. Общий стандарт – Основные положения по институциональной аккредитации.
2. Стандарт 1 – Миссия, цели и задачи.
3. Стандарт 2 – Планирование и эффективность.
4. Стандарт 3 – Руководство и менеджмент.
5. Стандарт 4 – Образовательные программы и их эффективность.
6. Стандарт 5 – Профессорско-преподавательский состав и эффективность преподавания.
7. Стандарт 6 – Студенты.
8. Стандарт 7 – Научно-исследовательская работа.
9. Стандарт 8 – Финансирование и финансовая устойчивость.
10. Стандарт 9 – Ресурсы: материально-технические, библиотечные и информационные.
Аккредитации вузов осуществляется по следующим этапам:
– подача заявления;
– заключение двухстороннего контракта;
– процедура самооценки организации образования с составлением отчета;
– представление отчета о самооценке в аккредитационный орган;
– рассмотрение отчета о самооценке в аккредитационном центре;
– разработка рекомендаций аккредитационным центром по представленному отчету о самооценке;
– процедура внешней оценки – посещение вуза и отчет экспертов;
– рассмотрение аккредитационным центром отчета о внешней оценке, рекомендаций экспертов и подготовка материалов для рассмотрения вопроса об аккредитации вуза аккредитационным советом;
– рассмотрение вопроса об аккредитации вуза и принятие окончательного решения аккредитационным советом;
– публикация отчета;
– последующие процедуры для проверки устранения замечаний.
Срок рассмотрения аккредитационным центром отчета о самооценке, посещения вуза экспертами и принятия решений должен составлять не менее одного года. Срок действия аккредитации – 5 лет.
В РК внедрение институциональной аккредитации планируется проводить по следующим шагам:
1. Проведение семинаров для руководителей вузов.
2. Проведение семинаров для представителей вузов с целью подготовки отчетов самооценки в соответствии со стандартами институциональной аккредитации
Подготовка к институциональной аккредитации включает разработку:
– методических пособий к стандартам институциональной аккредитации.
– кодекса этики для эксперта при проведении внешней оценки.
В целом, при аккредитации вузов выполняются следующие задачи:
– проведение консультации признанными зарубежными аккредитационными агентствами для осуществления международной аккредитации ведущих вузов страны в 2008–2010 годах;
– создание научно-методических и правовых основ институциональной и специализированной аккредитации вузов и образовательных программ;
– совершенствование процедуры аккредитации и разработка новых критериев оценки деятельности вуза;
– проведение аккредитации вузов Национальным аккредитационным центром и другими аккредитационными агентствами.
Система обеспечения качества состоит из внутренней и внешней оценки качества. Внутренняя оценка качества основана на аудите, SWOT-анализе, самооценке, мониторинге.
Внешняя оценка качества основана на требованиях аккредитации (национальной и зарубежной), госаттестации, государственного образовательного стандарта РК и международных агентств по стандартизации. В целом, объектами качества выступают: студенты, преподаватели, учебные материалы. В этой связи повышению качества способствует:
– система по работе со студентами (система по изучению мнения студентов);
– работа с выпускниками (трудоустройство, обратная связь);
– работа с работодателями (выявление потребностей, запросов и требований к молодым специалистам).
В то же время связь с индустрией имеет определенные преимущества для вуза:
1. Совместная научная работа с предприятиями.
2. Доступ к современной технике и оборудованиям.
3. Профессиональная ориентированность программ.
4. Возможность трудоустройства выпускников.
5. Консультативная работа для ППС.
6. Возможность переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятии в вузе.
7. Совместная работа в реальной научно-технологической среде.
Для индустрии также есть свои преимущества: привлечение консультантов из вузов, подготовка и переподготовка специалистов в вузе, совместная исследовательская работа по развитию бизнес-структуры, хорошо подготовленные выпускники вуза.
Таким образом, для Республики Казахстан развитие науки и образования становится неотъемлемым условиям повышения конкурентоспособности экономической системы, способом занять достойное место на региональном и мировом уровнях, укрепить государственность и развивать национальные интересы.

2.2 Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы разработана в соответствии с Посланием Президента от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации». Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью кардинальных преобразований, направленных на повышение качества образования, решение стратегических задач, стоящих перед казахстанской системой образования в новых экономических и социокультурных условиях.
Программа будет реализовываться в два этапа: первый этап – 2005-2007 годы, второй этап – 2008-2010 годы. Общая сумма расходов, необходимых для реализации Программы, составит 330 812,0 млн. тенге в базовых ценах 2004 года. Однако, самой проблематичной задачей в реализации национальной модели образования Казахстан станет изменение менталитета, сознания педагогов в воспитании индивидуальности личности.
Концепция предполагает переход на пятиступенчатую систему обучения: начальное образование — среднее образование — послесреднее образование — высшее образование — послевысшее образование.
Согласно проекту Концепции, обучаться казахстанские дети будут с шести лет, и при получении полного среднего образования продолжительность обучения составит 12 лет.
Дошкольной подготовкой будут охвачены пятилетние дети, для которых предусматриваются развивающие и игровые формы обучения. Изучение информатики и иностранных языков предлагается ввести со второго класса.
В Казахстане, по сравнению с 2000 годом, количество дошкольных организаций выросло на 12 единиц (1 %), в то время как контингент в них вырос на 25421 ребенка (18,7 %), что свидетельствует о дисбалансе между ростом востребованности в дошкольном воспитании и обучении и возможностями удовлетворить эту востребованность. В результате на 100 мест в дошкольной организации приходится от 105 до 130 детей. В целом по республике около 22 тыс. детей стоят в очереди на устройство в дошкольные организации, 127 тыс. пяти- шестилетних детей должны быть охвачены программами предшколы.
В системе дошкольного воспитания и обучения будут:
·                   разработаны нормативная правовая база и научно-методические основы по развитию организаций дошкольного образования как социального института, предоставляющего женщинам возможность;
·                   расширится сеть дошкольных организаций за счет строительства детских садов и создания дошкольных мини-центров на базе организаций образования.
Основная школа (5-10 классы) предполагает получение общеобразовательной подготовки, необходимой для продолжения образования. Развитие наклонностей и способностей школьников будет обеспечиваться через организацию курсов по выбору предпрофильной подготовки. В республике функционируют 3687 (44,6 %) общеобразовательных школ с казахским языком обучения, 2069 (26,1 %) школ с казахским и русским языками обучения. Ежегодно увеличивается контингент учащихся школ с государственным языком обучения. Если в 2000 году на государственном языке обучались 52,1 %, то в настоящее время – 54,8 % школьников. Действуют школы с родными языками обучения — узбекским, уйгурским, немецким, таджикским, украинским и другими. В общеобразовательных школах республики работает более 270 тысяч педагогов.
В среднем образовании будут:
·                   созданы нормативные правовые и организационные условия перехода на 12-летнее обучение;
·                   изменены принципы организации обучения и роли ученика в нем от пассивного «получателя» знаний, умений и навыков к активному субъекту образовательного процесса;
·                   внедрены новые педагогические, информационные и здоровьесберегающие технологии обучения;
·                   ежегодно будут проходить повышение квалификации 54 тысячи педагогов, в том числе 31 тысяча за счет средств государственного бюджета.
В профессиональном образовании:
·                   повысятся доступность и престиж профессионального образования;
·                   укрепятся связи системы технического и профессионального образования с работодателями и субъектами малого и среднего бизнеса;
·                   будут созданы новая учебная, учебно-методическая литература;
·                   будет внедрена кредитная система обучения;
·                   будет создана система содействия трудоустройству молодых специалистов, их переподготовки, формирования готовности к профессиональному самоопределению, в том числе к открытию собственного дела;
Система высшего образования Республики Казахстан представлена 180 высшими учебными заведениями и 86 филиалами вузов. 9 ведущих университетов имеют особый статус. На сегодняшний день из 41 тысячи человек профессорско-преподавательского состава вузов страны — 2520 имеют степень докторов и 11610 кандидатов наук. Численность студентов на 10000 человек населения увеличилась с 257 человек в 2000-2001 учебном году до 439 в 2003-2004 учебном году.
Послевузовское образование включает подготовку магистров на базе вузов и научно-исследовательских институтов по специальным программам для научной и производственной сфер деятельности.
Вторая ступень послевузовского образования, представленная в концепции — докторские программы, сочетающие оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью. Введение этих программ сократит сроки подготовки и присуждение высшей ученой степени, что повысит интерес молодежи к научной работе и кардинально решит проблему «старения» научных кадров.
В системе высшего и послевузовского образования:
·                   будут создаваться условия по присоединению Казахстана к Болонскому процессу;
·                   в результате повышения квалификационных требований к кадровому и материально-техническому обеспечению вузов будет упорядочена сеть гражданских высших учебных заведений и их филиалов;
·                   будет ежегодно разрабатываться до 100 наименований учебников, учебно-методических пособий и учебно-методических комплексов для вузов, приобретаться более 300 наименований зарубежной учебной литературы;
·                   будут осуществлены поэтапная трансформация аспирантуры, традиционной докторантуры в докторантуру Ph.D и полный переход на трехуровневую систему подготовки кадров (бакалавриат — магистратура-докторантура);
·                   ежегодный прием по новым программам по государственному заказу в магистратуру будет составлять более 2500 человек, в докторантуру Ph.D – 100 человек;
·                   на базе 5 вузов будут созданы центры по подготовке докторов Ph.D в партнерстве с ведущими зарубежными вузами, имеющими аккредитованные докторские программы;
·                   в лучшие вузы Восточной Европы, России ежегодно будут направляться 3 тысячи граждан Казахстана для обучения по программам высшего профессионального образования.
    продолжение
–PAGE_BREAK–В результате реализации Концепции будет создана образовательная система, обеспечивающая опережающее развитие человеческих ресурсов и равностепенную интеграцию Казахстана в мировое образовательное пространство.

2.3 Опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в Казахстане
Развитие и применение дистанционных образовательных технологий приобретает все возрастающее значение. Прогресс в этой области является важным фактором реформирования и совершенствования отечественной системы образования, приведения ее в соответствие международным требованиям и интеграции в международное образовательное пространство. Его обеспечение следует рассматривать как насущную задачу и один из главных аспектов государственной политике в сфере образования, в полной мере соответствующие стратегической цели вхождения Казахстан в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, намеченной Главой государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.
В Казахстане достаточно сил, ресурсов и высококвалифицированных специалистов, чтобы решить эти задачи. Необходима лишь тщательная и обстоятельная их проработка и корректировка по ходу реализации. Ж.К. Туймебаев В этом и состоит назначение семинаров, которые проводит Министерство образования и науки по данной проблематике. Мы должны сообща решать эту сложную проблему. Все присутствующие должны стать активными участниками созидательного процесса построения развитой и высокоэффективной системы дистанционного образования в стране, приложить все усилия для достижения этой цели во благо и процветание Казахстана.
Позвольте выразить уверенность, что результаты нашего семинара будут содержательными и плодотворными.
 Для Казахстана широкомасштабное внедрение высокоэффективных технологий дистанционного образования представляет актуальную и назревшую задачу, к решению которой созданы реальные предпосылки. Об этом говорят следующие факты.
В настоящее время грамотное население Казахстана составляет 99,5 %. По этому показателю мы занимаем 14 место среди 177 стран мира. Согласно данным Института статистики ЮНЕСКО, в ходе международного мониторинга «Преодоление неравенства: важная роль управления» Казахстан занял 1-е место среди 129 стран по индексу развития образования для всех по таким показателям, как «Охват начальным образованием», «Уровень грамотности для взрослых», «Гендерный индекс», «Доля доучившихся до 5-го класса». По индексу человеческого развития (ИЧР) наша страна за 12 лет продвинулась с 93 на 73 место. Все это свидетельствует о том, что население республики в целом подготовлено для внедрения новых образовательных технологий, основанных на современных достижениях научно-технического прогресса, в первую очередь, информационных и телекоммуникационных технологиях.
Наряду с этим достаточно подготовлена сама система образования, на развитие которой государством выделяются средства в значительных и всевозрастающих объемах. Так, в прошлом 2008 году государственные расходы на образование возросли более чем в 2,8 раза по сравнению с 2004 годом. Их доля в общем объеме ВВП составила 3,7 %, что является высоким показателем.
 В рамках реформирования системы образования создана обновленная нормативно-правовая база, основу которой составляют: новый Закон РК «Об образовании», принятый в июле 2007 года;
Государственная программа развития образования в РК на 2005-2010 годы;
Государственная программа развития технического и профессионального образования на 2008-2012 годы; Государственная программа «Комплексная информатизация системы образования РК на 2007-2010 годы».
Параллельно разработана нормативно-правовая база дистанционного обучения. В частности, приняты и уже применяются на практике Государственный стандарт РК «Технические и программные средства дистанционного обучения» СТРК 34.016-2004, Государственный стандарт образования РК «Информационная технология. Электронное издание» СТРК 34.017-2005, ГОСО РК 5.03.004-2006 «Организация дистанционного обучения. Основные положения». 19 вузам республики разрешена дистанционная форма подготовки в режиме эксперимента.
В стратегическом плане МОН РК на 2009-2011 годы запланировано создание единой информационной системы образования, которая предполагает комплексное решение проблемы подключения организаций образования и органов управления образованием в общую корпоративную компьютерную сеть с единым центром управления. Данная сеть станет основой общегосударственной телекоммуникационной инфраструктуры для внедрения и поддержки IT-технологий в системе образования.
В соответствии с поручением Главы государства с 2007-2008 учебного года в учебный процесс организаций образования внедряются системы обучения в режиме он-лайн.
В настоящее время разрабатывается долгосрочная программа развития образования до 2020 года, в которой вопросы информатизации образования, в том числе внедрение дистанционных образовательных технологий, рассматриваются в качестве приоритетных.
Современное образование на основе дистанционных IT-технологий выходит за пределы отдельных государств, трансформируясь в открытое, которое характеризуется как образование «без стен и границ». Это большой прорыв, обеспечивающий возможность получения высококачественного образования для любого человека по всему миру, вне зависимости от его местонахождения и проживания. Одновременно это дополнительная возможность для каждой страны заявить о себе в международной среде, распространить свое культурное и политическое влияние, повысить свою конкурентоспособность.
Для Казахстана внедрение высококачественных дистанционных образовательных технологий и открытое образование это еще и решение важной социальной проблемы. Наша республика имеет большую территорию, которая при относительно малой численности населения обуславливает его низкую плотность по стране. Значительная часть населения проживает в селах и населенных пунктах, удаленных от городов, областных и районных центров. Имеются поселения, в которых функционируют малокомплектные школы. Есть и такие, где имеются только начальные школы. С появлением мелких крестьянских хозяйств и животноводческих ферм на удаленных пастбищах образуются семейные группы, в которых дети не имеют возможности посещать школу. В таких случаях обеспечить население даже обязательным общим средним образованием становится сложной проблемой. К этому надо добавить инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями, также испытывающими затруднение в получении образования.
Похожие проблемы наблюдаются в профессиональном образовании. Организации технического профессионального образования (колледжи и вузы) сосредоточены преимущественно в больших городах, где имеются высококвалифицированные преподавательские кадры. Между тем на периферии ощутим дефицит специалистов всех категорий, который не может быть удовлетворен без решения вопроса о предоставлении возможности получить полноценное профессиональное образование населению на местах.
Это значимые социальные проблемы, в которых присутствует элемент нарушения конституционных прав отдельных категорий граждан и дискриминации их по признаку места проживания и физического здоровья. Понимая это, государство изыскивает возможности и предпринимает все меры для решения данных проблем. При этом в качестве приоритетного направления рассматривается внедрение дистанционных образовательных технологий.
Практика показывает, что лидирующее положение в этом вопросе занимают организации образования, реализующие программы высшего образования. На текущий момент в большинстве вузов, в той или иной мере, в той или иной мере, внедрены элементы дистанционного обучения на основе современных информационных технологий и телекоммуникационных систем. Создаются и внедряются электронные и образовательные ресурсы в виде электронных обучающих систем, виртуальных лабораторий и тренажеров, электронных учебников и др.
Сегодня практически каждый вуз имеет свое представительство в глобальной сети Интернет, что позволяет внедрять элементы дистанционного обучения. Остается проблемой лишь низкая активность отдельных вузов, что может быть объяснено отсутствием в их распоряжении достаточно развитой ресурсной базы и высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий и дистанционного обучения.
Наиболее продвинутыми по части внедрения технологий дистанционного обучения можно считать такие вузы, как КазНТУ им. К. Сатпаева, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, Атырауский институт нефти и газа, Карагандинский государственный технический университет, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, Южно-Казахстанский государственный университет им М. Ауезова.
В системе общего среднего образования также могут быть отмечены определенные достижения.
На сегодня более 60% предметов школьного содержания переведены в цифровой формат. Для сравнения, в Эстонии этот показатель составляет 80%, в Голландии — 96%.
В порядке исполнения поручения Главы государства по внедрению систем обучения в режиме он-лайн, в 2007 году 1600 школ республики были оснащены интерактивными кабинетами, в 2008 году — еще порядка 1000 школ. Ведется работа по созданию казахстанского ресурса для интерактивных уроков на трех языках. Осуществляется планомерная подготовка педагогических кадров по использованию интерактивных технологий в образовательном процессе.
3 сентября 2007 года Президент Республики Казахстан провел интерактивный урок для учащихся 1000 общеобразовательных школ по всей стране. С прошлого учебного года такие уроки стали еженедельно проводить лучшие учителя республики. В настоящее время государственные органы на уровне министерств и агентств еженедельно проводят интерактивные уроки, посвященные Посланию Главы государства. В ближайшей перспективе планируется проведение подобных интерактивных занятий обладателям гранта «Лучший преподаватель года».
В рамках Программы снижения информационного неравенства в республике создан казахстанский образовательный портал. Его основным назначением является обеспечение коммуникационной связи для всего населения с МОН РК, реализация оперативного обмена информацией между регионами, автоматизация ряда важных процедур информационного взаимообмена. Через портал предполагается осуществление Интернет — вещания образовательных программ учебного телевидения.
В настоящее время в министерстве рассматривается вопрос внедрения образовательной модели электронного обучения «1 учебник: 1 компьютер» для начальных классов школы, которая применяется в технически развитых странах. Данная модель предполагает создание обучающей среды, в которой общение учащегося с компьютером происходит «один на один». При этом предусматривается использование специально разработанного компьютера ноутбука.
С учетом накопленного опыта в области электронного и дистанционного обучения, определены базовые ориентиры долгосрочной программы развития образования до 2020 года в части информатизации образования. Данной программой предусматривается, что к 2020 году казахстанская система образования будет функционировать как часть единого мирового информационно-образовательного пространства. При этом будут обеспечены технологизация образовательного процесса, его персонификация с ориентацией на индивидуальную траекторию обучения, открытость и доступность образования.
Информатизация образования на основе мировых достижений в области IT-технологий технологий явится средством инновационного опережающего развития казахстанского образования. С учетом этого в качестве стратегической цели определена последовательная системная политика по основным направлениям информатизации образования. В эти направления включены: нормативно-правовое обеспечение; компьютеризация и обновление компьютерного парка; программное обеспечение; интернетизация организаций образования и управления; создание отечественных цифровых образовательных ресурсов; автоматизация системы мониторинга, анализа и управления организациями образования; подготовка педагогических и управленческих кадров.
Стратегия в области компьютеризации ориентируется на достижение мировых показателей обеспеченности учреждений образования современной компьютерной техникой с учетом потребностей образовательной практики.
В области программного обеспечения предусматривается предпочтительное использование программных средств, базирующихся на идеологиях, принципах и средствах открытых систем мирового сообщества Open Source Communitu, а также продуктов признанных мировых лидеров.
Политика в области интернетизации учреждений образования и управления образованием всех уровней нацелена на всемерное развитие информационно-коммуникационной образовательной среды. Должно быть обеспечено 100%-ное подключение организаций образования и управления к глобальной сети на базе различных каналов связи (спутниковая, выделенная, мобильная, широкополосная, беспроводная и др.) высокой пропускной способности.
Планируется создание зон беспроводного доступа в Интернет и научно-образовательной сети на базе технологий Wi-Fi и Wi-Max на территориях организаций образования с последующим их объединением в зону сплошного покрытия территорий учреждений образования в масштабах республики. Предусматривается внедрение и развитие Wap-технологий доступа к Интернет-ресурсам через мобильные телефоны сотовой связи. Интеграция региональных информационно-образовательных корпоративных компьютерных сетей в единую общереспубликанскую информационно-образовательную компьютерную сеть.
В структуре глобальной сети Интернет должен быть реализован казахстанский образовательный сегмент с собственной развитой инфраструктурой и собственным образовательным контентом, адаптированным в системе дистанционного образования Казахстана.
Создание отечественной индустрии цифровых научно-образовательных ресурсов рассматривается в качестве приоритетной стратегической задачи. В Казахстане должно быть налажено производство собственных электронных образовательных ресурсов, удовлетворяющих потребности системы образования и отвечающих предъявляемым квалификационным требованиям. По имеющимся данным, потребность организаций профессионального и технического образования в современных электронных образовательных ресурсах только по предметам профессионального и специального циклов обучения составляет на текущий момент порядка 2780 единиц. Потребность колледжей по предметам профессионального и специального циклов — 7455 единиц, для вузов по дисциплинам базового и профилирующих циклов она составляет 5347 единиц.
Все ресурсы должны разрабатываться на трех языках — казахском, русском, английском.
Одним из стратегических направлений информатизации образования в РК является создание высокотехнологичной автоматизированной системы мониторинга, анализа и управления организациями образования. Она должна обеспечить эффективный документооборот и поддержку системной базы стратегических данных, соответствующих формам отчетности организаций образования. Должен быть также обеспечен качественный мониторинг объективного состояния системы образования в целом и по каждому направлению производственно-образовательной деятельности.
Ключевая роль в области информатизации образования отводится педагогическим и управленческим кадрам. В соответствии со стратегическими целями она должна быть ориентирована на широкое использование IT-технологий в профессиональной деятельности. В учебные планы подготовки педагогических кадров в системе среднего, технического и профессионального и высшего образования рекомендуется ввести курсы по методологии образования на основе IT-технологий.
Перечисленные стратегические направления охватывают все практические аспекты информатизации образования, развития дистанционного и открытого образования. Это свидетельство комплексного подхода к решению проблемы, что позволяет рассчитывать на успех. Мы должны консолидировать наши совместные усилия для их плодотворного претворения в жизнь.

Заключение
Сегодня не может быть ни одной страны, претендующей не только на экономическое и политическое лидерство в новом тысячелетии, но даже на экономическую и политическую самостоятельность, которая не осуществляла бы в соответствии со своими целями действенную реформу своей системы профессиональногообразования.
Высшее профессиональное образование оказывает масштабное влияние на цивилизацию, уровень общественного, социально-экономического, технологического развития и обладает мощным потенциалом самоорганизации и самокорректировки.
    продолжение
–PAGE_BREAK–